Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Гегеля. Метод и система





 

 

Выдающимся представителем немецкой классической философии был Георг-Вильгельм Фридрих Гегель. Гегель критикует Канта за противопоставление им «вещи в себе» «вещи для нас», за агностицизм, который вытекает у Канта не только из того, что в процессе познания субъект как бы «накладывает» на объект априорные формы чувственности и рассудка, но из противоположности субъекта и объекта. Гегель же исходит из тождества субъекта и объекта. По его мнению, реальный мир, природа, человек, общество представляют собой инобытие абсолютной идеи, абсолютного духа. Предмет, явление в такой мере обладают бытием, в такой мере истинны, в какой они воплощают в себе идею. Мы, говорит Гегель, называем истинным другом того, чей способ действия соответствует понятию дружбы. Точно так же истинным государством является то государство, которое воплощает в себе идею государства, а плохим государством будет государство, в котором идея государства не нашла реального воплощения. «…Реальность, не соответствующая понятию, есть только явление, субъективное, случайное, произвольное, которое не есть истина» [1, с. 326–327]. «…Бытием обладает лишь то, что представляет собой идею» [1, с. 327]. Но следует иметь в виду, что когда Гегель говорит о совпадении сущности вещей с понятием идей, он имеет в виду не субъективное понятие, имеющееся у нас в голове, а «абсолютное понятие» абсолютного духа.

Но в этой части Гегель не оригинален, он, по сути, повторяет Платона с его миром идей и реальным миром, как тенью мира идей. Различие между Гегелем и Платоном – в понимании самого мира идей и абсолютного духа. У Платона мир идей вечен, неизменен, совершенен. У Гегеля абсолютная идея, абсолютный дух сам изменяется, развивается. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа. Первый этап – развитие идеи в своем собственном лоне, в сфере чистого, сверхчеловеческого, надчеловеческого, абсолютного мышления. Второй этап – отчуждение абсолютной идеи в природе, где идея выступает «в форме инобытия». При этом в природе диалектика проявляет себя ограниченно, в форме развертывания, а не развития в собственном смысле слова. «Мы должны рассматривать природу как систему ступеней, – пишет Гегель, – каждая из которых необходимо вытекает из другой и является ближайшей истинной той, из которой она проистекала, причем, однако, здесь нет естественного, физического процесса порождения, а есть лишь порождение в лоне внутренней идеи, составляющей основу природы. Метаморфозе подвергается лишь понятие как таковое, так как лишь его изменения представляют собой развитие» [1, Т. 3, с. 333]. Третий этап – отчуждение идеей себя в обществе, в человеческой истории, где идея находит саму себя, осознает саму себя через человека и тем самым возвращается сама к себе.

В наиболее полном, развернутом виде концепция диалектики изложена Гегелем в произведении «Наука логики». Логика в гегелевской системе играет ведущую роль. При этом Гегель понимает логику не как науку о формах человеческого мышления, а как логику объективную, как науку о формах и законах развития самого мира, ибо сам мир разумен. Но разумность самого мира, в свою очередь, обусловлена тем, что в основе его лежит мировой разум, абсолютный дух. Поэтому в «Науке логики» Гегель раскрывает нам диалектику абсолютного духа. А в чем проявляется развитие разума, как человеческого, так и абсолютного? Безусловно, в понятиях, когда речь идет о человеческом разуме, и категориях, когда речь идет об абсолютном разуме. Развитие абсолютного духа выражается в его развертывании в системе категорий, которые затем выступают формами мышления.

И.Кант, как указывалось ранее, выделил четыре группы категорий рассудка, данных нам а prіorі, которые выступают формами нашего мышления. Но что означает а prіorі, что значит – данные до опыта? Врожденные? Выработанные культурой ранее и теперь усваиваемые каждым человеком в ходе воспитания? Кант нигде не объясняет это. Даны – и все. Он не объясняет их генезис. Гегель же убежден в другом. Сами категории, сами формы мышления историчны и выступают итогом, результатом развития. Поэтому у Гегеля все категории не просто рядоположены, а вытекают одна из другой, взаимосвязаны, представляют собой единую систему.

В «Науке логики» Гегель не только создает систему взаимосвязанных категорий, но и раскрывает сам механизм развития, формирует три основных закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Каждый из законов выполняет свою функцию в системе диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает нам причину развития, закон перехода количества в качество – механизм возникновения нового, закон отрицания отрицания – взаимосвязь старого и нового и общую направленность развития.


По мысли Гегеля, причину, источник развития абсолютного духа следует искать в самом духе, в противоречии, присущем каждому понятию, в его односторонности, заставляющем его (понятие) переходить в свою противоположность. Так, в «Науке логики» Гегель в качестве исходного берет самое абстрактное, бедное определениями понятие чистого бытия. Но понятие «чистое бытие» заключает в себе противоречие: с одной стороны, оно есть бытие, с другой, оно по сути равно ничто, оно неразличимо с ничто, ибо, если бы оно отличалось от ничто, то было бы уже определенным бытием и потеряло бы свой смысл. Но это, присущее чистому бытию противоречие, когда бытие переходит в ничто, а ничто переходит в бытие, порождает новую категорию – становление. Здесь бытие выступает как тезис. Ничто – антитезис, становление – синтез. Это знаменитая гегелевская триада, по которой происходит всякое развитие. В становлении, в свою очередь, заключены две противоположности: уничтожение – переход от бытия к ничто и возникновение – переход от ничто к бытию. Борьба этих двух начал в становлении приводит к наличному, определенному бытию, которое выступает уже как качество. Наличное бытие заключает в себе свои противоположности: нечто и другое, и т. д. Таким образом, абсолютный дух развертывает себя в системе категорий, каждая из которых как бы порождается предыдущей и служит основанием для возникновения последующей.

Закон перехода количественных изменений в качественные объясняет нам переход от одного качества к другому. Согласно Гегелю, любое явление характеризуется своими качественными и количественными характеристиками, в своем единстве составляющими меру явления. И процесс развития выступает как единство количественных и качественных изменений, единство постепенности, непрерывности и прерывности, скачка. Пока изменения происходят в границах меры, они происходят постепенно, непрерывно. Так, нагревание воды от 00 до 100оС происходит непрерывно, постепенно, не меняет качества воды как жидкости, оно делает её лишь теплее или холоднее, но если температура выходит за эти границы, то вода превращается в лед или пар скачкообразно, непрерывность прерывается. «Всякое рождение и всякая смерть – это не продолжающаяся постепенность, – пишет Гегель, – а, наоборот, перерыв такой постепенности и скачок из количественного изменения в качественное» [1, с. 309].

Закон отрицания отрицания раскрывает взаимосвязь старого и нового, а также показывает общую направленность развития. В процессе развития, перехода от одного качества к другому, безусловно, происходит отрицание предшествующего качества. То есть всякое развитие, с точки зрения Гегеля, включает в себя момент отрицания. Но, говорит он, это отрицание не есть голое, негативное отрицание, не есть просто уничтожение старого качества. Для характеристики диалектического отрицания Гегель применяет понятие «снятие», которое в немецком языке в своем понимании включает как момент устранения, упразднения, так и момент сохранения. В результате отрицания понятие, предмет, явление не просто отбрасывается, а переходит в новое качество, поднимается на более высокую ступень, наследуя из старого содержания все положительные моменты. При этом развитие идет не по прямой и не по замкнутому кругу, а по спирали, когда в результате второго отрицания происходит как бы возврат к начальному состоянию, но на качественно новой основе.


Развитие духа в самом себе есть лишь первая стадия развития, когда «он есть только дух в себе». Он же с самого начала стремится стать духом для себя, постигнуть себя самого. Чтобы достичь этого, он должен сделать себя другим, обособить себя, воплотить себя в природе. В этом обособлении проявляется подлинная свобода духа, он свободно отпускает себя в качестве природы, объективируется в ней. Но природа, хотя и представляет собой «систему ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой», не означает физического порождения высшего низшим. Диалектика присуща лишь идее, а не физической природе, которая лишь развертывается. Природе диалектика присуща в той степени, в какой в ней наличествует идея, в какой дух в ней обособляет себя на пути к самопознанию. Поэтому ступени природы есть лишь ступени развития духа, а не ступени развития самой физической природы. Это ступени развития духа в форме иного, в форме инобытия. Здесь дух выступает в форме объективного духа, в форме противоположности субъективному духу абсолютной идеи.

Природа есть необходимая ступень на пути к человеческому духу, человеческому сознанию, через развитие которого абсолютная идея возвращается к самой себе, познает саму себя. Здесь дух встает перед нами «как в себе и для себя сущее», как единство объективности и идеальности, как абсолютный дух. Здесь человеческий дух, по существу, повторяет путь развития духа в самом себе, в сфере чистого духа. История человеческого познания есть, по существу, прикладная логика, так как она повторяет путь развития духа в самом себе. История философии, а именно в ней, по мысли Гегеля, дух выступает в своей адекватной форме, свидетельствует о том, что человеческий разум развивается по тем же законам, что и «чистый» разум, и в ходе истории философии формируется та же система категорий, которая представлена в «Науке логики». Но именно поэтому истина предстает перед нами не как законченная, а как развивающаяся и изменяющаяся. Поэтому в науке, философии нет ни абсолютных истин, ни абсолютных заблуждений, каждая истина содержит в себе как зерно абсолютного, так и зерно относительного, что в процессе развития должно быть отвергнуто. Одна из главных причин агностицизма Канта, по мысли Гегеля, заключается в том, что он недиалектически подходит к процессу познания, к истине, к системе категорий, в которых осуществляется человеческое мышление. Правда, и сам Гегель вступает в противоречие с самим собой, когда объявляет свою философскую систему вершиной философской мысли, свидетельством того, что дух познал самого себя, закончив тем самым процесс самореализации.


Подвести итог гегелевскому учению о диалектике лучше всего его же словами: «Диалектика есть… движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, равно как в нем же заключается подлинное, а не внешнее возвышение над конечным». Диалектическое «является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в действительности» [1, с. 292].

К важнейшим идеям Канта и Гегеля в понимании общественной жизни следует отнести идею правового государства и идею историчности общества. На взгляды Канта и Гегеля на общество огромное влияние оказала французская революция, с одной стороны, а с другой – действительность, прусская монархия, в условиях какой они оба жили и творили.

Идея правового государства у Канта вытекает, на что указывалось выше, из его учения о нравственности, из его утверждения, что человек всегда должен рассматриваться как цель, а не как средство. Свобода, по Канту, есть прирожденное и неотчуждаемое право человека. Таким же неотчуждаемым правом является и равенство. И хотя сам Кант ограниченно понимает и свободу и равенство, отказывая, по существу, в участии в решении общих дел неимущим, его идея прав человека и правового государства была прогрессивной идеей своего времени.

Гегель тоже рассматривает государство как «действительность нравственной идеи». Но, в отличие от Канта, к самому обществу, государству он подходит исторически. История, по мысли Гегеля, «есть прогресс в сознании свободы», и само государство есть продукт исторического развития общества. Идеалом государства является конституционная монархия. Государство есть преодоление крайностей индивидуализма и коллективизма. В государстве диалектически, на нравственной основе преодолены эти противоположности.







Date: 2015-09-18; view: 550; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию