Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие философской мысли в Украине в XV-XIX вв





 

 

Развитие философской мысли в Украине в XV-XIX вв. связан прежде всего с братскими школами, которые возникают в XVI-XVII вв. во многих местах Украины и Белоруссии. Братства и братские школы были главными очагами сопротивления культурно-религиозной агрессии Польши после объединения Литвы с Польшей в 1385 году. Среди них особое место занимает Острожский культурно-образовательный центр и Киево-Могилянская академия.

Острожский культурно-образовательный центр был первой попыткой создания высшего учебного заведения в Украине и восточнославянском мире вообще. В 1636 г. он прекращает свое существование. За четыре года до этого в Киеве на базе Киевской братской школы и школы Киево-Печерского монастыря возникает Киево-Могилянский коллегиум (1632 г.), а впоследствии (с 1701 г.) Киево-Могилянская академия, которая действительно стала первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях.

Учебная программа коллегиума строилась по классической схеме средневекового западноевропейского университета: изучались «семь свободных наук» - грамматика, поэтика, риторика, арифметика, геометрия, философия, музыка. Это - основа («классика»), фактически же набор учебных дисциплин был намного шире. Первые четыре года отводились на общеобразовательную подготовку, затем один год на риторику и поэтику, следующие два года - на философию, последние - на теологию.

Программа по философии предусматривала знакомство с произведениями восточных отцов церкви, философскими идеями античности, западной патристики, схоластики, идеями Возрождения, реформации, Раннего Просвещения и др. С Киево-Могилянским коллегиумом связана деятельность таких выдающихся украинских мыслителей как И. Борецкий, К. Сакович, Есть. Плетенецкий, П. Могила (1596-1647) Киево-Печерский архимандрит, который в 1641 г. открыл в Лавре школу, реорганизованную ним в следующем году в коллегиум, названный в его честь Киево-Могилянским. Среди профессоров Киево-Могилянского коллегиума такие известные ученые, философы и писатели, как Ф. Прокопович (1681-1736), И. Галятовский (ум. 1688 г.), Л. Баранович (около 1620-1693), Г. Кониский (1717-1795), И. Кононович-Горбацкий (ум. 1653 г.).

Киево-Могилянская академия сыграла существенную роль в развитии философской культуры не только украинского народа, а других восточнославянских и южнославянских народов.

Воспитанником Киево-Могилянской академии был Григорий Саввич Сковорода (1722-1794). Его философское учение является вершиной в развитии отечественной мысли рассматриваемого периода. Он родился в с. Чернухи, полтавской губернии. Учился в Киево-Могилянской академии (1734-1741, 1744-1753), был певцом придворной капеллы в Санкт-Петербурге (1742-1744), находился в составе посольской миссии за рубежом (1745-1750), а впоследствии преподавал в Переяславле поэтику, работал домашним учителем. В 1759-1764 гг., а также в 1768 г. преподавал в Харьковском коллегиуме, после чего уже до самой смерти был странствующим философом, писал диалоги, читая и печатая их своим знакомым. Странствующий образ жизни достаточно гармонично сочетался со специфическим стилем творчества XVI-XVIII веков - барокко (подчеркнута торжественность, декоративность, динамичность композиции). Барочная направленность мнения Сковороды оказалась прежде всего в принципиально нереалистичном толковании умственной деятельности человека - даже терминологически Сковорода избегал слова «ум», лишь кое-где употреблял ироническое выражение «ползучий ум». Его мысли тесно связаны термином «сердце». Сердце является не просто дух, бездна мыслей, но и человек (истинный человек). То есть речь идет об интерпретации человека не как мыслящего существа (гносеологического субъекта), а как специфического рода духовно-сердечного бытия, экзистенции.

Реальность, по Г. Сковородой, не является монистично-унитарным (идеальным или материальным) бытием. Она является гармоничным взаимодействием трех миров: макрокосмоса, микрокосмоса и символического мира. Первый мир населен, где живет все рожденное. Макрокосм есть малый мир, то есть человек. Символический мир есть Библия, библейские сюжеты. Каждый из трех миров состоит из двух «натур», двух своеобразных подчиненных миров - видимый и невидимый, живой и мертвый, целый и разрушенный. Видимая натура зовется живым существом, а невидимая - Бог. Бог всегда есть, был и будет.

Макрокосм единственный, но единство его специфическая. Это «двое в одном и одно из двух». Бог - не сама природа, а ее «источник», «свет», «солнце». Так же и микрокосм, человек является единством двух натур: «эмпирической» (телесной) и «внутренней» (истинного человека).

Большой мир (макрокосм) и Человек (микрокосм), будучи отличными, одновременно тесно между собой взаимодействуют. Взаимодействие это гармоничное, но устанавливается гармония не автоматически, а сама собой: ее почва - жизненная творческая инициатива человека и «инструментом» избрание правильного жизненного пути есть сердце. Сердце выступает в роли специфического познавательного средства, методологического принципа. Оно является средством познания своего - «сродного» жизненного пути, своей «сроднящейся» счастливой судьбы. Сродность здесь представляется человеческому сердцу в символической форме и поэтому опосредуется третьим - «символическим» - миром, Библией (она означает не только «Священное Писание», сам жизненный процесс символизируется здесь «цитированием» Книги жизни).

В третьем мире (как и у первых двух) так же выделяются две натуры: видимая (предметная образность символа - буквы, слова и др.) и невидимая (смысл, «расшифровка содержания символа). Расшифровка библейской символики («жизненных шифров»), однако, не является чисто теоретической работой, оно охватывает всю сферу человеческой жизнедеятельности, ибо требует видеть за обманчивой внешностью реалий их настоящий духовный (этичный и эстетический и др.) - смысл. А это вполне соответствует пониманию Сковородой задач философии.

Главный источник всех бед человеческих - «несродность» (неумение или нежелание творческого поиска путей «сродности» с миром). У каждого - уникальный и неповторимый образ «сродности». В то же время возможность для всех «сроднения» труда и жизни, Сковорода раскрывает идеи в «неравной ровности», сущность которой заключается в том, чтобы каждый человек выполнял в жизни хотя бы и не большую роль, но удачно.

В философии Г. Сковороды доминантные линии украинской мировоззренческой ментальности - экзистенциональность, кордоцентризм («сердце - всем голо-ва»), антизм («сродность» мира и человека) - впервые приобрели характер не просто тенденции, а устойчивого ядра и поэтому предоставляют им классической формы проявления. Поэтому Г. Сковорода законно получил статус родоначальника украинской классической философии.

 

 

Date: 2015-09-18; view: 322; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию