Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая и социальная защита. 131 page





В соответствии с Указом Президента РФ N 1500 2001 г. комиссия совместно с отделом по помилованию администрации края обязана осуществлять контроль за деятельностью соответствующих органов власти по социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. Созданный по распоряжению главы администрации Краснодарского края авторский коллектив изучил состояние этой работы с лицами, помилованными Президентом РФ. По результатам исследования можно сформулировать несколько основных выводов, свидетельствующих о социальной полезности института помилования. Прежде всего, следует отметить низкий процент рецидива преступлений среди этих лиц, он составляет всего 8%, несколько большее количество (10%) помилованных привлекалось к административной ответственности. Причем помилованные лица, отбывавшие наказания за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, незаконный оборот наркотиков, вновь к уголовной ответственности не привлекались. Вновь совершили преступления только те, кто привлекался за совершение краж чужого имущества. Обращает на себя внимание то, как помилованные оценивают применение к ним этого акта милосердия, многие из них присылали в адрес комиссии, отдела письма благодарности, обращались с просьбами и за советами.

Однако не всегда та среда, в которую возвращается помилованный, благоприятна для его исправления и не всегда его ждут родные с распростертыми объятиями, зачастую им просто некуда возвращаться. Этим-то и вызваны обращения в комиссию помилованных с просьбами о трудоустройстве, получении жилья, решении иных социальных проблем. Изучение этих вопросов, ознакомление с наблюдательными делами на помилованных, заведенными отделом по вопросам помилования администрации Краснодарского края, свидетельствует о том, что освобождаемые из мест лишения свободы лица нередко выпадают из сферы внимания правоохранительных, местных муниципальных органов. Тем более что многие помилованные - это женщины, имеющие малолетних детей, а еще более трагично - детей, которые "отбывали" вместе с ними наказание, т.е. находились в доме ребенка при колонии.

Начало адаптации помилованного лица (впрочем, как и всех освобождаемых из мест лишения свободы) связано с очень важным этапом - выходом на свободу, что включает:

обеспечение за счет осужденного или благотворительного фонда одеждой не просто по сезону, а отвечающей тенденциям моды (особенно для женщин - тем более что все это они могут сшить на производственной базе своей колонии при создании ателье индивидуального пошива);

выяснение - встречает ли его кто-то (особенно для женщин), для иногородних - доставка на вокзал, приобретение билета;

устройство ребенка в детские учреждения, оказание помощи в оформлении детских пособий.

В этот самый сложный период выхода на свободу, наверное, главное - не оставить освободившегося в одиночестве с его проблемами, чтобы он не решил, что в колонии все же лучше (там вся его жизнь расписана, у него нет необходимости думать о дне грядущем).

С особой остротой перед обществом встает проблема - осужденная мать и ребенок. По нашему мнению, целесообразно нормативно закрепить положение, согласно которому весь срок отбывания наказания мать и ребенок должны быть вместе. Непременным условием освобождения по помилованию осужденной-матери должна быть положительная характеристика, ее желание забрать ребенка из детского дома и заниматься его воспитанием.

Исходя из насущных жизненных проблем, с которыми приходится встречаться лицам, освобождаемым по помилованию из мест лишения свободы, с учетом опыта ряда регионов страны и, в частности, Краснодарского края, а также проекта Федерального закона "Об основах социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы", Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2005 "Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы" предлагаем программу повышения эффективности социальной адаптации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (помилованных, амнистированных, освободившихся из исправительных учреждений по отбытии срока лишения свободы). Она включает систему рекомендаций, адресованных: а) администрации исправительных учреждений; б) департаменту Федеральной государственной службы занятости населения; б) персоналу воспитательных колоний, на который ложится особая ответственность по обеспечению исправительно-воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных. Программа представлена руководству Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан, а также администрации Краснодарского края.


Программа повышения эффективности социальной адаптации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации:

Преамбула

Современная Россия переживает различные социально-политические, экономические процессы, среди которых особо следует выделить два из них. Первый - это демографическое обнищание нации. Ежегодно количество населения уменьшается почти на миллион человек, уровень смертности превышает уровень рождаемости, высок процент эмиграции. При этом демографическая ситуация усугубляется резким снижением физического, психического и морального здоровья населения. Так, 25% осужденных страдают психическими заболеваниями или отклонениями, 90% - либо никогда не обладали профессиональными и трудовыми навыками, либо полностью их утратили; 40% осужденных в возрасте до 25 лет нигде не работали и не учились.

Второй процесс сопряжен с небывалым повышением криминальной активности населения. Так, в 2006 г. число совершенных преступлений превысило 3,5 млн., а выявленных лиц, совершивших преступления, - свыше 2 млн. В России из каждых 100 тысяч населения (включая новорожденных) 650 сидят в тюрьме или отбывают срок в колониях. В характеристике преступности наличествуют такие показатели, как значительное омоложение участников преступлений, жестокость, цинизм преступлений, совершаемых несовершеннолетними, большое число убийств, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилований со стороны подростков до 14-летнего возраста.

Негативным фоном преступности является наркомания. В стране насчитываются миллионы потребителей наркотиков, среди которых большинство - молодые люди, несовершеннолетние, школьники. К примеру, по официальным данным, в Краснодарском крае из 40 тысяч поставленных на учет потребителей наркотиков 1600 учащихся средних школ, ПТУ (в действительности эти цифры значительно больше).

В подобной ситуации вполне естественно на первый план выступает проблема повышения эффективности мер по социальной адаптации лиц, как освобожденных от дальнейшего отбывания наказания, так и находящихся в исправительных учреждениях. Только совместными усилиями государственных органов и учреждений, общественных объединений можно остановить развитие процесса деморализации общества, оздоровить ту часть населения, которая в силу различных обстоятельств преступила закон. При этом следует отметить, что в повышении эффективности процесса социальной адаптации осужденных особая роль отведена комиссиям по вопросам помилования.

С учетом отмеченных обстоятельств в соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2005 "Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы", опыта работы с данной категорией лиц в Краснодарском крае и других регионах страны, а также проекта Федерального закона "Об основах социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы":

1. Рекомендовать администрации исправительных учреждений:

в соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2005 "Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы" совместно с Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения организовать регулярное информирование осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Краснодарского края, об основных нормах и положениях законодательства о занятости населения, имеющихся вакантных рабочих местах по краю, разъяснять порядок трудоустройства, права и обязанности в ходе поиска работы;


организовать опережающее профессиональное обучение лиц, отбывающих наказание, направленное на получение специальностей, востребованных на рынке труда;

обеспечивать непременное соблюдение положений ст. 173 УИК РФ "Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения", указывающей, что "паспорт освобождаемого от... лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению. В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства";

за шесть месяцев до освобождения осужденных обеспечить направление запросов в органы местного самоуправления городов и районов края и органы внутренних дел по предполагаемому местожительству лиц, подлежащих освобождению, для решения вопросов их трудового и бытового устройства, о необходимости стационарного лечения или постановки на диспансерный учет в лечебных учреждениях больных;

в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2007 г. N 1499-р "Об утверждении Перечня основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных", внедрять новые виды работ, которые позволили бы осужденным не только заработать, но и получить полезные навыки, которые они смогли бы использовать на свободе (например, создание тюремных фермерских хозяйств на базе брошенных или обанкротившихся колхозов и совхозов (например, по опыту Саратовской области, где за ФСИН закреплено 427 тысяч га сельхозугодий, задействовано 722 подсобных хозяйства).

2. Рекомендовать Департаменту Федеральной государственной службы занятости населения:

ст. 25 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" обязывает работодателей ежемесячно предоставлять в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест,..., о выполнении квоты для приема... граждан, испытывающих трудности в поиске работы: освободившихся из мест лишения свободы...". В соответствии с данной правовой нормой контролировать квотирование рабочих мест для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (Постановление от 4 сентября 2000 г. N 66-П "О дополнительных гарантиях занятости граждан, освобождаемых из мест лишения свободы или осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы"), с обеспечением службой занятости доступности этой информации (база данных должна охватывать хотя бы Южный федеральный округ) в местах лишения свободы;


ежегодно формировать банк вакансий квотируемых рабочих мест для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы;

оказывать финансовую поддержку учреждениям Управления исполнения наказаний Минюста России на опережающее профессиональное обучение лиц, отбывающих наказание;

осуществлять профессиональную подготовку граждан, отбывших уголовное наказание, на учебной базе Департамента Федеральной государственной службы занятости населения;

содействовать гарантированному трудоустройству этой категории граждан с использованием средств бюджета на частичную компенсацию расходов работодателя по оплате труда;

организовать временную занятость этих лиц, привлекая их к участию в оплачиваемых общественных работах;

выделять наиболее подготовленным гражданам из числа освобожденных из мест лишения свободы, в первую очередь помилованным, безвозмездные субсидии на организацию собственного дела;

создать реабилитационный центр для освободившихся осужденных;

создать общественный фонд помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию (например, подобный фонд объединяет 108 жителей Омской, Иркутской, Новосибирской областей, Красноярского, Алтайского краев. 99 процентов из них - бывшие осужденные. Некоммерческую организацию местные власти не поддерживают и не финансируют. На одежду и пропитание вчерашние колонисты зарабатывают сами, в основном на городских стройках и плодоовощных базах. В планах фонда - продолжение строительства и ремонт брошенного жилья в Егорьевке с целью расселения еще нескольких десятков человек);

рекомендовать органам местного самоуправления организовать своевременный учет лиц, освобожденных от наказания на основании помилования, оказать им помощь в бытовом устройстве не позднее 15-дневного срока со дня прибытия их к месту жительства;

предложить управлению внутренних дел оказывать содействие лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в восстановлении документов, удостоверяющих их личность, постановке на учет и регистрации по месту жительства в случае их утери;

управлению социальной защиты населения администрации края при необходимости принимать меры по устройству освободившихся из мест лишения свободы лиц в дома-интернаты для инвалидов и престарелых.

3. Рекомендовать персоналу воспитательных колоний с учетом специфики решаемых задач:

обратить внимание на организацию образовательного процесса. В соответствии с рекомендациями ФСИН России целесообразно создать в колониях пункты дистанционного обучения соответствующих высших учебных заведений (по данным ФСИН России, в вузах России обучаются более 1600 заключенных), предусмотрев для этого дополнительные бюджетные места;

активизировать воспитательную работу и обучение профессии (за счет расширения сети профессионально-технических учреждений, входящих в ведение ФСИН);

создать соответствующие производственные базы с целью закрепления полученных знаний на практике (ФСИН готовит проект положения об открытии совместных с частным бизнесом предприятий по опыту Калининградской области).

Нормативная база:

Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. М., 1993;

Уголовный кодекс Российской Федерации (по сост. на 9 сентября 2009 г.). М., 2009;

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (по сост. на 1 февраля 2008 г.). М., 2008;

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 29.12.2006);

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в ред. Федерального закона от 06.06.2007 N 91-ФЗ);

Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации".

Проект Федерального закона "Об основах социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы" // Правовая система "КонсультантПлюс".

Закон Краснодарского края от 08.02.2000 N 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае".

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2005 "Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы".

Постановление от 4 сентября 2000 г. N 66-П "О дополнительных гарантиях занятости граждан, освобождаемых из мест лишения свободы или осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы".

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 1 апреля 2008 г. N 80 "Примерное положение о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы" // Российская газета. 16.04.2008.

 

Литература

 

1. Прохоров Л.А. Помилование: особенности исторического развития и точки соприкосновения с правосудием // Мировой судья. 2008. N 5.

2. Реймер А. Арестанты в отпуске. Интервью "Российской газете" // Российская газета. 15.10.2009.

3. Бабаков А. Преступность не искоренить жестокостью // Российская газета. 10.10.2008.

4. Куликов В. Биржа арестантов // Российская газета. 20.11.2008.

5. Куликов В. Казенный дом-2 (в России создается сеть приютов для бывших заключенных) //Российская газета. 01.04.2009.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 819 "О внесении изменений в Положение об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду" // Российская газета. 23.10.2009.

7. Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 223-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" // Российская газета. 30.09.2009.

8. Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 г.) // Преступление и наказание. 1996. N 8.

9. Вагин О.А., Кондратюк Л.В. О трудоустройстве и социальной адаптации лиц, отбывших наказание, в сельском хозяйстве // Российский следователь. 2007. N 8. С. 17 - 20.

10. Постановление Правительства РФ от 29.08.2001 N 636 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Реформирование уголовно-исполнительной системы Минюста России на 2002 - 2005 гг." // Российская газета. 07.09.2001.

11. Полякова Ю., Куликов В. Бизнесменов зовут за решетку (Федеральная служба исполнения наказаний открывает совместные предприятия в местах заключения) // Российская газета. 05.03.2008.

12. Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" N 76-ФЗ // Российская газета. 18.06.2008.

13. Прохоров Л.А. Проблемы совершенствования правового регулирования института помилования в России // Материалы Всероссийского совещания председателей комиссий по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации 4 - 6 декабря 2002 г. М., 2003.

 

 

 

 

Название документа

Вопрос: Гражданскому персоналу отделения социального и пенсионного обеспечения военкомата района (первого разряда) в соответствии с п. "а" Перечня должностей... утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 июля 2000 г., выплачивалась надбавка к должностному окладу в размере 30%. С 1 апреля 2008 г. выплата надбавки прекращена. Правомерно ли это? Какой руководящий документ регламентирует отмену этой надбавки?

("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 7)

Дата

20.06.2010

Информация о публикации

Ковалев В.И. Вопрос-ответ // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 7. С. 92.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

Вопрос: Гражданскому персоналу отделения социального и пенсионного обеспечения военкомата района (первого разряда) в соответствии с п. "а" Перечня должностей... утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 июля 2000 г., выплачивалась надбавка к должностному окладу в размере 30%. С 1 апреля 2008 г. выплата надбавки прекращена. Правомерно ли это? Какой руководящий документ регламентирует отмену этой надбавки?

 

Ответ: В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации вопросы выплат компенсационных и стимулирующих надбавок регулируются Положением о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" (с изменениями от 5 мая 2009 г.)).

Ранее действовавшие приказы Министра обороны Российской Федерации в установленном порядке были признаны утратившими силу.

 

В.И.Ковалев

Заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, доцент,

профессор Военного университета

 

 

 

 

Название документа

Статья: Социальные гарантии работнику при заключении срочного трудового договора

(Пресняков М.В.)

("Право и экономика", 2008, N 5)

Дата

24.04.2008

Информация о публикации

"Право и экономика", 2008, N 5

Примечание к документу

 

Текст документа

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РАБОТНИКУ

ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ СРОЧНОГО ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

 

М.В. ПРЕСНЯКОВ

 

Пресняков Михаил Викторович, доцент кафедры гражданского процесса, трудового, земельного и экологического права Поволжской академии государственной службы. Кандидат философских наук.

Окончил Саратовский государственный университет, а также Саратовскую государственную академию права.

Автор учебника "Трудовое право", комментариев к Федеральным законам "Об общих принципах организации местного самоуправления" и "О коммерческой тайне" и ряда статей.

 

Трудовые договоры могут заключаться как на неопределенный срок (без указания срока его действия), так и на определенный срок (срочный трудовой договор). Однако по общему правилу должен заключаться трудовой договор на неопределенный срок и лишь при невозможности его заключения - срочный трудовой договор. Такой подход законодателя вполне соответствует рекомендациям МОТ (Рекомендация Международной Организации Труда от 22 июня 1982 г. "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя"). Это объясняется тем, что срочный трудовой договор имеет дополнительное основание своего прекращения (в связи с истечением срока действия), что ставит работника в более уязвимое положение.

Статья 58 ТК РФ устанавливает общее правило, согласно которому срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Такие случаи должны быть прямо предусмотрены федеральным законом (но не подзаконными актами и не законами субъектов РФ). Перечень ситуаций, когда допускается заключение срочного трудового договора, содержится в ст. 59 ТК РФ.

В новой редакции ТК РФ принципиально изменился подход законодателя к регламентации случаев и порядка заключения срочного трудового договора. Ранее ст. 59 ТК РФ не устанавливала обязанность сторон заключить срочный трудовой договор, т.е. в указанных случаях также мог заключаться трудовой договор на неопределенный срок. Как разъяснил Пленум ВС РФ, работодатель мог заключить срочный трудовой договор в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, лишь при условии соблюдения общих правил заключения срочного трудового договора, установленных ст. 58 ТК РФ, т.е. когда трудовые отношения не могли быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения (Постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (с посл. изм.)). При этом, как пояснил Пленум ВС РФ, обязанность доказать наличие обстоятельств, делающих невозможным заключение трудового договора с работником на неопределенный срок, возлагается на работодателя. При недоказанности работодателем таких обстоятельств следует исходить из того, что трудовой договор с работником заключен на неопределенный срок.

Теперь же законодатель прямо указал, в каких случаях трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Другими словами, ст. 59 ТК РФ выделяет отдельно случаи, когда срочный трудовой договор должен быть заключен независимо от желания сторон, и те случаи, когда такой договор может быть заключен по инициативе сторон.

Например, независимо от воли сторон срочный трудовой договор должен заключаться на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, на время выполнения временных (до двух месяцев) работ, с лицами, направляемыми на работу за границу, и т.п.

В части 2 ст. 59 ТК РФ перечислены случаи, когда трудовой договор может быть заключен на определенный срок по соглашению сторон: с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), с поступающими на работу пенсионерами по возрасту и др.

Такое изменение нормативного регулирования оснований заключения срочного трудового договора на практике может вызвать серьезные проблемы. Так, в силу ч. 3 ст. 58 ТК РФ сохраняет силу правило о том, что если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок. Как это соотносится с нормой, предусматривающей в перечисленных случаях обязательное заключение срочного трудового договора? Например, лицо принимается для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы). По оплошности кадровой службы с ним заключается договор без указания срока его действия. По окончании указанных работ издается приказ об увольнении, который данный гражданин обжалует в суд, ссылаясь на ст. 58 ТК РФ.

Трудовое законодательство запрещает заключать срочный трудовой договор без достаточных к тому оснований и, в частности, в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.

Необоснованное заключение срочного трудового договора является сегодня одним из наиболее распространенных нарушений трудового законодательства.

Явным нарушением законодательства является ситуация, когда трудовой договор заключается в случаях, не предусмотренных ст. 59 ТК РФ (либо иным федеральным законом). В этом случае решение суда будет однозначным: трудовой договор будет признан заключенным на неопределенный срок.

Сложнее дело обстоит в ситуациях, когда формально существует возможность заключения срочного трудового договора (случаи, перечисленные в ст. 59), но фактически нет необходимости заключать договор на неопределенный срок. Как пояснил Пленум ВС РФ, обязанность доказать наличие обстоятельств, делающих невозможным заключение трудового договора с работником на неопределенный срок, возлагается на работодателя. При недоказанности работодателем таких обстоятельств следует исходить из того, что трудовой договор с работником заключен на неопределенный срок. При установлении в ходе судебного разбирательства факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции суд вправе с учетом обстоятельств каждого дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок.

Не следует думать, что новая редакция ст. 59 ТК РФ освобождает работодателя от необходимости в случае спора доказывать, что трудовые отношения не могли быть установлены на неопределенный срок. Например, ст. 59 ТК РФ императивно устанавливает необходимость заключения срочного трудового договора на время выполнения временных (до двух месяцев) работ. Вместе с тем при возникновении трудового спора работодатель должен будет представить доказательства, что данная работа носит временный характер. В этом смысле, как нам представляется, сохраняет силу указание Пленума ВС РФ, что при установлении в ходе судебного разбирательства факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции суд вправе с учетом обстоятельств каждого дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок.

Кроме того, Пленум ВС РФ отметил, что в соответствии с частью второй ст. 58 ТК РФ в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 59 ТК РФ, срочный трудовой договор может заключаться без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. При этом необходимо иметь в виду, что такой договор может быть признан правомерным, если имелось соглашение сторон (ч. 2 ст. 59 ТК РФ), т.е. если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя.

Если судом при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора будет установлено, что он заключен работником вынужденно, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок.

Иногда работодатель пытается "стимулировать" заключение срочных трудовых договоров, закрепляя различные льготы и преимущества для лиц, заключивших такой договор, по сравнению с теми, с кем заключен трудовой договор на неопределенный срок.

Например, генеральным директором ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" был издан Приказ N 355 "О совершенствовании контрактной системы и оплаты труда работников летного состава", которым введено в действие положение о заработной плате работников летного состава. Данным положением предусматривался переход летного состава общества на систему индивидуальных трудовых договоров (контрактов) на определенный срок (2 или 4 года) с повышением суммарных ставок оплаты летной работы.







Date: 2015-09-17; view: 316; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.032 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию