Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовая и социальная защита. 125 page
10 ├─*───*─────────────────────────────────────────────────────────────────── 0 └───┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬──── 1917 1926 1939 1959 1970 1979 1989 1991 1996 2001 2002 2003 2004 2005 2006 годы
График 1. Изменение городского и сельского населения России
Российская Федерация является светским государством, в котором гарантировано право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания <7>. Данные о наличии преобладающей религии у верующих различных народов России представлены в таблице 3. -------------------------------- <7> См.: Конституция Российской Федерации. Ст. 14, 28.
Таблица 3. Вероисповедание народов России, 2002 г. <8>
-------------------------------- <8> См.: Итоги переписи населения 2002 г.: по материалам Росстата.
Итак, в 1990-е годы усилился интерес российского общества к религии как источнику духовных ценностей, верующим были возвращены православные храмы и мечети, активизировались религиозные объединения, стала развиваться сфера религиозного воспитания и образования. Этому способствовал Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", который регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина <9>. -------------------------------- <9> См.: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г.).
Политико-правовое устройство. Социальная структура. Согласно Конституции РФ Россия является федеративным государством с республиканской формой правления. Модель государственного устройства установлена трехуровневая: федеральный уровень, уровень субъектов Российской Федерации и муниципальный уровень. Российская Федерация включает 89 равноправных субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, Еврейскую автономную область и 10 автономных округов <10>. -------------------------------- <10> См.: Конституция Российской Федерации.
Структура административно-территориального деления дополнилась 7 федеральными округами, которые подчинены Президенту через полномочия представителей. Кардинально изменилась система государственных органов: нормативно закреплен институт президентства (гл. 4, ст. 80 - 93); разделена на федеральном уровне государственная власть на представительную - законодательную (Федеральное Собрание) - гл. 5, ст. 94 - 109, исполнительную (Правительство РФ) - гл. 6, ст. 110 - 117 и судебную - гл. 7, ст. 118 - 129; введено местное самоуправление, не входящее в систему государственной власти. Высшей ценностью по Конституции являются человек, его права и свободы (не коллектив, классы, партия), общественный строй не определяется, т.е. Конституция деполитизирована (гл. 1, ст. 2). Таким образом, Конституция 1993 г. закрепила политические изменения, произошедшие в стране, утвердила новые основы социальных, имущественных, национальных отношений, закрепила федеративное устройство России, определила структуру власти, отношения центральных и местных органов управления, гарантировала ряд демократических прав, свобод человека и гражданина. Специфика социально-экономических реформ. С 1992 г. начались коренные изменения и в экономике за счет ее ускоренного перехода к рынку, к легитимной частной собственности через либерализацию цен и экономической деятельности и жесткую финансовую политику ("шоковую терапию"). Важнейшими направлениями радикальных преобразований 1992 - 1996 гг. явились либерализация цен и торговли (отказ от государственного регулирования цен на большую часть товаров; создание равных условий для развития всех форм торговли); финансовая стабилизация (подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса, структурная перестройка экономики на устранение диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей); социальная политика (формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения). Главные задачи экономической политики Правительства в период с марта 1997 г. по май 2007 г. были следующие: обеспечение бюджетного профицита за счет ужесточения режима экономии на государственных расходах (в основном на армию, культуру, образование, медицину); разработка жилищно-коммунальной и налоговой реформы, введение новых правил приватизации (гласность, организация конкурсов и др.); антикризисная программа по стабилизации экономики (отклонена Государственной Думой - в результате сильный финансовый кризис); принятие мер по стабилизации положения в стране и их осуществление; курс на повышение эффективности государственного управления; в социальной политике повышение зарплаты бюджетникам и пенсионерам, ликвидация основной задолженности по зарплате. В социально-экономической политике Президента В.В. Путина можно выделить два главных направления: 1) расширение правовой базы рыночной экономики; 2) углубление либерально-рыночных преобразований. В результате была не только разрушена система народного хозяйства, но и создана правовая база, не допускающая возврата к советской общественной системе: реформирование банковской, налоговой, бюджетной, управленческой, трудовой, здравоохранительной, образовательной, пенсионной систем. Но за 15 лет реформ Россия подошла не к социально ориентированной рыночной экономике, а к нерациональной рыночной системе, состоящей из прибыльного для ограниченной части населения сектора (связан с экспортом сырья) и ориентированного на внутренний рынок деградирующего сектора (занятость большей части населения) (таблица 4).
Таблица 4. Индексы производства продукции по отраслям промышленности, % (1990 г. - 100%) <11>
-------------------------------- <11> Составлено по данным официального сайта Госкомстата Российской Федерации. URL: www.gks.ru.
Анализ данных таблицы свидетельствует, что в целом объем промышленного производства уменьшился, при этом добывающие отрасли, продукция которых в большей степени ориентирована на экспорт, снизили производство не столь значительно. Снижение темпов производства характерно для жизнеобеспечивающих отраслей - пищевой и легкой промышленности. В наибольшей степени разрушение затронуло сельское хозяйство. Валовой сбор зерна в 2004 г. составил 78 млн. тонн (в 1987 г. - 109 млн. тонн), сахарной свеклы - 21 млн. тонн (1987 г. - 34 млн. тонн), картофеля - 36 млн. тонн (1987 г. - 38 млн. тонн). В животноводстве: поголовье крупного рогатого скота в 2004 г. составляло 23 млн. голов (1987 г. - 60,5 млн. голов); свиней - 14 млн. голов (1987 г. - 40,2 млн. голов); производство мяса составляло в 2004 г. - 16 млн. тонн (1987 г. - 18,9 млн. тонн); молока - 32 млн. тонн (1987 г. - 53 млн. тонн) <12>. -------------------------------- <12> См.: Данные Росстата. Народное хозяйство СССР в 1987 г. Статистический ежегодник. М., 1988. С. 188, 190, 193, 214 - 215, 218 - 219.
Таким образом, продовольственная проблема продолжает представлять угрозу национальной безопасности. Необходимо также отметить, что главными собственниками сырьевых отраслей стали олигархи; постоянно идет процесс перераспределения собственности; сверхприбыли от продажи нефти и газа оседают в Стабилизационном фонде, который работает на иностранную, а не отечественную экономику. Важным фактором, на наш взгляд, дестабилизирующим экономику, является равный для всех подоходный налог в 13% (данный налог уравняли при В.В. Путине), который создает экономически неоправданные привилегии богатому меньшинству, это приводит к существенной дифференциации доходов населения. Так, на долю 15% населения России в 2005 г. приходилось около 85% всех сбережений: 57% денежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% всех средств, расходуемых на покупку иностранной валюты <13>. -------------------------------- <13> См.: Львов Д. Контуры будущей России // Завтра. 2006. N 47(679). 22 нояб.
Приведем еще один подтверждающий факт аномального социального расслоения: в 2006 г. число долларовых миллиардеров в России составило 61 человек, примечательно, что 32 из них - депутаты Государственной Думы или члены Совета Федерации <14>. Совершенно очевидно, почему Правительство настаивает на гарантии незыблемости налогового законодательства и отрицательно относится к введению прогрессивного подоходного налога. -------------------------------- <14> См.: У миллиардеров - смена лидера // Аргументы и факты. 2007. N 5.
Таким образом, социально-экономическая политика Правительства привела к системному кризису всех сфер жизнедеятельности: на фоне роста экспортных сырьевых отраслей разрушены многие отрасли экономики, составляющие производственную и непроизводственную сферы, в особенности те, которые ориентированы на государственный спрос или бюджетную сферу (легкая и пищевая промышленность, строительство, наукоемкие отрасли, сельское хозяйство, образование, наука, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и др.). В наибольшей степени разрушение затронуло социальную сферу: отсутствие стратегической социальной программы не позволяет обеспечивать соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижения социально приемлемого уровня жизни, причем были демонтированы социальные гарантии на федеральном уровне, были перетасованы бюджетные отношения в пользу федерального центра, а субъекты Федерации оказались без денег, необходимых для выполнения тех социальных обязательств, которые на них теперь возложены <15>. Как в период с 2006 по 2008 г. (в среднесрочной перспективе) Правительство намерено решить задачи сокращения масштабов бедности, четко прописано в Программе социально-экономического развития РФ, а именно: не увеличение расходов на социальную помощь, а организация эффективной социальной помощи <16>. Такие заявления убедительно демонстрируют отказ Правительства изменить социально-экономический курс, проводимый в интересах новых капиталистов и высшей бюрократии. Также доказательством нежелания менять социально-политический курс служит тот факт, что федеральная власть, имеющая право устанавливать минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и минимальный размер пенсии (МП), игнорирует записанные в законах обязательства поднять их до прожиточного минимума <17>. С 1 сентября новый фиксированный МРОТ устанавливается в размере 2300 руб. против 1100 руб., причем субъектам РФ предоставляется право устанавливать МРОТ с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума в регионе, зарплата бюджетников, привязанная к МРОТ, увеличится на 15%. Базовая часть пенсии с 1 апреля 2007 г. увеличена на 7,5% (1305 руб.), а с 1 октября 2007 г. ее довели до 1260 руб., страховая часть пенсии увеличена с 1 апреля 2007 г. на 9,2% - в итоге средний размер пенсии вырос на 438 руб. и составил 3100 руб. -------------------------------- <15> См.: Проханов А. Это - наши идеи // Завтра. 2006. N 26(658). <16> См.: распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р "Об утверждении Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.)". <17> См.: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изм. от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г.) // Система "Гарант".
Для сравнения: с 1 января 2007 г. должностные оклады чиновников возросли на 10%, а с 1 декабря 2007 г. увеличатся еще на 15% <18>, причем доходы отечественных чиновников различаются по регионам (таблица 5). -------------------------------- <18> См.: Овчинников А. Кого ждут прибавки к новому году // Комсомольская правда. 2007. 11 - 18 янв.
Таблица 5. Зарплата чиновников исполнительной власти в некоторых регионах (в 2006 г.) <19>
-------------------------------- <19> Официальный сайт Росстата. URL: www.rosstat.ru.
А средняя заработная плата по стране составила в 2006 г. 9800 руб. <20>. -------------------------------- <20> Официальный сайт Росстата. URL: www.rosstat.ru.
Все приведенные цифры свидетельствуют, что государственная социальная политика направлена на обнищание большей части русского населения и обогащение незначительной ее части. Итак, анализ результатов и последствий проводимых Правительством преобразований позволяет сделать следующие выводы: реформы оказали и оказывают негативное влияние и на экономику, и на социальную сферу, и на развитие общества в целом; Советское государство разрушено, но декларативные заявления о том, что строится правовое государство с социально ориентированной экономикой, расходятся с реальным положением дел в стране, отношением властных структур к гражданам отечества; системный кризис ведет Россию к национальной катастрофе. Демографическая ситуация в России в 1992 - 2000 годы. Итак, в 1992 г. Россия вступила на путь капиталистического развития. Радикальные реформы существенно повлияли на количественные и качественные характеристики демографических процессов. Демографическая ситуация в 1990-е годы кардинально отличалась от движения демографических процессов 2-й половины XX в.: ежегодное сокращение численности населения приобрело характер устойчивой тенденции (график 2).
149 ┌────────────────────────────────────────────────────── 148,5 ├──────*────*────*───────────────────────────────────── Всего, 148 ├──*──────────────────*────*────*────────────────────── млн. 147,5 ├────────────────────────────────────*───────────────── человек 147 ├─────────────────────────────────────────*──────────── 146,5 ├──────────────────────────────────────────────*─────*─ 146 ├────────────────────────────────────────────────────── 145,5 └────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬──── 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 годы
График 2. Динамика численности населения Российской Федерации в 1990-е годы <21>
-------------------------------- <21> См.: Демографический ежегодник России. 1999. С. 19.
Основной причиной сокращения численности населения служит устойчивая естественная убыль населения, начавшаяся в 1992 г. (диаграмма 1).
2000 │ │ ┌─┐ 1500 │ │*│ ┌─┐ │ │*│ │*│ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ 1000 │ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ Всего, 500 │ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ человек │ │*│ ┌─┐ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ (тысяч) 0 ├─┴─┼─┼─┴─┴─┼─┬─┬─┴─┼─┬───┴─┼─┬─┬─┴─┼─┬─┬─┴─┼─┬─┬─┴─┼─┬─┬─┴─┼─┬─┬─┴─┼─┬─┬─┴─┼─┬─┬─ │ │=│ │=├─┘ │=│ │=│ │ │=│ │ │=│ │ │=│ │ │=│ │ │=│ │ │=│ │ -500 │ │=│ │=│ │=│ │=│ │ │=│ │ │=│ │ │=│ │ │=│ │ │=│ │ │=│ │ │ │=│ │=│ │=│ │=│ │ │=├─┘ │=├─┘ │=├─┘ │=├─┘ │=│ │ │=│ │ -1000 │ │=│ │=│ │=│ │=├─┘ │=│ │=│ │=│ │=│ │=├─┘ │=├─┘ │ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ -1500 │ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │ └─┘ └─┘ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ -2000 │ │=│ │=│ │=│ └─┘ └─┘ └─┘ │=│ │=│ │ └─┘ └─┘ └─┘ └─┘ └─┘ -2500 │ 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
г о д ы
┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ │*│ - родившиеся │=│ - умершие │ │ - естественный прирост └─┘ └─┘ └─┘
Диаграмма 1. Динамика основных компонентов естественного движения населения <22>
-------------------------------- <22> См.: Демографический ежегодник России. 1999. С. 50; официальный сайт Госкомстата Российской Федерации. URL: www.gks.ru.
Для сравнения: в конце 1980-х годов, несмотря на быстрое снижение темпов естественного прироста, численность населения медленно росла, естественной убыли не наблюдалось. А в 1990-е годы незначительные колебания естественной убыли населения не изменили тенденции ее повышения: в конце 1990-х годов естественная убыль превышала 900 тыс. человек. Важно отметить характерную особенность демографических процессов данного периода: миграционный прирост не смог компенсировать естественную убыль населения (диаграмма 2).
1000 │ │ ┌─┐ │ │=│ Всего, 500 │ ┌─┐ │=│ ┌─┐ человек │ ┌─┐ │=│ │=│ │=│ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ (тысяч) │ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ 0 ├─┬─┼─┼─┬─┬─┼─┼─┬─┬─┼─┼─┬─┬─┼─┼─┬─┬─┼─┼─┬─┬─┼─┼─┬─┬─┼─┼─┬─┬─┼─┼─┬─┬─┼─┼─┬ │ │*│ └─┘ │*│ │ │ │*│ └─┘ │*│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ │ └─┘ │*│ └─┘ │*│ │*│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ -500 │ │*│ │*│ │*│ │ │ │*│ └─┘ │*│ └─┘ │*│ └─┘ │*│ │ │ │*│ │ │ │ └─┘ │*│ │*│ │ │ │*│ └─┘ └─┘ │*│ └─┘ │*│ └─┘ │ └─┘ └─┘ └─┘ └─┘ └─┘ └─┘ -1000 │
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
г о д ы
┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ │*│ - естественная убыль; │ │ - абсолютная убыль населения; │=│ - миграционный прирост └─┘ └─┘ └─┘
Диаграмма 2. Динамика абсолютной убыли населения <23>
-------------------------------- <23> См.: Демографический ежегодник России. 1999. С. 50; официальный сайт Госкомстата Российской Федерации. URL: www.gks.ru.
Данные диаграммы показывают, что процесс вымирания русского народа приобрел необратимый характер; за период с 1992 по 2000 г. естественная убыль населения составила 6 млн. 794 тыс. человек, а миграционный прирост, сокращавшийся с 1997 г., не компенсировал и 50% естественной убыли населения. Таким образом, анализ основных компонентов движения населения позволяет сделать следующий вывод: отличительная черта демографических процессов 1990-х годов - сохранение как естественного, так и общего отрицательного прироста, что является результатом совокупного действия низкой рождаемости, очень высокой смертности и неблагоприятной возрастной структуры. Такого резкого сокращения рождаемости и стремительного возрастания смертности населения во второй половине XX в. зафиксировано не было. Следовательно, причины демографического кризиса обусловлены не тенденциями сокращения рождаемости и небольшого повышения смертности, имевшими место в 1970 - 1980-е годы, а кардинальными социально-экономическими реформами, последствия которых блокировали для значительной части россиян их стремление к воспроизводству <24>. Date: 2015-09-17; view: 286; Нарушение авторских прав |