Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая и социальная защита. 125 page





10 ├─*───*───────────────────────────────────────────────────────────────────

0 └───┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────

1917 1926 1939 1959 1970 1979 1989 1991 1996 2001 2002 2003 2004 2005 2006

годы


 

График 1. Изменение городского и сельского населения России

 

Российская Федерация является светским государством, в котором гарантировано право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания <7>. Данные о наличии преобладающей религии у верующих различных народов России представлены в таблице 3.

--------------------------------

<7> См.: Конституция Российской Федерации. Ст. 14, 28.

 

Таблица 3. Вероисповедание народов России, 2002 г. <8>

 

--------------------------------

<8> См.: Итоги переписи населения 2002 г.: по материалам Росстата.

 

Название народа Религия
русские марийцы православие
украинцы удмурты
белорусы коми и коми-пермяки
осетины карелы
чуваши грузины
якуты ханты
буряты манси
мордва  
армяне Армянская христианская церковь
евреи иудаизм
буряты тувинцы буддизм
татары ингуши ислам
кабардинцы азербайджанцы
башкиры адыгейцы
чеченцы народы Дагестана
казахи  

 

Итак, в 1990-е годы усилился интерес российского общества к религии как источнику духовных ценностей, верующим были возвращены православные храмы и мечети, активизировались религиозные объединения, стала развиваться сфера религиозного воспитания и образования. Этому способствовал Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", который регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина <9>.

--------------------------------

<9> См.: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г.).

 

Политико-правовое устройство. Социальная структура. Согласно Конституции РФ Россия является федеративным государством с республиканской формой правления. Модель государственного устройства установлена трехуровневая: федеральный уровень, уровень субъектов Российской Федерации и муниципальный уровень. Российская Федерация включает 89 равноправных субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, Еврейскую автономную область и 10 автономных округов <10>.

--------------------------------

<10> См.: Конституция Российской Федерации.

 

Структура административно-территориального деления дополнилась 7 федеральными округами, которые подчинены Президенту через полномочия представителей.

Кардинально изменилась система государственных органов: нормативно закреплен институт президентства (гл. 4, ст. 80 - 93); разделена на федеральном уровне государственная власть на представительную - законодательную (Федеральное Собрание) - гл. 5, ст. 94 - 109, исполнительную (Правительство РФ) - гл. 6, ст. 110 - 117 и судебную - гл. 7, ст. 118 - 129; введено местное самоуправление, не входящее в систему государственной власти.

Высшей ценностью по Конституции являются человек, его права и свободы (не коллектив, классы, партия), общественный строй не определяется, т.е. Конституция деполитизирована (гл. 1, ст. 2).

Таким образом, Конституция 1993 г. закрепила политические изменения, произошедшие в стране, утвердила новые основы социальных, имущественных, национальных отношений, закрепила федеративное устройство России, определила структуру власти, отношения центральных и местных органов управления, гарантировала ряд демократических прав, свобод человека и гражданина.


Специфика социально-экономических реформ. С 1992 г. начались коренные изменения и в экономике за счет ее ускоренного перехода к рынку, к легитимной частной собственности через либерализацию цен и экономической деятельности и жесткую финансовую политику ("шоковую терапию").

Важнейшими направлениями радикальных преобразований 1992 - 1996 гг. явились либерализация цен и торговли (отказ от государственного регулирования цен на большую часть товаров; создание равных условий для развития всех форм торговли); финансовая стабилизация (подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса, структурная перестройка экономики на устранение диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей); социальная политика (формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения).

Главные задачи экономической политики Правительства в период с марта 1997 г. по май 2007 г. были следующие: обеспечение бюджетного профицита за счет ужесточения режима экономии на государственных расходах (в основном на армию, культуру, образование, медицину); разработка жилищно-коммунальной и налоговой реформы, введение новых правил приватизации (гласность, организация конкурсов и др.); антикризисная программа по стабилизации экономики (отклонена Государственной Думой - в результате сильный финансовый кризис); принятие мер по стабилизации положения в стране и их осуществление; курс на повышение эффективности государственного управления; в социальной политике повышение зарплаты бюджетникам и пенсионерам, ликвидация основной задолженности по зарплате.

В социально-экономической политике Президента В.В. Путина можно выделить два главных направления: 1) расширение правовой базы рыночной экономики; 2) углубление либерально-рыночных преобразований.

В результате была не только разрушена система народного хозяйства, но и создана правовая база, не допускающая возврата к советской общественной системе: реформирование банковской, налоговой, бюджетной, управленческой, трудовой, здравоохранительной, образовательной, пенсионной систем.

Но за 15 лет реформ Россия подошла не к социально ориентированной рыночной экономике, а к нерациональной рыночной системе, состоящей из прибыльного для ограниченной части населения сектора (связан с экспортом сырья) и ориентированного на внутренний рынок деградирующего сектора (занятость большей части населения) (таблица 4).

 

Таблица 4. Индексы производства продукции

по отраслям промышленности, % (1990 г. - 100%) <11>

 

--------------------------------

<11> Составлено по данным официального сайта Госкомстата Российской Федерации. URL: www.gks.ru.

 

Название отрасли Годы
     
Вся промышленность      
В том числе: электроэнергетика      
топливная      
черная металлургия      
цветная металлургия      
химическая и нефтеперерабатывающая      
машиностроение и металлообработка      
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная      
промышленность строительных материалов      
легкая      
пищевая      

 


Анализ данных таблицы свидетельствует, что в целом объем промышленного производства уменьшился, при этом добывающие отрасли, продукция которых в большей степени ориентирована на экспорт, снизили производство не столь значительно. Снижение темпов производства характерно для жизнеобеспечивающих отраслей - пищевой и легкой промышленности.

В наибольшей степени разрушение затронуло сельское хозяйство. Валовой сбор зерна в 2004 г. составил 78 млн. тонн (в 1987 г. - 109 млн. тонн), сахарной свеклы - 21 млн. тонн (1987 г. - 34 млн. тонн), картофеля - 36 млн. тонн (1987 г. - 38 млн. тонн). В животноводстве: поголовье крупного рогатого скота в 2004 г. составляло 23 млн. голов (1987 г. - 60,5 млн. голов); свиней - 14 млн. голов (1987 г. - 40,2 млн. голов); производство мяса составляло в 2004 г. - 16 млн. тонн (1987 г. - 18,9 млн. тонн); молока - 32 млн. тонн (1987 г. - 53 млн. тонн) <12>.

--------------------------------

<12> См.: Данные Росстата. Народное хозяйство СССР в 1987 г. Статистический ежегодник. М., 1988. С. 188, 190, 193, 214 - 215, 218 - 219.

 

Таким образом, продовольственная проблема продолжает представлять угрозу национальной безопасности. Необходимо также отметить, что главными собственниками сырьевых отраслей стали олигархи; постоянно идет процесс перераспределения собственности; сверхприбыли от продажи нефти и газа оседают в Стабилизационном фонде, который работает на иностранную, а не отечественную экономику. Важным фактором, на наш взгляд, дестабилизирующим экономику, является равный для всех подоходный налог в 13% (данный налог уравняли при В.В. Путине), который создает экономически неоправданные привилегии богатому меньшинству, это приводит к существенной дифференциации доходов населения. Так, на долю 15% населения России в 2005 г. приходилось около 85% всех сбережений: 57% денежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% всех средств, расходуемых на покупку иностранной валюты <13>.

--------------------------------

<13> См.: Львов Д. Контуры будущей России // Завтра. 2006. N 47(679). 22 нояб.

 

Приведем еще один подтверждающий факт аномального социального расслоения: в 2006 г. число долларовых миллиардеров в России составило 61 человек, примечательно, что 32 из них - депутаты Государственной Думы или члены Совета Федерации <14>. Совершенно очевидно, почему Правительство настаивает на гарантии незыблемости налогового законодательства и отрицательно относится к введению прогрессивного подоходного налога.


--------------------------------

<14> См.: У миллиардеров - смена лидера // Аргументы и факты. 2007. N 5.

 

Таким образом, социально-экономическая политика Правительства привела к системному кризису всех сфер жизнедеятельности: на фоне роста экспортных сырьевых отраслей разрушены многие отрасли экономики, составляющие производственную и непроизводственную сферы, в особенности те, которые ориентированы на государственный спрос или бюджетную сферу (легкая и пищевая промышленность, строительство, наукоемкие отрасли, сельское хозяйство, образование, наука, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и др.). В наибольшей степени разрушение затронуло социальную сферу: отсутствие стратегической социальной программы не позволяет обеспечивать соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижения социально приемлемого уровня жизни, причем были демонтированы социальные гарантии на федеральном уровне, были перетасованы бюджетные отношения в пользу федерального центра, а субъекты Федерации оказались без денег, необходимых для выполнения тех социальных обязательств, которые на них теперь возложены <15>. Как в период с 2006 по 2008 г. (в среднесрочной перспективе) Правительство намерено решить задачи сокращения масштабов бедности, четко прописано в Программе социально-экономического развития РФ, а именно: не увеличение расходов на социальную помощь, а организация эффективной социальной помощи <16>. Такие заявления убедительно демонстрируют отказ Правительства изменить социально-экономический курс, проводимый в интересах новых капиталистов и высшей бюрократии. Также доказательством нежелания менять социально-политический курс служит тот факт, что федеральная власть, имеющая право устанавливать минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и минимальный размер пенсии (МП), игнорирует записанные в законах обязательства поднять их до прожиточного минимума <17>. С 1 сентября новый фиксированный МРОТ устанавливается в размере 2300 руб. против 1100 руб., причем субъектам РФ предоставляется право устанавливать МРОТ с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума в регионе, зарплата бюджетников, привязанная к МРОТ, увеличится на 15%. Базовая часть пенсии с 1 апреля 2007 г. увеличена на 7,5% (1305 руб.), а с 1 октября 2007 г. ее довели до 1260 руб., страховая часть пенсии увеличена с 1 апреля 2007 г. на 9,2% - в итоге средний размер пенсии вырос на 438 руб. и составил 3100 руб.

--------------------------------

<15> См.: Проханов А. Это - наши идеи // Завтра. 2006. N 26(658).

<16> См.: распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р "Об утверждении Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.)".

<17> См.: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изм. от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г.) // Система "Гарант".

 

Для сравнения: с 1 января 2007 г. должностные оклады чиновников возросли на 10%, а с 1 декабря 2007 г. увеличатся еще на 15% <18>, причем доходы отечественных чиновников различаются по регионам (таблица 5).

--------------------------------

<18> См.: Овчинников А. Кого ждут прибавки к новому году // Комсомольская правда. 2007. 11 - 18 янв.

 

Таблица 5. Зарплата чиновников исполнительной власти

в некоторых регионах (в 2006 г.) <19>

 

--------------------------------

<19> Официальный сайт Росстата. URL: www.rosstat.ru.

 

Название региона, области, города Средний размер заработной платы, в рублях
Москва 25 000
Санкт-Петербург 29 000
Приволжский федеральный округ 14 900
Южный федеральный округ: 15 200
В том числе: Волгоград 23 200
Ростов 19 300
Калмыкия 7 700
Карачаево-Черкесия 8 600
Дагестан 8 800
Чукотский АО 39 500
Таймырский АО 62 684
Ненецкий АО 52 424
Ханты-Мансийский АО 48 967

 

А средняя заработная плата по стране составила в 2006 г. 9800 руб. <20>.

--------------------------------

<20> Официальный сайт Росстата. URL: www.rosstat.ru.

 

Все приведенные цифры свидетельствуют, что государственная социальная политика направлена на обнищание большей части русского населения и обогащение незначительной ее части. Итак, анализ результатов и последствий проводимых Правительством преобразований позволяет сделать следующие выводы: реформы оказали и оказывают негативное влияние и на экономику, и на социальную сферу, и на развитие общества в целом; Советское государство разрушено, но декларативные заявления о том, что строится правовое государство с социально ориентированной экономикой, расходятся с реальным положением дел в стране, отношением властных структур к гражданам отечества; системный кризис ведет Россию к национальной катастрофе.

Демографическая ситуация в России в 1992 - 2000 годы. Итак, в 1992 г. Россия вступила на путь капиталистического развития. Радикальные реформы существенно повлияли на количественные и качественные характеристики демографических процессов. Демографическая ситуация в 1990-е годы кардинально отличалась от движения демографических процессов 2-й половины XX в.: ежегодное сокращение численности населения приобрело характер устойчивой тенденции (график 2).


 

149 ┌──────────────────────────────────────────────────────

148,5 ├──────*────*────*─────────────────────────────────────

Всего, 148 ├──*──────────────────*────*────*──────────────────────

млн. 147,5 ├────────────────────────────────────*─────────────────

человек 147 ├─────────────────────────────────────────*────────────

146,5 ├──────────────────────────────────────────────*─────*─

146 ├──────────────────────────────────────────────────────

145,5 └────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

годы

 

График 2. Динамика численности населения

Российской Федерации в 1990-е годы <21>

 

--------------------------------

<21> См.: Демографический ежегодник России. 1999. С. 19.

 

Основной причиной сокращения численности населения служит устойчивая естественная убыль населения, начавшаяся в 1992 г. (диаграмма 1).

 

2000 │

│ ┌─┐

1500 │ │*│ ┌─┐

│ │*│ │*│ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐

1000 │ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│

│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│

Всего, 500 │ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│

человек │ │*│ ┌─┐ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│ │*│

(тысяч) 0 ├─┴─┼─┼─┴─┴─┼─┬─┬─┴─┼─┬───┴─┼─┬─┬─┴─┼─┬─┬─┴─┼─┬─┬─┴─┼─┬─┬─┴─┼─┬─┬─┴─┼─┬─┬─┴─┼─┬─┬─

│ │=│ │=├─┘ │=│ │=│ │ │=│ │ │=│ │ │=│ │ │=│ │ │=│ │ │=│ │

-500 │ │=│ │=│ │=│ │=│ │ │=│ │ │=│ │ │=│ │ │=│ │ │=│ │ │=│ │

│ │=│ │=│ │=│ │=│ │ │=├─┘ │=├─┘ │=├─┘ │=├─┘ │=│ │ │=│ │

-1000 │ │=│ │=│ │=│ │=├─┘ │=│ │=│ │=│ │=│ │=├─┘ │=├─┘

│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│

-1500 │ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│

│ └─┘ └─┘ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│

-2000 │ │=│ │=│ │=│ └─┘ └─┘ └─┘ │=│ │=│

│ └─┘ └─┘ └─┘ └─┘ └─┘

-2500 │

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

 

г о д ы

 

┌─┐ ┌─┐ ┌─┐

│*│ - родившиеся │=│ - умершие │ │ - естественный прирост

└─┘ └─┘ └─┘

 

Диаграмма 1. Динамика основных компонентов естественного

движения населения <22>

 

--------------------------------

<22> См.: Демографический ежегодник России. 1999. С. 50; официальный сайт Госкомстата Российской Федерации. URL: www.gks.ru.

 

Для сравнения: в конце 1980-х годов, несмотря на быстрое снижение темпов естественного прироста, численность населения медленно росла, естественной убыли не наблюдалось. А в 1990-е годы незначительные колебания естественной убыли населения не изменили тенденции ее повышения: в конце 1990-х годов естественная убыль превышала 900 тыс. человек.

Важно отметить характерную особенность демографических процессов данного периода: миграционный прирост не смог компенсировать естественную убыль населения (диаграмма 2).

 

1000 │

│ ┌─┐

│ │=│

Всего, 500 │ ┌─┐ │=│ ┌─┐

человек │ ┌─┐ │=│ │=│ │=│ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐

(тысяч) │ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│ │=│

0 ├─┬─┼─┼─┬─┬─┼─┼─┬─┬─┼─┼─┬─┬─┼─┼─┬─┬─┼─┼─┬─┬─┼─┼─┬─┬─┼─┼─┬─┬─┼─┼─┬─┬─┼─┼─┬

│ │*│ └─┘ │*│ │ │ │*│ └─┘ │*│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │

│ └─┘ │*│ └─┘ │*│ │*│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │ │*│ │ │

-500 │ │*│ │*│ │*│ │ │ │*│ └─┘ │*│ └─┘ │*│ └─┘ │*│ │ │ │*│ │ │

│ └─┘ │*│ │*│ │ │ │*│ └─┘ └─┘ │*│ └─┘ │*│ └─┘

│ └─┘ └─┘ └─┘ └─┘ └─┘ └─┘

-1000 │

 

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

 

г о д ы

 

┌─┐ ┌─┐ ┌─┐

│*│ - естественная убыль; │ │ - абсолютная убыль населения; │=│ - миграционный прирост

└─┘ └─┘ └─┘

 

Диаграмма 2. Динамика абсолютной убыли населения <23>

 

--------------------------------

<23> См.: Демографический ежегодник России. 1999. С. 50; официальный сайт Госкомстата Российской Федерации. URL: www.gks.ru.

 

Данные диаграммы показывают, что процесс вымирания русского народа приобрел необратимый характер; за период с 1992 по 2000 г. естественная убыль населения составила 6 млн. 794 тыс. человек, а миграционный прирост, сокращавшийся с 1997 г., не компенсировал и 50% естественной убыли населения.

Таким образом, анализ основных компонентов движения населения позволяет сделать следующий вывод: отличительная черта демографических процессов 1990-х годов - сохранение как естественного, так и общего отрицательного прироста, что является результатом совокупного действия низкой рождаемости, очень высокой смертности и неблагоприятной возрастной структуры.

Такого резкого сокращения рождаемости и стремительного возрастания смертности населения во второй половине XX в. зафиксировано не было. Следовательно, причины демографического кризиса обусловлены не тенденциями сокращения рождаемости и небольшого повышения смертности, имевшими место в 1970 - 1980-е годы, а кардинальными социально-экономическими реформами, последствия которых блокировали для значительной части россиян их стремление к воспроизводству <24>.







Date: 2015-09-17; view: 286; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.04 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию