Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовая и социальная защита. 124 page
-------------------------------- <9> Циркуляр НКВД РСФСР от 26 марта 1929 г. N 102 "Об отпуске на полевые работы заключенных в 1929 году" // Бюллетень Народного комиссариата внутренних дел РСФСР. 1929. 8 апреля. N 13 (314). С. 227 - 228. <10> Об исправительно-трудовой политике (тезисы к докладу тов. Трасковича на VI Съезде прокурорских, судебных и следственных работников РСФСР) // Еженедельник советской юстиции. 1928. 12/19 декабря. N 46/47. С. 1194 - 1197. <11> Циркуляр НКВД РСФСР от 29 марта 1929 г. N 106 // Административный вестник. 1929. N 3. С. 59.
Переполненность мест лишения свободы послужила поводом (причина - решение задач социально-экономической политики) к изменению карательной политики государства, что ознаменовало начало ее нового этапа. Научное обоснование этого было сделано А.А. Герцензоном, который считал, что необходимо идти "к сбалансированию тюремного населения на грани наличных мест, отнюдь не идя при этом по линии постройки новых тюрем. Роста преступности, который бы вынуждал идти на это, нет и не доказано" <12>. -------------------------------- <12> Герцензон А.А. Борьба с преступностью в РСФСР. По материалам обследования НК РКИ СССР / Под ред. и с предисловием В.А. Радус-Зеньковича. М.: Юридическое издательство НКЮ РСФСР, 1928. С. 155.
Основную задачу нового этапа карательной политики государства в своем письме от 16 февраля 1928 г. И.В. Сталину сформулировал народный комиссар юстиции и прокурор РСФСР Н.М. Янсон. Ее смысл сводился к необходимости отказа от практиковавшейся до этого системы преследования преступлений главным образом путем применения лишения свободы <13>. Конкретные решения по реализации новой задачи были приняты объединенным совещанием прокуратуры РСФСР, отдела судебного управления Народного комиссариата юстиции РСФСР и Верховного Суда РСФСР 13 - 20 марта 1928 г. На совещании была отмечена необходимость отказаться от огульного неиндивидуализированного применения норм права <14>. Сохранить суровые меры репрессий к классовым врагам и преступникам, но в отношении социально неустойчивых лиц лишение свободы предлагалось заменять иными, по терминологии Уголовного кодекса РСФСР в редакции 1926 г., "мерами социальной защиты судебно-исправительного характера". Такими, как принудительные работы, и другими <15>. -------------------------------- <13> ГАРФ. Ф. 3316. Оп. 65. Д. 35. Л. 2. <14> Ширвиндт Е. Современные проблемы карательной политики // Административный вестник. 1928. N 3. С. 10 - 14. <15> ГАОО. Ф. 27. Оп. 1. Д. 669. Л. 43.
Нормативное оформление новая линия получила в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. "О карательной политике и состоянии мест заключения" <16>. Постановление предписывало сохранить применение суровых мер репрессий в отношении классовых врагов и деклассированных преступников-профессионалов (бандитов, поджигателей, конокрадов, растратчиков, взяточников и воров). В отношении остальных - искоренить практику необоснованного привлечения к уголовной ответственности и упорядочить систему назначения мер социальной защиты. Принципиально новым здесь становился отказ от "перевоспитания социально чуждых элементов" <17>. Такое убеждение сложилось под воздействием факта роста рецидивной преступности в условиях нэпа и мнения о том, что приспособление профессиональных преступников к условиям трудового общежития является трудновыполнимой задачей <18>. Взгляды, согласно которым следовало отказаться от перевоспитания социально чуждых элементов, имели место весь послереволюционный период. В качестве методов ликвидации социальной опасности, исходившей от таких элементов, предлагались лишение их права заниматься своим промыслом, ссылка и конфискация имущества. В связи с этим вносились предложения о дополнении Уголовного кодекса специальными мерами социальной защиты по отношению к лицам, признанным социально опасными <19>. Кроме этого, предлагалось добиться максимальной реальности приговоров к лишению свободы в отношении осужденных по наиболее тяжким преступлениям <20> посредством введения особых мер социальной защиты - относительно неопределенных приговоров и ссылки <21>. -------------------------------- <16> Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. "О карательной политике и состоянии мест заключения" // Еженедельник советской юстиции. 1928. N 14; Сборник материалов по истории социалистического уголовного законодательства. М., 1938. С. 269 - 271. <17> Файнблит С. Либеральная болтовня (ответ т. Утевскому) // Еженедельник советской юстиции. 1928. 24 сентября. N 35. С. 955 - 956. <18> Рецидивисты в местах лишения свободы за 1927 - 1928 гг. Информация Государственного института по изучению преступности и преступника // Административный вестник. 1929. N 6 - 7. С. 68 - 71; Утевский Б. Сколько у нас преступников-профессионалов и что с ними делать // Административный вестник. 1929. N 4. С. 12 - 20. <19> Пионтковский А.А. Меры социальной защиты и Уголовный кодекс РСФСР // Советское право. Журнал института советского права. 1923. N 3 (6). С. 50. <20> Бранденбургский Я. Первый шаг к пересмотру нашей карательной политики // Еженедельник советской юстиции. 1928. 15 - 24 октября. N 38/39. С. 1013 - 1014. <21> Утевский Б.С. Современная преступность по данным переписи мест заключения // Административный вестник. 1928. N 1. С. 37 - 44.
В развитие положений Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. по инициативе Н.М. Янсона НКЮ РСФСР и Верховный Суд РСФСР составили директивное письмо <22>. Оно содержало ряд принципиальных положений, оказавших влияние на правоприменительную деятельность 20 - 30-х годов XX в. Теперь суровые приговоры должны были выноситься только в отношении классовых врагов. К социально неустойчивым лицам из числа трудящихся, совершившим бытовые правонарушения, краткие сроки лишения свободы должны были быть заменены воспитательными мерами социальной защиты: общественное порицание, штраф, принудительные работы <23>. -------------------------------- <22> Директивное письмо НКЮ РСФСР и Верховного Суда РСФСР от 20 августа 1928 г. "О карательной политике" // Еженедельник советской юстиции. 1928. 4 сентября. N 33. С. 919. <23> ГАВО. Ф. Оп. 1. Д. 55. Л. 327.
Таким образом, произошел отказ от позиции бюро ЦКК ВКП(б), которое на своем заседании 4 февраля 1926 г. провозгласило курс на сведение к минимуму системы принудительных работ <24>, исходя из того, что в условиях роста безработицы их эффективная организация была невозможна. За весь 1928 г. в сельской местности принудительные работы организованы не были практически нигде <25>. В результате этого народные суды продолжали приговаривать к краткосрочному лишению свободы. В определенной степени это было связано с тем, что инструкция по применению принудительных работ появилась только в конце 1928 г. <26>. Поэтому по РСФСР произошло увеличение численности таких осужденных с 111806 на 1 марта 1928 г. до 113555 на 1 декабря 1928 г. Количество лиц, приговоренных к краткосрочным срокам заключения, доходило до 43% от числа всех осужденных к лишению свободы <27>. Кроме того, по отдельным регионам РСФСР только 50% приговоров к принудработам приводились в исполнение <28>, в ЦЧО не исполнялось до 20% приговоров к принудительным работам <29>. Это происходило потому, что в городах отдельные приговоренные по состоянию здоровья не могли заниматься тяжелым физическим трудом, других видов работы не было, а часть из них уклонялась от исполнения приговора. В сельской местности главной причиной была невозможность организовать работы. Но даже отбывание принудительных работ не гарантировало эффективного воспитательного воздействия на осужденного <30>. Вначале лицам, приговоренным к принудительным работам, должна была выплачиваться заработная плата <31>. Низкий уровень материального обеспечения местных органов государственной власти на фоне безработицы делал оплату труда принудработников невозможной. Только с 21 ноября 1927 г. стало предусматриваться бесплатное отбывание принудительных работ <32>. -------------------------------- <24> ГАРФ. Ф. 3316. Оп. 65. Д. 12. Л. 8. <25> Государственный архив Курской области (далее - ГАКО). Ф. 1721. Оп. 1. Д. 1. Л. 27. <26> Инструкция по применению принудительных работ без содержания под стражей утверждена 28 ноября 1928 г., опубликована Циркуляром от 30 ноября 1928 г. N 404 // Бюллетень Народного комиссариата внутренних дел РСФСР. 1928. 16 декабря. N 45 (300). С. 923 - 933. <27> Траскович Ф. Новый закон о принудительных работах и очередные задачи органов юстиции на местах // Еженедельник советской юстиции. 1928. 9 июня. N 21. С. 620 - 621. <28> Чернер В. Принудработы и их реальность // Административный вестник. 1930. N 4. С. 57 - 60. <29> ГАКО. Ф. 345. Оп. 1. Д. 61. Л. 28, 29. <30> Городков В. Итоги 3-го окружного совещания адмработников Орловского округа // Административный вестник. 1930. N 1. С. 52 - 53. <31> Якубсон В.Р. Реформа уголовного законодательства и принудительные работы без содержания под стражей // Административный вестник. 1929. N 2. С. 42 - 48. <32> Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 21 ноября 1927 г. "Об утверждении Положения об издании волостными и районными исполнительными комитетами, городскими советами заштатных городов и сельскими советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке" // Бюллетень Народного комиссариата внутренних дел РСФСР. 1928. N 1 (256). С. 2 - 5.
В условиях нэпа сложилась практика неофициального сокращения сроков отбывания принудительных работ в обмен на транспортные услуги для ВИК, сельских Советов или милиции. Стремление преодолеть этот недостаток вызвало необходимость в издании циркуляра НКЮ РСФСР, который запретил заменять работы откупом от них <33>, кроме того, объекты приложения труда принудработников стали жестко регламентироваться. Было дано указание использовать осужденных в основном на строительных работах <34>. С другой стороны, производство таких работ было затруднено нехваткой квалифицированных работников, которые уходили на отхожие промыслы <35>. -------------------------------- <33> Циркуляр НКЮ РСФСР от 24 октября 1928 г. "Об улучшении постановки принудительных работ" // Еженедельник советской юстиции. 1928. 15 - 24 октября. N 38/39. С. 1051 - 1052. <34> Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. 1917 - 1928 гг. Т. 1. М.: Гос. издательство юридической литературы, 1959. С. 641, 642. <35> ГАОО. Ф. 457. Оп. 1. Д. 361. Л. 32.
В целях преодоления указанных недостатков НКЮ РСФСР 14 января 1929 г. издал циркуляр <36>. В циркуляре указывалось, что в случае неисполнения Закона от 21 мая 1928 г. будет поставлен вопрос о направлении лиц, возглавлявших административные отделы в порядке судебного приговора, также на принудительные работы. Областной суд ЦЧО направил на места письмо, в котором говорилось, что судья, вынесший приговор к краткосрочному лишению свободы, "будет предан суду по обвинению в неисполнении распоряжений центрального правительства и узнает на собственном опыте, что такое принудительные работы" <37>. Но только после указания НКВД РСФСР снимать с руководящей должности лиц, не организовавших принудительных работ <38>, ситуация стала улучшаться. -------------------------------- <36> Циркуляр НКЮ РСФСР от 14 января 1929 г. N 5 "О реальном применении Закона от 21/V-28 г. о принудительных работах" // Еженедельник советской юстиции. 1929. 17 января. N 2. С. 48. <37> ГАОО. Ф. 473. Оп. 1. Д. 4. Л. 8, 9. <38> Циркуляр НКВД РСФСР от 18 января 1929 г. N 432 "О реальном проведении мероприятий по организации принудработ" // Бюллетень Народного комиссариата внутренних дел РСФСР. 1929. 1 февраля. N 5 (306). С. 100 - 101; Циркуляр НКВД РСФСР от 8 февраля 1929 г. N 44 "О принудработах без содержания под стражей" // Бюллетень Народного комиссариата внутренних дел РСФСР. 1929. 24 февраля. N 8 (309). С. 156 - 157.
Принятые меры дали результат. Количество приговоренных к принудительным работам стало расти. Если в 1928 г. по РСФСР к трудовым работам было осуждено 210238 человек, то в 1929 г. - уже 634651 человек, т.е. 50,8% от числа всех осужденных <39>. В 1929 - 1932 гг. количество приговоренных к принудительным работам достигло максимальных показателей. К 1933 г. произошло их некоторое сокращение, но увеличилось количество приговоренных к лишению свободы. Это было вынужденной мерой и во многом определялось необходимостью применения жестких санкций к участникам событий лета 1932 г. (второй массовый выход из колхозов, который сопровождался нанесением значительного ущерба колхозам и колхозникам). Однако со второй половины 1934 г. вновь произошел рост числа осужденных к исправительно-трудовым работам, а количество приговоренных к лишению свободы вновь сократилось <40>. Эти данные весьма показательны для характеристики советской карательной политики. -------------------------------- <39> ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 2 с. Д. 1547. Л. 3. <40> ГАРФ. Ф. 9474. Оп. 16. Д. 80. Л. 71 об., 72.
Но на этом пути не удалось избежать и недостатков. Оценивая практику юридической ответственности в виде принудительных работ, член ЦКК ВКП(б), член Верховного Суда СССР А.А. Сольц говорил, что в отношении лиц из числа трудящихся применяются излишне суровые меры наказания. Он приводил факты, когда приговор предусматривал три месяца принудительных работ за то, что осужденный называл членов сельского Совета пешками или отказывался по приказу милиционера сгонять с крыши голубей <41>. Приговоры народных судов отменялись в надзорном порядке из-за того, что не соблюдалась мера в соотношении вины и юридической ответственности <42>. Так, три месяца принудительных работ назначались за кражу петуха, в то время как за избиение милиционера налагался штраф в 3 руб. <43>. В нарушении принципов соответствия наказания мере содеянного и ответственности за вину председатель комиссии по делам частной амнистии при ВЦИК А.А. Сольц видел "величайшую несправедливость" и считал, что подобные приговоры подлежат пересмотру <44>. Нарушался и принцип революционной законности. Под стражу брали даже тогда, когда не были оформлены соответствующие документы <45>. При вынесении оправдательного приговора лицо не сразу освобождалось из-под стражи, а спустя две-три недели <46>. В свое время В.И. Ленин говорил, что виновные в подобных фактах должны были привлекаться к ответственности по суду за волокиту <47>. В целях борьбы с подобными явлениями широко проводились чистки судебно-следственных аппаратов, которые в целом давали положительные результаты. Начиная с 1928 г. <48>, и особенно с 1929 г., применение судами краткосрочных сроков лишения свободы значительно сократилось. -------------------------------- <41> ГАРФ. Ф. 3316. Оп. 64. Д. 993. Л. 4. <42> ГАОПИ КО. Ф. 2600. Оп. 1. Д. 26. Л. 12. <43> ГАОО. Ф. 27. Оп. 1. Д. 669. Л. 3, 3 об. <44> РГА СПИ. Ф. 613. Оп. 3. Д. 119. Л. 26. <45> ГАВО. Ф. 516. Оп. 1. Д. 134. Л. 57. <46> ГАОО. Ф. 27. Оп. 3 д. Д. 26. Л. 42. <47> Ленин В.И. Телеграмма Мамадышскому уездному исполкому // Полн. собр. соч. Т. 1 - 55. М., 1958 - 1965. Т. 50. С. 257. <48> ГАРФ. Ф. 3316. Оп. 64. Д. 557. Л. 52.
Однако приближение мирового экономического кризиса (1929 - 1933 гг.) и усилившаяся с 1927 г. враждебность стран Запада и Востока по отношению к СССР требовали активной социально-экономической политики государства. Это вызвало необходимость пересмотра карательной политики. Следствием этого стало усиление репрессий по делам о терроре в отношении советских и партийных работников, бандитизме, контрреволюционной деятельности, нарушении закона о национализации земли, лжекооперативах, бюрократизме, а также кулаках, уклонявшихся от уплаты налогов и срывавших хлебозаготовки <49>. Линия на усиление репрессий в отношении "злостных" правонарушителей и ее ослабление в отношении "незлостных" выдерживалась и в дальнейшем. -------------------------------- <49> ГАВО. Ф. 1439. Оп. 1. Д. 59. Л. 196.
Название документа Статья: Государственная политика Российской Федерации по управлению демографическими процессами. Социально-экономическое развитие и демографическая ситуация в постсоветской России (Поплаухин В.Е.) ("Миграционное право", 2009, N 3) Дата 17.08.2009 Информация о публикации Поплаухин В.Е. Государственная политика Российской Федерации по управлению демографическими процессами. Социально-экономическое развитие и демографическая ситуация в постсоветской России // Миграционное право. 2009. N 3. С. 5 - 14. Примечание к документу
Текст документа
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
В.Е. ПОПЛАУХИН
Выявление основных тенденций демографических процессов является трудоемкой работой, так как демографические процессы находятся в тесном взаимодействии со всем общественным развитием. Строго научная характеристика основных компонентов воспроизводства населения имеет важное практическое значение для разработки конкретных мероприятий по воздействию на демографические процессы. Демографическая политика определяется социально-демографической ситуацией, а изменения последней зависят от особенностей социально-экономического развития, политической ситуации в стране. Территория и население. Экономические и политические преобразования М.С. Горбачева (1985 - 1991 гг.) привели к системному кризису: развалу советской экономики, распаду единого экономического пространства и СССР. В декабре 1991 г. Российская Федерация вступила на путь самостоятельного существования, взяв курс на создание демократического федеративного правового государства на основе равноправия всех народов и гарантированных прав личности, рыночной экономики и парламентаризма <1>. -------------------------------- <1> См.: Конституция Российской Федерации: официальный текст. М., 2001.
По территории (17,1 млн. кв. км) Россия занимает первое место в мире, 7-е место по числу жителей (142 754 млн. человек на 1 января 2007 г.) <2>. Среди государств СНГ Россия занимает 1-е место по площади и численности населения (таблица 1). -------------------------------- <2> Официальный сайт Росстата. URL: www.rosstat.ru.
Таблица 1. Страны СНГ и Балтии. Основные показатели <3>
-------------------------------- <3> URL: www.demography.ru.
Российская Федерация как правопреемница СССР является многонациональным государством. По переписи 2002 г. в России выделено 160 народов. В их число входят народы, живущие преимущественно в пределах нашей страны (русские - 116 млн. чел., татары - 5,6 млн. чел., украинцы - 2,9 млн. чел., башкиры - 1,7 млн. чел., чуваши - 1,6 млн. чел., армяне - 1,1 млн. чел., чеченцы - 1,3 млн. чел. и другие), группы людей, принадлежащие к народам, проживающим в бывших союзных республиках, а также к народам стран дальнего зарубежья (немцы, поляки, евреи, корейцы, греки) <4>. -------------------------------- <4> См.: Итоги переписи 2002 г.: по материалам Росстата.
В Российской Федерации доля русских в составе все го населения является достаточно высокой (80 от всего населения), во многих регионах русское население доминирует, хотя в национальных республиках Северного Кавказа преобладает коренное население (таблица 2).
Таблица 2. Особенности населения республик России <5>
-------------------------------- <5> См.: Там же.
Данные таблицы свидетельствуют также о наличии двух особенностей населения: во-первых, в некоторых республиках доля сельского населения выше, чем доля городского населения (Дагестан, Чеченская, Ингушская, Тыва, Калмыцкая, Карачаево-Черкесская, Алтай); во-вторых, население в республиках России (как и в целом по стране) размещено неравномерно. Анализ данных переписей населения, данных Госкомстата СССР свидетельствует о наличии с 1970 г. четкой тенденции преобладания городского населения над сельским <6> (график 1). -------------------------------- <6> Официальный сайт Госкомстата. URL: www.gks.ru.
90 ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────── 80 ├─"───"─────────────────────────────────────────────────────────────────── 70 ├──────────"───────────────*────*───*────*────*────*────*────*────*────*── Соотношение 60 ├─────────────────────*─────────────────────────────────────────────────── городского 50 ├───────────────"*──────────────────────────────────────────────────────── и сельского 40 ├────────────────────"──────────────────────────────────────────────────── населения, % 30 ├──────────*──────────────"─────────────────────────────────────────────── 20 ├──────────────────────────────"────"────"────"────"────"────"────"────"── Date: 2015-09-17; view: 354; Нарушение авторских прав |