Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая и социальная защита. 119 page





--------------------------------

<*> См.: П. 1 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 28. Ст. 2901.

 

А теперь обратимся к законам субъектов РФ о социальном партнерстве <*>, демонстрирующих большое разнообразие определений социального партнерства.

--------------------------------

<*> В данной статье использованы Законы о социальном партнерстве 31 субъекта РФ (по состоянию на 09.09.2005).

 

Ряд законов, например Алтайского края (ст. 1), повторяют дефиницию ст. 23 ТК, а в законе Белгородской области ч. 1 ст. 1 повторяет ч. 1 ст. 23 ТК; однако ч. 2 в данной статье отсутствует, нет такой нормы и в других статьях.

По-разному в законах определен предмет социального партнерства: в Ивановской (ст. 1) и Калининградской (ст. 1) областях, Красноярском крае (ст. 1) это система взаимоотношений субъектов (как и в ст. 23 ТК), в Республике Мордовия (ст. 1) - система взаимодействия, в Волгоградской области (ст. 1) - взаимоотношения, в Новосибирской (ст. 1) - особый тип социально-трудовых отношений, в Ленинградской области (ст. 4) - тип организации социально-трудовых отношений.

Трудно согласиться с определением предмета как особого типа социально-трудовых отношений, данного в законе Новосибирской области. Особым является не тип указанных отношений, а метод их регулирования. Более точно предмет социального партнерства сформулирован в ст. 23 ТК.

Большое разнообразие имеется в формулировках целей социального партнерства: обеспечение согласования интересов сторон (ст. 23 ТК, законы Белгородской (ст. 1) и Ивановской (ст. 2) областей); учет взаимных интересов и достижение согласия сторон (закон Калининградской области, ст. 1); выработка и принятие решений для удовлетворения интересов различных социальных групп населения (закон Волгоградской области, ст. 1).

Можно оценить положительно расширение по сравнению с ТК категорий граждан, на которые нацелено социальное партнерство (закон Волгоградской области). Отсутствует цель в определении социального партнерства как основы социально-трудовых отношений между работниками, работодателями, органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления региона (закон Московской области, ст. 1).

В законах г. Москвы (ст. 1), Брянской (ст. 1), Нижегородской (ст. 1) областей социальное партнерство определяется как основа взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами власти, органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира, общественного развития, опирающаяся на международные нормы, законы РФ, ее субъектов и выражающаяся во взаимных консультациях, переговорах, в достижении и заключении сторонами соглашений, коллективных договоров и в принятии совместных решений.

Приведенные варианты отличаются большей детализацией, чем ст. 23 ТК, содержат указание на источники правового регулирования социального партнерства и его формы. Такая информационная перегрузка ключевого понятия приводит к трудностям в правоприменении.

Во-первых, регламентация источников правового регулирования фактически указывает на принцип законности социального партнерства (статьи о принципах есть во многих региональных законах), но сужают его, поскольку в этих вариантах приведены только международно-правовые акты, законы РФ и ее субъектов, а также уставы регионов. А почему, например, не выделены конституции РФ и ее субъектов (там, где они приняты), подзаконные нормативно-правовые акты РФ и ее субъектов, а также сами социально-партнерские акты (коллективные договоры и соглашения)? В Конституции РФ норм о социальном партнерстве нет, но ее надо соблюдать как Основной Закон государства. В конституциях субъектов РФ указанные нормы имеются, например, в ч. 2 ст. 8 Конституции Республики Карелия говорится: "Экономические отношения строятся на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем" <*>.

--------------------------------

<*> Закон Республики Карелия от 12 февраля 2001 г. N 473-ЗРК "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Карелия" (в ред. Закона Республики Карелия от 21 марта 2003 г. N 661-ЗРК).

 

Во-вторых, приведенный перечень форм социального партнерства, на наш взгляд, неправомерно сужен (по сравнению со ст. 27 ТК).

В-третьих, когда в законах упоминаются соглашения, то непонятно, о каких соглашениях идет речь: о соглашениях в смысле дефиниции ч. 1 ст. 45 ТК или и других соглашениях, например по охране труда или достигнутых сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора. Видимо, речь идет обо всех соглашениях по социально-трудовым вопросам. Это еще один пример терминологического противоречия, затрудняющего, как справедливо отмечает И.О. Снигирева, правильное понимание и толкование закона <*>.

--------------------------------

<*> Снигирева И.О. Толкование норм Трудового кодекса РФ и других актов трудового законодательства // Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 16 - 18 января 2003 г. М.: Проспект, 2004. С. 5 - 20.

 

Акцентирование внимания правоприменителей на коллективных переговорах подтверждает интересный, хотя и небесспорный, по нашему мнению, вывод о чрезмерной увлеченности современного российского законодателя коллективными договорами, которые в отличие от других локальных нормативных актов названы правовыми актами (ст. 40 ТК) - без достаточных, на взгляд Г.В. Хныкина, оснований <*>. Согласиться с этим нельзя, поскольку в РФ, как и во многих других зарубежных странах с рыночной экономикой, коллективный договор становится одним из основных локальных источников правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

--------------------------------

<*> Хныкин Г.В. Некоторые проблемы локального нормотворчества // Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 16 - 18 января 2003 г. М.: Проспект, 2004. С. 171 - 175.

 

Таким образом, в дополнение к характеристикам социального партнерства, выделяемым ст. 23 ТК, в анализируемых вариантах добавляются формы и принципы.

Обобщая результаты анализа различных вариантов понятия социального партнерства, сформулируем его в редакции ч. 1 ст. 23 ТК с одним уточнением <*>. Социальное партнерство - система УРЕГУЛИРОВАННЫХ НОРМАМИ ПРАВА взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

--------------------------------

<*> Предложения автора настоящей статьи выделены шрифтом.

 

Ч. 2 ст. 23 ТК предлагаем исключить, как это сделано в проекте Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации" <*>.

--------------------------------

<*> Проект не публиковался.

 

В ТК отсутствует определение понятия системы социального партнерства <*>, однако его различные варианты имеются в законах субъектов РФ. Рассмотрим их в обобщенном виде. Система социального партнерства - это:

--------------------------------

<*> В ТК есть ст. 26 "Система социального партнерства", однако ее содержание - уровни социального партнерства - не соответствует заявленному названию.

 

- совокупность мер организационного, правового, экономического характера в сфере социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых споров (законы г. Москвы - ст. 1, Ямало-Ненецкого автономного округа - ст. 2);

- совокупность мер организационного, правового, экономического характера, используемых для обеспечения социального партнерства на областном (региональном), отраслевом, территориальном уровнях, на уровне организации (законы Московской области - ст. 1, Красноярского края - ст. 1);

- совокупность органов социального партнерства, порядка их взаимодействия и функционирования, принимаемых совместных документов (соглашений, договоров) - законы Брянской (ст. 1) и Нижегородской (ст. 1) областей;

- совокупность принципов и процедур организации взаимодействия субъектов социального партнерства, предупреждения конфликтов (закон Краснодарского края, ст. 1);

- совокупность следующих элементов: субъектов, объекта (предмета), органов, правовых актов, форм, уровней и механизма реализации социального партнерства (закон Ленинградской области, ст. 4).

Последнее из рассмотренных определений обобщает все предыдущие варианты и представляется наиболее полным.

Обобщая результаты анализа различных вариантов определения понятия системы социального партнерства, предлагаем включить в главу 3 ТК дополнительную ст. 23.1 "Система социального партнерства":

система социального партнерства включает стороны и субъекты, принципы, уровни и формы, принимаемые субъектами акты, процедуры их разработки и заключения.

 

СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

 

Стороны - это работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).

Понятие стороны социального партнерства имеется в большинстве законов субъектов РФ, в ряде из них различаются понятия "стороны" и "субъекты". В других они отождествляются, или определяется только одно из них. Встречаются законы, где определены понятия "участники", "социальные партнеры" и др.

Прежде чем анализировать различные варианты определений понятия "стороны социального партнерства" в региональном законодательстве, необходимо сделать ряд предварительных замечаний. Данное понятие определено через другие, причем абсолютно определенные и центральные понятия трудового права: "работник" и "работодатель", имеющиеся практически в законе каждого субъекта РФ. Но если определение "работодатель" повторяет дефиницию ст. 20 ТК, то определения понятия "работник" отличаются известным разнообразием по сравнению со ст. 20 ТК. Их варианты можно классифицировать по четырем группам:

Группа 1:

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 ТК, законы Архангельской (ст. 1), Белгородской (ст. 1), Владимирской (ст. 1), Калининградской (ст. 1), Новосибирской (ст. 1), Орловской (ст. 1), Томской (ст. 4) областей, Алтайского (ст. 1), Краснодарского (ст. 1) и Красноярского (ст. 1) краев).

Группа 2:

Работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора, лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью (закон Волгоградской области, ст. 1).

Индивидуальных предпринимателей нельзя относить к работникам, поскольку они являются гражданами, самостоятельно обеспечивающими себя работой, то есть не являются наемными работниками. В случае, когда предприниматель нанимает работников, он приобретает правовой статус работодателя - физического лица, вступившего в трудовые отношения с работниками (ст. 20 ТК).

Группа 3:

Работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора, лицо, обучающееся в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования (законы Воронежской (ст. 1), Московской (ст. 2), Тульской (ст. 1) областей).

Определение понятия работника с добавлением образовательного элемента введено Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <*> (далее - Федеральный закон о профсоюзах) (ст. 3) в связи с включением учащихся образовательных учреждений в субъекты права на объединение в профсоюзы.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

 

Студенты, аспиранты и докторанты не состоят в трудовых отношениях с образовательным учреждением (не заключают с ним трудового договора), их отношения с "образованиедателем" регулируются прежде всего законодательством РФ об образовании (см.: Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <*> и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <**>).

--------------------------------

<*> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 30. Ст. 1797.

<**> Российская газета. 1996. 29 августа.

 

Вместе с тем социально-партнерские отношения имеют место и в сфере образования. Например, по аналогии с коллективным договором во многих вузах обучающиеся (в лице студенческого профкома) заключают с учреждением соглашение по учебным и связанным с ними вопросам.

Впоследствии расширенное понятие работника было воспроизведено в Законе г. Москвы о социальном партнерстве и по образцу московского - в ряде законов других субъектов РФ. Данное расширение, на наш взгляд, оказалось неудачным, поскольку привело к терминологическим противоречиям: одно и то же понятие стало охватывать различные содержания - "работник" в собственно трудоправовом смысле (ст. 20 ТК) и с добавлением образовательного элемента (ст. 3 Федерального закона о профсоюзах).

Группа 4:

Работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора, лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования. С таким подходом мы также не можем согласиться (законы Брянской области - ст. 1, г. Москвы - ст. 1, Ставропольского края - ст. 1). Аргументы см. выше.

Обобщая сказанное о понимании термина "работник", приходим к выводу, что именно первое определение понятия "работник" (в смысле ст. 20 ТК) соответствует правовой природе его содержания.

Обратимся к вариантам определений понятия "стороны социального партнерства" в законах субъектов РФ о социальном партнерстве.

1-й вариант: определено только одно понятие - "стороны".

Законы Московской (ст. 2) и Ярославской (ст. 5) областей, Республики Коми (ст. 3) сторонами социального партнерства называют работников, работодателей, органы государственной власти и местного самоуправления в лице их полномочных представителей.

Понятие "стороны соглашений" определено в законах Орловской (ст. 1) и Сахалинской (ст. 1) областей. Стороны соглашений - работники, работодатели, а также исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления Орловской (соответственно - Сахалинской) области в лице их полномочных представителей. Очевидно, что объем понятия узок, поскольку, к примеру, определенное в законе понятие коллективного договора почему-то не сопровождается определением понятия "стороны коллективного договора".

2-й вариант: понятия "стороны" и "субъекты" различаются.

Например, в законе Чувашской Республики (ст. 2) к субъектам социального партнерства отнесены работники и их представители; работодатели, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Чувашской Республики (во многих рассмотренных выше законах это содержание определяет понятие "стороны"). Стороны - субъекты социального партнерства, участвующие в переговорах и заключающие соглашения, коллективные договоры. Содержание понятия "стороны" сужено до сторон коллективных переговоров (см. ст. 27 ТК).

3-й вариант: два различных понятия - "стороны" и "участники" - определены, например, в законе Ульяновской области - ст. 1: стороны соглашений - работники, работодатели, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления Ульяновской области в лице их полномочных представителей; ст. 2: участники социального партнерства - представители работников, работодателей, представители исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области. Очевидно, что эти два понятия имеют практически одно и то же содержание, то есть синонимичны. Единственная разница: в ст. 1 к представителям субъектов предъявлено требование полномочности, а в ст. 2 таких требований нет. Представляется, что это техническая ошибка.

Резюмируя результаты анализа понятия "стороны социального партнерства" подчеркнем, что, на наш взгляд, необходимо различать два близких по содержанию, но не синонимичных понятия: "стороны" и "субъекты" социального партнерства.

Стороны социального партнерства - это работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).

Субъекты социального партнерства - это стороны и другие его участники, например Федеральная служба по труду и занятости, одной из функций которой является регулирование коллективных трудовых споров <*>, посредники, трудовые арбитры и др.

--------------------------------

<*> См.: П. 1 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 28. Ст. 2901.

 

В связи с вышесказанным предлагаем дополнить ст. 25 ТК определением понятия "субъекты социального партнерства" и назвать ее "стороны и субъекты социального партнерства":

сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице надлежаще уполномоченных представителей. Субъектами социального партнерства являются стороны и другие участники социального партнерства.

В ТК за ст. 23 "Понятие социального партнерства" следует ст. 24 "Принципы социального партнерства", однако такой порядок изложения нормативного материала нарушает принцип структурности, поскольку в формулировке каждого принципа из перечня ст. 24 используется понятие "стороны", и поэтому логичнее определить его до первого использования в статье о принципах, то есть ст. 24 и 25 ТК необходимо поменять местами.

Поскольку понятия представителей работников и работодателей используются в определении понятия "стороны социального партнерства", предлагаем понятия представителей перенести из главы 4 в главу 3 ТК и привести их перед нормами-дефинициями "уровни" (ст. 26 ТК) и "формы" (ст. 27 ТК).

В советский период проблема представительства работников была не столь актуальна, как в настоящее время, поскольку практически 100-процентный охват трудящихся членством в профсоюзах делал механизм формирования представительства работников простым, понятным и однозначным: профком был единственным представительным органом всех работников организации. Современное российское общество характеризуется профсоюзным плюрализмом. Поэтому при разработке ТК законодателю пришлось разрешать непростую проблему правового регулирования представительства работников.

В ст. 28 - 31 ТК речь идет по существу о правовом механизме формирования различных вариантов органов, представляющих работников в зависимости от следующих факторов: 1) уровня социального партнерства с вариантами: уровень организации, другие уровни (за пределами организации); 2) наличия или отсутствия первичных профорганизаций с вариантами: первичная организация отсутствует; есть одна профорганизация с вариантами - она объединяет не менее половины работников, она объединяет менее половины работников; 3) наличия нескольких профорганизаций с вариантами - одна из них объединяет не менее половины работников, каждая из них объединяет менее половины работников; 4) принадлежности работника к профсоюзу с вариантами - он является членом профсоюза, он не является членом профсоюза.

Представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы, их организации и иные представители (ч. 1 ст. 29). Подчеркнем, что иные (не профсоюзные) представители вправе представлять работников в отношениях социального партнерства исключительно на уровне организации. За пределами организации иное (не профсоюзное) представительство Трудовым кодексом не предусмотрено.

В рамках профсоюзного представительства в зависимости от степени охвата работников профсоюзным членством ТК выделяет понятие наиболее представительного профсоюза (наиболее представительной первичной профорганизации), охватывающего не менее половины работников, придавая ему дополнительные права в системе социального партнерства. Например, только наиболее представительная первичная профорганизация имеет право на учет своего мнения при принятии работодателем локальных нормативных актов (ч. 1 ст. 372 ТК).

В качестве критерия принадлежности профсоюза к категории "наиболее представительный профсоюз" российский законодатель избрал количественный показатель - численность членов наиболее представительной профсоюзной организации должна быть не менее 50 процентов от числа работников предприятия.

В США также используется критерий численности, так в соответствии с законодательством США наиболее представительным считается профсоюз, объединяющий не менее 30 процентов работников предприятия. Такому профсоюзу выдается сертификат, подтверждающий его представительность <*>. В других зарубежных странах используются и другие критерии: а) количественный - общие размеры профсоюзных взносов; б) качественные: независимость, опыт, длительность существования профсоюза; в) институциональные: участие в органах функционального представительства и результаты выборов в органы представительства трудовых коллективов; г) функциональные: участие в заключении общенациональных коллективных договоров <**>.

--------------------------------

<*> Подробнее об этом см.: Мачульская Е.Е. Управление предприятием и трудовое право: опыт США. М., 1996.

<**> Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право. М.: Проспект, 2005. С. 238.

 

И.О. Снигирева отмечает, что в ТК последовательно не выдержана терминология, касающаяся представителей работников. В одних случаях они именуются представителями работников, в других - представительными органами работников или выборным профсоюзным органом <*>.

--------------------------------

<*> Снигирева И.О. Трудовой кодекс Российской Федерации с комментариями. Научный центр профсоюзов, 2002. С. 232.

 

С нашей точки зрения, правовые конструкции ст. 29 - 31 ТК усложнены, содержат недостаточно четкие формулировки. Поэтому предлагаем главу 4 из ТК исключить, а все ее статьи реформировать в две статьи главы 3:

Статья 25.1. Представители работников

Представителями работников могут быть надлежаще уполномоченные профсоюзные работники и иные лица. Если профсоюзная организация предприятия объединяет не менее половины работников, она является полномочным представителем всех работников в социальном партнерстве.

Если на предприятии профорганизации не созданы или если каждая из действующих профорганизаций объединяет менее половины работников, то на общем собрании (конференции) работники вправе уполномочить на представительство любую из действующих профорганизаций либо избрать иного представителя. Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Ст. 25.2. Представители работодателей

Полномочными представителями работодателя в социальном партнерстве организации являются ее руководитель или надлежаще уполномоченные лица в соответствии с настоящим кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами и локальными нормативными актами организации, а вне организации - соответствующие объединения работодателей на основе Федерального закона <*>.

--------------------------------

<*> См.: Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" // Российская газета. 2002. 30 ноября.

 

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

(СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

 

В науке сформулировано понятие правовых принципов <*> применительно к социальному партнерству, в литературе по трудовому праву также предложено понятие его принципов.

--------------------------------

<*> От лат. principium - "первоначало", "основа".

 

Принципы социального партнерства - это основные начала, идеи, закрепленные в системе трудоправовых норм, приобретающие значение общих правил поведения, имеющих регулятивный характер <*>.

--------------------------------

<*> Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. О.В. Смирнова. 3-е изд. М.: КНОРУС, 2005. С. 81.

 

Основные принципы социального партнерства сформулированы в ст. 24 ТК. В законах субъектов РФ о социальном партнерстве <*> также приведены принципы. Их необходимо сравнить с содержанием ст. 24 ТК, разделив на две группы - общие и частные. Общие принципы характерны для системы социального партнерства в целом (то есть для каждого ее элемента, например уровней, форм и др.), частные принципы имеют ограниченную сферу действия и характерны для отдельных элементов системы социального партнерства.

--------------------------------

<*> В данной статье использованы Законы о социальном партнерстве 31 субъекта РФ (по состоянию на 09.09.2005).

 

Общие принципы

 

Уважение и учет интересов сторон. У сторон социального партнерства интересы отличаются, основной интерес у работодателя (предпринимателя) - получение максимальной прибыли, у работника - улучшение условий труда, включая рост зарплаты. Однако стороны не могут реализовать свои интересы друг без друга, поэтому они должны знать, уважать и учитывать интересы своих партнеров.

Уважение и учет интересов сторон (ст. 24 ТК, Законы Алтайского (ст. 4), Красноярского (ст. 3) и Хабаровского (ст. 3) краев). Варианты:

Уважение интересов сторон (закон Ивановской области, ст. 4) - с такой формулировкой согласиться нельзя, так как уважение, как мы полагаем, выражается именно в учете интересов другой стороны, то есть в признании важности указанных интересов и согласии их учесть, включив, например, в коллективный договор соответствующее положение (пусть и в компромиссном варианте). Представляется, что уважение мнения без его учета превращается в декларацию.

Уважение и учет интересов участников переговоров (Законы Калининградской (ст. 4), Белгородской (ст. 3), Брянской (ст. 4) и Нижегородской (ст. 3) областей, г. Москвы (ст. 3)). На наш взгляд, формулировка этого принципа неудачна, потому что действие общего принципа (по смыслу ст. 24 ТК) сужено до частного принципа переговоров.

Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. Любой договор, будь то коллективный договор или соглашение по регулированию коллективного трудового спора, содержит взаимные обязательства сторон, то есть каждая из сторон получает в договоре определенные выгоды, например, при условии выполнения коллективного договора работники обязуются отказаться от забастовок. По нашему убеждению, именно отсутствие заинтересованности у работодателей является основной причиной их безынициативности в проведении коллективных переговоров. Как показывает правоприменительная практика, основным содержанием большинства коллективных договоров являются нормы, устанавливающие дополнительные (по отношению к законодательству) права работников, корреспондирующие им обязанности и конкретные обязательства работодателя, что соответствует главной цели коллективного договора для работников - улучшить их положение по сравнению с законодательством (ст. 41 ТК). Ниже будет показано, как можно повысить заинтересованность сторон в договорных отношениях.

Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях (ст. 24 ТК, закон Алтайского края, ст. 4). Вариант:

Заинтересованность договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях (законы Белгородской (ст. 3), Брянской (ст. 4) областей, г. Москвы (ст. 3), Хабаровского края (ст. 3)). Если понимать стороны в смысле ст. 25 ТК, тогда слово "договаривающиеся" перед словом "стороны" можно оценить как информационно лишнее, однако в указанных законах субъектов РФ стороны понимаются шире, например, ст. 1 закона г. Москвы определяет сторонами соглашений работников, работодателей, а также органы исполнительной власти Москвы, органы местного самоуправления на территории Москвы в лице их полномочных представителей, хотя ст. 8 того же закона упоминает также стороны коллективного договора. Таким образом, московский закон (как и многие другие), с одной стороны, различает понятия сторон соглашений и коллективных договоров, а с другой - расширяет задачи социального партнерства за пределы социально-трудовой сферы. В частности, московское городское трехстороннее соглашение устанавливает ряд обязательств по отношению к группам населения, не являющимся работниками в трудоправовом смысле (ст. 20 ТК), - студентам, пенсионерам и др. В этом случае дополнительный термин "договаривающиеся" лишним не является.

Date: 2015-09-17; view: 283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию