Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовая и социальная защита. 48 page
Анализ нормативных правовых актов позволяет констатировать, что основные льготы, гарантии и компенсации установлены сотрудникам органов внутренних дел. К социальным гарантиям, предоставляемым сотрудникам органов внутренних дел, можно отнести: - использование при оплате труда системы премиальных выплат; - установление вещевого довольствия и продовольственного пайка или его денежного эквивалента; - медицинское обслуживание и обеспечение лекарственными препаратами; - государственное страхование на случай причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу, связанного с исполнением служебных обязанностей, а также на случай заболевания или потери трудоспособности, наступивших в период прохождения службы; - пенсионное обеспечение за выслугу лет и право для членов семьи на получение пенсий по случаю потери кормильца <19>. -------------------------------- <19> См.: Колесник Н.В. Некоторые вопросы усиления социальной защищенности сотрудников милиции // Вестник МВД России. 1995. N 6. С. 100.
По содержанию объектов социальную защищенность сотрудников органов внутренних дел можно разделить на четыре группы: - материальное обеспечение, включающее в себя денежное, вещевое и продовольственное обеспечение, а также денежные доплаты и компенсации; - медицинское и санаторно-курортное обеспечение; - государственное страхование; - пенсионное обеспечение. Правительство России устанавливает виды и размеры денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел. Оно включает в себя должностные оклады, процентные надбавки за выслугу лет, оклады по специальным званиям, другие надбавки и доплаты. Выплаты денежного довольствия обеспечивают Министерство внутренних дел РФ, финансово-экономические службы министерств и управлений внутренних дел субъектов Федерации, бухгалтерии органов, подразделений и учреждений внутренних дел. Денежные доплаты и компенсации выдаются сотрудникам органов внутренних дел за: - использование личного транспорта в служебных целях; - работу сверх установленного времени; - выполнение дополнительных обязанностей за временно отсутствующего сотрудника и по совместительству; - за квалификационное звание, знание иностранных языков, ученую степень; - награжденным знаком "Заслуженный сотрудник МВД РФ"; - за неиспользованный отпуск; - преподавательскому составу - за приобретение литературы; - на командировочные расходы; - за наем (поднаем) временных жилых помещений <20>. -------------------------------- <20> См.: Демидов А. Актуальные проблемы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации // Право и жизнь. 2007. N 116 (11). С. 118.
Кроме того, сотрудникам ежегодно, а для одного из членов семьи, проживающего совместно с ним, - один раз в два года для следования к месту проведения отпуска и обратно выдаются перевозочные документы или возмещаются расходы на проезд. Сотрудникам и членам их семей, направляемым в соответствующие лечебные учреждения по льготным путевкам в санатории, дома отдыха и на туристские базы, возмещаются расходы по проезду <21>. -------------------------------- <21> См.: Максименко Н.Г. О социальных гарантиях, компенсациях и мерах социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих органов внутренних дел // Вестник МВД России. 2005. N 1. С. 9.
Сотрудники органов внутренних дел обеспечиваются вещевым довольствием бесплатно, за исключением отдельных предметов, которые отпускаются за плату по нормам снабжения. Право на получение довольствия наступает при назначении сотрудника на штатную должность и со дня присвоения специального звания. Последующая выдача производится по окончании срока носки выданных предметов. Сотрудникам, выполняющим служебные обязанности в гражданской одежде, а также другим работникам по решению руководителя органа внутренних дел выплачивается денежная компенсация за предметы обмундирования, положенные по нормам <22>. -------------------------------- <22> См.: Касюлин В.В., Кивич Ю.В. Государственная служба в органах внутренних дел. М., 2003. С. 72.
Сотрудники органов внутренних дел имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и бесплатное обеспечение лекарствами в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел РФ, на санаторно-курортное обеспечение, ежегодную выплату денежной компенсации в размере средней стоимости путевки, а члены семей (муж, жена, несовершеннолетние дети) - на компенсацию в размере 50% средней стоимости путевки <23>. -------------------------------- <23> См.: Демидов А. Актуальные проблемы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации // Право и жизнь. 2007. N 116 (11). С. 118.
Серьезные государственные гарантии предоставляются семьям в случае гибели сотрудника, связанной с осуществлением служебной деятельности, либо его смерти до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения или заболевания, полученных в период прохождения службы. В этом случае семье и иждивенцам сотрудника в равных долях выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания. В качестве дополнительных гарантий по защите жизни и здоровья осуществляется обязательное государственное личное страхование сотрудников. В случае гибели или смерти застрахованного в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения, травмы, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения службы, страховая сумма составляет 25 окладов денежного содержания на каждого члена семьи. При установлении инвалидности первой, второй, третьей групп выплаты составляют соответственно 75, 50, 25 окладов денежного содержания, а при получении тяжелого или легкого увечья (ранения, контузии, травмы) - 10 и 5 окладов денежного содержания. Кроме того, учитывая особые условия прохождения службы, работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 суток без учета времени проезда к месту проведения отпуска и обратно. В зависимости от стажа (после 10, 15, 20 лет службы) предоставляется дополнительный отпуск - соответственно 5, 10, 15 суток <24>. -------------------------------- <24> См.: Касюлин В.В., Кивич Ю.В. Указ. соч. С. 72.
Организация обязательного государственного личного страхования, вопросы возмещения ущерба в случае гибели или увечья сотрудника органов внутренних дел, а также порядок и условия выплаты единовременных пособий и страховых сумм сотрудникам и их семьям регулируются и определяются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Среди них Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" <25>. Дополнительное социальное страхование, возмещение ущерба в случае гибели или увечья сотрудника органов внутренних дел вследствие катастроф, а также при защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ <26>. -------------------------------- <25> См.: Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1474. <26> См.: Демидов А. Актуальные проблемы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации // Право и жизнь. 2007. N 116 (11). С. 118.
Кадровые подразделения органов внутренних дел в случае гибели или смерти сотрудника в результате катастрофы, несчастного случая, стихийного бедствия, насилия, связанного с его служебной деятельностью или исполнением служебных обязанностей, сообщают в Департамент кадрового обеспечения МВД России сведения о семье и родственниках погибшего, находившихся на его иждивении. Следует сказать, что, несмотря на определенные изменения в действующем законодательстве, установлен определенный объем льгот и компенсаций, формирующих правовые и социальные основы для осуществления государственных гарантий в механизме защиты прав и законных интересов сотрудников органов внутренних дел. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел - это система социально-юридических гарантий, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей сотрудников. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел является объективно необходимым элементом в правовом положении сотрудников органов внутренних дел. От улучшения социальной защиты сотрудников органов внутренних дел зависит эффективность правоохранительной деятельности органов внутренних дел <27>. -------------------------------- <27> См.: Порощук С.Д. К вопросу социально-правовой защиты личности // Проблемы обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел. М., 1994. С. 68.
На наш взгляд, социальная защита сотрудников органов внутренних дел - это состояние, при котором сотрудник органа внутренних дел, а также члены его семьи защищены государством и могут спокойно реализовывать свои права в социально-культурной сфере, могут нормально удовлетворять свои духовные и материальны потребности на адекватном уровне социально-экономического развития.
Библиографический список
1. Абызыва Е.Р. Правовой статус сотрудников органов внутренних дел (общетеоретические аспекты): Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2006. 2. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. 3. Демидов А. Актуальные проблемы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации // Право и жизнь. 2007. N 116 (11). 4. Колесник Н.В. Некоторые вопросы усиления социальной защищенности сотрудников милиции // Вестник МВД России. 1995. N 6. 5. Круппо С.М. Правовая и социальная защита сотрудников органов внутренних дел: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2000. 6. Касюлин В.В., Кивич Ю.В. Государственная служба в органах внутренних дел. М., 2003. 7. Костыря Ю.С. Экономические аспекты управления системой социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в современных условиях: Дис.... канд. эконом. наук. М., 2004. 8. Керимов Д.А. Социальное государства // Право и образование. 2007. N 3. 9. Максименко Н.Г. О социальных гарантиях, компенсациях и мерах социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих органов внутренних дел // Вестник МВД России. 2005. N 1. 10. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2008. 11. Новоселов В.И. Теоретические проблемы развития административно-правового положения граждан СССР в современных условиях: Дис.... д-ра юрид. наук. Саратов, 1979. 12. Нелюбина Е.В., Добрынин Н.М. Социальное государство и социальные права человека // Проблемы становления социального государства в России. Тюмень, 2008. 13. Порощук С.Д. К вопросу социально-правовой защиты личности // Проблемы обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел. М., 1994. 14. Павлова Е.В. Правовые и организационные вопросы обеспечения административной опеки: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2003. 15. Родионова О.В. Социальная функция современного государства: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2007. 16. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России // Вестник МВД России. 1996. N 6. 17. Сулейманов Н.Ш. Совершенствование системы социально-правовой защиты сотрудников органов внутренних дел // Экономический вестник МВД России. 2008. N 4. 18. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1997. 19. Уваров А.А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина // Государство и право. 2005. N 7. 20. Чечот Д.М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968.
Название документа Статья: Сравнительно-правовой анализ роли государства в выселении из жилых помещений собственников и нанимателей по договору социального найма (Карпухин Д.В.) ("Административное и муниципальное право", 2008, N 3) Дата 10.07.2007 Информация о публикации "Административное и муниципальное право", 2008, N 3 Примечание к документу
Текст документа
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ВЫСЕЛЕНИИ ИЗ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ СОБСТВЕННИКОВ И НАНИМАТЕЛЕЙ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА
Д.В. КАРПУХИН
Карпухин Дмитрий Вячеславович - старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского института экономики, менеджмента и права.
Необходимость правового исследования различных аспектов выселения из жилого помещения обуславливается социальной значимостью данного института отрасли; возросшим количеством судебных дел о выселении граждан из занимаемых жилых помещений; противоречивым характером правовых предписаний о выселении из жилого помещения, содержащихся в Жилищном кодексе РФ (далее - ЖК РФ) <1>. -------------------------------- <1> ЖК РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 29.12.2006) // СЗ РФ. 2005. N 1. Ст. 14; 2006. N 1. Ст. 10; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; РГ. 31.12.2006. N 297.
В соответствии с п. 14 ст. 12 ЖК РФ определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации. Автор считает, что в зависимости от субъекта права собственности на жилое помещение можно выделить выселение нанимателей и выселение собственников из жилых помещений. Нанимателями жилых помещений выступают граждане, занимающие их по договору социального найма, заключенному с наймодателем - собственником жилищного фонда в лице уполномоченных органов государственной или местной власти. Собственниками жилых помещений могут выступать физические и юридические лица за исключением унитарных предприятий и учреждений, собственником имущества которых выступают органы государственной или местной власти (ч. 2 ст. 113 Гражданского кодекса РФ) (далее - ГК РФ) <2>. -------------------------------- <2> ГК РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 18.12.2006, с изм. от 29.12.2006) (с изм. и доп., вступившими в силу с 08.01.2007) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 2002. N 12. Ст. 1093; N 48. Ст. 4746; 2003. N 52. Ст. 5034; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; 2005. N 27. Ст. 2722; 2006. N 2. Ст. 171; N 3. Ст. 282. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; РГ. 31.12.2006. N 297.
Для нанимателей и собственников жилых помещений ЖК РФ выделяет ряд специфических и универсальных оснований и видов выселения, то есть характерных для конкретных или обеих категорий. Специфические основания, присущие нанимателям жилого помещения по договору социального найма, установлены статьями 84, 89 - 91 ЖК Российской Федерации. В соответствии со ст. 84 ЖК Российской Федерации выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, может быть осуществлено: во-первых, с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма; во-вторых, с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма; в-третьих, без предоставления других жилых помещений. Другое благоустроенное жилье может быть предоставлено нанимателю и членам его семьи по договору социального найма в соответствии с положениями статей 85 - 88 ЖК РФ в следующих случаях: 1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; 2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; 3) жилое помещение признано непригодным для проживания; 4) в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления. В соответствии с положениями статьи 89 ЖК РФ критериями другого благоустроенного жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в связи с выселением, являются: 1) благоустройство применительно к условиям соответствующего населенного пункта; 2) равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению; 3) соответствие установленным требованиям; 4) нахождение в черте населенного пункта, из жилого помещения в котором осуществляется выселение; Часть 2 указанной статьи предусматривает, что если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Другое жилое помещение может быть предоставлено нанимателю и проживающим совместно с ним членам его семьи в случае, если они в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 90 ЖК РФ). Размер другого помещения, предоставляемого нанимателю, соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. В соответствии с ч. 1 ст. 105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Без предоставления другого жилого помещения наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи могут быть выселены, если они используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение (ч. 1 ст. 91 ЖК РФ). Специфическими основаниями выселения собственника из занимаемого жилого помещения является выселение вследствие изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также выселение вследствие прекращения договорных обязательств, например ипотеки. ЖК РФ детально регламентирует механизм изъятия у собственника жилого помещения путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Положения ст. 32 ЖК РФ конкретизируют положения статей 279 - 282 ГК РФ. Положения ч. ч. 6, 7 ст. 32 ЖК РФ предусматривают два способа расчетов с собственником жилья в случаях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд: - во-первых, выплата определенной выкупной цены жилого помещения, в которую включается рыночная стоимость жилого помещения и убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, в том числе убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, если иное не установлено соглашением с собственником жилого помещения; - во-вторых, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Правовыми последствиями первой формы расчетов является выселение собственника из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилья. Вторая форма предполагает выселение собственника из занимаемого жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения. В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, аналогичный порядок осуществления расчетов с собственниками жилых помещений предусмотрен в случае признания в установленном законе порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и неосуществления ими требований о его сносе в разумный срок. В правоприменительной практике возник вопрос: "Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются иные благоустроенные жилые помещения по договору социального найма. Если часть жилых помещений в подлежащем сносу доме принадлежит гражданам на праве собственности, предоставляются ли им и на каких условиях какие-либо жилые помещения?" Высшая судебная инстанция Российской Федерации в Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2005 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда от 1 марта 2006 г. разъяснила, что ст. 32 определяет порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд <3>. -------------------------------- <3> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 5.
Однако изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд является лишь одним из оснований для сноса жилого дома. ЖК РФ не регулирует порядок возмещения собственнику расходов при изъятии жилого помещения в иных случаях, например при признании дома аварийным и подлежащим сносу. Следовательно, к этим отношениям могут быть применены положения ч. 1 ст. 7 ЖК РФ о возможности применения аналогии закона в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений и отсутствуют нормы гражданского или иного законодательства, прямо регулирующие такие отношения. Положения статьи 32 ЖК РФ могут быть применены при определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при сносе дома по основаниям, установленным ЖК РФ. Следовательно, разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, если часть жилых помещений в подлежащем сносу доме принадлежит гражданам на праве собственности, то при изъятии у собственника жилого помещения и решении вопроса о предоставлении собственнику иного жилого помещения следует руководствоваться положениями ст. 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации дал расширительное толкование положений ст. 32 ЖК РФ, то есть разъяснил возможность их применения к ситуациям признания домов, в которых находятся жилые помещения собственника, аварийными и подлежащими сносу. Можно сделать вывод, что орган высшей судебной власти России придал универсальный характер такому основанию выселения из занимаемых жилых помещений, как снос жилого дома, в связи с признанием его аварийным. Однако если наниматель по договору социального найма по указанному основанию получает другое благоустроенное жилое помещение, то собственник жилья довольствуется выкупной ценой или другим жилым помещением с зачетом его стоимости в выкупную цену. Из изложенного следует, что государство ставит в более выгодное положение государственную и муниципальную собственность на жилые помещения, пользователи которой в лице нанимателей по договору социального найма и членов их семей имеют право на получение другого благоустроенного жилого помещения. Таким образом, нарушается положение, предусмотренное ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации, о том, что государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности <4>. -------------------------------- <4> Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" обращение взыскания на имущество, заложенное для обеспечения обязательства, исполняемого периодическими платежами, допускается при систематическом нарушении сроков их внесения более трех раз в течение 12 месяцев, даже если каждая из просрочек не является значительной <5>. Федеральным законом от 30.12.2004 N 216-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке" (залоге недвижимости)" установлено, что обращение залогодержателем взыскания на заложенные жилой дом или квартиру, являющиеся предметом ипотечного обязательства, и реализация этого имущества являются основанием для прекращения права пользования ими залогодателя. Следовательно, правовым последствием прекращения права пользования жилым помещением залогодателя будет являться выселение его и членов его семьи из жилого помещения, на которое обращено взыскание. -------------------------------- <5> Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" // СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400; 2002. N 7. Ст. 629; 2004. N 6. Ст. 406; 2005. N 1. Ст. 42; 2006. N 50. Ст. 5279; N 52 (ч. 1). Ст. 5498.
Государство в соответствии с положениями ч. 2 ст. 95 и ч. 2 ст. 106 ЖК РФ гарантирует лицам, на единственное жилье которых обращено взыскание по долговым обязательствам собственника, предоставление жилых помещений из состава маневренного жилищного фонда до завершения расчетов с должниками, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являлись для них единственными. К числу универсальных оснований выселения нанимателя и членов его семьи, а также собственника жилого помещения является самовольное (несанкционированное) переустройство и (или) перепланировка жилого помещения - новелла, предусмотренная частями 4, 5 ст. 29 ЖК РФ, вступившего в силу в 2005 г. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок, в порядке, который установлен органом, осуществляющим согласование перестройки и (или) перепланировки. Если жилое помещение не будет приведено в исходное состояние в отведенный соответствующим органом срок, суд по иску последнего в отношении нанимателя или собственника может принять одно из следующих решений: 1) о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан и это не создает угрозу их жизни и здоровью; 2) в отношении собственника - о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние; 3) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние. В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2005 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ 23 ноября 2005 г., дано разъяснение о сроке проживания собственника в жилом помещении, которое выставляется на торги за незаконное осуществление перепланировки (переустройства) <6>. -------------------------------- <6> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 3.
Высшая судебная инстанция Российской Федерации разъяснила, что в соответствии со ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. В силу ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Следовательно, права на имущество у нового собственника возникают с момента их государственной регистрации, поэтому право собственности на жилое помещение предыдущего собственника прекращается с момента государственной регистрации прав нового собственника на жилое помещение. До момента государственной регистрации прав нового собственника, в том числе и на момент проведения торгов, предыдущий собственник обладает правом собственности на продаваемое жилое помещение и выселен из него быть не может. Главная проблема рассматриваемого правоотношения заключается в том, насколько обоснованным является включение в круг его субъектов собственника жилого помещения? По сути, речь идет о жесткой "карательной санкции" по отношению к собственнику жилья за самовольное переустройство и (или) перепланировку. Насколько она соответствует принципам возложения юридической ответственности - адекватности за содеянное и социальной справедливости. С другой стороны, на собственника не распространяются проанализированные выше основания выселения в другое благоустроенное жилое помещение, предусмотренные ст. ст. 85 - 88 ЖК РФ, и в другое помещение, предусмотренное ст. 90 ЖК РФ. В первом случае собственник жилого помещения находится в заведомо невыгодном правовом положении, так как не может рассчитывать на улучшение жилищных условий со стороны государства или местной власти. Во втором - собственник занимает привилегированное положение по отношению к нанимателю по договору социального найма, так как на него не распространяются положения о выселении в другое жилое помещение за невнесение квартирной платы и коммунальных платежей более шести месяцев. Насколько правомерны такие "колебания" в сторону создания правовых преференций как в пользу собственника, так и в пользу нанимателя? Date: 2015-09-17; view: 434; Нарушение авторских прав |