Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Источник: данные European Mortgage Federation (EMF). 57 page
Название документа Статья: Краткий научно-практический комментарий к Инструкции о предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (тематический) (Воробьев Е.Г.) ("Право в Вооруженных Силах", 2011, NN 1, 3) Дата 20.12.2010 20.02.2011 Информация о публикации Воробьев Е.Г. Краткий научно-практический комментарий к Инструкции о предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (тематический) // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 1. С. 41 - 47. N 3. С. 77 - 84. Примечание к документу
Текст документа
КРАТКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ИНСТРУКЦИИ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА (ТЕМАТИЧЕСКИЙ)
/"Право в Вооруженных Силах", 2011, N 1/
Е.Г. ВОРОБЬЕВ
Воробьев Е.Г., кандидат юридических наук, доцент, полковник юстиции.
Проводится анализ положений нового порядка жилищного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями для постоянного проживания.
Ключевые слова: Инструкция, предоставление, жилые помещения, военнослужащий.
The short scientifically-practical comment to the Instruction about an order granting for military men under the contract in Armed forces of the Russian Federation, social habitation (thematic) E.G. Vorobev
In the comment the analysis of positions of a new order of maintenance of military men which serve under the contract, social habitation is carried out.
Key words: instruction, provision, accommodation, soldier.
Предисловие
В юриспруденции различают два основных вида комментариев: постатейные и тематические. Первые призваны детализировать вопросы регулирования по отдельным структурным элементам комментируемого нормативного правового акта. Своей скрупулезностью они весьма полезны для адресатов права и правоприменителей, но достаточно объемны, порой излишни в деталях, а потому, как правило, затруднительны в восприятии такого правового массива. Вторые, тематические, в противоположность постатейным комментариям как бы "отдаляются" от деталей, охватывают их в целом. Тематическое толкование нацелено на обобщение, системное освещение главных правоположений, их логическое (часто не зависящее от юридико-технического построения правового акта) структурирование, а потому приближается к тому виду, который в итоге превращается в изложение, близкое к учебному или научно-популярному. Именно из-за удобства такой формы, дающей читателю общее понимание сути комментируемого акта, нами избран второй вариант. Впрочем, между этими двумя видами комментариев строгого разграничения не существует. Как при постатейном комментировании всегда найдется возможность обратиться к системности и обобщениям, так и при тематическом - к необходимой детализации. В любом случае речь идет о толковании правовых положений, то есть об уяснении их содержания и, в необходимых случаях, их разъяснении <1>. -------------------------------- <1> Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 1993. С. 204.
В связи с тем, что по ходу комментария отдельные пункты исследуемого нами акта воспроизводятся в авторском пересказе, в обобщенном виде, без их буквального воспроизведения, рекомендуем читателю иметь под рукой и сам первоисточник, благо, что ныне он доступен как в печатных, так и в электронных изданиях, в том числе на страницах предыдущего номера журнала "Право в Вооруженных Силах". По этой же причине комментарием не охвачены абсолютно все нормы, а именно те положения, которые вполне понятны, конкретны, а потому не требуют ни повторения, ни какого-либо пояснения. Иными словами, комментарий не заменяет комментируемого акта, а лишь дополняет его. А теперь перейдем непосредственно к комментарию.
Введение
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" <2> утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Сил Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма <3>. С принятием Инструкции отменен аналогичный нормативный правовой акт - Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 <4>. -------------------------------- <2> Российская газета. 2010. 29 окт. <3> Далее - Инструкция или Инструкция 2010 г. <4> Далее - Инструкция 2000 г.
По-видимому, у каждого заинтересованного читателя уже сложилось собственное представление о новом документе. Его вкратце выразили и мы в виде общего юридического анализа концептуальных положений Инструкции <5>. Большинство полученных выводов носили критический характер, и их можно обозначить как недостатки или сомнительные положения Инструкции. Это то, что: -------------------------------- <5> См.: Воробьев Е.Г. Правовые и социальные основания жилищного обеспечения военнослужащих министерства обороны: юридический анализ концептуальных положений новых инструкций о предоставлении военнослужащим жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 12.
1) отдельные положения Инструкции оказались "оторванными" от базовых норм Федерального закона "О статусе военнослужащих" <6> и Жилищного кодекса Российской Федерации <7>, правил, установленных Правительством Российской Федерации; -------------------------------- <6> Далее - Закон о статусе. <7> Далее - ЖК Российской Федерации.
2) содержание норм Инструкции не полностью охватило весь спектр общественных отношений в сфере жилищного обеспечения военнослужащих, поэтому, с учетом отмены прежних правил, значительная часть этих отношений стала нерегулируемой на ведомственном подзаконном уровне; 3) механизм реализации предоставления жилья не опирается на реально существующую систему военного управления и материально-бытового довольствия военнослужащих: командиры (начальники), органы тылового обеспечения, квартирно-эксплуатационные органы в местах службы военнослужащих остались непричастными к новому порядку предоставления; 4) Инструкция, предлагая новый порядок, не содержит норм переходного периода, тем самым допускает введение новых правил для регулирования уже существующих правоотношений. В связи с этим возникают обоснованные подозрения в возможном нарушении правил действия правовых норм во времени, как не допускающих произвольное придание законам или подзаконным актам обратной юридической силы. В то же время представлять данный документ лишь в черно-белом цвете, исходя из характеристики по типу "хороший" - "плохой", необоснованно и, главное, преждевременно. Перед нами предстает вполне целостный акт, отвечающий формальным требованиям к нормативному правовому акту, принятому в установленном законом порядке компетентным органом власти, который вполне способен к практической реализации. Поэтому следует полагать, что по мере комментария положительные и отрицательные стороны положений Инструкции насытятся должными полутонами. Сам же комментарий, исходя из его тематической формы, будет построен по элементам правоотношений. Его структурными частями станут интерпретации о предмете правового регулирования, объектах и субъектах правоотношений, взаимных правах и обязанностях субъектов, основаниях правоотношений и юридической ответственности субъектов. Встречающиеся по ходу рассуждений аксиоматические пояснения из области основ права предназначены для читателей, не имеющих юридического образования. Правоведам на них можно не обращать внимания.
О предмете правового регулирования
Напомним, что предметом правового регулирования закона или иного нормативного правового акта принято считать общественные отношения определенного вида, которые данный правовой акт охватывает. ПО мнению В.И. Гоймана, под предметом понимается то, что подлежит регулированию, отношения, которые подвергаются правовому воздействию, причем такие отношения должны отвечать следующим признакам: являться устойчивыми и характеризоваться повторяемостью событий и действий людей; допускать по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними; предполагать объективную потребность в их урегулировании <8>. -------------------------------- <8> Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С. 173.
Для понимания места Инструкции в системе источников права и области отношений, ею регулируемой, обратимся к результатам исследований военных правоведов. Не вызывает сомнений то, что речь идет о военном праве и военно-правовых отношениях. Как указал А.В. Кудашкин, общим предметом военного права являются общественные отношения, складывающиеся в области военной деятельности государства. Внутри этого предмета выделяются несколько групп относительно однородных общественных отношений в различных сферах военной деятельности государства. К первой группе относятся общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства военными методами подготовки и применения в этих целях всех элементов военной организации государства; военного строительства; управления военной организацией государства и ее всестороннего обеспечения. Ко второй группе относятся отношения, связанные с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту, прохождением военной службы, а также статусом военнослужащих. В третью группу включаются отношения, связанные с поддержанием воинской дисциплины, законности и правопорядка, деятельностью органов военной юстиции. В четвертую группу входят отношения, регулируемые нормами международного права. Все перечисленные отношения охватываются понятием "воинские отношения", или "военные отношения" <9>. -------------------------------- <9> Военное право: Учебник / Под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2004. С. 19 - 20.
Следует полагать, что положения Инструкции затрагивают первые две группы военно-правовых отношений. С учетом того, что военное законодательство относится к комплексной отрасли, включающей в себя нормы государственного, административного, уголовного, финансового, земельного, жилищного и других отраслей права, речь, по-видимому, идет о пересечении тех из них, которые находятся в сфере военной деятельности государства по комплектованию кадров Вооруженных Сил личным составом, порядку прохождения военной службы, правовому положению военнослужащих, организации и ведении войскового хозяйства, материального и финансового обеспечения военнослужащих <10>. -------------------------------- <10> Указ. соч. С. 25 - 26.
Получается, что Инструкция должна регламентировать военно-правовые отношения, связанные с военно-административной деятельностью органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации по выполнению своих функций в сфере жилищного обеспечения военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, по предоставлению им государственного жилья в постоянное пользование (по договору социального найма) в соответствии с жилищным и военным законодательством в период прохождения военной службы. Именно таким образом можно определить общую область регулирования, в которой находится искомый предмет. С установлением же еще большей предметности дело обстоит сложнее. В Инструкции нормотворец, казалось бы, сразу же "берет быка за рога": те, кому по закону положено социальное жилье, пишите заявление, собирайте конкретные документы согласно перечню, направляйте все это по указанному адресу - и ждите до положительного или отрицательного решения своего жилищного вопроса. Однако этот алгоритм отражает преимущественно нормативно-процессуальные стороны, входящие в предмет правового регулирования. Выявление же собственно предмета не только в процессуальном, но и в материально-правовом смысле, предполагает установление того, какие именно жилищные отношения (какого конкретного вида и в каком объеме этих отношений) между государством (в лице каких конкретно органов и должностных лиц) и военнослужащими (каких категорий, как обладающих правом на социальное жилье в период службы) регламентирует Инструкция, что невозможно сделать, не выявив сущностных признаков всех этих элементов правоотношений. Дело в том, что все перечисленные категории (жилищные отношения, государственные органы, военнослужащие) не являются однородными и изначально установленными. По сути, речь идет о конкретизации тех же элементов правоотношений, на которые было указано как на структурные части комментария. В связи с этим позволим себе отложить ответ на первый искомый вопрос в его окончательном виде, временно удовлетворившись его промежуточным вариантом, и продолжить намеченное исследование согласно ранее предложенной последовательности.
Об объектах правоотношений
В качестве объекта правоотношения выступает то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и обязанности участников правоотношения. Юристы видят в качестве таковых или материальные объекты, или объекты нематериальные, или поведение участников правоотношений, но в любом случае объекты имеют вид конкретных благ, удовлетворяющих потребности заинтересованных субъектов <11>. -------------------------------- <11> Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. М., 1997. С. 349 - 350.
В качестве объекта жилищных прав, согласно жилищному законодательству, рассматривается жилье - жилые помещения в их различных формах (ст. ст. 15 - 16 ЖК Российской Федерации). Именно такой вывод лежит на поверхности. Толкование названия Инструкции и ее отдельных норм, в которых говорится о жилых помещениях (п. п. 1, 3, 4, 10, 11, 14, 15, 17, 18, приложения 1 - 7 к Инструкции), первоначально ведет к такому же умозаключению. Однако вывод о том, что объектами правоотношений, регулируемых Инструкцией, следует полагать именно жилые помещения, предоставляемые военнослужащим по договору социального найма, следует полагать неточным. Дело в том, что жилые помещения становятся объектами правоотношений для военнослужащих лишь при возникновении у них субъективных прав на конкретное жилье. Инструкция этого не регулирует вовсе. Процедурные вопросы принятия на учет, состояния на учете, принятия решения о предоставлении жилья и их направления органам, заключающим договоры социального найма с военнослужащими (абз. 3 п. 16 Инструкции), - лишь предшествуют такому праву, но не порождают его. Только заключение договора социального найма жилого помещения между государством в лице уполномоченного им лица и военнослужащим имеет значение того юридического факта, который порождает правоотношения социального найма, в которых объектом выступает жилое помещение государственного фонда социального использования (ст. 60 ЖК Российской Федерации). Но Инструкция, как уже указывалось выше, не охватывает этого основного этапа предоставления жилых помещений, оставляя его за рамками своего регулирования. На этом основании следует сделать вывод о том, что объектом отношений, регулируемых Инструкцией, являются административные, организационно-распорядительные действия (процедуры), предшествующие окончательному предоставлению военнослужащему конкретного жилья по договору социального найма. Речь идет, таким образом, лишь о военно-административных отношениях внутреннего характера (находящихся в системе государственного управления), в целом не ограниченных временем (хотя и расписанных буквально по дням касательно отдельных элементов и этапов), наполненных набором конкретных юридически значимых действий военнослужащих и уполномоченного органа, которые могут стать основанием заключения договора социального найма или отказа от заключения такого договора. Именно на это направлены права и обязанности военнослужащих, которые отражаются в соответствующих полномочиях (правах и обязанностях) органа учета и распределения жилых помещений из государственного фонда социального использования. В то же время нужно отметить особую юридическую значимость вопроса о выборе уполномоченным органом конкретного жилого помещения в конкретном месте его нахождения, которое предлагается очереднику. Согласно Инструкции право выбора жилого помещения у военнослужащего отсутствует до момента получения извещения о распределении ему того или иного жилья (п. 12 Инструкции; приложение N 5 к Инструкции). Но он вправе заблаговременно заявлять свое желание на выбор места постоянного проживания согласно норме абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона о статусе уже при подаче заявления о признании его нуждающимся в получении жилья. Истинное назначение этого выбора станет понятным в конце комментария. Пока же отметим некоторые моменты, связанные с объектами жилищных прав, окончательное предоставление которых находится за рамками норм Инструкции, но тем не менее которые в ней упоминаются. У каждого военнослужащего есть два варианта оформления своих жилищных притязаний: без указания и с указанием конкретного населенного пункта, избранного в качестве постоянного места жительства. Первый вариант по умолчанию предполагает притязания на получение жилого помещения по месту службы (жительства), но не исключает любого иного решения, в зависимости от мест предложений уполномоченным органом. Такой подход существенно расширяет вариативность реализации права, так как предложения жилья, независимо от мест их нахождения, должны будут проходить через таких военнослужащих согласно очередности. Но время ожидания поступления предложений именно там, где очередник на самом деле желал бы получить постоянное жилье, может быть неопределенно долгим. Второй вариант представляется более предпочтительным из-за большей гарантированности в оптимизации времени ожидания реализации права за счет возможного юридического влияния на довольствующий орган. Такая конкретизация может стать доказательством того, что поступление в адрес очередника предложения жилья в ином месте, чем то, которое он указал в своем заявлении, было ненадлежащим предложением, и потому пропуск очереди согласно норме п. 13 Инструкции для его дальнейшего распределения следующим в очереди военнослужащим является незаконным, нарушающим правило общей очередности. Ведь право очередника предполагает соблюдение очередности не только наличием формального предложения жилья вообще, но и соответствием этого предложения по его качеству, в данном случае по месту нахождения очередного жилого помещения. Практические советы: при отсутствии в ваших жилищных документах указания на конкретный населенный пункт (или несколько конкретных населенных пунктов), где вы желаете получить жилье, уточните этот вопрос документально, добейтесь его оформления в вашем жилищном деле. При постановке на учет укажите это в заявлении, форма которого носит характер рекомендуемого образца (приложение N 1 к Инструкции). Если вы уже состоите на учете, но в ваших документах конкретное место получения жилья не было указано (например, в случае желания получить его по месту службы такое место предполагалось по умолчанию в населенном пункте дислокации воинской части), есть резон направить в уполномоченный орган дополнительное заявление с уточнением именно этого вопроса.
О субъектах правоотношений (о военнослужащих и членах их семей)
В норме п. 1 Инструкции отражен важный юридический вопрос: установление категорий военнослужащих - адресатов права на получение социального жилья. Оно сделано путем абстрактной отсылки к норме ст. 15 Закона о статусе. И это не случайно. Причины именно такого подхода станут понятными из следующих далее рассуждений. С момента принятия нового ЖК Российской Федерации и соответствующих ему изменений в военном законодательстве среди правоведов до сих пор нет единого мнения по поводу того, сохранилось ли право на социальное жилищное обеспечение у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, именно в период прохождения ими военной службы. Большинство придерживается той точки зрения, что, согласно изменившемуся в 2004 г. нормативному порядку, военнослужащие такое право утратили, сохранив его лишь в связи с увольнением при основаниях, перечисленных в Законе о статусе. Для тех же, кто стал участником накопительно-ипотечной системы <12>, освещаемое право прямо исключено законом (абз. 10 п. 15 ст. 15 Закона о статусе).Поэтому разговор о жилищном обеспечении постоянным жильем в период военной службы (причем не в связи с увольнением) может идти лишь о правах тех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, которые: -------------------------------- <12> Далее - НИС.
- заключили первый контракт до 1 января 1998 г.; - на первые 5 лет обеспечивались только служебным жильем; - по истечении этого срока приобретали право на жилищное обеспечение "в общем порядке". В качестве этого самого общего порядка согласно Закону о статусе в ред. 1993 г. и ЖК РСФСР признавалось право на получение постоянного жилья по договору найма, которое впоследствии получило наименование "договора социального найма". Для военнослужащих рассматриваемой категории, которые до введения вышеуказанных изменений, т.е. до 1 марта 2005 г., успели встать на учет в качестве нуждающихся, все понятно. Их право, как юридически закрепленное актами принятия на учет, сохранилось в силу переходных норм Закона о введении в действие ЖК Российской Федерации, и уже реализуется в рамках президентских обещаний предоставить такое жилье до конца текущего года. Это же право продублировано в абз. 7 п. 10 Инструкции. Даже для тех, кто успел встать на учет уже после 1 марта 2005 г., в абз. 8 п. 10 Инструкции также упоминаются соответствующие гарантии на получение социального жилья. Следовательно, неясность заключается в том, в какой мере такое же право признается за военнослужащими этой же категории, которые заявят о необходимости получения жилья по договору социального найма в новых условиях правового регулирования. По смыслу Инструкции процедура принятия на учет военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, прямо предусмотрена и после ее введения в действие (п. п. 1 - 6 Инструкции). Но для кого именно? Еще раз повторим, что с принятием ЖК Российской Федерации право на социальное жилье стали иметь только малоимущие и иные, указанные в законе, граждане. Но при отсутствии прямого упоминания о праве на социальное жилье в период военной службы у военнослужащих, даже вступивших в военно-правовые отношения до 1 января 1998 г., былое право как будто бы прекратилось. По крайней мере на протяжении почти четырех лет (с января 2005 г. по декабрь 2008 г.) в Законе о статусе о нем вообще не упоминалось. Лишь два года назад, в декабре 2008 г., в Законе о статусе появляется редакция нормы абз. 12 п. 1 ст. 15, в которой прежнее правило о предоставлении жилья в собственность впервые дополняется и правилом о предоставлении военнослужащим жилья по договору социального найма. В настоящее время эта норма гласит следующее: "Военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно... или по договору социального найма с... федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона" <13>. -------------------------------- <13> Подпункт "а" п. 1 ст. 2 Федерального закона от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2008. 2 дек.
Анализ данного положения позволяет утверждать о следующих юридических фактах, при наступлении которых закон прямо признает за военнослужащими комментируемое право. Во-первых, это прохождение военной службы по контракту и наличие у военнослужащего гражданства Российской Федерации. Во-вторых, наличие права на обеспечение служебным жильем на весь срок военной службы. В-третьих, достижение военнослужащим календарной выслуги 20 лет и более, а при увольнении по "льготным основаниям" - 10 лет и более. В-четвертых, наличие факта выбора военнослужащим постоянного места жительства. В-пятых, к этим условиям также следует присовокупить общие требования, касающиеся оснований нуждаемости в получении жилого помещения по договору социального найма, закрепленные в жилищном законодательстве (ст. ст. 51 - 56 ЖК Российской Федерации), которые частично повторяет или на которые ссылается комментируемый правовой акт (п. п. 1, 3, 4, 10 Инструкции). Нетрудно подсчитать, что при выслуге 20 календарных лет на начало 2011 г. правом претендовать на социальное жилье на условиях, указанных в законе, наделяются лишь те военнослужащие, которые вступили в военно-правовые отношения еще до 1991 г., а при выслуге 10 календарных лет, с учетом увольнения по льготным основаниям - те, кто вступил в такие отношения до 2001 г. Следовательно, право на получение социального жилья, имевшиеся у всех военнослужащих, заключивших первые контракты до 1998 г., забытое в результате изменений форм их жилищного обеспечения с 1 марта 2005 г., в законе так и не проявляется. Оно по крайней мере, неочевидно, хотя правоведы и выводят его путем системного и исторического толкования. Следовательно, для военнослужащих анализируемой категории, тех, кто еще не достиг 20-летней выслуги и находится в границах сроков заключения первого контракта с 1991 г. по 1998 г., возможны следующие варианты правового поведения: - выжидать достижения 20-летней выслуги; - ускорять его наступление путем увольнения по льготным основаниям с правом на получение постоянного жилья по договору социального найма; - требовать признания своего забытого новым законом права в судебном порядке со ссылкой недопустимости отмены прав даже законом, согласно ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Отсутствие в Инструкции конкретики состава военнослужащих, наделенных правом на получение жилья по договору социального найма, позволяет всем военнослужащим, заключившим первый контракт до 1 января 1998 г., не обеспеченных постоянным жильем (нуждающимся в жилье), заявить свои права на данную форму жилищного обеспечения независимо от выслуги лет - по месту военной службы, а при достижении выслуги 20 лет и более - в избранном ими постоянном месте жительства. Практические советы: если вы заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., еще не стоите в очереди на получение жилья по договору социального найма, но думаете, что имеете право претендовать не только на служебное, но и на постоянное жилье в период военной службы (на общих основаниях, по истечении первых пяти лет службы согласно положениям абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона о статусе), при наличии оснований признания жилищной нуждаемости подайте заявление о принятии на учет (п. 1 Инструкции). Однако ни суды общей юрисдикции, ни Верховный Суд Российской Федерации в силу своей юрисдикции не могут преодолеть молчание федерального закона и тем самым защитить забытые в законе права. Поэтому последнее возможно не иначе, как в форме обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, причем при соблюдении всех прочих условий для такого обращения согласно Федеральному Конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации". Памятуя о том, что в последние годы этот орган правосудия достаточно осторожен в разрешении социальных проблем, вызванных монетизацией льгот (а вопрос о жилищных правах, нами рассматриваемых, порожден именно таким законом <14>), данный совет имеет юридические сложные перспективы, в то время как наиболее гарантированными представляются первые два варианта юридического поведения. Именно они опираются на прямо предусмотренные в законе основания для принятия на учет с целью последующего получения жилья, и, кроме того, в них присутствуют юридически значимые элементы возможных активных действий самих военнослужащих. Date: 2015-09-17; view: 288; Нарушение авторских прав |