Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источник: данные European Mortgage Federation (EMF). 14 page





 

<7> Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2010. С. 154.

 

С субъективной стороны невыплата заработной платы характеризуется прямым умыслом и корыстной или иной личной заинтересованностью. Лицо осознает, что свыше двух месяцев не выплачивает заработную плату, пенсию, стипендию, пособие или иную установленную законом выплату, и желает этого. Под другими признаками субъективной стороны состава ч. 1 ст. 145.1 УК РФ следует понимать: корыстную заинтересованность - это стремление лица получить выгоду имущественного характера; иную личную заинтересованность - его стремление "извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п." <8>.

--------------------------------

<8> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 12. С. 5.

 

Субъективная сторона состава ч. 2 ст. 145.1 УК РФ связана не только с осознанием общественной опасности соответствующего деяния и желанием его совершения, но и с умышленным, а в большей части с неосторожным отношением виновного к наступлению тяжких последствий.

Субъект преступления - руководитель организации (юридического лица), работодатель - физическое лицо.

Соотношение между составами деяний, предусмотренных ст. 145.1 УК РФ, и составами ст. 201 (злоупотребление полномочиями) и ст. 285 УК РФ в целом можно охарактеризовать как отношение между специальной и общими нормами. Между тем одной из главных причин конструирования в Особенной части УК РФ специальных норм является необходимость усиления защищенности отдельных, находящихся в более широкой (охраняемой) группе, общественных отношений; а единой чертой специальной и общей норм выступает то, что "они с разной степенью обобщения и с различной полнотой предусматривают признаки одного и того же преступления" <9>. Ясно, что ст. 145.1 УК РФ не усилила гарантий защищенности упомянутых ранее конституционных прав личности, фактически не уточнила, не конкретизировала состав невыплаты заработной платы применительно к адекватной ему реальной форме общественно опасного поведения работодателей. Поставив защищенность важнейших конституционных прав граждан в зависимость от наличия корыстной или иной личной заинтересованности субъекта невыплаты заработной платы, законодатель тем самым не только снизил уровень защищенности прав относительно ч. 1 ст. 201 и ч. 1 ст. 285 УК РФ (ибо максимумы санкций последних выше, нежели максимум санкции, предусмотренной ст. 145.1 УК РФ), но и вообще оставил их незащищенными от деяний, не мотивированных указанной в диспозиции ст. 145.1 УК РФ заинтересованностью.

--------------------------------

<9> Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 1999. С. 211.

 

Умышленное нарушение целого ряда конституционных прав граждан - вполне достаточное основание для криминализации невыплаты заработной платы вне зависимости от мотивов совершения этого деяния. Ведь для не получающих заработную плату, униженных, побирающихся, нередко голодающих рабочих и служащих не столь важно, куда истрачены заработанные ими деньги: на разорение конкурента, приобретение престижной иномарки для служебных нужд руководителя предприятия, либо, может быть, на самом деле бескорыстную помощь администрации региона, района, благотворительность. Здесь важно еще одно обстоятельство, переводящее анализируемый состав преступления, по сути, в число привилегированных для виновных в его совершении лиц. При огромных содержательных трудностях разграничения "иной личной заинтересованности" с другими мотивами невыплаты заработной платы значительны и препятствия при установлении умысла на совершение этого преступления. Поскольку неквалифицированный состав деяния как формальный может осуществляться только с прямым умыслом, постольку указание в диспозиции ч. 1 ст. 145.1 УК на обязательные мотивы совершения деяния одновременно дает обоснованную возможность субъекту этого преступления полагать, что невыплата заработной платы по другим мотивам не только не противоправна и не наказуема, но иногда и полезна, ибо может совершаться во благо тех же самых не получивших заработок рабочих и служащих (допустим, в случаях так называемой "производственной необходимости"). Между тем добросовестное заблуждение лица о необходимости невыплаты заработной платы по производственным мотивам исключает осознание им общественной опасности совершаемого деяния, что свидетельствует и об отсутствии умысла на его совершение. К тому же вряд ли надо объяснять, с какими серьезными трудностями сталкиваются следователь и суд при разграничении действительно добросовестного заблуждения и мнимого, притворного "добросовестного заблуждения", являющегося эффективным способом уклонения от уголовной ответственности по такого рода делам. Таким образом, само формирование у субъектов данного преступления ясного представления об общественной опасности любых вариантов невыплаты заработной платы предполагает исключение из диспозиции ч. 1 ст. 145.1 УК РФ упоминания о мотивах совершения деяния.


В современных условиях возрастает опасность сокрытия истинных размеров выплачиваемой заработной платы. Ее выплата "в конвертах" прежде всего наносит невосполнимый ущерб материальному благополучию граждан в старости. По данным Роструда, в договорах на временное трудоустройство детей и безработных работодатели нередко устанавливали зарплату ниже минимального размера оплаты труда. В Курской области, республиках Северного Кавказа и Якутии она и вовсе не предусматривалась, выплачивалось лишь небольшое поощрение от службы занятости <10>.

--------------------------------

<10> См.: Подросткам можно и не платить. Роструд проверил службы занятости // Российская газета. 29.03.2008.

 

Поэтому наряду с невыплатой заработной платы необходимо установить уголовную ответственность и за ее выплату в неустановленном законом порядке или размере. Однако, поскольку эти деяния в плане причинения вреда личности все же менее опасны, чем первое, для криминализации выплаты заработной платы в неустановленном законом порядке или размере должен быть увеличен срок (допустим, до шести месяцев), после которого такая выплата становится уголовно наказуемой.

На основании изложенного предлагается следующая редакция диспозиции ч. 1 ст. 145.1 УК РФ:

Quot;Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или их выплата свыше шести месяцев в не установленном законом порядке или размере, совершенные руководителем организации либо работодателем - физическим лицом".

Так как диспозиция ч. 2 ст. 145.1 УК РФ и санкции статьи вполне адекватно отражают содержание и опасность анализируемого преступления, их следует оставить такими, какие они есть.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Некоторые вопросы реализации приемными детьми-инвалидами права на получение образования

(Доржиева С.В.)

("Социальное и пенсионное право", 2011, N 2)

Дата

24.03.2011

Информация о публикации

Доржиева С.В. Некоторые вопросы реализации приемными детьми-инвалидами права на получение образования // Социальное и пенсионное право. 2011. N 2. С. 15 - 18.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИЕМНЫМИ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ <*>

 

С.В. ДОРЖИЕВА

 

--------------------------------


<*> Dorzhieva S.V. Certain issues of realization by adopted children-invalids of the right to receive education.

 

Доржиева Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Бурятского государственного университета.

 

Статья посвящена исследованию некоторых вопросов реализации приемными детьми-инвалидами права на получение среднего (полного) общего образования. Автором сделан анализ основных форм обучения детей-инвалидов, которые могут быть выбраны приемными родителями для своих подопечных.

 

Ключевые слова: приемная семья, дети-инвалиды, образование.

 

Article is devoted research of a question on realization by reception children-invalids of the right to reception of the average general education. The author makes the analysis of the basic modes of study of children-invalids which can be chosen reception parents for the wards.

 

Key words: a foster home, children-invalids, an education.

 

Семейное законодательство Российской Федерации, наряду с международными нормативными правовыми актами, отдает приоритет семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях их более успешной социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни. Однако добиться успеха на данном поприще очень сложно, тем более если в приемную семью на воспитание принят ребенок-инвалид. Здесь наряду с традиционными проблемами, связанными с привыканием к новым условиям жизни, как со стороны ребенка, так и со стороны приемных родителей, возникает ряд трудностей, связанных с уходом за больным подопечным, особенностями его воспитания и обучения.

Согласно ст. 5 Закона "Об образовании" <1> гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Для того чтобы эти гарантии реально действовали, необходим индивидуальный подход к каждому гражданину, а особенно к ограниченному в своих возможностях.

--------------------------------

<1> Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изм. на 08.11.2009) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г. N 30. Ст. 1797.

 

В соответствии со ст. 153.1 Семейного кодекса РФ договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора. Следовательно, условия воспитания, содержания и образования ребенка-инвалида в приемной семье должны быть детально отражены в договоре, причем в нем должны быть оговорены не только права и обязанности приемных родителей, но и обязанности органов опеки и попечительства по содействию в гармоничном развитии приемного ребенка, медицинском обслуживании, обучении и т.д. Это связано с тем, что основные направления реабилитации инвалидов, согласно ст. 9 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" <2>, включают в себя не только восстановительные медицинские мероприятия, но и профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. Отсюда следует, что процесс воспитания ребенка-инвалида в приемной семье требует специальной психологической, медицинской, педагогической подготовки приемных родителей и постоянного сопровождения семьи со стороны соответствующих специалистов.


--------------------------------

<2> ФЗ РФ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. на 24.07.2009) // СЗ РФ от 27 ноября 1995 г. N 48. Ст. 4563.

 

Обратимся к проблеме образования приемных детей-инвалидов школьного возраста. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов <3>, поэтому образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обязаны обеспечивать дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение ими среднего общего образования. Как отмечено в ст. 19 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", общее образование данной категории граждан осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

--------------------------------

<3> Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Спарк, 2001. С. 216.

 

По нашему мнению, наилучший вариант обучения приемных детей-инвалидов (при отсутствии медицинских противопоказаний), в общеобразовательных учреждениях, поскольку общение детей с ограниченными возможностями со здоровыми сверстниками будет способствовать их реабилитации. Но для того чтобы отношения между детьми сложились, должна быть подготовлена почва как педагогическим коллективом школы, так и приемными родителями, поскольку здесь вдвойне трудная задача, связанная с адаптацией в обычной школе, во-первых, приемного ребенка, который является сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, а во-вторых, ребенка-инвалида. Поэтому особое значение здесь отводится органам опеки и попечительства, которые должны убедиться в том, что в общеобразовательном учреждении созданы условия для детей-инвалидов (обеспечение или освобождение от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой; наличие в штате специалистов: психологов, педагогов, медиков по работе с детьми-инвалидами и т.д.). Безусловно, необходимо и наличие специальных образовательных программ для детей-инвалидов, особенно на первое время обучения. Однако первоочередная задача здесь заключается не только в получении детьми-инвалидами такого же объема знаний, как и их сверстниками, но и в получении навыков общения, формирования собственного представления о социальной значимости той или иной профессии, реальной оценки своих возможностей для достижения в будущем материальной независимости и интеграции в общество.

Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому. Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения <4>.

--------------------------------

<4> Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы (утв. письмом Минпроса РСФСР от 8 июля 1980 г. N 281-м и Минздрава РСФСР от 28 июля 1980 г. N 17-13-186) // Официальные документы в образовании. 2007. N 21.

 

Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы, как правило, ближайшее к их месту жительства, которое предоставляет детям-инвалидам на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Приемные родители могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений, которые по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.

Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.

В случае применения надомной формы обучения приемным родителям органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении, сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями) <5>, что, по нашему мнению, является недопустимым, так как все расходы приемных родителей, связанные с обучением детей-инвалидов, должны компенсироваться органами управления образованием в полном объеме. По справедливому замечанию Н.Ф. Дивицыной, социальная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с ограниченными возможностями <6>, следовательно, государство здесь должно идти по пути создания безбарьерной системы образования для детей-инвалидов, в том числе и с материальной стороны. Тем более что приемные родители не обязаны содержать подопечных за свой счет.

--------------------------------

<5> Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 "Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях" (с изм. на 01.02.2005) // СЗ РФ. 29.07.1996. N 31. Ст. 3754.

<6> Дивицына Н.Ф. Семьеведение. М.: ВладосПресс, 2006. С. 218.

 

Надомная форма обучения, безусловно, лучше нахождения ребенка-сироты и инвалида в специальном социальном учреждении, поскольку проходит в условиях семейного воспитания, однако Министерство образования и науки РФ обращает внимание на то, что обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. С целью преодоления этих явлений органы управления образованием некоторых субъектов Российской Федерации пошли на создание экспериментальной модели образовательного учреждения - школы надомного обучения. Имеющийся опыт работы таких учреждений показывает, что организация образовательного процесса в них имеет свои особенности. Это, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии - по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида.

Во-вторых, это вариативность организации занятий с обучающимися. Занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно: часть занятий проводится в учреждении, а часть на дому; часть занятий проводится индивидуально, часть занятий проводится в классе.

Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы, возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствие противопоказаний для занятий в классе (группе).

В-третьих, это гибкость моделирования учебного плана, вариативная часть которого позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности <7>.

--------------------------------

<7> Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 28 февраля 2003 г. N 27/2643-6. Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения // Вестник образования. 2003. N 11.

 

Согласно п. 6 ст. 148.1 СК РФ, опекун или попечитель имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования и обязаны обеспечить получение им общего образования. Приемным родителям, воспитывающим ребенка-инвалида, необходимо также принимать во внимание медицинское заключение и рекомендации органов опеки и попечительства, а также мнение ребенка, если он по состоянию здоровья (даже при достижении 10 лет) может сформулировать свои взгляды и выразить их.

Кроме этого, автор полагает, что приемные семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды (ребенок-инвалид), должны обеспечиваться на весь период действия договора автомашиной, приспособленной для перевозки подопечного в школу, в медицинское учреждение, для посещения культурно-массовых мероприятий; при отсутствии надлежащих жилищных условий - квартирой, площадь которой позволяла бы ребенку-инвалиду иметь место для обучения, отдыха и т.д. В договор о приемной семье должны быть включены условия по возмещению органами опеки и попечительства всех расходов, связанных с обучением и воспитанием ребенка-инвалида в общеобразовательном учреждении, на дому или в негосударственном образовательном учреждении, в школе надомного обучения. Перечисленные меры будут способствовать устройству в приемные семьи детей-инвалидов, поскольку в настоящее время эта категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет крайне низкие шансы на семейное воспитание.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Право собственности в социальной сфере: вопросы теории и судебной практики

(Соловьев В.Н.)

("Арбитражный и гражданский процесс", 2011, N 2)

Дата

25.01.2011

Информация о публикации

Соловьев В.Н. Право собственности в социальной сфере: вопросы теории и судебной практики // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. N 2. С. 29 - 32.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ:

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ <*>

 

В.Н. СОЛОВЬЕВ

 

--------------------------------

<*> Solov'yov V.N. Ownership right in social sphere: issues of theory and judicial practice.

 

Соловьев Владимир Николаевич, заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук.

 

В статье анализируются дополнительные гарантии публично-правовым образованиям по сравнению с иными собственниками, обеспечивающие особый режим публичной собственности. По мнению автора, особый правовой режим права публичной (государственной и муниципальной) собственности оправдан социальными целями, достижение которых возлагается на такого собственника.

 

Ключевые слова: право собственности, публично-правовые образования, публичная собственность, социальная сфера.

 

The article analyses additional guarantees for public-law formations in comparison with other owners providing the special regime of public ownership. The author believes that the special regime of the right of public (state and municipal) ownership is conditioned by social purposes and the achievement thereof is laid on such owner.

 

Key words: ownership right, public-law formations, public ownership, social sphere.

 

В социальной сфере, безусловно, базисным является право собственности, поскольку именно собственность является первоосновой для формирования и приумножения материальных благ "экономически активных" групп населения, которые необходимы для последующего перераспределения и создания другой формы собственности - публичной, которая, в свою очередь, будет использоваться как для обеспечения социальных функций аппаратом государства, так и непосредственно передаваться "экономически пассивным" социальным группам в собственность.

Современные ученые отмечают, что собственность несет важную общественную функцию, создавая материальную основу экономической активности, развития рыночных отношений для дальнейшего развития государства, зависящего (хоть и не напрямую) от его материального благополучия <1>.

--------------------------------

<1> См.: Андреева Г.Н. О влиянии теорий собственности на ее конституционное регулирование // Журнал российского права. 2008. N 10. С. 128.

 

Основоположник теории социальной функции собственности Л. Дюги отмечал: "Право собственника оправдывается и в то же время ограничивается социальной миссией, лежащей на нем в силу особенного положения, в котором он находится" <2>. Положение этой концепции, в частности, воспроизводит п. 2 ст. 14 Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г.: "Собственность обязывает. Пользование ею одновременно должно служить общему благу" <3>. В ч. 1 ст. 17 Конституции Греции воспроизводится эта же формула: "Право собственности не может осуществляться в ущерб общественным интересам" <4>. Конституция Республики Португалия 1967 г. в ст. 81(б) определяет, что политика государства содействует "исправлению в случае необходимости и неравенства в распределении богатства и дохода" <5>. Особенно ярко социальная функция собственности проявлена в ч. 2 ст. 42 Конституции Итальянской Республики 1947 г.: "Частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и границы ее действия с целью обеспечить социальную функцию и сделать ее доступной для всех" <6>.

--------------------------------

<2> Дюги Л. Конституционное право. М., 1908. С. 22.

<3> Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие. М.: БЕК, 1998. С. 159.

<4> Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 томах / Под ред. Б.А. Страшуна. М.: БЕК, 1995. Т. 1, 2. С. 153.

<5> Фабрициус Ф. Права человека и европейская политика / Пер. с англ. М.: МГУ, 1995. С. 167.

<6> Конституции зарубежных государств. С. 252.

 

К сожалению, отечественный законодатель при осуществлении правового регулирования собственности не включил в действующее законодательство принципы данной теории в отличие от законодательства Бразилии, Венесуэлы, Ирландии, Испании, Македонии, Румынии, Саудовской Аравии, ФРГ и др., в конституциях которых закрепление данной функции дало возможность включить ряд ограничений права собственности.

По мнению венгерского юриста Эрши, "ограничение права собственности становится неотъемлемым элементом содержания собственности" <7>.

--------------------------------

<7> Цит. по: Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. М.: Дело, 1992. С. 109.

 

Аналогичным образом не нашла отражения в отечественном праве идея особой природы государственной собственности. Например, во Франции детально разработана теория статуса "domaine public" (имущества в публичной собственности) как неотчуждаемого и не подлежащего срокам давности имущества. В ряде конституций (Венесуэлы, Гондураса, Испании, Конго, Сенегала и др.) вообще содержится отсылка к специальному закону, который регулирует публичную собственность и устанавливает особый режим, отличный от существенных характеристик гражданско-правового понятия собственности <8>.

--------------------------------

<8> См.: Андреева Г.Н. Указ. соч. С. 130.

 

Полагаем, что закрепление данных принципов, в частности, включение в число требований, на которые не распространяются сроки исковой давности, требования о возврате публичной собственности, имело бы позитивное воздействие на регулирование социальных отношений, в частности, помогло бы исправить ряд ошибок, допущенных при приватизации государственного имущества в 1990 - 1992 гг.

Ярким примером недостаточности правового регулирования в данной сфере является следующий пример.

Администрация муниципального района "Печора" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Печорторгсервис" (далее - компания) о признании права муниципальной собственности на жилое здание общежития, расположенное по адресу: город Печора, улица 8 Марта, дом 4, и об истребовании из незаконного владения ответчика упомянутого имущества.







Date: 2015-09-17; view: 275; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.038 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию