Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разница, которая составляет разницу 11 page





То же самое происходит во время хождения по го­рячим углям. Когда некоторые люди видят это ложе из огня, они находятся в состоянии полной уверенно­сти в своей способности пройти по ним и готовности сделать это, поскольку на это указывают им их внут­ренние представления и физиология. Поэтому они мо­гут в полной уверенности и не беспокоясь за свое здо­ровье отправляться босиком на прогулку по горячим углям. Некоторые люди тем не менее начинают пани­ковать и испытывать страх в самый последний момент. Дело в том, что они вдруг изменили свои внутренние представления о том, что с ними может случиться, по­этому представляют сейчас для себя самый худший сценарий. Или, может быть, жар от погасшего костра выводит их из состояния уверенности по мере прибли­жения к краю огненной дорожки. В результате они дрожат от страха, кричат или холодеют, тела каменеют или сотрясаются от еще каких-нибудь физиологиче­ских реакций. Для того чтобы помочь им прорваться сквозь страх и предпринять необходимые действия, не­смотря на кажущуюся опасность, я обычно делаю только одну вещь — меняю их состояние. Помните, все наше поведение является результатом того состояния, в ко­тором мы находимся. Когда мы чувствуем себя силь­ными и полными ресурсов, мы оказываемся способны­ми на такие поступки, на которые никогда бы не отва­жились, будучи подавленными, слабыми и уставшими. Именно поэтому ходьба босиком по углям не способ­на научить людей ничему интеллектуальному, но она способна дать им опыт воздействия на свое состояние и поведение за считанные секунды, чтобы можно было направить усилия на достижение целей, вне зависимо­сти от того, что они секундой ранее думали об этих целях.

Что же надо делать с этими колеблющимися, крича­щими, застывшими от страха людьми, которые остано­вились на самом краю раскаленной угольной дорож­ки? Единственное, что я могу сделать, — поменять их внутреннее представление. Я могу дать им понять, как они будут себя чувствовать после того, как пройдут с успехом и без угрозы для здоровья на другой конец кострища. Это позволяет создать у них внутреннее пред­ставление, которое радикально меняет их физиологию. За время, измеряемое двумя — четырьмя секундами, че­ловек переходит в продуктивное состояние — вы може­те видеть это по тому, как меняется ритм его дыхания и выражение лица. Затем я приказываю им отправлять­ся в путь, и те же самые люди, которые были парализо­ваны страхом несколько секунд назад, теперь способны целенаправленно пройти по ложу из углей и праздно­вать свой успех на другом конце дорожки. Но иногда у людей возникает яркое и устойчивое внутреннее пред­ставление, что они получают ожоги или вообще погиба­ют, которое оказывается намного больше и сильнее их представления о том, что они могут успешно провести этот эксперимент и остаться невредимыми. Поэтому мне надо изменить их оттенки чувств, а на это может уйти много времени.

Другой вариант моих действий — который лучше проявляет себя в случае, когда кого-то охватила пани­ка при виде раскаленных углей — поменять их фи­зиологию. В конце концов, если эти люди изменяют свои внутренние представления, их нервная система дает сигнал телу изменить позу, режим дыхания, мы­шечное напряжение и т. д. Так почему же не обра­титься прямо к первоисточнику — миновать все осталь­ные линии связи и не изменить физиологию непосред­ственно? Поэтому я подхожу к вопящему человеку и заставляю его посмотреть вверх. В этот момент он на­чинает воспринимать визуальные аспекты своей нерв­ной системы вместо кинестетических. Практически мгновенно он перестает кричать. Попробуйте это на себе: если вы огорчены или в слезах и хотите остано­вить этот процесс, посмотрите вверх, отведите плечи назад и перейдите в визуальное восприятие действи­тельности. Ваши ощущения изменятся почти мгновен­но. Вы можете попробовать этот трюк со своими деть­ми. Когда они чувствуют себя обиженными, попросите их посмотреть вверх. Мгновенно плач и жалобы пре­кратятся или, по крайней мере, сильно уменьшатся... Затем я могу попросить запаниковавшего человека при­нять такую позу, которую он принял бы, если бы был абсолютно уверен в успехе и знал совершенно опреде­ленно, что без ущерба для здоровья пройдет по уголь­ной дорожке; заставляю его дышать так, как он дышал бы в случае успеха, сказать что-нибудь с такой интона­цией голоса, с какой говорит человек, уверенный в се­бе. Таким образом мозг получает новое сообщение о его самочувствии, и в результате этот человек, всего несколько секунд назад парализованный страхами, бу­дет в состоянии совершить действие, приводящее его к достижению цели.

Этот же метод можно применять всякий раз, когда мы чувствуем, что не способны на какой-то поступок — подойти к той или иной женщине или мужчине, начать разговор с шефом и т. д. Мы можем изменить свое состояние и вдохновить себя на нужные действия либо путем изменения образов или внутренних диалогов в своем сознании, либо путем изменения своей осанки, ритма дыхания, интонации голоса. В идеале желатель­но изменить и физиологию, и тональность. Сделав это, мы моментально ощутим продуктивное состояние и пе­рейдем к действиям, необходимым для получения нуж­ных нам результатов.

Это же верно и в отношении спортивной трениров­ки. Если вы очень напряженно и тяжело работаете, вам не хватает дыхания и вы начинаете говорить себе, как вы устали, то включаете в себе такую физиоло­гию — с желанием сесть отдохнуть или отдышаться, — которая поддерживает этот диалог. Если, однако, — хотя вам уже трудно дышать от напряжения — вы будете держаться прямо и пытаться дышать ровно, уже через считанные секунды вы почувствуете «второе ды­хание».

При изменении наших ощущений, а значит, и дейст­вий путем изменения внутренних представлений и фи­зиологии меняются также биохимические и электри­ческие процессы, происходящие в нашем организме. Исследования показывают, что когда люди находятся в подавленном состоянии, их иммунная система также подчиняется ему и становится менее эффективной: уменьшается количество белых кровяных телец. До­водилось ли вам когда-либо видеть фотографию чело­века, сделанную методом Кир лиана, — схематическое изображение человеческого тела с циркулирующими по нему потоками биоэлектрической энергии? На ней хорошо видно, насколько изменчива она у человека в зависимости от изменения его состояния или настрое­ния. Поскольку тело и душа едины, в напряженных состояниях меняется все наше электрическое поле и поэтому мы способны делать то, что кажется невозмож­ным. Все, что я испытал на собственном опыте, и все, что когда-либо прочитал, утверждает меня во мнении, что наше тело имеет гораздо меньше ограничений — как положительных, так и отрицательных, — чем при­нято считать.

Доктор Герберт Бенсон, написавший много работ о взаимоотношении духа и тела, рассказывает потрясаю­щие истории об огромной власти шаманства в различ­ных частях земного шара. В одном из племен австра­лийских аборигенов врачеватели-шаманы практикуют ритуал, называемый «указующая кость». Он заключа­ется в наложении такого сильного проклятия, что жерт­ва точно знает, какими болезнями и когда заболеет и когда умрет. Вот как доктор Бенсон описывает один такой случай, произошедший в 1925 году:

«Человек, обнаруживший, что его проклял враг, пред­ставляет собой поистине жалкое зрелище. Он стоит охваченный ужасом, его взгляд прикован к указующе­му персту колдуна, а руки подняты, как бы в попытке противодействовать тому смертельному напитку, ко­торый, как ему кажется, вливается в его тело. Щеки бледнеют, глаза стекленеют, черты лица страшно иска­жаются... Он пытается кричать, но звуки застревают у него в горле и изо рта идет кровавая пена. Тело начинает трястись, мышцы непроизвольно подергива­ются. Он откидывается назад и валится на землю, че­рез некоторое время он теряет сознание, начинается смертельная агония, он закрывает лицо руками и начинает стонать. Смерть наступает через сравнительно небольшой промежуток времени».

Не знаю, как для вас, но для меня это самое яркое и ужасное описание, которое я когда-либо читал. Я не думаю, что нам захотелось бы его смоделировать. Но это также один из наиболее показательных примеров, подтверждающих необыкновенную мощь физиологии и убеждений. Проще говоря, с этим человеком ничего не сделали, совсем ничего. Но его собственное убежде­ние и мощь его собственной физиологии создали ужас­ную негативную силу, которая буквально разрушила человеческий организм.

Как вы думаете, такие сцены можно наблюдать толь­ко в тех обществах, которые мы называем примитив­ными? Конечно нет. Подобные вещи происходят во­круг нас ежедневно. Бенсон упоминает о докторе Джордже Л. Энгеле из Медицинского центра при Ро-честерском университете, собравшем большое количе­ство газетных вырезок, в которых рассказывается о внезапных смертях при невыясненных обстоятельст­вах. В каждом конкретном случае ничего особенного в жизни этих людей не происходило. Причина заклю­чалась в их собственном негативном внутреннем мире и представлениях. В каждом из этих случаев жертва чувствовала себя совершенно безвольной, беспомощ­ной и одинокой. Результат был такой же, как и в ри­туале австралийских аборигенов.

Что особенно интересно для меня, так это то, что собрано гораздо больше свидетельств о вредной сторо­не взаимодействия мозга и тела, чем о полезной. Мы гораздо чаще слышим об ужасных последствиях для человека стрессовых состояний или о тех людях, кото­рые теряют волю и желание жить после смерти люби­мого человека. Мы, по-видимому, все прекрасно знаем о том, что негативное состояние и эмоции могут буквально убить нас. Но мы гораздо реже слышим о тех случаях, когда положительные состояния излечивают людей.

Одна из наиболее интересных историй рассказана Норманом Казинсом в книге «Анатомия болезни». Он описывает свое чудесное выздоровление от долгой и тяжелой болезни, когда ему пришлось буквально просмеяться на протяжении всего пути к выздоровлению. Смех был единственным оружием, которое Казинс ис­пользовал в своей сознательной попытке мобилизовать волю к жизни и выздороветь. Большая часть его дня состояла из просмотра комедийных фильмов, телевизионных программ и чтения книг, которые заставляли его смеяться. Это радикально меняло его устойчивое внут­реннее представление, а смех в значительной степени изменил его физиологию и дал новые сообщения в нерв­ную систему. Казинс обнаружил немедленные положи­тельные изменения в физическом состоянии. Он стал лучше спать, боли уменьшились, улучшилось общее фи­зическое состояние.

Вскоре он полностью выздоровел, хотя один из его докторов говорил, что шансов поправиться у него один на пятьдесят. Казинс делает вывод: «Я понял, что нель­зя недооценивать возможности человеческого духа и тела к регенерации — даже тогда, когда перспективы кажутся мизерными. Жизненная сила, очевидно, — наи­менее понятая сила на земле».

Некоторые захватывающие исследования, появляю­щиеся в последнее время, могут пролить какой-то свет на опыт Казинса и подобных ему. Эти исследования посвящены способу, с помощью которого наше выра­жение лица оказывает влияние на наше самочувствие, при этом исследователи приходят к выводу, что не улыбка или смех заставляет нас чувствовать себя хо­рошо, ощущать бодрость духа. Скорее наоборот, когда мы улыбаемся и смеемся, мы таким образом регулиру­ем свои биологические процессы, которые заставляют нас чувствовать себя хорошо. Они усиливают приток крови к мозгу, повышают уровень кислорода в крови и, соответственно, уровень стимуляции нервных кле­ток. То же самое происходит и с другими оттенками чувств. Если вы наденете на свое лицо маску страха или злобы, ненависти или удивления, именно эти эмо­ции вы и почувствуете.

Наши тела — это наши сады... А наши желания — садовники.

Уильям Шекспир

На нашем лице около восьмидесяти мышц, и они дей­ствуют как своеобразные шлагбаумы, либо ограничи­вая приток крови к мозгу устойчивым, даже тогда, ко­гда наше тело испытывает перегрузки, либо влияя на доступ крови к мозгу и таким образом воздействуя на его функционирование. В замечательной работе, напи­санной в 1907 году, французский врач Израэль Вейн-баум выдвинул теоретическое положение о том, что вы­ражение лица в действительности влияет на наши чувства. Другие исследователи уже в настоящее время приходят к такому же выводу. Как сказал в своем ин­тервью газете «Лос-Анджелес тайме» (5 июня 1985 го­да) доктор Пол Экман, профессор психиатрии из Ка­лифорнийского университета: «Мы знаем, что если вами владеет какое-то чувство, оно проявляется на вашем лице. А теперь мы знаем, что существует и обратный процесс. Вы чувствуете то, что "надеваете" на свое ли­цо... Если вы начнете смеяться, испытывая страдание, вы перестанете испытывать страдание. Если лицо изо­бражает печаль, вы будете печальны и в душе». По су­ществу, Экман излагает тот принцип, который помогает обмануть даже детектор лжи. Люди, приводящие себя в физиологическое состояние убежденности, даже ко­гда им приходится лгать, не будут регистрироваться как лжецы на детекторе лжи.

Все это находится в соответствии с тем, что и я, и другие сторонники науки НЛП уже многие годы вну­шаем общественности. Теперь, наконец, научная общест­венность вроде бы начинает понимать, что и мы кое-что обнаружили и можем быть полезны. В этой книге есть еще много таких вещей, которые будут оценены со вре­менем. Но вам не следует ждать, пока академические исследователи подтвердят это. Вы можете начать ис­пользовать все это прямо сейчас — и сейчас же получи­те нужные вам результаты.

Мы так много узнали о взаимоотношениях сознания и тела, что некоторым людям может показаться, что глав­ное — это как следует ухаживать за своим телом. Если организм работает в оптимальном режиме, то и мозг будет столь же эффективен. Чем разумнее вы пользуе­тесь собственным телом, тем лучше работает ваш мозг. В этом суть работы Моше Фельденкрейса. Он исполь­зует систему движений, чтобы обучать людей мыслить и жить. Фельденкрейс обнаружил, что, выполняя работу на кинестетическом уровне, вы можете изменить собст­венное представление о себе, свое состояние и общее функционирование мозга. Фактически он утверждает, что качество вашей жизни определяется качеством ва­ших движений. Его работы являются бесценным посо­бием для изменения человека посредством изменения его физиологии.

Это изменение физиологии должно осуществлять­ся согласованно, конгруэнтно. Если я передаю вам важ­ное сообщение, но мой голос слаб и неуверен, а мимика и жесты неубедительны и не сосредоточенны, значит, я веду себя не конгруэнтно. Не конгруэнтность мешает мне быть убедительным, каким я могу быть, не дает мне делать то, что я могу сделать, и мешает мне перей­ти в самое продуктивное свое состояние. Если давать себе противоречивые указания, то можно получить тот же результат, что и в известной басне о лебеде, раке и щуке.

Вы можете вспомнить такие случаи в жизни, когда не доверяли кому-то, но не могли объяснить почему. Казалось бы, все, что говорит этот человек, имеет смысл, но вы почему-то не склонны были ему верить. Дело в том, что ваше подсознание улавливало то, что созна­ние пропускало. Например, когда вы задавали вопрос, этот человек, возможно, отвечал «да», но в то же самое время отрицательно покачивал головой. Или, возмож­но, он говорил: «Я сделаю это», но вы подсознательно отмечали, что его плечи опущены, глаза потуплены, а дыхание поверхностно. Все эти признаки говорили вашему сознанию, что в действительности он хочет сказать: «Я не смогу это сделать». Частично он хотел сделать то, о чем вы его просите, частично — проти­вился этому. Отчасти он был уверен в успехе, а от­части — нет. Эта раздвоенность работала против не­го. Он хотел двигаться в двух направлениях одно­временно. Его слова выражали одно, а физиология — совсем другое.

Мы все в жизни испытывали подобную неконгруэнт­ность, когда хотели чего-то, но что-то в глубине души останавливало нас. Конгруэнтность — большая сила. Преуспевающие люди — это те, кто может собрать во­едино все свои ресурсы, умственные и физиологические, и заставить их работать согласованно на достижение нужной цели. Прервите на минуту чтение этой книги и вспомните трех знакомых вам людей, которых вы счи­таете наиболее конгруэнтными. А теперь вспомните тро­их, которые, на ваш взгляд, наименее конгруэнтны. Какая разница между ними? Кто из них оказывает на вас более сильное влияние?

Развитие конгруэнтности — основной ключ к лич­ной власти над другими людьми. Когда я что-то рас­сказываю, я самовыражаюсь — словами, голосом, ды­ханием, всей своей физиологией. Когда совпадают слова и другие средства выражения, в мой мозг поступают четкие сигналы о том, какой результат я хочу полу­чить. И мой мозг отвечает на это соответственно.

Если вы говорите себе: «Да, вроде бы я знаю, что мне надо делать», а ваша физиология остается слабой и не­решительной, то какого типа сообщение поступит в ваш мозг? Это то же самое, что смотреть телевизор сквозь помехи на экране. Вряд ли удастся разобрать, что там происходит. Это же относится и к вашему мозгу: если поступающие от вашего тела сигналы слабые или про­тиворечивые, у мозга нет четкого представления о том, что ему делать. Это можно уподобить поведению сол­дат, которых перед боем инструктирует генерал: «Да­вайте попробуем сделать так. Я не уверен, что у нас это получится, но давайте попробуем и посмотрим, что вый­дет». Как вы думаете, каково будет состояние солдат после такого инструктажа?

Если же вы скажете: «Я совершенно твердо наме­рен сделать это», а ваша физиология поддержит вас в этом, то есть ваша осанка, выражение лица, ритм дыха­ния, качество ваших жестов и движений, ваши слова и тональность голоса совпадут, можно гарантировать, что у вас все получится. Конгруэнтное состояние — это то, к чему мы все стремимся, а самый главный шаг в этом направлении — уверенность в том, что вы владее­те твердой, решительной и цельной философией. Если же ваши слова и движения тела не совпадают, вы не сможете предпринять по-настоящему эффективные ДеЙСТВИЯ.

Один из способов выработки в себе конгруэнтно­сти — моделирование физиологии тех людей, которых вы считаете очень конгруэнтными. Суть моделирова­ния состоит в том, чтобы выяснить, какие участки мозга этот преуспевающий человек использует в данной си­туации. Если вы хотите действовать столь же эффек­тивно, вам нужно таким же образом использовать свой собственный мозг. Если будете в точности воспроизво­дить физиологию другого человека, вы будете исполь­зовать ресурсы тех же участков мозга. А сейчас нахо­дитесь ли вы в конгруэнтном состоянии? Если нет, перейдите в него. Какой процент времени вы находи­тесь в конгруэнтном состоянии? Не можете ли вы быть в таком состоянии чаще? Начните это прямо с сего­дняшнего дня. Прервите на минутку чтение и вспомни­те пять известных вам конгруэнтных людей с мощной физиологией, которым вы хотели бы подражать. Чем их физиология отличается от вашей? Как эти люди сидят, как стоят? Как двигаются? Каково обычное выраже­ние их лица, каковы их любимые жесты? Расслабьтесь и примите такую позу, в которой они обычно сидят. Придайте своему лицу такое же выражение, попробуй­те перенять их жесты. Замечаете, как по-другому вы стали себя чувствовать?!

На наших семинарах мы заставляем слушателей копировать физиологию других людей, при этом они обнаруживают доступ к аналогичным состояниям и ощущают аналогичные эмоции. Поэтому я хочу, что­бы и вы попробовали выполнить это упражнение. На­до делать это с кем-нибудь в паре. Пусть этот чело­век вспомнит какой-нибудь яркий эпизод из своей жизни и, не говоря вам ничего об этом, вернется в то состояние, которое пережил тогда. Попробуйте ско­пировать этого человека: сядьте точно так же, как он, поставьте ноги так же, как он, воспроизведите положение его рук. Отразите на своем лице такое же на­пряжение, какое вы видите на его лице и во всем его теле. Воспроизведите положение его головы, движе­ния глаз, рук. Повторите складку его губ, морщинки на лбу, ритм дыхания. Одним словом, постарайтесь перевести себя точно в такую же действия, которая владеет им. Повторив в точности физиологию этого человека, вы подадите в свой мозг такие же сигналы, как и он в свой. Вы сможете ощутить те же эмоции, которые переживает он, и вы увидите в своем созна­нии те же самые картины, какие видит он, вами будут владеть такие же мысли.

Проделав это, выразите в словах то состояние, в ко­тором вы пребывали, то есть то, что вы чувствовали, ко­гда копировали своего собеседника. Затем спросите у своего напарника, совпадает ли это с тем, что чувство­вал он. Примерно в 80—90% случаев вы будете исполь­зовать для описания своего состояния те же самые сло­ва, что и он. На каждом семинаре находятся люди, которые действительно видят то, что было перед глаза­ми другого человека. Они могут описать, где этот чело­век был, или обрисовать людей, которых он видит в своем сознании. Точность некоторых деталей просто не­возможно объяснить логически. Это почти психологи­ческий феномен, хотя никакой психологической подго­товки эти люди не проходят. Все дело в том, что они послали в свой мозг точно такие же сообщения, какие передали их напарники.

Я знаю, что в это трудно поверить, но люди, посещаю­щие мои семинары, знали, как это сделать, уже через пять минут занятий. Я не могу гарантировать, что успех будет сопутствовать вам с первого раза, но если вы хо­рошенько постараетесь, то сможете оказаться в том же состоянии озабоченности или боли, печали или возбуж­дения, радости или экстаза, которое владеет этим человеком, хотя он ни словом не обмолвился о том, как и что он чувствует.

Последние научные исследования подтвердили это. В статье, помещенной в журнале «Омни», сообщалось, как два исследователя обнаружили, что слова создают у нас в мозгу определенные электрические конфигура­ции. Нейрофизиолог Дональд Йорк из Медицинского центра университета штата Миссури и логопед Том Дженсон из Чикаго обнаружили, что одни и те же элек­трические модели характерны для разных людей. В одном из экспериментов они установили одинаковую мозговую волновую модель даже у людей, говорящих на разных языках. Они уже научили компьютеры рас­познавать эти конфигурации, чтобы угадывать слова, рождающиеся в человеческом мозгу, еще до того, как они будут произнесены! Такой компьютер буквально читает мысли, а это очень похоже на то, как мы стараем­ся воспроизвести чужую физиологию.

Некоторые уникальные аспекты физиологии — осо­бый взгляд, или тональность, или специфические жес­ты — свойственны людям особо одаренным (например, Джон Ф. Кеннеди, Мартин Лютер Кинг или Франклин Рузвельт). Если бы вам удалось смоделировать их физиологию, вы могли бы привести себя в такое же творческое состояние, в каком находился их мозг, и начать обрабатывать информацию так же, как это де­лали они. Вы сможете буквально чувствовать себя так же, как чувствовали себя они. Конечно, поскольку ритм дыхания, характер движений и тональность голоса яв­ляются критическими факторами при воспроизведе­нии состояний, фотографии этих людей не дают той информации, которой было бы достаточно. Просмотр фильма или видеопленки мог бы помочь нам. Поста­райтесь сразу же воспроизвести их позы, выражение лица, жесты как можно точнее. Вы начнете испытывать те же чувства. Если вы запомните голос этих людей, то легко сможете подражать ему.

Попытайтесь также почувствовать тот уровень кон­груэнтности, которым владели эти люди. Их физиология всегда направляла в мозг цельные согласован­ные сообщения, которые не противоречили друг другу. Если вы не будете конгруэнтны при копировании их физиологии, то не сможете почувствовать то же, что и они, и не сможете направлять те же самые сообщения в свой мозг. Если, например, вы воспроизводите их физиологию и одновременно говорите себе: «Я вы­гляжу глупым», то не сможете испытать все преиму­щества моделирования, поскольку не будете конгру­энтны. Ваше тело будет говорить одно, а мозг — другое. А сила берется только из единых согласован­ных сообщений.

Если вам удастся достать магнитофонную запись ре­чей Мартина Лютера Кинга, вы можете попытаться го­ворить так, как говорил он, воспроизводя тональность его голоса, ритм речи, и тогда почувствуете силу, кото­рую никогда раньше не испытывали. Одно из преиму­ществ книг, написанных такими людьми, как Джон Ф. Кеннеди, Бенджамин Франклин, Альберт Эйнштейн, за­ключается в том, что чтение их переводит вас в состояния, аналогичные их состояниям. Вы начинаете думать как автор, создавать такой же тип внутренних представлений. А воспроизводя их физиологию, вы можете на­чать чувствовать как они и даже перенять их поведение, то есть в какой-то мере станете ими.

Разве не хочется вам немедленно, прямо сейчас рас­крыть полнее вашу внутреннюю энергию и могущество? Начинайте сознательно моделировать физиологию тех людей, которыми восхищаетесь и которым хотели бы подражать. Таким образом, вы начнете создавать для себя такие же состояния, в которых находились они.Иногда удается добиться точного воспроизведения чу­жого опыта. Конечно, вам не захочется воспроизводить и моделировать физиологию человека, находящегося в подавленном состоянии. Вам наверняка захочется моделировать людей, которые находятся в продуктивном, мобилизующем ресурсы состоянии, поскольку подража­ние им даст вам новый выбор, новый путь к достиже­нию поставленных целей, который будет полностью от­личаться от вашего прошлого опыта.

На одном из моих семинаров я встретился с очень странным парнем. Он был в таком угнетенном и без­надежном физиологическом состоянии, которого я ни­когда не видел, и я никак не мог перевести его в дру­гое состояние. Оказалось, что часть его мозга была повреждена в результате аварии. Но мне удалось за­ставить его действовать «как если бы» — моделиро­вать меня — и перевести его в такую физиологию, о которой он даже и не подозревал. Он смоделировал мое поведение, и его мозг начал работать совершенно по-новому. К концу семинара он изменился неузна­ваемо. Он действовал и чувствовал себя так, как нико­гда раньше. Подражая чужой физиологии, он приобрел новый образ мыслей, новые чувства и стал действовать более раскрепощенно.

Если бы вы смоделировали систему верований перво­классного бегуна, его умственный синтаксис и физио­логию, означает ли это, что вы оказались бы способны пробежать милю на четыре минуты быстрее? Конечно нет. Вы ведь не полностью смоделировали этого челове­ка, поскольку не выработали в себе тот устойчивый по­ток сообщений в свою нервную систему, который он смог выработать постоянной многолетней тренировкой. Важ­но отметить, что некоторые стратегии требуют такого уровня физиологического развития или программиро­вания, которым вы пока не владеете. Вы можете смоделировать самого лучшего пекаря в мире, но если вы попробуете испечь торт по его рецепту в духовке, кото­рая нагревается только до 150°, а не до 350°, как его печь, вы не получите такого же результата. Однако, ис­пользуя его рецепт, вы даже в своей духовке сможете приготовить лучший пирог, чем пекли когда-либо ра­нее. Но если вы усовершенствуете свою духовку, повы­сив со временем ее мощность, то в конце концов достиг­нете такого же результата, но для этого вам придется затратить деньги и время. Вот об этом мы и поговорим в следующей главе.

Внимание к физиологическим проявлениям состояний расширяет ваши возможности, давая дополнитель­ный выбор в жизни. Почему люди употребляют наркотики, алкоголь, курят, переедают? Не является ли
это косвенными попытками изменить свое состояние, меняя физиологию? В этой главе вы познакомились с быстрыми методами изменения своих состояний. Изменяя ритм дыхания, или систему движений, или выражение лица, вы можете мгновенно изменять свое со­стояние. Можно добиться таких же результатов, каких люди добиваются с помощью еды, алкоголя или нар­котиков, но без побочных эффектов, вредных для ор­ганизма или психики. Помните, в любой кибернетиче­ской петле ситуацией владеет тот, у кого шире выбор. В любой системе очень важна гибкость. При прочих равных условиях система, обладающая наибольшей гиб­костью, имеет гораздо больше вариантов выбора и больше возможностей направлять другие аспекты этой же системы. То же самое происходит и с людьми. Тот, у кого больше вариантов выбора, добивается большего и возлагает на себя большую ответственность. Модели­рование — наука создания возможностей. И самый быстрый, самый динамичный способ — через физиологию.

Следующий раз, когда вы увидите особо преуспе­вающего человека, которым вы восхищаетесь и которо­го уважаете, копируйте его жесты, манеры поведения, почувствуйте разницу и получайте удовольствие от тех изменений, которые происходят с вашим образом мыс­лей. Поиграйте в эту игру, поэкспериментируйте! Ка­кие новые возможности открываются перед вами! А теперь давайте рассмотрим другой аспект физиоло­гии — как мы едим, как мы дышим, что усваивает наш организм. Этот аспект...

 

Date: 2015-09-17; view: 238; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию