Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольные тесты





Тестовые задания предназначены для осмысления основного содержания дисциплины, понимания теоретических аспектов дисциплины, повторения и закрепления учебного материала, проверки усвоенных знаний. Тесты могут быть использованы как при подготовке к аудиторным занятиям, так и к зачёту.

В одном задании может быть один, два и более правильных ответа.

І. ОСНОВЫ РИТОРИКИ

 

1. Основные законы риторики (по А.К. Михальской) – это:

а) закон диалогизации речи;

б) закон близости содержания речи интересам и жизни адресата;

в) закон логичности речи;

г) закон конкретности речи;

д) закон движения речи к цели;

е) закон эмоциональности речи;

ж) закон эстетического удовольствия от речи.

2. Риторика – это:

а) наука об убеждающей речи;

б) дисциплина, которая способствует формированию компетентности личности в публичной речи;

в) дисциплина о речевых нормах, наиболее значимых в общественной жизни.

3. Этапы риторического канона располагаются в следующей последовательности:

а) инвенция, элокуция, диспозиция, меморио, акцио;

б) инвенция, диспозиция, элокуция, акцио, меморио;

в) диспозиция, инвенция, элокуция, меморио, акцио;

г) инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио;

д) элокуция, инвенция диспозиция, акцио, меморио.

4. Инвенция – это стадия... речевого материала в риторическом каноне.

а) выражения;

б) расположения;

в) изобретения;

г) добывания;

д) произнесения.

5. Диспозиция – это:

а) искусство упорядочивания выступления;

б) этап сбора материала;

в) раздел риторического канона, в котором происходит украшение речи;

г) раздел риторического канона, в котором создаётся композиция речи;

д) этап изобретения речевого материала.

6. Элокуция – это:

а) этап риторического канона по окончательному созданию текста выступления;

б) этап поиска оптимальных языковых средств речи;

в) этап поиска наиболее эффективных аргументов;

г) этап языкового оформления и украшения речи;

д) этап риторического канона по написанию письменного текста или устного выступления, редактирования речи.

 

7. Ораторскую речь по цели высказывания подразделяют:

а) на полемическую;

б) на агитационную;

в) на эпидейктическую (побуждающую);

г) на аргументирующую (убеждающую);

д) на информирующую.

8. Актуальность и новизна сообщения, отсутствие спорных моментов, наличие элементов активизации и удовлетворения интересов слушателей – характерные черты... речи.

а) агитационной;

б) эпидейктической;

в) аргументирующей;

г) информационной.

9. Основными видами красноречия являются:

а) социально-политическое;

б) академическое;

в) агитационное;

г) социально-бытовое;

д) судебное;

е) богословско-церковное.

10. Особенностями академического красноречия являются:

а) аргументированность;

б) логичность;

в) доступность;

г) научность терминологии;

д) сообщение неизвестных аудитории научных сведений;

е) предельная выразительность устной речи.

11. Жанрами академического красноречия не являются:

а) вузовская лекция;

б) выступление на митинге;

в) защита курсовой работы;

г) выступление с докладом на конференции;

д) школьная лекция.

12. К жанрам академического красноречия относятся:

а) научный доклад;

б) научное сообщение;

в) научная статья;

г) научный обзор;

д) лекция.

13. Жанром социально-бытового красноречия не является:

а) тост;

б) SMS-сообщение;

в) пресс-конференция;

г) письмо родственникам;

д) надгробное слово;

е) церковная проповедь.

14. Основными жанрами социально-политического красноречия являются:

а) дипломатическая речь;

б) агитаторская речь;

в) парламентская речь;

г) митинговая речь;

д) военно-патриотическая речь;

е) телевизионное обращение официальных лиц государства;

ж) речь на съезде, конференции.

15. Лаконичность, импровизация, эмоциональность, наличие алогизмов – характерные черты следующего рода красноречия:

а) академического;

б) социально-бытового;

в) социально-политического;

г) духовного;

д) судебного.

16. Эпидейктическими жанрами красноречия являются:

а) комплимент;

б) приветствие;

в) соболезнование;

г) отчёт;

д) благодарственное слово;

е) презентация;

ж) поздравительная открытка.

17. Верными являются следующие характеристики деловой речи:

а) деловая речь преобладает у государственных служащих, работников министерств и ведомств, местных администраций;

б) в основе деловой речи лежит неоднозначность терминов и формулировок; использование аллегорий, метафор, изобразительных средств;


в) деловая речь строится с учётом положительной оценки со стороны слушающего;

г) инициатор делового общения должен управлять ходом разговора, не уступая его партнеру;

д) приоритетами деловой речи являются интересы дела, логика, корректность, юридическая обоснованность, подавление эмоционально-личных предпочтений;

е) деловое общение способствует успешной реализации задуманных планов;

ж) участникам делового общения следует анализировать речь собеседника со стороны её новизны, достоверности, перспектив использования.

18. Основными этапами делового общения являются:

а) предварительный;

б) ориентировочный;

в) целевой;

г) аналитический;

д) конструктивный;

е) прогностический;

ж) юридический;

з) итогового взвешивания;

и) принятия решения;

к) реализации решения (например, подписание документа).

19. Верными являются следующие характеристики агитационной речи:

а) агитационная речь всегда направлена на побуждение к действию;

б) в агитационной речи создаются условия для ощущения слушателем потребности реализовать просьбу оратора;

в) агитационная речь строится с учётом интуиции выступающего;

г) в агитационной речи важно найти моменты взаимопонимания с аудиторией, вызвать её доверие, заинтересовать;

д) у агитатора всегда должны быть в наличии заранее подготовленные, необходимые для агитации факты;

е) агитационная речь должна заканчиваться призывом к конкретному действию и информацией об условиях его осуществления;

ж) в основе агитационной речи лежит постоянная прямая агитация аудитории.

20. Особенностями информационной речи являются:

а) страстность;

б) соответствие содержания речи потребностям аудитории;

в) пробуждение любознательности слушателей к затронутой проблеме;

г) акцентация внимания аудитории на нерешённых проблемах;

д) опора в речи на конкретные факты и их анализ;

е) сопоставление старой и новой информации, подчёркивание новизны фактов;

ж) содержательность и лаконичность речи;

з) логичность речи.

21. Риторика оперирует следующими законами логики:

а) закон убеждения;

б) закон тождества;

в) закон непротиворечия;

г) закон исключения третьего;

д) закон достаточного основания.

22. Темой информационной речи могут быть:

а) «Киев – столица православия»;

б) «Как можно использовать Интернет в студенческой жизни»;

в) «Стоит ли всем заниматься спортом?»

г) «Нужно ли помогать бомжам?»

23. Жанрами информационной речи являются:

а) консультация перед экзаменом;

б) вузовская лекция;

в) речь на собрании жильцов дома;

г) выступление на митинге;

д) рекламная речь;

е) инструктаж по технике безопасности.

24. Простейшая схема риторического анализа включает ответы на следующие вопросы:

а) что хотел сказать оратор?

б) что сказал оратор?

в) как сказал оратор?

г) что новое сказал оратор?

25. Наиболее оптимальный темп устной речи:

а) 70–100 слов в минуту;

б) 120–150 слов в минуту;

в) 160–180 слов в минуту;

г) 7200–9000 слов в час;

д) 5–7 слов в секунду.

26. Оратору необходимы следующие черты:

а) уверенность;

б) увлечённость;

в) собранность;

г) скромность;

д) сдержанность;


е) оптимизм;

ж) артистизм;

з) искренность;

и) объективность.

27. Апелляция к авторитетным источникам является … аргументом речи.

а) рациональным;

б) эмоциональным;

в) полемическим (эристическим);

г) сильным;

д) полемическим;

е) диалектическим.

28. Апелляция к публике является … аргументом речи.

а) эмоциональным;

б) рациональным;

в) сильным;

г) дидактическим;

д) достаточным.

29. Основными типами дискурса являются:

а) ритуальный;

б) информирующий;

в) аргументирующий;

г) полемический;

д) агитирующий;

е) эвристический;

ж) гедонистический;

з) художественный.

 

ІІ. ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

1. Соотнесите термины классической риторики с правильными определениями:

а) элокуция 1) расположение

б) инвенция 2) изобретение

в) диспозиция 3) словесное выражение

2. Инвенция включает в себя следующие компоненты:

а) выбор темы;

б) разработка плана;

в) сбор материала;

г) мысленная основа речи;

д) выработка позиции автора;

е) изучение основных понятий.

3. На этапе расположения выступающий:

а) продумывает оптимальную последовательность изложения материала;

б) продумывает оптимальность использования подобранных цифр и фактов;

в) продумывает наиболее точные слова и выражения;

г) продумывает эффективное начало и концовку речи.

4. На этапе выражения выступающий:

а) подбирает наиболее точные слова и фразы;

б) определяет необходимость прописания текста или основных мыслей и выражений, дат и цифр;

в) подбирает образные средства (эпитеты, сравнения, аналогии, риторические вопросы и т.д.);

г) продумывает и облечает в слова связующие все части фрагменты текста;

д) продумывает аргументы и факты.

5. Общие правила подготовки выступления позволяют:

а) создать оптимальные условия для публичного выступления;

б) избежать непредвиденных трудностей публичной речи;

в) спрогнозировать возможную реакцию слушателей на выступление;

г) заявить о себе как о хорошем специалисте и интересном человеке;

д) повысить эмоциональную увлечённость выступающего.

6. Тема публичного выступления должна быть:

а) информативной;

б) воспитывающей;

в) посильной для выступающего;

г) актуальной для аудитории;

д) риторической;

е) соответствовать интеллектуальному уровню и эмоциональному настрою аудитории;

ж) интересной для выступающего и слушающих.

7. Формулировка темы публичного выступления определяется:

а) эрудицией выступающего;

б) интересами слушателей;

в) речевой ситуацией;

г) основной целью выступления;

д) частными задачами выступления;

е) содержанием темы.

8. План выступления может быть:

а) словесным;

б) учебным;

в) графическим;

г) изобразительным;

д) моделированным;

е) математическим (формульным).

9. Отсутствие плана выступления может привести:

а) к пропускам;

б) к повторам;


в) к отсутствию образности, выразительности речи;

г) к нарушению логической последовательности.

10. Методика подготовки к публичным выступлениям включает следующие методы и приёмы:

а) выступление перед воображаемой аудиторией;

б) выступление перед слушателем, который делает анализ выступления;

в) краткое изложение текста выступления;

г) использование аудио- или видеозаписи собственных выступлений;

д) заучивание определений используемых терминов и понятий;

е) изучение опыта других ораторов;

ж) изучение позиции слушателей по теме выступления;

з) проработка материала выступления с целью повышения степени его привлекательности, воспринимаемости, образности (например, замена абсолютных цифровых показателей относительными данными в виде коэффициентов, индексов, процентов и т.п.).

11. Источниками накопления опосредованного опыта являются:

а) Интернет;

б) СМИ;

в) печатные издания (книги, учебные пособия, справочники, энциклопедии, словари);

г) участие в научных конференциях;

д) образование (курсы, программы, лекции).

12. Источниками накопления непосредственного опыта являются:

а) общение с людьми;

б) телевидение;

в) целенаправленные наблюдения и записи;

г) посещение музеев, заповедников, выставок, памятников архитектуры;

д) экскурсии и походы;

е) экспедиции, научные и социальные эксперименты и программы.

13. Наиболее достоверным источником фактов для использования в речевом общении является:

а) Интернет;

б) частная переписка;

в) интуиция;

г) печатные издания (справочники, энциклопедии, словари, книги);

д) телевизионные СМИ.

14. Приёмами упорядочивания материала для публичной речи являются:

а) составление плана выступления;

б) написание доклада, статьи, тезисов;

в) многократное обдумывание темы выступления, «вживание» в неё;

г) подготовка своего внешнего вида;

д) подготовка иллюстративного материала (компьютерной презентации, таблиц, схем, плакатов, диаграмм, книг, видеозаписей);

е) составление вопросов к аудитории.

15. Интерес, внимание и доверие слушателей зависят:

а) от искренности выступающего;

б) от содержательности речи;

в) от внешнего вида оратора;

г) от личной увлечённости выступающего;

д) от осознанного желания возбудить интерес слушателей, привлечь их внимание;

е) оригинальности выступающего и его речи;

ж) подготовленности автора;

з) заинтересованности аудитории.

16. Падение интереса слушателей к публичному выступлению может быть вызвано:

а) усталостью аудитории;

б) обсуждением аудиторией услышанной речи;

в) не соответствием темы выступления интересам аудитории;

г) отсутствием культуры слушания у аудитории;

д) личной неприязнью слушающих к выступающему;

е) неумением оратора наладить контакт со слушателями;

ж) отсутствием опыта публичных выступлений у оратора;

з) ошибочной оценкой слушателей оратором.

17. Интерес слушателей в процессе публичного выступления должен:

а) разрастаться;

б) находиться на неизменном уровне;

в) идти по нисходящей.

18. Заинтересовать слушателей можно:

а) интригующим началом (интересным фактом из жизни, истории, парадоксальным утверждением, постановкой проблемного вопроса);

б) жизненными примерами, аналогией (соотнесением новой информации с известными явлениями);

в) шутками;

г) ссылками на интересную, полемическую телепередачу, газетную или журнальную статью;

д) необычной мимикой и жестами;

е) цитированием высказывания авторитетной личности;

ж) риторическим вопросом;

з) акцентированием речи (выделением отдельных слов и фраз голосом, интонационными паузами, логическими ударениями, мимикой и жестами);

и) диалоговой формой общения, вопросами;

к) авансированием, затягиванием важного («Об этом я скажу чуть позже»).

19. Приёмами диалогизации выступления являются:

а) обращение с вопросами к слушателям;

б) вопросно-ответный ход выступления;

в) употребление риторических вопросов и восклицаний;

г) введение вымышленного диалога («Вы скажете, что здесь всё понятно…», «Вы, наверное, подумали, что …», «Возможно, вы считаете, что я блефую...»);

д) введение цитат из высказываний авторитетных личностей;

е) драматизация изложения.

20. Для удержания внимания слушателей следует избегать:

а) однообразия;

б) доказательства очевидных фактов;

в) опровержения невероятных мыслей;

г) спора с аудиторией;

д) избыточных доказательств при возможности ограничиться лаконич-ностью;

е) посредственных и ненадёжных выводов;

ж) спора со слушателями с несомненными доказательствами и предполагаемо верными мыслями.

21. Удержанию внимания слушателей способствуют:

а) лаконичность речи;

б) логически стройное изложение материала;

в) использование наглядности;

г) наявность в содержании интригующих моментов;

д) использование кратких отвлечений в виде аналогий, юмора и т.п.;

е) диалогизация речи;

ж) обращение к конкретному адресату;

з) использование динамичных средств речи (мимика, жесты, взгляд, телодвижения, паузы, изменение темпа речи, силы голоса, логических ударений).

22. Саморедактирование текста выступления включает в себя:

а) исправление речевых ошибок (орфографических, синтаксических, стилистических и др.);

б) объяснение для слушателей сложных терминов и понятий или их замену более простыми;

в) разработку тезисов выступления;

г) устранение повторов, слабых и необязательных мест;

д) включение в текст риторических вопросов;

е) замену шаблонных, трафаретных слов и выражений;

ж) отбор оптимально необходимого текста соответственно требуемому временем его озвучивания.

23. Вступление публичной речи бывает следующих видов:

а) естественным;

б) искусственным;

в) внезапным;

г) традиционным.

 

 

24. Вариантом вступления публичной речи могут быть:

а) указание проблемы, конфликта;

б) приветствие аудитории;

в) ссылка на речь предыдущего выступающего;

г) выслушивание проблем аудитории;

д) изложение цели и задач выступления;

е) использование парадоксального цитирования;

ж) риторический вопрос;

з) обращение к историческому событию, цитирование авторитетной личности;

и) слова о времени и месте, где проходит выступление, о недавно произошедшем событии;

к) обращение к повседневным интересам аудитории (вопросы здоровья, благосостояния, любви, работы, семьи, несправедливости и т.д.);

л) обращение к собственному опыту, личным чувствам и суждениям;

м) юмористическое замечание.

25. Верными являются следующие утверждения:

а) вступление в публичном выступлении необходимо соотносить с темой и обсуждаемой проблемой;

б) во вступлении необходимо ясно сформулировать тему и тезис, который в дальнейшем будет раскрываться;

в) вступление можно опустить, если тема выступления близка и понятна аудитории;

г) вступление должно соотноситься по содержанию и стилю с остальными частями публичной речи;

д) яркое, необычное вступление требует дальнейшей речи в избранной тональности;

е) вступление должно быть лаконичным (традиционно не более 1/8 всей речи);

ж) вступление – самая эмоционально насыщенная часть выступления;

з) вступление позволяет установить контакт со слушателями, возбудить интерес к теме и к личности оратора, создать у аудитории эмоциональный настрой для восприятия основной части публичной речи.

26. Основной части публичного выступления характерны:

а) изложение нового материала;

б) убеждение слушателей;

в) аргументация собственного мнения;

г) обоснование ошибочности других точек зрения;

д) призыв к действию, выполнению установок.

27. Заключительной части публичного выступления характерны:

а) обобщение;

б) указание перспектив;

в) краткое повторение сказанного;

г) краткое изложение цели выступления;

д) призыв к действию, к выполнению установок, указание на важность сказанного в личной жизни.

28. Существуют следующие виды заключений публичного выступления:

а) обобщающее повторение;

б) призыв;

в) обращение к слушателям;

г) юмористическая концовка;

д) иллюстрация с развёрнутыми афоризмами, цитатами, поговорками, метафорами, притчами, аллегориями;

е) интрига с возможностью слушателям самим сделать вывод;

ж) тактический способ с указанием конкретных действий для решения проблемы.

29. Какую из нижеперечисленных функций чаще всего выполняют «зацепляющие крючки» в публичной речи?

а) помогают вызвать положительные эмоции, удивление, интерес во вступлении;

б) помогают проиллюстрировать интересными жизненными историями суждения автора в основной части выступления;

в) помогают оратору создать нужный эмоциональный настрой и проверить неожиданным, каверзным, парадоксальным вопросом степень усвоения услышанного аудиторией в заключении.

30. Риторические приёмы обращения, обзора главных моментов, парадоксальности ситуаций, юмористического замечания характерны для следующих частей публичного выступления:

а) зачин;

б) введение;

в) основная часть;

г) заключение;

д) концовка.

31. Психологический закон более яркого запоминания начала и конца любой речи в сравнении с её серединой имеет следующее название:

а) принцип обрамления;

б) фактор края;

в) закон начала и конца;

г) закон золотой середины.

32. Риторический закон, предписывающий вступление и заключение речи суммарно не делать объёмнее, чем одна треть всего высказывания, называется:

а) правило золотой пропорции;

б) принцип золотой середины;

в) правило золотого сечения;

г) принцип суммарного размера.

33. Основным фактором успеха публичного выступления является:

а) внешность выступающего;

б) содержание выступления;

в) контакт выступающего с аудиторией;

г) использования наглядности;

д) удачная формулировка тезисов и аргументов.

34. Выразительность и эмоциональность публичного выступления содействуют:

а) доходчивости восприятия материала;

б) эффективности запоминания информации;

в) внушаемости аудитории;

г) выработке у слушателей собственной позиции;

д) критичности восприятия информации;

е) закреплению убеждений, созданных рационально-логическим путём.

35. Вступление в публичной речи может быть:

а) внезапным;

б) естественным;

в) искусственным;

г) надуманным;

д) с ораторской предосторожностью;

е) полемическим.

36. Общими принципами публичного выступления являются:

а) принцип краткости и достаточности содержания;

б) принцип последовательности в раскрытии темы;

в) принцип усиления эмоционального накала изложения;

г) принцип результативности, предполагающий наличие выводов, призывов к действию, рекомендаций;

д) принцип структурированности выступления;

е) принцип продуманности содержания;

ж) принцип импровизации речи;

з) принцип письменного упорядочивания содержания;

и) принцип выделения главных аргументов и фактов.

37. Материал публичного выступления может быть изложен следующими способами:

а) индуктивным (от частного к общему);

б) дедуктивным (от общего к частному);

в) сензитивным (от эмоций к частному и общему);

г) сублимативным (к выводам, минуя доказательство);

д) способом аналогии (сравнивая явления);

е) историческо-хронологическим (описывая последовательность событий);

ж) пространственным (с учётом особенностей развития истории и культуры).

38. Общими принципами структурирования речи являются:

а) принцип ограничения материала по степени его значимости;

б) принцип последовательности изложения мыслей;

в) принцип усиления аргументов и доказательств от начала выступления к концу;

г) принцип органического единства материала выступления и намерений выступающего;

д) принцип экономии усилий, времени, речевых средств.

39. Средний этап речи (изложение) может содержать:

а) восходящую последовательность доводов;

б) нисходящую последовательность доводов;

в) гомерическую последовательность доводов;

г) полемическую последовательность доводов.

40. Основной части речевого сообщения характерны:

а) призыв к действию;

б) сообщение информации;

в) обоснование собственной позиции;

г) убеждение аудитории;

д) краткое повторение основных проблем.

41. Заключение в публичном выступлении позволяет:

а) сделать обобщения и выводы из сказанного в основной части;

б) создать у аудитории атмосферу доверия к выступающему;

в) кратко сформулировать основные тезисы выступления и подчеркнуть их важность для слушателей;

г) отметить моменты, требующие дальнейшего рассмотрения;

д) отметить пути развития идей, высказанных в основной части;

е) выдвинуть задачи для аудитории;

ж) закрепить и усилить впечатление от содержания основной речи.

42. Удачными речевыми штампами для заключительной части выступления являются:

а) «Извините за излишне длительное выступление...»

б) «Так пусть же...»

в) «Благодарю за внимание...»

г) «Надеюсь на возникшее у вас желание...»

д) «Хотелось бы ещё сказать...»

е) «Думаю, вы и сами знали это...»

43. Верными являются следующие утверждения:

а) публичное выступление желательно заканчивать шуткой, даже если обсуждались серьезные проблемы;

б) в заключении не должна звучать безысходность, бесперспективность в решении серьезных и сложных проблем;

в) лучшая концовка – благодарность за внимание;

г) выступление желательно завершить оптимистично.

44. Основные причины неуверенности оратора:

а) чрезмерное погружение в собственные переживания;

б) недооценка собственных возможностей;

в) недостаток опыта;

г) ошибочная оценка слушателей;

д) присутствие знакомых;

е) воспоминания о провале.

45. Главными причинами неудач в публичном выступлении являются:

а) неподготовленность оратора;

б) недостаточная громкость речи и нечёткость дикции выступающего;

в) невозможность вспомнить текст;

г) отсутствие желания и знаний для ответов на вопросы аудитории;

д) небрежный внешний вид;

е) неправильно выбранная позиция выступающего (оратор не смотрит на аудиторию, развёрнут к ней спиной или боком);

ж) использование в речи слов-паразитов;

з) зачитывание текста исключительно со слайдов или записей;

и) боязнь аудитории;

к) использование неубедительной аргументации;

л) слишком большая аудитория.

 

ІІІ. РИТОРИЧЕСКИЙ СПОР

1. Искусство ведения спора называется:

а) эпидейктикой;

б) эпикурством;

в) эристикой;

г) ораторикой.

2. Основными видами спора являются:

а) дебаты;

б) полемика;

в) дискуссия;

г) семинар;

д) диспут;

е) прения;

ж) дискурс.

3. Публичный спор, имеющий своей целью достижение победы над оппонентом и сопоставление различных мнений, – это:

а) диалог;

б) диспут;

в) дискуссия;

г) полемика.

4. Конструктивным спором являются:

а) спор ради спора;

б) спор, убеждающий оппонента;

в) спор ради установления истины;

г) спор для принятия оптимального решения;

д) спор для поднятия личного авторитета;

е) спор для демонстрации красноречия.

5. Оратор может использовать следующие виды доказательств:

а) логическое, в основе которого логическое убеждение оппонента;

б) объективное, исключающее эффективные стилистические приёмы;

в) информационное, когда доказательство вытекает из приводимых оратором сведений, справочного материала, статистических данных, фактов;

г) эмоциональное, основанное на пафосном убеждении оратора;

д) отсылочное, в основе которого использование оратором ссылок на авторитетные суждения.

6. Замена аргументации тезиса на хвалу оппонента с надеждой на его согласие принять тезис называется:

а) довод к невежеству;

б) довод к тщеславию;

в) довод к авторитету;

г) довод к человеку;

д) довод к аргументу человека;

е) довод к комплиментам.

7. Избыточныи элементами классификации активных приёмов спора являются:

а) довод к логике;

б) довод к ограниченности времени;

в) довод к фактам;

г) довод к публике;

д) довод к оппоненту.

8. Непозволительными уловками в споре являются:

а) ложный довод;

б) подмена тезиса;

в) оттягивание возражения;

г) переход на личности.

9. Основными правилами ведения спора являются:

а) умение правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласий;

б) умение придерживаться главных положений спора;

в) умение определить личную позицию и цель в споре, выявить общность исходных позиций и желаний;

г) умение вскрывать противоречия в словах оппонента;

д) умение правильно использовать специфические понятия;

е) умение соблюдать уважительное отношение к оппоненту;

ж) умение сохранять выдержку и самообладание, принимать иногда ложные доводы оппонента перед высказыванием собственного итогового мнения;

з) умение учитывать настроение и поведение участников спора;

и) умение подбирать убедительные аргументы.

10. Приемлемыми полемическими приёмами в споре считаются:

а) приём бумеранга;

б) довод к человеку;

в) подхват реплики;

г) сведение к абсурду;

д) юмор, ирония, сарказм;

е) апелляция к публике;

ж) атака вопросами.

11. Уловки в споре – это:

а) софизмы;

б) приёмы, облегчающие спор для себя и затрудняющие его для оппонента;

в) запрещённые риторические приёмы;

г) ряд позволительных и непозволительных приёмов, способствующих одержанию победы в полемике.

12. Разновидностями уловок в споре являются:

а) несогласие с трудно проверяемым доводом оппонента;

б) оттягивание возражения;

в) выход из спора;

г) срывание спора;

д) «довод к городовому» (объявление мнения оппонента вредным обществу);

е) «палочный довод» (шантаж неприятными фактами).

13. Непозволительными психологическими уловками в споре считаются:

а) выведение противника из равновесия;

б) ложная дилемма;

в) ставка на ложный стыд;

г) «подмазывание аргумента» (апеллирование чрезмерными комплиментами);

д) внушение;

е) «двойная бухгалтерия»;

ж) насмешка;

з) указание на возраст, образование, положение.

14. Оптимальное начало спора предполагает:

а) выявление тезиса и антитезиса;

б) определение противоречий;

в) осмысление терминологии;

г) озвучивание аргументов.

15. Конечной целью спора является достижение:

а) истины;

б) соглашения;

в) победы.

16. Тезис должен быть:

а) спорным для одного из участников речевого общения;

б) неоспоримым;

в) доказуемым;

г) логически непротиворечивым;

д) кратко и ёмко сформулированным;

е) неизменным в ходе всего доказательства.

17. Аргументация – это:

а) процесс доказательства, объяснения, приведения примеров для обоснования какой-либо мысли перед собеседником или слушателем;

б) главное утверждение, которое обосновывает оратор;

в) доказательство тезиса в виде фактов, примеров, утверждений.

18. Правильными являются следующие утверждения:

а) в разных аудиториях эффективными могут быть различные типы аргументов;

б) опровергающая аргументация предполагает сведение к минимуму позитивных контраргументов;

в) поддерживающая аргументация предполагает использование только позитивных аргументов и игнорирование контраргументов;

г) двухсторонняя аргументация используется только для подтверждения доводов оппонента;

д) ораторская речь допускает «присвоение» чужих идей с целью сокрытия неавторитетного источника и недопущения снижения авторитета выступающего;

е) эмоциональность речи повышает эффективность аргументов, а чрезмерное логическое давление вызывает противоположную реакцию слушателей;

ж) в процессе аргументации не допускается выражение превосходства над аудиторией;

з) лаконичность, отсутствие избыточных повторов (более трёх) способствуют благоприятному восприятию аргументов;

и) речевые ошибки подрывают доверие аудитории, создают помехи восприятию аргументации.

19. Аргументы должны быть:

а) истинными;

б) взаимно непротиворечивыми;

в) чётко сформулированными;

г) достаточными для доказательства конкретного тезиса;

д) объединены в последовательную систему утверждений;

е) оценочными;

ж) иллюстрированы конкретными примерами;

з) доступными, понятными;

и) убедительными;

к) адекватными эмоциональному состоянию слушателей, их полу, возрасту, профессии;

л) авторитетными;

м) соответствующими мнению аудитории;

н) детализированными (многократно повторенными).

20. Аргументация может быть:

а) восходящей и нисходящей;

б) односторонней и двусторонней;

в) логической и психологической;

г) сильной и слабой;

д) индуктивной и дедуктивной;

е) прямой и дискуссионной.

ж) научной и софистической;

з) дидактической;

и) диалектической;

к) полемической (эристической);

л) многовекторной;

м) поддерживающей и опровергающей.

21. Достоинства нисходящей аргументации:

а) позволяет быстро привлечь внимание аудитории;

б) оптимальна при ознакомлении аудитории со сложным материалом, который лучше усваивается вначале;

в) заставляет слушателей активно думать в начале речи, когда аудитория наиболее трудоспособна;

г) эффективна в слабо подготовленной, уставшей, мало заинтересованной или совсем незаинтересованной аудитории;

д) эффективна при слабых аргументах.

22. Преимущества восходящей аргументации:

а) подводит логическую мысль и эмоциональный накал аудитории до предела в конце речи;

б) эффективна в подготовленной, высоко заинтересованной аудитории;

в) эффективна в аудитории, негативно настроенной к оратору;

г) поддерживает постоянное внимание и интерес аудитории;

д) даёт возможность доходчиво изложить и обосновать сложные мысли;

е) эффективна в аудитории, где есть сомневающиеся, не определившиеся;

ж) даёт положительный результат, когда аудитория сможет сделать самостоятельный вывод.

23. Односторонняя аргументация предполагает изложение оратором:

а) только подтверждающих аргументов;

б) только опровергающих аргументов;

в) аргументов «за» и «против»;

г) контраргументов.

24. Психологическими аргументами являются:

а) аргументы к доводам;

б) аргументы к авторитету;

в) аргументы к публике;

г) аргументы к эмоциям.

25. Логические аргументы – это ссылки:

а) на факты (статистические данные, случаи из повседневной жизни, из истории, из литературы и т.д.);

б) на заведомо истинные суждения (юридические законы, аксиомы, правила и т.д.);

в) на законы логики;

г) на авторитетов (цитаты из публичных речей знатоков в этой области, пословицы, крылатые слова и т.п.).

26. Формула «вначале самые сильные аргументы, затем – менее сильные и в завершение вывод или побуждением к действию» характерна для... аргументации:

а) нисходящей;

б) восходящей;

в) психологической.

27. Присутствующие зрители в первую очередь обращают внимание:

а) на внешний вид спорщиков;

б) на внешнее поведение спорщиков;

в) на тезисы оппонентов;

г) на аргументы участников спора;

д) на логику рассуждения спорщиков.

28. Софизм – это:

а) преднамеренное нарушение логических законов в споре;

б) эристика;

в) сильный аргумент в споре;

г) преднамеренное отступление от тезиса в споре.

29. В риторическом споре участники могут придерживаться следующих стратегий:

а) несогласие;

б) соревнование;

в) избегание;

г) ожидание;

д) приспособление;

е) компромисс;

ж) центрирование интересов сторон.

30. Основными тактиками поведения участников спора являются:

а) убеждение;

б) обсуждение;

в) давление;

г) дружелюбное обращение;

д) запугивание апелляцией к власти, санкциям;

е) заключение сделок;

ж) апелляция к коалиции, союзу;

з) введение оппонента в состояние волнения, растерянности;

и) управление вниманием;

к) создание эффекта неожиданности.

31. Демагогическими приёмами являются:

а) ошибочные силлогизмы и софизмы;

б) подмена термина;

в) подмена тезиса;

г) концентрация на частностях;

д) переход от обсуждения предмета спора к обсуждению личности (аргумент к личности);

е) ложная альтернатива, ложная дилемма;

ж) апелляция к очевидности, ложная авторитетность;

з) порочный круг.

32. Описание является функционально-смысловой основой следующего жанра письменного сообщения:

а) заявление;

б) деловая переписка;

в) кулинарный рецепт;

г) любовная записка.

33. Кодифицированная речь характерна:

а) для дискуссии;

б) для лекции;

в) для телефонного разговора;

г) для информационного сообщения на телевидении.

34. Приёмы обращения, обзора ключевых моментов, парадокса, юмористического отступления характерны следующей части ораторского выступления:

а) вступление;

б) основная часть;

в) заключение.

35. Жанром диалогической речи являются:

а) интервью;

б) лекция;

в) телефонный разговор;

г) дебаты;

д) проповедь.

36. Основные виды вопросов в диалогической речи:

а) информационные и эвристические;

б) открытые и закрытые;

в) простые и сложные;

г) уточняющие и восполняющие;

д) узловые и наводящие;

е) корректные и некорректные.

37. В «Риторике» Аристотеля выделяются следующие виды речей:

а) публичная, торжественная, судебная;

б) показательная, судебная, совещательная;

в) судебная, дружеская, публичная.

38. В античной риторике были установлены следующие правила речи:

а) правило предпочтения слушания говорению;

б) правило предпочтения речи другому действию;

в) правило предпочтения письменного текста устному выступлению.

 

ІV. КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ

 

1. Укажите наиболее полное определение понятия «коммуникативные качества речи»:

а) принципы построения речи, которые служат для оптимального, наилучшего, наиболее точного восприятия слушателем или читателем речи автора;

б) видоизменение языковых средств в зависимости от функционального стиля языка;

в) качества речи, способствующие налаживанию речевой коммуникации;

г) система правильного, целесообразного, оптимального выбора и организации языковых средств в процессе общения;

д) правильность, точность, уместность, логичность, ясность, содержательность, доступность, чистота речи.

2. Чистота – коммуникативное качество речи, которое:

а) предполагает орфоэпическую и орфографическую чистоту речи;

б) предполагает оправданное использование общеупотребительной лексики, соблюдениеорфоэпических норм, отвержение безнравственных слов, отсутствие в речи лишних слов;

в) отвергает неоправданные лексические повторы;

г) отвергает в речи лишние слова (тавтологизмы, слова-паразиты, варваризмы, жаргонизмы, диалектизмы, архаизмы, канцеляризмы, профессионализмы, речевые штампы, иноязычную лексику).

3. Слова-паразиты – это:

а) «навязчивые», «пустые» слова и звуки, не имеющие смыслового и эмоционального содержания и засоряющие речь;

б) засоряющие речь слова и звуки, употребление которых с целью заполнения остановок в речевом потоке непроизвольно, введено в привычку говорящего;

в) слова, возникшие в результате подмены бранных слов более корректными;

г) диалектные и профессиональные слова, неуместно использованные в речи;

д) слова и звуки, возникшие в результате волнения, поспешливости, растерянности, а также свидетельствующие о психологических особенностях человека, его нервозности, беспокойстве, торопливости;

е) слова и звуки, ритмически организующие текст в результате периодических повторов.

4. В роли слов-паразитов обычно выступают:

а) вводные слова и обороты;

б) местоимения;

в) частицы;

г) предлоги;

д) междометия;

е) местоименные наречия;

ж) модальные слова.

5. Средством искоренения слов-паразитов из практики является:

а) замена слов-паразитов близкими по значению эквивалентами;

б) временное сокращение устной речи;

в) активное чтение литературы.

6. Отрицательное значение канцеляризмов заключается в том, что:

а) они засоряют официально-деловой стиль стандартными выражениями;

б) они переходят из официально-делового в другие стили языка, где воспринимаются лишними, ненужными, неестественными;

в) они засоряют речь стандартными, заранее известными словами, что уничтожает ситуацию «живого общения»;

г) они снижают интерес слушателей и читателей к лишённым эмоционально-экспрессивной окраски фразам, что свидетельствует о стереотипности мышления говорящего или пишущего, недостаточной словесной культуре человека.

7. Выражение «потенциальные возможности» является:

а) фразой-паразитом;

б) диалектизмом;

в) архаизмом;

г) жаргонизмом;

д) тавтологизмом;

е) канцеляризмом.

8. Основные причины неясности речи:

а) плохая артикуляция звуков;

б) неправильный порядок слов;

в) отсутствие речевой паузы;

г) неправильно выбранная грамматическая форма слова;

д) искажение смысла при употреблении многозначных слов и омонимов в определённом контексте;

е) неоправданное употребление заимствованных из других языков слов, которые могут быть непонятны слушателю или читателю;

ж) неоправданная «экономия» языковых средств.

9. Соблюдение логичности высказывания подразумевает его:

а) недвусмысленность, непротиворечивость;

б) краткость, простоту, доступность;

в) последовательность, цельность, завершенность;

г) выразительность, образность;

д) достоверность, доказательность, убедительность.

10. Основные причины нарушения логичности:

а) засорение речи лишёнными смысла словами и структурами;

б) несоблюдение грамматических норм речи;

в) неправильный порядок слов;

г) отвлечение автора от темы речи перебиванием говорящего;

д) нарушение причинно-следственных связей между частями предложения.

V. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

 

1. Из нижеперечисленных определений термина «выразительность речи» наиболее полным является:

а) выразительность речи – это семантическое или формальное выделение речи с целью акцентирования внимания и интереса слушателей или читателей;

б) выразительность речи – это яркое, непосредственное, живое говорение, умение использовать разнообразные средства языковой образности, в том числе и на письме;

в) выразительность речи – образность, эмоциональность, экспрессивность речи;

г) выразительность речи – это лексическое, интонационное или невербальное выделение устного или письменного высказывания.

2. Выразительность речи может быть:

а) произносительной;

б) символической;

в) акцентологической;

г) лексической;

д) словообразовательной;

е) морфологической;

ж) синтаксической;

з) интонационной;

и) стилевой.

3. К синтаксическим средствам выразительности относятся:

а) многосоюзие;

б) повтор;

в) антитеза;

г) эпитет;

д) градация;

е) инверсия;

ж) оксюморон;

з) риторический вопрос.

4. К лексическим средствам выразительности относятся:

а) метафора;

б) сравнение;

в) гипербола;

г) метонимия;

д) аллегория;

е) синекдоха;

ж) анафора;

з) фразеологизм.

5. Замена слова или выражения другим, крайне преувеличенным – это:

а) метафора;

б) сравнение;

в) гипербола;

г) метонимия;

д) эпитет.

6. Метафора – это:

а) образное подчёркивание характерных свойств, качеств предмета или явления;

б) слово или выражение, в котором противопоставляются явления или предметы, в результате чего одно из них характеризуется, описывается, конкретизируется при помощи другого;

в) сопоставление явлений или предметов на основе общих для них черт, во время которого субъект сопоставления не называется;

г) замена одного названия предмета или явления другим названием на основе внутренних или внешних связей;

д) замена слова описательным выражением.

7. Выражение «Столица пришла на стадион» является:

а) метонимией;

б) гиперболой;

в) перифразисом;

г) антифразисом.

8. Соблюдение выразительности невозможно без такого коммуникативного качества речи, как:

а) точность;

б) чистота;

в) уместность.

9. Основная цель языковых средств выразительности:

а) украшать речь;

б) влиять на чувства и активное мышление слушателей;

в) структурно оформлять высказывание.

10. Выразительность зависит:

а) от функционального стиля;

б) от содержания высказывания;

в) от структуры речи;

г) от адресата речи;

д) от эмоций автора.

11. Эффект звукоподражания в фонетических фигурах состоит в том, что:

а) звучащая речь идентична подражаемому явлению;

б) звучащая речь напоминает звуки описываемого явления;

в) звуки вызывают ассоциации с какими-то представлениями, ощущениями, эмоциями.

12. Эффективным средством развития речевой выразительности является:

а) пение;

б) рисование;

в) игра.

13. Способами формирования выразительности речи являются:

а) прослушивание музыкальных мелодий;

б) изучение выразительных возможностей языка;

в) активная речевая практика;

г) тренировка интеллекта, памяти, воображения, волевых усилий, эмоциональности, оригинальности языкового сознания;

д) чтение художественных произведений.

VІ. ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ

В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. К невербальным средствам общения относятся:

а) мимика, жесты, позы, дистанция;

б) знаки препинания, курсив, подчёркивание, цвет и размер шрифта;

в) голос, темп, тембр, интонация.

2. За невербальной речью собеседника необходимо следить, чтобы:

а) не терять интерес к сказанному;

б) получить более достоверную информацию;

в) отметить наиболее важные моменты речи;

г) узнать отношение самого автора к сказанному;

д) заметить падение чужого интереса, появление усталости собеседника или слушателя.

3. Верными являются следующие утверждения:

а) жесты используются подсознательно, поэтому иногда они могут сказать больше, чем слова;

б) жесты раскрывают как черты национального характера, так и особенности конкретного человека;

в) многие жесты имеют ограниченно национальный характер;

г) мимика, в отличие от жестов, имеет интернациональный характер.

 

4. Жесты должны быть:

а) контролируемы;

б) натуральны;

в) разнообразны;

г) заметны;

д) эпизодичны;

е) соотносимы с характером речи.

5. Поль Сопер выделил... жесты:

а) выразительные (эмоциональные);

б) указательные;

в) описательны;

г) имитационно-оценочные;

д) подражательные (изобразительные).

6. Знание языка жестов и мимики может:

а) упростить отношения с окружающими людьми;

б) расположить к себе слушателей;

в) вызвать собеседника на откровенный разговор;

г) засвидетельствовать компетентность, уверенность, искренность, объективность, внимательность говорящего;

д) придать официальный характер высказыванию;

е) украсить речь говорящего.

VІІ. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 

1. Языковые нормы – это:

а) устойчивые, традиционные, общепринятые правила языка;

б) узаконенные, официально признанные общественной практикой и зафиксированные авторитетными грамматиками, справочниками, словарями языковые правила;

в) правила, исполняемые всеми носителями языка;

г) законы, охватывающие всю систему языка (произношение, образование слов и их форм, построение предложений);

д) широкое понятие, включающее, с одной стороны, литературные, обязательные, не допускающие отступлений правила, а с другой стороны, наиболее распространённые, предпочтительные языковые варианты, закрепившиеся в речевой практике.

2. Языковые нормы нужны:

а) для ясности и краткости речи;

б) для адекватного, правильного понимания речи сообществом, которое пользуется языком;

в) для предупреждения неправильного понимания сказанного или написанного;

г) для успешной коммуникации людей.

3. Языковые нормы имеют следующие особенности:

а) устойчивость, обеспечивающая стабильность системы языка на протяжении длительного времени;

б) общераспространенность и общеобязательность соблюдения нормативных правил как взаимодополняющие моменты «управления» стихией речи;

в) литературная традиция и авторитет источников (авторская индивидуальность допускает и оправдывает отступления от нормы);

г) культурно-эстетическое восприятие языка и его фактов, которое закрепляет в норме всё лучшее, что создано в речевом поведении человечества;

д) единообразность во всех лингвистических изданиях;

е) изменчивость, обусловленная развитием живой речи;

ж) возможность языкового «плюрализма» как следствие взаимодействия традиций и новаций, стабильности и мобильности, субъективного и объективного, литературного и нелитературного.

4. Причинами произносительных ошибок и недочётов являются:

а) незнание фонетических законов (оглушение, озвончение, смягчение, ударение и т.д.);

б) нечёткая артикуляция звуков, плохая дикция;

в) недостаточная громкость звучания, мешающая хорошему восприятию и пониманию речи;

г) патологические изменения речи (заикание, шепелявость, гнусавость);

д) недостаточно развитое речевое дыхание, вызывающее чрезмерно частые паузы и, как следствие, нарушение ритма речи, интонации;

е) неразвитость фонематического слуха;

ж) стресс, изменённое состояние психики;

з) влияние диалекта или иностранного языка на произношение (так называемый акцент).

5. Орфоэпия включает в себя:

а) все произносительные нормы литературного языка: ударение, интонацию, произношение фонем в различных позициях, а также образование вариантных грамматических форм;

б) фонетические законы, которые не допускают исключений;

в) произносительные нормы, которые допускают вариантность в литературном языке;

г) социально значимые произносительные варианты, которые типичны для разных групп людей, а также стилистические варианты, сознательно выбираемые в различных ситуациях.

6. Правило произношения глухих согласных на месте звонких шумных на конце слова относится:

а) к морфологии;

б) к орфоэпии;

в) к фонетике.

7. Орфоэпия (в узком смысле) рассматривает:

а) варианты произношения, которые не отражаются на письме;

б) варианты общенародного и профессионального употребления слов;

в) варианты мужского и женского произношения;

г) узаконенные варианты ударений в словах;

д) узаконенные варианты ударений в словоформах;

е) узаконенные варианты слов и словоформ.

8. Основные фонетические законы:

а) озвончение глухих на конце слова;

б) оглушение звонких согласных последующим глухим и на конце слова;

в) озвончение глухих последующим звонким;

г) уподобление согласного [с] и [з] последующим шипящим;

д) редукция гласных в безударных слогах, т.е. ослабление или изменение звучания, а в отдельных случаях замена другими звуками.

9. Устранение произносительных ошибок включает в себя:

а) изучение орфоэпических и фонетических правил;

б) формирование умения слушать собственное высказывание;

в) формирование умения вслушиваться в образцовое литературное произношение дикторов радио и телевидения, мастеров художественного слова;

г) тренировку в устной речевой практике;

д) удаление областных особенностей произношения;

е) активное чтение литературных произведений.

VІІІ. СТИЛИ ЯЗЫКА И СТИЛИ РЕЧИ

1. Сущность понятия «стиль» исследовали:

а) Аристотель;

б) И.В. Гёте;

в) М. Ломоносов;

г) О. Потебня;

д) О. Веселовский;

е) Л. Выготский;

ж) В. Виноградов.

2. Теорию «трёх штилей» разработал:

а) М. Ломоносов;

б) А. Пушкин;

в) Б. Головин.

3. Стили языка называют функциональными, потому что они:

а) выполняют определённые функции (общения, сообщения, воздействия, познания и аккумуляции);

б) функционируют, т.е. существуют в речевой коммуникации;

в) образуются в результате функционирования языка в разных условиях, в различных сферах общения, видах деятельности человека.

4. Научный стиль выполняет:

а) все возможные функции;

б) познавательную функцию;

в) аккумуляционную функцию.

5. Функциональными стилями языка являются:

а) разговорный;

б) телефонный;

в) официально-деловой;

г) научный;

д) публицистический;

е) художественный.

6. В неофициальном бытовом, в заранее не подготовленном повседневном общении используется:

а) публицистический стиль;

б) официально-деловой стиль;

в) разговорный стиль.

7. Характерными чертами официально-делового стиля являются:

а) неполнота выражения и эмоциональность;

б) лаконичность, стандартность формулировок;

в) использование сложных синтаксических конструкций, отсутствие вопросительных и побудительных предложений;

г) письменная форма.

8. Выразительность, образность, эмоциональность, богатство не являются необходимыми речевыми характеристиками:

а) для речи диктора телевидения;

б) для произведений художественной литературы;

в) для деловой документации.

9. Наибольшую степень творчества предполагают:

а) научный стиль;

б) публицистический стиль;

в) официально-деловой стиль.

10. Верными являются утверждения:

а) стиль развивается, изменяется во времени;

б) количество стилей речи не ограничено;

в) знание особенностей функциональных стилей способствует правильному выбору формы общения и языковых средств;

г) в научном стиле ошибочно пользоваться средствами выразительности;

д) в разговорном стиле больше всего языковых ошибок;

е) разговорный стиль является самым бедным, потому что он не требователен к чистоте высказывания.

 

ІХ. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

 

1. Речевой этикет – это:

а) форма, техника речевого общения, которое опирается на общие нормы морали и этики, предписывающие уважительное отношение к другим людям, вежливость, корректность, тактичность, скромность, сдержанность в оценках, предупредительность;

б) правила речевого поведения, т.е. система стереотипных, устойчивых формул общения, вежливых слов, сложившихся исторически и национально;

в) правила устной речи, определяемые национальной традицией.

2. Речевой этикет строится с учётом:

а) особенностей собеседников (социального статуса, роли в общении, возраста, пола, национальности, вероисповедания, профессии, характера);

б) ситуации (места, времени, темы и целей общения);

в) речевого стиля;

г) вида речевого общения.

3. Речевой этикет:

а) поддерживает положительную репутацию организации, предприятия;

б) позволяет определить общий уровень культуры собеседников;

в) позволяет создать комфортабельный климат для общения, избежать конфликтов, двусмысленности;

г) позволяет передать содержание речи слушателю оптимально доступно;

д) позволяет привлечь внимание собеседника, вызвать его симпатию, продемонстрировать ему своё уважение;

е) помогает установить статус общения (дружеский, деловой, официальный и пр.);

ж) помогает оказать нужное воздействие на собеседника.

4. Соблюдение речевого этикета предполагает:

а) отсутствие отрицательной информации, которая может вызвать отрицательные эмоции у собеседников;

б) проявление уважения к собеседнику;

в) ненавязывание собственных суждений и оценок;

г) соблюдение скромности, отсутствие поучения, назидательного тона;

д) учёт порога внимания и понимания слушающего;

е) учёт интереса партнёра к теме разговора;

ж) отсутствие категоричности высказывания.

5. Верными являются утверждения:

а) некоторые формы вежливого обращения устаревают или вообще выходят из обращения;б) со временем некоторые формулы речевого этикета утрачивают первоначальное значение, приобретают иной смысл;

в) по этикетной информации можно распознать возраст человека, его уровень образованности, профессию;

г) речевой этикет особо ценится в дипломатии;

д) этикетные обращения устойчивые, напоминают фразеологизмы;е) формулы речевого этикета употребляются автоматически, в ситуации отсутствия времени на их выбор;ж) речевой этикет особенно важен в ситуации общения ранее незнакомых людей, установления контакта, определения характера отношений между членами нового коллектива;з) соблюдение речевого этикета наиболее важно в устной речи, в рабочей ситуации; и) отсутствие приветствия со стороны знакомого человека может свидетельствовать о нежелании общаться, обиде, корысти персоны в прежних ситуациях, отсутствии элементарной речевой культуры.

6. Эвфемизм – это:

а) устойчивые формулы речевого этикета в письменной речи;

б) замена слова или выражения на менее грубое, неприличное с точки зрения автора.

7. Соблюдение правил речевого этикета:

а) свидетельствует о хороших манерах, внутренней культуре человека;

б) делает речь более доступной и уместной;

в) определяет результативность, успешность процесса общения;

г) способствует позитивной оценке личности говорящего или пишущего.

 

Х. ТЕХНИКА РЕЧИ И РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО

 

1. Техника речи – это:

а) умение общаться без речевых ошибок;

б) четкость артикуляционных переходов, умение держать основной тон и интенсивность звука, владение речевым дыханием;

в) умение владеть такими качествами голоса, как сила, звучность, высота, чёткая дикция, правильные интонации.

2. Интонация – это:

а) окраска слов, последовательность тонов, различающихся по высоте, темпу, тембру;

б) тембровая характеристика речи;

в) средство передачи эмоций, создания художественного образа на сцене, в кино, в искусстве выразительного чтения.

3. Основные функции интонации:

а) выражение типа высказывания (вопрос, утверждение, побуждение);

б) выражение коммуникативного порядка высказывания (старое / новое) и установление между частями фразы смысловых отношений;

в) передача основного смысла высказывания;

г) выражение эмоций автора речи;

д) выражение оценки автора к высказанному;

е) воздействие на эмоции слушающего, убеждение;

ж) указывание на завершённость-незавершённость высказывания;

з) оформление группы слов или предложений в единое интонационное высказывание с общим фразовым акцентом;

и) создание акустического благозвучия отрезка речи;

к) выделение наиболее важных по смыслу компонентов высказывания.

4. На практике интонация создаётся:

а) изменением звуковых тонов;

б) распределением силы ударения между словами, мелодикой речи, паузами, темпом речи, ритмико-мелодическими средствами, громкостью речевого потока, эмоциональными оттенками голосового тембра;

в) изменением громкости звучания, акустическими переходами тембра речи.

5. В устном выступлении интонация должна:

а) соответствовать эмоциональному настрою аудитории;

б) быть натуральной, правдивой;

в) соответствовать содержанию выступления;

г) сочетать различные способы выделения фразы (словесно-логический и эмфатический).

6. Индивидуальными характеристиками голоса являются:

а) высота;

б) темп;

в) звуковой объём;

г) глубина;

д) тембр;

е) диапазон;

ж) интенсивность.

7. Индивидуальные характеристики голоса:

а) являются постоянными, врождёнными;

б) изменяются в зависимости от эмоц







Date: 2015-09-17; view: 895; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.488 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию