Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Контрольные тесты
Тестовые задания предназначены для осмысления основного содержания дисциплины, понимания теоретических аспектов дисциплины, повторения и закрепления учебного материала, проверки усвоенных знаний. Тесты могут быть использованы как при подготовке к аудиторным занятиям, так и к зачёту. В одном задании может быть один, два и более правильных ответа. І. ОСНОВЫ РИТОРИКИ
1. Основные законы риторики (по А.К. Михальской) – это: а) закон диалогизации речи; б) закон близости содержания речи интересам и жизни адресата; в) закон логичности речи; г) закон конкретности речи; д) закон движения речи к цели; е) закон эмоциональности речи; ж) закон эстетического удовольствия от речи. 2. Риторика – это: а) наука об убеждающей речи; б) дисциплина, которая способствует формированию компетентности личности в публичной речи; в) дисциплина о речевых нормах, наиболее значимых в общественной жизни. 3. Этапы риторического канона располагаются в следующей последовательности: а) инвенция, элокуция, диспозиция, меморио, акцио; б) инвенция, диспозиция, элокуция, акцио, меморио; в) диспозиция, инвенция, элокуция, меморио, акцио; г) инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио; д) элокуция, инвенция диспозиция, акцио, меморио. 4. Инвенция – это стадия... речевого материала в риторическом каноне. а) выражения; б) расположения; в) изобретения; г) добывания; д) произнесения. 5. Диспозиция – это: а) искусство упорядочивания выступления; б) этап сбора материала; в) раздел риторического канона, в котором происходит украшение речи; г) раздел риторического канона, в котором создаётся композиция речи; д) этап изобретения речевого материала. 6. Элокуция – это: а) этап риторического канона по окончательному созданию текста выступления; б) этап поиска оптимальных языковых средств речи; в) этап поиска наиболее эффективных аргументов; г) этап языкового оформления и украшения речи; д) этап риторического канона по написанию письменного текста или устного выступления, редактирования речи.
7. Ораторскую речь по цели высказывания подразделяют: а) на полемическую; б) на агитационную; в) на эпидейктическую (побуждающую); г) на аргументирующую (убеждающую); д) на информирующую. 8. Актуальность и новизна сообщения, отсутствие спорных моментов, наличие элементов активизации и удовлетворения интересов слушателей – характерные черты... речи. а) агитационной; б) эпидейктической; в) аргументирующей; г) информационной. 9. Основными видами красноречия являются: а) социально-политическое; б) академическое; в) агитационное; г) социально-бытовое; д) судебное; е) богословско-церковное. 10. Особенностями академического красноречия являются: а) аргументированность; б) логичность; в) доступность; г) научность терминологии; д) сообщение неизвестных аудитории научных сведений; е) предельная выразительность устной речи. 11. Жанрами академического красноречия не являются: а) вузовская лекция; б) выступление на митинге; в) защита курсовой работы; г) выступление с докладом на конференции; д) школьная лекция. 12. К жанрам академического красноречия относятся: а) научный доклад; б) научное сообщение; в) научная статья; г) научный обзор; д) лекция. 13. Жанром социально-бытового красноречия не является: а) тост; б) SMS-сообщение; в) пресс-конференция; г) письмо родственникам; д) надгробное слово; е) церковная проповедь. 14. Основными жанрами социально-политического красноречия являются: а) дипломатическая речь; б) агитаторская речь; в) парламентская речь; г) митинговая речь; д) военно-патриотическая речь; е) телевизионное обращение официальных лиц государства; ж) речь на съезде, конференции. 15. Лаконичность, импровизация, эмоциональность, наличие алогизмов – характерные черты следующего рода красноречия: а) академического; б) социально-бытового; в) социально-политического; г) духовного; д) судебного. 16. Эпидейктическими жанрами красноречия являются: а) комплимент; б) приветствие; в) соболезнование; г) отчёт; д) благодарственное слово; е) презентация; ж) поздравительная открытка. 17. Верными являются следующие характеристики деловой речи: а) деловая речь преобладает у государственных служащих, работников министерств и ведомств, местных администраций; б) в основе деловой речи лежит неоднозначность терминов и формулировок; использование аллегорий, метафор, изобразительных средств; в) деловая речь строится с учётом положительной оценки со стороны слушающего; г) инициатор делового общения должен управлять ходом разговора, не уступая его партнеру; д) приоритетами деловой речи являются интересы дела, логика, корректность, юридическая обоснованность, подавление эмоционально-личных предпочтений; е) деловое общение способствует успешной реализации задуманных планов; ж) участникам делового общения следует анализировать речь собеседника со стороны её новизны, достоверности, перспектив использования. 18. Основными этапами делового общения являются: а) предварительный; б) ориентировочный; в) целевой; г) аналитический; д) конструктивный; е) прогностический; ж) юридический; з) итогового взвешивания; и) принятия решения; к) реализации решения (например, подписание документа). 19. Верными являются следующие характеристики агитационной речи: а) агитационная речь всегда направлена на побуждение к действию; б) в агитационной речи создаются условия для ощущения слушателем потребности реализовать просьбу оратора; в) агитационная речь строится с учётом интуиции выступающего; г) в агитационной речи важно найти моменты взаимопонимания с аудиторией, вызвать её доверие, заинтересовать; д) у агитатора всегда должны быть в наличии заранее подготовленные, необходимые для агитации факты; е) агитационная речь должна заканчиваться призывом к конкретному действию и информацией об условиях его осуществления; ж) в основе агитационной речи лежит постоянная прямая агитация аудитории. 20. Особенностями информационной речи являются: а) страстность; б) соответствие содержания речи потребностям аудитории; в) пробуждение любознательности слушателей к затронутой проблеме; г) акцентация внимания аудитории на нерешённых проблемах; д) опора в речи на конкретные факты и их анализ; е) сопоставление старой и новой информации, подчёркивание новизны фактов; ж) содержательность и лаконичность речи; з) логичность речи. 21. Риторика оперирует следующими законами логики: а) закон убеждения; б) закон тождества; в) закон непротиворечия; г) закон исключения третьего; д) закон достаточного основания. 22. Темой информационной речи могут быть: а) «Киев – столица православия»; б) «Как можно использовать Интернет в студенческой жизни»; в) «Стоит ли всем заниматься спортом?» г) «Нужно ли помогать бомжам?» 23. Жанрами информационной речи являются: а) консультация перед экзаменом; б) вузовская лекция; в) речь на собрании жильцов дома; г) выступление на митинге; д) рекламная речь; е) инструктаж по технике безопасности. 24. Простейшая схема риторического анализа включает ответы на следующие вопросы: а) что хотел сказать оратор? б) что сказал оратор? в) как сказал оратор? г) что новое сказал оратор? 25. Наиболее оптимальный темп устной речи: а) 70–100 слов в минуту; б) 120–150 слов в минуту; в) 160–180 слов в минуту; г) 7200–9000 слов в час; д) 5–7 слов в секунду. 26. Оратору необходимы следующие черты: а) уверенность; б) увлечённость; в) собранность; г) скромность; д) сдержанность; е) оптимизм; ж) артистизм; з) искренность; и) объективность. 27. Апелляция к авторитетным источникам является … аргументом речи. а) рациональным; б) эмоциональным; в) полемическим (эристическим); г) сильным; д) полемическим; е) диалектическим. 28. Апелляция к публике является … аргументом речи. а) эмоциональным; б) рациональным; в) сильным; г) дидактическим; д) достаточным. 29. Основными типами дискурса являются: а) ритуальный; б) информирующий; в) аргументирующий; г) полемический; д) агитирующий; е) эвристический; ж) гедонистический; з) художественный.
ІІ. ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ 1. Соотнесите термины классической риторики с правильными определениями: а) элокуция 1) расположение б) инвенция 2) изобретение в) диспозиция 3) словесное выражение 2. Инвенция включает в себя следующие компоненты: а) выбор темы; б) разработка плана; в) сбор материала; г) мысленная основа речи; д) выработка позиции автора; е) изучение основных понятий. 3. На этапе расположения выступающий: а) продумывает оптимальную последовательность изложения материала; б) продумывает оптимальность использования подобранных цифр и фактов; в) продумывает наиболее точные слова и выражения; г) продумывает эффективное начало и концовку речи. 4. На этапе выражения выступающий: а) подбирает наиболее точные слова и фразы; б) определяет необходимость прописания текста или основных мыслей и выражений, дат и цифр; в) подбирает образные средства (эпитеты, сравнения, аналогии, риторические вопросы и т.д.); г) продумывает и облечает в слова связующие все части фрагменты текста; д) продумывает аргументы и факты. 5. Общие правила подготовки выступления позволяют: а) создать оптимальные условия для публичного выступления; б) избежать непредвиденных трудностей публичной речи; в) спрогнозировать возможную реакцию слушателей на выступление; г) заявить о себе как о хорошем специалисте и интересном человеке; д) повысить эмоциональную увлечённость выступающего. 6. Тема публичного выступления должна быть: а) информативной; б) воспитывающей; в) посильной для выступающего; г) актуальной для аудитории; д) риторической; е) соответствовать интеллектуальному уровню и эмоциональному настрою аудитории; ж) интересной для выступающего и слушающих. 7. Формулировка темы публичного выступления определяется: а) эрудицией выступающего; б) интересами слушателей; в) речевой ситуацией; г) основной целью выступления; д) частными задачами выступления; е) содержанием темы. 8. План выступления может быть: а) словесным; б) учебным; в) графическим; г) изобразительным; д) моделированным; е) математическим (формульным). 9. Отсутствие плана выступления может привести: а) к пропускам; б) к повторам; в) к отсутствию образности, выразительности речи; г) к нарушению логической последовательности. 10. Методика подготовки к публичным выступлениям включает следующие методы и приёмы: а) выступление перед воображаемой аудиторией; б) выступление перед слушателем, который делает анализ выступления; в) краткое изложение текста выступления; г) использование аудио- или видеозаписи собственных выступлений; д) заучивание определений используемых терминов и понятий; е) изучение опыта других ораторов; ж) изучение позиции слушателей по теме выступления; з) проработка материала выступления с целью повышения степени его привлекательности, воспринимаемости, образности (например, замена абсолютных цифровых показателей относительными данными в виде коэффициентов, индексов, процентов и т.п.). 11. Источниками накопления опосредованного опыта являются: а) Интернет; б) СМИ; в) печатные издания (книги, учебные пособия, справочники, энциклопедии, словари); г) участие в научных конференциях; д) образование (курсы, программы, лекции). 12. Источниками накопления непосредственного опыта являются: а) общение с людьми; б) телевидение; в) целенаправленные наблюдения и записи; г) посещение музеев, заповедников, выставок, памятников архитектуры; д) экскурсии и походы; е) экспедиции, научные и социальные эксперименты и программы. 13. Наиболее достоверным источником фактов для использования в речевом общении является: а) Интернет; б) частная переписка; в) интуиция; г) печатные издания (справочники, энциклопедии, словари, книги); д) телевизионные СМИ. 14. Приёмами упорядочивания материала для публичной речи являются: а) составление плана выступления; б) написание доклада, статьи, тезисов; в) многократное обдумывание темы выступления, «вживание» в неё; г) подготовка своего внешнего вида; д) подготовка иллюстративного материала (компьютерной презентации, таблиц, схем, плакатов, диаграмм, книг, видеозаписей); е) составление вопросов к аудитории. 15. Интерес, внимание и доверие слушателей зависят: а) от искренности выступающего; б) от содержательности речи; в) от внешнего вида оратора; г) от личной увлечённости выступающего; д) от осознанного желания возбудить интерес слушателей, привлечь их внимание; е) оригинальности выступающего и его речи; ж) подготовленности автора; з) заинтересованности аудитории. 16. Падение интереса слушателей к публичному выступлению может быть вызвано: а) усталостью аудитории; б) обсуждением аудиторией услышанной речи; в) не соответствием темы выступления интересам аудитории; г) отсутствием культуры слушания у аудитории; д) личной неприязнью слушающих к выступающему; е) неумением оратора наладить контакт со слушателями; ж) отсутствием опыта публичных выступлений у оратора; з) ошибочной оценкой слушателей оратором. 17. Интерес слушателей в процессе публичного выступления должен: а) разрастаться; б) находиться на неизменном уровне; в) идти по нисходящей. 18. Заинтересовать слушателей можно: а) интригующим началом (интересным фактом из жизни, истории, парадоксальным утверждением, постановкой проблемного вопроса); б) жизненными примерами, аналогией (соотнесением новой информации с известными явлениями); в) шутками; г) ссылками на интересную, полемическую телепередачу, газетную или журнальную статью; д) необычной мимикой и жестами; е) цитированием высказывания авторитетной личности; ж) риторическим вопросом; з) акцентированием речи (выделением отдельных слов и фраз голосом, интонационными паузами, логическими ударениями, мимикой и жестами); и) диалоговой формой общения, вопросами; к) авансированием, затягиванием важного («Об этом я скажу чуть позже»). 19. Приёмами диалогизации выступления являются: а) обращение с вопросами к слушателям; б) вопросно-ответный ход выступления; в) употребление риторических вопросов и восклицаний; г) введение вымышленного диалога («Вы скажете, что здесь всё понятно…», «Вы, наверное, подумали, что …», «Возможно, вы считаете, что я блефую...»); д) введение цитат из высказываний авторитетных личностей; е) драматизация изложения. 20. Для удержания внимания слушателей следует избегать: а) однообразия; б) доказательства очевидных фактов; в) опровержения невероятных мыслей; г) спора с аудиторией; д) избыточных доказательств при возможности ограничиться лаконич-ностью; е) посредственных и ненадёжных выводов; ж) спора со слушателями с несомненными доказательствами и предполагаемо верными мыслями. 21. Удержанию внимания слушателей способствуют: а) лаконичность речи; б) логически стройное изложение материала; в) использование наглядности; г) наявность в содержании интригующих моментов; д) использование кратких отвлечений в виде аналогий, юмора и т.п.; е) диалогизация речи; ж) обращение к конкретному адресату; з) использование динамичных средств речи (мимика, жесты, взгляд, телодвижения, паузы, изменение темпа речи, силы голоса, логических ударений). 22. Саморедактирование текста выступления включает в себя: а) исправление речевых ошибок (орфографических, синтаксических, стилистических и др.); б) объяснение для слушателей сложных терминов и понятий или их замену более простыми; в) разработку тезисов выступления; г) устранение повторов, слабых и необязательных мест; д) включение в текст риторических вопросов; е) замену шаблонных, трафаретных слов и выражений; ж) отбор оптимально необходимого текста соответственно требуемому временем его озвучивания. 23. Вступление публичной речи бывает следующих видов: а) естественным; б) искусственным; в) внезапным; г) традиционным.
24. Вариантом вступления публичной речи могут быть: а) указание проблемы, конфликта; б) приветствие аудитории; в) ссылка на речь предыдущего выступающего; г) выслушивание проблем аудитории; д) изложение цели и задач выступления; е) использование парадоксального цитирования; ж) риторический вопрос; з) обращение к историческому событию, цитирование авторитетной личности; и) слова о времени и месте, где проходит выступление, о недавно произошедшем событии; к) обращение к повседневным интересам аудитории (вопросы здоровья, благосостояния, любви, работы, семьи, несправедливости и т.д.); л) обращение к собственному опыту, личным чувствам и суждениям; м) юмористическое замечание. 25. Верными являются следующие утверждения: а) вступление в публичном выступлении необходимо соотносить с темой и обсуждаемой проблемой; б) во вступлении необходимо ясно сформулировать тему и тезис, который в дальнейшем будет раскрываться; в) вступление можно опустить, если тема выступления близка и понятна аудитории; г) вступление должно соотноситься по содержанию и стилю с остальными частями публичной речи; д) яркое, необычное вступление требует дальнейшей речи в избранной тональности; е) вступление должно быть лаконичным (традиционно не более 1/8 всей речи); ж) вступление – самая эмоционально насыщенная часть выступления; з) вступление позволяет установить контакт со слушателями, возбудить интерес к теме и к личности оратора, создать у аудитории эмоциональный настрой для восприятия основной части публичной речи. 26. Основной части публичного выступления характерны: а) изложение нового материала; б) убеждение слушателей; в) аргументация собственного мнения; г) обоснование ошибочности других точек зрения; д) призыв к действию, выполнению установок. 27. Заключительной части публичного выступления характерны: а) обобщение; б) указание перспектив; в) краткое повторение сказанного; г) краткое изложение цели выступления; д) призыв к действию, к выполнению установок, указание на важность сказанного в личной жизни. 28. Существуют следующие виды заключений публичного выступления: а) обобщающее повторение; б) призыв; в) обращение к слушателям; г) юмористическая концовка; д) иллюстрация с развёрнутыми афоризмами, цитатами, поговорками, метафорами, притчами, аллегориями; е) интрига с возможностью слушателям самим сделать вывод; ж) тактический способ с указанием конкретных действий для решения проблемы. 29. Какую из нижеперечисленных функций чаще всего выполняют «зацепляющие крючки» в публичной речи? а) помогают вызвать положительные эмоции, удивление, интерес во вступлении; б) помогают проиллюстрировать интересными жизненными историями суждения автора в основной части выступления; в) помогают оратору создать нужный эмоциональный настрой и проверить неожиданным, каверзным, парадоксальным вопросом степень усвоения услышанного аудиторией в заключении. 30. Риторические приёмы обращения, обзора главных моментов, парадоксальности ситуаций, юмористического замечания характерны для следующих частей публичного выступления: а) зачин; б) введение; в) основная часть; г) заключение; д) концовка. 31. Психологический закон более яркого запоминания начала и конца любой речи в сравнении с её серединой имеет следующее название: а) принцип обрамления; б) фактор края; в) закон начала и конца; г) закон золотой середины. 32. Риторический закон, предписывающий вступление и заключение речи суммарно не делать объёмнее, чем одна треть всего высказывания, называется: а) правило золотой пропорции; б) принцип золотой середины; в) правило золотого сечения; г) принцип суммарного размера. 33. Основным фактором успеха публичного выступления является: а) внешность выступающего; б) содержание выступления; в) контакт выступающего с аудиторией; г) использования наглядности; д) удачная формулировка тезисов и аргументов. 34. Выразительность и эмоциональность публичного выступления содействуют: а) доходчивости восприятия материала; б) эффективности запоминания информации; в) внушаемости аудитории; г) выработке у слушателей собственной позиции; д) критичности восприятия информации; е) закреплению убеждений, созданных рационально-логическим путём. 35. Вступление в публичной речи может быть: а) внезапным; б) естественным; в) искусственным; г) надуманным; д) с ораторской предосторожностью; е) полемическим. 36. Общими принципами публичного выступления являются: а) принцип краткости и достаточности содержания; б) принцип последовательности в раскрытии темы; в) принцип усиления эмоционального накала изложения; г) принцип результативности, предполагающий наличие выводов, призывов к действию, рекомендаций; д) принцип структурированности выступления; е) принцип продуманности содержания; ж) принцип импровизации речи; з) принцип письменного упорядочивания содержания; и) принцип выделения главных аргументов и фактов. 37. Материал публичного выступления может быть изложен следующими способами: а) индуктивным (от частного к общему); б) дедуктивным (от общего к частному); в) сензитивным (от эмоций к частному и общему); г) сублимативным (к выводам, минуя доказательство); д) способом аналогии (сравнивая явления); е) историческо-хронологическим (описывая последовательность событий); ж) пространственным (с учётом особенностей развития истории и культуры). 38. Общими принципами структурирования речи являются: а) принцип ограничения материала по степени его значимости; б) принцип последовательности изложения мыслей; в) принцип усиления аргументов и доказательств от начала выступления к концу; г) принцип органического единства материала выступления и намерений выступающего; д) принцип экономии усилий, времени, речевых средств. 39. Средний этап речи (изложение) может содержать: а) восходящую последовательность доводов; б) нисходящую последовательность доводов; в) гомерическую последовательность доводов; г) полемическую последовательность доводов. 40. Основной части речевого сообщения характерны: а) призыв к действию; б) сообщение информации; в) обоснование собственной позиции; г) убеждение аудитории; д) краткое повторение основных проблем. 41. Заключение в публичном выступлении позволяет: а) сделать обобщения и выводы из сказанного в основной части; б) создать у аудитории атмосферу доверия к выступающему; в) кратко сформулировать основные тезисы выступления и подчеркнуть их важность для слушателей; г) отметить моменты, требующие дальнейшего рассмотрения; д) отметить пути развития идей, высказанных в основной части; е) выдвинуть задачи для аудитории; ж) закрепить и усилить впечатление от содержания основной речи. 42. Удачными речевыми штампами для заключительной части выступления являются: а) «Извините за излишне длительное выступление...» б) «Так пусть же...» в) «Благодарю за внимание...» г) «Надеюсь на возникшее у вас желание...» д) «Хотелось бы ещё сказать...» е) «Думаю, вы и сами знали это...» 43. Верными являются следующие утверждения: а) публичное выступление желательно заканчивать шуткой, даже если обсуждались серьезные проблемы; б) в заключении не должна звучать безысходность, бесперспективность в решении серьезных и сложных проблем; в) лучшая концовка – благодарность за внимание; г) выступление желательно завершить оптимистично. 44. Основные причины неуверенности оратора: а) чрезмерное погружение в собственные переживания; б) недооценка собственных возможностей; в) недостаток опыта; г) ошибочная оценка слушателей; д) присутствие знакомых; е) воспоминания о провале. 45. Главными причинами неудач в публичном выступлении являются: а) неподготовленность оратора; б) недостаточная громкость речи и нечёткость дикции выступающего; в) невозможность вспомнить текст; г) отсутствие желания и знаний для ответов на вопросы аудитории; д) небрежный внешний вид; е) неправильно выбранная позиция выступающего (оратор не смотрит на аудиторию, развёрнут к ней спиной или боком); ж) использование в речи слов-паразитов; з) зачитывание текста исключительно со слайдов или записей; и) боязнь аудитории; к) использование неубедительной аргументации; л) слишком большая аудитория.
ІІІ. РИТОРИЧЕСКИЙ СПОР 1. Искусство ведения спора называется: а) эпидейктикой; б) эпикурством; в) эристикой; г) ораторикой. 2. Основными видами спора являются: а) дебаты; б) полемика; в) дискуссия; г) семинар; д) диспут; е) прения; ж) дискурс. 3. Публичный спор, имеющий своей целью достижение победы над оппонентом и сопоставление различных мнений, – это: а) диалог; б) диспут; в) дискуссия; г) полемика. 4. Конструктивным спором являются: а) спор ради спора; б) спор, убеждающий оппонента; в) спор ради установления истины; г) спор для принятия оптимального решения; д) спор для поднятия личного авторитета; е) спор для демонстрации красноречия. 5. Оратор может использовать следующие виды доказательств: а) логическое, в основе которого логическое убеждение оппонента; б) объективное, исключающее эффективные стилистические приёмы; в) информационное, когда доказательство вытекает из приводимых оратором сведений, справочного материала, статистических данных, фактов; г) эмоциональное, основанное на пафосном убеждении оратора; д) отсылочное, в основе которого использование оратором ссылок на авторитетные суждения. 6. Замена аргументации тезиса на хвалу оппонента с надеждой на его согласие принять тезис называется: а) довод к невежеству; б) довод к тщеславию; в) довод к авторитету; г) довод к человеку; д) довод к аргументу человека; е) довод к комплиментам. 7. Избыточныи элементами классификации активных приёмов спора являются: а) довод к логике; б) довод к ограниченности времени; в) довод к фактам; г) довод к публике; д) довод к оппоненту. 8. Непозволительными уловками в споре являются: а) ложный довод; б) подмена тезиса; в) оттягивание возражения; г) переход на личности. 9. Основными правилами ведения спора являются: а) умение правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласий; б) умение придерживаться главных положений спора; в) умение определить личную позицию и цель в споре, выявить общность исходных позиций и желаний; г) умение вскрывать противоречия в словах оппонента; д) умение правильно использовать специфические понятия; е) умение соблюдать уважительное отношение к оппоненту; ж) умение сохранять выдержку и самообладание, принимать иногда ложные доводы оппонента перед высказыванием собственного итогового мнения; з) умение учитывать настроение и поведение участников спора; и) умение подбирать убедительные аргументы. 10. Приемлемыми полемическими приёмами в споре считаются: а) приём бумеранга; б) довод к человеку; в) подхват реплики; г) сведение к абсурду; д) юмор, ирония, сарказм; е) апелляция к публике; ж) атака вопросами. 11. Уловки в споре – это: а) софизмы; б) приёмы, облегчающие спор для себя и затрудняющие его для оппонента; в) запрещённые риторические приёмы; г) ряд позволительных и непозволительных приёмов, способствующих одержанию победы в полемике. 12. Разновидностями уловок в споре являются: а) несогласие с трудно проверяемым доводом оппонента; б) оттягивание возражения; в) выход из спора; г) срывание спора; д) «довод к городовому» (объявление мнения оппонента вредным обществу); е) «палочный довод» (шантаж неприятными фактами). 13. Непозволительными психологическими уловками в споре считаются: а) выведение противника из равновесия; б) ложная дилемма; в) ставка на ложный стыд; г) «подмазывание аргумента» (апеллирование чрезмерными комплиментами); д) внушение; е) «двойная бухгалтерия»; ж) насмешка; з) указание на возраст, образование, положение. 14. Оптимальное начало спора предполагает: а) выявление тезиса и антитезиса; б) определение противоречий; в) осмысление терминологии; г) озвучивание аргументов. 15. Конечной целью спора является достижение: а) истины; б) соглашения; в) победы. 16. Тезис должен быть: а) спорным для одного из участников речевого общения; б) неоспоримым; в) доказуемым; г) логически непротиворечивым; д) кратко и ёмко сформулированным; е) неизменным в ходе всего доказательства. 17. Аргументация – это: а) процесс доказательства, объяснения, приведения примеров для обоснования какой-либо мысли перед собеседником или слушателем; б) главное утверждение, которое обосновывает оратор; в) доказательство тезиса в виде фактов, примеров, утверждений. 18. Правильными являются следующие утверждения: а) в разных аудиториях эффективными могут быть различные типы аргументов; б) опровергающая аргументация предполагает сведение к минимуму позитивных контраргументов; в) поддерживающая аргументация предполагает использование только позитивных аргументов и игнорирование контраргументов; г) двухсторонняя аргументация используется только для подтверждения доводов оппонента; д) ораторская речь допускает «присвоение» чужих идей с целью сокрытия неавторитетного источника и недопущения снижения авторитета выступающего; е) эмоциональность речи повышает эффективность аргументов, а чрезмерное логическое давление вызывает противоположную реакцию слушателей; ж) в процессе аргументации не допускается выражение превосходства над аудиторией; з) лаконичность, отсутствие избыточных повторов (более трёх) способствуют благоприятному восприятию аргументов; и) речевые ошибки подрывают доверие аудитории, создают помехи восприятию аргументации. 19. Аргументы должны быть: а) истинными; б) взаимно непротиворечивыми; в) чётко сформулированными; г) достаточными для доказательства конкретного тезиса; д) объединены в последовательную систему утверждений; е) оценочными; ж) иллюстрированы конкретными примерами; з) доступными, понятными; и) убедительными; к) адекватными эмоциональному состоянию слушателей, их полу, возрасту, профессии; л) авторитетными; м) соответствующими мнению аудитории; н) детализированными (многократно повторенными). 20. Аргументация может быть: а) восходящей и нисходящей; б) односторонней и двусторонней; в) логической и психологической; г) сильной и слабой; д) индуктивной и дедуктивной; е) прямой и дискуссионной. ж) научной и софистической; з) дидактической; и) диалектической; к) полемической (эристической); л) многовекторной; м) поддерживающей и опровергающей. 21. Достоинства нисходящей аргументации: а) позволяет быстро привлечь внимание аудитории; б) оптимальна при ознакомлении аудитории со сложным материалом, который лучше усваивается вначале; в) заставляет слушателей активно думать в начале речи, когда аудитория наиболее трудоспособна; г) эффективна в слабо подготовленной, уставшей, мало заинтересованной или совсем незаинтересованной аудитории; д) эффективна при слабых аргументах. 22. Преимущества восходящей аргументации: а) подводит логическую мысль и эмоциональный накал аудитории до предела в конце речи; б) эффективна в подготовленной, высоко заинтересованной аудитории; в) эффективна в аудитории, негативно настроенной к оратору; г) поддерживает постоянное внимание и интерес аудитории; д) даёт возможность доходчиво изложить и обосновать сложные мысли; е) эффективна в аудитории, где есть сомневающиеся, не определившиеся; ж) даёт положительный результат, когда аудитория сможет сделать самостоятельный вывод. 23. Односторонняя аргументация предполагает изложение оратором: а) только подтверждающих аргументов; б) только опровергающих аргументов; в) аргументов «за» и «против»; г) контраргументов. 24. Психологическими аргументами являются: а) аргументы к доводам; б) аргументы к авторитету; в) аргументы к публике; г) аргументы к эмоциям. 25. Логические аргументы – это ссылки: а) на факты (статистические данные, случаи из повседневной жизни, из истории, из литературы и т.д.); б) на заведомо истинные суждения (юридические законы, аксиомы, правила и т.д.); в) на законы логики; г) на авторитетов (цитаты из публичных речей знатоков в этой области, пословицы, крылатые слова и т.п.). 26. Формула «вначале самые сильные аргументы, затем – менее сильные и в завершение вывод или побуждением к действию» характерна для... аргументации: а) нисходящей; б) восходящей; в) психологической. 27. Присутствующие зрители в первую очередь обращают внимание: а) на внешний вид спорщиков; б) на внешнее поведение спорщиков; в) на тезисы оппонентов; г) на аргументы участников спора; д) на логику рассуждения спорщиков. 28. Софизм – это: а) преднамеренное нарушение логических законов в споре; б) эристика; в) сильный аргумент в споре; г) преднамеренное отступление от тезиса в споре. 29. В риторическом споре участники могут придерживаться следующих стратегий: а) несогласие; б) соревнование; в) избегание; г) ожидание; д) приспособление; е) компромисс; ж) центрирование интересов сторон. 30. Основными тактиками поведения участников спора являются: а) убеждение; б) обсуждение; в) давление; г) дружелюбное обращение; д) запугивание апелляцией к власти, санкциям; е) заключение сделок; ж) апелляция к коалиции, союзу; з) введение оппонента в состояние волнения, растерянности; и) управление вниманием; к) создание эффекта неожиданности. 31. Демагогическими приёмами являются: а) ошибочные силлогизмы и софизмы; б) подмена термина; в) подмена тезиса; г) концентрация на частностях; д) переход от обсуждения предмета спора к обсуждению личности (аргумент к личности); е) ложная альтернатива, ложная дилемма; ж) апелляция к очевидности, ложная авторитетность; з) порочный круг. 32. Описание является функционально-смысловой основой следующего жанра письменного сообщения: а) заявление; б) деловая переписка; в) кулинарный рецепт; г) любовная записка. 33. Кодифицированная речь характерна: а) для дискуссии; б) для лекции; в) для телефонного разговора; г) для информационного сообщения на телевидении. 34. Приёмы обращения, обзора ключевых моментов, парадокса, юмористического отступления характерны следующей части ораторского выступления: а) вступление; б) основная часть; в) заключение. 35. Жанром диалогической речи являются: а) интервью; б) лекция; в) телефонный разговор; г) дебаты; д) проповедь. 36. Основные виды вопросов в диалогической речи: а) информационные и эвристические; б) открытые и закрытые; в) простые и сложные; г) уточняющие и восполняющие; д) узловые и наводящие; е) корректные и некорректные. 37. В «Риторике» Аристотеля выделяются следующие виды речей: а) публичная, торжественная, судебная; б) показательная, судебная, совещательная; в) судебная, дружеская, публичная. 38. В античной риторике были установлены следующие правила речи: а) правило предпочтения слушания говорению; б) правило предпочтения речи другому действию; в) правило предпочтения письменного текста устному выступлению.
ІV. КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ
1. Укажите наиболее полное определение понятия «коммуникативные качества речи»: а) принципы построения речи, которые служат для оптимального, наилучшего, наиболее точного восприятия слушателем или читателем речи автора; б) видоизменение языковых средств в зависимости от функционального стиля языка; в) качества речи, способствующие налаживанию речевой коммуникации; г) система правильного, целесообразного, оптимального выбора и организации языковых средств в процессе общения; д) правильность, точность, уместность, логичность, ясность, содержательность, доступность, чистота речи. 2. Чистота – коммуникативное качество речи, которое: а) предполагает орфоэпическую и орфографическую чистоту речи; б) предполагает оправданное использование общеупотребительной лексики, соблюдениеорфоэпических норм, отвержение безнравственных слов, отсутствие в речи лишних слов; в) отвергает неоправданные лексические повторы; г) отвергает в речи лишние слова (тавтологизмы, слова-паразиты, варваризмы, жаргонизмы, диалектизмы, архаизмы, канцеляризмы, профессионализмы, речевые штампы, иноязычную лексику). 3. Слова-паразиты – это: а) «навязчивые», «пустые» слова и звуки, не имеющие смыслового и эмоционального содержания и засоряющие речь; б) засоряющие речь слова и звуки, употребление которых с целью заполнения остановок в речевом потоке непроизвольно, введено в привычку говорящего; в) слова, возникшие в результате подмены бранных слов более корректными; г) диалектные и профессиональные слова, неуместно использованные в речи; д) слова и звуки, возникшие в результате волнения, поспешливости, растерянности, а также свидетельствующие о психологических особенностях человека, его нервозности, беспокойстве, торопливости; е) слова и звуки, ритмически организующие текст в результате периодических повторов. 4. В роли слов-паразитов обычно выступают: а) вводные слова и обороты; б) местоимения; в) частицы; г) предлоги; д) междометия; е) местоименные наречия; ж) модальные слова. 5. Средством искоренения слов-паразитов из практики является: а) замена слов-паразитов близкими по значению эквивалентами; б) временное сокращение устной речи; в) активное чтение литературы. 6. Отрицательное значение канцеляризмов заключается в том, что: а) они засоряют официально-деловой стиль стандартными выражениями; б) они переходят из официально-делового в другие стили языка, где воспринимаются лишними, ненужными, неестественными; в) они засоряют речь стандартными, заранее известными словами, что уничтожает ситуацию «живого общения»; г) они снижают интерес слушателей и читателей к лишённым эмоционально-экспрессивной окраски фразам, что свидетельствует о стереотипности мышления говорящего или пишущего, недостаточной словесной культуре человека. 7. Выражение «потенциальные возможности» является: а) фразой-паразитом; б) диалектизмом; в) архаизмом; г) жаргонизмом; д) тавтологизмом; е) канцеляризмом. 8. Основные причины неясности речи: а) плохая артикуляция звуков; б) неправильный порядок слов; в) отсутствие речевой паузы; г) неправильно выбранная грамматическая форма слова; д) искажение смысла при употреблении многозначных слов и омонимов в определённом контексте; е) неоправданное употребление заимствованных из других языков слов, которые могут быть непонятны слушателю или читателю; ж) неоправданная «экономия» языковых средств. 9. Соблюдение логичности высказывания подразумевает его: а) недвусмысленность, непротиворечивость; б) краткость, простоту, доступность; в) последовательность, цельность, завершенность; г) выразительность, образность; д) достоверность, доказательность, убедительность. 10. Основные причины нарушения логичности: а) засорение речи лишёнными смысла словами и структурами; б) несоблюдение грамматических норм речи; в) неправильный порядок слов; г) отвлечение автора от темы речи перебиванием говорящего; д) нарушение причинно-следственных связей между частями предложения. V. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
1. Из нижеперечисленных определений термина «выразительность речи» наиболее полным является: а) выразительность речи – это семантическое или формальное выделение речи с целью акцентирования внимания и интереса слушателей или читателей; б) выразительность речи – это яркое, непосредственное, живое говорение, умение использовать разнообразные средства языковой образности, в том числе и на письме; в) выразительность речи – образность, эмоциональность, экспрессивность речи; г) выразительность речи – это лексическое, интонационное или невербальное выделение устного или письменного высказывания. 2. Выразительность речи может быть: а) произносительной; б) символической; в) акцентологической; г) лексической; д) словообразовательной; е) морфологической; ж) синтаксической; з) интонационной; и) стилевой. 3. К синтаксическим средствам выразительности относятся: а) многосоюзие; б) повтор; в) антитеза; г) эпитет; д) градация; е) инверсия; ж) оксюморон; з) риторический вопрос. 4. К лексическим средствам выразительности относятся: а) метафора; б) сравнение; в) гипербола; г) метонимия; д) аллегория; е) синекдоха; ж) анафора; з) фразеологизм. 5. Замена слова или выражения другим, крайне преувеличенным – это: а) метафора; б) сравнение; в) гипербола; г) метонимия; д) эпитет. 6. Метафора – это: а) образное подчёркивание характерных свойств, качеств предмета или явления; б) слово или выражение, в котором противопоставляются явления или предметы, в результате чего одно из них характеризуется, описывается, конкретизируется при помощи другого; в) сопоставление явлений или предметов на основе общих для них черт, во время которого субъект сопоставления не называется; г) замена одного названия предмета или явления другим названием на основе внутренних или внешних связей; д) замена слова описательным выражением. 7. Выражение «Столица пришла на стадион» является: а) метонимией; б) гиперболой; в) перифразисом; г) антифразисом. 8. Соблюдение выразительности невозможно без такого коммуникативного качества речи, как: а) точность; б) чистота; в) уместность. 9. Основная цель языковых средств выразительности: а) украшать речь; б) влиять на чувства и активное мышление слушателей; в) структурно оформлять высказывание. 10. Выразительность зависит: а) от функционального стиля; б) от содержания высказывания; в) от структуры речи; г) от адресата речи; д) от эмоций автора. 11. Эффект звукоподражания в фонетических фигурах состоит в том, что: а) звучащая речь идентична подражаемому явлению; б) звучащая речь напоминает звуки описываемого явления; в) звуки вызывают ассоциации с какими-то представлениями, ощущениями, эмоциями. 12. Эффективным средством развития речевой выразительности является: а) пение; б) рисование; в) игра. 13. Способами формирования выразительности речи являются: а) прослушивание музыкальных мелодий; б) изучение выразительных возможностей языка; в) активная речевая практика; г) тренировка интеллекта, памяти, воображения, волевых усилий, эмоциональности, оригинальности языкового сознания; д) чтение художественных произведений. VІ. ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. К невербальным средствам общения относятся: а) мимика, жесты, позы, дистанция; б) знаки препинания, курсив, подчёркивание, цвет и размер шрифта; в) голос, темп, тембр, интонация. 2. За невербальной речью собеседника необходимо следить, чтобы: а) не терять интерес к сказанному; б) получить более достоверную информацию; в) отметить наиболее важные моменты речи; г) узнать отношение самого автора к сказанному; д) заметить падение чужого интереса, появление усталости собеседника или слушателя. 3. Верными являются следующие утверждения: а) жесты используются подсознательно, поэтому иногда они могут сказать больше, чем слова; б) жесты раскрывают как черты национального характера, так и особенности конкретного человека; в) многие жесты имеют ограниченно национальный характер; г) мимика, в отличие от жестов, имеет интернациональный характер.
4. Жесты должны быть: а) контролируемы; б) натуральны; в) разнообразны; г) заметны; д) эпизодичны; е) соотносимы с характером речи. 5. Поль Сопер выделил... жесты: а) выразительные (эмоциональные); б) указательные; в) описательны; г) имитационно-оценочные; д) подражательные (изобразительные). 6. Знание языка жестов и мимики может: а) упростить отношения с окружающими людьми; б) расположить к себе слушателей; в) вызвать собеседника на откровенный разговор; г) засвидетельствовать компетентность, уверенность, искренность, объективность, внимательность говорящего; д) придать официальный характер высказыванию; е) украсить речь говорящего. VІІ. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. Языковые нормы – это: а) устойчивые, традиционные, общепринятые правила языка; б) узаконенные, официально признанные общественной практикой и зафиксированные авторитетными грамматиками, справочниками, словарями языковые правила; в) правила, исполняемые всеми носителями языка; г) законы, охватывающие всю систему языка (произношение, образование слов и их форм, построение предложений); д) широкое понятие, включающее, с одной стороны, литературные, обязательные, не допускающие отступлений правила, а с другой стороны, наиболее распространённые, предпочтительные языковые варианты, закрепившиеся в речевой практике. 2. Языковые нормы нужны: а) для ясности и краткости речи; б) для адекватного, правильного понимания речи сообществом, которое пользуется языком; в) для предупреждения неправильного понимания сказанного или написанного; г) для успешной коммуникации людей. 3. Языковые нормы имеют следующие особенности: а) устойчивость, обеспечивающая стабильность системы языка на протяжении длительного времени; б) общераспространенность и общеобязательность соблюдения нормативных правил как взаимодополняющие моменты «управления» стихией речи; в) литературная традиция и авторитет источников (авторская индивидуальность допускает и оправдывает отступления от нормы); г) культурно-эстетическое восприятие языка и его фактов, которое закрепляет в норме всё лучшее, что создано в речевом поведении человечества; д) единообразность во всех лингвистических изданиях; е) изменчивость, обусловленная развитием живой речи; ж) возможность языкового «плюрализма» как следствие взаимодействия традиций и новаций, стабильности и мобильности, субъективного и объективного, литературного и нелитературного. 4. Причинами произносительных ошибок и недочётов являются: а) незнание фонетических законов (оглушение, озвончение, смягчение, ударение и т.д.); б) нечёткая артикуляция звуков, плохая дикция; в) недостаточная громкость звучания, мешающая хорошему восприятию и пониманию речи; г) патологические изменения речи (заикание, шепелявость, гнусавость); д) недостаточно развитое речевое дыхание, вызывающее чрезмерно частые паузы и, как следствие, нарушение ритма речи, интонации; е) неразвитость фонематического слуха; ж) стресс, изменённое состояние психики; з) влияние диалекта или иностранного языка на произношение (так называемый акцент). 5. Орфоэпия включает в себя: а) все произносительные нормы литературного языка: ударение, интонацию, произношение фонем в различных позициях, а также образование вариантных грамматических форм; б) фонетические законы, которые не допускают исключений; в) произносительные нормы, которые допускают вариантность в литературном языке; г) социально значимые произносительные варианты, которые типичны для разных групп людей, а также стилистические варианты, сознательно выбираемые в различных ситуациях. 6. Правило произношения глухих согласных на месте звонких шумных на конце слова относится: а) к морфологии; б) к орфоэпии; в) к фонетике. 7. Орфоэпия (в узком смысле) рассматривает: а) варианты произношения, которые не отражаются на письме; б) варианты общенародного и профессионального употребления слов; в) варианты мужского и женского произношения; г) узаконенные варианты ударений в словах; д) узаконенные варианты ударений в словоформах; е) узаконенные варианты слов и словоформ. 8. Основные фонетические законы: а) озвончение глухих на конце слова; б) оглушение звонких согласных последующим глухим и на конце слова; в) озвончение глухих последующим звонким; г) уподобление согласного [с] и [з] последующим шипящим; д) редукция гласных в безударных слогах, т.е. ослабление или изменение звучания, а в отдельных случаях замена другими звуками. 9. Устранение произносительных ошибок включает в себя: а) изучение орфоэпических и фонетических правил; б) формирование умения слушать собственное высказывание; в) формирование умения вслушиваться в образцовое литературное произношение дикторов радио и телевидения, мастеров художественного слова; г) тренировку в устной речевой практике; д) удаление областных особенностей произношения; е) активное чтение литературных произведений. VІІІ. СТИЛИ ЯЗЫКА И СТИЛИ РЕЧИ 1. Сущность понятия «стиль» исследовали: а) Аристотель; б) И.В. Гёте; в) М. Ломоносов; г) О. Потебня; д) О. Веселовский; е) Л. Выготский; ж) В. Виноградов. 2. Теорию «трёх штилей» разработал: а) М. Ломоносов; б) А. Пушкин; в) Б. Головин. 3. Стили языка называют функциональными, потому что они: а) выполняют определённые функции (общения, сообщения, воздействия, познания и аккумуляции); б) функционируют, т.е. существуют в речевой коммуникации; в) образуются в результате функционирования языка в разных условиях, в различных сферах общения, видах деятельности человека. 4. Научный стиль выполняет: а) все возможные функции; б) познавательную функцию; в) аккумуляционную функцию. 5. Функциональными стилями языка являются: а) разговорный; б) телефонный; в) официально-деловой; г) научный; д) публицистический; е) художественный. 6. В неофициальном бытовом, в заранее не подготовленном повседневном общении используется: а) публицистический стиль; б) официально-деловой стиль; в) разговорный стиль. 7. Характерными чертами официально-делового стиля являются: а) неполнота выражения и эмоциональность; б) лаконичность, стандартность формулировок; в) использование сложных синтаксических конструкций, отсутствие вопросительных и побудительных предложений; г) письменная форма. 8. Выразительность, образность, эмоциональность, богатство не являются необходимыми речевыми характеристиками: а) для речи диктора телевидения; б) для произведений художественной литературы; в) для деловой документации. 9. Наибольшую степень творчества предполагают: а) научный стиль; б) публицистический стиль; в) официально-деловой стиль. 10. Верными являются утверждения: а) стиль развивается, изменяется во времени; б) количество стилей речи не ограничено; в) знание особенностей функциональных стилей способствует правильному выбору формы общения и языковых средств; г) в научном стиле ошибочно пользоваться средствами выразительности; д) в разговорном стиле больше всего языковых ошибок; е) разговорный стиль является самым бедным, потому что он не требователен к чистоте высказывания.
ІХ. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
1. Речевой этикет – это: а) форма, техника речевого общения, которое опирается на общие нормы морали и этики, предписывающие уважительное отношение к другим людям, вежливость, корректность, тактичность, скромность, сдержанность в оценках, предупредительность; б) правила речевого поведения, т.е. система стереотипных, устойчивых формул общения, вежливых слов, сложившихся исторически и национально; в) правила устной речи, определяемые национальной традицией. 2. Речевой этикет строится с учётом: а) особенностей собеседников (социального статуса, роли в общении, возраста, пола, национальности, вероисповедания, профессии, характера); б) ситуации (места, времени, темы и целей общения); в) речевого стиля; г) вида речевого общения. 3. Речевой этикет: а) поддерживает положительную репутацию организации, предприятия; б) позволяет определить общий уровень культуры собеседников; в) позволяет создать комфортабельный климат для общения, избежать конфликтов, двусмысленности; г) позволяет передать содержание речи слушателю оптимально доступно; д) позволяет привлечь внимание собеседника, вызвать его симпатию, продемонстрировать ему своё уважение; е) помогает установить статус общения (дружеский, деловой, официальный и пр.); ж) помогает оказать нужное воздействие на собеседника. 4. Соблюдение речевого этикета предполагает: а) отсутствие отрицательной информации, которая может вызвать отрицательные эмоции у собеседников; б) проявление уважения к собеседнику; в) ненавязывание собственных суждений и оценок; г) соблюдение скромности, отсутствие поучения, назидательного тона; д) учёт порога внимания и понимания слушающего; е) учёт интереса партнёра к теме разговора; ж) отсутствие категоричности высказывания. 5. Верными являются утверждения: а) некоторые формы вежливого обращения устаревают или вообще выходят из обращения;б) со временем некоторые формулы речевого этикета утрачивают первоначальное значение, приобретают иной смысл;в) по этикетной информации можно распознать возраст человека, его уровень образованности, профессию; г) речевой этикет особо ценится в дипломатии; д) этикетные обращения устойчивые, напоминают фразеологизмы;е) формулы речевого этикета употребляются автоматически, в ситуации отсутствия времени на их выбор;ж) речевой этикет особенно важен в ситуации общения ранее незнакомых людей, установления контакта, определения характера отношений между членами нового коллектива;з) соблюдение речевого этикета наиболее важно в устной речи, в рабочей ситуации; и) отсутствие приветствия со стороны знакомого человека может свидетельствовать о нежелании общаться, обиде, корысти персоны в прежних ситуациях, отсутствии элементарной речевой культуры.6. Эвфемизм – это: а) устойчивые формулы речевого этикета в письменной речи; б) замена слова или выражения на менее грубое, неприличное с точки зрения автора. 7. Соблюдение правил речевого этикета: а) свидетельствует о хороших манерах, внутренней культуре человека; б) делает речь более доступной и уместной; в) определяет результативность, успешность процесса общения; г) способствует позитивной оценке личности говорящего или пишущего.
Х. ТЕХНИКА РЕЧИ И РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО
1. Техника речи – это: а) умение общаться без речевых ошибок; б) четкость артикуляционных переходов, умение держать основной тон и интенсивность звука, владение речевым дыханием; в) умение владеть такими качествами голоса, как сила, звучность, высота, чёткая дикция, правильные интонации. 2. Интонация – это: а) окраска слов, последовательность тонов, различающихся по высоте, темпу, тембру; б) тембровая характеристика речи; в) средство передачи эмоций, создания художественного образа на сцене, в кино, в искусстве выразительного чтения. 3. Основные функции интонации: а) выражение типа высказывания (вопрос, утверждение, побуждение); б) выражение коммуникативного порядка высказывания (старое / новое) и установление между частями фразы смысловых отношений; в) передача основного смысла высказывания; г) выражение эмоций автора речи; д) выражение оценки автора к высказанному; е) воздействие на эмоции слушающего, убеждение; ж) указывание на завершённость-незавершённость высказывания; з) оформление группы слов или предложений в единое интонационное высказывание с общим фразовым акцентом; и) создание акустического благозвучия отрезка речи; к) выделение наиболее важных по смыслу компонентов высказывания. 4. На практике интонация создаётся: а) изменением звуковых тонов; б) распределением силы ударения между словами, мелодикой речи, паузами, темпом речи, ритмико-мелодическими средствами, громкостью речевого потока, эмоциональными оттенками голосового тембра; в) изменением громкости звучания, акустическими переходами тембра речи. 5. В устном выступлении интонация должна: а) соответствовать эмоциональному настрою аудитории; б) быть натуральной, правдивой; в) соответствовать содержанию выступления; г) сочетать различные способы выделения фразы (словесно-логический и эмфатический). 6. Индивидуальными характеристиками голоса являются: а) высота; б) темп; в) звуковой объём; г) глубина; д) тембр; е) диапазон; ж) интенсивность. 7. Индивидуальные характеристики голоса: а) являются постоянными, врождёнными; б) изменяются в зависимости от эмоц Date: 2015-09-17; view: 895; Нарушение авторских прав |