Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткий словарь терминов
Агон – испытание, этап риторического соревнования. Адгерентные средства – дополнительные средства усиления выразительности (выдвижение, конвергенция, сцепление, «обманутое ожидание»). Адлибитум (импровизация) – манера речи, когда оратор пользуется всеми её богатствами свободно, по желанию, на выбор, по своему усмотрению. Академическое красноречие – речь, формирующая научное мировоззрение посредством научного изложения материала, глубокой аргументированности, логической культуры. Включает в себя мастерство научного доклада, сообщения, обзора, лекции (научно-популярной, школьной, вузовской), учебной беседы, реферата, выступления на семинарских занятиях. Активизация аудитории – создание у присутствующих слушателей творческой атмосферы размышления, вовлечение их в соучастие. Приёмами активизация аудитории являются хеппинг, заманивание, провоцирование, соревновательное скандирование, разговор с залом, разговор-интервью, «длинные шнуры» (вопрос-ответ), игровые действия, ритуальные и церемониальные действия (минута молчания, прослушивание гимна, обычаи, обряды), «нанизывание» (коллективное пение, коллективные выходы, шествия, коллективные выступления, рапорты). Активный словарный запас – лексические единицы, которые используются носителем языка для продуцирования (составления) собственного коммуникативного высказывания. Акцио – завершающий этап риторического канона, исполнение публичной речи. Антонимы – слова, выражающие противоположные значения (смеяться – плакать, умный – глупый, широкий – узкий, альфа – омега). Апломб – излишняя самоуверенность оратора во время выступления. Апория – попытка подвергнуть сомнению, дискридитировать противостоящую точку зрения, независимо от степени её верности. Апострофа – риторический приём обращения к слушателю или читателю как отсутствующему, к вымышленному или к неодушевлённому предмету как живому. Апофазис – последовательный перебор и опровержение всех возможных альтернатив, кроме одной. Аргумент – бесспорный, неопровержимый, проверяемый факт в споре, рассуждении, доказательстве. Аргументация – 1) подбор оратором суждений, подтверждающих или опровергающих тезис; 2) искусство ведения дискуссии. Артикуляция – движение активных органов речи при образовании специфического акустического эффекта, звуков. Артикуляция каждого звука зависит от предшествующего звука, от слога, в котором звук находится, иногда и от последующего звука. К дефектам артикуляции относятся, картавость, шепелявость и др. Аудитория – адресат речи оратора, слушатели лекции, доклада, радио- и телепередач и т.д. Аудиторный шок (сценический страх) – состояние эмоционального напряжения, затрудняющее выражении мыслей посредством речи. Во время аудиторного шока в речи возрастает количество и длительность пауз, бессмысленных повторов, снижается словарное разнообразие, грамматическая правильность, отчётливость артикуляции и т.д. Афронт – неожиданная неприятность, оскорбление, резкий отпор в беседе или споре. Барьер возможностей речевого развития – окончание физиологического созревания речевых областей мозга (примерно к трёхлетнему возрасту), вызванное отсутствием тренировки соответствующих функций центральной нервной системы. Барьер возможностей речевого развития присущ, например, детям-маугли, которые росли в окружении животных и после семилетнего возраста практически утратили способность овладеть речью. Богословско-церковное красноречие – вид ораторского искусства, которому характерны продуманность, эмоциональность, пафосность, искренность, морально-этическая назидательность, насыщенность речевыми тропами и фигурами, цитация, интонационно-ритмическая организованность текста. Видами богословско-церковного красноречия являются проповедь, соборная речь, семинарская и академическая лекция, телебеседа, исповедь, молитва и др. Буква – графическое изображение звука (фонем) на письме. Вербальные средства общения – словесная коммуникация в виде устной и письменной речи. Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс, словесная оболочка мышления. Являясь идеальным воспроизведением человеком («в уме», «про себя») образа действия, внутренняя речь недоступна восприятию других людей, она не произносится, обращена к самому себе и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь своеобразна. Чаще всего она отличается от внешней лаконичностью, отрывистостью, сокращённостью, почти никогда не существует в форме полных, развёрнутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку ясен и поэтому не требует от него развёрнутых словесных формулировок. К помощи развёрнутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются сложностью перехода от сокращённой внутренней речи, понятной для себя, к развёрнутой внешней речи, понятной для других.«Возвратный удар» –полемический приём обращения доводов оппонента против него самого. Выразительность речи – яркое, непосредственное, живое говорение, умение использовать разнообразные средства языковой образности. Выразительность речи непосредственно связана с уровнем эмоциональности и воображения человека, его умением оформлять связное высказывание. Источником развития выразительности речи являются литературные и особенно фольклорные произведения (пословицы, скороговорки, загадки, песни, сказки и т.д.), язык которых необычайно экспрессивен, эмоционален. Невербальные средства выразительности – жесты, позы, мимика. Стилистические средства выразительности – порядок слов, выбор разнообразных типов предложений. Звуковая выразительность зависит от выбора правильного темпа, чёткой дикции, силы голоса, выразительной интонации. Гомилетика – наука о христианской церковной проповеди священника. Грамматическое значение слова – дополнительное к лексическому значение целого класса слов (например, грамматическое значение предметности объединяет имена существительные), значение выражающее различные отношения: слова к другим словам в словосочетании или предложении, говорящего к сообщающему и т.д. Обычно слово имеет несколько грамматических значений, выражающихся грамматической формой слова (число, род, склонение и др.), которая обычно образуется приставкой, окончанием, ударением, сочетанием основ. Дебаты – спор по актуальным вопросам государственного и социального характера. Дебаты предполагают многочисленные выступления, сопоставление разнообразных мнений для выработки правильного решения проблемы. Декламация – искусство красноречия, выразительного чтения литературных произведений, иногда малосодержательная, напыщенная речь оратора. Деловая речь – речь сферы производства, бизнеса, торговли, административных и хозяйственных учреждений. Деловой речи характерны лаконизм, спланированность, высокая точность, однозначность формулировок, отсутствие средств языковой выразительности, экспрессии, юридическая обоснованность. Деловая речь реализуется в устной (переговоры в производственной, коммерческой, административной сферах) и письменной (контракты, договоры, акты, доверенности, заявления, протоколы, доклады, отчёты и пр.) формах. Демагогия – ложные обещания, лесть, обычно в политической речи. Дефекты звукопроизношения – устойчивые или неустойчивые нарушения в произношении звуков, такие как их отсутствие, искажение, замена, смешение. Диалог – форма речи в виде реплик двух собеседников. Диалогическая речь характеризуется предварительной неподготовленностью, краткостью, фрагментарностью высказываний с преобладанием простых и неполных предложений, использованием разговорной лексики и невербальных средств общения (мимики, жестов, поз), большой ролью средств интонационной выразительности. Развитие диалогической речи, преобладающей в дошкольном возрасте, основывается на умении слушать, поддерживать и понимать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать, умении вести себя во время беседы, быть сдержанным. К диалогической речи ребёнок обращается в беседе, в игре, на прогулке. По существу речь всегда диалогична, даже если её адресатом является лицо предполагаемое, некий виртуальный, воображаемый собеседник или читатель, или своё второе «я». Иногда в отношении обмена диалогическими высказываниями между несколькими лицами употребляется термин «полилог». Овладение дошкольниками диалогическим общением предшествует усвоению основ монологической речи, как более сложно организованной. Наиболее продуктивными методами развития диалогической речи дошкольников является беседа, драматизация, прослушивание образцов диалогической речи в аудиозаписи. Дикция – манера произнесения звуков, слогов, слов, которая обеспечивается взаимодействием органов речевого аппарата. Внятная и чёткая дикция влияет на точность понимания высказывания собеседником, слушателем. Существуют мнения учёных о том, что дикция напрямую связана с условиями и образом жизни, вскармливанием в младенчестве, воспитанием и интеллектуальным развитием человека. Причинами плохой дикции может быть неправильная (вялая, нечёткая) артикуляция, небрежное отношение к голосу, влияние диалектов, смешение артикуляционных особенностей двух языков, что проявляется в акценте, а также дефекты, травмы, повреждения органов речевого аппарата. Совершенствование дикции предполагает отработку артикуляции при помощи скороговорок, чистоговорок, специальных упражнений для разминки речевого аппарата и правильной постановки каждого звука, упражнения на замедление и ускорение речи, придание ей разнообразных интонаций. Хорошая дикция складывается и через образцы для подражания (речь воспитателя, аудиозаписи, видеозаписи). Дискурс – диалог, беседа, разговор. Дискуссия – публичный спор с целью убеждения оппонента, выяснения и сопоставления разных точек зрения, поиска истины, нахождения правильного решения спорного вопроса. Диспозиция – второй этап работы над речью, в котором оратор упорядочивает собранный материал в виде плана-конспекта с ясно очерченной последовательностью утверждений и аргументов. Диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему, рассуждение, в котором сталкиваются разнообразные (не только противоположные) точки зрения. Инвектива – речь с открытыми оскорблениями в адрес собеседника. Инвенция (изобретение) – первый этап работы над речью, в котором оратор определяет содержание выступления, отбирает накопленный материал, находит способы доказательства тезисов. Интервью – целенаправленная, зафиксированная беседа, предназначенная для массового распространения в СМИ (радио, ТВ). Задача интервью – знакомство с личностью интервьюируемого или анализ актуальной общественной проблемы через призму индивидуального мнения авторитетного лица. Интонация (лат. intonatio – «громко произносить») – тональная окраска слов, последовательность тонов, различающихся по высоте, тембру, темпу. С помощью интонации передаётся смысл высказывания, его характер (вопрос, утверждение, побуждение), выражается коммуникативный порядок речи (старое / новое), отражается оценка автора к высказанному, расчленяется текст на предложения и синтагмы, указывается на завершённость / незавершённость высказывания. Вместе с ударением и громкостью образует просодическую систему языка. Интуитивная теория развития речи – ошибочное положение о том, что развитие речи дошкольника происходит исключительно на основе подражания, интуитивно (неосознанно) и даже врождённого инстинкта (Н.С. Рождественский и др.) Информационная речь – вид ораторской речи, которой характерны содержательность и лаконичность, актуальность и новизна сообщения, отсутствие спорных моментов, наличие элементов активизации и удовлетворения интересов слушателей, сопоставление старой и новой информации, опора на конкретные факты и их анализ, акцентация внимания аудитории на нерешённых проблемах. Иррациональные аргументы («психологические аргументы», «аргументы к человеку», «доводы к аудитории») – обращение к чувствам, желаниям, интересам слушателей, напоминание о благородстве, рассудительности, здравомыслии аудитории, указание на материальные, социальные интересы, благополучие, свободу, привычки публики. Казуистика – изворотливость, хитрость в спорах, доказательствах. Когнитивная теория Ж. Пиаже – психо-физическая концепция развития речи, утверждающая наличие у человека врождённой способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Подтверждением данной теории является среди прочего и детское словотворчество. Когнитивная теория Ж. Пиаже развитие речи ребёнка связывает с активным развитием его мышления. Коммуникативная теория развития речи – речь возникает и формируется в процессе существования ребёнка в социальной среде, как естественная потребность в общении, вызывается нуждами жизнедеятельности ребёнка. В основе развития речи лежит формирование языковых обобщений и творческой речевой способности, что позволяет ребёнку не просто повторять, подражать, но и создавать новые высказывания в коммуникации. Коммуникативная целесообразность речи – высшая ступень овладения литературным языком, которая предполагает оптимальное использование языка в конкретных условиях речевого общения, выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определённого смысла. Т.А. Ладыженская коммуникативную целесообразность называла «хорошей» речью. Так, в определённой ситуации уместнее употребить разговорную фразу «Извините, от вашего рассказа я чуть не лопнул со смеху» вместо литературного выражения «От ваших глупых слов я чуть не лопнул от смеха»; уместнее сказать «Дайте, пожалуйста, чашку чая», чем более литературно «Дайте чашку чаю». Формирование коммуникативной целесообразности речи (уместности, лексического богатства, точности, выразительности, соблюдения правил речевого этикета и т.д.) является общей задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Коммуникативные качества речи – принципы построения речи, которые служат для наилучшего, наиболее точного восприятия слушателем или читателем автора речи. Это правильность, точность, уместность, логичность, выразительность, ясность, доступность, чистота речи. Система коммуникативных качеств речи составляет понятие «культура речи». Конгруэнтность – натуральность, естественность вербальных и невербальных речевых средств оратора. Консенсус – общее мнение аудитории по спорному вопросу. Контроверза – научное разногласие, спор. Коррекция речевых нарушений – коррекционные, профилактические и развивающие действия, включающие в себя исправление, преодоление речевых недостатков детей и взрослых, создание условий для их включения в полноценную жизнь, выявление причин речевых дефектов (заикание, брадилалия, тахилалия, дисфония, афозия, алалия, ринолалия, дислалия, дислексия и др.). Красноречие (элоквенция) – мастерство устной речи, способность говорить красиво, правильно, убедительно, интересно, выразительно, соблюдая нормы речевого этикета. Достигается в результате длительного самосовершенствования и специального обучения. Лексические ошибки – лексико-семантические (нарушение лексических норм) и лексико-стилистические (нарушение стилистических норм) ошибки речи. Лексико-семантические ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении, неправильное сочетание слов («пожилая лошадь»), употребление нелитературных слов (жаргонов диалектов, просторечий и др.). Лексико-стилистические ошибки: употребление слов и выражений в несвойственном им стиле, словесная напыщенность, приводящая к ложной красивости, неоправданное повторение одних и тех же слов, тавтология (передача одного и того же по-разному), которая приводит к неоправданному удлиннению речи. Лексическое значение слова – основное, индивидуальное значение (смысл, семантика) слова, мысленная соотнесённость звукового содержания с обозначаемым им предметом или явлением действительности. Союзы, предлоги, частицы, междометия не имеют лексического значения и вне предложения в них не содержится никакого смысла. Меморио – этап запоминания текста публичной речи, четвёртый этап античного риторического канона. Монолог – речь одного человека, не требующая собеседника, не рассчитанная на словесную реакцию другого лица, речь логически законченная, т.е. с полными, развёрнутыми суждениями, завершёнными фразами. Элементы монологической речи могут встречаются уже в двухлетнем возрасте. Овладение монологом предполагает продолжительное формирование умений воспринимать (слушать и понимать) связные высказывания, пересказывать их и строить собственную речь. В отличие от диалога, монолог требует более высокого уровня развития мышления. Примером связной монологической речи является чтение стихотворений вслух, рассказывание, сочинение (творческое рассказывание). Эффективно обращаться к «моделированным» рассказам и особенно к чтению художественных произведений воспитателем, к аудиозаписям как образцу связной речи. Развитие связной монологической речи основывается на предшествующем освоении звуковой культуры, словаря, грамматического строя языка, предполагает сформированность умения строить высказывания различных типов (описание, повествование, рассуждение). Нарушение звукопроизношения – неправильное произношение, выражающееся в искажении, замене или пропуске звуков. Причинами артикуляционных нарушений могут стать необратимые дефекты речевого аппарата, недостаточно развитая подвижность и переключаемость органов артикуляции, недоразвитие фонематического слуха, усвоение неправильной речи окружающих, снижение физического слуха, небрежное отношение к своей речи. Невербальные средства общения – бессловестная (экстралингвистическая) коммуникация в устном (жесты, мимика, позы, взгляд, дистанция) и письменном (знаки препинания, цвет и размер шрифта и т.д.) выражениях. В определённых ситуациях невербальные средства общения могут передавать больше информации, чем их языковое сопровождение. Нейро-лингвистическое программирование – активное влияние на человеческое подсознание путём создания определённого речевого процесса, активизирующего безусловные рефлексы индивидуума. Путём считывания мимики, жестов, интонации, темпа речи, ритма моргания и т.д. улавливается настроение слушателя и создаётся ситуация убеждения, целенаправленного воздействия. Образная речь – речь яркая, эмоциональная, выразительная, наглядная, картинная (например, «идёт белый, пушистый снег», «когда я ем, я глух и нем»). Лучшие примеры средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.) содержатся в произведениях фольклора и художественной литературы. К школе у большинства детей образная речь находится на низком уровне, в том числе и в связи с тем, что сенситивный период её формирования наступает только в старшем дошкольном возрасте. Оратор – личность, владеющая мастерством речи, выделяющаяся специфическими манерами, привычками, поведением (сдержанность – развязность, открытость – замкнутость, доброжелательность – безразличие, объективность – предвзятость и т.д.). Органы речи – органы человека, участвующие в звукообразовании. Органы речи образуют произносительный аппарат, управление которым осуществляется командами из коры головного мозга. Органы речи выполняют в основном дыхательную, или пищепроводящую функции. Их можно условно разделить на три участка: 1) дыхательный отдел (лёгкие, бронхи, дыхательное горло), который является основным звукообразующим органом. В русском языке, в отличие, например, от японского, произношение образуется на выдохе потока воздуха; 2) средний отдел, голосовой аппарат (гортань и голосовые связки). Основу гортани образуют подвижные мембранки и хрящи: щитовидный, перстневидный, кадык (у мужчин). Изменение позиций хрящей натягивает голосовые связки (приводит к повышению и понижению голоса), увеличивает и уменьшает голосовую щель (изменяется громкость голоса). С возрастом в хрящах накапливается кальций, они окостеневают, что приводит к повышению у женщин и понижению у мужчин голоса; 3) надгортанные полости (губы, полости глотки, рта и носа). Они отвечают за окончательное формирование звуков. Необходимо следить за слизистой глотки, зависящей от деятельности желудка и половых желёз. Сухость слизистой глотки ведёт к огрублению, хрипоте. Все звукообразующие органы речи разделяют на 1) пассивные (зубы, твёрдое нёбо, задняя стенка зева, верхняя челюсть) и 2) активные (голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, нижняя челюсть). Работу органов речи, выполняющих активную роль в звукообразовании, целенаправленно совершенствуют с помощью специальных упражнений, речевой гимнастики, пения. Орфоэпия – 1) нормы образцового, правильного, обязательного для всех произношения звуков и их сочетаний в литературном языке; 2) наука о правилах произношения. К орфоэпическим нормам относятся ударение, интонация и произношение фонем в различных позициях. Традиционно к орфоэпии относятся все произносительные нормы литературного языка (оглушение звонких на конце слов, изменение звучания неударных гласных, оглушение звонких последующим глухим, озвончение глухих после звонких и др.). Согласно другой точки зрения (М.В. Панов) к орфоэпии относятся только вариантные произносительные нормы. Парадигма – совокупность лингвитсических элементов, имеющих схожие свойства. В грамматике – слово, которое служит образцом склонения или спряжения, в риторике – пример речевого высказывания, взятый с целью сравнения. Пассивный словарный запас – лексические единицы, которые адекватно воспринимаются, используются носителем языка преимущественно в рецепции (восприятии) чужого высказывания. Пафос – один из трёх базовых составляющих элементов античной риторики: этос – этическое начало, логос – словесное, мыслительное начало, пафос – эмоциональное начало. Переносное значение слова – термин, принятый для таких значений слов, которые сложились в результате перехода слова от обозначения одного предмета к обозначению другого. Переносное значение в этом смысле противопоставляется исходному, прямому значению. Перенос значения слова с предмета на предмет основан на уподоблении этого предмета по какому-либо признаку другому предмету. Предпосылкой переносного значения служит образное употребление слова в речи, сравнение. Пикировка – обмен колкостями во время спора, обсуждения. Полемика – публичный спор откровенных оппонентов с выраженно противоположными взглядами (чаще всего на политическую или научную тему). Политическое красноречие (агитационное красноречие) – вид ораторского искусства, которому характерна полемичность, агитационность, эмоциональность, отражение острых социальных, государственных и политических проблем, яркая выраженность авторской позиции, доходчивость, лаконичность и афористичность. В политическом красноречии выделяются такие жанры, как пропаганда, агитация, политические дискуссии, телевизионное обращение, телевизионные дебаты, лозунги и призывы, речи на совещаниях и партийных съездах, парламентские и митинговые речи и др. Правило Гомера –последовательное изложение сильных, средних и в завершение самых сильных аргументов. Правило Паскаля – предоставление оппоненту возможности выхода из проблемной ситуации. Правило Сократа (правило трёх «да») – постановка перед важным вопросом двух простых, на которые собеседник заведомо ответит утвердительно. Прения – споры при обсуждении докладов (научных, парламентских и др.). В прениях каждому оратору отводится единственное выступление с ограниченным регламентом. Публичная речь (ораторская) – особая форма выступления оратора перед аудиторией с целью донести аудитории новую информацию, оказать необходимое воздействие на слушателей (убедить, внушить, воодушевить, заинтересовать, призвать к действию и т.д.). Противостоит интимной, дружеской, деловой, дипломатической речи. Развитие речевого слуха – развитие четырёх его составляющих компонентов: звуковысотного и фонематического слуха, слухового внимания, восприятия темпа и ритма речи. Дошкольников учат различать как речевые, так и неречевые звуки, определять местонахождение и источник звука, находить среди различных звуков заданный, определять качество звука (громкость, продолжительность). Работа по развитию речевого слуха проводится как во время прогулок, игровой деятельности, так и на специальных занятиях. Педагоги используют игры типа «Звучит большой или маленький (молоток, корабль, дождь, зверь)?», «Эхо», «Отгадай, что я сказала», «Узнай предмет по звуку», «Угадай, что я делаю». Старшие дошкольники определяют повторяющийся во фразе, в чистоговорке звук, определяют картинки, в названиях которых имеется заданный звук, звук в определённой позиции (в начале слова, в середине, в конце). Эффективным приёмом является выразительное чтение произведений воспитателем, аудиозаписи чтения артистов. Рациональные аргументы («аргументы по делу») – факты, обращение к авторитетам, законы, теории, аксиомы, традиционно принятые в данном обществе и не противоречащие основным законам логики. Речевая активность – активная тренировка органов речи. Подразумевает артикуляционно и интонационно правильную, выразительную, дикционно чёткую и ясную речь. Речевая активность зависит от развития мотивации речи, умения внутренне оформлять высказывания (внутренней речи), создания условий для сенсомоторного уровня речи (активизации общей, мелкой, артикуляционной моторики), активизации языкового оформления высказывания. К стимуляции речевой активности следует прибегать как на специальных занятиях, так и в игровой деятельности, на прогулках, в повседневном общении. Речевая деятельность – активный, целенаправленный, организованный процесс производства и использования речи, оформления мысли словами, проговаривание текста, получение информации во время прослушивания чужого высказывания. Речевой деятельностью являются также чтение и письмо, однако в дошкольной практике они не рассматриваются как основные, ориентировочные направления деятельности педагога. Речевая коммуникация (речевое общение) – процесс взаимодействия, контакта людей посредством обмена, сообщения или передачи языковыми средствами (вербальными и невербальными) различной информации. В процессе речевой коммуникации как основе воспитания и интеллектуального развития человека могут преследоваться специфические цели установления взаимопонимания, взаимовлияния, сопереживания, побуждения собеседника к действию, возбуждения эмоциональных переживаний и др. Частным случаем речевого общения является речевая деятельность, а одна из элементарных единиц речевого общения – речевой акт (произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим). Речевая среда – окружение, из которого ребёнок «черпает» речь для последующего создания собственной по аналогии. Речевой средой являются произведения художественной литературы, речевые аудио- и видео-тексты, речь воспитателя, сверстников, родителей. Речевая среда может быть как благоприятной (содержательной, разнообразной, художественно-выразительной, лингвистически грамотной), так и неблагоприятной (картавость, шепелявость, заикание, просторечная, диалектная, жаргонная речь окружающих). Речевое дыхание – произвольная, управляемая, контролируемая работа органов дыхания в речевом процессе. В отличие от физиологического дыхания, при котором вдох и выдох почти одинаковой длительности, речевое дыхание представляет собой короткий вдох, задержку и длительный выдох. Дыхание бывает носовым и ротовым. Ротовое дыхание не правильное, возникает в результате аденоидов и простудных заболеваний. «Заложенный» нос влияет на речь, вызывает закрытую гнусавость, косноязычие, может стать причиной различных патологических изменений (кислородного голодания, понижения слуха, неправильного развития твёрдого нёба, носовой перегородки). Различают также диафрагмальное (брюшное), лёгочное (плечевое, грудное, рёберное) и смешанное дыхание. Первое преобладает до второй половины первого года жизни ребёнка. С 3 до 7 лет устанавливается грудной тип дыхания, при этом постепенно увеличивается доля смешанного (грудобрюшного) дыхания, наиболее рационального для образования речи. Недостаточная сформированность грудобрюшного дыхания, не развитость брюшных мышц в этом возрасте вызывает определённые проблемы. Речевое дыхание, то есть распределение воздуха для вдоха и последующего произнесения интонационно и логически завершённого высказывания на выдохе, у трёхлетнего ребёнка ещё не скоординировано, не рационально. Ребёнок может завершать фразу как на выдохе, так и на вдохе или в паузу между ними, что приводит к прерывистости, «захлёбывании» речи, искажению интонации, ослаблению силы голоса. Нарушение речевого дыхания наблюдается на протяжении всего дошкольного возраста, но чаще всего при усложнении речевых задач (произнесение грамматически сложных фраз). В 7–8 лет у мальчиков дыхание становится брюшным, у девочек – грудным, а, примерно, к десятилетнему возрасту становление речевого дыхания завершается. В развитии речевого дыхания эффективно произнесение небольших фраз, загадок, скороговорок на одном выдохе, произнесение звуковых имитаций с различной громкостью, объяснение педагогом правильных движений органов, участвующих в дыхании. Речевой аппарат – совокупность органов речи, которые непосредственно участвуют в образовании речевого дыхания и голоса. Речевой аппарат включает в себя: 1) органы дыхания (активные: диафрагма, мышцы брюшного пресса; пассивные: лёгкие, бронхи, трахея), 2) артикуляторы (активные: губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть; пассивные: зубы, дёсны, твёрдое нёбо), 3) резонаторы (полости рта и носа, гортань), 4) вибраторы (голосовые связки). Одновременная и слаженная работа всех органов речевого аппарата образует звучащую речь. Речевой звук – артикуляционно-акустический сигнал, возникающий в процессе говорения человека. Звук создаётся органами речи при помощи голоса и шума (гласные и согласные звуки) и может быть воспринят в речевом общении. Речевой звук является минимальной единицей речи, которая образует слог и слово. Правильная речь связана с усвоением правильной артикуляции речевых звуков. Речевой этикет – правила речевого поведения, т.е. система стереотипных, устойчивых формул общения, сложившихся исторически и национально (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста и т.д.). Речевые умения и навыки – комплекс сформированных способностей совершать полноценное словесное общение. К речевым умениям и навыкам относятся умение и навык слушать, понимать, говорить, читать, писать. В развитии речи дошкольников основной акцент делается на формировании коммуникативных умений и навыков: правильно произносить звуки, правильно употреблять в речи слова, словосочетания, предложения, связно строить высказывания. Ведущим средством формирования умений и навыков является речевая деятельность. А.А. Леонтьев считал, что речевые навыки преимущественно механические (слушание, понимание), а речевые умения имеют творческий характер. Речевые жанры – виды публичной речи (выступление на митинге, дебаты, агитационное выступление, политическая ораторская речь, политическая листовка, политическая реклама, открытое письмо, телевизионное обращение, интервью в СМИ и др.). Речедвижение – артикуляция звуков (движение произносительных органов) и модуляция голоса (колебания голоса, придающие ему выразительность). Неверное усвоение ребёнком речедвижений приводит к возникновению различных дефектов дикции. Речь – конкретное говорение, звуковое или письменное воплощение системы языка. В понятие «речь» включается как процесс говорения, так и его результат (речевая деятельность, речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). Речь – психофизический процесс свободной творческой деятельности индивидуума, поэтому речь всегда конкретна и неповторима в зависимости от опыта автора речи, характера речи, ситуации и т.д. Речь имеет определённый темп, продолжительность, тембровые особенности, степень громкости, артикуляционную чёткость, акцент, тон и т.п. Представляя собой слияние слов в речевом потоке, речь всегда материальна, воспринимается чувствами (слухом, зрением, осязанием). Речь педагога является образцовой, эталонной для подражания её детьми. Основные требования к речи педагога: грамматическая правильность, звуковая, образная и интонационная выразительность, немногословность, оптимальная естественность громкости голоса, темпа и тембра, соблюдение элементарных правил речевого этикета. Ритор – оратор и учительораторской речи в Древней Греции и Древнем Риме. Риторика – 1) дисциплина, изучающая правила построения речи (художественной, ораторской и др.); 2) мастерство красноречия; 3) искусство ораторской речи. Риторические стратегии – система плана и способов (приёмов) ораторского мастерства, риторической техники и риторической аргументации с целью эффективного воздействия на адресата. Выделяют следующие риторические стратегии: страгтегии речевого информирования (представительная, уведомительная, нарративная, объектно-аналитическая, рационально-эвристическая и др.), стратегии речевого воздействия (одобрения / неодобрения, согласия / несогласия, престижа, соучастия, уверенности, симпатии, великодушия, скромности и др.), стратегии аргументации (амплификация, «шоковая» стратегия, маневр). Реализуются риторические стратегии с помощью риторических тактик – частных приёмов, выбор которых не всегда успешен и зависит от вида общения, адресата, ситуации. Риторические фигуры – стилистические конструкции речевой выразительности: анафора, антитеза, градация, инверсия, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические вопросы, обращения и восклицания, многосоюзие и бессоюзие и др. Риторический анализ – средство самоконтроля, редактирования, средство оценки поведения и речи оратора, системы аргументации, уловок, средств орнаментации речи, степени владения темой, соответствия законам риторики и т.д. Примерная схема риторического анализа: 1) Кто говорит? 2) Кому говорит? 3) С какой целью говорит? 4) Что именно говорит и как? 5) Добивается ли говорящий своей цели? 6) Что говорящий сказал ненамеренно? 7) Что помогало говорящему добиться результата? 8) Что мешало говорящему добиться результата? Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа и направленный на стимулирование внимания слушателей или утверждение затронутой мысли. Риторический гамбит – композиционный приём предоставления оппоненту форы, когда начало речи оратора содержит заведомо невыгодное для него суждение. За счёт указания на невыгодность, затруднительность своего положения говорящий получает позиционное преимущество. Риторическое восклицание – выражение утверждения в восклицательной форме, приём привлечения внимания слушателей. Риторическое обращение – стилистическая фигура, вопрос, обращение к отсутствующему лицу, неодушевлённому предмету, абстрактному понятию. Связная речь – процесс речевой деятельности и результат речевой коммуникации в виде устного, логически оформленного, грамматически правильного и образно изложенного высказывания мысли. Связная речь имеет письменную и устную, диалогическую и монологическую формы. Синонимы – слова одной части речи, которые полностью или частично совпадают своим значением, но отличаются оттенками значений, сферой использования, коннотациями, сопоставимостью с другими словами (красивая, прелестная, пригожая, очаровательная, прекрасная). Синтагма – 1) интонационно-смысловое (обычно и синтаксическое) единство, выражающее в определённом контексте и в данной ситуации одно понятие в виде одного слова, группы слов или целого предложения; 2) последовательность двух (или более) языковых единиц (морфем, слов, словосочетаний, предложений), соединённых определённым типом связи (например, определительной). Синтаксис – раздел грамматики о законах соединения слов в связную речь и о строении словосочетаний и предложений. Ситуативная речь (С.Л. Рубинштейн) – связная речь, смысл которой понятен совместно с конкретной, иногда наглядной ситуацией («мама, дай», «хочу это» и т.п.), содержание которой иногда понятно с учётом мимики, жестов, интонации. Ситуативная речь приходит на смену бессвязной (лепет, гуление) и преобладает в возрасте до трёх лет, после чего ребёнку необходимо овладевать контекстной речью, т.е. отвлечённой, смысл которой понятен из содержания (контекста). С появлением контекстной речи, предполагающей осознанное использование слов с абстрактным значением (союзов, наречий, местоимений, междометий), ситуативная речь не исчезает, продолжает существовать на протяжении всей жизни. Ситуативный характер может иметь и монологическая речь. Слова-паразиты – слова, засоряющие речь (ну, так сказать, в общем, это, того, блин, слышь, знаешь и др.). Употребление их спонтанно, непроизвольно, введено в привычку говорящего, практикуется для связи слов и заполнения остановок в речевом потоке. Слова-паразиты практически отсутствуют в письменной форме речи. Само по себе слово-паразит не несёт никакой негативной смысловой нагрузки, не вызывает никакого осуждения, однако следует избегать именно частого, навязчивого повторения таких слов в речи, так как они свидетельствуют о недостаточной речевой культуре человека, его неуважительном отношении к слушателям. Отсутствие слов-паразитов – один из показателей такого коммуникативного качества речи, как чистота. Слово – основная языковая единица, выражающая звуковым сигналом понятие о предмете, явлении, процессе, свойстве и т.д. Слог – один или несколько звуков, произносимых при помощи одного толчка воздуха. Основой слога является гласный звук, который может начинать, стоять в середине или закрывать слог. Софистика – искусство речевой манипуляции, риторических уловок, отстаивания заведомо ложных суждений, ориентация на победу в споре любой ценой (обманом, нарушением требований логики, преднамеренным запутыванием оппонента, смещением многих вопросов в один, подменой тезиса, предвосхищением основания, смешением абсолютного и относительного, использованием многозначных слов и т.д.). Сравнение – слово или выражение, в котором противопоставляются явления или предметы, в результате чего одно из них характеризуется, описывается, конкретизируется при помощи другого (круглое, как солнышко; твёрдый, как камень). Сравнение помогает оживить речь, сделать её яркой, зрительно наглядной. Стилевая уместность – организация языковых средств, при которой языковой факт наиболее целесообразен, речь отвечает целям и условиям общения, т.е. соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, коммуникативной ситуации, стилю языка. Уместность включает в себя обоснованность и оправданность отступлений от литературной нормы. Например, в поэтических произведениях можно встретить изменение ударения в слове, неправильную грамматическую форму слова, непривычные лексико-семантические связи слов. Эти отступления, как правило, мотивированы стремлением выдержать заданные ритм и рифму, а значит адекватны для данного случая. Уместность речи допускает применение стилистически сниженной лексики в определённой ситуации к равным партнёрам (Привет!, Здоров!, Пока!, Эй, ты!). В разговорно-бытовом общении уместно также использование реплик-стереотипов, междометий и т.п., раскрывающих своё значение и содержание в конкретной речевой ситуации, контексте. Например, целесообразен лаконичный диалог водителя маршрутного такси и пассажиров: «Там за двоих? – «Да», – «Возьмите билет», – «Спасибо» – «Не стоит». В научном стиле уместно обращаться к специальным терминам. Красота и живость речи не уместны при описании результатов судебной медицинской экспертизы. Стили речи – это устойчивые и распознаваемые принципы и формы использования языка. Выделяют разговорный, научный, публицистический, художественный, официально-деловой стили. Стилистически окрашенная лексика – слова преимущественно употребляемые в том или ином функциональном стиле, связанные с определённой ситуацией общения: разговорная, поэтическая, научная, официально-деловая, публицистическая, просторечная лексика; неологизмы, архаизмы, историзмы, экзотизмы, варваризмы, профессиональная и экспрессивно-оценочная лексика (очкарик – разг., труженик – публ., незамедлительно – офиц.-дел. и т.д.). Перемены в общественной жизни находят отражение в первую очередь в стилистически окрашенной лексике, которой противопоставлены межстилевые, нейтральные слова (море, лето, вода, белый, я, семь и т.д.). Например, всегда стилистически окрашены междометия, так как они выражают эмоции и волеизъявления автора речи (здравствуйте, спасибо, не стоит, алло, стоп, ай, о, браво, тьфу и т.д.). Судебное красноречие – вид ораторского мастерства, которому характерны предельная объективность, логичность, аргументация и доказательность, детальная проработка структуры и содержания, целью которого является убеждение слушателей в истинности суждений. В судебном красноречии выделяются обвинительные и защитные речи. Тезис – положение, которое оратор стремится доказать с помощью специально подобранных аргументов. Тембр – звуковая окраска голоса. Тембр даётся человеку от природы и зависит от различного строения и формы вибрирующих голосовых связок. Изменить тембр голоса нельзя. Однако физические и эмоциональные нагрузки, неправильное отношение к голосу могут исказить его изначальные качества. К естественному тембру может добавиться гнусавость, гортанность, хрипота, резкость, одышка. Гнусавый и горловой тембр, например, может быть причиной малоподвижности нижней челюсти; хриплый тембр может свидетельствовать о болезненном состоянии голосовых связок; резкий, пронзительный тембр характерен при перенапряжении нервной системы. Система упражнений для тренировки тембра голоса нацелена на выработку открытого, ясного, ненапряжённого звучания, включает в себя развитие речевого дыхания, подвижности челюсти. Темп (от лат. tempus – время) – скорость речи, которая может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей человека, содержания и характера высказывания. Торжественная, важная, основная информация, в том числе отдельные слова и словосочетания, произносятся в размеренном, сдержанном темпе. Замедляется темп и к концу высказывания. При этом длительность звучания слога может достигать значения 200 миллисекунд. Убыстрение темпа связано с сокращением звучания гласных и согласных звуков, а замедление – преимущественно с увеличением длительности гласных. Вялая или торопливая речь способна вызвать эмоциональную усталость. Оптимальным темпом принято считать произнесение 120–130 слов в минуту. Техника речи – умение владеть основными качествами голоса: силой, звучностью, высотой, чёткой дикцией, правильными интонациями. Топос –общее риторическое место, тема, утверждение, на основе которого создаются мысли и речь в целом. Троп – перенос традиционных наименований в иную предметную плоскость, что реализует одновременно два значения – буквальное и иносказательное, связанные друг с другом по принципу смежности (метонимия, синекдоха), сходства (метафора), изменения признака (гипербола, литота) или противоположности (ирония). Известно, что один и тот же образ может иметь различную интерпретацию. Ударение – выделение в речевом такте более сильным, т.е. длинным и громким, произношением какого-либо слога, слова, такта фразы для подчёркивания их особого значения. Выделяют логическое, тактовое, фразовое ударения. Логическое ударение превосходит по силе тактовое, может падать на любое слово речевого такта, и связано со скрытым или явным смысловым противопоставлением: Ты пойдёшь домой (а не в другое место). В отличие от других языков (венгерского, чешского, польского, французского, испанского) в русской речи ударение в слове не фиксировано, не закреплено за определённым слогом. Большинство слов русского языка (около 96 %) имеет неподвижное словообразовательное ударение (фильм, фильма, о фильмах). Слов с подвижным формообразовательным ударением исключительно мало, но они наиболее употребительны (нога, ноги, ногами). Ударение служит сигналом начала слова, обеспечивает произносительную целостность, формируют кульминацию, акцент, выполняет морфологические функции склонения и спряжения (окн о – окн а – о кна), смыслоразличительную функцию (зам о к – з а мок, мук а – м у ка). Ударение может указывать на стилистическую окраску слов: к о мпас – комп а с (профес.), д е вица – дев и ца (поэтич.), килом е тр – кил о метр (простореч.), м у зыка – муз ы ка (арх.). Факторы речевого развития – необходимые условия формирования речевых умений и навыков личности. Выделяют биологические факторы, передающиеся по наследству (особенности строения организма), и социальные, формирующиеся естественной и искусственной (игры, упражнения и т.д.) окружающей средой. Фонематический слух – умение воспринимать звуковое разнообразие речи: правильность, чёткость, ясность произношения звуков и слов; умение различать близкородственные звуки. Фонематический слух практически сформирован в возрасте одного года и семи месяцев, когда ребёнок может отчётливо различить звуки чужой речи и произнесённые самим, способен различить на слух особенности фонематической речи. При диагностическом обследовании фонематического слуха дошкольников прибегают к сознательному искажению речевого материала, например, уменьшению количества слогов, изменению темпа или громкости звучания, увеличению скорости опроса. Эффективными методами формирования фонематического слуха детей являются образец воспитателя, упражнения на интонационное выделение звуков. Фонематическое восприятие – высшая ступень фонематического слуха, предполагающая умение вычленять звуки в слове, определять их порядок, называть количество. Фразеологизмы (идиомы, идиоматические выражения, фразеологические единицы) – устойчивые словосочетания, возобновляемые как готовая языковая единица с целостной структурой (являются одним членом предложения) и значением (обычно называют реалии и дают им оценку). Возникают в результате смещения значения одного или всех компонентов словосочетания, а также в итоге переносного использования определённых словосочетаний. Хрия – в классической риторике схема рассуждения, совокупность семи приёмов для развёртывания темы (вступление, причина, противоположение, подобие, пример, свидетельство, заключение); нравоучение. Эвфемизм (от греч. euphemia – воздержание от неподобающих слов, смягчённое выражение) – замена языкового обозначения предмета или явления без изменения денотата (образа предмета или явления), т.е. замена эмоциональным слова или выражения, представляющегося говорящему неприличным, грубым или нетактичным: пожилой – старый, уклониться от истины – соврать, задержаться – опоздать, поправиться – растолстеть, летальный исход – смерть, интересное положение – беременность и др. Эзоповский язык – язык, насыщенный различными иносказательными приёмами: аллегорией, иронией, перифразами, аллюзией, каламбурами, намёками, недомолвками, притчами. Экзигенция – риторический призыв к действию, ситуация крайности, заставляющая оратора высказаться. Элокуция – третий этап риторического канона по окончательному созданию текста выступления, поиску оптимальных языковых средств. Эпидейктическая речь – публичное, торжественное, нередко импровизированное высказывание (речь юбилейная, приветственная, благодарственная, застольная, напутственная, надгробная и др.) конкретному адресату по определённому случаю. Эпитет – образное подчёркивание характерных свойств, качеств предмета или явления. Эпитет является одним из наиболее распространённых образных средств, которое акцентирует внимание не на прямом, а на абстрактном смысле высказывания (дикий крик, светлая голова). Эристика – дисциплина, изучающая мастерство продуктивного спора. Языковая способность – совокупность необходимых для речевого общения умений и навыков, формирующихся в процессе словесной коммуникации. Зарубежные учёные рассматривают языковую способность как биологические, врождённые способности речевого общения, которые развиваются по мере развития ребёнка. Языковое чутьё (чувство языка, языковая интуиция) – автоматическое, неосознанное, интуитивное владение речевыми закономерностями, повторяющимися языковыми моделями. Формируется подсознательно, в нормальной языковой среде, в процессе многократного восприятия чужой речи. Языковое чутьё обеспечивает автоматизм, моментальность и оптимальность аудирования, понимания, произношения, правильность построения ребёнком собственных высказываний с использованием новых языковых единиц и интонаций по аналогии, соответственно сходным формам
Date: 2015-09-17; view: 529; Нарушение авторских прав |