Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сферах общения





План

1. Понятие стиля языка.

2. Стили речи.

3. Функции языка и функциональные стили.

4. Стилевые характеристики, области применения стилей, подстили и их формы.

 

Важным показателем культуры речи является умение пользоваться стилями языка и умение создавать стили речи. Что же такое стиль? Этот вопрос привлекал внимание огромное количество исследователей, одним из которых был Аристотель. Сегодня учёные обращаются в первую очередь к фундаментальным трудам Й.‑В. Гёте, М. Ломоносова, О. Потебни, О. Веселовского, В. Виноградова, М. Кожиной. Определений термина «стиль» столько же, сколько и его исследователей. Семнадцати томный словарь русского языка выделяет 12 значений и оттенков значений слова стиль. Оксфордский словарь оперирует двадцатью семью значениями. Термином «стиль» активно пользуются по меньшей мере четыре научных дисциплины: языковедение, литературоведение, искусствоведение, эстетика. Общим определением для названых наук могут стать слова Й.-В. Гёте, который в статье «Обычное наследование природы, манера, стиль» (1789) писал: «стиль – термин для обозначения наивысшей степени, которой искусство когда-нибудь достигало и сможет достигнуть». Подобный подход не утратил своей актуальности и в условиях сегодняшних реалий, с тем лишь дополнением, что стиль – это наследование, подражание великим достижениям или наоборот отвержение чужого опыта, создание своего оригинального, яркого, самобытного.

В современной лингвистике можно встретить следующие наиболее типичные определения:

«Стиль – это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни» (П.П. Шуба, Г.К.Трофимова и др.).

«Языковой стиль – разновидность литературного языка, которая определяется спецификой отбора, совмещения и организации языковых средств, в зависимости от сферы, цели и содержания высказывания» (В.М. Сивкович).

Если условно вообразить, что язык – это кирпичики, из которых можно построить различные здания, т.е. стили, становится понятным несовершенство упомянутых выше определений, из которых следует, что одна область, разновидность языка формирует один стиль, другая – иной. Однако на самом деле мы можем наблюдать ситуацию, когда одни и те же языковые средства особым образом организованные, «использованные» создают различные стили языка. Кроме этого зачастую именно лексика нейтральная, а не стилистически окрашенная становится доминантным стилеобразующим ядром. Таким образом, стиль – это своеобразная матрица, к которой каждый раз устремляется язык, в конечном итоге не достигая цели, а лишь приближаясь, создавая нечто новое, в котором легко определить первоначально заданный ориентир.

Стиль – это устойчивые и распознаваемые принципы и формы использования языка. Каждый стиль имеет свою особую выразительность, эмоциональность, которые создаются специфическими грамматическими формами, синтаксическими конструкциями, характерной лексикой. Кроме общеупотребительных, стилистически нейтральных, межстилевых слов и форм существуют стилистически маркированные слова и формы. Следует заметить, что природа стиля синтетическая. Особенность стиля определяется не только лексикой, но и другими языковыми средствами. В результате стиль образуется только совокупностью всех элементов формы.

В стилистике традиционно выделяют 5 основных стилей:

1. Разговорный.

2. Официально-деловой.

3. Научный.

4. Публицистический.

5. Художественный.

Язык – явление не «окостенелое». Язык «живёт», непрерывно обогащается (появляются новые слова, крылатые фразы, фразеологизмы, изменяются отдельные орфоэпические нормы и т.д.). Соответственно этот процесс затрагивает и стили языка. Стили – явление не статичное. Они изменяются со временем (стиль эпохи: средневековья, романтизма, классицизма, барокко и др.). Специалист-стилист по стилевым особенностям без особого труда может определить к какой эпохе относится то или иное произведение, а также установить вероятного автора. В определённый исторический момент наиболее востребованным, употребляемым становятся то один, то другой книжный стиль. Сегодня, в техногенно-информационную эпоху активно развиваются научный и публицистический стили, постепенно оттеняя на второй план художественный стиль. Формируется стиль компьютерного общения, стиль бизнеса и коммерции. Кроме того, можно выделить как вполне сформировавшееся явление церковный (религиозно-проповеднический) стиль, который имеет как устную, так и письменную форму словесного выражения.


Количество стилей языка более-менее ограничено, в то время как количество стилей речи безгранично. Стиль речи иногда называют идиостилем (от греч. «свой, собственный»). Стиль речи – конкретная реализация языкового стиля (стиль речи Пушкина, Лермонтова, Путина, Иванова, Петрова…). Очень часто мы можем наблюдать ситуацию, когда стиль речи какого-нибудь человека не отвечает основным требованиям культуры речи, многие коммуникативные качества в нём ослаблены или вовсе отсутствуют, что свидетельствует об ограниченности и бедности идиостиля. Языковые и речевые стили взаимодействуют, влияют друг на друга. В результате нарушается «чистота» того или иного стиля. Публицистическая статья в газете может содержать отдельные элементы научного стиля, художественное произведение может включать в себя публицистическое выступление персонажа на митинге. Однако различия между отдельными функциональными стилями языка (как и стилями речи) в конечном итоге сохраняют свою устойчивость.

Стили делового общения, публицистический, художественный, научный ограничены, т.к. ими пользуется ограниченное количество людей в определённых ситуациях. Разговорно-бытовой стиль наиболее богат, потому что к нему обращаются все носители языка, участники разговорной речи. Но именно разговорному стилю присуще наибольшее количество языковых ошибок, он не требователен к чистоте высказывания. Известный русский стилист первой половины ХХ века Г.О. Винокур справедливо отметил, что «строй языка обнаруживается только в тех или иных формах его употребления». Употребление, практическая реализация языка – основа его существования, проявляющаяся в его основных функциях:

1. Общение (разговорный стиль).

2. Сообщение (официально-деловой стиль).

3. Воздействие (публицистический и художественный стили).

4. Познание и аккумуляция (научный стиль).

Поэтому в современной лингвистике стили языка обычно называют функциональными. Во-первых, потому что стили выполняют определённые функции, а, во-вторых, стили образуются в результате функционирования языка в разных условиях, в различных сферах общения, видах деятельности человека.

На самом деле эти и другие, ещё не названные функции языка тесно переплетены между собой. Во время общения неизбежно происходит обмен между людьми информацией, сообщениями, участники разговора воздействуют друг на друга, пополняют свой жизненный опыт знаниями, аккумулируют их. Примером активного эмотивного воздействия речи на слушателя может служить известный трагический медицинский эпизод. Врач, который лечил А.С. Пушкина сразу после дуэли, убил неосторожным словом одного со своих пациентов. На вопрос последнего, есть ли у него надежда на выздоровление, медик ответил: «Никакой … Все умрём. Вот и Пушкин умирает … Так что и нам с вами можно умирать!» Потрясённый больной со стоном склонил голову и умер почти одновременно с поэтом. Данный пример свидетельствует о необходимости автора соотносить свою речь с возможной на неё реакцией собеседника.

Литературно-художественный стиль.

В нём не просто передаётся информация, содержание текста, а создаются художественные образы, через которые осуществляется воздействие на читателя. Художественный стиль эмоционален, вмещает в себя черты других стилей. Поэтому некоторые учёные (В.В. Виноградов, И.Б. Голуб и др.) не выделяют художественный стиль в качестве функционального. Писатели в своих произведениях используют всё многообразие языковых средств, в связи с чем речь художественных произведений не представляет собой однородной языковой системы. Язык литературы влияет на развитие литературного языка. Литературно-художественный стиль имеет две формы:


1. Устная (постановки в театрах, радиопостановки, художественные фильмы.

2. Письменная (комедия, трагедия, рассказ, повесть, роман, стих, баллада, сонет, триолет, рондо, октава и т.д.).

Научный стиль – функциональная разновидность литературного языка для изложения объективной научной информации. Характерные черты научного стиля – это специальная лексика и терминология, однозначные, необразные слова, абстрактная лексика, редкое употребление эмоциональных слов и слов с переносным значением, отсутствие разговорной лексики, строгая логичность, точность, обобщённость изложения, краткость и насыщенность содержания, наличие определений понятий и явлений, использование сложных синтаксических конструкций (причастные и деепричастные обороты, сложноподчинённые предложения, вводные слова и т.д.), отсутствие вопросительных и побудительных предложений. Тексты могут содержать формулы, графики, таблицы, расчёты, фотографии, цитаты, диаграммы, схемы и т.п.

Подстили научного стиля:

1. Научно-академический (реферат, автореферат, диссертация, монография, тезисы, статья, аннотация …)

2. Научно-популярный (научно-популярная заметка, публикация в газетах и журналах на научную тему).

3. Научно-методический (учебники, пособия).

4. Научно-справочный (словари, справочники, руководства по эксплуатации).

5. Научно-информационный (энциклопедии).

Научный стиль реализуется как в письменной, так и в устной (лекция, доклад, выступление) формах. Справедливым можно считать и дробление научного стиля по научным направлениям (медицина, физика, химия, литературоведение и т.д.), так как в различных дисциплинах речевая организация существенно отличается на всех уровнях (смысловом, коммуникативном, лексико-фразеологическом, морфологическом, синтаксическом).

Публицистический стиль – функциональная разновидность литературного языка, которая используется в общественно-политической литературе, периодике, политических и судебных выступлениях, радио, кино, телевидении, графических и изобразительных формах. Совмещает две основные функции: информационную и воздействия. Реализуется в письменной и устной формах.

Подстили публицистического стиля:

1. Агитационный (призывы, листовки, воззвания);

2. Массово-политический (выступления на собраниях и митингах);

3. Официальный или политико-идеологический (политические постановления);

4. Газетный:

а) заметка(очерк) – краткое сообщение о событии, факте или явлении. Характерна информативность, но отсутствует анализ;


б) репортаж – заметка с оценкой, анализом, обобщением, размышлением автора;

в) статья – логичное, образное, эмоциональное повествование с целью воздействия на мысли и чувства читателей;

г) рецензия – анализ, который помогает обозначить читателю свою точку зрения;

д) фельетон – короткая юмористическая или сатирическая статья на актуальную тему;

е) эссе – заметка, этюд, которые трактуют литературные, философские, социальные проблемы в вольной форме;

ж) памфлет – сатирическое произведение против определённого человека, политического или общественного явления;

з) корреспонденция – переписка между учреждениями;

и) интервью – беседа корреспондента с человеком по волнующим вопросам.

Публицистическому стилю характерны эмоциональность, простота и доступность изложения, элементы декларативности, пафоса, образности. Информация оперативная и точная. Используются языковые средства всех стилей. Стремление к образности и одновременно к краткости. Активно используются оценочная, абстрактная лексика и лексика общественно-политического характера, эмоциональные средства выразительности (метафора, эпитеты, сравнения, повторы, пословицы, фразеологизмы, крылатые слова, междометия и т.д.), простые синтаксические конструкции, выводы в текстах.

Официально-деловой стиль – функциональная разновидность литературного языка, которая обслуживает официально-деловые отношения между людьми, учреждениями, странами, населением и государством. Этот языковой стиль используется в делопроизводстве, в документах, законах, заявлениях, актах, доверенностях, приказах, протоколах, постановлениях, ходатайствах и т.п. Ему характерна регламентация формы и содержания, строгость, чёткость, неэмоциональность и краткость изложения информации с определённой логической последовательностью, точность формулировок, состав обязательных элементов оформления документа, клише, повествовательный характер, использование особой лексики (номенклатурных слов, терминов, аббревиатур, канцеляризмов, сложносокращённых слов, устоявшихся стандартизированных словосочетаний).

Разговорный стиль – функциональная разновидность литературного языка, которая используется в обиходно-бытовом общении. Разговорная речь отличается неподготовленностью высказывания, непринужденностью речевого общения, влиянием ситуации, максимальным использованием жестов и мимики, которые могут заменять слова или предложения, нести экспрессивную нагрузку.

В разговорном стиле широко используется разговорная фразеология, разговорная и просторечная лексика, слова с ситуативным значением. Эти слова обозначают хорошо известные участникам диалога понятия и ситуации. Например: Эта штука (телевизор, пылесос, стиральная машина) никак не хочет работать. В разговорной речи отсутствуют причастия и деепричастия, краткие прилагательные (в их синтаксическом противопоставлении полным), уменьшена доля существительных, увеличена доля частиц и особенно местоимений. В разговорном стиле распространена специфическая звательная форма (Пап! Кать! Сонь!), широко употребляются усечённые варианты служебных слов, союзов и частиц: уж, что ль, чтоб, хоть, а также усечённые варианты существительных: пять килограмм апельсин (правильно: килограммов апельсинов).

Приметой разговорности в области словообразования является употребление слов с суффиксами ярко выраженной экспрессивности, эмоциональности, стилистической сниженности, например: -аш- (торгаш), -ун- (болтун), -ущ- (большущий), -аст- (рукастый), -ша- (докторша), -их-а (сторожиха); а также широкое использование слов, образованных по специфическим разговорным моделям «смыслового стяжения» (сокращения), т.е. соединения двух или нескольких слов в одно: вечерняя газета – вечёрка; неотложная помощь – неотложка; высшая математика – вышка; зачётная книжка – зачётка.

В синтаксисе разговорного стиля преобладают простые предложения, широко используются вопросительные и восклицательные предложений, употребляются слова-предложения (Хорошо. Да. Нет.), используются неполные предложения, так называемая «рубленная речь» (Концерт ничего… Нормальный… Концовка тоже…); допускаются переспросы, повторы, паузы, вызванные поиском нужного слова, волнением говорящего, неожиданным переходом от одной мысли к другой.

В современном разговорном стиле наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, речь огрубляется за счёт жаргонизмов, вульгаризмов, негативной экспрессивности (Не твоё дело! Куда прёшь? Тебе что, жить надоело? Что глаза вылупил?). С другой стороны, активизировался процесс эвфемизации речи (успехи оставляют желать лучшего – успехов нет; он звёзд с неба не хватает – средних способностей); её нельзя назвать красавицей – она некрасива; места не столь отдалённые – места заключения; уйти на заслуженный отдых – на пенсию; оператор машинного доения – доярка; попросили – выгнали с работы). Разговорная речь, её специфические языковые средства и приёмы интенсивно проникают в другие функциональные стили литературного языка, особенно в публицистический и художественный.Структурно-логическая схема «Компоненты ситуации разговорной речи»:

1.Число говорящих (один, два, более двух).







Date: 2015-09-17; view: 356; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию