Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выразительность устной и письменной речи





 

План

1. Понятие «выразительность речи».

2. Выразительность как коммуникативное качество речи.

3. Пути совершенствования речевой выразительности.

4. Синтаксические и лексические средства выразительности.

 

Общение – процесс передачи и приёма информации, регулирования отношений между партнёрами, каждый из которых обладает специфическим мировосприятием, индивидуальным спектром душевных переживаний, эмоций. Поэтому в речевом общении мы наблюдаем ситуации, когда одни и те же предметы и явления у людей вызывают различные ощущения, ассоциации, образы. Соответственно по-разному мы пользуемся образными средствами речи: кто-то существенно больше, кто-то сдержаннее; в одном языковом стиле заметно активнее, чем в другом. К примеру, выразительная «окрашенность» разговорного, художественного или публицистического стилей, как правило, отлична от более «сухого» языка официально-делового и научного стилей.

Выразительность – важное и необходимое качество нашей речи. Язык – это гибкая, саморазвивающаяся система, которая постоянно изменяется под воздействием внешних и внутренних тенденций и закономерностей. То есть не только обстоятельства и мы, как языковые личности, влияем на язык, но и сам язык воздействует на культуру личности. В современном прагматическом мире логика всё более вытесняет, подавляет чувства, всё острее ощущается нехватка, ограниченность средств выражения эмоций. Привычным явлением становится нивелирование эмоций в молодёжной среде сдержанно лаконичным сленгом (брага, гламур, жесть, клёво, круто, лажа, отстой, фигово и т.п.). В итоге сегодняшний человек эмоционально беднеет, черствеет душой, грубеет речью. Как справедливо отметил автор «Словаря богатств русского языка» В.К. Харченко, из современной речи исчезла «пафосность», высокая, элитарная речь, которая обогащает и украшает наше «обыденное» словесное общение. Поэтому задача каждой сознательной личности – расширять горизонты своего словопользования, развивать свою языковую «персоносферу» (М.Н. Эпштейн), в том числе путём активной речевой практики, тренировкой общительности, интеллектуальности, памяти, воображения, волевых усилий, эмоциональности, а иногда и своей индивидуальности, неповторимости, оригинальности языкового сознания.

Речь всегда направлена на конкретного или возможного адресата и предполагает не только передачу информации, воздействие на сознание человека, но и, что не менее важно, способствует возбуждению определённых чувств, эмоций, побуждает к действию, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, вызывает у них конкретно-чувственные, живые, яркие образы. В наибольшей степени это касается художественной речи по причине специфики словесного творчества, в котором всегда, иногда более явно, иногда скрыто, завуалировано, как бы затаённо, отражаются чувства, настроение, отношение автора к художественным образам. Однако и нехудожественная речь (научная, деловая, а особенно публицистическая) в той или иной мере может быть выразительной (например, с помощью изменения порядка слов, построением упрощённых конструкций предложения). Выразительные компоненты речи способны выделить в ней главное, облегчая восприятие всего сообщения.

Выразительность речи – семантическое или формальное выделение речи с целью акцентировать внимание и интерес слушателя или читателя. Выразительность речи – яркое, непосредственное, живое говорение, умение использовать разнообразные средства языковой образности, в том числе и на письме. Понятие выразительность включает в себя образность, эмоциональность, экспрессивность речи. Выразительность речи – это не врождённое свойство. Его необходимо осознанно и систематически тренировать, совершенствовать, по мере возможности оттенять, вытеснять непосредственную, спонтанную, непроизвольную выразительность речи более сдержанной, осознанной, интонационной и стилистической. Нужно формировать навыки самоконтроля над речью, умение видеть и оценивать что в ней выразительно, ярко, нешаблонно. В освоении языковой выразительности важны образцы, эталоны выразительной речи. Это может быть речь артистов театра и кино, теле- и радиоведущих. Источником развития выразительности речи могут служить литературные и особенно фольклорные произведения (пословицы, скороговорки, загадки, песни, сказки и т.д.), язык которых необычайно экспрессивен, эмоционален.

По выразительности речи мы можем судить об отношении говорящего к предмету разговора и аудитории, о профессиональных качествах собеседника и его чувстве меры, о лексико-интонационном богатстве словарного запаса и элементарных лингвистических знаниях личности, о речевых привычках человека и умении вести себя в разнообразных и неповторимых (неидентичных) жизненных ситуациях. Б.Н. Головин выделил семь условий достижения выразительности речи:


1) самостоятельность мышления автора речи;

2) неравнодушие, интерес автора речи;

3) хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

4) хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей;

5) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;

6) сознательное намерение автора говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность;

7) условие объективное, языковое, не зависящее от воли, желаний, сознания человека.

Основным условием выразительности является способность автора к эмоциональному восприятию собственной речи, умение быть заинтересованным, «вжиться», «принять к сердцу», прочувствовать смысл сказанного или написанного. Выразительность речи непосредственно связана с уровнем эмоциональности и воображения человека. При этом следует избегать шаблонности мышления, стремиться к самостоятельности, оригинальности высказывания, индивидуальности речевых образов. Выразительность речи не возможна без умения логически, образно, эмоционально мыслить, и только на основе этого формируется способность осмысленно и ярко высказываться.

Выразительность речи не возможна также без хорошего знания выразительных возможностей языка, умения оформлять связное высказывание. Так, хорошее знание словаря позволяет человеку выбрать наиболее выразительное слово, наиболее подходящее по смыслу в данном контексте. Знание грамматики даёт возможность влиять на образность высказывания различными стилистическими средствами (повтором, порядком слов, выбором разнообразных типов предложений). Развитие фонетической стороны речи (правильного темпа, чёткой дикции, силы голоса, выразительной интонации, необходимого ударения, паузы) способствует созданию звуковой выразительности. Таким образом, можно говорить о выразительности произносительной, акцентологической, лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, интонационной, стилевой. Важное условие выразительности – разумное сочетание невербальных (жесты, позы, мимика) и вербальных (фразеологизмы, афоризмы, сравнения, метафоры, эпитеты, синонимы и т.д.) выразительных средств речи.

К синтаксическим средствам выразительности относятся хиазм – повтор языковых единиц в обратном порядке («Мы – не рабы, рабы – не мы», «Мы едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть»); многосоюзие – многократное повторение союзов («И страдаю, и зову, и плачу…»); повтор – усиление смысла путём дублирования слов и фраз («Золотая чаша, золотая…», «Земля в иллюминаторе, земля в иллюминаторе видна..», «милая, милая, милая, нежный мой ангел земной…»); гомеология – повтор однотипных окончаний или морфем («СУПЕРскидка на СУПЕРтелефон!»); бессоюзие (асиндетон) – опущение союзов при перечислении («Жить стало лучше, спокойнее, веселее»); зевгма – опущение главного члена предложения в одной из его синтаксически однородных конструкций («Дети шли в детские сады, ученики в школы, взрослые на работу»); антитеза – противопоставление («Огонь и лёд», «Война и мир»); градация – постепенное усиление или снижение эмоционального содержания высказывания («Молодость – хороший возраст, молодой, шухерной»); инверсия – нарушение обычного грамматического порядка в расстановке слов или словосочетаний во фразе («в зарубежную командировку поеду я»); обрыв (умолчание) – неожиданная остановка речи, рассчитанная на домысливание, сопереживание адресата («Да… Вот так всегда…»); оксюморон – соединение противоречащих по смыслу слов («Горячий снег, горькая радость, сладкая боль»); риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа («А кому сейчас легко? А не пойти ли нам домой?»); анафора – повтор начальных слов в рядом стоящих предложениях («Погода сегодня чудесная, погода лучше, чем вчера, погода замечательная»); эпифора – повтор завершающих слов предложения и др. Эти выразительные средства иногда называют стилистическими фигурами.


К лексическим средствам выразительности относятся метафора, сравнение, эпитет, гипербола, метонимия, аллегория, литота, синекдоха, перифраза, аллюзия, фразеологизм. Традиционно их называют тропами.

Эпитет – образное подчёркивание характерных свойств, качеств предмета или явления. Эпитет является одним из наиболее распространённых образных средств, которое акцентирует внимание не на прямом, а на абстрактном смысле высказывания (дикий крик, светлая голова, золотые руки).

Сравнение – слово или выражение, в котором противопоставляются явления или предметы, в результате чего одно из них характеризуется, описывается, конкретизируется при помощи другого (круглое, как солнышко; твёрдый, как камень). Сравнение помогает оживить речь, сделать её яркой, зрительно наглядной.

Метафора – выразительное средство речи, в котором сопоставляются определённые явления или предметы на основе общих для них черт и при этом субъект сопоставления, в отличии от сравнения, не называется (идёт снег, встаёт солнце, пришло лето и др.).

Метонимия – замена одного названия предмета или явления другим названием на основе внутренних или внешних связей. Метонимия помогает акцентировать внимание на понятии, передать его более ярко, образно (Пинск гуляет на масленице; аудитория бурно обсуждает услышанное; деревня гудит, возмущается).

Перифразис – замена слова описательным выражением (нефть – чёрное золото, волк – санитар леса), часто используемое в рекламных девизах-слоганах («Твикс – сладкая парочка», «Орбит – морозная свежесть»).

Антифразис – употребление слова в прямо противоположном значении с соответствующей иронической интонацией («подарочек» вместо «штрафа», «щедрость» вместо «скупости»).

Гипербола – замена слова или выражения другим, крайне преувеличенным (любой чиновник – посредственная, но крайне амбициозная личность, старающаяся компенсировать должностью, положением свою неполноценность, стремящаяся к власти, корысти и выгоде).


Выразительность является важным качеством современной публицистики, художественной литературы, разговорной речи, однако обилие тропов и фигур не должно быть самоцелью, не должно оттенять информативность содержания, а только подчёркивать высказывание, заострять внимание слушателей или читателей. Выразительной речь может стать и благодаря диалектизму, жаргонному, вульгарному слову, поэтому необходимо правильно и соразмерно пользоваться выразительными возможностями речи, использовать определённые лексические единицы оправданно и уместно.

Б. Головин отмечает, что качество выразительности необходимо сообщать речи, согласуя с ситуацией общения: «Выразительность восхищения неуместна у постели больного, выразительность умиления – на теоретическом симпозиуме, выразительность досады и раздражения – в общении учителя с учениками» [6, с. 188]. А для этого автору высказывания необходимо чётко представлять: 1) что нужно сказать; 2) для чего нужно говорить; 3) что надо достичь; 4) какое личное отношение к предмету речи; 5) какой будет ситуация речи (фон); 6) какие экстралингвистические средства будут «дополнять» слова.

Таким образом, выразительность является важнейшей чертой культурной речи, основой речевой коммуникации, средством акцентирования внимания и интереса слушателя или читателя, свидетельством профессиональной и духовной зрелости человека.

 

Вопросы:

 

1. Дайте определение понятию «выразительность» речи.

2. Объясните причины уменьшения выразительности современной речи.

3. Назовите пути и способы формирования выразительности речи.

4. Чем отличается выразительность устной и письменной речи?

5. Каким образом достигается лексическая, словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, интонационная и стилевая выразительность?

6. Перечислите синтаксические и лексические средства выразительности.

7. Почему необходимо соразмерно пользоваться выразительными средствами речи?

8. Почему выразительность речи не возможна без точности речи?

9. Является ли необходимостью выразительность научной речи?

10. Приведите примеры предложений, в которых использованы метафора, метонимия, эпитет, гипербола, сравнение, синонимы.

11. Объясните, почему для развития выразительности речи детей используют различные игры (не только словесные)?

12. Объясните важность для каждого человека выразительности его речи.

 







Date: 2015-09-17; view: 801; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию