Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности полоролевого поведения в традиционной и современной семье
В настоящее время семья, как на Западе, так и в России, переживает сложные трансформационные процессы. Формирование в развитых странах в последние десятилетия новых, в основе своей эгалитарных межполовых взаимоотношений обусловило появление качественно отличных от ранее существовавших ситуаций во всей брачно-семейной системе. На протяжении длительного времени исторического развития общества в мировом масштабе семья имела патриархально-авторитарный характер у различных народов мира и, соответственно, многие черты, характерные для данного типа традиционной семьи, были присущи и различным народам, среди которых: · четкое ролевое распределение в семье между супругами и детьми при доминирующей роли мужчины (отца, мужа, старшего брата); э · кономическая зависимость жены и детей от мужа – главы семьи; двойной стандарт в отношении женщин; · подчинение ее сексуальности репродуктивным функциям и отрицание ее как таковой у женщины; · неприемлемость в общественном сознании развода и нетипичных форм семейно-брачных отношений и т. д. То есть традиционная семья – это семья, которая по своему типу, характеру семейных отношений и семейного поведения соответствовала нормам и правилам семейного поведения, принятым в обществе как на формальном, так и на неформальном уровне. По этой причине традиционная семья в каждом обществе имела и имеет свой специфический облик. По мере развития и усложнения социальной жизни, на рубеже XIX и XX столетий, в момент разразившегося общего кризиса европейской культуры, стали очевидными признаки кризисного состояния семьи. Семья перестает быть основным способом включения молодого поколения в культурную традицию. Серьезной трансформации подверглись семейные ценности практически во всех брачно-семейных сферах. Для российской семьи последних двух десятилетий, как и для всего общества, переход в новое качество жизни происходил скачкообразно, она неожиданно столкнулась с совершенно иными социально-экономическими и социокультурными условиями, оказавшись под воздействием ряда сопряженных друг с другом процессов, затронувших все общество в целом. Преодоление возникшего в связи с этим разрыва между традиционным сознанием и реальным бытием требовало кардинальных изменений мировоззрения как на уровне общества, так и в рамках малых групп, особенно, семьи. Фундаментом этих перемен являются радикальные сдвиги в ролевых и статусных позициях мужчины и женщины как системообразующих начал институтов брака и семьи, которые проявляются в двух тенденциях: · усиление неформального начала семейно-брачных отношений, а также универсализация гендерных ролей приводит к потере устойчивости браков, к масштабному падению уровня брачности и рождаемости. Главным субъектом такого общества становится не семья, а индивид, личность. · отказ от строго нормативного общественного регулирования семейной жизни людей предоставил возможность устанавливать гибкие, подвижные, удовлетворяющие интересы представителей обоих полов гендерные границы, смоделировать разнообразные семейно-ролевые конструкты с позиции гендерных взаимоотношений. Наиболее масштабное влияние на семью имеет возросшая эмансипация индивидов, особенно женщин (названная Бердяевым «кризисом родового начала»), и обострение проблем, связанных с кризисом институтов традиционной семейной культуры, проявляющихся в: · трансформации гендерных ролей в семье и формировании эгалитарных отношений; · изменении репродуктивных установок семьи, связанных с изменением роли женщины в семье и обществе и ее эмансипацией; · снижении стабильности семьи и прочности семейных уз вследствие появления возможности выбора различных семейных стратегий и многократного поиска семейного счастья; · многообразии типов семейного поведения и организации семьи. Распространившиеся сегодня взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины в браке, распределение семейных обязанностей, дифференциация труда в публичной и частной сферах позиционируются как добровольный социальный контракт равноправных агентов. Сложность в том, что подобный социальный контракт основывается на сложившихся традиционных представлениях о содержании половых ролей, подкрепленных убеждениями в «природном» предназначении полов. Семейные роли образуют достаточно сложный комплекс взаимодействующих и взаимоопределяющих друг друга социальных ролей. В современных условиях, складывается тенденция к возрастанию автономности супругов, так как интересы каждого из них разнообразнее семейных, и круг значимого общения выходит за рамки супружества. Наиболее значительные перемены произошли в социальных ролях и в самой системе жизненных ориентиров современной женщины. На первом месте все очевиднее ценности самореализации, индивидуальной успешности, социальной престижност и, тогда как традиционные фамилистические установки на семью и детей как главные ориентиры жизни женщины постепенно, но устойчиво отходят на второй план и все более архаизируются. Кроме того, нельзя не отметить и такие новые характеристики брачного портрета женщины, как наличие у нее, как правило, серьезного и разнообразного сексуального опыта. Не менее глубокими выглядят изменения и в ролестатусных характеристиках другого пола – мужчин. Важнейшее из них – утрата современным мужчиной традиционной монополии на брачном рынке. Из бесспорного субъекта брачного выбора мужчина трансформируется в одного из возможных партнеров по брачному рынку, что, конечно, является существенным социальным сдвигом в гендерной структуре семейно-брачных отношений. Еще одну серьезную культурную трансформацию, причем пока еще малоосознаваемую исследовательской мыслью, отмечает Е. Ф. Молевич, который видит в ее основе – растущую инфантилизацию (в другой терминологии – «кризис мужской идентичности») молодых и не очень молодых мужчин, наблюдаемое снижение их «самости» – самостоятельности в образе жизни, самообеспечиваемости, самоответственности и инициативности в поведении и т. д. Таким образом, современные процессы на уровне семьи приводят к модернизации ее ценностной структуры, на лидирующие позиции выходит ценность супружеской автономии. Качественно изменившийся культурно-образовательный потенциал полов начинает играть все большую роль в формировании стабильного брака, причем с опорой на факторы культурной идентичности, взаимного интереса, духовной и психофизиологической совместимости. Date: 2015-09-17; view: 1308; Нарушение авторских прав |