Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Институционализация политики гендерного равенства в постсоветской России
Позиция государства в отношении гендерного равенства напрямую связана с принятой политической концепцией. В постсоветской России ведущей политической теорией стал либерализм либертарианского типа, который ориентирован на рыночную экономику, формальное предоставление гражданских прав и политических свобод, ограниченную роль государства. В России ведущие политики 90-х годов (Е.Гайдар, А.Яковлев, А.Чубайс, Б.Немцов и др.) открыто исповедовали эту идеологию, игнорируя тот факт, что в Западной Европе (в отличие от США) либертарианская концепция не слишком популярна. Сегодня либертарианцам все более активно противостоят либералы эгалитаристского направления, поскольку в европейских странах люди обеспокоены проблемами равенства и социальной справедливости. В современной России тема равенства и социальной справедливости исключена из политического дискурса. Либералы 90-х годов демонстративно враждебны равенству. Такая позиция вытекает из их убежденности в том, что неравенство является обязательным условием экономического прогресса и демократии. Мировое сообщество в лице ООН оценивает гендерное равенство как неотъемлемую составную часть общей концепции равенства. На национальном уровне современные демократические государства считают равенство и свободу базовыми социальными ценностями и гарантируют их конституциями и другими правовыми документами. Изменение политического курса постсоветского государства и ориентация общества на демократические принципы нашли свое отражение в новой Конституции РФ 1993 г.: в отличие от всех предыдущих отечественных конституций, в ней права и свободы человека представлены в их либеральной трактовке. Все общепризнанные нормы и принципы международного права, а также международные договоры РФ были включены в правовую систему страны (в т.ч. Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), Конвенции № 100 Международной Организации Труда о равном вознаграждении мужчин и женщин за равный труд (1951)). Конституция РФ содержит несколько статей, непосредственно гарантирующих гендерное равноправие. Это, прежде всего, статья 19, которая провозглашает, что «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» и что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Статья 37, часть 3, гарантирует мужчинам и женщинам право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Статья 38, часть 2, провозглашает, что забота о детях и их воспитание — равное право и обязанность обоих родителей. Все права и свободы человека – гражданские, политические, экономические, социальные – в данной Конституции «отражают идею гендерной симметрии - это единые стандарты для двух полов». Конституционный принцип равенства независимо от пола дополнительно закреплен в конституциях и уставах 34 из 89 субъектов Российской Федерации. Конституция 1993 г. не содержит дискриминационных положений. Однако в ней отсутствуют гарантии обеспечения равенства прав и возможностей. Это порождает некоторые новые проблемы. В новых условиях либерального законодательства и рыночной экономики гендерное равноправие следует обеспечивать с помощью антидискриминационного законодательства и специальной политики. К сожалению, российское законодательство не содержит никакого определения термина "дискриминация" и не устанавливает признаки дискриминации, хотя, например, в Конституции РФ провозглашается, что «каждый имеет право... на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации...»Термин "дискриминация" содержится и в Трудовом Кодексе 2001г., но опять же без определения и разъяснений. В целом в стране нет законодательных актов, содержащих какое-либо определение прямой и косвенной дискриминации, в том числе и по признаку пола. В РФ ни на федеральном, ни на региональном уровне не существует каких-либо специальных органов, отвечающих за предупреждение и ликвидацию дискриминации. Теоретически, Уполномоченный по правам человека имеет право разбираться с любой жалобой на нарушения прав человека в случаях, когда все прочие имеющиеся средства правовой защиты исчерпаны, или в случае массовых и систематических нарушений. До настоящего времени аппарат Уполномоченного по правам человека не проявил какой-либо интерес к этой области. Государственная политика за прошедшие годы преследовала цели не столько гендерного равенства, сколько «улучшения социально-экономического статуса женщин». В 1993 г. был издан Указ Президента РФ от 4 марта 1993 года № 337 «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин». В Указе деятельность по улучшению положения женщин признается одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства. Цель государственной политики определяется как обеспечение «…одинаковых условий для фактического равноправия женщин и мужчин в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны», однако важной считается задача «обеспечения права женщин на охрану труда … с учетом материнской функции». В 1996 г. был издан ряд Указов Президента и Постановлений Правительства относительно социально-экономического статуса женщин, в том числе принята Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации – признание прав женщин как прав и выдвижение задачи обеспечения равных условий на рынке труда. И хотя в Концепции содержатся стратегические цели и основные подходы к их реализации, они носят слишком общий и декларативный характер («обеспечить, организовать, содействовать…»). В том же 1996 г. Постановлением Правительства РФ был принят «Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.». План содержал перечисление 44 мероприятий, ответственность за исполнение которых была возложена на различные министерства и ведомства, например, подготовка доклада о выполнении РФ Конвенции ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин, проведение анализа соответствия законодательства РФ международному праву. Странным отголоском советских времен выглядят такие задачи Национального плана, как «проведение всероссийских физкультурно-спортивных соревнований «деловая женщина» и «женщины-инвалиды». Кстати, никаких иных мер помощи женщинам-инвалидам в Национальном плане намечено не было. Однако мероприятия по разработке нормативной базы службы планирования семьи или по предотвращению насилия в отношении женщин и помощи жертвам насилия выглядят просто феминистскими. В 1996 г. для координации действий государственных структур была создана Межведомственная Комиссия по вопросам улучшения положения женщин. С 1996 г. и в законодательных и исполнительных органах власти стали возникать различные структуры по вопросам женщин: Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы; Отдел социально-экономического положения женщин Департамента по делам семьи, женщин и детей Министерства труда и социального развития РФ; отдел по вопросам женщин, семьи, молодежи в аппарате Уполномоченного по правам человека. В 1997 г. группа экспертов по инициативе Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи подготовила «Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», которая затем была одобрена Государственной думой Федерального собрания РФ. В преамбуле авторы отмечали, что в России на фоне формально-юридического равенства прав женщин и мужчин существует фактическое неравенство женщин в ряде сфер жизни. В Концепции рассматривалось несколько вопросов - неравенство политического представительства и участия женщин в процессе принятия решений; социально-трудовые права; охрана репродуктивного здоровья, материнства и отцовства. В целом, до 2000 г. наблюдалось активное развитие российских институциональных структур, занимающихся вопросами равноправия мужчин и женщин. Была создана система политических структур, образованных как на уровне Президента (Комиссия по делам женщин, семьи и демографии, 1993), так и на уровне Правительства РФ (Комиссия по вопросам улучшения положения женщин в РФ, 1996). Правительственная комиссия работала под руководством заместителя Председателя Правительства РФ и имела высокий статус. При Председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ была образована Общественная комиссия по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России. Но в 2002 г. прекратила свое существование Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ; в 2004 г. указом президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 прекратили свою деятельность Комиссия по делам женщин при Председателе Правительства РФ, Центр гендерной экспертизы при Совете Федерации, ответственный секретарь Комиссии по делам женщин, семьи и молодежи при Председателе Совета Федерации лишился официального статуса. Вместе с реорганизацией Министерства труда и социального развития в 2004 г. был расформирован Департамент по делам женщин, семьи и детей. Во вновь образованном Министерстве здравоохранения и социального развития был создан Департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства у которого были уже другие функции. Затем был создан Комитет по вопросам семьи, женщин и детей в Государственной Думе РФ. В 2005 г. была сформированы Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ. Ее возглавил Министр здравоохранения и социального развития, а не вицепремьер, как было ранее. Статус комиссии стал совещательный, решения носят рекомендательный характер. Решением Комиссии в 2006 г. утверждена «Национальная стратегия обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ», однако официально данный документ Правительством РФ принят не был. В 2000 г. был принят второй «Национальный план по улучшению положения женщин 2000–2005 гг.». Аналогичные планы по улучшению положения женщин на местном уровне были приняты в течение 2002–2003 гг. более чем в двух третях субъектов Федерации (56 из 89). Но второй пятилетний план не получил достаточной финансовой поддержки, и многие его положения не были достигнуты. По истечению срока действия документа новый план принят не был. Еще в 2003 году Государственной Думой в первом чтении был принят законопроект «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в РФ». Дальнейшую поддержку данный законопроект не получил, а его принятие отложено на неопределенный срок. Date: 2015-09-17; view: 907; Нарушение авторских прав |