Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феномен «мачизма»: научная категория и стереотипы обыденного восприятия





Мачизм — особый вид маскулинности. Согласно автору статьи «Мачизм в движении: этос перуанских дальнобойщиков» Ральфу Болтону, феномен мачизма не уникален для Латинской Америки. Также это явление присутствует в средиземноморской, а также некоторых других культурах.

Вот определение мачо, которое приводит Нора Скотт Кинзер в статье «Священники, мачо и младенцы, или латиноамериканские женщины и манихейская ересь»: «Мачо — это сильный, твердый, мужественный мужчина. Он легко впадает в гнев, с яростью отвечает на любое оскорбление, вызов или выпад. Склонен к всепоглощающим исключительно гетеросексуальным, но не моногамным страстям, и его нескрытые измены выражаются в однократных визитах к проституткам, случайных или не очень регулярных связях, что, ввиду его сверхмощи, приводит к рождению бесчисленного множества законных и незаконных детей».

Как в испанском, так и в русском языке понятие «мачо» обладает известной амбивалентностью. Оно может приобретать положительную окраску, передавая идею мужской сексуальности и красоты, и, напротив, может принять отрицательный смысл, сообщая о грубости и асоциальности мужчины. На наш взгляд, к перечисленным компонентам мачизма необходимо добавить сексизм, представление о превосходстве мужского пола над женским.

Во многих регионах Латинской Америки (и прежде всего - в городах), где мачизм оказался основной мишенью на полигоне феминистского движения, мужчину называют "мачо", когда хотят подчеркнуть его необразованность, грубость манер, откровенную, ничем не завуалированную сексуальность. И наоборот, там, где сильны традиции патриархального образа жизни (и прежде всего - в сельской местности), где сила и выносливость мужчины гарантируют выживание всем членам семьи, произносят почтительно: "Он - настоящий мачо".

Какие причины лежат в основе этого вида маскулинности? Почему соединение коренных индейских культур с европейской породило именно такой комплекс качеств и представлений?

Пытаясь ответить на этот вопрос, Ральф Болтон выявляет среду, где мачизм проявляется сильнее всего. Оказывается, прежде всего, этот тип маскулинности свойственен бедным слоям городского населения. В Перу таких горожан, принадлежащих к коренному населению, называют чоло (cholos). Среди коренных жителей сельских районов, напротив, мачизм либо проявляется в слабо выраженной форме, либо вообще отсутствует.

Что касается слоя чоло, то в их среде мужская и женская сферы сильно отделены друг от друга. Женщины заняты домашним хозяйством и воспитанием детей, мужчины —зарабатыванием денег. Причем мужчины, как правило, заняты в таких областях, где существует жесткая конкуренция и состояние крайней нестабильности. В основном чоло заняты в мелкой рыночной торговле, также некоторые работают шоферами, служат в низших полицейских чинах, некоторые работают в школах для коренного населения. Зачастую, как в случае торговцев или шоферов, работа требует повышенной мобильности, что приводит к тому, что мужья подолгу не появляются дома.

Проблема заключается не столько в разделенности мужской и женской сфер деятельности и проблеме перехода из одной в другую, сколько в коренном отличии моделей поведения и норм отношений, свойственных каждой из этих сфер. Нам представляется, это отличие сильнее, чем в европейской культуре. Женские модели не испытали на себе такого влияния цивилизации, как мужские модели поведения. Ведь новые сферы деятельности, которые принес с собой капитализм, в первую очередь вовлекли в себя мужчин, оставив женщинам их традиционную долю домохозяек. В женской среде, таким образом, не были так сильно, как в среде мужчин, нарушены традиции равенства и коллективизма, свойственные домоногамной стадии. В мужской среде, напротив, «дикий капитализм» (а именно в дикой форме капитализм проявляет себя на периферии мировой системы) вызвал к жизни модели индивидуализма, соперничества и иерархии на фоне борьбы за выживание.

Представляется, что «власть женщин», которую испытывают на себе дети в повседневной жизни, сильно отличается от власти мужчин. С его низкой степенью развития иерархических моделей отношений, женский мир оказывается беззащитным по отношению к мужскому миру. Так формируется особый тип фемининности, параллельный мачизму — «марианизм» (от девы Марии), который включает в себя такие качества, как самопожертвование, отречение, пассивность, полную отдачу семейным ценностям и покорное отношение к проявлениям мужского господства.


В повседневной жизни традиционное поведение латиноамериканского мачо - это своего рода ролевая игра, правила которой должны соблюдаться, но очень часто нарушаются. В эти правила входят:

1. Полоролевая дихотомия, основанная на безусловной авторитарности мужа и отца. Мужчина-мачо возвышается над всеми членами семьи, игнорируя любые проявления эгалитарных отношений. Он буквально повелевает женой, лишая ее права решать все сколько-нибудь значимые домашние проблемы. В идеальном варианте он берет на себя решение всех вопросов, связанных с системой жизнеобеспечения семьи, включая и те, которые касаются покупки продуктов. Традиция предписывает именно мужчине раз в неделю, как это принято в большинстве сельских районов стран Латинской Америки, выезжать в город и приобретать там все необходимое для пропитания семьи. Жена в лучшем случае может покупать какие-нибудь необходимые по хозяйству мелочи в местной лавочке. Кроме того, муж фактически запрещает жене выходить из дома, чтобы общаться с кем-либо, а тем более - обсуждать домашние проблемы с посторонними. В результате основная среда обитания замужней женщины сосредоточена в пределах весьма ограниченного пространства, включающего, как правило, кухню и спальные комнаты. Мужчина-мачо властвует на всей остальной территории дома и прилегающих к нему хозяйственных постройках.

Стиль общения мужа с женой (опять же в идеальном, "классическом" варианте, которому стремится соответствовать мужчина-мачо) очень напоминает стиль общения хозяина и рабыни. Женщина в доме необходима мужчине для удовлетворения его потребностей, включая, естественно, сексуальные. Причем в этом последнем случае она, так же как и во всех остальных своих действиях, лишена всякой инициативы. Более того, ее естественные желания в этом смысле не только не поощряются, но воспринимаются весьма негативно, ассоциируясь с проявлениями личностной свободы женщины. Темы разговоров между мужем и женой тоже жестко регламентированы. Женщине предписано, скорее, отвечать на вопросы, чем задавать их. Расспрашивать мужа о делах, которые он ведет вне дома, вообще категорически запрещено. Если в дом приходят другие мужчины для обсуждения каких-либо проблем с хозяином, женщины это никак не касается. Даже присутствие ее в комнате, где ведется разговор, считается грубым нарушением правил домашнего поведения.

Совместный выход супружеской пары из дома возможен. Но он также сопровождается целым рядом ограничений. Во-первых, жена никогда не должна идти рядом с мужем, всегда немного позади. Во-вторых, как-то особенно украшать себя даже ради такого случая ей противопоказано. В-третьих, разговаривать с мужем во время такого семейного шествия вообще не принято. Цель подобных прогулок, как правило, праздничные гуляния. Но сам маршрут, небольшие покупки и развлечения целиком зависят от желания мужа, а не жены.

Отец-мачо проявляет себя, пожалуй, еще жестче. Его отношение к детям (к сыновьям и тем более дочерям) лишено любых проявлений тактильности. В раннем возрасте детей это практически и невозможно, ибо и мальчики, и девочки в семье находятся исключительно под присмотром матери и других женщин. Но и в дальнейшем мальчики очень скоро становятся "маленькими мужчинами", полностью повторяющими стиль поведения отца со всеми вытекающими отсюда табуациями. Девочки же, начиная с наступления пубертатного периода и вплоть до замужества, не делают ни шагу без присмотра чиппероне - любой взрослой женщины семьи, в обязанности которой входит обеспечение условий сохранения "девичьей чистоты". Роль отца фактически сводится только к контролю за выполнением всех традиционных правил воспитания.


2. Нарциссизм. Мужчина-мачо откровенно дистанцирует себя по отношению к другим людям. Любовь и чисто человеческие слабости, связанные с этим чувством, отвергаются им, так как отождествляются с зависимостью, свойственной рабам. Дух презрения к самопожертвованию и эгоизм составляют основу "сильной личности" мужчины-мачо и способ ее самозащиты одновременно. Возведя любовь к самому себе и своим мужским достоинствам до уровня сверхценности, мачо автоматически "сбрасывает" с себя оковы многих морально-нравственных обязательств. Традиционным проявлением этого личностного качества можно считать фактически закрепленный обычным правом в странах Латинской Америки "институт любовниц". Мужчина, имеющий полноценную семью, детей и любовниц в придачу, - идеальный образ мачо, доказывающий его независимость, высокий сексуальный потенциал и финансовую состоятельность.

Если "программа дает сбой" и мужчина не может выполнять все взятые на себя обязательства (например, одновременно содержать семью и любовницу), то включается система самозащиты, когда мужчина ради сохранения своего имиджа приносит в жертву интересы других людей. Американский антрополог О. Льюис, исследовавший в середине 1960-х гг. так называемую "культуру бедности", описывает множество примеров из жизни латиноамериканцев, чей уровень совокупного семейного дохода оказался намного ниже критической для тех лет отметки. В таких случаях мужчины, скорее, откажутся от обязательств по обеспечению семьи, нежели признают, что не могут содержать любовницу. Героини книги Льюиса - законные жены своих мужей-мачо - произносят эмоциональные обвинительные монологи в адрес последних, но, как бы между строк, признают за мужчиной право поступать подобным образом.

Мачизм стихийно занял позицию "государства в государстве". Мужчина, полностью взявший на себя функции защиты и жизнеобеспечения собственной семьи, сам устанавливал в ней закон и порядок. Учитывая сильный импульс животного начала самца, лежащего в основе культурной модели поведения мачо, этот порядок во многом (если не во всем) был откровенно построен на полоролевой дихотомии. Все проявления гендерного статуса вследствие этого были жестко табуированы и долгое время практически не поддавались пространственно-временным трансформациям. Если мужчина прошел процесс социализации в духе "идеального" мачизма (то есть еще в детстве усвоил все формы запрета на "одинаковость" мужчин и женщин), то его поведение даже спустя многие годы и в иных социокультурных условиях будет отличаться крайней степенью маскулинности и неприятием маргинальных гендерных установок.

The More You Know! До нас мачизм доехал из США (кино и так далее), куда он добрался вместе с иммигрантами из Латинской Америки. Прижился он именно в 90-е годы в нашей прекрасной стране, так как случился кризис определения маскулинности + требовалось в короткие сроки зарабатывать деньги, оставляя без внимания моральность самих способов заработка. Срубил деньги, обеспечил семью – мачо. Подъехал на гелике, вальнул 15 упырей, приехал домой, овладел женой, сделал домашку сыну – мачо. Ну, вы поняли.


 







Date: 2015-09-17; view: 1050; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию