Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 15. Развитие скоростных способностей





15.1 Бытовая, спортивная, трудовая деятельность человека сопряжена с необходимостью быстро реагировать на внешние сигналы, выполнять движения с максимальной скоростью, предвидеть и упреждать опас­ность, мгновенно перестраивать деятельность в соответствии с меняю­щимися условиями. Эти естественные проявления реакции человека вызывают определенные трудности у инвалидов и подчас создают угро­зу жизни и здоровью. Так, незрячий должен своевременно отреагиро­вать на звуковой сигнал приближающегося транспорта, глухой - уви­деть его, так как звукового сигнала он не слышит, инвалид с наруше­нием опоры и движения может увидеть транспорт и услышать сигнал, но не владеть достаточной скоростью передвижения, чтобы без риска перейти дорогу. Полученная сенсорная информация поступает в ЦНС, перерабатывается там, а человек отвечает адекватным поведением, вы­раженным в безопасном передвижении. Поэтому развитие скоростных способностей с помощью физических упражнений является одной из важных задач адаптивной физической культуры.

Скоростные способности — это совокупность психических, морфоло­гических и физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в границах функци­ональной системы обеспечивает способность совершать двигательные дей­ствия с минимальной затратой времени.

Основными факторами, влияющими на проявление скоростных способностей, являются:

- функциональный потенциал центральной и периферической нерв­
ной системы;

-функциональный потенциал сенсорных систем; -функциональный потенциал психических функций — ощущений, восприятия, внимания;

-функциональный потенциал нервно-мышечной системы;

- синхронность и быстрота включения «быстрых» двигательных еди­
ниц при мышечном сокращении;

- сила мышц и их способность к расслаблению;

- уровень координационных способностей (равновесия, ориентиров­
ки в пространстве и др.);

- степень освоения техники двигательного действия;

-тип высшей нервной деятельности, особенности характера и по­ведения.

У инвалидов и лиц с ограниченными возможностями как минимум один или несколько факторов имеют дефектную основу и поэтому тор­мозят развитие скоростных способностей. Это обстоятельство требует поиска средств и методов их развития с учетом первичного дефекта, состояния опорно-двигательного аппарата, сохранности сенсорных си­стем и психических функций и т.п.

Скоростные способности имеют сложную структуру, в которой выделяют:

-способность быстро реагировать на внешний сигнал;

-способность к быстрому выполнению одиночных двигательных действий;

- способность поддерживать максимальный темп движений;

-способность к быстрому началу действий (стартовое ускорение).

Комплексное проявление скоростных способностей характерно для сложнокоординационных движений (эстафеты, подвижные игры, сла­лом в коляске, волейбол сидя, хоккей на полу и др.), где условия и сама деятельность постоянно меняются, что требует определенной лов­кости, которая невозможна без разных проявлений быстроты.

Вместе с тем элементарные скоростные способности не связаны между собой, а у отдельных инвалидов они отсутствуют совсем, напри­мер, способность к стартовому ускорению лишена смысла для челове­ка, который передвигается с посторонней помощью или на костылях (внезапная слепота, тяжелые формы ДЦП, ампутация нижних конеч­ностей), хотя им доступны другие формы проявления быстроты. Кроме того, нет взаимосвязи между проявлениями быстроты движений рук и ног, правой и левой стороны, дистальных и проксимальных отделов конечностей, между упражнениями, выполняемыми с отягощениями и без них. Это означает, что развитие скоростных способностей необхо­димо развивать дифференцированно, совершенствуя отдельно незави­симые формы их проявления.

15.2. Быстрота двигательной реакции

Существуют 2 типа реакций - простая и сложная.

Простая — выражается временем реагирования движением на вне­запный сигнал. Для слепых и слабовидящих используются звуковые сиг­налы, для глухих и слабослышащих - зрительные, тактильные, вибраци­онные. При сохранных сенсорных системах применяются все доступные виды сигналов. Простая двигательная реакция у детей аномального раз­вития проявляется по-разному, что обусловлено механизмами ее форми­рования, а точнее - временем переработки информации в ЦНС. Именно это звено прохождения нервного импульса поддается тренировке и мо­жет сократить латентный период простой двигательной реакции. Пораже­ние ЦНС существенно ограничивает эту возможность. Не случайно ум­ственно отсталые дети имеют самые неблагоприятные показатели этой способности. Время простой реакции зависит от возраста. В дошкольном возрасте оно хуже, что связано с отсутствием двигательного опыта, а главное, неумением концентрировать внимание, что особенно выраже­но у глухих детей младшего школьного возраста. Сенситивным периодом является возраст 10—11 лет у девочек и 11—12 лет у мальчиков.

Развивается быстрота простой двигательной реакции в упражнени­ях с реагированием на внезапно возникающий сигнал: во время бега по хлопку - остановка, поворот кругом или упор присев и т.п. Варьирова­ние сигналов по типу, силе, модальности, расстоянию развивает слу­ховое и зрительное внимание и в практической деятельности использу­ется в игре.

Сложная двигательная реакция бывает двух видов: реакция на дви­жущийся объект и реакция выбора.

Оба вида реакций теснейшим образом связаны с координационны­ми способностями, в частности, с ориентацией в пространстве, уме­нием оценивать и мысленно отмерять расстояние и время. Преимуще­ство имеют те, у кого сохранено зрение, так как этот процесс связан со следящими движениями.

15.3 Реакция на движущийся объект определяется быстротой зрительного или слухового восприятия. Чаще всего она встречается в игровой обстанов­ке. Даже в таких играх, как «Съедобное - несъедобное», «Рыбы, птицы, звери», ребенок должен сконцентрировать внимание, мысленно проана­лизировав ситуацию, принять решение и быстро отреагировать: поймать мяч или не ловить его. Так как от его самостоятельного решения зависит результат игры, он вынужден отслеживать скорость, траекторию, направ­ление полета мяча. При этом слепой ребенок ориентируется лишь на слу­ховое восприятие, реагируя на приближение озвученного мяча.

Быстрота двигательной реакции на движущийся объект развивается постепенно созданием сначала облегченных условий (увеличение вре­мени на мыслительную операцию, простые задания) с последующим усложнением условий за счет сокращения расстояния до мяча, скорос­ти полета мяча, уменьшения его диаметра и т.п.

Реакция выбора также проявляется и развивается в игровой деятель­ности, когда нужно предугадать действия партнеров и из множества возможных вариантов выбрать для себя наиболее выгодный (убежать, уклониться, выйти навстречу, опередить и т.п.), который принесет ус­пех. При смене окружающей обстановки всякий раз необходимо делать выбор, принимать решение и дифференцировать двигательное поведе­ние. Например, играя в «Круговую лапту» или «Пятнашки мячом», ре­бенок, убегая, меняет направление, уклоняется, делает ускорение, чтобы избежать попадания в него мячом.

Особенность развития быстроты реакции у детей аномального разви­тия состоит в том, что в каждой нозологической группе есть свои лими­тирующие факторы (отсутствие или недостаток зрительного или слухо­вого восприятия, замедление мышления, рассеянное внимание и т.п.), что требует дифференцированного подбора физических упражнений и игр, активизирующих эти способности.

15.5. Быстрота одиночных движений

Чтобы целостное упражнение выполнялось точно, быстро, мощно, необходимо совершенствовать каждую фазу, каждый элемент структу­ры этого двигательного действия. Способность выполнить отдельные двигательные акты с высокой скоростью характеризует быстроту оди­ночного движения. Из скорости выполнения отдельных двигательных актов (отталкивания в беге и прыжках, замаха при метаниях, поворота в плавании) складывается скорость целостного движения. Фактически это сложный процесс поэлементного совершенствования техники дви­гательного действия, связанный с координационными, силовыми, ско-ростно-силовыми и другими способностями.

В адаптивном спорте развитие быстроты одиночных движений реа­лизуется в процессе технической подготовки в избранном виде спорта следующими методическими приемами:

-создание облегченных условий выполнения упражнений (облег­ченные снаряды, передвижение за лидером);

- выполнение подводящих и элементов соревновательных упражне­
ний с максимальной скоростью;

- использование дополнительных отягощений, не нарушающих тех­
нику, но увеличивающих мощность движений;

-чередование облегченных, стандартных и усложненных условий.

В адаптивном физическом воспитании эти приемы реализуются в процессе обучения двигательным действиям с учетом индивидуальных возможностей занимающихся и не имеют самостоятельной ярко выра­женной направленности.

Date: 2015-09-17; view: 1798; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию