Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 14. Развитие силовых способностей
Любая двигательная деятельность обеспечивается сложным комплексом корковых, подкорковых, нейрофизиологических, биохимических механизмов, но ни один двигательный акт невозможен без участия мышечной системы как основного звена опорно-двигательного аппарата, а следовательно, без мышечного напряжения. Совершенно очевидно, что инвалиды и лица с ограниченными возможностями, испытывая дефицит двигательной активности, имеют сниженные по сравнению со здоровыми показатели мышечной силы, но потребность в развитии силы неодинакова. Дети с нарушениями зрения, слуха, речи, с задержкой психического развития и умственной отсталостью в большинстве своем имеют низкий соматический статус, слабое физическое развитие, вторичные нарушения и нуждаются в укреплении всех мышечных групп. Другие из них занимаются адаптивным спортом, где к развитию мышечной силы предъявляются повышенные требования. Для детей с ДЦП силовые упражнения подбираются индивидуально в зависимости от типа и степени поражения двигательной системы. Инвалиды, потерявшие конечность или получившие повреждения позвоночника и спинного мозга, проходят несколько этапов реабилитации в условиях стационара, где силовая тренировка носит направленный характер (подготовка к протезированию, восстановление локомоторной деятельности, трудовых навыков и др.) и занимает большой объем в комплексной реабилитации. Занятия физической рекреацией, тренировка в спорте высших достижений, а особенно самостоятельные занятия инвалидов различных нозологических групп требуют разных подходов к развитию мышечной силы. В теории и методике физической культуры под мышечной силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений (В.М. Зациорский, 1970; Л.П. Матвеев, 1986). Силовые способности проявляются в конкретных усилиях и обеспечиваются мобилизацией психических качеств, функций моторной, мышечной, вегетативных, гормональной и других физиологических систем, т.е. являются целостной реакцией организма. В условиях выполнения физических упражнений усилие может проявляться однократно, многократно в циклических и ациклических движениях, против большого или небольшого сопротивления, с высокой скоростью или медленно, при различном состоянии мышц - расслабленном или напряженном. При этом могут иметь место различные режимы работы мышц: динамический (преодолевающий и уступающий), изометрический (статический) и многочисленные формы смешанного режима. В зависимости от преимущественной роли этих факторов развиваются те или иные формы силовых способностей — собственно силовые или скоростно-силовые. Исходя из общего определения физических способностей, мышечная сила — это совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в структуре двигательной функциональной системы обеспечивает способность к преодолению внешнего сопротивления или противодействия ему с помощью мышечных напряжений. На уровень проявления силовых способностей оказывают влияние: - функциональный потенциал центральной и периферической нервной системы; -функциональный потенциал нервно-мышечной системы и костно-связочного аппарата; - синхронность включения «быстрых» двигательных единиц; - общая масса тела, структура, физиологический поперечник, длина мышц; - концентрация энергетического материала, интенсивность ресинтеза АТФ; - тип высшей нервной деятельности, особенности характера и поведения. Средствами силовой подготовки являются упражнения с повышенным сопротивлением, предполагающие сознательное и активное воздействие на организм с целью совершенствования его анатомических, физиологических и психологических свойств. Выделяют следующие группы упражнений, направленных на развитие мышечной силы: 1) упражнения с преодолением массы собственного тела; 2)упражнения с внешним сопротивлением; 3)упражнения в изометрическом режиме. Первая группа упражнений — с преодолением собственного веса -наиболее доступная и распространенная среди всех категорий инвалидов независимо от возраста и пола, включает: - силовые упражнения основной гимнастики: лазанье, перелезания, висы, подтягивание, сгибание—разгибание рук в упоре, поднимание ног из положения лежа на спине и упора сидя сзади, перемещения по гимнастической скамейке лежа с помощью рук; - корригирующие силовые упражнения для профилактики нарушений осанки, предупреждение сколиотической установки позвоночника и коррекции имеющихся нарушений; -легкоатлетические упражнения: прыжки и прыжковые упражнения, спрыгивание в глубину с высоты 40-50 см с последующим отталкиванием вверх; - подвижные игры, например игра в футбол на ограниченной площадке, передвигаясь на корточках или ягодицах и перекатывая мяч руками. Вторая группа упражнений — с внешним сопротивлением — включает: -упражнения с преодолением внешней среды: бег по песку, передвижение на лыжах в гору, по глубокому снегу; -упражнения с самосопротивлением (волевая гимнастика); -упражнения с сопротивлением в виде эспандеров, резиновых колец, амортизаторов; -плавание только ногами, только руками, с гидротормозом; - упражнения на тренажерах; -упражнения с грузом - гантелями, гирей, штангой, набивными мячами, с партнером. Эта группа упражнений выполняется в преодолевающем и уступающем режимах и относится к высокоэффективным средствам развития силы, но требует индивидуального подбора режимов работы: веса отягощения, количества повторений, исходного положения для выполнения упражнений, учета медицинских показаний и противопоказаний, особенно в упражнениях со штангой. Третью группу упражнений составляют изометрические кратковременные напряжения: -в «чистом» виде они представлены в таких видах адаптивного спорта, как пауэрлифтинг, армрестлинг; -локальные мышечные напряжения конечностей при вынужденной неподвижности (гипс), ограниченной подвижности; -фантомно-импульсивная гимнастика (при ампутациях конечностей) - изометрическое напряжение мышц культи путем мысленного воспроизведения движений отсутствующим сегментом конечности. В адаптивной физической культуре силовая подготовка используется в целях: -обучения двигательным действиям; - коррекции и компенсации двигательных нарушений; - сохранения оптимальной работоспособности и развития физических кондиций; -достижения максимального спортивного результата в избранном виде спорта; - активного отдыха и самостоятельных занятий; - восстановления двигательной, локомоторной деятельности и самообслуживания после травм и заболеваний; - нормализации веса и коррекции телосложения. В реальной практике физической культуры инвалидов и лиц с ограниченными возможностями методика развития мышечной силы реализуется в двух направлениях: 1)общая силовая подготовка, направленная на достаточно полное развития всех мышечных групп, рассматривается как базовый уровень силовых способностей; 2)специальная силовая подготовка, направленная на развитие силовых способностей, формирование компенсаторных механизмов, применительно к определенному виду деятельности (профессиональной, бытовой, спортивной, рекреационной и др.). В целях реабилитации и тренировки силовых способностей инвалидов с нарушениями функций спинного мозга В.Г. Григоренко и Б.В. Сер-меевым (1991) разработаны режимы физической нагрузки на основе учета максимальных индивидуальных возможностей. Для предварительного измерения динамической, взрывной силы и силовой выносливости использовались контрольные упражнения: - метание набивных мячей различной массы на дальность; - сгибание - разгибание рук в упоре лежа, подтягивание на перекладине, жим штанги двумя руками, жим гирь, гантелей правой и левой рукой стоя и лежа; - поднимание предельного веса с целью определения максимальной силы. По мнению авторов, спортивная пригодность и функциональный потенциал двигательной сферы взрослых инвалидов с нарушениями функций спинного мозга развертываются в полной мере в условиях предъявления высоких требований. Разработаны режим выполнения силовых упражнений «до отказа» с интенсивностью 90, 80, 70, 60% от максимально возможной. Интегральный эффект предложенных режимов заключается в дифференцировании нагрузки и оптимальной силе ее воздействия персонально для каждого инвалида. Установлены следующие уровни силовой нагрузки: - при интенсивности 90% от максимума оптимальной является нагрузка, выполняемая в 2 серии по 5 повторений, продолжительность однократного воздействия 1—1,5 мин, с интервалами активного отдыха, равными 2,5 мин; -при интенсивности 80% — 3 серии по 7 повторений, продолжительность однократного воздействия та же, интервал отдыха 2,5 мин, полный, активный; при интенсивности 70% - 5 серий по 8 повторений, интервал отдыха 2—3 мин, полный, активный; -при интенсивности 60% - 6 серий по 11 повторений, интервал отдыха 2 мин, полный, активный; -при изометрических напряжениях продолжительность одного упражнения 6-8 с, степень усилия 70-100%, интервалы отдыха определяются моментом снижения ЧСС до 100-110 уд./мин. Учет исходного уровня функционального состояния, реальных силовых возможностей сохранных функций, определение оптимальных величин физической нагрузки позволяют развивать силовые способности, контролировать адаптационные и компенсаторные процессы инвалидов с нарушениями функций спинного мозга. В качестве метода развития мышечной силы для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата применяется электромиости-муляция, которая, как и силовые упражнения, приводит к увеличению физиологического поперечника и силы мышц. Положительная роль элект-ромиостимуляции состоит в том, что, во-первых, она обеспечивает избирательное воздействие на отдельные мышцы, что в обычной тренировке осуществить трудно; во-вторых, увеличивая мышечную массу, она не влияет на координацию движений; в-третьих, сократительный аппарат и максимальное напряжение мышц дольше, чем при произвольных движениях. Несмотря на достоинства электромиостимуляции, она выполняет дополнительную функцию восстановления мышечной массы и развития силы отдельных групп мышц. Отрицательным моментом является пассивность и отсутствие волевых напряжений в процессе процедуры (Я.М. Коц, 1982). Иное содержание представляет силовая подготовка школьников с различными нарушениями в развитии. Как правило, развитие силовых способностей не имеет яркой специфики, задачи развития мышечной силы решаются попутно в процессе обучения двигательным действиям, предусмотренным программой по физическому воспитанию (ритмика и ритмическая гимнастика, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание). Наиболее выраженные акценты силовой направленности проявляются при коррекции телосложения, нарушений осанки, укрепления «мышечного корсета» за счет многократного повторения упражнений силового и скоростно-силового характера (упражнения с набивными мячами, гантелями, висы, упоры, подтягивание, подвижные игры и эстафеты с прыжками, переноской груза др.). Эффективность этих упражнений при двухразовых занятиях в неделю невелика, о чем свидетельствуют показатели тестирования силовых способностей у детей разных нозологических групп. Так, слепые дети отстают от своих здоровых сверстников по развитию силы приблизительно в 2—3 раза. Одна из главных причин отставания развития мышечной силы - дефицит двигательной активности, снижение возбудимости ЦНС, ослабленность соматических и вегетативных функций, но главное — отсутствие дифференцированной методики для детей разных нозологических групп. Создание «ситуации успеха» путем постановки реальных задач, лежащих в зоне ближайшего развития (возраст 16-18 лет является сенситивным периодом развития силы), переживание успеха и радости способствуют не только развитию мышечной силы молодых людей, но и их уверенности в себе как личности. Известно, что инвалиды по зрению чувствительны даже к небольшим отклонениям кровообращения мозга, а силовые упражнения сопровождаются большими перепадами артериального давления, связанными с задержкой дыхания и натуживанием. Для нейтрализации этих негативных явлений на рекреационных тренировочных занятиях 14-18-летних школьников со зрительной депривацией силовая нагрузка с отягощениями не более 50% от максимального веса и подъем снарядов (гантели, гриф штанги и т.п.) на фазе вдоха автоматически исключают задержку дыхания и натуживание. Методика силовой рекреации, популярная в Болгарии как средство оздоровления молодежи, показала ее эффективность в работе со слепыми и слабовидящими школьниками старших классов, оказав положительное влияние на силу мышц рук и плечевого пояса, ног и брюшного пресса, а также на психическое состояние юношей (А.В. Мухина, 2000). Важной проблемой развития силовых способностей является необходимость разработки самостоятельных форм занятий физическими упражнениями для инвалидов, испытывающих на себе отрицательное влияние гиподинамии и не имеющих возможности заниматься в организованных группах. Наиболее адекватным решением данной проблемы является методика В.Г.Фохтина, представляющая систему автономной гимнастики из динамических и статических упражнений с самосопротивлением. Методика не зависит от внешних условий — времени, места, не требует спортивных снарядов, легко осваивается и регулируется по величине мышечной нагрузки, амплитуде и скорости движений. В зависимости от интенсивности и объема нагрузки она может использоваться как утренняя гимнастика, атлетическая гимнастика, как средство профилактики остеохондроза, застойных явлений и т.п. (В.С. Дмитриев, Г.Н. Сомаева, Е.В. Киселева, 1993). Специфическим содержанием автономной гимнастики являются силовые упражнения с самосопротивлением: - для мышц - сгибателей и разгибателей пальцев рук; -для мышц туловища (грудных, живота, спины); - для мышц ног - сгибателей и разгибателей бедра, голени, стопы. Сущность механизма автономной гимнастики состоит в предельной степени мобилизации психической деятельности через создание доминантного возбуждения двигательных центров и адекватной реакции сократительного аппарата мышц. Экспериментальная проверка методики В.Г.Фохтина на подростках и взрослых инвалидах с церебральным параличом показала ее высокую эффективность. Локальное «нагруже-ние» мышц — сгибателей и разгибателей пальцев кисти дает возможность не только снимать спастику, но и эффективно развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук, т.е. развивать мануальную деятельность - одну из основных задач абилитации и социальной адаптации больных с последствиями ДЦП. В процессе работы с группами и отдельными больными, включая тяжелую форму церебральных нарушений, выявлена возможность самостоятельного освоения автономной гимнастики. Так, юноши 14—17 лет смогли освоить координационно-сложные упражнения для развития силы мышц туловища. Упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса освоены пациентами в возрасте 12-13 лет с тяжелой атонически-астатической формой ДЦП. Кроме того, в процессе занятий отмечено изменение эмоционального состояния занимающихся, улучшение психического тонуса, проявление положительно окрашенных установок в поведении. В настоящее время большой популярностью пользуется методика В.ИДикуля, применяемая в реабилитации больных со спинальными травмами, последствиями воспалительных и сосудистых заболеваний спинного мозга, а также детского церебрального паралича. Основным критерием для показания к назначению методики В.ИДикуля является слабость и атрофия мышц. Освоение методики В.ИДикуля осуществляется последовательно — от идеомоторных актов у полностью обездвиженного больного до обучения ходьбе и восстановления самостоятельных движений пациентов. Особенность методики состоит в том, что на тренажере В.ИДикуля возможно выполнение 600 упражнений, тонкое дозирование нагрузки с помощью широкого набора грузов, тестирование результатов тренировки. Теоретической основой эффективности методики является не только увеличение мышечной силы за счет возрастающих нагрузок, но и регенерация поврежденных отделов спинного мозга в результате включения механизма связи в системе мышца — нерв — спинной мозг. Контрольные вопросы и задания_____ 1.Дайте определение силовых способностей. 2.Какие факторы влияют на уровень проявления силовых способностей? 3.Какие средства силовой подготовки вам известны? 4.Дайте краткую характеристику методов развития силовых способностей. 5.Как вы понимаете методику силовой гимнастики В.Г. Фохтина?
Date: 2015-09-17; view: 5591; Нарушение авторских прав |