Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 14. Развитие силовых способностей





Любая двигательная деятельность обеспечивается сложным комплек­сом корковых, подкорковых, нейрофизиологических, биохимических механизмов, но ни один двигательный акт невозможен без участия мы­шечной системы как основного звена опорно-двигательного аппарата, а следовательно, без мышечного напряжения. Совершенно очевидно, что инвалиды и лица с ограниченными возможностями, испытывая дефи­цит двигательной активности, имеют сниженные по сравнению со здо­ровыми показатели мышечной силы, но потребность в развитии силы неодинакова. Дети с нарушениями зрения, слуха, речи, с задержкой пси­хического развития и умственной отсталостью в большинстве своем име­ют низкий соматический статус, слабое физическое развитие, вторич­ные нарушения и нуждаются в укреплении всех мышечных групп. Другие из них занимаются адаптивным спортом, где к развитию мышечной силы предъявляются повышенные требования. Для детей с ДЦП силовые уп­ражнения подбираются индивидуально в зависимости от типа и степени поражения двигательной системы. Инвалиды, потерявшие конечность или получившие повреждения позвоночника и спинного мозга, проходят несколько этапов реабилитации в условиях стационара, где силовая тре­нировка носит направленный характер (подготовка к протезированию, восстановление локомоторной деятельности, трудовых навыков и др.) и занимает большой объем в комплексной реабилитации. Занятия физи­ческой рекреацией, тренировка в спорте высших достижений, а особен­но самостоятельные занятия инвалидов различных нозологических групп требуют разных подходов к развитию мышечной силы. В теории и методи­ке физической культуры под мышечной силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений (В.М. Зациорский, 1970; Л.П. Матве­ев, 1986). Силовые способности проявляются в конкретных усилиях и обеспечиваются мобилизацией психических качеств, функций моторной, мышечной, вегетативных, гормональной и других физиологических сис­тем, т.е. являются целостной реакцией организма.

В условиях выполнения физических упражнений усилие может прояв­ляться однократно, многократно в циклических и ациклических движени­ях, против большого или небольшого сопротивления, с высокой скорос­тью или медленно, при различном состоянии мышц - расслабленном или напряженном. При этом могут иметь место различные режимы работы мышц: динамический (преодолевающий и уступающий), изометрический (стати­ческий) и многочисленные формы смешанного режима. В зависимости от преимущественной роли этих факторов развиваются те или иные формы силовых способностей — собственно силовые или скоростно-силовые.

Исходя из общего определения физических способностей, мышеч­ная сила — это совокупность психических, морфологических и физиологи­ческих компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возмож­ностями), единство которых в структуре двигательной функциональной системы обеспечивает способность к преодолению внешнего сопротивле­ния или противодействия ему с помощью мышечных напряжений.

На уровень проявления силовых способностей оказывают влияние:

- функциональный потенциал центральной и периферической нерв­ной системы;

-функциональный потенциал нервно-мышечной системы и костно-связочного аппарата;

- синхронность включения «быстрых» двигательных единиц;

- общая масса тела, структура, физиологический поперечник, длина мышц;

- концентрация энергетического материала, интенсивность ресинтеза АТФ;

- тип высшей нервной деятельности, особенности характера и по­ведения.

Средствами силовой подготовки являются упражнения с повышен­ным сопротивлением, предполагающие сознательное и активное воз­действие на организм с целью совершенствования его анатомических, физиологических и психологических свойств.

Выделяют следующие группы упражнений, направленных на раз­витие мышечной силы:

1) упражнения с преодолением массы собственного тела;

2)упражнения с внешним сопротивлением;

3)упражнения в изометрическом режиме.

Первая группа упражнений с преодолением собственного веса -наиболее доступная и распространенная среди всех категорий инвали­дов независимо от возраста и пола, включает:

- силовые упражнения основной гимнастики: лазанье, перелезания, висы, подтягивание, сгибание—разгибание рук в упоре, поднимание ног из положения лежа на спине и упора сидя сзади, перемещения по гимнастической скамейке лежа с помощью рук;

- корригирующие силовые упражнения для профилактики нарушений осанки, предупреждение сколиотической установки позвоночника и коррекции имеющихся нарушений;

-легкоатлетические упражнения: прыжки и прыжковые упражне­ния, спрыгивание в глубину с высоты 40-50 см с последующим оттал­киванием вверх;

- подвижные игры, например игра в футбол на ограниченной площадке, передвигаясь на корточках или ягодицах и перекатывая мяч руками.

Вторая группа упражнений с внешним сопротивлением — включает:

-упражнения с преодолением внешней среды: бег по песку, пере­движение на лыжах в гору, по глубокому снегу;

-упражнения с самосопротивлением (волевая гимнастика);

-упражнения с сопротивлением в виде эспандеров, резиновых ко­лец, амортизаторов;

-плавание только ногами, только руками, с гидротормозом;

- упражнения на тренажерах;

-упражнения с грузом - гантелями, гирей, штангой, набивными мячами, с партнером.

Эта группа упражнений выполняется в преодолевающем и уступаю­щем режимах и относится к высокоэффективным средствам развития силы, но требует индивидуального подбора режимов работы: веса отя­гощения, количества повторений, исходного положения для выполне­ния упражнений, учета медицинских показаний и противопоказаний, особенно в упражнениях со штангой.

Третью группу упражнений составляют изометрические кратковре­менные напряжения:

-в «чистом» виде они представлены в таких видах адаптивного спорта, как пауэрлифтинг, армрестлинг;

-локальные мышечные напряжения конечностей при вынужден­ной неподвижности (гипс), ограниченной подвижности;

-фантомно-импульсивная гимнастика (при ампутациях конечнос­тей) - изометрическое напряжение мышц культи путем мысленного воспроизведения движений отсутствующим сегментом конечности.

В адаптивной физической культуре силовая подготовка использует­ся в целях:

-обучения двигательным действиям;

- коррекции и компенсации двигательных нарушений;

- сохранения оптимальной работоспособности и развития физических кондиций;

-достижения максимального спортивного результата в избранном виде спорта;

- активного отдыха и самостоятельных занятий;

- восстановления двигательной, локомоторной деятельности и самообслуживания после травм и заболеваний;

- нормализации веса и коррекции телосложения.
Соответственно этим целям определяются и адекватные методы развития силовых способностей, имеющие широкий диапазон. Практи­чески используются все методы, известные в теории и методике физи­ческой культуры, но избирательно, с учетом конкретных задач, клини­ческих и индивидуальных особенностей, возраста, пола, состояния со­хранных функций и физических возможностей занимающихся.

В реальной практике физической культуры инвалидов и лиц с огра­ниченными возможностями методика развития мышечной силы реали­зуется в двух направлениях:

1)общая силовая подготовка, направленная на достаточно полное развития всех мышечных групп, рассматривается как базовый уровень силовых способностей;

2)специальная силовая подготовка, направленная на развитие силовых способностей, формирование компенсаторных механизмов, при­менительно к определенному виду деятельности (профессиональной, бытовой, спортивной, рекреационной и др.).

В целях реабилитации и тренировки силовых способностей инвали­дов с нарушениями функций спинного мозга В.Г. Григоренко и Б.В. Сер-меевым (1991) разработаны режимы физической нагрузки на основе учета максимальных индивидуальных возможностей. Для предварительного из­мерения динамической, взрывной силы и силовой выносливости исполь­зовались контрольные упражнения:

- метание набивных мячей различной массы на дальность;

- сгибание - разгибание рук в упоре лежа, подтягивание на перекладине, жим штанги двумя руками, жим гирь, гантелей правой и ле­вой рукой стоя и лежа;

- поднимание предельного веса с целью определения максимальной силы.

По мнению авторов, спортивная пригодность и функциональный по­тенциал двигательной сферы взрослых инвалидов с нарушениями функций спинного мозга развертываются в полной мере в условиях предъявления высоких требований. Разработаны режим выполнения силовых упражнений «до отказа» с интенсивностью 90, 80, 70, 60% от максимально возможной. Интегральный эффект предложенных режимов заключается в дифферен­цировании нагрузки и оптимальной силе ее воздействия персонально для каждого инвалида. Установлены следующие уровни силовой нагрузки:

- при интенсивности 90% от максимума оптимальной является нагрузка, выполняемая в 2 серии по 5 повторений, продолжительность однократного воздействия 1—1,5 мин, с интервалами активного отдыха, равными 2,5 мин;

-при интенсивности 80% — 3 серии по 7 повторений, продолжи­тельность однократного воздействия та же, интервал отдыха 2,5 мин, полный, активный; при интенсивности 70% - 5 серий по 8 повторений, интервал от­дыха 2—3 мин, полный, активный;

-при интенсивности 60% - 6 серий по 11 повторений, интервал отдыха 2 мин, полный, активный;

-при изометрических напряжениях продолжительность одного уп­ражнения 6-8 с, степень усилия 70-100%, интервалы отдыха определя­ются моментом снижения ЧСС до 100-110 уд./мин.

Учет исходного уровня функционального состояния, реальных си­ловых возможностей сохранных функций, определение оптимальных величин физической нагрузки позволяют развивать силовые способно­сти, контролировать адаптационные и компенсаторные процессы ин­валидов с нарушениями функций спинного мозга.

В качестве метода развития мышечной силы для инвалидов с пора­жениями опорно-двигательного аппарата применяется электромиости-муляция, которая, как и силовые упражнения, приводит к увеличению физиологического поперечника и силы мышц. Положительная роль элект-ромиостимуляции состоит в том, что, во-первых, она обеспечивает избирательное воздействие на отдельные мышцы, что в обычной тре­нировке осуществить трудно; во-вторых, увеличивая мышечную массу, она не влияет на координацию движений; в-третьих, сократительный аппарат и максимальное напряжение мышц дольше, чем при произ­вольных движениях. Несмотря на достоинства электромиостимуляции, она выполняет дополнительную функцию восстановления мышечной массы и развития силы отдельных групп мышц. Отрицательным момен­том является пассивность и отсутствие волевых напряжений в процессе процедуры (Я.М. Коц, 1982).

Иное содержание представляет силовая подготовка школьников с раз­личными нарушениями в развитии. Как правило, развитие силовых спо­собностей не имеет яркой специфики, задачи развития мышечной силы решаются попутно в процессе обучения двигательным действиям, предус­мотренным программой по физическому воспитанию (ритмика и ритми­ческая гимнастика, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание). Наиболее выраженные акцен­ты силовой направленности проявляются при коррекции телосложения, нарушений осанки, укрепления «мышечного корсета» за счет многократ­ного повторения упражнений силового и скоростно-силового характера (упражнения с набивными мячами, гантелями, висы, упоры, подтягива­ние, подвижные игры и эстафеты с прыжками, переноской груза др.). Эффективность этих упражнений при двухразовых занятиях в неделю невелика, о чем свидетельствуют показатели тестирования силовых способ­ностей у детей разных нозологических групп. Так, слепые дети отстают от своих здоровых сверстников по развитию силы приблизительно в 2—3 раза.

Одна из главных причин отставания развития мышечной силы - дефи­цит двигательной активности, снижение возбудимости ЦНС, ослабленность соматических и вегетативных функций, но главное — отсутствие дифферен­цированной методики для детей разных нозологических групп. Создание «ситуации успеха» путем постановки реаль­ных задач, лежащих в зоне ближайшего развития (возраст 16-18 лет является сенситивным периодом развития силы), переживание успеха и радости способствуют не только развитию мышечной силы молодых людей, но и их уверенности в себе как личности. Известно, что инвали­ды по зрению чувствительны даже к небольшим отклонениям кровооб­ращения мозга, а силовые упражнения сопровождаются большими пе­репадами артериального давления, связанными с задержкой дыхания и натуживанием. Для нейтрализации этих негативных явлений на рекреа­ционных тренировочных занятиях 14-18-летних школьников со зри­тельной депривацией силовая нагрузка с отягощениями не более 50% от максимального веса и подъем снарядов (гантели, гриф штанги и т.п.) на фазе вдоха автоматически исключают задержку дыхания и натуживание. Методика силовой рекреации, популярная в Болгарии как средство оздоровления молодежи, показала ее эффективность в работе со слепыми и слабовидящими школьниками старших классов, оказав положительное влияние на силу мышц рук и плечевого пояса, ног и брюшного пресса, а также на психическое состояние юношей (А.В. Мухина, 2000).

Важной проблемой развития силовых способностей является необ­ходимость разработки самостоятельных форм занятий физическими уп­ражнениями для инвалидов, испытывающих на себе отрицательное вли­яние гиподинамии и не имеющих возможности заниматься в организо­ванных группах. Наиболее адекватным решением данной проблемы яв­ляется методика В.Г.Фохтина, представляющая систему автономной гим­настики из динамических и статических упражнений с самосопротив­лением. Методика не зависит от внешних условий — времени, места, не требует спортивных снарядов, легко осваивается и регулируется по ве­личине мышечной нагрузки, амплитуде и скорости движений. В зависи­мости от интенсивности и объема нагрузки она может использоваться как утренняя гимнастика, атлетическая гимнастика, как средство про­филактики остеохондроза, застойных явлений и т.п. (В.С. Дмитриев, Г.Н. Сомаева, Е.В. Киселева, 1993).

Специфическим содержанием автономной гимнастики являются силовые упражнения с самосопротивлением:

- для мышц - сгибателей и разгибателей пальцев рук;
-для мышц - сгибателей и разгибателей кисти;
-для мышц рук и плечевого пояса;

-для мышц туловища (грудных, живота, спины);

- для мышц ног - сгибателей и разгибателей бедра, голени, стопы.

Сущность механизма автономной гимнастики состоит в предель­ной степени мобилизации психической деятельности через создание до­минантного возбуждения двигательных центров и адекватной реакции сократительного аппарата мышц. Экспериментальная проверка мето­дики В.Г.Фохтина на подростках и взрослых инвалидах с церебральным параличом показала ее высокую эффективность. Локальное «нагруже-ние» мышц — сгибателей и разгибателей пальцев кисти дает возмож­ность не только снимать спастику, но и эффективно развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук, т.е. развивать мануальную деятельность - одну из основных задач абилитации и социальной адаптации больных с последствиями ДЦП. В процессе работы с группами и отдельными боль­ными, включая тяжелую форму церебральных нарушений, выявлена возможность самостоятельного освоения автономной гимнастики. Так, юноши 14—17 лет смогли освоить координационно-сложные упражне­ния для развития силы мышц туловища. Упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса освоены пациентами в возрасте 12-13 лет с тяже­лой атонически-астатической формой ДЦП. Кроме того, в процессе занятий отмечено изменение эмоционального состояния занимающих­ся, улучшение психического тонуса, проявление положительно окра­шенных установок в поведении.

В настоящее время большой популярностью пользуется методика В.ИДикуля, применяемая в реабилитации больных со спинальными трав­мами, последствиями воспалительных и сосудистых заболеваний спинно­го мозга, а также детского церебрального паралича. Основным критерием для показания к назначению методики В.ИДикуля является слабость и атрофия мышц. Освоение методики В.ИДикуля осуществляется последо­вательно — от идеомоторных актов у полностью обездвиженного больного до обучения ходьбе и восстановления самостоятельных движений пациен­тов. Особенность методики состоит в том, что на тренажере В.ИДикуля возможно выполнение 600 упражнений, тонкое дозирование нагрузки с помощью широкого набора грузов, тестирование результатов тренировки. Теоретической основой эффективности методики является не только уве­личение мышечной силы за счет возрастающих нагрузок, но и регенера­ция поврежденных отделов спинного мозга в результате включения меха­низма связи в системе мышца — нерв — спинной мозг.

Контрольные вопросы и задания_____

1.Дайте определение силовых способностей.

2.Какие факторы влияют на уровень проявления силовых способностей?

3.Какие средства силовой подготовки вам известны?

4.Дайте краткую характеристику методов развития силовых способ­ностей.

5.Как вы понимаете методику силовой гимнастики В.Г. Фохтина?
6. Почему она очень важна для адаптивной физической культуры?

 

 

Date: 2015-09-17; view: 5528; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию