Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренировка речевого выдоха





· Тренировка выдоха на фоне произнесения звука [т].

· Тренировка выдоха на фоне произнесения звука [д].

· Тренировка выдоха в слогах.

· Закрепление правильного речевого выдоха.

1. ТРЕНИРОВКА ВЫДОХА НА ФОНЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКА [Т]

Правильное произнесение:

3 Ребенок должен удобно сесть, «уронить» плечи, всей тяжестью положить подбородок себе на руки, зубы у него должны находиться в положении нормального прикуса. Смотрит он вниз. Теперь нужно неглубоко вдохнуть и выдохнуть из легких весь воздух, а на том воздухе, что остался во рту, шепотом, медленно, протяжно произносить звуки ттт]. Губы ребенка должны находиться в вялой, ленивой улыбке, но такой, чтобы были видны верхние и нижние резцы. При произнесении звуков язык прислоняется к передним зубам (и к верхним, и к нижним одновременно). Лицо ребенка амимично, двигаться должен только самый кончик языка. Прежде, чем предложить ребенку выполнить это упражнение, продемонстрируйте ему (с соответствующей ленивой мимикой), как это делается.
После небольшой тренировки нужно вынуть «подпорку» из-под подбородка ребенка. Но если вы заметите, что он напрягает шею или нижнюю челюсть, пусть снова кладет подбородок себе на руки.

3 В результате протяжного произнесения к звучанию звука [т] добавляется заметный свистящий оттенок. Если этот свистящий оттенок будет достаточно хорошо напоминать звук [с] (чтобы усилить эффект, попросите ребенка посильней улыбнуться и продолжать «тянуть» звук [т],то есть, фактически, следующий за ним свистящий звук), сразу же начинайте ставить ему звук [с] (см. с. 120). Если ребенок правильно выговаривает звук [с],так и скажите ему, что после [т] должен слышаться [с] ([тссс]).

3 При произнесении звука [т] ребенок должен чувствовать, как воздух проходит между зубами.

3 Хорошо, если он будет чувствовать холодок на зубах.

3 Ребенок должен поставить ладонь или тыльную сторону ладони напротив губ, и чувствовать на ней, как изо рта порциями выходит воздух. Иногда для того, чтобы лучше ощущать выдох, приходиться поискать для ладони оптимальное положение, может быть, разместить ее у рта несколько снизу, напротив подбородка.

Признаки неправильного произнесения:

Ребенок может пытаться произносить звуки, как бы не выпуская их изо рта, как бы внутрь себя. При этом на лице у него, возникнет напряженное выражение, отражающее напряжения речевых мышц, с помощью которых ребенок не выпускает изо рта воздух. Губы будут либо в напряженной, как бы «прижатой к зубам» улыбке, либо будут стремиться сжиматься в «кружок». На каждый звук ребенок может слегка кивать головой, глаза могут быть «выпучены».

Для восстановления речевого выдоха можно использовать такой прием. Предложите ребенку после выдоха сквозь сомкнутые в правильном прикусе (но не сжатые) зубы всосать немного воздуха внутрь и потом его же выпустить наружу («процедить» сквозь зубы). То есть ребенок будет как бы,«гонять» один и тот же воздух со свистом и шумом туда и обратно. При этом он должен сосредоточиться именно на движении воздуха и чувстве холодка на зубах, а не просто автоматически дышать подобным образом. Можно подставить к губам ладонь — на ней будет чувствоваться выдох (а иногда и вдох). На фоне такого дыхания ребенок должен произносить звуки. Втянул сквозь зубы немного воздуха и на этом же воздухе произнес звуки.

В результате у ребенка должно получиться очень тихое, шепотное произношение звука [т],с легким свистящим оттенком. Должно возникать впечатление, что этот легкий, почти невесомый звук формируется исключительно на зубах, сам собой, практически безо всяких мышечных усилий. Воздушная струя должна тихо струиться между зубами, выходя изо рта.

2. ТРЕНИРОВКА ВЫДОХА НА ФОНЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКА [Д]

Звук [д] — звонкий, а при произнесении звонких звуков труднее сохранять правильный речевой выдох.

Правильное произнесение:

3 Ребенок должен произносить звук [д],прислоняя язык к зубам, практически там же, где до этого произносил [т].

3 Звуки [т] и [д] следует произносить попеременно — дтд] или [ттдд].

3 Нужно произносить оба звука в одном и том же месте, одинаково выдувая изо рта воздух на ладонь, звуки различаются между собой только отсутствием или наличием голоса. При этом звук [д] может звучать несколько глуше, чем обычно.

3 Звук [д] ребенок должен произносить несколько длительно, при этом будет появляться призвук звука [з].

3 Следите, чтобы при переходе с [т] на [д] ни один мускул на лице ребенка не дрогнул. Особенно следите за тем, чтобы он не округлял глаза.

3 Положите свою ладонь ему на шею спереди — при правильном выполнении упражнения, при переходе к произношению звонкого звука вы уловите некоторую вибрацию (именно дрожание, а не какие-либо движения или толчки).

Признаки неправильного произнесения:

· Шея у ребенка может утолщаться, и в ней могут ощущаться какие-то движения вверх-вниз или вперед-назад (это можно почувствовать, положив ребенку на шею ладонь). В этом случае нужно, чтобы ребенок, облокотившись о стол, положил подбородок себе на руки, «уронил» плечи, сделал «ленивое» лицо, то есть расслабил мышцы.

· У ребенка может повышаться голос. И при напряжении шеи и при повышении голоса ребенок должен понизить голос (скажите ему, что «произносить звук [д] он должен низким голосом, как медведь, а не пищать, как мышь»). Очень важно, чтобы звонкий звук не был громким (низким, но не громким).

· При переходе на звонкий звук ребенок может поднимать грудную клетку. Это можно почувствовать, положив ему руку на грудь под ключицами. Чтобы он это заметил, нажмите ему на грудь. Подъем грудной клетки всегда свидетельствует о переходе на ключичное дыхание, которое влечет за собой нарушение речевого выдоха.

· Ребенок может поднимать плечи. В этом случае он должен «уронить» их.

· При попеременном произнесении звуков д] между ними может вкрадываться гласный звук [ы] или близкий к нему звук — это говорит о нарушении речевого выдоха. Если заметите это, зажмите ребенку ноздри, возможно, вы даже почувствуете «носовое» звучание. При правильном речевом выдохе между звуками может быть только некий неясный, как бы шепотный гласный звук, фактически просто звук выдуваемого воздуха.

Date: 2015-09-17; view: 1490; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию