Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О к н о п к а х
Игорь Калинаускас * Самара 1991
- Какой критерий – когда включаешь сам кнопку или тебе включают? - Если бы я тебе нажал какую нибудь кнопку, без всяких критериев тебе будет ясно что это я ее нажал. Сам - это значит сам включаю, сам выключаю. Когда действительно хочу – начальник, хочу – подчиненный. Одинаково легко, легко не в смысле выполнения, а в смысле переключения. Хочу – зарабатываю много денег, хочу – нищий. Хочу – кайфую, хочу – живу без кайфа. Хочу – “не хочу”. Хочу – “хочу”. Такой, серьезный подход, он изложен в концепции потребностей, территориальный императив и регулирующие страхи. Вот этот образ четырех кнопок – это такой народный образ, фольклорный способ показать человеку насколько он питает иллюзию по отношению того, что он собою управляет, что он себе принадлежит. Возьмем такую сложную тему как отношение между полами и в более широком виде сексуальную проблему. Проблема в том, что сексуальная потребность не является чисто биологической потребностью, она постоянно находится в тесной связи с различными социальными потребностями – потребности в признании, потребности в статусе, потребности в “мы”, потребности в достижении, в самооценке. Т.е. там очень много повязано, в силу особенностей культуры, на этой потребности. И поэтому человек, как социальное существо, не автономен, как известно. Он сделан из людей и так сделан, чтобы взаимодействие между людьми могло происходить и в режиме отсутствия рефлексии. Это одна сторона вопроса. Вторая сторона вопроса чисто отношение с телом. Поскольку удовлетворение сексуальной потребности сопровождается чисто телесным наслаждением, там происходят разные процессы в нервной системе, в том числе и в мозгу – включается центр удовольствия. Это безусловное удовольствие которое ничем не обусловлено, чисто физиологически. Поэтому тут нужно иметь очень сложную систему управления, которая бы управляла с двух сторон. Т.е. с одной стороны управляла бы способами реализации потребности, чтобы понимал челове, что в данном случае сексуальная активность обусловлена недостаточной самооценкой или отсутствием признания, или потребность в безопастности – т.е. вот эту сторону. Четко понимать, что я на самом деле хочу, когда я говорю что я “хочу”. А с другой стороны возможности управления жизнью своего тела, т.е. биохимией, в основном, биоэлектрическими всякими процессами в теле и биохимическими – гормональными процессами. Конечно возможность управления телом это, кроме способов аскезы, т.е. подавления, у большинства людей просто никаких нет. Трудно найти, где же этому научиться, как управлять этим. Поэтому серьезным вещам людей начинают учить где-то после 30-35 лет, т.е. когда эта биохимия в нем отбушевала, когда она более-менее становится управляемой. Поэтому, будучи частью социальных потребностей, она, эта кнопка, включается различными силами находящимися вовне. Будучи частью биохимических процессов она включается при определенном уровне тестостерона в крови. Там есть еще такой очень древний механизм запечатления, который при определенном уровне гормональной активации включается. И тогда происходит, просто, вот это – увидел и все, и пошел, туда. Ну и сознание, то которое обслуживает наши потребности – транспланирует наше восприятие, начинает выделять определенные фигуры из фона, связанные с нашими потребностями и т.д. Что значит этим управлять? Это сложная проблема, над которой очень много работали в различных духовных традициях. Очень много этим занимались люди, профессионально посвятившие себя религии. И тут есть две крайние формы, наиболее извесна одна форма – это аскеза, подавление. По современным научным воззрениям подавление, не только научным, но и в духовных традициях это отмечалось, что, как говорил Раджниш – “ваши святые воняют”. Это очень трудно, аскезу сделать так чтобы она не произвела патологических изменений в психике. Для этого нужны очень большие знания в области диеты, методов самоочищения организма и методов того, что мы называем на самом деле пережиганием. В йоге очень много разработано различных методик управления биохимической составляющей этой кнопки, очень сложных и занимающих длительное время. Но, во всяком случае, люди утверждают, что есть живые носители этого знания и что этому можна научиться. Но, во всяком случае, на это уходит достаточно долгое время. Ну, скажем, мне понадобилось около восьми лет – на эту кнопку, чтобы полностью с этим разобраться. Следующая кнопка, такая трудно управляемая, это конечно, особенно в нашем советском обществе – это кнопка “начальник”, т.е. желание или быть начальником, или быть подчиненным. Ну, наиболее красивая иллюстрация – это швейцар и всякие вахтерши, лифтерши. Т.е. как они реализуют это вот желание власти, испытание властью. Что здесь? Здесь в традициях обычно используются быстрые переходы от ситуации учителя в ситуацию ученика, т.е. из ситуации скажем управления в ситуацию управляемого. И еще в некоторых традициях – сегодня ты профессор, завтра пришел гонец от мастера и он говорит: “свобоно место деревенского дурачка”. И через неделю ты уже в какой-то деревне местным дурачком работаешь. Потом только обвыкся, адаптировался приходит гонец от мастера и говорит: “вот свободное место старшего визиря нашего великого императора”. Через неделю ты уже старший визирь и т.д. Но таких традиций, которые это действительно умели делать, не так много. Но, во всяком случае, эти броски туда сюда, сознательные попытки перевести себя из разных состояний, это очень важный момент чтобы это спокойно так... потому что как включается кнопка “начальник”? Очень просто – дается человеку власть, какая нибудь. И все, человек уже теряет всякую устремленность, все то о чем он говорил. Он уже весь купается в этом, кайфует в этом, вообще забывает, зачем она ему была дана. Самоценное такое удовольствие, связанное с тем, что мы социально все не реализованные, винтики, шпунтики. Но есть более грозные формы, когда уже надо испытать на пределе. Ну, а кнопка “подчиненный”, т.е. второй вариант включения этой кнопки, тоже легкий - любая модель секты, со сладострастным подчинением лидеру, она тоже выявляет любителей. У кого включается эта кнопка от самого факта, что он при ком-то состоит. Что касается денег. Ну, ребята, тут простая ситуация. В тибетской одной книжке под названием “Океан удовольствия для мудрого” написано: “Богатства и изобилия, служащего пищей и удобрением для духовного роста, не следует избегать”. Человек боится денег, и начинает спекулировать безденежностью, превращает в деньги, психологические, сам факт своей нищеты - значит кнопка работает. Человек жаждет денег и под видом острой необходимости для духовной работы начинает выжимать нечесными, недоброкачественными способами из окружающих, пользуясь коньюнктурой рынка - кнопка работает. Человек не может дать, отдать кому-то деньги - кнопка работает. Человек не может взять деньги - кнопка работает. Деньги, вообще, очень интересная штуковина, которая психологически нагруженная и уметь с ними работать и по рабочему к этому относиться и легко переходить из состояния материальной обеспеченности в состояние “подайте Христа ради”, тоже очень важно. Кайф. Вот это, пожалуй, самая тонкая кнопка. Тонкая, потому что трудно улавливается рефлексия, наблюдение за собой. Что здесь имеется в виду. Мы все, как бы мы там не были пессимистами, скептиками, циниками все любим жить, пока живы. А раз мы любим жить, то, как говорят “хорошо жить не запретишь”, правильно? У каждого есть свое представление о комфортной ситуации. И естественно “рыба ищет где глубже, человек...”, ну правда не всегда рыба ищет где глубже. Это зависит от атмосферного давления, сорта рыбы и т.д. “...а человек где лучше”. Вот эта автоматическая реакция на плюс, идущий по четвертой функции ИМ, это тоже способ выловить эту кнопку. Ну, например, для меня большой кайф вкусно поесть. Я гурман. Ну, на уровне своей инструментальности я большой гурман и такой, очень придирчивый, вообще. Если я начну вам рассказывать, в вашей ситуации, о настоящей пище и вкусовых симфониях, я думаю будет не совсем способствовать процессу обучения. Что я делал, для того чтобы это не была кнопка, включающаяся без моего желания? Я учился легко уходить от ситуации, где мне предлагали такую пищу и легко приходить в такие ситуации. Я учился не тратить на это и учился тратить на это последние, скажем так, деньги. За три рубля такую пищу не купишь. Я учился есть все. Как только я обнаруживал, что я чего-то есть не могу, там типа, у меня были две проблемы в молодости – вареное сало и вареный лук. Вареный лук я не только научился есть, я его полюбил. Это одно из моих таких вкуснятинок. Вареное сало полюбить не удалось до конца, но я теперь знаю как его нужно оформить, чтоб полюбить. Вот это у меня. Есть люди которые кайфуют на музыке. Очень опасный кайф, потому что музыку очень легко превратить в наркотик. Т.е. кайф это состояние блаженства без всякой для этого работы. Вообще все можно превратить в кайф, как известно. Боль можно превратить в мазохистский кайф. Можно кайфовать от того, что голодный и вот так в голове - иу иу уи. Кайф это суррогат радости. О, нашел точное выражение. Кайф это суррогат, подделка. Радоваться не умеют зато кайф ловить умеют. Не путаете с кейфом. Есть тонкая наука кайфа. Вот у нас даже один человек претендует на то чтобы когда нибудь стать мастером, автором пути кайфа. Но, че-то я последнее время за ним наблюдаю, что он как-то забыл об этом. Уровень притязаний и уровень требований начинают не совпадать и он начинает сдаваться, отказываться от этой мечты, чтобы как-то самооценку не занизить слишком. А включается он очень здорово. Еcть кайф от того чтобы умно поговорить, неважно о чем, неважно зачем, важно чтобы не понимали. Ну, вот это подробнее о четырех кнопках.
Date: 2015-09-17; view: 265; Нарушение авторских прав |