Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Советская Беларусь в условиях новой экономической политики и строительства социализмаВ межвоенный период (20 - 30 гг.) общественно-политическая жизнь в республике, как и во всей Советской стране в целом, была полна противоречий, тесно связанных с социально-экономическими процессами, которые происходили в те годы: трудовой энтузиазм сочетался с его страхом перед беззаконием; стремление строить социализм и лишения; обращение к народу и рост бюрократизма. Строился социализм так, как понимали его руководители государства в 20-ые гг: 1) тотальное обобществление; 2) ликвидация собственника вообще; 3) создание глубоко идеализированного общества. Эту мысль чётко выразил секретарь ЦК ВКП(б) В.Молотов: «Ведь в чём, собственно говоря, заключается социализм, – управлять государственным хозяйством». На практике постепенно устанавливалась атмосфера всеобщей подозрительности, произвольное толкование законов, повсеместно выживались «враги», поощрялось доносительство. Происходила методическая и массированная обработка общества, направленная на то, чтобы воспитать послушных исполнителей, укоренить мысль о безгрешности и безошибочности высшего руководства страны. В обществе были созданы условия, когда грубо игнорировались права человека. В условиях НЭПа (до конца 20-ых годов) в республике наблюдался общественно-политический подъём: 1) повсеместно отмечался яркий оптимизм в успехе социалистического строительства; 2) расширилась компетенция Советов как органов власти, активно вовлекались трудящиеся в работу местных Советов; 3) проводилась административно-территориальная реформа; 4) в 1927 г. принята новая Конституция БССР, провозгласившая курс на демократизацию; 5) происходил процесс образования СССР; 6) политическая амнистия 1923 года. В целом в середине 20-ых годов в общественно-политической жизни существовали и боролись две тенденции – курс на демократизацию в условиях НЭПа и продолжение курса политики военного коммунизма, тенденция монополизации КПБ всей политической жизни. С победой сталинской линии в ВКП(б) в общественно-политической жизни республики: 1) усилилась директивная система управления; 2) возросла роль партийно-государственного аппарата; 3) система законов подгонялась под линию партии; 4) страна стала жить в условиях силовых методов решения политических задач, начинается период массовых репрессий; 5) руководители, имевшие свою точку зрения, порой несоответствующую официальной политике, прежде всего люди образованные и честные, преследовались и сурово карались. Грубые нарушения прав человека объяснялись сталинской теорией об обострении классовой борьбы по мере движения к социализму. Это положение вождя стало теоретической базой массовых необоснованных репрессий. В Беларуси, как и в целом по СССР эти деформации в политической жизни прикрывались видимостью демократии, обращением к массам. Следует отметить три устоя, на которых сформировался сталинизм: 1) абсолютизация и догматизация марксизма; 2) создание разветвлённого административного аппарата (тотальная бюрократия); 3) абсолютизация насилия. В Беларуси политические репрессии начались уже в конце 20-ых годов. По обвинению в так называемом национал-демократизме начинается процесс уничтожения национальной творческой интеллигенции. Потом очередь дошла до всех участников в белорусском национальном движении. В1930-31 гг – дело о "нацдемовской контрреволюционной организации". Потом процессы над участниками исторических «Объединённого антисоветского подполья», «Белорусской народной грамады». Шёл постоянный процесс поиска «врагов» и «вредителей». В БССР до войны было уничтожено примерно 250 тысяч человек. Столько же сослано в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. Страна жила в атмосфере страха и подозрительности. Массовые репрессии были вызваны: 1) устранением "опасных" для режима деятелей; 2) стремление удержать власть с целью реализации идеалов (в сталинском понимании) социализма; 3) свалить на невиновных провалы в экономической и социальной политике; 4) держать в повиновении народ (выросло новое поколение); 5) иметь бесплатную рабочую силу для реализации грандиозных проектов. В 30-ые годы в стране сложилась система, которая называется «административно-командная» (разновидность тоталитаризма). Для неё характерны: 1) единая официальная идеология; 2) единая массовая партия; 3) монополия партии на государственный аппарат и информацию; 4) полицейский контроль перерастает в террор против личности; 5) вождизм. Были конкретные причины формирования такой системы. Объективные: 1) низкий уровень развития капитализма в России до 1917 года; 2) подавляющее большинство крестьянства в населении страны, которая имела низкий уровень грамотности и культуры; 3) отсутствие демократических традиций; 4) стремление большей части населения к сильной власти как заступнице. Субъективные: 1) утверждение однопартийной системы; 2) отсутствие четкой концепции строительства социализма; 3) всевластие и бесконтрольность государственного и партийного аппарата; 4) неограниченная власть и обожествление И. Сталина; 5) ликвидация всех лиц и форм оппозиции; 6) умелое манипулирование массами, эффективная партийная пропаганда и агитация; 7) низкий культурный и образовательный уровень руководителей, особенно местного звена (даже среди секретарей райкомов и горкомов в конце 30-ых годов 70% имели начальное образование). Таким образом, к концу 30-х годов в стране была реализована сталинская модель государственного социализма. Труженик был отделен от результатов своего труда. Всё было обезличено. К минимуму были сведены товарно-денежные отношения. Вместе с тем, в результате осуществления индустриализации значительно выросли производительные силы. Планирование народнохозяйственной деятельности на всех уровнях – от общества в целом до отдельного предприятия, распределение по труду и с общественных фондов потребления, общедоступность социально-культурных благ, коллективная организация труда. Всё это дало возможность внушить народу, что победил социалистический строй, и массы трудящихся, видя реальные перемены, верили этому, принимая деформированный социализм за действительный.
|