Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектурные особенности





Спасский собор представляет собой одноглавый четырехстолпный белокаменный храм на высоком подклете. Его фасады традиционно разделены на три части.С востока расположен троечастный алтарь, по центру других фасадов расположены перспективные порталы. Собор Спасо-Андроникова монастыря резко отличается от других собор своим усложненным построением: углы его четверика значительно понижены и крестообразный объем со сводами, скрытыми за килевидными центральными закомарами, четко выделен. Этот объем несет четырехгранный постамент с трехлопастным завершением каждой грани, на котором стоит восьмигранник, увенчанный главой на стройтном барабане. Переходы от "креста" к постаменту смягчены постановкой убывающих по величине снизу вверх килевидных кокошников. Изнутри эта композиция образована ступенчато-повышенными подпружными арками, следовательно она не декоративна, а конструктивна. Построение композиции здания таково, что все эти понижения и повышения объемов, полуокружности и четверть окружности кокошников-закомар находятся в полном подчинении центральной оси постройки. Именно эта пирамидально поднимающаяся уступами вертикаль и является главным элементом художественного облика собора. 
 Той же идее подчинен и интерьер храма. Его пространство не загромождено хорами. Оно логисно нарастает от более низких углов к ступенчато повышенным средним сводам, а от них к еще более повышенным подкупольным аркам и, наконец, устремляется в подкупольный световой барабан. Широко расставленные подкупольные столбы (они соответствуют наружным лопаткам) не мешают воспринимать это пространство целиком, где бы мы ни встали. Оно равномерно освещено, так как окна размещены в трех регистрах: в стенах основного четверика, в центральных закомарах и в барабане. Все это сообщает интерьеру дух рациональной организованности и ясности, а если учесть отсутствие княжеских хоров, то и "демократичности". 
 Перспективные порталы не сохранились и были восстановлены при реконструкции 1950-1960-х годов. Они сделаны по аналогии с порталами Звенигородского Успенского собора, причем габаритная ширина обрамления взята по археологическим данным, а остальные размеры - сооответственно пропорциональному отношению их к ширине портала. Лестницы ведущик к порталам также восстановлены при реставрации. Древние окна на всю высоту сохранились только в средней апсиде, где была утрачена лишь часть их наружных откосов при переоблицовке стены. В боковых делениях северного, западного и южного фасадов верхние части окон восстанавливаются по уцелевшим с внутренней стороны стен перемычкам. 
 Пропорции барабана восстанавливались из соотношения высоты барабана к его нижнему диаметру, свойственному раннемосковскому зодчеству (оно близко к единице). Барабан, прорезанный восемью окнами, завершается восемью окнами, завершается полусферическим сводом и шлемовидной главой, сделанной непосредственно по куполу. 
 В росписи собора принимал участие Андрей Рублев. К сожалению, от рублевской росписи сохранились очень небольшие фрагменты - на косяках алтарных окон. К тому же это не фигурная роспись, а чисто орнаментальная. По голубому (ныне почерневшему) фону идут один за другим крупные, светлые, четко нарисованные круги с самым разнообразным орнаментальным заполнением в виде "розеток", но не обычного растительно-цветочного типа, а скорее полугеометрического. То это пересекающиеся круги, то опирабщиеся на окружность маленькие полукруги или "лунницы", то замысловатые гребенчатые формы. В эти стилизованные мотивы введены и реальные, например трилистник, листья, напоминающие мать-и-мачеху, наконец, длинные тонкие усики. Но и они останавливают внимание не столько своей естественностью, сколько фантастичностью рисунка.

74. Богоматерь Максимовская", ок 1299-1305гг

Новые стилистические особенности более последовательно, но и сдержано появляются в этой иконе. Она находилась в Успенском соборе во Владимире, при гробнице митрополита Максима и есть легенда, что она написана в память о переезде Максима из Киева во Владимир в 1299г и о переносе им митрополичьей кафедры, в связи с разорением Киева.

Возможно, она была написана ближе к его кончине в 1305г.

 

-Отличие иконы от остальных произв 13в - состоит в объемности фигуры Бг-ри, тяжести крупных складок одежд, в пространственности композиции, особенно сказавшейся в расположении фигуры младенца Хр. Благодаря узкой доске - это особенно заметно.

 

иконография уникальна: справа, внизу на башне представлен митрополит Максим. Хр дает ему свое благословение, а Бг-рь епископский омофор (\\намек на иконогр Николая Мирликийского)

Иконографическая программа, уподобляющая русского митрополита св.Николаю(велик христианскому епископу) создана во Владимире, при заново организованной там митрополичьей кафедре

 

"Бг-рь Печерская. Сер13в.

из Свенского мн-ря близ Брянска.

Происходит из Печерского мн-ря в Киеве(согласно преданию)

На высокой аркаде в центре изображена Бг-рь с младенцем, по сторонам и несколько ниже - крупные фигуры Антония и Феодосия, которых благосл Хр(из поклонен волхвов)

такой тип изображения с ктиторами - Византия, Киев, Волотово

(возможно они стоят перед изображением Бг-ри, например перед мозаикой в апсиде)

Преподобные указывают на Бг-цу как на покровительницу мн-ря

в руках у них свитки с текстами монашеских наставлений, а также указующие жесты делают преп похожими на пророков, возвещающих явление Бг-цы и Хр.

портретные черты

75. Искусство Москвы первой половины 14 века.

В Москве после каменного Успенского собора 1326-1327гг, явившегося осуществл замысла митр.Петра и Ивана Калиты, кн продолжает начатую программу при поддержке митрФеогноста, формируется ядро московской школы:

-ц.Ин Лествичника (предшественница хр с колокольней "Иван Велик),1329г

-1330г ц.Спаса Преображения на княжеском дворе

-в 1333г Арх Михаила собор

-храм богоявленск мн-ря за пределами кремлевских стен

 

в 1340 над росписями этих храмов энтенсивно работали художн.

 

памятники моск иск-ва:

-Спас Ярое Око, усп с м кр

создан в паломистской среде, тема Хр - Страдающий

активная пластика, появляется движущийся свет - подчеркивает страдание

отклик на палеологовское иск-во

-Троица ВЗ,Усп соб

Тихона Фелатьева, 1701г

подчеркнута пространственность, видно, что ангелы сидят именно вокруг круглого стола (//ростово-сузд памятники, волотово)

он как бы раздвигает фигуры и придает композиции нагруженность

тема торжества, триумфа, великолепия небесного мира - здесь раскрывается особо тонко

поднятые крылья ангелов - акцент темы

контраст масштабов небесного мира и земного(Авраам и Сарра)

скульптурная весомость фигур - античные мотивы приходят в русское иск-во через византийск образцы

схематически выточенные объемы, упорядоченные контуры - наоборот отход от классич форм

-сийское ев-е апракос, 1339г, заказ кнИван калита

от 13в яркость, украшенность, приземистость фигур

поклонение волхвов (разномасшт -13в, пространственность - 14в)

прощание с ап-лами

76. "Византинизирующее» направление новгородского искусства первой половине 14 века.

 

Эпоха связана с активной деятельностью архДавида(1309-25),

чуть позже Моисея (1326-30 - покидает кафедру - 1352-59) и Василия(1331-52)

направления:

-ориентация на виз живопись 14в, отдельные иконы+приезд греч мастеров

1308г Иссая Гречин расписал ц.Входа Г в Иерус

 

-палеологовские мотивы получают местную интерпритацию - почвенное направление(архаическое, иск-во яркое)

в 14 веке в Новгороде фреска была более византизирующей, чем икона и миниатюра

придворных заказов не существ - князья теряют значимость

 

сначала появляются единичные произведения, свидетельствующ о русско-византийских контактах, затем приглашаются целые группы виз мастеров.

однако, живопись новгорода не теряет свое своеобразие: в ней сохраняется героический тон, накал эмоций, сила и активность воздействия, твердость формы (а жив сев-вост руси - напротив полна поэтичности, размышления, полутонов)

 

-СвГеоргий.ГТГ из юрьева мн-ря, поновл в 14в лик

небывалая объемность, скользящие лучи света оживили, выражение сосредоточенной решимости

-хлудовская псалтирь, кон 13-нач 14в

более высокого кач-ва 2 миниатюры:

Давид, составляющий псалтирь (уподоблено муз произведению)

написание ц.Давидом псалтири

явление Хр женам мироносицам

разномасштабность, условный пейзаж, фон однотонный, декоративность - 13в 14в - фигура Хр,объем(//Кахрие Джами образ Спаса из Сошествия)

-васильевские врата 1335-36 для софии новгородской по заказу Василия

год, когда присылают Вас белый клобук, в византии - соборы против жидовствующих еретиков -все находит отражение. библейские, фольклорные мотивы. В 16 в дополняется фигурой Предтечи

-праздничный ряд софийского собора, ок 1341г

располаг под архитравом, написан при участии греков

угадывается 3 мастера:

1 - возмжн Иссаия Гречин выбирает самое основное, малофигурн композиции

2мастер - сцены наполненные, 2х мерное построен композиции, регистровая структура, контрастные отношения, самый консервативный мастер

3 мастер более прогрессивный, пространственность, событийность выходит на первый план

-хлудовское ев-е 1330-40г

-царские врата из собрания Лихачева

 

РОСПИСЬ:

к сер века был сделан первый слой в хр Успения на Волотовом поле, построен при Моисее, в алтаре была сделана сразу фреска в рамке: чаша на престоле, 2 ангела, Вас Великий и ИнЗлатоуст

движение, замкнутость композиций

77. Эпоха связана с активной деятельностью архДавида(1309-25),

чуть позже Моисея (1326-30 - покидает кафедру - 1352-59) и Василия(1331-52)

направления:

-ориентация на виз живопись 14в, отдельные иконы+приезд греч мастеров

1308г Иссая Гречин расписал ц.Входа Г в Иерус

 

-палеологовские мотивы получают местную интерпритацию - почвенное направление(архаическое, иск-во яркое)

в 14 веке в Новгороде фреска была более византизирующей, чем икона и миниатюра

придворных заказов не существ - князья теряют значимость

 

почвенное направление опиралось на иск-во 13в. Народный слой:

-Никола Мироликийский с житием. Русск муз

напоминает деревянную скульптуру

главное - выразительность

-чудо Георгия о Змии из собрания Погодина, русск муз

!Самая ранняя житийная икона Георгия

эмблематичность, застылость (//фреска из Старой Ладоги)

-введение Бг-цы во хр, с.Крива сев Двина

-сошествие во ад

-рождество Бг-цы

Date: 2015-09-05; view: 277; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию