Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы храмов, возникших в Пскове в первой половине XIV века
Псков - близко к западу, постоянная борьба; упор на оборонительную арх-ру чисто каменные сооружения Псков воспринял Виз стиль, заимствования из Новг и сохранил местн традиции Ин мн-рь и Мирож - 2постройки 12в 3 постройки 13-14вв 14-15вв - золотое время ничего не сохран 2 пол 15в - несколько каменных 16в - много каменных С 1136года прерывается великокняжеское строительство в Новгороде и начинается строительство в Пскове. Продолжается строительство с возвращением в Новгород Нифонта(1131-1156). в ЭТО ВРЕМЯ Псков и Старая Ладога представлял из себя оплот язычества, двоеверия. Нифонт по каким-то причинам не может начать строительство с центра – с кремля, выбирает окраины и строит монастыри – Мирожский и Иановский. Особенностью псковской ситуации было то, что он не имел собственного князя. И благодаря такой ситуации он его получает, правда Всеволод Мстиславович правил очень мало – всего 4 месяца. Он становится небесным покровителем Пскова. До этого каменного строительства в Пскове не было. 3 типа храма в Новгороде: закомарный, 3х лопостной, многолопостные арочки (//Федора Стр на ручью) С этого времени кладка полностью каменная. -Снетогорский мн-рь. Соб Рождества Бг-цы 1310г строится, 1313 - расписан образец - мирожский собор высокий ранг этого мн-ря особенности: подкупольный квадрат 4 метра - сумма ячеек, выделяется апсида, гладкая стена (//Спас на Ковалеве) бегунец+поребрик 1 храм без плинфы
подражательный характер Снетогорского собора очевиден в форме кубического четырехстолпного четверика с большой апсидой в центральной части на востоке и резко пониженными, подчинёнными ей боковыми апсидами. Широкий барабан первоначально был увенчан шлемовидной главой с оригинальным стрельчатым аркатурным поясом, покрытие сводов было позакомарным (ныне четырехскатное). В западной части четверика, как и в Мироже, были замкнутые угловые камеры второго яруса. Поздние пристройки галереи и паперти, изменение формы главы не затемняют главного: древний собор сознательно воспроизводил и закреплял греко-византийскую традицию. Однако, именно Снетогорский храм становится родоначальником собственно псковской школы: здесь работают свои мастера и впервые в церковном зодчестве используется местный материал — известняковая плита (без плинфы). Это изменило формы храма, сделало их легче, подчеркнуло рукотворность; здесь нет мирожской строгости очертаний; в интерьере ощущается изменение размеров: меньше подкупольное кольцо уже — барабан.
-ц.архМихаила с Городца (Кончанский храм) проблема повышенных подпружных арок закомарное покрытие - Ковалево в Новгор
-Никольская ц, Изборск 2четв 14в 4х столпный, одноглавый, это 3 тип особ: все угловые ячейки имеют двухэтажное заполнение - признак псковского иск-ва исток - Мирож и Снетогоры, в Новг - 2пол 14в
Не было общежитных мн-рей, они были пригородные. 67. 2пол 15в - нач16в -Успенская ц Мелетово 1462 - 63гг на портале надпись, заказчик Яков Кротов (1 из) 4х столпн интересная форма апсид !!!1 храм из сохранивш, где используются подпружные арки (считают, что идея повыш подпр арок - московская) 16 скатов, 8 гр барабан, 32 скатное покрытие в Пскове это называется системой ступенчатых сводов
-Спасо - Елеазаровский мн-рь - первый общежительный особенные лопатки, зубчики, общая бровка, круглые бровки
-ц. Козьмы и Дамиана с Горимостья аналогичен по плану на апсиде - валиковые разводы (как в Новгороде) повышенные подпружные арки, псковская орнаментика,, простота
1471-83 - перерыв в строительстве, возможно псковских зодчих вызывали в москве, они построили: -Духовская ц Троице-Серг мн-ря -2 хр в моск кремле: Ризоположения и Благовещения 1484 - 89 повыш подпр арки -ц.Ин Златоуста с приделом Тимофея, монаст церковь -Ц.Сретения на поле, мон ц
-ц Георгия на Взводе, 1494г.Псков храм более изящный - московское влияние, здесь нет подпр арок -ц.Варлаама Хутынского, пониж подпр арки -Ц.Богоявления с Запсковья 1496г !!!!1 храм с повыш подпружн арками и 8ми скатным покрытием. Сложился новый тип Псковского храма ассиметричная звонница углы заполнены столпы на колоннах, много пристроек, особой формы арка^Звонница-16в
-ЦВасилияна горке. Тот же тип -Ц.Успения с Парома 1521г -цНиколы с Усохи 1535г, есть пристроенная часовенка, обрезанные лопатки и не заполненные углы!(моск влияние) -Хр у Пролома. 2 храма слиты -Трехсвятительский собор Елеозарова мн-ря -ц.Петра и Павла. керамич пояса -цНиколы в Любятове -Крыпецкий мн-рь, столпообразный храм -крепость псково-печ мн-ря. Звонница 68. Каменное строительство в Москве начинается одновременно с ее усилением при Иване Калите. Развитие московской культуры прочно опирается на владимиро-суздальское наследие. Первые каменные постройки - Успенский собор (1326), собор Спаса на Бору (1328-1330), Архангельский собор (1333) и церковь-колокольня святого Иоанна Лествичника (1329) были сосредоточены в Московском Кремле. Все эти сооружения были белокаменными, продолжая владимирскую строительную и художественную традиции. Кроме каменных храмов было создано и множество деревянных сооружений, в том числе дубовая крепость Кремля. Успенский собор - четырехстолпный трехпритворный храм, точно повторяющий план и конструкцию собора в Юрьеве - Польском (1230-1234). Архангельский собор и храм Спаса на Бору были, видимо, обычными четырехстолпными храмами. Последний был вскоре дополнен притвором и приделом, которые определили асимметричную композицию здания. Только развитая владимирскими зодчими резная декорация фасадов не нашла продолжения. Но в соборе Спаса на Бору, судя по найденным резным камням, место аркатурного пояса заняла тройная лента плоской орнаментальной резьбы, напоминающая резные доски, нашитые на фасад храма. Церковь святого Иоанна Лествичника имела необычную композицию. Это был высокий столпообразный храм со звоном наверху, игравшим еще и роль дозорной вышки Кремля. В 1367 году Московский Кремль был расширен, построены каменные стены и башни. 69. (пилонный тип по Закроевскому) появляется этот тип в определенное время и исчезает(проблема датировки) в 70е гг 14в, строители в свите Киприана (по Альтшуллеру)
-ц.Свят.Николая в с.Каменском. четверик, 3 апсиды в плане, подпружные арки опираются на пристенные опоры такая конструкция храма позволяет небольшой храм перекрыть большим куполом. выше - конусообразный свод и барабан. Были найдены обломки келевидных закомар (ложных) стена не делилась пилястрами закомарный портал кладка получистая, но архит детали очень точные и четкие это разновидность крестово-купольного храма (по ильину: это монастырский тип храма
-ц.Зачатья Ин.Предтечи в с.Городище кладка получистая на сев стене - изображение зверушки(возможно василиск//хрПокрова на Нерли или Дмитр соб во владим)
-на уровне археологии: -собор Рожд Бг-цы Бабрениева мн-ря -Богоявленский собор Староголутвина мн-ря -первый Благовещенский собор (сер60 строит-во стен моск кремля-1393гг) работа Андр.Рублева в 94г - княгиня Евдокия строит свой домовой храм, а княжеский должен быть построен раньше(?) простоял мало, в 1466 уже строится 2 Благовещ собор.
70. -ц.Воскрешения лазаря (или ц.Рождества Бг-цы на сенях), 1393г. На территории московского кремля кн.Евдокия, жена Дмитрия строит свой домовой храм. Возможно, по факту куликовской битвы. Церковь 1393-1394 годов сохранилась до половины высоты стен (до хор) с главным порталом и частью окон. Это была четырехстолпная трехапсидная церковь, построенная из белого камня. Круглые в плане западные столбы несут сводчатое перекрытие хор. Архитектура храма сочетает в себе черты владимиро-суздальской (круглые столбы, обрамление портала, лопатки) и раннемосковской (килевидные завершения портала и ниш, окна-розетки) архитектурных школ. В 1395 г. храм расписывали Феофан Грек и Даниил Черный с учениками[3]. - собор Успения в Городке в Звенигороде. прим в1400г 1374г - род. 2 сын Дмитрия - Юрий Звенигородский, до 1425г -проживает в Звенигороде Сергий Радонежский крестный отец. кладка с забутовкой 4х столпный - проблема уравновешивания масс, 3хапсидный, крестово-купольный увеличение зап членения, уменьшение восточного(Новгород) передвижение лопаток делают очень большую пониженную апсиду - отказ от совпадения внешних и внутр членений купол не по центру - смещение на восток восточные столбы смещаются к алтарю - вогнутая линия иконостаса таким образом 9-ти дольная система сохранена - система смещенного соответствия внутренних и внешних членений храм с хорами келевидные закомары !храм с повышенными подпружными арками барабан обрамляют какошники по 4-м углам поставлены также келевидные формы, смягчающие переход завершения к куполу пояс членящий фасад на 2 части окна келевидной формы, келевидный портал зап стена - 2 розочки (это окна для освещения хор) храм относят к княжеским постройкам перспективный портал с дыньками резные пояса: большая простота наружной обработки по сравнению с Влад Сузд 2 ряда на апсидах и барабане капители - в виде призм, впервые появляется двойной момент жгута полочки с орнаментом на разной высоте внутри: окна и портал - не по центру 71. 1422-23гг монастырский тип храма (как Саввино-Сторожевский) строится при непосредственном участии Юрия Дмитриевича 4х столпный, 3х апсидный, белый камень тот же принцип, что в звенигороде - центр купола ровно делит фасад пополам, портал сдвинут (в Звенигороде не прочитывается это снаружи), сплошная стенка иконостаса, хор нет имел кокошники вдоль барабана (//Звенигород) наклон стены апсиды сделаны как бы с утолщением поле верхних закомар обрезано уступом орнаментальный пояс: пальметты и !мотив креста (христианские символы на стенах) повышенные подпружные арки !появляется над зап дверями надпортальный киот. Предполаг, что была фреска троицы) портал с дыньками на стенах др кладка - надсечки 72. 1405 или 1420гг монастырского типа ??4х столпный - проблема уравновешивания масс, 3хапсидный, крестово-купольный?? отличается от Успенского храма в Звенигороде: закомары более остро выражены, мощная гладь стен, строит др артель орнаментальный пояс пересекает лопатки сужение восточных членений фасада - старый принцип полуколонки на апсидах южн фасад: лопатки более грубые, окна расположены треугольником с зап стороны наиболее древняя часть пояса пропорции:более приземистый в рисунке пояс повторяется, но одной ширины полочки - более графично выполнен(в ц.Успения - живописно) +дополнительный растительный декор на зап стене - жгутовая плетенка перспективный портал с дыньками хор нет !!!!появляется сплошная стенка иконостаса, сделанного изначально. Зарождение традиции высокого иконостаса(//Троицкий собор троиц-сергиевой лавры) -Рублевский Деисус, возможно происходил из этого храма -но фресковая живопись тогда будет закрыта
73. Первонач был деревянный Строится при игумАлександре (1410-1427) и Андрее Рублеве -после работы над Троицким собором (1425-27) по Брюсовой 1400 - менее вероятная дата особенности: углы четверика понижены(//Спасский собор в Чернигове+Псков и Новгород). Средние части почти в 1,5 раза больше, чем угловые Повышенные подпружные арки квадратный постамент под арки 3х лопостное завершение, а над ним - ложные какошники в боковых апсидах - прямые лопатки, в центре - вогнутые кладка: многие камни вторичного использования, порталы востановлены по аналогии со звенигородскими
фрагменты резьбы спасского собора: рыба, змееборец(возмжн Георгий или связывают с Юрием Звенигородским) предполаг, что была алтарная преграда с такой резьбой (//балканское зодчество) базы полуколонки оказал важную роль на московскую арх-ру, пойдет в 16 век
Date: 2015-09-05; view: 433; Нарушение авторских прав |