Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ц.Параскевы Пятницы в Чернигове





1200г

видимо это не княжеский заказ

здание 4-х столпное, 3хапсидное, одноглавый храм с 3входами и лестницей на хоры в зап стене, без притвора.

 

новшество:

-повышенная подпружная арка – арка, верх которой располагается выше, чем верх примыкающего к ней свода.

Впервые видим башнеобразную форму храма, которая обоснована конструктивно

 

декор: меандр, бровки, сеточки, ниши, бегунец, поребрик, полуколонки на апсидах.

 

26. Проискодит окончательное формирование того типа храма, который даже связывают с Новгородск арх-рой.

1136-1152 – псковское зодчество

в 1152г эта же артель перемещается в Старую Ладогу.

Стар Ладога, как и псков был оплотом язычества, поэтому Нифонт направляет и сюда свою деятельность строя мн-ри(после его смерти было постр 5-6 церквей, т.е ок 10ка церквей и несколько мн-рей, в 69г артель возвращается в Новгород)

 

Первая церковь как считается, которая была построена в Старой Ладоги –

-- Ц.СВ.Климента. 1153г. С одной стороны следует на первом этапе традиции антоньева мн-ря(без нартекса и лестн башни), с др строят с учетом Мирожского собора – сразу строятся угловые членения, строится нартекс, хоры становятся ПЭ-образными. Зап пара столбов имеет квадратную форму, а восточные столбы представляли собой углы.

Лестница в толще стены (//из ц.Иоанна Предтечи)

 

-- Ц.Успения, считают что была построена следом.

Был впервые сформулирован тот тип храма, который был принят за основу новгородского зодчества.

Сразу строятся хоры, строятся каменные приделы, нет нартекса(больше видеть его не будем), ---возникает проблема равновесия масс, меняется ориентация сводов (раньше Восток-Запад, то теперь меняется и зап часть обосабливается. В это время страшный суд начинает появляться на зап стене) – таким образом, западная часть выделяется и сюжетно, и чисто конструктивно.

Окна: пирамидальное расположение, в боковых пряслах – строчное. Восточное прясло уже. Полукружие закомар – двухуступчатое – это фактич единственный декор.

Очень мощные лопатки, которые создают очень рельефную игру света и тени. За искл аркатуры и на зап фасаде – ниши для росписи. Накладные кресты, голгофы(смоленский собор). Хоры занимали только зап членение храма, боковые части опирались на своды имели хар-р замкнутых часовен, а средняя часть – открытый балкон на балках. Кладка: чередование плинфы и известковой плиты. 3ная композиция окон.

4х столпный, без нартекса, в зап части хоры, ход внутрестенный, боковые части хор – опираются на хоры, средняя – балкон, одноглавый.

-- Георгиевский храм, 1160г.

2 этапа строительства: строится на старой крестообразной основе. Пирамидальное располож окон, деревянный настил. в целом эти 2 храма оч похожи.

на сев фасаде нет окон, барабан немного смещен. Зап прясло шире восточного.

После этого монументальное зодчество прекращается и артель перемещается в Новгород.

27. Нашествие монголо-татар не нанесло Новгороду такого сокрушительного удара, какой потерпели города Владимиро-Суздальской земли, однако оно имело существенные последствия для развития новгородской культуры. Достаточно сравнить мрачное затишье, наступившее после 1240 года, с той бурной строительной деятельностью, которая шла в Новгороде и его пригородах в конце 12 - нач. 13 века. Новгородские летописи с 1240 года до начала 90-х годов 13 века упоминают о строительстве только трех церквей, причем из дерева. Зато крепостное строительство той поры было значительно оживленнее в связи с усилившейся опасностью с Запада.

28. Владимиро –суздальская Русь. В 10в существует 1 центр – Ростов.

Владимир Мономах начинает здесь свою деятельность.

Основывает – Ярославль, крепость в Суздале, Владимир.

Первый самостоятельный князь – Юрий долгорукий.

Строительство при Владимире Мономахе(1113-1125):

-собор Рождества Бог-ри в Суздале, 11-12в, ок 1101г.

4хстолпный, с нартексом, кладка опусмикстум – говорит о том, что сюда пришли киевские мастера

-Успенский собор в Ростове (нет однозн подтверждения существ ли он)

-ц.спаса на Мономаховом дворе во владимире, 1108(местонах не известно)

Стр-во при Юрии Долгоруком:

-Собор Спаса-Преображения в Переясл Залесском.1152г

Попытка уравновешивания масс.

4х столпный, без нартекса, с хорами по линии отлива (отлив – косой срез стенной поверхности)

а равна 5метрам – размер подкупольного квадрата вместе с толщиной столба; высота храма 2а.

Сокращенный тип храма.

Мастера держались принципа совпадения внутренних членений пространства и внешних членений фасадов зданий. Фасады снаружи выявляют скелет здания изнутри – фасадные лопатки находятся напротив подпружных арок; закомара – щековая стена целендрического свода. Это система совпадающих членений.


Окна – узкие, щелевидные по одному в каждом прясле, 2х уступчатые лопатки. Практически отсутствует декор - Поребрик, резной полувал, аркатура над апсидой(романская черта).Глава – поребрик, городки(поздние).Киевская традиция традиция расположения окон по центру апсид. На фасаде возникает игра света и тени – мягкий идеал красоты без рескостей и контрастностях.

Техника кладки: из белого известняка 2х рядов, между ними забутовка. Белокаменное стр-во это тоже романская черта(//Галич), декор (орнаментального или зооантропоморфного типа), перспективные порталы.

 

-Ц.Бориса и Глеба в Кидекше,1152г.Храм пригородной усадьбы, загородной резиденции Юр.Долгорукова. Здесь были оборонительные валы – храм-крепость.

Храм – усыпальница, домовая церковь

1вый храм в сев-вост Руси посвящ этим святым(//чернигов).

4хстолпный, на отлив вносится аркатура, вход – портал(пространство, тема узких врат), дополнительные уступы.

На зап стене сделана разгрузочная арка(существует лишь в некоторых постройках в Италии) игра с поверхностью

Существовал пояс из городков

Много сохранилось графити

Остатки росписи в алтаре

-ц.георгия во владимире на дворе Юрия Долгорукого, 1152г

-ц.гергия в Юрьеве-Польском

-ц.Спаса, Суздаль,1152г

29. 1125г – роспись. Этот храм повлиял на дальнейшее развитие арх-ры.

Строился в 2 этапа: 1117г – 1этап (4х столпный, без нартекса, без башни)

1119-1122 – 2 строительный период.

Встречаем алтарную преграду, которая целиком закрывала алтарь.

общая высота – 7м. Тимплон и барьер находились на разных уровнях – таким образом иконы не могли быть там установлены. Над балкой тимплона, возможно были изображения херувимов.

Предполагают, что было 3 мастера: один смотрит вперет, др назад(связан с традициями предшествующей эпохи), третий так себе

· фрески предалтарных столбов:

-северный, летящий архангел из «Благовещения», в нижнем ярусе изображения св.целителей - Св.Кир(монах) и Иоанн (воин)-расположены по сторонам от алтаря. Исцеление проповедью, они зовут к небесной Трапезе. Плоское изображение всего тело, а лики и руки – очень объемно(момент хар-н для монашеского иск-ва, желание изменить материю, тело)

-западный, Бгм-ри из «Благовещения», в нижнем ярусе изображения св.целителей – Флор и Лавр.

«Благовещение» - ориентация на иск-во, которое пришло из Киева. Все тонко, изыскано, тяготение к 3-х мерности, желание сделать фигуру уравновешенной.

Во всем присутствует дух классики. Бг-рь напоминает фреску из Златоверхого мн-ря.

Некоторые видят перекличку с образом жены Иова.

Но уже идет нарастание графики.

· фрески в алтаре:

-изображение святителей в 2ва ряда (примерно 30). Тема святительства для Новгорода была очень важна.

Впервые преподобные становятся участниками таинства наравне с изображениями ап и еп.

-арки всех 3х апсид занимают изображения преподобных(новшество!Харитон, Герасим Иорданский – массивность, величественность, глаз лишен зрачков), а также фигуры первосвященников Моисея и Аарона – вся полнота В.З церкви и Н.З собираются вокруг престола и совершается служба. Таким образом здесь собирается весь сомн духовных лиц: святители, монахи, дьяконы, первосвященники. Монахам отводится очень важное значимое место.


· жертвенник (прообраз Вифлеемской пещеры, жизни и смерти) занимал протоевангельский цикл(сохранилось «Введение во храм» и фрагменты «Рождество Бг-цы» и «Омовение Марии»(в центре Хр в чаше) – выносится в отдельный сюжет, ей придается особенный мотив – прообраз жертвы И.Х

· дьяконник посвящен Иоанну Предтече, был цикл из 15сцен, в житийном цикле которого до нас дошли «Пир Ирода», «Поднесение главы Иродиаде», фрагменты «Обретений»

Предтеча – дьякон при И.Х.

 

· в наусе:

-фрагменты на северной и южных стенах указывают на то, что их нижняя половина была отведена под огромные композиции «Р.Х» и «Облачное Успение» (ориентированный на Успенский собор Киево-печ лавры)

Апостолы ведомые ангелами– во Влахернском храме.

-святители

-фриз с медальенами

-евангельские сцены (брак в канне галилейской) - не было жесткой хронологии в расположении сцен, а символическое. Это важный этап в изменении росписи.

 

· Башня.

Это столб. Вверху здесь находился придел, посвященным Петру Афонскому и Ануфрию Великому. В самой башне ничего не сохранилось, а в проходе ок. небольшой келейки (скорее всего преп.Антония):

-изображение столпника

-какие-то фигурки

-аллегорические изображения - лев

-кетоврас (человеко-конь), брат Соломона, по преданию.

Васильевские врата с клеймом: «кетоврас мечет своим братом Соломоном»

Фридрих Барбаросса присылает сюда своих мастеров. Со времени андрея Боголюбского владимиро-суздальская арх-ра идет своим путем. Мыслит владимир как центр. Хочет учредить здесь вторую митрополию(1 в Киеве) Строит по образцу мировых столиц – Киева и Константинополя.

Золотые ворота, к 1164г были построены.

Вагнер полагает, что были обиты золоченый медью; также имеют символико-богословск смысл – через золотые ворота въезжает в Иерус Хр на осляти; в константинополе – золотые ворота; на руси Ярослав Мудрый строит - повторяя сакральное пространства Иерус-ма он уподоблял свой город тем столицам, которые имели золотые ворота.

Вверху находилась церковь-положение Ризы бг-цы (отсюда берет начало тема Благов-я и полож ризы для надвратных церквей) – 4х столпная, 3х апсидная.

Как риза обеспечила защиту Констант так и этот храм.

Практически были разобраны 1179г. Пролет был высокий – 15м.

Двери перекрывали только нижнюю часть; выше был деревянный настил для воинов.

Пытался уподобить триумфальной арке.

 

Успенский собор 1158-60г.

Мыслился как драгоценный реликварий для иконы Владимирской Бог-цы, центр митрополии(не стал). 1ый праздник в честь иконы – освящение хр.

Мастеров присылает Фр.Барборосса(сев итальянские и германские земли – в них можно найти аналогии)


Собор Андрея боголюбского оказался внутри этого собора.

По плану близок к успнск собору киево-печерской лавры

6ти столпный, хоры ПЭ-образные, 3хапсидный; из белого камня.

в куполе 12окон, было 3ри притвора; найдена была северная пристройка(скорее всего лестничная башня), одноглавый(воронин) или 5ти главый(Глубинский и новые исследоват, ипатьевская летопись)

особенность: тромпы вместо парусов(Ц.Сам-Микеле)

тромпы – треуг нишеобразные своды, применяемые в качестве переходных конструкций от нижнего помещения к куполу.

К лопаткам приложены полуколонки, завершающиеся полукоринфскими капителями.

Аркатурно-колончатый пояс(редкий мотив для древней арх-ры)

Карликовые галереи

Впервые появляется зооантропоморфный скульптурный декор(в закомарах) – появляются фигуративные изображения

Тимпанная композиция около окон(т.е в закомаре) под ними идет пояс масок; скульптура сосредотачивается около окон; в средних закомарах – видимо были барельефы: Вознесение Александра македонского, три отрока в пещи, 40 севастийских мучеников – располагались а средних закомарах.

Женские маски, львиные.

 

-звериный белокаменный водомет

Храм был широко украшен золотом.

Сравнивался с храмом Соломона (+также с храмом в Боголюбово)

А – размер подкупольного квадрата вместе с толщиной столба;

Откладывается один раз – это отлив, еще – начало закомар, +1.2 – высота храма. Таким образом, храм выростает на 1.2а. Хоры становятся большими; напоминают киевские - палладии. Во внешнем облиге храмы получают вытянутость, устремленность, динамику; фасады теряют монументальный вид, резкий подъем верхней части стены.

31. Князь Всеволод детство и юность провел в Византии, он был прекрасно образован и обладал утонченным вкусом. Памятники этого времени отражают предпочтение искусства классических идеалов и форм, уравновешенностью и сдержанностью образов, скульптурностью фигур. Строгая выдержанность стиля проявляется и в архитектуре, которые возводились в белом камне и имели чеканно строгие пропорции и формы.
--Успенский собор в 1189г пострадавший от пожара был существенно перестроен,

--в начале 1190гг князь недалеко от Успенского собора возводит храм в честь своего патрона – св.Дмитрия Солунского.
Летопись того времени фиксирует факт вытеснения иноземных мастеров русскими: «иже не ища мастеров от Немець, но назеле мастеры от клеврет святое Богородици и от своих». Зодчие, создавая торжественный храм великого князя, стремились выразить в его архитектуре величие и могущество владимирской династии, которая, получив при Всеволоде «Большое гнездо» общерусское признание, противостояла некоторое время процессу феодального дробления Руси.

Дмитриевский собор располагался в южной части среднего города в глубине детинца на княжеском дворе. Собор был включен в архитектурный ансамбль великокняжеского дворца. Крылья дворца соединялись с северной и южной сторонами собора с помощью переходов, расположенных на уровне второго этажа дворца и хоров храма. К сожалению, пожар уничтожил весь дворец князя и полностью восстановить облик архитектурного ансамбля не удается. В архитектуре собора развита объемно-планировочная структура крестово-купольного храма, а также основные формы пластики Владимиро-Суздальского культового зодчества. Детальная пластическая обработка фасадов и интерьера аналогична церкви Покрова на Нерли и Рождественского собора в Боголюбове. Фасады этих храмов формируются сложными пилястрами и аркатурным фризом, перспективными порталами, щелевидными окнами с многообломным обрамлением, белокаменной резьбой. Внешний облик собора полностью соответствует его внутренней структуре. Внутренним столбам отвечают фасадные лопатки, которые членят западную, северную и южную стены основного объема здания на три вертикальных прясла. Тонкие колонки членят также наружные плоскости каждой апсиды. Закомары, завершающие прясла фасадов, отражают форму цилиндрических сводов. Отлив стен расположен на уровне хор собора. Под отливом идет широкий аркатурно-колончатый фриз. Каждое прясло стен фасадов над аркатурным фризом прорезано узким щелевидным окном с перспективным обрамлением; небольшие простые по форме окна расположены под аркатурным фризом в северном и южном пряслах западного фасада. В средней трети фасадов размещены перспективные входные порталы с богато орнаментированным обрамлением. Завершением храма служит массивный барабан главы со шлемовидным куполом; стена барабана прорезана световыми проемами. Язык пластики Дмитриевского собора способствует созданию образа пышного дворцового храма. Резьба украшает верхнюю половину прясел стен основного объема, простенки барабана, аркатурно-колончатые фризы и архивольты порталов.

Выразительности тектонически сильной стены способствует особая четкость горизонтальных рядов кладки здания. А также характерное для массивной стены членение здания по вертикали, соответствующее естественному увеличению ее тяжести сверху вниз. Ритму основных членений сопутствует увеличение богатства декоративного убора храма по мере уменьшения толщины и тяжести стены. Увеличение богатства пластики происходит последовательно в трех основных членениях храма: в нижней, верхней частях основного объема и в барабане. Примечательна также концентрация декора преимущественно в венчании каждой из этих частей здания. В первой части особенно насыщен орнаментом аркатурный фриз. Колонки фриза и промежутки между ними, покрытые резьбой, представляют собой сплошную орнаментированную ленту. Особой декоративностью отличается верхняя часть основного объема собора. На фоне белокаменной резьбы, заполняющей все прясла стен, выделяются гладкие пилястры, арки закомар и откосы окон. Наиболее богато украшен барабан, его украшает непрерывный ряд арок на колонках, которые обрамляют чередующиеся световые проемы и простенки. Волнистая линия кокошников завершает барабан и создает последовательный переход к шлемовидной форме купола.Скульптурное убранство собора выше аркатурного фриза также дифференцировано по вертикали от горельефа в вершине закомар основного объема до углубленного в стену рельефа карниза барабана.

Содержание рельефов Дмитриевского собора еще не получило достаточного объяснения. Существует ряд гипотез: восхваление творца неба и земли, просто сложное украшение стен, родство тематики резьбы с «Голубиной книгой» - народное произведение того времени, в котором излагается мифологическое истолкование мира и природы, главным действующим лицом этого произведения был Давид, добрый заклинатель. Он представлен в вершине среднего прясла каждого фасада, как божественный певец с арфой в левой руке и поднятой правой. Вокруг псалмопевца разместились многочисленные, обращенные к нему изображения святых, ангелов, зверей, птиц, скачущих всадников, растений и др. В скульптурах собора сочетаются: сказочные и христианские сюжеты, портреты русских князей, растительные орнаменты. Опоясывающий середину трех фасадов собора аркатурный фриз обрамляет многочисленные фигуры святых, патриархов, апостолов, праотцов. В их числе находятся и первые русские князья Борис и Глеб. Особенно интересна светская портретная группа, расположенная в вершине левого прясла северного фасада. В центре ее изображен сидящий на престоле основатель собора Всеволод III с сыном Дмитрием на коленях, они окружены коленопреклоненными остальными четырьмя сыновьями. Власть и могущество князя прославляет также композиция «Вознесение Александра Македонского», которая венчает восточное прясло южного фасада. В гипотезе воплощения в рельефе собора Небесного Иерусалима особое место занимает изображение птиц.

1) Голуби. Тема святого духа представлена изображением голубей, слетающих с небес. Это парящие птицы с распростертыми крыльями, венчающие крупные закомарные композиции. Они сопровождают изображения Давида, Всеволода III с сыновьями, возносимого на небо грифонами Александра Македонского. Традиционный для искусства христианского круга образ нисходящего и осеняющего голубя дополняется изображениями голубей, стоящих по сторонам заглавных закомарных сцен в спокойных сценах предстояния.

2) Феникс. Иконографический репертуар птиц, помещенных ниже закомар, разнообразен. Из наиболее смыслоопределяющих схем отметим группу птиц в позах, выражающих радость, с широко или несильно распахнутыми крыльями, вытянутыми вверх головами, иногда раздвоенными хвостами, одна часть которых поднята. Оперение таких птиц тоже усложнено. Они помещены, как правило, либо среди, либо около деревьев, либо хвост птицы преобразован в дерево. Объяснение названному сюжету находим текстах легенды о Фениксе, заимствованных Русью из Византии. Образ птицы, умирающей и восстающей, известный символ возрождения, для христиан трактовался как реальное доказательство Воскресения и прочно связывался с темой жертвенной смерти и Воскресения Христа. Более того, солнечная птица Феникс является прообразом самого Христа.

3) Многочисленны среди резьбы собора изображения павлина. Христианская традиция широко использует мотив парных павлинов у чаши, креста, солнца, древа, и пр. В пластике Дмитриевского собора использована несколько иная иконографическая модель, свидетельствующая о связях с польско-галицкой традицией. В этой схеме центральное звено связанно с рождением дерева, с проблемой духовного возрастания. В ней павлины изображены спинами друг к другу в позе расхождения, но объединенные переплетенными хвостами или крыльями, а также повернутыми назад, к центру головами. Композиция Дмитриевского собора свидетельствует о замечательном мастерстве русских зодчих. В их произведениях сочетается абстракция с реальностью, мифы и факты. Их письмена еще ждут человека, который прочтет их без запинки.

 

32. Авторами белокаменной резьбы собора считаются местные владимирские резчики, работавшие вместе с выходцами с Балканского полуострова — болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве собора так много мотивов, распространенных не только на Балканах и в Византии, но и по всей Европе.

Белокаменная резьба Дмитриевского собора давно стала предметом восхищения и изучения. 566 резных камней на фасадах храма развернуты в причудливую картину мира, где образы христианства мирно уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы. В резьбе колончатого пояса помещена целая галерея святых, среди которых русские князья Борис и Глеб. Большинство этих фигур поздние, самые ранние скульптуры сохранились только в части северного фасада. Под каждой фигурой вырезаны изображения причудливых растений или животных. Скульптуры разделяют резные колонки аркатурного пояса, напоминающие толстые плетеные шнуры, каждый из которых завершается фигуркой фантастического зверя или птицы — льва с «процветшим» хвостом, гусей со сплетенными шеями... Настоящая сказка в камне!

На южном фасаде храма выделяется крупная композиция «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет нам, сегодняшним, кажется несколько необычным для христианского храма, но в Средние века он был чрезвычайно популярен и на Руси, и в Европе, и на Востоке прежде всего благодаря византийской повести «Александрия», переведенной на многие языки. Этот сюжет можно видеть на стенах собора во Фрейбурге, Сан-Марко в Венеции, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, на монетах Великого княжества Тверского и на средневековых печатях. «В церковной скульптуре второй половины XII в. “Вознесение Александра” равноправно важнейшим христианским изображениям», — пишет академик Б.А. Рыбаков. Два грифона, или, как называл их древнерусский книжник, «грипы александрова воздухохождения», несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеном коробе. В руках Александр держит маленьких львят — «приманку» для грифонов. Легендарные чудовища тянутся к приманке и тем самым увлекают царя в поднебесье.

Северный фасад собора украшает большой рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Великий князь Владимирский Всеволод III, строитель храма, изображен сидящим на троне с новорожденным сыном на коленях в окружении остальных своих сыновей. Прозвище Большое Гнездо князь Всеволод, как известно, получил из-за многочисленности своего потомства: у него было двенадцать детей.

Главной фигурой в системе декоративного убранства Дмитриевского собора является фигура царя Давида, занимающая центральное положение на каждом из трех фасадов храма. Образ царя Давида-псалмопевца является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» Иллюстрацией к этим строкам Давидова псалма являются все персонажи дмитриевских рельефов. Это положение иногда пытаются оспаривать, утверждая, что, мол, «среди рельефов слишком много грозных хищников, воинственных всадников, сцен борьбы и кровопролития». Да, грозные хищники, воинственные всадники... Но ведь сказано-то: «Всякое дыхание да хвалит Господа». «Всякое»! А что касается сцен «борьбы и кровопролития», то ведь «аще сниду во ад — и Ты тамо еси» («даже если сойду в ад — и Ты там»), говорится в другом духовном тексте. Мир людей, земной мир представлен на стенах собора во всех своих противоречиях. Но как все эти образы объединены Дмитриевским собором, так и мир, сотканный из противоречий, объемлется Богом вместе со всеми существующими в этом мире противоречиями — и с псалмопевцами, и с «воинственными всадниками»...

33. Памятники Владимиро-Суздальской земли предмонгольской поры дошли до нас либо искаженными перестройками, либо лежащими в руинах, но большая их часть исчезла без следа, и мы судим о них лишь по косвенным, подчас весьма спорным данным. В технических и художес-твенных приемах зодчих того времени выступают новые черты; определяются две школы, которые развивают наметившиеся еще при Всеволоде различия. Одна продолжала старую традицию белокаменной архитектуры, усложняя резную декорацию; вторая использовала не менее эффектную технику сочетания кирпичной кладки с белокаменными деталями, родственную архитектуре Чернигова и Рязани. Строители первой школы работали в Суздале, Нижнем Новгороде и Юрьеве-Польском; мастера второй строили преимущественно у князя Константина Всеволодовича и у ростовского епископа в Ростове и Ярославле. Суздальский собор Рождества Богородицы, как утверждает летопись, невзирая на ремонт, произведенный в 1194 году епископом Иоанном, продолжал ветшать; храм начал разрушаться, и даже провалились его своды; поэтому князь Юрий Всеволодович разрушил древний храм и
в 1222-1225 годах построил на его месте новый. Это была, по словам летописца, церковь «краснейшая первой», т.е. еще более прекрасная. Возможно, что, помимо ветхости, Мономахов собор не удовлетворял уже новых вкусов, воспитанных на роскошных зданиях Андрея и Всеволода. Это и определило его судьбу: его не сохранили как реликвию древности, но снесли до основания. Однако и новый собор не уцелел: в 1445 году снова рухнул его верх, и в 1528 году он был вновь достроен (из кирпича) от колончатого пояса и до глав.

В соборе в общих чертах был повторен тип его более раннего предшественника – шестистолпного Мономахова собора; с трех сторон к нему примкнули квадратные в плане притворы; боковые свободно открывались в средний поперечный неф, а западный – возможно открытый – сообщался с храмом через портал. Хоры собора занимали огромную площадь, простираясь до среднего нефа и оставляя внизу плохо освещенное пространство, использованное в качестве усыпальницы: в стенных аркосолиях и у столбов стояли гробницы. Ход на хоры шел изнутри храма по лестнице в северной стене западного притвора: над притвором было помещение второго этажа, откуда через арку в стене храма, молящиеся попадали на «полати». Напоминавший по своей двухэтажной башнеобразной конструкции, и по назначению лестничные башни храмов XII века, притвор не связывался со зданиями княжеского двора. Храм впервые был городским собором в строгом смысле этого слова, изолированным от зданий княжеской или епископской усадьбы. Возможно, что этим была обусловлена и большая площадь его xoров, на которых теперь присутствовал не князь с узким кругом своих придворных, но именитые горожане Суздаля. Хоры были обильно освещены окнами двух угловых глав, занимавших западные членения храма, и образовавших его необычный асимметрический трехглавый верх. Западный притвор, через который входили посетители, был выделен двумя роскошными порталами. Южный портал, также богато украшенный резьбой, служил главным входом для молящихся, шедших в храм с кремлевской площади. В обоих притворах были поставлены великолепные медные врата, расписанные золотом, подобные тяжелым златотканым завесам, закрывавшим входы.

Пол храма был в 1233 году выстлан майоликовыми плитками, показавшимися летописцу «мрамором красивым различным»; сделанная в том же году роспись, характеризовавшаяся обилием орнаментов, уподоблявших ее цветистому ковру, завершала отделку интерьера. Он был не менее богат и великолепен, чем в XII веке, но в нем смягчалась официальная представи-тельность, сменяясь красочной и радостной узорчатостью и нарядностью. В том же направлении изменился и внешний облик храма.

Теперь строители всячески стремятся нейтрализовать некогда действенный принцип зависи-мости обработки фасада и его членений от конструктивной системы здания. Так, например, фасадные лопатки не вполне точно отвечают столбам собора; восточные закомары его боковых фасадов не отражали конфигурации лежащих за ними сводов, становясь чисто декоративными. Лопатки прерываются лентой плоской плетенки, а на углах над ней расположены резные распластанные львы.

В южном портале свободное решение декоративной задачи становится особенно вырази-тельным: капители частично заменены резными плитами, не соответствующими профилю косяка; его колонка прерывается бусиной,закомара притвора приобретает килевидное очертание. Зодчие увлекаются резными деталями; резными становятся колонки портала и даже поребрик колонча-того пояса.

Несомненно, и верхние части стен были богато украшены резьбой, в которой можно предполагать широкое использование коврового орнамента в сочетании с горельефом.

Характерны выделение главного фасада здания и сосредоточение на нем внимания мастеров. Таким главным фасадом Суздальского собора был южный, выходивший на кремлевскую площадь. Над его украшением работали лучшие резчики, тогда как северный фасад, обращенный к валу, отличался более однообразной резьбой, а портал его притвора сохранял скупые формы времени Долгорукого. В такой трактовке сказался известный практицизм нового времени, который проявился и в использовании разного рода материалов: нижние части стен были сложены из легкого пористого туфа, а пояс колонок с их резной обработкой, требовавшей плотного камня, был выложен из хорошо вытесанного известняка. В то же время игра этих материалов создавала новый художественный эффект: четкие резные детали с большей силой выступали на шероховатом и пластичном фоне стены, сложенной из туфа, лишь прикрытого побелкой или обмазкой. Здесь как бы встречались в неожиданном сочетании владимирская утонченная декоративность с пласти-ческой простотой новгородских храмов. По-новому выполнен и колончатый пояс: он врезан в стену, органически сливаясь с ней, теряя характер свободно «висящей» «каменной бахромы». Колонки пояса своей несколько грубоватой цилиндрической формой и кубическими подставками напоминают скорее точеные из дерева балясины, чем стройные стержни колончатых поясов
XII века. Во всем этом чувствуется веяние новых вкусов, идущих, возможно, от неизвестной нам деревянной архитектуры.

 

34. первый покровитель Руси, апостол от 70,ученик ап.Петра, один из первых епископов рима; согласно преданию был сослан в каменоломни в Херсонес, где в 102-103гг принял мученическую кончину.

Новое обретение мощей и возрождение его почитания связаны с миссией Кирилла и Мефодия, которые в 861г обнаружили место захоронения Климента и перенесли мощи в Петропавловский собор Херсонеса. Там мощи приобрели значение святыни. В 868г часть мощей была перенесена Кириллом в Рим в базилику Сан Клементе, а др отправлена в Константинополь. Таким образом, почитание св.Климента стало своего рода символом единения церквей Востока и Запада. В конце 10 века вместе с крещением почитание Климента пришло на Русь. В 989г Владимир положил мощи св.Климента в десятинной церкви и они стали по существу главной русской святыней. Почитание Климента на Руси стало обоснованием для причисления Русской Церкви к ряду апостольских кафедр и осознания ее как равноправного члена Вселенской Церкви, а сам Климент стал восприниматься как просветитель и небесный покровитель Руси.

Скорее всего, в 10-нной церкви существовал цикл сцен, посвященных житию святого. Образ Климента прочно войдет в сомн особо чтимых на Руси святых и его изображения, чрезвычайно редкие для византии будут встречаться в русских памятниках домонгольского периода:

-в росписях Софии Киевской, в нижнем регистре алтарной декорации в ряду избранных святителей.

-в северо-западном компартименте в нижнем регистре. Расположены в одном повествовательном ряду и показывают переемственность ап-кой миссии, которое через проповедь и служение Климента находит прямое продолжение в деятельности самого Нифонта, продолжающего просвящение язычников.

-в Старой Ладоге была постр цКлимента папы Римского (сохранилась на уровне археологии)

-в георгиевской церкви Старой Ладоги в «Службе св.Отцов», где представлены 2 святителя, совершающие литургию - помимо традиционной фигуры василия великого включена фигура Климента.

-Нередица: 2 ряда святителей: верхний – Климент, Григорий7 Нижний – Лазарь(под ним медальон с женской фигурой), Иаков брат Г, Григорий Армянский (значение святителей для новгорода)

- жертвенник:

--- В Кирилловской ц: более 30 фигур святителей, был какой-то цикл, посвященный 10-нной церкви. Есть предположение, что был посвящен клименту.

 

Позднее, вторым покровителен Руси станет ап.Андрей и займет место Климента.







Date: 2015-09-05; view: 425; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.031 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию