Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Живопись Новгорода первой пол. XII в. Фрески Софии Новгородской, Николо-Дворищенского собора
ФрескиСофииНовгородской: В Новгороде не было своих художественных сил. Видимо Владимир Мономах дает артель своему сыну Мстиславу. Был возведен в 1045-1050гг, долго остававшийся единственной каменной церковью города, стоял не расписанным более чем полстолетия. Его интерьер был украшен лишь иконами(Петр и Павел, Спас – на линии восточных столпов) и единичными стенописными изображениями иконного типа, от которой · на южной паперти (мартириевской) собора сохранилась композиция «св.Константин и Елена», последние 20-тилетия 11в. Комниновское иск-во дает о себе знать и в пропорциях и в построении лика. 1109г – была выполнена основная роспись храма. Известно, что владыка Никита Новгородский завещал свои средства на роспись храма. В основном находятся в барабане и просветных арках алтаря. В 19в были проведены реставрационные работы под руководством Суслова, о многих сюжетах знаем по его зарисовкам. Зафиксированы различные фрагменты композиций, которые говорят о том, что роспись храма обладала сложной и развитой программой. · Купол венчала фигура Пантократора (фреска погибла в 1941г) интересен жест руки(в Кахрие Джами такой тип назван «земля живых») – комплекс идей покровительства избранному народу, мотив пазухи и лона Авраамова. · судя по зарисовкам Суслова, его окружали фигуры 4-х архангелов – редкий для византии вариант купольной композиции, ориентированный на образцы македонской эпохи 9-10вв, когда росписи куполов буквально иллюстрировали пророческие видения Вседержителя в окружении небесных сил) · в простенках барабана изображены 8 пророков, сохранилось 7: Даниил(сравнивается с Георгием из кремля), Аввакум, Исаия, Соломон(текст о премудрости Божией) – часто сравниваются с Софией Киевской. Роднит с македонским иск-вом – крупность, моделированность, весомые жесты. новое: появляется движение, желание придать живость изображению, психологизм в портрете, утрачивают фигуры вес, др трактовка глаз (радужка овальная, взгляд отведен – но мера приближенности к человеку уже возникает), появляется изысканность · возможно, был 2-х ярусный святительский чин, который достигал просветных арок, где сохранились фигуры 4-х святителей – Поликарп Смирнский, Карп Фиатирский, Анатолий и Герман Константинопольские. Это станет отличительной чертой Новгорода (идея показать святость священства) · 40севастийских мучеников, копия Суслова. · на своде вимы – фрагменты вознесения (или отослание апостолов на проповедь), утрачено · Бг-ца без младенца(не сохранилась)
Фрески Николо-Дворищенского собора: Мстислав, 1113г – заложен, 1120г – расписан. Последний княжеский собор.
· фрески в алтарном пространстве: -фрагменты 6-ти святителей (святительский чин в 2ва ряда) -фреска Лазаря 4-х дневного (еп-коп Кипра) -на противоположной стене изображение голгофских крестов. Кресты над входом – знак избавления от смерти, символ спасения (в греции изображали исторических деятелей) Ок престола – как символ Воскресения. Лазарь же это Воскресение предваряет. · фрески в нартексе: -композиция страшного суда (//Выдубицкий мн-рь в Киеве) -Иов на гноище. Сюжет на фоне городской стены(образ небесного Иерусалима. Сопоставляется с изображением мужчины в пламени. Кн.Иова – была любимой монашеской книгой. Образ покаяния – причем услышанного. Образ жены – наполненный психологичностью, длящееся внутреннее напряжение, сложный поворот. Прямолинейность, однозначность, жесткость, образ силы. С др стороны - изысканность, любование, манерность – влияние Михайловских мозаик. Предполагают, что здесь работала та же артель, что и в Софии Киевской.
-фигура мужчины, сидящего в пламени (//Нередица. композиция не сохранилась) -головы грешников в огненном потоке -изображение ног, обвитых змеями -изображение сатаны в углу. (обычно на руках держит душу Иуды-антипод Троице. Изображается в виде зверя с двумя головами) -орнаменты (в заложенных окнах) линейно-растительные, скандинавский орнамент. Это искусство княжеское, красивое, цветное и орнаменты это передают. 36. В 1125 году собор был расписан фреской. В XVII веке роспись первый раз полностью поновили. Сохранившиеся фрагменты изначальных фресок были расчищены в XX столетии, и теперь по ним можно получить представление об особенностях новгородской средневековой религиозной живописи. Некоторые искусствоведы видят в них влияние европейского романского искусства. Сильное впечатление производят сцена Благовещения, фрагменты истории Иоанна Предтечи (Иродиаде на пиру Ирода подносят голову пророка) и полуфигуры четырех целителей — Фрола, Лавра, Кира и Иоанна. Все изображения крупные, выразительные, очень реалистичные, колорит построен на сочетании чистых цветов. Предполагается, что на одном из сохранившихся фрагментов есть изображение самого художника или строителя храма — это фигура человека с надписью «Петр» над головой. 38. — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византиии в странах христианского востока в V—VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объем, центр которого разделен 4 столпами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой на подпружных арках возвышается барабан с куполом. 40. 1119г – строительство кн.Всеволодом, сын Мстислава Великого. ок.1130г. – расписан при его сыне и преемнике Всеволоде Мстиславовиче. Княжеская постройка, но он продолжает монастырскую традицию. Объем храма – огромный. Центральное пространство храма будет расписано одним образом, а башня – др. Храм для князя, а башня для монахов. Основной объем храма был украшен фресками, стилистически напоминающими декорацию собора Антониева мн-ря. При ремонте 1830г практически вся погибла и известна по фрагментам орнаментов и археологическим находкам (лик неизвестного святого) Сложно построенная, красивая, насыщенная живопись. Появляется белильная разделка, но они пока что форму лепит не имеют ярко выраженной структурности, не самостоятельна, формирует облик живописи. Богатые орнаменты. Был яркий голубой фон. Башня: все на белом фоне(дает простор, воздушную среду, лишенность материи, символ чистоты, присутствие Божьего Духа., сознательная аскетизация средств. Вся система декораций имитировала крестово-купольный храм. Широкие полосы орнамента – раздвигают изображения, создают образ рая. Было 4 регистра. -в куполе изображение Хр Пантократора (Смирнова: Эммануил) -в медальонах ев-ты, имитирующие собой паруса -преподобные (искл.Исаия) – очень узкий позем, материального почти нет. Как свечки, желание показать сонм святых в раю. -в центре – Бг-ца Воплощение (напоминает изображение в конхе апсиды) -внизу окно, повторяет форму царских дверей – по сторонам изображение Бг-ри и Хр. Дальше изображение святых (Савва Освященный, Георгий, Вас.Великий – намеренное искажение пропорций; идеал бесконечной молитвы)
на лестничной башне(не сохранилось): -Изображения, посвященные Самсону. Прообраз монашеского подвига. -звериный цикл -аллегория 12-ти месяцев. Круговорот – о умирании и воскрешении. 41. С 1136года прерывается великокняжеское строительство в Новгороде и начинается строительство в Пскове. Продолжается строительство с возвращением в Новгород Нифонта(1131-1156). в ЭТО ВРЕМЯ Псков и Старая Ладога представлял из себя оплот язычества, двоеверия. Нифонт по каким-то причинам не может начать строительство с центра – с кремля, выбирает окраины и строит монастыри – Мирожский и Иановский. Особенностью псковской ситуации было то, что он не имел собственного князя. И благодаря такой ситуации он его получает, правда Всеволод Мстиславович правил очень мало – всего 4 месяца. Он становится небесным покровителем Пскова. До этого каменного строительства в Пскове не было.
нет точных сведений датировки храма: -1156г-упоминается в летописи о Мирожском мн-ре,1156,1152г – чаша, вложенная в храм Нифонтом.
· Вознесение в куполе (Храм Господня – первый хр с изображ Вознесения,//Ладога, Нередица, Спасский собор Ефросиньева мн-ря, Снятогорский мн-рь). Имеет ряд особенностей, которые будут повторены позднее в купольных композициях 12в: - славу со Хр несут 8 стоящих ангелов (если в визнт памятниках это 2, 4, реже 6) Сонм ангелов в танце – сцена пронизана духом радостного триумфа, иллюстрация слов Ин.Златоуста, уникальное для Византии решение. · ниже изображение Б-ри и 12ап. Напротив Б-ри – Ин.Ппедтеча. Получается деисусная композиция. · ниже прор-ки со свитками (16) · Деисус в конхе алтаря, с восседающим на троне Хр. Здесь Хр – не только Судия, но и Жертва, принесенная во искупление человеческих грехов. (это акцентировано различными иконографическими деталями – плат на престоле) - Жертвенная символика алтарной композиции сосредоточена в медальоне над фигурой Хр с изображением «Этимасии», престола уготованного – образ Троицы, где подчеркнута жертвенность Бога-Сына. · Ниже изображено Причащение Апостолов. · в своде алтаря расположено Преображение. Этот сюжет подчеркивает божественную сущность Хр, которая впервые была явлена ап на Фаворе. · завершает алтарную композицию медальон в софите восточной подпружной арки, где изображен Хр.Эммануил
· Христологическую тему продолжают паруса: - изображения 2х Нерукотворных Спасов: Спас на Чрепе, Спас на Убрусе (//размещение святынь как в Фаросской церкви) Таким образом, в этих сюжетах раскрывается вся полнота Бож. ипостаси, 9 раз встречается изображение Хр.: Вознесение, Спас на убрусе, на чрепе, Спас Эммануил, композиция Преображения, Престол Уготованный, Спас на Престоле, 2композиция Евхаристии.
-Иоаким и Анна – тема Воплощения, указания на человеческую природу Хр. Восточн.: Спас Эммануил – образ жертвы. Представлен в зеленых одеждах. Зап.: Бг-рь Вост.: первосвященники
· Подпружные арки: изображения первосвященников. Появляется белильная разделка. · Своды и люнеты: -Большой страстной цикл:Тема искупительной жертвы определяет содержание росписи сводов и люнетов, где в хронологической последовательности представлены события от Сретения до Сошествия во ад, причем значительная часть сцен этого цикла отведена под события страстной седмицы – Вход в Иер, Т.Вечерю, Омовение ног, Распятие, Оплакивание. -Малый страстной цикл: также продолжает тему страстей Хр(события взятия под стражу, допрос Синедриона и уПилата; явления Хр по Воскресении). -нижний регистр посвящен чудесам Хр, 14 сцен, где преобладают сцены исцелений и воскрешений. -2 регистра святых: мученики-воины, целители, диаконы, пресвитеры, крупные изображения Преподобных. -мраморировка · апсиды жертвенника украшены циклами деяний Ин.Предтечи в подробном изложении. · апсида дьяконника отведена под цикл деяний аристр.Михаила, где показаны как В.З так и Н.З сцены(чудо исцеления у источника Вифезде) · юго-западный компартимент отведен под подробнейший цикл, посвященный Бг-це в 2ва регистра. уникальное явление для византийской живописи! · северо-западный компартимент посвящен деянием ап-лов. В люнете зап. стены изображен «Диспут о вере», а 2 верхних регистра сводов отведены под сцены проповеди ап-лов и историю Петра и Павла. -в плохо сохранившемся нижнем регистре представлены сцены из жития св.Климента. Расположены в одном повествовательном ряду и показывают переемственность ап-кой миссии, которое через проповедь и служение Климента находит прямое продолжение в деятельности самого Нифонта, продолжающего просвящение язычников. 42. Кон 11 –нач12 -интенсивная богословская полемика в Византии. Кульминацией полемики стали соборы 1156-57 и 1167-68г. 1. на античную философию 2. партия православных. оппоненты православия, пытаясь дать рационалистическое объяснение евхаристическому чуду, по существу отрицали догмат о реальности Воплощения Б и ипостасном соединении во Хр божественной и человеческой природы. Именно утверждение этого догмата христианской веры стало лейтмотивом центральных ансамблей византийской монументальной живописи сер.12в. Нифонт дает яркий ответ на спор - фрески Мирожского собора тоже занимают одно из важных мест в утверждении этого догмата. · Догматической основой Мирожск фресок является тема соединения во Хр божественной и человеческой природы и Его Искупительный жертвы. По оси восток – запад расположены 9 различных по своей иконографии изображений И.Х, которые раскрывают всю полноту ипостаси Бога-Сына: -Вознесение (Имеет ряд особенностей, которые будут повторены позднее в купольных композициях 12в: - славу со Хр несут 8 стоящих ангелов (если в визнт памятниках это 2, 4, реже 6) Сонм ангелов в танце – сцена пронизана духом радостного триумфа, иллюстрация слов Ин.Златоуста, уникальное для Византии решение. В этом событии окончательно утверждается реальность соединения во Хр божественной и человеческой природы, вознесения распятого и воскресшего Хр на небо во плоти. Является завершением искупительной жертвы и торжеством его Богочеловеческой миссии.
-Спас на убрусе -Спас на чрепе (призваны показать реальность Боговоплощения, когда образ Хр отпечатывается даже в неживой материи, преобразуя и оживляя ее) -Спас Эммануил образ жертвы -композиция Преображения (в своде алтаря, этот сюжет подчеркивает божественную сущность Хр, которая впервые была явлена ап на Фаворе) -престол уготованный (Жертвенная символика алтарной композиции сосредоточена в медальоне над фигурой Хр с изображением «Этимасии», престола уготованного – образ Троицы, где подчеркнута жертвенность Бога-Сына)
-Спас на престоле (деисус в конхе алтаря, с восседающим на троне Хр. Здесь Хр – не только Судия, но и Жертва, принесенная во искупление человеческих грехов. (это акцентировано различными иконографическими деталями – плат на престоле) - -композиция Евхаристии · Иоаким и Анна – тема Воплощения, указания на человеческую природу Хр. · тема искупительной жертвы определяет содержание росписи сводов и люнетов, где в хронологической последовательности представлены события от Сретения до Сошествия во ад, причем значительная часть сцен этого цикла отведена под события страстной седмицы – Вход в Иер, Т.Вечерю, Омовение ног, Распятие, Оплакивание. -Малый страстной цикл: также продолжает тему страстей Хр(события взятия под стражу, допрос Синедриона и уПилата; явления Хр по Воскресении). -нижний регистр посвящен чудесам Хр, 14 сцен, где преобладают сцены исцелений и воскрешений. -2 регистра святых: мученики-воины, целители, диаконы, пресвитеры, крупные изображения Преподобных. · Примечательно, что Сошествие во ад и Сретение находятся на противоположных стенах, таким образом, составляя единый тематический блок. · Также соотносятся Успение и Рождество Хр. Представляют собой антитезу рождения во плоти и рождение после смерти для небесной жизни. · северо-западный компартимент посвящен деянием ап-лов. -в плохо сохранившемся нижнем регистре представлены сцены из жития св.Климента. Расположены в одном повествовательном ряду и показывают переемственность ап-кой миссии, которое через проповедь и служение Климента находит прямое продолжение в деятельности самого Нифонта, продолжающего просвящение язычников. - 1189г – роспись храма. Это монастырский храм. -в центре изобр-е Б-ри -2-х ярусный святительский чин; смешанный: 2ве последние фигуры развернуты фронтально, уникальный по составу в центре изображен восседающий на престоле Хр.Эммануил, окруженный мандорлой и 4-мя символами ев-тов. – на месте, где обычно изображается престол. Таким образом становится как образ Евхаристической Жертвы, как Бог, явленный В.З пророкам и как Пантократор(//Латомский мн-рь в Фессалониках) Хр представлен с длинными волосами и имеет юный бесбородый облик (//раннехрист тип Хр, с которым связывалось прор-во о воплощении Логоса – особенно актуально в эпоху споров) Тип тронного изображения – указывает на Хр Вседержителя, Бога В.З теофаний. Св.Отцы имеют мощные пропорции, их лики с широко расставленными глазами, рельефными лбами и крупными носами – далеки от классики. (//Антониев мн-рь, св.Кирик из Успенск собора Старой Ладоги) Лики утрачивают внешнюю красоту, становятся порой даже гротескными, внутренняя напряженность -изображения в арках, ведущих в дьяконник и жертвенник: медальоны со светителями Св.Николай, Св.Флор, Лавр -наус: южная стена – Рождество, сев – Успение (//Киево-Печ лавра) Date: 2015-09-05; view: 430; Нарушение авторских прав |