Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Церковь Спаса преображения в с.Берестово
В конце ХІ - начале ХІІ ст. в селе Берестово, где находилась резиденция Киевских князей, по инициативе Владимира Мономаха была построена каменная церковь Спаса – таким образом, это примерно 1115-1130гг. В летописях она упоминается как усыпальница рода Мономаховичей. Здесь похоронена в 1138 г. дочь Мономаха Евфимия, в 1157 г. - Юрий Долгорукий, в 1172 г. - его сын Глеб. Храм становится крестовообразным – предполагают, что притворы были покрыты 3-х лопостными сводами; возможно, что и сам храм мог иметь 3х-лопостное завершение. Но Комнин придерживается мнения, что завершение было закомарным. 4-х столпный, с 3 апсидами, 3 нефами увенчанный одним сферическим куполом. Крещатые столпы, лопатки на одной линии со столпами, большой подкупольный квадрат. В южной части нартекса находится круглая башня, где сохранились следы от винтообразной лестницы, ведущей на хоры. Впервые встречаем, что стены храма выложены только из кирпича. Фасады храма украшены широким меандровым фризом(как в Черниговском соборе), крестиками, пилястрами, декоративными нишами. Появляется башня (в Киеве от этого отходят, это исключение так как княжеский заказ, Владимир Мономах) 18. Создаются школы искусств. Искусство становится массовым явлением. Михайловские мозаики: После смерти Всеволода занимает престол Святополк и отстраивает собор. 1112г – создание мозаик. Это был последний заезд византийских мозаечистов мастеров на Русь. · Евхаристия, располагалась в алтаре · святительский чин · на столбах несколько фигур святых: великм Димитрий, первомуч Стефан, ап.Фаддей · за алтарем начиналась фреска: на алтарных столбах размещалось Благовещение и фигуры первосвященников Захарии и Самуила, а на других участках фигуры Ник.Чудотворца, др святых, орнаменты. новшество: тонко продуманные классические формы, соотношение масс, все лики индивидуальны, обладают психологической наполненностью (отголоски из Дафни) но изменения – фигуры удлиняются, жесткость линий рисунка, появляется эс-образность, экспрессивность, выразительность драпировок --- поворот к иной выразительности стиля. Фигуры уплощаются и дематериализуются. Спиритуализация образа (спирит – дух) и художественных форм. Диалог, осмысление события – до этого доказательность (Соф Киевская)
Фресковые же участки живописи открывают иные возможности художников. Особенно показателен прк.Захария, в чьем образе отслеживают античные образы (поза античного философа), манера написания очень свободная, непринужденная. Передана портретная эмоциональность лика. -- главной особенностью Благовещения являются различные детали, окружающие фигуру сидящей за пряжей Бг-цы: город и стена, сад. Это отражает новые тенденции византийского иск-ва раннего 12в, когда в нем стали появляться мотивы, иллюстрирующие тот или иной богослужебный текст. В данном случае эти изображения могут быть связаны с эпитетами Бг-ри, которые мы встречаем в акафисте Бг-ри: «Владычице, одушевленный раю, древо посреде имея жизни Господа», «вертоград Господень», «цвет неувядаемый», «покров и держава, стена и утверждение», «царствия нерушимая стена»
фрески Выдубицкого мн-ря: нартекс покрыт живописью 17в, там открыт фрагмент страшного суда: · шествие праведников в рай живопись плоская, сухая, графичная, однотонная – аскетизация средств, образа (говорит о том, что в Киеве кон11в уже существовало иск-во, ориентированное на строгие идеалы монашеской аскезы), появляется движение. Лики написаны в очень простой технике, приобретают ту меру экспрессивности, которая граничит с гротескностью. Этот фрагмент, вероятно, относится к периоду деятельности артели, расписавшей Успенский собор Киево-Печерской лавры. Фрески ц. Спаса Преображения на Берестове: Новые тенденции находят развитие во фресках ц.Спаса Пр на Берестово, построенной кН.Владимиром Мономахом между 1113-1125гг и тогда же расписанной. Фрески сохранились только в своде нартекса, где из-под поздних записей сейчас раскрыта композиция · Явление Хр апостолам на море Тивериадском Живопись приобретает хар-р контурного рисунка, выполнена в достаточно ограниченном колорите, проработка одежд и ликов сведена к минимуму. Намеренная скупость художественных средств, уплощение фигур, их дематериализация указывают на то, что идеалы аскетизации иск-ва выходят за пределы монашеской среды и приобретают более широкое распространение. 19. разработка 3-х нефного типа храма, на основе которого начинает формироваться закомарный тип храма. Каждая прясла фасада заканчивается закомарой. Тема кругового движения – чаще всего завершался одним куполом.
Киев: · Собор Михайловского Златоверхого мн-ря.
Храм построен на средства киевского князя Святополка Изяславича. Михайловский собор был воздвигнут между 1108 и 1113 годами. Приблизительно в 1112 – расписан. Храм во многом повторяет Великую Успенскую церковь Киево-Печерского монастыря. Это уже сложившийся строительный тип одноглавого, 3х нефного, 4-х столпного храма с хорами, которые поддерживают своды нартекса. Лестничная бышня не вынесена. Закомарное покрытие храма, 3-ная композиция под закомарами. Оконные проемы не совпадают с нишами. Хоры буквой ПЭ. Компортимент- выделенное пространство опорами, столпами. Церковь стала местом захоронения самого Святополка Изяславича и нескольких поколений его потомков. Собор Михайловского Златоверхого монастыря перенес многие пожары, грабежи, войны, претерпел неоднократные починки и переделки. В 1930 году храм был взорван, а фрески демонтированы.
· Церковь Спаса преображения в с.Берестово Построена кн.Владимиром Мономахом между 1113-1125гг и тогда же расписана. В своем первоначальном виде церковь Спаса не сохранилась, от древней части храма остался только нартекс, более широкий, чем основная часть храма, так как имеет в северной и южной частях ризалиты. Храм становится крестовообразным – предполагают, что притворы были покрыты 3-х лопостными сводами; возможно, что и сам храм мог иметь 3х-лопостное завершение. ----- Но Комнин придерживается мнения, что завершение было закомарным. 4-х столпный, с 3 апсидами, 3 нефами увенчанный одним сферическим куполом. Крещатые столпы, лопатки на одной линии со столпами, большой подкупольный квадрат. В южной части нартекса находится круглая башня, где сохранились следы от винтообразной лестницы, ведущей на хоры. Впервые встречаем, что стены храма выложены только из кирпича. Фасады храма украшены широким меандровым фризом(как в Черниговском соборе), крестиками, пилястрами, декоративными нишами. · Успенский собор Киево-Печерского монастыря, построенный греками в 1073-89 гг. По своему плану это крестово-купольный трехнефный 4-х столпный храм с нартексом. Внешние лопатки сопоставляются со столпами. Хоры- буква пэ с короткими ножками. Нет лестничной башни. Где был вход на хоры – неизвестно. Храм завершался одном куполом. Нефы, образующие крест, как и во всех соборах этого типа, выделяются шириной и высотой. Это также выражено и во внешнем облике храма. Так, вертикальное членение фасадов лопатками на прясла соответствует внутреннему расположению опорных столбов, поэтому центральное прясло шире боковых. Закомары, использовавшиеся для завершения фасадов, теперь ставятся над каждым пряслом, образуя непрерывный ряд полукруглых волн. Закомары центрального нефа и трансепта выше остальных. · Кирилловская церковь (1140—1146 гг)
Чернигов: · Спасо-Преображенский собор Чернигова, заложенный в 1030-м году. Это храм с нартексом, становится больше пространство наоса. Ещё одной особенностью Преображенского собора являются двухъярусные аркады, поставленные вдоль нефов между основными столбами храма. Первоначально хоры собора, занимающие пространство над нартексом, продолжались по боковым нефам до самого алтаря. В боковых нефах их настил не сохранился. Каждый неф заканчивается с востока апсидой, а сверху храм завершен пятиглавием.
· Борисо-Глебская ц. Закомарный храм, 4-х столпный, типа вписанного креста, 3-х нефный с нартексом и хорами. 4-ре декоративных закомары. равнослойная кладка. Храм приобретает компактность. Внутри членение карнизами, на капителях – резьба.
· Успенский собор Елецкого монастыря. Построена после 1013г. Связана с сыновьями Святослава Ярославича. Закомарный тип храма. 4-х столпный, одноглавый, 3-х апсидный с нартексом, с боковыми притворами. Храм с хорами, над крещальней – молельня. Кладка ровнослойная. Смена строительных традиций(обычно из-за смены артели): в декоре присутствует резной белый камень в виде капителей. Это станет основной чертой Чернигова, потом Рязани. Тройное украшение окон. Появляется аркатура, где прясла переходят в зону закомар. Порталы стали 3-х уступчатые. Подпружные арки – слегка приплюснуты. 20. Успенский собор во владимире-волынском (1156-1160 год). В плане трехнефный, 4х-столпный, одноглавый, внутреннему членению пространства опорными столбами на фасадах соответствуют мощные полуколонны, а прясла стен между ними завершают арки-закомары, отвечающие полуциркульным сводам. От первоначального декора ничего не сохранилось. техника равнослойной кладки, с нартексом, поребрик Древнейший из сохранившихся храмов Смоленска — собор Петра и Павла (1140-50 гг).
Он похож на другие храмы своего времени, но не имеет нартекса. 4-х столпный, без нартекса!!, зап часть- хоры.Бегунец- орнамент кирп кладки в виде пояса, образует на стене ряд треугольных углов. Поребрик- вид орнаментальной кирпичн кладки, один ряд кладки укладывается под углом наружной поверхности стены. Огромный барабан. На стене накладные кресты.Мощные полуколонны. крестовокупольной одноглавой четырехстолпной постройки, и в этом она продолжает классические традиции Киевской Руси и Византии.
· Иоанна Богослова церковь в Смоленске. Между 1160 и 1180 гг. · Ц.Бориса и Глеба под Гродно. Особое ответвление школы. Прибывают мастера из Волыни. Круглые опоры, 6-ти столпный, 3-х апсидный, желание придать базиликальность. Кладка равнослойная, смешанная. Храм был богато украшен: керамикой, цветной майоликовой плиткой, драгоценными камнями, блюдами и чашами. Здесь была Калужская икона Б-ри. 21. Галич – древний город, ныне не существующий. На его месте села. Здесь связь с зап.Европой еще больше замечается. Особое место занимает архитектура Галича. Хотя и здесь архитектура следовала сложившимся типам, но постройки отличаются от храмов Киева, Чернигова, Новгорода, Смоленска другой строительной техникой — они построены из белого камня - из местного известняка (первое строит-во во Владимиро-Суздальских землях). Применение тёсаного белого камня роднит галицкую архитектуру с романскими постройками соседних европейских стран. Существует теория, что Юрий Долгорукий приглашает артель именно из Галича. Здесь существовал большой княжеский дворец, напоминающий Боголюбово. Находился Успенский собор (не сохранился), предполагают, что подражал десятинному храму. Внутри были готические своды, для строительства использовался белый камень с забутовкой. На куполе аркатурно-колончатый пояс, на апсидах тоже украшения. Здесь были витые колонки с резьбой. В Галиче для крупных кафедральных соборов выбирается крестово-купольный тип храма, а для других, поместных церквей – ротонды: · ц.Квадрифолий («Полигон») ок.Галича, вт.пол.12в. · ротонда-квадрифолий у с.Побережье (посвященная Борису и Глебу) в окрестностях Галича. вт.пол.12в. · одноапсидная ротонда. Ц.Пр-ка Илии, вт.пол.12в. · Городище Олешков. Деревянный храм-ротонда. · Воскресенская ротонда, тоже деревянная. 22. На рубеже 11-12вв существует 2 артели: в Киеве и Переяславле (почти ничего не сохранилось), многие земли следовали этой киевско-черниговской традиции. В Галиче – другая традиция, белокаменное строительство, появляется резьба, храмы крестово-купольный храм типа ротонд. В Смоленске – переход к чисто 4-х столпному типу храма, нартекс отпадает и возникает тип за которым большое будущее. Новгород отдален от этих земель, здесь влияние скандинавских земель. Дохристианские корни. Это всегда искусство достаточно суровое, любящее крупные мощные формы, чувствуется разрыв между небесным и земным (требуется усилие для преодоления этого разрыва). Не случайно в 14 веке именно в Новгороде возникает исихастский памятник –фрески Феофана Грека. Исихазм, который говорит о стяжании бож света, о пути. Отсюда напряженный стиль, скупость художественных приемов. Некоторые черты уже видны в Софии Новгородской(50-52гг 11в, киевская артель), но еще ощутимее в 12в. Возникает большой перерыв. В начале 12 века только возобновляется каменное строительство, местных кадров здесь не было, возобновляется скорее всего к-то пришлыми мастерами. Этот тип храма, котор складывается в южно-русских землях сюда переносится – видим тип Успенского собора, который возникает на новгородской почве. Здесь были особенности строительства – использовался местный камень, а в наиболее ответственных конструктивных местах – кладка из плинфы со скрытым рядом(по-киевски). Дальше это затиралось розоватым известняковым раствором. 1136г – год раздела Новгородской истории. До этого – в новгороде была великокняжеская культура. Здесь старший сын Владимира Мономаха Мстислав занимает престол. С ним будет связан первый строительный период в Новгороде. В это время связи Киев-Новгород родственные. В это время – торжественность, масштабность. 1136г – правит Всеволод Мстиславович, новгородцы выгоняют его, с этого времени боярское правление дает о себе знать (вместе с ним уходит Нифонт) Произошла перемена статуса князя. До этого основным заказчиком был князь, то теперь заказчиками становятся – бояре, купцы, сообщество ремесленников, князь. Таких размеров, масштабов строительства после 1136 года уже не будет.
Храмы 1-ой трети 12века: - 1103г – ц.Благовещения на Городище +1113г – Николо-Дворищенский собор +1117г – собор Рождества Б-цы Антониева мн-ря +1119г – Георгиевский собор Юрьева мн-ря -1127г – ц.Ин.Предтечи Опоках -1135г – ц.Успения на Торгу Предполагают, что было 2ва хр Федора Тирона и Федора Стратилата Date: 2015-09-05; view: 471; Нарушение авторских прав |