Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представление о процессе творческого мышления в концепции Я.А.Пономарева





Хрестоматия стр.269-280, Леонтьев А. Н. «Лекции по общей психологии», Тихомиров О.К «Психология мышления»34-41, Петухов В. В «Психология мышления 53-62

Пономарев (ученик Рубинштейна), Гиппенрейтер (ученица Леонтьева).

2 этапа:

l Нахождение адекватного принципа, способа решения, вытекающего из условий задачи. Наиболее творческое звено мыслительной деятельности. После бесплодных попыток – внезапная догадка, новая идея.

l Применение уже найденного способа решения + проверка и преобразование принципа, в связи с условиями конкретной задачи.

Эксперимент: задачи на догадку, требуют простых знаний, которые заведомо есть у испытуемых, применение после нахождения решения не составляет труда.

Методика Пономарева: 4 точки надо соединить не отрываясь тремя линиями (вписать квадрат в треугольник = догадка). Условия данной задачи первоначально актуализируют связи неадекватные, адекватные же связи не актуализируются и не вступают в новую связь с условиями именно этой задачи. Взяв одну из задач в качестве основной, экспериментатор подводил испытуемого тем или иным примеров к ее решению: шахматное упражнение, повторяющее фигуру. Если давать до, наводящего действия нет, если после того, как не решили- есть.

Методика Гиппенрейтер: Сложить из 6 спичек четыре равносторонних треугольника со стороной в целую спичку (выйти за пределы плоскости – построить тетраэдр). Говорили, что время ограниченно, но не говорили сколько – возможность прерывать на любом этапе решения – потом наводящая задача – расставлять коробки. Роль интереса: пассивные (не могут перенести в итоге) и активные испытуемые.

Задача «пробка»: в ее ходе надо вылепить тетраэдр, затыкающий дырку. Никак не повлияло на решение задачи со спичками. Готовый результат решения оказался гораздо менее эффективным в качестве подсказки, чем способ действия, приводящий к тому же результату.

Чтобы состоялось наведение нужно:

1. сохранение длительного, стойкого интереса к задаче

2. заключение о неэффективности первоначального метода

3. относительная новизна и неожиданность появления наводящих объектов или обстоятельств

4. содержание в подсказке принципа решения основной задачи.

 

Проблема психологического механизма решения творческой задачи (Пономарев) – проблема прямого (осознаваемого, вербализуемого) и побочного (частично неосознаваемого, невербализуемого) продукта. Если подсказка предшествует решению – побочный продукт -> не может быть непосредственно использована как средство решения задачи.

Ориентировка отражает как прямой, так и побочный продукт. Но отсутствует уверенность в успехе, абсолютно необходима чувственная основа, испытуемые не могут обосновывать свои действия, если интервал между подсказкой и заданием большой – ориентировка разрушается.

Стимулирующая задача – подсказка – выявляющая задача.

Дополнительные следствия:

l чем больше прямой продукт действия в подсказке удовлетворяет той или иной потребности субъекта, тем меньше вероятность переориентировки на побочный продукт и тем резче угасает поисковая детерминанта.

l простота стимулирующей задачи – фактор, благоприятствующий преобразованию побочного продукта действия в прямой

l простота выявляющей задачи

l чем менее автоматизирован способ решения подсказки, тем сильнее осознается побочный продукте тем легче осуществляется перенос.

l чем более обобщенный способ в побочном продукте







Date: 2015-09-05; view: 953; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию