Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательная и операциональная стороны мышления





Мышление всегда имеет какое-то содержание. Изменение содержания за­ключается в том, что непонятное становится понятным, разрешается какая-то проблемная ситуация и т.д. Содержанием же мышления могут быть образы, представления, эмпирические и теоретические понятия, символы, схемы и т.д. Мышление всегда представляет собой процесс оперирования образами, понятиями, представлениями. Операции, приемы и способы изменения со­держания это техническая оснащенность мышления. Можно выделить 2 группы операций. Первая тесно соотнесена с содержанием субъективного опыта. Это фонд знаний. Вторая группа операций характеризует общие мыс­лительные способности, не связанные с определенным содержанием, их можно применить к любому содержанию. (II)

К общим мыслительным операциям относят анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракцию.

Анализ - мысленное расчленение предмета, явления. Ситуации и выявле­ние составляющих его элементов. Частей, моментов, сторон.

Синтез - мысленное соотнесение. Сопоставление, установление связи ме­жду различными элементами.

Абстракция - отвлечение существенных свойств предмета от несущест­венных.

Сравнение - мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного.

Обобщение - мысленное соотнесение и выделение общего в двух или не­скольких различных явлениях и ситуациях.

Эти операции не существуют изолированно друг от друга. Так часто встречающейся операцией является анализ через синтез.

По словам С.Л.Рубинштейна «объект в процессе мышления включается во все новые связи и в силу этого выступает в новых качествах: из объекта, та­ким образом, как бы вычерпывается все новое содержание, он как бы пово­рачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства». Выделение новых свойств (анализ) осуществляется через соотне­сение (синтез) исследуемого объекта с другими.

Общие операции могут быть объединены в более крупные - приемы мыс­лительной деятельности. Прием - это система операций анализа, синтеза, аб­стракции, обобщения, организованная для решения задач того или иного ти­па.

Мышление разворачивается во времени как процесс, даже в том случае, когда создается впечатление, что его результат появляется мгновенно.

Всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разре­шение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и ус­ловия. Начальной фазой мыслительного процесса является осознание про­блемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто требует большой мыслительной работы. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. При решении сложной проблемы обычно наме­чается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке, когда заканчивается проверка, мысли­тельный процесс переходит к окончательной фазе - суждению по данному вопросу.

Выделяют четыре стадии решения проблемы: подготовка; созревание решения; вдохновение; проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

1. Мотивация (желание решить проблему)

2. Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие
недостающие или избыточные данные и т.д.).

3. Поиск решения.

4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказатель­ство правильности решения.

5. Реализация решения.

6. Проверка найденного решения.

7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

 

Date: 2015-09-05; view: 673; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию