Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Содержательная и операциональная стороны мышления
Мышление всегда имеет какое-то содержание. Изменение содержания заключается в том, что непонятное становится понятным, разрешается какая-то проблемная ситуация и т.д. Содержанием же мышления могут быть образы, представления, эмпирические и теоретические понятия, символы, схемы и т.д. Мышление всегда представляет собой процесс оперирования образами, понятиями, представлениями. Операции, приемы и способы изменения содержания это техническая оснащенность мышления. Можно выделить 2 группы операций. Первая тесно соотнесена с содержанием субъективного опыта. Это фонд знаний. Вторая группа операций характеризует общие мыслительные способности, не связанные с определенным содержанием, их можно применить к любому содержанию. (II) К общим мыслительным операциям относят анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракцию. Анализ - мысленное расчленение предмета, явления. Ситуации и выявление составляющих его элементов. Частей, моментов, сторон. Синтез - мысленное соотнесение. Сопоставление, установление связи между различными элементами. Абстракция - отвлечение существенных свойств предмета от несущественных. Сравнение - мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного. Обобщение - мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях и ситуациях. Эти операции не существуют изолированно друг от друга. Так часто встречающейся операцией является анализ через синтез. По словам С.Л.Рубинштейна «объект в процессе мышления включается во все новые связи и в силу этого выступает в новых качествах: из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание, он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства». Выделение новых свойств (анализ) осуществляется через соотнесение (синтез) исследуемого объекта с другими. Общие операции могут быть объединены в более крупные - приемы мыслительной деятельности. Прием - это система операций анализа, синтеза, абстракции, обобщения, организованная для решения задач того или иного типа. Мышление разворачивается во времени как процесс, даже в том случае, когда создается впечатление, что его результат появляется мгновенно. Всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто требует большой мыслительной работы. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке, когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе - суждению по данному вопросу. Выделяют четыре стадии решения проблемы: подготовка; созревание решения; вдохновение; проверка найденного решения. Структура мыслительного процесса решения проблемы: 1. Мотивация (желание решить проблему) 2. Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие 3. Поиск решения. 4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения. 5. Реализация решения. 6. Проверка найденного решения. 7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).
Date: 2015-09-05; view: 718; Нарушение авторских прав |