Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория П.Я.Гальперина)





Хрестоматия 78-87, Гальперин П.Я, Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач.

 

Психология изучает не просто мышление и не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач.

Так же как и Рубинштейн, процесс = деятельность. Мыслит субъект, ориентировку осуществляет субъект. Творческое мышление = анализ + конструирование. Можно обучить только анализу (анализ условий и проверка догадок). Обучение на примере «малых творческих задач»: головоломки.

Ориентировка:

l образцы действий и его продуктов

l не только образцы, но и указания как выполнять действия

l схема, содержащая опорные точки (обучение анализу задания)

 

Умственные действия — действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Оно обобщенное, сокращенное.

 

Поэтапное формирование умственных действий:

l Условия успешности психических процессов поразительно сходны с такими же условиями внешней деятельности.

l Со временем наступает процесс сокращения психической работы

l Новое задание не всегда одинаково доступно ребенку на разных уровнях его выполнения – в действии про себя, при выполнении действия в громкой речи и при действии с предметами – постепенное восхождение от внешнего к внутреннему.

l Полноценное действие более высокого порядка не может сложиться без опоры на предшествующие формы того же действия.

l Три уровня действия: с материальными предметами, в громкой речи, в уме.

l Усвоить действие – значит не просто вспомнить, как оно было показано, но и суметь повторить его с новым материалом и заново получить из этого материала указанный продукт.

Этапы формирования:

l Ознакомление с заданием (должно содержать не только указание на процесс и продукт, но и сопровождаться такой разметкой – ориентировочной основой деятельности- 3 типа: образец, указание на то, как выполнять и планомерное обучение, которая позволила бы правильно выполнить действие).

l Выполнение: лишь в результате в результате развертывания действия и его обобщения подлинное содержание действия становится ясно учащемуся.

l Сокращение (тщательная отработка действия во внешней речи, но без опоры на предметы). Речевое действие – отражение материального. Возникновение абстракций.

l Перенесение во внутренний план, свободное проговаривание действия целиком про себя. Не речь минус звук, а звуковые образы слова. Первый этап собственно умственного действия.

l Собственно внутренняя речь: фрагментарная, течет автоматически, за пределами самонаблюдения.

 

Названия этапов:

l вводно-мотивационный этап

l этап формирования действий в материальной форме

l этап внешне речевого действия

l этап речевого действия про себя

l этап умственного действия

Свойства человеческого действия:

l уровень выполнения

l мера обобщения

l полнота фактически выполняемых операций

l мера освоения







Date: 2015-09-05; view: 1091; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию