Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория П.Я.Гальперина)
Хрестоматия 78-87, Гальперин П.Я, Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач.
Психология изучает не просто мышление и не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач. Так же как и Рубинштейн, процесс = деятельность. Мыслит субъект, ориентировку осуществляет субъект. Творческое мышление = анализ + конструирование. Можно обучить только анализу (анализ условий и проверка догадок). Обучение на примере «малых творческих задач»: головоломки. Ориентировка: l образцы действий и его продуктов l не только образцы, но и указания как выполнять действия l схема, содержащая опорные точки (обучение анализу задания)
Умственные действия — действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Оно обобщенное, сокращенное.
Поэтапное формирование умственных действий: l Условия успешности психических процессов поразительно сходны с такими же условиями внешней деятельности. l Со временем наступает процесс сокращения психической работы l Новое задание не всегда одинаково доступно ребенку на разных уровнях его выполнения – в действии про себя, при выполнении действия в громкой речи и при действии с предметами – постепенное восхождение от внешнего к внутреннему. l Полноценное действие более высокого порядка не может сложиться без опоры на предшествующие формы того же действия. l Три уровня действия: с материальными предметами, в громкой речи, в уме. l Усвоить действие – значит не просто вспомнить, как оно было показано, но и суметь повторить его с новым материалом и заново получить из этого материала указанный продукт. Этапы формирования: l Ознакомление с заданием (должно содержать не только указание на процесс и продукт, но и сопровождаться такой разметкой – ориентировочной основой деятельности- 3 типа: образец, указание на то, как выполнять и планомерное обучение, которая позволила бы правильно выполнить действие). l Выполнение: лишь в результате в результате развертывания действия и его обобщения подлинное содержание действия становится ясно учащемуся. l Сокращение (тщательная отработка действия во внешней речи, но без опоры на предметы). Речевое действие – отражение материального. Возникновение абстракций. l Перенесение во внутренний план, свободное проговаривание действия целиком про себя. Не речь минус звук, а звуковые образы слова. Первый этап собственно умственного действия. l Собственно внутренняя речь: фрагментарная, течет автоматически, за пределами самонаблюдения.
Названия этапов: l вводно-мотивационный этап l этап формирования действий в материальной форме l этап внешне речевого действия l этап речевого действия про себя l этап умственного действия Свойства человеческого действия: l уровень выполнения l мера обобщения l полнота фактически выполняемых операций l мера освоения Date: 2015-09-05; view: 1091; Нарушение авторских прав |