Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Осознаваемое и неосознаваемое в мыслительной деятельности
Тихомиров О.К «Психология мышления» 16-17, 34-41, 41-49, 84-86, хрестоматия 166-168, 269-280, 258-268. l Стадии мыслительного процесса, выделенные из самонаблюдения: подготовка, созревание решения, вдохновение, проверка. Адекватно описывают некоторую реальность в макроанализе. l Метод рассуждения вслух. Дункер впервые отмечает неполноту протоколов, вытекающих из неполноты осознания. l Пономарев: Проблема психологического механизма решения творческой задачи – проблема прямого (осознаваемого, вербализуемого) и побочного (частично неосознаваемого, невербализуемого) продукта. Если подсказка предшествует решению – побочный продукт -> не может быть непосредственно использована как средство решения задачи. Ориентировка отражает как прямой, так и побочный продукт. Но отсутствует уверенность в успехе, абсолютно необходима чувственная основа, испытуемые не могут обосновывать свои действия, если интервал между подсказкой и заданием большой – ориентировка разрушается. Стимулирующая задача – подсказка – выявляющая задача. l Феномены бессознательного в мышлении часто приобретают форму установок. Опыты Лачинса – сохранение алгоритма решения. Узнадзе: установка – склонность, направленность на осуществление определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности (у. - не чисто субъективный факт, задается так же объективными условиями). Натадзе – установка на основе воображения. l Фрейд – образное мышление бессознательно, речевое – сознательно. l Платонов: опыты с постгипнотическим внушением (ребенку велели унести туфли, чужие вещи брать нехорошо, оставил записку - «туфли в соседней комнате»). Существуют неосознанные мотивы деятельности человека. В любом сложном поступке мы должны обязательно различать то, что реально побуждает человека к деятельности – мотив и то, как сам человек объясняет свои действия (мотивировка). Объяснения – результат работы мышления. l Изучение глазодвигательной активности шахматистов (Телегина) – выбор наилучшего хода: длительность отдельных фиксаций, траектории движений глаз, установление взаимодействия между элементами, частота исследования элементов. Результат: Проигрывание – последовательная фиксация исходной точки и результата – исследовательское действие, имеющее внешне выраженную форму. Обратные проигрывания. Проигрывания направлены на установление взаимодействий между фигурами. Есть еще объединяющие (движения с фигуры на фигуру, не функциональные, а избирательные) – укрупнение единиц деятельности. Случайные движения не учитываются. Суммарным, обобщенным показателем исследовательской работы глаза является общая зона ориентировки. Количество элементов условий задачи (от 4/64 до 60/64). l Терехов: Осязательная активность как индикатор бессознательной работы (анализ игры слепых шахматистов). Осязательная активность избирательна, отражает объект деятельности (ходы, взаимодействия, варианты) – объем ориентировки (варьирует во времени), является формой ориентировочно-исследовательской деятельности. Разернутость увеличивается: в конце игры, при увеличении глубины анализа ситуации, при неожиданном изменении ситуации (неожиданный ход противника), при нападнии, при высоком уровне противника. Совпадение предвосхищения с результатом сужает зону ориентировки. l Тихомиров: 1) Ориентировочная основа конкретного действия может строиться впрок, некоторые практические действия оказываются предориентированными. 2) Мыслительная деятельность на неосознаваемом уровне не строится по схеме «дерева игры» - с обязательным чередованием ходов (свой ход – противник – свой ход). 3) Формируется неосознанное психическое отражение целых групп ситуаций. 4) Два типа новых идей: новизна практического или мыслительного действия. Связь неосознаваемых компонентов мышления с осознаваемыми: l Общий объем объем неосознаваемых и невербализованных компонентов больше. l Невербализованные смыслы шире их вербализованных эквивалентов. l Неосознавательные психические отражения развиваются в ходе решения задачи и взаимодействуют друг с другом. l Перенос одной ориентировочно-исследовательской деятельности в другую возможен без вербализации. l В невербализованной активности может происходить подготовка вербализованного отражения. l Вербализованное отражение может быть обобщением невербализованных отражений. l Вербализованное и невербализованное психическое отражение оказывает разное влияние на организацию поиска решения задачи, они в разной степени переносимы из одной ситуации в другую. l Стадии: формирование поисковой потребности, предвосхищения и формирования решения. Неверблизованный поиск решения менее однороден. l Сознательная деятельность подчинена сознательной цели. Date: 2015-09-05; view: 1591; Нарушение авторских прав |