Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осознаваемое и неосознаваемое в мыслительной деятельности





Тихомиров О.К «Психология мышления» 16-17, 34-41, 41-49, 84-86, хрестоматия 166-168, 269-280, 258-268.

l Стадии мыслительного процесса, выделенные из самонаблюдения: подготовка, созревание решения, вдохновение, проверка. Адекватно описывают некоторую реальность в макроанализе.

l Метод рассуждения вслух. Дункер впервые отмечает неполноту протоколов, вытекающих из неполноты осознания.

l Пономарев: Проблема психологического механизма решения творческой задачи – проблема прямого (осознаваемого, вербализуемого) и побочного (частично неосознаваемого, невербализуемого) продукта. Если подсказка предшествует решению – побочный продукт -> не может быть непосредственно использована как средство решения задачи.

Ориентировка отражает как прямой, так и побочный продукт. Но отсутствует уверенность в успехе, абсолютно необходима чувственная основа, испытуемые не могут обосновывать свои действия, если интервал между подсказкой и заданием большой – ориентировка разрушается.

Стимулирующая задача – подсказка – выявляющая задача.

l Феномены бессознательного в мышлении часто приобретают форму установок. Опыты Лачинса – сохранение алгоритма решения. Узнадзе: установка – склонность, направленность на осуществление определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности (у. - не чисто субъективный факт, задается так же объективными условиями). Натадзе – установка на основе воображения.

l Фрейд – образное мышление бессознательно, речевое – сознательно.

l Платонов: опыты с постгипнотическим внушением (ребенку велели унести туфли, чужие вещи брать нехорошо, оставил записку - «туфли в соседней комнате»). Существуют неосознанные мотивы деятельности человека. В любом сложном поступке мы должны обязательно различать то, что реально побуждает человека к деятельности – мотив и то, как сам человек объясняет свои действия (мотивировка). Объяснения – результат работы мышления.

l Изучение глазодвигательной активности шахматистов (Телегина) – выбор наилучшего хода: длительность отдельных фиксаций, траектории движений глаз, установление взаимодействия между элементами, частота исследования элементов. Результат: Проигрывание – последовательная фиксация исходной точки и результата – исследовательское действие, имеющее внешне выраженную форму. Обратные проигрывания. Проигрывания направлены на установление взаимодействий между фигурами. Есть еще объединяющие (движения с фигуры на фигуру, не функциональные, а избирательные) – укрупнение единиц деятельности. Случайные движения не учитываются.

Суммарным, обобщенным показателем исследовательской работы глаза является общая зона ориентировки. Количество элементов условий задачи (от 4/64 до 60/64).

l Терехов: Осязательная активность как индикатор бессознательной работы (анализ игры слепых шахматистов). Осязательная активность избирательна, отражает объект деятельности (ходы, взаимодействия, варианты) – объем ориентировки (варьирует во времени), является формой ориентировочно-исследовательской деятельности. Разернутость увеличивается: в конце игры, при увеличении глубины анализа ситуации, при неожиданном изменении ситуации (неожиданный ход противника), при нападнии, при высоком уровне противника. Совпадение предвосхищения с результатом сужает зону ориентировки.

l Тихомиров:

1) Ориентировочная основа конкретного действия может строиться впрок, некоторые практические действия оказываются предориентированными.

2) Мыслительная деятельность на неосознаваемом уровне не строится по схеме «дерева игры» - с обязательным чередованием ходов (свой ход – противник – свой ход).

3) Формируется неосознанное психическое отражение целых групп ситуаций.

4) Два типа новых идей: новизна практического или мыслительного действия.

Связь неосознаваемых компонентов мышления с осознаваемыми:

l Общий объем объем неосознаваемых и невербализованных компонентов больше.

l Невербализованные смыслы шире их вербализованных эквивалентов.

l Неосознавательные психические отражения развиваются в ходе решения задачи и взаимодействуют друг с другом.

l Перенос одной ориентировочно-исследовательской деятельности в другую возможен без вербализации.

l В невербализованной активности может происходить подготовка вербализованного отражения.

l Вербализованное отражение может быть обобщением невербализованных отражений.

l Вербализованное и невербализованное психическое отражение оказывает разное влияние на организацию поиска решения задачи, они в разной степени переносимы из одной ситуации в другую.

l Стадии: формирование поисковой потребности, предвосхищения и формирования решения. Неверблизованный поиск решения менее однороден.

l Сознательная деятельность подчинена сознательной цели.







Date: 2015-09-05; view: 1591; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию