Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки
Леонтьев А. Н. «Лекции по общей психологии» стр. 327-346, Тихомиров О.К «Психология мышления» 342-347, хрестоматия 11-20, 60-70, Петухов В. В «Психология мышления» 17-19.
Свойства мышления, как особого предмета общей психологии: Мышление – высшая форма отражения (обобщенного и опосредованного). Отличие мышления от непосредственно чувственных форм познания – понятия (основная единица мышления) (Петухов). Мышление – логические законы, но с ними не рождаются, они усваиваются из опыта (Леонтьев). До этого в ассоциативной психологии – мышление – установление связей между представлениями. Мышление, по мнению, ассоцианистов внутренний процесс. Кюльпе (тоже ассоцианист) – впервые о роли цели в мышлении. Гештальтисты - о мышлении у животных. l не части предметов, и не сами предметы, а классы предметов, родственных по тому или иному признаку l не доступен наблюдению, раскрывается при активном взаимодействии с объектом l в данном взаимодействии открывается отношения между вещами -> существенные свойства, являющиеся содержанием понятия. Мышление: субъект-объектно-объектное взаимодействие(выход за пределы свойств, непосредственно доступных восприятию – сравнение двух твердых предметов царапаньем одного другим). Восприятие: субъект-объектное. Мышление – всегда проникновение в межпредметные взаимоотношения.
Отличие психологического взгляда на мышление от других наук: Мышление: логика (понятие, высказывание, силлогизм), социология (осмысление реальности в связи с культурно-историческими условиями), биология (свойство высокоорганизованной материи, поиск морфологических и физиологических систем), медицина, кибернетика (процесс обработки инф.) Психология: мышление конкретного человека в реальной жизни и деятельности. Зачем нужна ПСИХОЛОГИЯ мышления - отличие от логики (не подчиняются логическим законам): 1) мышление ребенка 2) патологическое мышление 3) творческое мышление
Мышление- это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Мышление – познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности, оно дифференцируется на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого субъекта мышления (Тихомиров) 2) Характеристика субъекта мышления Леонтьев А. Н. «Лекции по общей психологии» 389-406, Тихомиров О.К «Психология мышления» 7-10, 20-27, 28-33, 194-206, хрестоматия, Петухов В. В «Психология мышления» 51-53, Семенов И.Н, Степенов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии 154-183. В экспериментальной практике при формулировке конкретных гипотез, зависимая переменная – продуктивность процесса решения, а независимая – личностные и ситуативные детерминанты мыслительной деятельности и специфические или неспецифические для задач данного типа (Петухов) Факторы: l ситуативные специфические (способы предъявления испытуемому условий задачи) l постоянные специфические (знания, способности, личностные черты) l ситуативные неспецифические (мотивация, динамика отношения к задаче) l постоянные неспецифические (мотивация достижения, склонность к саморефлексии) Креч: l ситуационные (пространство, время, эмоциональное состояние, форма предъявления задачи). l личностные (сознание, интеллект, личность).
Мыслит не мышление, а человек, личность (Тихомиров). Любая задача имеет социальную и личную значимость. Мышление тесно связано с мотивацией, установками, позицией личности. Чтобы начать решать задачу надо совершить акт принятия задачи (внешняя и внутренняя, устойчивая и ситуативная). Единство интеллекта и аффекта (Выготский). Эксперимент Тихомирова, Райковой и Березанской. Цель – влияние установки на мышление Методика: под гипнозом внушался образ талантливой личности, актеров просили вжиться в роль Результаты: Влияет на активность внимания, памяти и ассоциативного процесса, но разные способы решения, у гипнотиков потом еще немного подъем, у артистов усталость. Вывод: Внушение образа реальной личности создавало предпосылки для вполне реалистического отражения мира в контексте деятельности, соответствующей внутреннему образу.
Оценка решаемости – нерешаемости задачи. Эксперимент Дембо.
Мыслительная деятельность всегда не только личностно, но и индивидуально своеобразна: глубина, широта, гибкость, самостоятельность, быстрота, последовательность, внушаемость, критичность. Н.Б. Березовская: отношение внушаемости и критичности зависит от содержания внушения (конкретное представление, готовое знание, роль). Невозможность внушить то, что противоречит структуре ценностей личности. Внушаемость наблюдается больше в областях, в которых человек меньше осведомлен.
Семенов: l предметный уровень (на предмет задачи) l операциональный (на операции мышления) l рефлексивный (на осознание причин действий) l личностный Первые два предметно-операциональный план, второе – личностно-смысловой. Работа рефлексивного уровня, начинается, когда возникают задержки. Вначале личностный уровень может мешать рефлексивному, затем дополняют друг друга. 3) Методы Тихомиров О.К «Психология мышления» 16-19, 35-36, 82-83, 124-128, 171-180, хрестоматия 21-27, 194-199, 215-220, 258-263, 183-187, 319-327, Петухов В. В «Психология мышления» 40-42, 59-60, 63-69.
Методы – пути познания предмета. Процесс или продукт. В психологическом исследовании сложно отделить исследование от исследователя и исследуемого. Общенаучные методы: индукция, дедукция, анализ... Специальные методы: l наблюдение (как решает задачу, как долго, как часто меняет стратегии). l беседа (в том числе клиническая беседа Пиаже, отношение испытуемого к задаче, представление о собственной мыслительной деятельности). l метод анализа продуктов творчества (письма, дневники, зарисовки, схемы, конкретные предметы: машины, приборы) l эксперимент (контроль условий, эффект экспериментатора, в том числе формирующий эксперимент). l тесты l психофизиологические методы l интерактивные (активное взаимодействие экспериментатора и испытуемого: клиническая беседа, методика двойной стимуляции, (Белавина): изучение мыслительной деятельности, опосредованной программой ЭВМ, дающей советы при решении задач: сначала анализируют ситуацию, выделяют отдельные элементы и их свойства перед обращением к советнику, ЭВМ обрабатывает ситуации глубже, углубляя свои знания, уточняя цели пользуется помощником эффективнее, если ориентация на процесс, недерективные ответы – обращаются чаще, важно доверие-недоверие к ЭВМ + партнер-средство решения задач, Бабаева: целеобразование: многофункциональное использование предметов – с использованием компьютера оригинальность повышается, Корнилова: сравнение с компьютером и с людьми – с компьютером эффективнее). Классификация методов, предложенная некоторыми учеными: l по Добрынину: герменевтические методы – методы понимания – роль субъективного фактора возрастает (например, метод интроспекции: аналитическая (Вундт) и систематическая (Вюрцбургская школа), анализ продуктов творчества), коммуникативные (целенаправленное интервью и свободная беседа), деятельностные (эксперимент), наблюдение, синтетические (клиническая беседа Пиаже: на стыке естественного эксперимента и целенаправленного интервью, тесты, самонаблюдение: наблюдение и интроспекция). l Рубинштейн: наблюдение (инструментальное и самонаблюдение), эксперимент (естественный, лабораторный, педагогический), физиологические методы, приемы (беседа, анализ продуктов деятельности, анкета). l Соколов: электро-миографический метод (исследование внутренней речи): язык и губы, электрические потенциалы (фазическая -речедвигательная мускулатура, постепенное возрастает и тоническая активность - скачками) при решении задач (прогрессивные матрицы Равена, что-то проговаривают + пытаются понять сложный текст). l Пиаже: методы объективации невербализуемых компонентов решения Цели (по Петухову) l исследовательская l диагностическая l прикладная (формирующая, активизирующая (мозговой штурм))
Метод всегда связан с предметом исследования, теорией.
4. Понятия "задача", "проблема" и "проблемная ситуация". Тихомиров О.К «Психология мышления» 20-27, Петухов В. В «Психология мышления». 7-13 Единство познания (то, как человек познает) и сознания (как он представляет окружающий мир и себя в нем). Типы задач и виды мышления: Мышление часто разворачивается как процесс решения или разрешения задачи. Задача – предмет (обычно не один, а предметная ситуация), объект мыслительной деятельности человека. Задача имеет две структуры: объективную (объективные условия и требование) и психологическую (цель и средства ее достижения (задача – цель, заданная в условиях – Леонтьев)). Мышление – процесс, а не продукт решения и иногда постановки (когда цель неясна) задачи. Акт принятия задачи – связывание задачи с некоторой уже существующей, актуализованной в данной ситуации (или целенаправленно создаваемой) мотивационной структурой. Проблемная ситуация: ранее применявшиеся методы, способы не ведут к достижению необходимого результата, а потребность решить задачу есть -> формулировка задачи. Матюшкина состав проблемной ситуации: l познавательная потребность l неизвестное достигаемое знание (предмет потребности) или способ действия l интеллектуальные возможности человека, включающие потребности и прошлый опыт. Решаемая задача всегда вызывает некоторое отношение к ней субъекта, оценивается им, имеет для него личностный смысл, в них и проявляются особенности мотивации мышления. Отношение: l по модальности (позитивное или негативное отношение) l по форме выражения (вербальные и невербальные индикаторы) l по характеру проявления отношения (переделывание задачи, готовность к повторным участиям в опытах). Решение задачи – всегда взаимодействие субъекта и объекта, в ходе которого преобразуется не только задача, объект мышления, но и сам субъект.
5. Творческое мышление: проблема критериев. Леонтьев А. Н. «Лекции по общей психологии» 389-406, Тихомиров О.К «Психология мышления», хрестоматия 290-292, 258-268 311-313, Петухов В. В «Психология мышления» 12, 32-35. Творческое мышление – в прошлом опыте отсутствуют готовые средства для решения. Требует эвристических методов (репродуктивное мышление – по алгоритму, пусть сложному). Тихомиров: 4 стадии творческого мышления l подготовка l созревание l вдохновение l проверка найденного решения Леонтьев: Условия творческого мышления: l мотивация l целеобразование, выделение замысла, подцелей. Творческое мышление – нахождение, открытие адекватной условиям системы операций, нахождение способов решения. Мотив-выделение цели – замысел – гипотеза, выражающая себя в способах решения задачи. Операции – лишены творчества, они технизованны, даже иногда автоматизированны, но они составляют главное ядро творчества. Творческое м. применение готовых операций в новых, нетипичных условиях. «Я уже давно имею в голове решение, я только не знаю, как я к нему приду» (Гаусс) К уже известным целям нужно приходить при помощи операций. Машины могут перенять любые операции. Но творить они не могут. Линдсей, Халл, Томпсон: творческое (генерация большого кол-ва новых идей) и критическое (проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения, выявляет недостатки и дефекты новых идей) – мозговой штурм. Творческий человек сочетает в себе удивление, воображение и честность ребенка с познавательными навыками зрелого и реалистичного взрослого (Креч) Ньюэл: Творческое мышление удовлетворяет одному или нескольким следующим условиям: l продукт обладает новизной либо для индивида, либо для культуры. l мыслительный процесс обладает новизной, требует преобразования или отказа от ранее принятых целей. l сильная мотивация и устойчивость мыслительного процесса. l проблема плохо сформулированна, формулирование проблемы – одна из задач. Date: 2015-09-05; view: 1964; Нарушение авторских прав |