Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки





Леонтьев А. Н. «Лекции по общей психологии» стр. 327-346, Тихомиров О.К «Психология мышления» 342-347, хрестоматия 11-20, 60-70, Петухов В. В «Психология мышления» 17-19.

 

Свойства мышления, как особого предмета общей психологии: Мышление – высшая форма отражения (обобщенного и опосредованного). Отличие мышления от непосредственно чувственных форм познания – понятия (основная единица мышления) (Петухов). Мышление – логические законы, но с ними не рождаются, они усваиваются из опыта (Леонтьев). До этого в ассоциативной психологии – мышление – установление связей между представлениями. Мышление, по мнению, ассоцианистов внутренний процесс. Кюльпе (тоже ассоцианист) – впервые о роли цели в мышлении. Гештальтисты - о мышлении у животных.

l не части предметов, и не сами предметы, а классы предметов, родственных по тому или иному признаку

l не доступен наблюдению, раскрывается при активном взаимодействии с объектом

l в данном взаимодействии открывается отношения между вещами -> существенные свойства, являющиеся содержанием понятия.

Мышление: субъект-объектно-объектное взаимодействие(выход за пределы свойств, непосредственно доступных восприятию – сравнение двух твердых предметов царапаньем одного другим). Восприятие: субъект-объектное. Мышление – всегда проникновение в межпредметные взаимоотношения.

 

Отличие психологического взгляда на мышление от других наук:

Мышление: логика (понятие, высказывание, силлогизм), социология (осмысление реальности в связи с культурно-историческими условиями), биология (свойство высокоорганизованной материи, поиск морфологических и физиологических систем), медицина, кибернетика (процесс обработки инф.)

Психология: мышление конкретного человека в реальной жизни и деятельности.

Зачем нужна ПСИХОЛОГИЯ мышления - отличие от логики (не подчиняются логическим законам):

1) мышление ребенка

2) патологическое мышление

3) творческое мышление

 

Мышление- это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире.

Мышление – познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности, оно дифференцируется на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого субъекта мышления (Тихомиров)

2) Характеристика субъекта мышления

Леонтьев А. Н. «Лекции по общей психологии» 389-406, Тихомиров О.К «Психология мышления» 7-10, 20-27, 28-33, 194-206, хрестоматия, Петухов В. В «Психология мышления» 51-53, Семенов И.Н, Степенов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии 154-183.

В экспериментальной практике при формулировке конкретных гипотез, зависимая переменная – продуктивность процесса решения, а независимая – личностные и ситуативные детерминанты мыслительной деятельности и специфические или неспецифические для задач данного типа (Петухов)

Факторы:

l ситуативные специфические (способы предъявления испытуемому условий задачи)

l постоянные специфические (знания, способности, личностные черты)

l ситуативные неспецифические (мотивация, динамика отношения к задаче)

l постоянные неспецифические (мотивация достижения, склонность к саморефлексии)

Креч:

l ситуационные (пространство, время, эмоциональное состояние, форма предъявления задачи).

l личностные (сознание, интеллект, личность).

 

Мыслит не мышление, а человек, личность (Тихомиров). Любая задача имеет социальную и личную значимость. Мышление тесно связано с мотивацией, установками, позицией личности. Чтобы начать решать задачу надо совершить акт принятия задачи (внешняя и внутренняя, устойчивая и ситуативная). Единство интеллекта и аффекта (Выготский). Эксперимент Тихомирова, Райковой и Березанской.

Цель – влияние установки на мышление

Методика: под гипнозом внушался образ талантливой личности, актеров просили вжиться в роль

Результаты: Влияет на активность внимания, памяти и ассоциативного процесса, но разные способы решения, у гипнотиков потом еще немного подъем, у артистов усталость.

Вывод: Внушение образа реальной личности создавало предпосылки для вполне реалистического отражения мира в контексте деятельности, соответствующей внутреннему образу.

 

Оценка решаемости – нерешаемости задачи. Эксперимент Дембо.

 


 

Мыслительная деятельность всегда не только личностно, но и индивидуально своеобразна: глубина, широта, гибкость, самостоятельность, быстрота, последовательность, внушаемость, критичность.

Н.Б. Березовская: отношение внушаемости и критичности зависит от содержания внушения (конкретное представление, готовое знание, роль). Невозможность внушить то, что противоречит структуре ценностей личности. Внушаемость наблюдается больше в областях, в которых человек меньше осведомлен.

 

Семенов:

l предметный уровень (на предмет задачи)

l операциональный (на операции мышления)

l рефлексивный (на осознание причин действий)

l личностный

Первые два предметно-операциональный план, второе – личностно-смысловой.

Работа рефлексивного уровня, начинается, когда возникают задержки. Вначале личностный уровень может мешать рефлексивному, затем дополняют друг друга.

3) Методы

Тихомиров О.К «Психология мышления» 16-19, 35-36, 82-83, 124-128, 171-180, хрестоматия 21-27, 194-199, 215-220, 258-263, 183-187, 319-327, Петухов В. В «Психология мышления» 40-42, 59-60, 63-69.

 

Методы – пути познания предмета. Процесс или продукт.

В психологическом исследовании сложно отделить исследование от исследователя и исследуемого.

Общенаучные методы: индукция, дедукция, анализ...

Специальные методы:

l наблюдение (как решает задачу, как долго, как часто меняет стратегии).

l беседа (в том числе клиническая беседа Пиаже, отношение испытуемого к задаче, представление о собственной мыслительной деятельности).

l метод анализа продуктов творчества (письма, дневники, зарисовки, схемы, конкретные предметы: машины, приборы)

l эксперимент (контроль условий, эффект экспериментатора, в том числе формирующий эксперимент).

l тесты

l психофизиологические методы

l интерактивные (активное взаимодействие экспериментатора и испытуемого: клиническая беседа, методика двойной стимуляции, (Белавина): изучение мыслительной деятельности, опосредованной программой ЭВМ, дающей советы при решении задач: сначала анализируют ситуацию, выделяют отдельные элементы и их свойства перед обращением к советнику, ЭВМ обрабатывает ситуации глубже, углубляя свои знания, уточняя цели пользуется помощником эффективнее, если ориентация на процесс, недерективные ответы – обращаются чаще, важно доверие-недоверие к ЭВМ + партнер-средство решения задач, Бабаева: целеобразование: многофункциональное использование предметов – с использованием компьютера оригинальность повышается, Корнилова: сравнение с компьютером и с людьми – с компьютером эффективнее).

Классификация методов, предложенная некоторыми учеными:

l по Добрынину: герменевтические методы – методы понимания – роль субъективного фактора возрастает (например, метод интроспекции: аналитическая (Вундт) и систематическая (Вюрцбургская школа), анализ продуктов творчества), коммуникативные (целенаправленное интервью и свободная беседа), деятельностные (эксперимент), наблюдение, синтетические (клиническая беседа Пиаже: на стыке естественного эксперимента и целенаправленного интервью, тесты, самонаблюдение: наблюдение и интроспекция).

l Рубинштейн: наблюдение (инструментальное и самонаблюдение), эксперимент (естественный, лабораторный, педагогический), физиологические методы, приемы (беседа, анализ продуктов деятельности, анкета).


l Соколов: электро-миографический метод (исследование внутренней речи): язык и губы, электрические потенциалы (фазическая -речедвигательная мускулатура, постепенное возрастает и тоническая активность - скачками) при решении задач (прогрессивные матрицы Равена, что-то проговаривают + пытаются понять сложный текст).

l Пиаже: методы объективации невербализуемых компонентов решения

Цели (по Петухову)

l исследовательская

l диагностическая

l прикладная (формирующая, активизирующая (мозговой штурм))

 

Метод всегда связан с предметом исследования, теорией.

 

4. Понятия "задача", "проблема" и "проблемная ситуация".

Тихомиров О.К «Психология мышления» 20-27, Петухов В. В «Психология мышления». 7-13

Единство познания (то, как человек познает) и сознания (как он представляет окружающий мир и себя в нем).

Типы задач и виды мышления:

Мышление часто разворачивается как процесс решения или разрешения задачи. Задача – предмет (обычно не один, а предметная ситуация), объект мыслительной деятельности человека.

Задача имеет две структуры: объективную (объективные условия и требование) и психологическую (цель и средства ее достижения (задача – цель, заданная в условиях – Леонтьев)).

Мышление – процесс, а не продукт решения и иногда постановки (когда цель неясна) задачи.

Акт принятия задачи – связывание задачи с некоторой уже существующей, актуализованной в данной ситуации (или целенаправленно создаваемой) мотивационной структурой.

Проблемная ситуация: ранее применявшиеся методы, способы не ведут к достижению необходимого результата, а потребность решить задачу есть -> формулировка задачи.

Матюшкина состав проблемной ситуации:

l познавательная потребность

l неизвестное достигаемое знание (предмет потребности) или способ действия

l интеллектуальные возможности человека, включающие потребности и прошлый опыт.

Решаемая задача всегда вызывает некоторое отношение к ней субъекта, оценивается им, имеет для него личностный смысл, в них и проявляются особенности мотивации мышления. Отношение:

l по модальности (позитивное или негативное отношение)

l по форме выражения (вербальные и невербальные индикаторы)

l по характеру проявления отношения (переделывание задачи, готовность к повторным участиям в опытах).

Решение задачи – всегда взаимодействие субъекта и объекта, в ходе которого преобразуется не только задача, объект мышления, но и сам субъект.

 

 

5. Творческое мышление: проблема критериев.

Леонтьев А. Н. «Лекции по общей психологии» 389-406, Тихомиров О.К «Психология мышления», хрестоматия 290-292, 258-268 311-313, Петухов В. В «Психология мышления» 12, 32-35.

Творческое мышление – в прошлом опыте отсутствуют готовые средства для решения. Требует эвристических методов (репродуктивное мышление – по алгоритму, пусть сложному).


Тихомиров: 4 стадии творческого мышления

l подготовка

l созревание

l вдохновение

l проверка найденного решения

Леонтьев:

Условия творческого мышления:

l мотивация

l целеобразование, выделение замысла, подцелей.

Творческое мышление – нахождение, открытие адекватной условиям системы операций, нахождение способов решения. Мотив-выделение цели – замысел – гипотеза, выражающая себя в способах решения задачи.

Операции – лишены творчества, они технизованны, даже иногда автоматизированны, но они составляют главное ядро творчества. Творческое м. применение готовых операций в новых, нетипичных условиях. «Я уже давно имею в голове решение, я только не знаю, как я к нему приду» (Гаусс) К уже известным целям нужно приходить при помощи операций.

Машины могут перенять любые операции. Но творить они не могут.

Линдсей, Халл, Томпсон: творческое (генерация большого кол-ва новых идей) и критическое (проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения, выявляет недостатки и дефекты новых идей) – мозговой штурм.

Творческий человек сочетает в себе удивление, воображение и честность ребенка с познавательными навыками зрелого и реалистичного взрослого (Креч)

Ньюэл: Творческое мышление удовлетворяет одному или нескольким следующим условиям:

l продукт обладает новизной либо для индивида, либо для культуры.

l мыслительный процесс обладает новизной, требует преобразования или отказа от ранее принятых целей.

l сильная мотивация и устойчивость мыслительного процесса.

l проблема плохо сформулированна, формулирование проблемы – одна из задач.







Date: 2015-09-05; view: 1964; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию