Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика мышления как обобщенного и опосредованного отражения действительности
Мышление в психологии рассматривается как один из наиболее важных познавательных процессов, свойственных человеку. Психология изучает мышление человека в реальной жизни и деятельности. Вопрос о том, что такое мышление, интересовал человека с давних времен. И именно с тех времен мышление (разум) человека рассматривалось как высшая, подлинно человеческая способность. В развитии при жизни человека мышление проходит несколько стадий. Интеллектуальное развитие человека происходит в деятельности и общении с другими людьми. Допонятийная стадия развития мышления ребенка - это начальная стадия, когда мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; самая ранняя форма доказательства - пример. В объяснении чего-либо все сводится к знакомому, частному. Эта особенность мышления проявляется и в речи ребенка, которая почти всегда подкрепляется наглядными примерами. Особенностью этой ранней формы мышления является также эгоцентризм. Именно поэтому до 5-ти лет ребенок не может правильно понимать и принимать чужую позицию. Его мышлению свойственны такие признаки, как нечувствительность к противоречиям, стремление связывать все со всем (синкретизм), переход от частного к частному, минуя общее (трансдукция), отсутствие представлений о сохранении количества. (I) Постепенно при нормальном развитии происходит закономерная смена мышления допонятийного понятийным, при котором используются понятия и применяются формальные операции. Оно возникает не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. В соответствии с исследованиями Л.С.Выготского мышление развивается у ребенка в пять этапов: первый этап - ребенку 2-3года проявляется в том, что объединение предметов происходит просто потому, что они находятся рядом. В этом и проявляется синкретизм детского мышления. На втором этапе - дети используют элементы объективного сходства двух предметов, а уже - третий предмет может быть похож только на один предмет из первой пары - возникает цепочка попарного сходства. Третий этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. Четвертый этап - 9-12 лет, появляется понятийное мышление у подростков, оно, правда, еще не совершенное - первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. И уже на пятом этапе, в 14-18 лет, формируются совершенные понятия, в это время использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Мышление как психический процесс, имеет свои специфические характеристики. Оно является обобщенным и опосредованным отражением общего и существенного в действительности. Мышление выполняет одновременно регулирующую функцию по отношению к поведению человека, поскольку связано с образованием целей, средств и программы деятельности. К характеристике мышления следует отнести также и то, что оно социально обусловлено, поскольку невозможно без знаний, добытых в истории человеческого общества, социальными являются и приемы и операции мышления, а также и цели мыслительной деятельности. Мышление всегда опосредовано, поскольку устанавливает связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, По словам Гегеля «разум столь же хитер, сколь могущественен. Хитрость состоит вообще в опосредствующей деятельности, которая, позволив объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель».
Date: 2015-09-05; view: 583; Нарушение авторских прав |