Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОБУ­ЧЕ­НИЕ СА­НО­ГЕН­НО­МУ МЫШ­ЛЕ­НИЮ





 

Лю­бое обу­че­ние про­ис­хо­дит ли­бо в про­цес­се вос­при­ятия нуж­но­го по­ве­де­ния, ли­бо в его вы­пол­не­нии са­мим че­ло­ве­ком. Нау­че­ние про­ис­хо­дит луч­ше и бы­ст­рее, ес­ли по­ве­де­ние по­вто­ря­ет­ся и свя­за­но с же­ла­ни­ем.

Но од­но­го по­вто­ре­ния ма­ло. Нуж­ны сле­дую­щие ус­ло­вия.

По­ве­де­ние долж­но ис­пол­нять­ся прак­ти­че­ски для ре­ше­ния оп­ре­де­лён­ной важ­ной жиз­нен­ной за­да­чи. Ча­ще все­го это свя­за­но с удов­ле­тво­ре­ни­ем ка­ких-ли­бо же­ла­ний.

И ещё на­до, что­бы при этом про­ис­хо­ди­ла про­вер­ка пра­виль­но­сти ис­пол­не­ния ак­та и был по­лу­чен по­ло­жи­тель­ный ре­зуль­тат.

В этом слу­чае про­ис­хо­дит по­ло­жи­тель­ное эмо­цио­наль­ное под­кре­п­ле­ние, ко­то­рое и спо­соб­ст­ву­ет нау­че­нию. То­гда энер­гия пе­ре­жи­ва­ния, пи­тая био­хи­ми­че­ские про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие в нерв­ных клет­ках, спо­соб­ст­ву­ет за­кре­п­ле­нию про­грам­мы со­от­вет­ст­вую­ще­го по­ве­де­ния. По­ло­жи­тель­ное под­кре­п­ле­ние в слу­чае не­при­ят­ной эмо­ции со­сто­ит в том, что про­ис­хо­дит ос­лаб­ле­ние пло­хой эмо­ции. Та­ким обра­зом, это ум­ст­вен­ное по­ве­де­ние за­кре­п­ля­ет­ся и по­сте­пен­но ста­но­вит­ся ум­ст­вен­ной при­выч­кой.

На­ми раз­ра­бо­та­ны за­да­ния для са­мо­стоя­тель­но­го ана­ли­за соб­ст­вен­ных эмо­ций, в ре­зуль­та­те вы­пол­не­ния ко­то­рых про­ис­хо­дит по­вто­ре­ние тех ак­тов, ко­то­рые по­том ста­но­вят­ся ум­ст­вен­ны­ми при­выч­ка­ми са­но­ген­но­го мыш­ле­ния. Эти за­да­ния вы­пол­ня­ют­ся в удоб­ной и при­вле­ка­тель­ной фор­ме в ви­де ве­де­ния днев­ни­ка са­мо­ана­ли­за соб­ст­вен­ных эмо­ций. При этом ана­ли­зе про­ис­хо­дят два со­бы­тия, за­слу­жи­ваю­щие осо­бо­го вни­ма­ния: из­бав­ле­ние от не­при­ят­ной эмо­ции вслед­ст­вие ин­трос­пек­ции и фор­ми­ро­ва­ние но­вых ум­ст­вен­ных при­вы­чек.

При ве­де­нии днев­ни­ка ау­топ­си­хоа­на­ли­за, в по­вто­ре­ни­ях фор­мул пись­мен­ной ре­чи за­кре­п­ля­ют­ся са­но­ген­ные ум­ст­вен­ные на­вы­ки. Ко­гда че­ло­век ве­дёт днев­ник, в ко­то­ром опи­сы­ва­ет и объ­яс­ня­ет по­яв­ле­ние и дей­ст­вие сво­ей эмо­ции, то он по­вто­ря­ет те ум­ст­вен­ные дей­ст­вия ин­трос­пек­ции, ко­то­рые при­во­дят к об­лег­че­нию от эмо­ции. Так за­кре­п­ля­ют­ся ак­ты пра­виль­но­го мыш­ле­ния, ко­то­рые нуж­но об­ра­тить в при­выч­ку. В обы­ден­ном же мыш­ле­нии за­кре­п­ля­ют­ся па­то­ген­ные мыс­ли. В при­ме­ре, дан­ном во вве­де­нии к кни­ге "Оби­да. Ви­на", это мо­гут быть мыс­ли ум­ст­вен­ной за­щит­ной аг­рес­сии: "Он не при­шёл на на­зна­чен­ную встре­чу, а обе­щал", "Он, на­вер­ное, сде­лал это с умыс­лом. Он пло­хой и дол­жен быть на­ка­зан". Эти мыс­ли мо­гут по­вто­рять­ся в раз­ных ва­ри­ан­тах и по­сте­пен­но ста­но­вят­ся при­выч­ны­ми и ав­то­ма­ти­че­ски за­пус­ка­ют­ся в си­туа­ци­ях оби­ды. В ре­зуль­та­те это­го по­вто­ре­ния дан­ная при­выч­ка мыс­лить ста­но­вит­ся не­обы­чай­но вред­ной. Знай­те, ес­ли па­то­ген­ные мыс­ли по­вто­ря­ют­ся, то они пре­пят­ст­ву­ют раз­ви­тию са­но­ген­но­го мыш­ле­ния.

Ко­гда вы вы­пол­ни­те за­да­ние по са­но­ген­но­му раз­мыш­ле­нию оп­ре­де­лён­ной эмо­ции, на­при­мер оби­ды, то те ум­ст­вен­ные опе­ра­ции, ко­то­рые на­ми опи­са­ны ра­нее, ста­нут при­выч­ны­ми и бу­дут воз­ни­кать са­ми со­бой в си­туа­ции оби­ды, умень­шая её. Раз­мыс­лив пра­виль­но дан­ную оби­ду на кон­крет­но­го че­ло­ве­ка, вы при­об­ре­тае­те им­му­ни­тет и к дру­гим воз­мож­ным оби­дам. И на­сту­пит мо­мент, ко­гда вас оби­деть бу­дет не­воз­мож­но.

- Но вы рань­ше на­пи­са­ли, что СГМ не долж­но по­дав­лять эмо­цию пол­но­стью, - за­ме­ча­ет чи­та­тель.

Вер­но. СГМ не уст­ра­ня­ет эмо­цию, а де­ла­ет её крат­ко­вре­мен­ной: она пре­кра­ща­ет­ся с мо­мен­та вы­пол­не­ния сво­ей функ­ции. А для па­то­ген­но­го мыш­ле­ния ха­рак­тер­на дис­функ­ция эмо­ции, и она ра­бо­та­ет во вре­ме­ни на­мно­го доль­ше, чем нуж­но. Пред­ставь­те се­бе по­ло­же­ние ду­ши че­ло­ве­ка, ко­то­рый в те­че­ние го­да не мо­жет за­быть свою оби­ду на близ­ко­го че­ло­ве­ка!

Ко­гда в ва­шей тет­ра­ди обид ока­жут­ся опи­сан­ны­ми не­сколь­ко раз­ных обид, то, про­смат­ри­вая свой днев­ник, вы лег­ко уви­ди­те, что струк­ту­ра этой эмо­ции оди­на­ко­ва и соз­да­ёт­ся она с по­мо­щью од­них и тех же ум­ст­вен­ных ак­тов. С это­го мо­мен­та вы при­об­ре­тё­те спо­соб­ность са­но­ген­но мыс­лить свою эмо­цию. Сис­те­ма­ти­че­ское ве­де­ние днев­ни­ка в со­че­та­нии с вы­пол­не­ни­ем за­да­ний по кур­су СГМ за­ме­ща­ет па­то­ген­ное мыш­ле­ние са­но­ген­ным, а про­стое ве­де­ние днев­ни­ка без вы­пол­не­ния за­да­ний за­кре­п­ля­ет в вас ва­ши ус­то­яв­шие­ся при­выч­ки мыш­ле­ния. Об этом вы мо­же­те су­дить по ге­ни­аль­ным лю­дям, ко­то­рые ве­ли днев­ник или про­сто мно­го пи­са­ли.


Вна­ча­ле я обу­чал са­но­ген­но­му мыш­ле­нию в груп­пе. Уче­ник дол­жен был для это­го вы­сво­бо­дить вре­мя, что­бы по­се­щать за­ня­тия. Это не ка­ж­дый мо­жет. По­том в ре­зуль­та­те усо­вер­шен­ст­во­ва­ния ме­то­дов обу­че­ния ока­за­лось, что уче­ник мо­жет ов­ла­деть са­но­ген­ным мыш­ле­ни­ем са­мо­стоя­тель­но, вы­пол­няя спе­ци­аль­но со­став­лен­ные за­да­ния на са­мо­ана­лиз эмо­ций, ко­то­рые он пе­ре­жи­ва­ет в на­стоя­щий мо­мент. Вме­сто то­го что­бы нерв­ни­чать по по­во­ду ос­корб­ле­ния, оби­ды или рев­но­сти, че­ло­век от­кры­ва­ет свой днев­ник, чи­та­ет свою тет­радь ос­корб­ле­ний, а по­том бе­рёт­ся за тет­радь обид или тет­радь сво­ей рев­но­сти. По­том чи­та­ет по­со­бие по этим эмо­ци­ям и ещё раз вос­про­из­во­дит в сво­ей па­мя­ти, как ему с поль­зой для се­бя са­но­ген­но раз­мыс­лить эти гры­зу­щие его серд­це эмо­ции. Да­лее он пе­ре­хо­дит к пись­мен­но­му ана­ли­зу сво­их пе­ре­жи­ва­ний по схе­ме, опи­сан­ной в за­да­ни­ях дос­туп­но и про­сто.

Итак, соз­да­на сис­те­ма не­обы­чай­но эф­фек­тив­но­го за­оч­но­го обу­че­ния са­но­ген­но­му мыш­ле­нию, ос­но­ван­ная на пол­ном син­те­зе тео­рии и прак­ти­ки и мак­си­маль­ной мо­ти­ва­ции учеб­ной дея­тель­но­сти. Ведь ес­ли вы сей­час ос­корб­ле­ны, то же­ла­ние спра­вить­ся с этой эмо­ци­ей ве­ли­ко. В со­от­вет­ст­вии с этим и ве­ли­ка эф­фек­тив­ность уче­ния.

Для ус­вое­ния са­но­ген­но­го мыш­ле­ния важ­но нау­чить­ся осоз­на­вать и пра­виль­но опи­сы­вать свою эмо­цию. Од­на­ко бы­ва­ют та­кие пе­ре­жи­ва­ния, ко­то­рые труд­но вы­ра­зить сло­ва­ми, осо­бен­но в пись­мен­ной фор­ме.

 

 







Date: 2015-09-05; view: 882; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию