Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лирика трубадуров





Рыцарская лирика трубадуров (от провансальского trobar – находить,
создавать, изобретать) существовала на юге Франции, в Провансе, с конца
XI по начало XIII в. Рыцарская (или
куртуазная) лирика прославляла радости жизни, в особенности любовь; отсюда культ «прекрасной дамы» у трубадуров. Придавая большое значение форме и технике стиха, трубадуры на протяжении нескольких столетий выработали весьма изощренные формы стиха. Свои стихи трубадуры исполняли под аккомпанемент музыкальных инструментов. Среди провансальских поэтов (известно около 500 имен) было 30 женщин, 5 королей, несколько десятков крупных феодалов, ряд духовных лиц, мастеровых, купцов и пр. Многие трубадуры были странствующими поэтами. Наиболее известные трубадуры – Гильем, Рюдель, Бернарт де Винтадорн, де Борнель, Даниель, Бертран де Борн.

Лирика трубадуров всецело подчинялась жанровому принципу. Жанр, во-первых, определялся предметом (темой) изображения, поскольку существовал достаточно ограниченный круг поэтических сюжетов, признанных достойными воплощения и переходивших из произведения в произведение, от поэта к поэту и даже от поколения к поколению; во-вторых, каждый жанр предполагал набор возможных трактовок избранной темы, так что поэт наперед знал, как должна складываться та или иная лирическая ситуация, как должен вести себя тот или иной лирический персонаж; в-третьих, лирика трубадуров располагала арсеналом фиксированных формул (лексических, синтаксических, стилистических и т. п.) для описания любого предмета или персонажа из тех, что входили в область куртуазного мира (так, существовал канон описания Дамы, клеветника-наветчика и т. п.); в-четвертых, жанр определялся характером своего строфического построения (известно до 500 строфических форм); наконец, поскольку средневековая лирика была неотделима от напева и сами трубадуры были не просто поэтами, но поэтами- композиторами, а их произведения – песнями, то специфика жанра определялась также складываемой трубадуром мелодией.

Среди жанровых форм поэзии трубадуров особенно были распространены такие жанры как: канцона, пасторелла, сирвента, альба, серена (серенада), тенсона, плач, баллада и пр. Многие из этих форм имеют корни в народной поэзии Франции, но они были переработаны и усложнены трубадурами.



Провансальская поэзия французских трубадуров оказала огромное влияние на судьбы поэзии Италии (на поэтическое мастерство Данте и особенно Петрарки), Испании, Португалии, Германии (миннезингеры), Англии (прерафаэлиты). В XVII и XVIII вв. наблюдается ослабление интереса к поэзии трубадуров и даже почти полное ее забвение. Но в начале XIX в. во Франции и Германии возрождается интерес к провансальской лирике.

В русской поэзии влияние провансальской лирики наиболее явно ощущается в драме А. Блока «Роза и крест». В его цикле «Стихи о Прекрасной Даме» также использованы ключевые символы провансальской поэзии (культ Прекрасной Дамы), переосмысленные однако в романтико-символистском и мистическом ключе. К стилизации некоторых жанров провансальской лирики прибегали поэты Серебряного века – Вяч. Иванов, В. Брюсов, Н. Гумилев (см. его «Балладу», «Канцону» и др.).

Канцона, или кансона (итал. Canzone, букв. – песня) – лирический жанр поэзии трубадуров, небольшое стихотворение (в 3–5–7 строф), воспевавшее рыцарскую любовь; рифмы первой строфы обязательны и для остальных строф; заключительная строфа канцоны – укороченная (наподобие «посылки» во французской балладе), где поэт обращается к жонглеру, исполняющему эту канцону, или же к тому лицу, которому она адресована.

Серена (букв. – вечерняя роса) – жанр лирической поэзии французских трубадуров на темы запретной любви. Серена явилась прототипом более позднего жанра, появившегося в Италии, – серенады, в которой тема запретной любви стала необязательной. Серенада – это вечерняя приветственная песня, исполнявшаяся перед окнами дамы трубадурами в сопровождении музыкальных инструментов.

Баллада (букв. – песня с пляской) – жанр провансальской лирики, плясовая песня с определенной тематикой (восхваление весенней поры и любви, осмеяние «ревнивцев» мужей и т. п.) и слабо выраженными формальными признаками (наличие рефрена, соединенного одной общей рифмой с последней строкой строфы и т. п.).

Сирвента – жанр провансальской поэзии, стихотворение полемического характера. Сирвента формально строилась так же, как и кансона, но имела другую тематику – политическую, религиозную, моральную. В так называемых персональных сирвентах трубадуры обсуждали достоинства и недостатки друг друга и своих покровителей.






Date: 2015-09-05; view: 1271; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию