Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы урока чтения (на конкретном примере)






 

Вариант 15

1. Дайте ответы на тесты:

1. Виды работ по письму в период первоначального обучения русскому языку:

А) списывание, диктовка слов, в которых нет расхождений между произношением и написанием.

Б) развитие умения правильно писать русские буквы;

В) развитие каллиграфических навыков; развитие навыков фонетико-графического письма.

2. С какими элементами литературоведческих представлений знакомятся учащиеся на уроках чтения?

А) литературные жанры, тема, основная мысль произведения;

Б) воспитательные и развивающие цели урока;

В) эпитет, метафора, сравнение, символ.

3. В чём состоят развивающие цели урока русского чтения?

А) нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое воспитание;

Б) запоминание новой информации из прочитанного текста, совершенствование техники чтения, развитие навыков анализа текста и навыков связной русской речи;

В) развитие наблюдательности, памяти, мышления, самостоятельности, творческих способностей учащихся.

4. В чём состоит принцип разнообразия жанров в подборе текстов для чтения в учебниках?

А) в начальных классах изучаются сказки, легенды, лирические и эпические стихотворения, рассказы, научно-популярные статьи и др.

Б) произведения в учебнике расположены по темам;

В) произведения в учебнике расположены в соответствии с календарём.

5. Назовите требования к чтению младших школьников.

А) орфоэпически правильное чтение без искажений, замен, перестановок, пропусков букв, слогов, слов;

Б) сознательность, правильность, беглость, выразительность;

В) громкое чтение, в процессе которого чтец выражает мысли и чувства автора, а также своё отношение к читаемому.

6. В каких значениях употребляется в современной методике понятие «связная речь»?

А) деятельность говорящего, процесс выражения мысли; текст, высказывание, продукт речевой деятельности;

Б) ткань, сплетение, соединение;

В) связная и последовательная передача содержания прочитанного текста.

7. На какие группы делятся упражнения по развитию связной речи в младших классах?

А) словарная работа, работа над предложением и словосочетанием.

Б) работы на основе образца, конструктивные, творческие.

В) пересказы и изложения, близкие к тексту.

8. Какие виды работ по развитию связной речи относятся к конструктивным?

А) сжатые пересказы и изложения, восстановление деформированных текстов;

Б) устные рассказы по наблюдениям, по данному началу или концу, по картине, по теме, словесное рисование, письменные сочинения различных видов.

В) активизация словарного запаса учащихся, обогащение словаря новыми словами.

9. Что называется пересказом текста?

А) высказывание, имеющее целью удовлетворение коммуникативных потребностей, организованное по законам логики и грамматики, объединённое темой;

Б) деятельность говорящего, процесс выражения мысли;

В) связная и последовательная передача содержания прочитанного текста.

10. Назовите виды творческих пересказов:

А) деление текста на части, относительно законченные по содержанию; подбор названий этих частей; запись заголовков по порядку;

Б) с изменением лица рассказчика; по изменённому плану; с творческим дополнением содержания;

В) сжатые пересказы и изложения, восстановление деформированных текстов;

 

2.Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение учащимися материала по грамматике русского языка.

3.Особенности работы над научно-популярной статьёй (на конкретном примере)


 

Вариант 16

1. Дайте ответы на тесты:

1.Что является предметом методики русского языка?

А) решение практических задач обучения, воспитания и развития младших школьников;

Б) процесс овладения младшими школьниками русским языком как вторым, близкородственным или родным;

В) обучение русскому языку в сравнении с украинским.

2. Что входит в понятие содержания обучения?

А) материал по русскому языку, определённый программой, учебниками, методическими разработками;

Б) методы и приёмы работы на уроке;

В) обоснование методики.

3. Назовите критерии отбора материала по русскому языку.

А) Доступность, наиболее интересный для детей, занимательный материал;

Б) Частотность материала на всех уровнях языка, необходимость для коммуникативных целей и в то же время доступность;

В) Необходимый материал для понимания детьми русского языка: слова, предложения, тексты.

4. Изучение таких правил на уроках русского языка, как правописание Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа, правописание Ь на конце имён существительных женского рода после шипящих – приводит к:

А) интерференции

Б) транспозиции

В) повторению знаний по украинскому языку.

5. Что называется интерференцией?

А) положительный перенос знаний, умений и навыков из родного языка в изучаемый;

Б) явление, которое происходит тогда, когда дети сталкиваются со сходными в двух языках правилами;

В) отрицательный перенос знаний, умений и навыков из родного языка в изучаемый.

6. Укажите требования к плану текста в младших классах

А) образность, эмоциональность выражения;

Б) только простой, стилистически единообразный, не составляется к лирическим стихотворениям;

В) составляется учащимися самостоятельно;

7. Как проводится свободный диктант?

А) передача содержания текста в письменной форме;

Б) устный пересказ текста детьми перед его написанием;

В) учитель читает текст по частям, а дети записывают каждую часть, как запомнили;

8. Какие упражнения помогают подготовить учащихся к написанию изложения?

А) передача содержания текста в письменной форме;

Б) составление плана, свободный диктант, устный пересказ текста детьми перед его написанием;

В) подбор сказочного сюжета для пересказа;

9. Критерии отбора текста для изложения:

А) правильно, без искажений фактов передано содержание, соблюдена последовательность событий, отсутствуют лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки;

Б) подготовка к написанию изложения должна быть проведена правильно.

В) текст должен иметь сюжет, быть доступным и интересным для учащихся, иметь воспитательное и развивающее значение;

10. Укажите строку, в которой правильно сформулированы темы для детских сочинений:

А) «Осень в парке», «Мой котёнок Мурзик», «Как мы убирали в саду».

Б) «Зима», «Осень», «Новый год»

В) «Лиса и журавль», «Зайкина избушка», «Легенда о Дедале и Икаре».

 

2.Структура урока чтения в начальных классах.

3.Назовите основные этапы урока грамматики на конкретном примере.


 

Вариант 17

1.Дайте ответы на тесты:

1. К актуальными проблемам современной методики можно отнести:

А) Нахождение таких методов, приёмов, форм работы на уроке, которые позволяют максимально развить способности каждого ученика;

Б) Нахождение методов, которые позволяют экономить время на уроке с целью успеть выполнить как можно больше заданий;

В) Нахождение таких методов, форм работы на уроке, которые давали бы возможность объективно оценить каждого ученика;

2. Как лучше организовать работу в группах?

А) Разбить детей на группы – «сильные», «средние» и «слабые», чтобы они выполняли задания в соответствии со своими возможностями;

Б) Организовывать группы по интересам, предлагая какие-то интересные для них задания;

В) В группах могут быть дети с разным уровнем успеваемости, и даже с разными интересами, главное – они выполняют общее для всей группы задание.

3. Как проявляется связь методики русского языка с психологией?

А) методика предлагает, например, использовать как можно более разнообразные формы работы на уроке, среди которых должное место занимают игровые, занимательные; наглядность; физкультминутки; подтверждение правил примерами и др.

Б) методика рекомендует использовать объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, творческий методы, опирается на общедидактические принципы наглядности, доступности, связи с жизнью, активности и др.

В) методика учитывает, какой раздел языкознания изучается, и предлагает те или иные приёмы работы.

4. Какие методы научного исследования относятся к теоретическим?

А) опытная проверка, наблюдение, эксперимент;

Б) анкетирование, интервьюирование, тестирование;

В) изучение истории данного вопроса, методической, педагогической, психологической литературы по теме.

5. Назовите специфические принципы обучения русскому языку.

А) практической речевой направленности, опережающего развития навыков устной речи, учёта родного языка, комплексного изучения различных уровней языка;

Б) принцип учёта межпредметных связей;

В) принцип интереса, прочности знаний, связи с жизнью, последовательности и систематичности.

6. Назовите жанры детских сочинений:

А) сжатый, подробный, творческий пересказ;

Б) описание, повествование и рассуждение;

В) пейзажные, гражданские, философские;

7. В чём состоит коммуникативная цель сочинения-повествования?

А) описание событий в определённой последовательности;

Б) описание признаков предмета, явлений природы, животного или человека;

В) утверждение или отрицание какого-то явления, факта, понятия;

8. В чём состоит коммуникативная цель сочинения-рассуждения?

А) описание событий в определённой последовательности;

Б) описание признаков предмета, явлений природы, животного или человека;

В) утверждение или отрицание какого-то явления, факта, понятия;

9. Укажите структуру сочинения-описания:

А) 1. Общее впечатление от предмета. 2. Описание деталей. 3. Чувства, вызываемые описываемым предметом.

Б) 1. Завязка. 2. Развитие действия и кульминация. 3. Развязка.

В) 1. Тезис. 2. Доказательства. 3. Вывод.

10. Укажите структуру сочинения-повествования:

А) 1. Общее впечатление от предмета. 2. Описание деталей. 3. Чувства, вызываемые описываемым предметом.

Б) 1. Завязка. 2. Развитие действия и кульминация. 3. Развязка.

В) 1. Тезис. 2. Доказательства. 3. Вывод.

 

2.Понятие о связной речи. Задачи её развития. Виды работ по развитию связной русской речи младших школьников.

3.Описать урок развития связной речи(написание изложения).


 

Вариант 18

1 Дайте ответы на тесты:

1.Назовите методы обучения с точки зрения источника получения учащимися знаний:

А) слово учителя, беседа, упражнения, использование наглядных пособий, работа с учебной книгой, экскурсия и др.

Б) объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, создание на уроке проблемной ситуации;

В) устные и письменные работы, классные и домашние, обучающие, самостоятельные и контрольные.

2. Что называется приёмами обучения?

А) Это использование на уроке различных картинок, помогающих привлечь внимание учеников;

Б) Это детали метода, его составляющие элементы, которые подчиняются определённой задаче урока.

В) Консультации учителя.

3.Дайте определение понятия «речь» в учебно-педагогическом аспекте:

А) вид деятельности человека, представляющий реализацию мышления на основе использования средств языка;

Б) важнейшее средство общения людей;

В) сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация.

4. Назовите основные направления работы по развитию речи младших школьников:

А) работа над монологом, диалогом, полилогом;

Б) работа над словом, над словосочетанием и предложением, над связной речью;

В) работа над внутренней и внешней формами речи.

5. Что называется упражнением по русскому языку:

А) письмо, чтение, слушание и понимание, говорение на русском языке;

Б) вид учебной деятельности, состоящий в многократном и вариативном применении полученных знаний в различных связях и условиях;

В) заучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок, решение кроссвордов, инсценизация сказок.

6. Что рекомендует методика для преодоления трудностей при изучении грамматических понятий?

А) заучивать правила по учебнику, добиваться его точной формулировки;

Б) систематически использовать не только аналитические, но и синтетические упражнения.

В) развивать абстрактное мышление детей и в то же время конкретизировать грамматические понятия, приводя примеры.

7. Назовите заключительный этап работы над грамматическим понятием.

А) конкретизация изученного (закрепление на новом языковом материале);

Б) анализ языкового материала (наблюдения над примерами);

В) осознание формулировки (заучивание правила);

8. Назовите этапы комбинированного урока русского языка:

А) организация класса, минутка каллиграфии, актуализация опорных знаний, работа над новым материалом, закрепление, домашнее задание, итог.

Б) грамматический разбор, выполнение упражнений, пояснение нового материала, проведение диктанта.

В) изучение нового материала, закрепление новых знаний, систематизация и обобщение, комбинированный, контрольный, развитие связной речи.

9. Назовите требования к грамматическому разбору:

А) правильность, доступность для учащихся, умение проводить и устно, и письменно.

Б) доказательность, соблюдение алгоритма, форма разбора – связное грамматическое рассуждение.

В) сначала учащиеся работают под руководством учителя, затем самостоятельно.

10. Назовите порядок разбора имени прилагательного:

А) 1) часть речи; 2) начальная форма; 3) к какому существительному относится; 4) изменяемые признаки – род, число падеж; 5) синтаксическая функция.

Б) 1) часть речи; 2) начальная форма; 3) постоянные признаки – одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; род; 4) число, падеж; 5) синтаксическая функция.

В) 1) часть речи; 2) начальная форма; 3) спряжение; 4) время; лицо или род; число; 5) синтаксическая функция.

 

2.Грамматический материал в учебниках 3-4 классов. Сущность грамматических понятий, трудность их усвоения младшими школьниками. Этапы работы над грамматическими понятиями. Грамматический разбор, требования к нему.

3.Опишите урок чтения по изучению сказки (на конкретном примере).


 

Вариант 19

1. Дайте ответы на тесты:

1. Назовите важнейшие методические условия развития речи младших школьников:

А) потребность высказывания, наличие содержания высказывания, и средств языка;

Б) списывание, диктанты, пересказы, сочинения, чтение и письмо;

В) словарная работа, игры по русскому языку.

2. Назовите приёмы семантизации слов:

А) словообразовательный анализ, показ предмета, в том числе на иллюстрации, перевод на родной язык, подбор синонима к слову, толкование слова, включение его в понятный контекст

Б) введение новых слов в устные рассказы, в предложения, словосочетания, тексты для чтения, в ответы на вопросы учителя;

В) отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов со словами, составление с ними словосочетаний, предложений, связных текстов.

3. Отметьте группу слов, нуждающиеся в коррекции произношения и грамматических форм при употреблении:

А) человек, воскресенье, неделя, месяц, луна, арбуз, строчка.

Б) свёкла, клубника, носки, полотенце, одеяло, шкаф, тетрадь, карандаш.

В) земля, хлеб, небо, река, стол, ручка, рука, нога, голова.

4. Отметьте слова-паронимы:

А) дипломат – дипломант, эффектный – эффективный; экспертный – экспериментальный;

Б) перл – жемчуг, греметь – шуметь, оросить – облить, устлать – покрыть;

В) день – ночь, чёрный – белый, зайти – выйти, зима – лето, тепло – холодно, высоко – низко.

5. Как называется приём анализа художественного текста, состоящий в замене авторского слова близким по значению:

А) имитация; Б) аллитерация; В) стилистический эксперимент;

6) Назовите виды предложений по интонации, изучаемые в младших классах:

А) повествовательное, вопросительное, побудительное;

Б) восклицательное и невосклицательное;

В) простое и сложное.

7. Как достигается соблюдение системы в закрепляющих упражнениях на уроке по изучению грамматики?

А) выполнение упражнений: диктанты, списывания различных видов.

Б) создание проблемной ситуации, игровые и занимательные формы работ, разнообразие видов работ, использование наглядности;

В) чередование устных и письменных видов работ; постепенный переход от простого к сложному; от коллективных, групповых и парных к самостоятельным работам; наличие аналитических и речевых заданий.

8. Каким явлением объясняются ошибки в речи учащихся: дорогая мамо, голубый фон картины, стригти траву, пише правильно.

А) интерференции;

Б) влияние речи учителя;

В) транспозиции;

9. Укажите строку, где присутствуют ошибки:

А) врач Иванова выписала рецепт, инженер Петрова выполнила чертёж;

Б) йти до школы, правильный за формой, любит читать;

В) вошёл в дом, буду читать, зайти ненадолго.

10. Укажите строку, где есть «лишнее» слово:

А) вода, водянистый, водяной, подводный.

Б) лев, левый, львёнок, львица, львиный.

В) рисовать, рисунок, нарисованный, перерисовать.

 

 

2.Задачи чтения в начальных классах. Основные принципы подбора текстов для чтения в учебниках.

3.Опишите фрагмент урока: объяснения материала по грамматике русского языка на конкретном примере.


 

Вариант 20

1. Дайте ответы на тесты:

1. Отметьте строку, где отсутствуют ошибки:

А) благодарить отцу, извинить другу, смеяться с товарища, принести с магазина;

Б) заведующий библиотекой, прийти с работы, слово изменяется по падежам, уехать из города;

В) приехал до бабушки, пришёл со школы, слово изменяется за родами, построить с кубиков.

2. Анализ предложений, слушание, чтение, заучивание и цитирование предложений относятся к типу упражнений:

А) на основе образца; Б) конструктивным; В) творческим.

3. Этапы первоначального обучения русскому языку:

А) устная речь, обучение слушанию, говорению, чтению, письму на русском языке;

Б) слушаем и говорим по-русски; начинаем читать и писать; учим новые буквы; слушаем, говорим, читаем, пишем;

В) этап обучения русскому языку, который строится «вслед за украинским»; изучение букв русского алфавита;

4. Назначение устного курса русского языка:

А) организация речевого опыта детей, формирование умений устной речи с целью создания базы для обучения чтению и письму;

Б) создание интереса к изучению русского языка;

В) проведение игр, отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок, чтение сказок и стихотворений.

5. С чего начинается введение новой буквы?

А) показ буквы, установление соответствия с украинским алфавитом;

Б) рассмотрение рисунка, произнесение слова учителем и учащимися с выделением нужного звука;

В) подбор слов и слогов с новой буквой, составление слогов из раздельной азбуки, чтение слогов.

6. Укажите строку, в которой приведены только глаголы 2 спряжения:

А) бороться, стелить, играть, остыть;

Б) дышать, слышать, ненавидеть, растить;

В) видеть, смотреть, рассыпать, читать.

7. Укажите строку, в которой неправильно определена начальная форма глагола:

А) погружаю – погружать

Б) бросаю – бросить;

В) плаваю – плавать;

8. Назовите правила, не совпадающие в русском и украинском языках:

А) «Правописание не с глаголами», «Правописание большой буквы в именах собственных»;

Б) «Правописание Ь в именах существительных 3 склонения»;

В) «Правописание глаголов на - тся, -ться»

9. Укажите строку, в которой записаны только существительные мужского рода:

А) тюль, рояль, шампунь, картофель, путь;

Б) врач, помощь, товарищ, обруч, хитрость.

В) карамель, боль, мебель, фамилия, туфля.

10. Укажите строку, в которой указаны сочетания «прилагательное + существительное» в форме творительного падежа:

А) к верному другу, по широкой улице;

Б) у зелёного листа, возле нового дома;

 

2.Требования к чтению учащихся начальных классов.

3.Назовите алгоритм разборов по составу слова, имён существительных, имён прилагательных, глаголов, разбора предложения. Покажите на конкретном примере.


 

Вариант 21

1. Дайте ответы на тесты:

1. Задачи обучения письму в период первоначального обучения русскому языку:

А) списывание, диктовка слов, в которых нет расхождений между произношением и написанием.

Б) развитие умения правильно писать русские буквы;

В) развитие каллиграфических навыков; развитие навыков фонетико-графического письма.

2. На каких уроках учащиеся знакомятся с элементами литературоведческих представлений?

А) на уроках чтения;

Б) на уроках первоначального обучения русскому языку;

В) на уроках русского языка.

3. В чём состоят учебные цели урока русского чтения?

А) нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое воспитание;

Б) запоминание новой информации из прочитанного текста, совершенствование техники чтения, развитие навыков анализа текста и навыков связной русской речи;

В) развитие наблюдательности, памяти, мышления, самостоятельности, творческих способностей учащихся.

4. На основе каких принципов подбираются тексты для чтения в учебниках для младших классов?

А) доступности, интереса для учащихся

Б) связи с жизнью, систематичности, перехода от простого к сложному;

В) календарного, тематического, разнообразия жанров.

5. Назовите задачи уроков русского чтения.

А) формирование хорошего чтеца и читателя, расширение знаний об окружающем мире, развитие навыков связной речи, развитие и воспитание учащихся, формирование элементов литературоведческих представлений.

Б) чтение в большом количестве, потому что чем больше ребёнок читает, тем больше он знает;

В) учёт мощного воспитательного и развивающего значения чтения на младшего школьника.

6. Что в переводе с древнегреческого означает слово «текст»?

А) деятельность говорящего, процесс выражения мысли; высказывание, продукт речевой деятельности;

Б) ткань, сплетение, соединение;

В) высказывание, имеющее целью удовлетворение коммуникативных потребностей, организованное по законам логики и грамматики, объединённое темой.

7. Что представляют собой работы по развитию связной речи на основе образца?

А) словарная работа, работа над предложением и словосочетанием.

Б) работы конструктивные и творческие.

В) пересказы и изложения, близкие к тексту.

8. Какие виды работ по развитию связной речи относятся к творческим?

А) сжатые пересказы и изложения, восстановление деформированных текстов;

Б) устные рассказы по наблюдениям, по данному началу или концу, по картине, по теме, словесное рисование, письменные сочинения различных видов.

В) активизация словарного запаса учащихся, обогащение словаря новыми словами.

9. Назовите виды пересказов:

А) подробный, сжатый, выборочный, творческий;

Б) словарная работа, работа над предложением и словосочетанием.

В) активизация словарного запаса учащихся, обогащение словаря новыми словами.

10. Назовите этапы работы по составлению плана текста:

А) изменение лица рассказчика; изменение плана; творческое дополнение содержания;

Б) деление текста на части, относительно законченные по содержанию; подбор названий этих частей; запись заголовков по порядку;

В) сжатые пересказы и изложения, восстановление деформированных текстов;

 

 

2.Первоначальное обучение устной речи, чтению и письму. Приёмы усвоения букв, различающихся в русской и украинской графиках.

3.Приведите примеры идентичного, частично сходного в русском и украинском языках и специфического грамматико-орфографического материала русского языка, изучаемого в начальных классах. Опишите приёмы работы с названными видами материала.


 

Вариант 22

1. Дайте ответы на тесты:

1. Что означает понятие «правильное чтение»?

А) громкое чтение, в процессе которого чтец выражает мысли и чувства автора, а также своё отношение к читаемому.

Б) сознательность, правильность, беглость, выразительность;

В) чтение в соответствии с орфоэпическими нормами, без искажений, замен, перестановок, пропусков букв, слогов, слов;

2. Что означает понятие «аналитическое чтение»?

А) послоговое чтение вслух;

Б) чтение целыми словами;

В) чтение, при котором учащийся может охватить взглядом сразу несколько слов.

3. Для чего практикуются такие упражнения: чтение текста с постепенным убыстрения темпа хором, чтение за короткий период времени предложения с доски, чтение молча и др.

А) для развития беглости чтения;

Б) для углубления понимания прочитанного текста;

В) для развития дикции учащихся.

4. Назовите средства выразительности:

А) мелодическое повышение и понижение тона голоса, которое делает высказывание живым и ярким;

Б) мелодика речи, интонация, паузы, логические ударения, громкость, темп.

В) быстрота речи во времени.

5. Согласованная и чёткая деятельность органов речи, позволяющая максимально понимать говорящего, называется:

А) выразительной речью;

Б) дикцией;

В) артикуляцией.

6. Что называется изложением?

А) передача содержания текста в письменной форме;

Б) устный пересказ текста детьми перед его написанием;

В) учитель читает текст по частям, а дети записывают каждую часть, как запомнили;

7. Требования к работам учащихся по написанию изложения:

А) правильно, без искажений фактов передано содержание, соблюдена последовательность событий, отсутствуют лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки;

Б) подготовка к написанию изложения должна быть проведена правильно.

В) текст должен иметь сюжет, быть доступным и интересным для учащихся, иметь воспитательное и развивающее значение;

8. Урок развития речи на написанию изложения состоит из таких этапов:

А) вступительная беседа, чтение текста, словарная работа, повторное чтение, анализ текста, составление и запись плана, устный пересказ по плану, словарно-орфографическая работа, написание изложение учащимися.

Б) словарный диктант, чтение текста учителем, пересказ текста учащимися по цепочке, написание изложения.

В) чтение текста учителем, затем учащимися, самостоятельное составление плана учащимися, написание изложения по плану.

9. Виды изложений:

А) подробное, сжатое, творческое;

Б) сжатые пересказы и изложения, восстановление деформированных текстов;

В) устные рассказы по наблюдениям, по данному началу или концу, по картине, по теме, словесное рисование;

10. Укажите строку, в которой неправильно сформулированы темы для детских сочинений:

А) «Осень в парке», «Мой котёнок Мурзик», «Как мы убирали в саду».

Б) «Зима», «Осень», «Новый год», «Весна».

В) «Мой любимый литературный герой», «Описание зимнего парка».

 

2.Методика преподавания русского языка в начальных классах как наука. Предмет и задачи методики русского языка.

3.Опишите фрагмент урока: подготовка к восприятию текста, словарная работа на конкретном примере.


 

Вариант 23

1.Дайте ответы на тесты:

1. Для чего используются скороговорки, рифмовки, чистоговорки?

А) для развития правильного дыхания;

Б) для развития дикции;

В) для развития умения понимать текст.

2. На каком этапе урока чтения следует проводить объяснение предположительно непонятных учащимся слов?

А) перед первичным чтением текста;

Б) после первичного чтения текста;

В) в процессе анализа текста.

3. Назовите варианты первичного чтения текста:

А) чтение в лицах; чтение учителем начала предложения, а учащимися концовки.

Б) чтение предложений, которые являются ответами на вопросы учителя.

В) чтение текста учителем при закрытых учебниках, совмещённое громкое чтение текста учителем и учениками, чтение учащимися молча после того, как учитель прочитал начало текста;

4. Какие жанры литературных произведений относятся к лирическим?

А) Стихотворения о природе;

Б) Сказки, рассказы, легенды, басни.

В) Драмы-сказки.

5. Литературные произведения какого жанра методика не рекомендует пересказывать?

А) Сказки, рассказы, легенды, басни.

Б) Лирические стихотворения;

В) Драмы-сказки.

6. В чём состоит коммуникативная цель сочинения-описания?

А) описание признаков предмета, явлений природы, животного или человека;

Б) описание событий в определённой последовательности

В) утверждение или отрицание какого-то явления, факта, понятия;

7. В чём состоит коммуникативная цель сочинения-повествования?

А) описание признаков предмета, явлений природы, животного или человека;

Б) описание событий в определённой последовательности;

В) утверждение или отрицание какого-то явления, факта, понятия;

8. Укажите структуру сочинения-рассуждения:

А) 1. Общее впечатление от предмета. 2. Описание деталей. 3. Чувства, вызываемые описываемым предметом.

Б) 1. Завязка. 2. Развитие действия и кульминация. 3. Развязка.

В) 1. Тезис. 2. Доказательства. 3. Вывод.

9. Укажите структуру сочинения-описания:

А) 1. Общее впечатление от предмета. 2. Описание деталей. 3. Чувства, вызываемые описываемым предметом.

Б) 1. Завязка. 2. Развитие действия и кульминация. 3. Развязка.

В) 1. Тезис. 2. Доказательства. 3. Вывод.

10. Виды сочинений по источнику сбора материала:

А) утверждение или отрицание какого-то явления, факта, понятия;

Б) 1. Общее впечатление от предмета. 2. Описание деталей. 3. Чувства, вызываемые описываемым предметом.

В) сочинения по личным наблюдениям; по картине (или на основе сюжетных картинок); в связи с прочитанным;

 

 

2.Сущность грамматических понятий, трудность их усвоения младшими школьниками. Пути устранения трудностей.

3.Опишите урок изучения рассказа в 3-4 классах на конкретном примере


 

Вариант 24

1.Дайте ответы на тесты:

1. Литературные произведения какого жанра методика не рекомендует пересказывать?

А) Сказки, рассказы, легенды, басни.

Б) Лирические стихотворения;

В) Драмы-сказки.

2. Что представляет собой словесное рисование?

А) вид устного сочинения-описания;

Б) рисование красками или карандашом;

В) подробный пересказ художественного текста.

3. Для какого литературного жанра характерны такие особенности, как троекратное повторение действия, динамическое изображение событий, гиперболизация физических и духовных качеств персонажей, оптимизм?

А) рассказы о детях;

Б) лирические стихотворения;

В) сказки.

4. Произведения какого литературного жанра методика рекомендует пересказывать и подробно, и сжато, при анализе основное внимание уделяется сюжету, выяснению идеи.

А) рассказы;

Б) лирические стихотворения;

В) сказки.

5. При работе над каким текстом на уроке чтения желательно специальное толкование терминов, специальных слов и выражений, а также привлечение дополнительного материала?

А) героико-фантастическим;

Б) научно-популярным;

В) драматическим.

6. Материалом для сочинения на основе прочитанного могут послужить:

А) экскурсия, утренник; случаи из личной жизни детей, их игры, развлечения, работа, которую они выполняют в школе и дома;

Б) картина, слайды, диафильмы, просмотренный кинофильм, спектакль;

В) прочитанная книга, заметка в газете или журнале;

7. Какие речевые ошибки относятся к лексическим?

А) повторение одних и тех же слов, неверное употребление слова из-за непонимания его значения, употребление диалектных слов, украинизмов, нарушение сочетаемости слов;

Б) нарушение норм в области образования грамматических форм, построения словосочетаний и предложений, нарушения требований стилистики и культуры речи;

В) неправильное словоизменение и словообразование, пропуски букв, слогов, знаков препинания, неправильный перенос слова из строки в другую строку.

8. С какими разделами науки о языке тесно связана орфография?

А) с синтаксисом и пунктуацией;

Б) с фонетикой, словообразованием, морфологией;

В) с лексикологией и фразеологией;

9. Отметьте строку, где отсутствуют ошибки в написании слов:

А) выезной, субота, пчолка, чорный.

Б) машына, читаеш, учишся, чясто.

В) животное, ширина, чаща, участвовать.

10. Какой принцип орфографии состоит в том, что значимые части слова сохраняют на письме единое написание, независимо от того, как они произносятся?

А) фонетический и традиционный;

Б) морфологический;

В) синтаксический.

 

2.Пересказ, его виды. Составление плана пересказа.

3.Опишите фрагмент урока чтения в 3-4 классах: анализ текста по содержанию и структуре (на конкретном примере).


 

Вариант 25

1.Дайте ответы на тесты:

1.Что определяет методика русского языка?

А) содержание, принципы, методы и приёмы обучения русскому языку.

Б) задачи обучения русскому языку;

В) транспозицию и интерференцию.

2. Что является ответом на вопрос методики «Чему учить?»

А) разработка методов обучения;

Б) разработка содержания обучения;

В) разработка новейших методик обучения.

3. Что является ответом на вопрос методики «Как учить?»

А) экспериментальная проверка методических рекомендаций;

Б) разработка методов и приёмов обучения, обоснование методики;

В) определение того, как оптимально соединить обучение русскому языку с воспитанием и развитием младших школьников.

4. Что называется транспозицией?

А) положительный перенос знаний, умений и навыков из родного языка в изучаемый;

Б) явление, которое происходит тогда, когда дети сталкиваются с несходными в двух языках правилами;

В) отрицательный перенос знаний, умений и навыков из родного языка в изучаемый.

5. Методика русского языка рекомендует больше времени на уроке уделять:

А) материалу, который совпадает с украинским языком, так как даёт возможность повторить знания по родному языку;

Б) чтению текстов на русском языке, пересказам, объяснению непонятных слов;

В) явлениям специфичным, не совпадающим в русском и украинском языках.

6. Сколько орфограмм в слове «рассвет»?

А) 2;

Б) ни одной;

В) 4;

7. Укажите строку, где допущены ошибки в написании слов:

А) помощь, товарищ, парашют, шоколад.

Б) Харьков, Сибирь, пишешь, мчишься, сбежать.

В) здать, безпамятство, разхвалить, возпитывать.

8. Возможно ли формирование орфографического навыка без заучивания правила?

А) да, вполне возможно.

Б) абсолютно невозможно.

9. Какие виды правил изучаются в младших классах?

А) правила, в которых даётся два варианта написания;

Б) одновариантные, двухвариантные, правила-рекомендации;

В) правила, которые сводятся к рекомендации определённого приёма проверки написания.

10. Какие виды правил относятся к одновариантным правилам?

А) правила, которые предполагают для одной и той же фонетической или морфологической ситуации один вариант написания;

Б)правила, в которых даётся два варианта написания;

В) правила, которые сводятся к рекомендации определённого приёма проверки написания.

 

2.Изложение, его виды. Обучение изложению текста.

3.Назовите основные этапы урока по изучению орфографического материала на конкретном примере.


 

Вариант 26

1.Дайте ответы на тесты:


1. Изучению таких правил по русскому языку, как «Правописание большой буквы и кавычек», «Правописание не с глаголами» помогает

А) использование готовых текстов;

Б) явление транспозиции;

В) подбор соответствующих иллюстраций.

2. В чём состоит дифференцированный подход к учащимся?

А) Разбить детей на группы – «сильные», «средние» и «слабые», чтобы они выполняли задания в соответствии со своими возможностями;

Б) Организовывать группы по интересам, предлагая какие-то интересные для них задания;

В) В группах могут быть дети с разным уровнем успеваемости, и даже с разными интересами, главное – они выполняют общее для всей группы задание.

3. Как проявляется связь методики русского языка с педагогикой?

А) методика, опираясь на рекомендации психологов, предлагает, например, использовать как можно более разнообразные формы работы на уроке, среди которых должное место занимают игровые, занимательные; наглядность; физкультминутки; подтверждение правил примерами и др.

Б) методика рекомендует использовать объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, творческий методы, опирается на общедидактические принципы наглядности, доступности, связи с жизнью, активности и др.

В) методика учитывает, какой раздел языкознания изучается, и предлагает те или иные приёмы работы.

4. Какие методы научного исследования относятся к эмпирическим?

А) опытная проверка, наблюдение, эксперимент;

Б) анализ, синтез, слово учителя, использование наглядности;

В) изучение истории данного вопроса, методической, педагогической, психологической литературы по теме.

5. Назовите общедидактические принципы обучения русскому языку.

А) практической речевой направленности, опережающего развития навыков устной речи, учёта родного языка, комплексного изучения различных уровней языка;

Б) принцип учёта интерференции и транспозиции;

В) принцип интереса, прочности знаний, межпредметных связей, связи с жизнью, последовательности и систематичности.

6. К какому типу правил относится правило «Правописание ь на конце глаголов 2 лица единственного числа (читаешь, пишешь)»?

А) одновариантным;

Б) правилам-рекомендациям;

В) двухвариантным;

7. К какому типу правил относится правило «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением»?

А) одновариантным;

Б) правилам-рекомендациям;

В) двухвариантным;

8. Какой приём применяется при изучении частично сходного материала по орфографии в русском и украинском языках?

А) аналогия;

Б) противопоставление;

В) коррекция;

9. Какие правила методика рекомендует изучать индуктивно-дедуктивным путём?

А) одновариантные;

Б) правила-рекомендации;

В) правила, сходные в русском и украинском языках;

10. Назовите приёмы, которые используются для реализации метода запоминания графического «образа» слова:

А) решение орфографических задач;

Б) списывание, зрительные диктанты, письмо по памяти, вывешивание списков слов для запоминания;

В) сравнение произношения и написания, звуко-буквенный анализ слов, орфографическое проговаривание;

 


 

 

2.Работа над синонимами, антонимами, смешиваемыми словами, многозначностью и омонимией. Активизация словаря младших школьников.

3.Опишите урок по изучению сказки на конкретном примере.


 

Вариант 27

1.Дайте ответы на тесты:

1. Назовите методы обучения с точки зрения активности учащихся:

А) слово учителя, беседа, упражнения, использование наглядных пособий, работа с учебной книгой, экскурсия и др.

Б) объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, создание на уроке проблемной ситуации, частично поисковый, исследовательский;

В) устные и письменные работы, классные и домашние, обучающие, самостоятельные и контрольные.

2. Назовите специфические приёмы обучения разделов русского языка:

А) имитации, заучивание и произношение скороговорок, звуко-буквенного анализа, орфографического проговаривания, комментированное письмо и т.д.

Б) анализа и синтеза, обобщения, классификации и др.

В) упражнения, списывания, подстановки и замены, применения наглядности и т.д.

3. Назовите основные функции речи:

А) средства языка в реализации, действии;

Б) общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей;

В) слово, словосочетание, предложение, текст.

4. Назовите виды речи, которые развиваются в младших классах:

А) внешняя (устная и письменная), внутренняя (мысленная) речь;

Б) слушание и понимание, говорение.

В) слово, словосочетание, предложение, текст.

5. Охарактеризуйте синтетический тип упражнений:

А) имеют аспектную направленность, материалом для них могут служить отдельные слова, словосочетания, предложения, не связанные по смыслу;

Б) могут быть использованы при изучении любого раздела языкознания, базируются на связных высказываниях, на первом плане – содержание высказывания;

В) предназначаются для анализа языка, внимание сосредоточено на языковой форме.

6. Орфографический разбор, комментированное письмо, различные виды обучающих диктантов – такие приёмы используются для реализации метода

А) сопоставления звучащих единиц речи и графических единиц письма;

Б) запоминание графического «образа» слова;

В) решение орфографических задач;

7. Назовите виды обучающих диктантов:

А) предупредительный, объяснительный, зрительный, выборочный, свободный, распределительный и др.

Б) обучающий и контрольный;

В) диктант с использованием учебника, доски, по памяти.

8. Учитель даёт задание записать не весь диктуемый текст, а отдельные слова или словосочетания. Так проводится:

А) зрительный диктант;

Б) выборочный диктант;

В) творческий диктант.

9. Как проводится распределительный словарный диктант?

А) диктуемые учителем слова ученики должны записать в две (три) колонки в соответствии с задание учителя;

Б) записанные на доске слова читаются, анализируются; затем закрываются, диктуются учителем;

В) записываются слова-названия предметов, которые учитель показывает на картинках.

10. Виды орфографических упражнений:

А) грамматико-орфографический разбор, списывания, диктанты, словарно-орфографические упражнения;

Б) по образцу, конструктивные, творческие;

В) фонетические, морфологические, по составу, синтаксические.

 

 

2.Первичное чтение произведения, его варианты.

3.Опишите урок работы над лирическим стихотворением на конкретном примере


 

Вариант 28

1.Дайте ответы на тесты:

1. Как называется приём повторения одинаковых или однородных согласных в стихе для усиления выразительности художественной речи:

А) имитация;

Б) аллитерация;

В) стилистический эксперимент.

2. Назовите последовательность обучения диалогу на русском языке:

А) словарные задания, задания на репродуктивную диалогическую речь, на продуктивную речь;

Б) разыгрывание естественных и искусственных речевых ситуаций;

В) выполнение ситуативных упражнений, описанных с помощью иллюстрации, словесного описания.

3. Какие направления предусматривает методика словарной работы?

А) работа над синонимами, антонимами, омонимами, фразеологическими сочетаниями;

Б) работа над словом, словосочетанием и предложением, текстом;

В) обогащение, уточнение, активизация словаря, устранение нелитературных слов.

4. Отметьте слова, нуждающиеся в специальных объяснениях:

А) человек, воскресенье, неделя, месяц, луна, арбуз, строчка.

Б) свёкла, клубника, носки, полотенце, одеяло, шкаф, тетрадь, карандаш.

В) земля, хлеб, небо, река, стол, ручка, рука, нога, голова.

5. Отметьте слова-синонимы:

А) дипломат – дипломант, эффектный – эффективный; экспертный – экспериментальный;

Б) перл – жемчуг, греметь – шуметь, оросить – облить, устлать – покрыть;

В) день – ночь, чёрный – белый, зайти – выйти, зима – лето, тепло – холодно, высоко – низко.

6. Какой причиной объясняются орфографические ошибки школьников типа кла с ная р о бота, дзвенит, джмель, дзеркало, ведмедь, заець?

А) незнание состава слова, частей речи;

Б) влияние украинского языка;

В) неразличение созвучных слов, одинаковых или близких по произношению.

7. В чём проявляется помощь учителя учащимся во время самостоятельной работы?

А) запись трудных слов на доске, вывешивание таблиц, напоминание правила или проверочного слова, предложение проверить по словарю в случае затруднений;

Б) учитель не должен отвечать на вопросы учащихся, а следить за порядком в классе;

В) учитель должен ходить по классу и смотреть, правильно ли учащиеся пишут в тетрадях, в случае обнаружения ошибки немедленно обратить внимание на неё всех учащихся;

8. Как методика рекомендует учителю вести учёт ошибок учащихся?

А) записывать, сколько учеников класса допустили одну, сколько – две, три ошибки и т.д.

Б) вести учёт ошибок методика не рекомендует;

В) вести количественный и качественный учёт ошибок – вести специальную тетрадь со сводкой допущенных учениками класса ошибок.

9. Как следует организовать работу на уроке анализа ошибок:

А) над типичными ошибками работает весь класс, затем самостоятельно учащиеся работают над индивидуальными ошибками;

Б) все учащиеся работают самостоятельно над своими ошибками;

В) с целым классом проанализировать все ошибки, допущенные учениками;

10. Укажите строчку слов, написание которых основано на правиле:

А) интеллигенция, терраса, террариум, вокзал.

Б) территория, суббота, дисциплина, велосипед, аккуратный.

В) учиться, читаешь, лесник, лисица, сдать.

 

2.Основные этапы урока грамматики.

3.Опишите ход урока по изучению орфографического правила.


 

Вариант 29

1. Дайте ответы на тесты:

1. Отметьте строчку, где допущены ошибки:

А) благодарить отца, извинить друга, смеяться над шуткой, принести из магазина;

Б) заведующий библиотекой, прийти с работы, слово изменяется по падежам, уехать из города;

В) приехал до бабушки, пришёл со школы, слово изменяется за родами, построить с кубиков.

2. Восстановление деформированных предложений, выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложений относятся к типу упражнений:

А) на основе образца;

Б) конструктивным;

В) творческим.

3. Первоначальное обучение русскому языку – это:

А) этап обучения русскому языку, который строится «вслед за украинским»;

Б) обучение слушанию, говорению на русском языке;

В) изучение букв русского алфавита;

4. На каком этапе первоначального обучения дети читают слова, предложения, тексты с буквами, не различающихся в русской и украинской графиках:

А) слушаем и говорим по-русски;

Б) начинаем читать и писать;

В) слушаем, говорим, читаем, пишем.

5. Как должна завершаться работа по введению новой буквы?

А) чтение столбиков слов с изучаемой буквой по учебнику и с доски;

Б) слуховые упражнения в узнавании изучаемого звука в предлагаемых словах;

В) конструирование предложений, содержащих слова с изучаемой буквой.

6. Что является основной причиной затруднений младших школьников при изучении грамматических понятий?

А) большая степень абстракции грамматических понятий;

Б) отличия русского языка от украинского;

В) отличия лексического значения слова от грамматического;

7. Назовите первый этап работы над грамматическим понятием.

А) конкретизация изученного (закрепление на новом языковом материале);

Б) анализ языкового материала (наблюдения над примерами);

В) осознание формулировки (заучивание правила);

8. Назовите типы уроков русского языка в зависимости от основной дидактической цели:

А) организация класса, минутка каллиграфии, актуализация опорных знаний, работа над новым материалом, закрепление, домашнее задание, итог.

Б) грамматического разбора, выполнения упражнений, пояснения нового материала, проведения диктанта.

В) изучения нового материала, закрепления новых знаний, систематизации о обобщения, комбинированные, контрольные, развития связной речи.

9. Назовите порядок разбора слова по составу на уроке русского языка:

А) 1) измени слово, выдели окончание; 2) выдели основу; 3) подбери родственные слова, выдели корень; 4) сравни однокоренные слова, выдели приставку; 5) выдели суффикс.

Б) 1) подбери родственные слова, выдели корень; 2) сравни однокоренные слова, выдели приставку; 3) выдели суффикс; 4) выдели основу; 5) выдели окончание;

В) выдели последовательно 1) приставку; 2) корень; 3) суффикс; 4) окончание; 5) основу.

10. Назовите порядок разбора имени существительного:

А) 1) часть речи; 2) начальная форма; 3) к какому существительному относится; 4) изменяемые признаки – род, число падеж; 5) синтаксическая функция.

Б) 1) часть речи; 2) начальная форма; 3) постоянные признаки – одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; род; 4) число, падеж; 5) синтаксическая функция.

В) 1) часть речи; 2) начальная форма; 3) спряжение; 4) время; лицо или род; число; 5) синтаксическая функция.

 

2. Раскройте особенности работы над сказкой, рассказом на уроке чтения в 3-4 классах.

3. Опишите урок работы над изложением текста (подготовка и написание изложения) на конкретном примере.


 

Вариант 30

1.Дайте ответы на тесты:

1. Виды работ по письму в период первоначального обучения русскому языку:

А) списывание, диктовка слов, в которых нет расхождений между произношением и написанием.

Б) развитие умения правильно писать русские буквы;

В) развитие каллиграфических навыков; развитие навыков фонетико-графического письма.

2. С какими элементами литературоведческих представлений знакомятся учащиеся на уроках чтения?

А) литературные жанры, тема, основная мысль произведения;

Б) воспитательные и развивающие цели урока;

В) эпитет, метафора, сравнение, символ.

3. В чём состоят развивающие цели урока русского чтения?

А) нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое воспитание;

Б) запоминание новой информации из прочитанного текста, совершенствование техники чтения, развитие навыков анализа текста и навыков связной русской речи;

В) развитие наблюдательности, памяти, мышления, самостоятельности, творческих способностей учащихся.

4. В чём состоит принцип разнообразия жанров в подборе текстов для чтения в учебниках?

А) в начальных классах изучаются сказки, легенды, лирические и эпические стихотворения, рассказы, научно-популярные статьи и др.

Б) произведения в учебнике расположены по темам;

В) произведения в учебнике расположены в соответствии с календарём.

5. Назовите требования к чтению младших школьников.

А) орфоэпически правильное чтение без искажений, замен, перестановок, пропусков букв, слогов, слов;

Б) сознательность, правильность, беглость, выразительность;

В) громкое чтение, в процессе которого чтец выражает мысли и чувства автора, а также своё отношение к читаемому.

6. Укажите порядок синтаксического анализа предложения в младших классах:

А) 1) вид предложения по цели высказывания; 2) вид предложения по интонации; 3) главные члены предложения; 4) второстепенные члены предложения;

Б) подчеркнуть главные члены, затем второстепенные, дать общую характеристику предложения;

В) поставить вопросы ко всем членам предложения, правильно подчеркнуть их.

7. Как достигается активная умственная деятельность учащихся на уроке?

А) выполнение упражнений: диктанты, списывания различных видов.

Б) создание проблемной ситуации, игровые и занимательные формы работ, разнообразие видов работ, использование наглядности;

В) чередование устных и письменных видов работ, постепенный переход от коллективных к самостоятельным работам.

8. Каким явлением объясняются ошибки в речи учащихся: злой собака, сильный боль, в добрую путь, долгое жизнь?

А) транспозиции;

Б) влиянием письменной речи на устную;

В) интерференции;

9. Укажите строку, где отсутствуют ошибки:

А) йти до школы, правильный за формой, любит читать;

Б) вошёл в дом, буду читать, зайти ненадолго.

В) читатиму книгу, зайти до друга, пише грамотно.

10. Укажите строку, где есть «лишнее» слово:

А) вода, водитель, водяной, подводный.

Б) лев, львёнок, львица, львиный.

В) рисовать, рисунок, нарисованный, перерисовать.

 

2. Связь методики русского языка с другими науками.

3. Привести ход урока по изучению научно-популярной статьи (на конкретном примере).

 

Date: 2015-09-05; view: 795; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию