Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРАКТИКА. В 1995—2004 годах временными рабочими группами во главе с авторами книги было проведено комплексное исследование психологических факторов эффективного
В 1995—2004 годах временными рабочими группами во главе с авторами книги было проведено комплексное исследование психологических факторов эффективного карьерного продвижения в системе государственной и муниципальной службы, системе высшей школы и бизнес-организациях. В исследовании в целом приняло участие 813 респондентов. В том числе 51 8 работников краевой, городских и районных администраций, аппарата Думы Приморского края — представители двух управленческих уровней, высшего и среднего, и специалисты различных категорий; 1 89 сотрудников высшей школы — руководители высшего и среднего звена управления вузами, представители профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала, а также 106 сотрудников бизнес-организаций (как правило, относящихся к уровню топ-менеджмента). В отношении определения цели и планирования карьеры у государственных и муниципальных служащих выяснялись следующие позиции: 1) наличие как таковых целей карьеры и планов карьерного продвижения; 2) какие именно цели карьеры наиболее, а какие наименее привлекательны; 3) отличается ли выбор целей карьеры «для себя» и «для других». Так, по первой позиции опрашиваемым предлагалось оценить по 5-балльной шкале степень согласия с высказываниями: «У вас есть конкретная цель карьеры»; «Вы планируете свою карьеру». Подсчет результатов показал, что четкая цель карьеры отличает прежде всего руководителей высшего управленческого уровня. В значимо меньшей степени это свойственно руководителям среднего уровня управления и еще менее это характерно для рядовых специалистов (рис. 2). Подобная же закономерность свойственна зависимости между наличием планов по реализации целей карьеры и уровнем управления: конкретные планы осуществления профессиональной карьеры присутствуют прежде всего у руководителей высшего управленческого уровня, в меньшей степени — у руководителей среднего управленческого звена и совсем редко — у рядовых специалистов. Таким образом, у государственных и муниципальных служащих, занимающих должности специалистов и руководителей среднего звена, затруднения могут возникать уже на уровне формулирования конкретных целей собственной карьеры. Возможно, это обусловлено особенностями самого процесса определения целей профессиональной деятельности и карьерных целей в системе государственного и муниципального управления. Для сферы бизнеса и предпринимательства характерно определение целей деятельности, исходя из потребностей и интересов, формируемых самими же пред-
1.2. Целеполагание в карьере и карьерное планирование Выраженность наличия Выраженность цели карьеры планирования Рис. 2. Выраженность целеполагания карьеры и планирования ее реализации у государственных и муниципальных служащих: 1 — руководители высшего уровня управления; 2 — руководители среднего уровня управления; 3 — специалисты принимателями. На государственной службе источником целей выступает определенный социальный заказ, а задачи профессиональной деятельности достаточно жестко регламентируются. Это, впрочем, вовсе не исключает для современного чиновника проявления творческих возможностей: текущая ситуация зачастую меняется столь быстро, а сам контекст ситуации столь многозначен, что требуются нестандартные подходы к решению разных проблем. Уходя от подобного творческого отношения к своей профессиональной деятельности, не решая самостоятельно вопросы собственной карьеры, а отдавая их целиком на откуп руководителю, коллегам, случаю, судьбе, государственный служащий рискует превратиться из субъекта в объект карьеры. Человек только в том случае является активным творцом своей карьеры, когда он сам определяет для себя цель профессионального и должностного продвижения. В уже упомянутом выше исследовании для выявления иерархии целей карьерного продвижения в системе государственного и муниципального управления респондентам предлагалось выбрать из предложенного перечня 5 целей, наиболее значимых лично для них, и 5 — наиболее важных для других сотрудников в их рабочих коллективах. Три цели карьеры — (?) стабильная работа, уверенность в будущем; (2) материальная обеспеченность; (3) работа в хорошем коллективе — оказались наиболее привлекательными при выборе и «для себя», и «для других». Подобный набор приоритетных целей карьеры отражает особенности профессиональной деятельности и выбора карьеры именно в системе государственного и муниципального управления. Приходя в эту систему и реализуя в ее рамках карьеру, сотрудники, прежде всего, рассчитывают на стабильность, которая обеспечи- : Глава I. Теория и практика карьеры
5 6 Ряды качеств Рис. 3. Частота выбора для себя лично различных целей карьеры у государственных и муниципальных служащих (в %): Ряд 1 — стабильная работа; ряд 2 — хороший коллектив; Ряд 3 — материальная обеспеченность; ряд 4 — самоуважение, моральное удовлетворение; ряд 5 — уважение коллег; ряд 6 — самореализация; ряд 7 — самостоятельность; ряд 8 — высокая общественная значимость выполняемого дела; ряд 9 — высокая должность; ряд 10 — власть и влияние на людей вается гарантированным на достаточно продолжительный период времени рабочим местом (а это уже само по себе немало в современной экономической ситуации), стабильным, сравнительно высоким и вовремя выплачиваемым материальным вознаграждением. При этом цель, связанная с занятием высокой должности, не входит в приоритетную группу карьерных целей. Это можно объяснить как минимум двумя причинами. С одной стороны, настоящую власть — не ту, которую кто-то может дать (как портфель министра), но и так же легко отнять, а ту, где люди, большие и маленькие, всецело зависели бы от тебя, — приобрести крайне сложно. Такая власть притягательна скорее для тех, кто уже взлетел на вершину управленческой, политической или коммерческой пирамиды и почувствовал «вкус успеха и могущества». С другой стороны, преуменьшая значение мотива обретения высокой должности и власти для себя лично и преувеличивая подобные карьерные цели для других, государственные и муниципальные служащие несколько лукавят. В общественном российском сознании все еще укоренен страх перед всевластием чиновника. Даже занимая рядовую исполнительную должность, чиновник тем не менее обладает определенным статусом в глазах обращающегося к нему с конкретной просьбой (поставить печать, выписать справку) гражданина. И чиновник знает об этом, должность и место в системе государственного или муниципального управления подчас дает ему ощущение «властителя судеб». Закономерно, что чиновничья бюрократия определяется как разновидность организации публичной власти [Тощенко Ж. Т., 1998]. Ее отличительные черты: □ отчуждение исполнительной власти от народа; ? .2. Целеполагание в карьере и карьерное планирование П концентрация власти в руках чиновничества, стремящегося ослабить контроль народа за своей деятельностью или вообще избежать его. Сама бюрократическая система управления формирует особый тип личности — карьериста-конформиста, то есть тип работника, не склонного озвучивать собственную позицию (даже если таковая и имеется), ориентированного на пассивное принятие существующего порядка вещей и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, авторитет, традиции и т. д.). Для чиновника-бюрократа государственная цель, которую он призван формально реализовывать, превращается в личную цель, погоню за чинами, делание карьеры. Именно карьера — ядро бюрократической системы ценностей. Реальная ситуация в современной отечественной системе государственного и муниципального управления подтверждает значимость «властно-бюрократической» компоненты карьеры чиновника. «Весовая категория» таких целей карьеры, как достижение высокой должности в организационной иерархии и обретение реальной власти на практике, более значима, чем указывали респонденты в ходе нашего исследования. Различия наблюдаются также в соотношении материальных и моральных стимулов при выборе целей карьеры «для себя» и «для других». Для себя лично государственные и муниципальные служащие ставят практически на один уровень как материальное благополучие (эту цель из предложенного перечня выбрали 65% опрошенных), так и моральное удовлетворение, самоуважение (64%) и уважение со стороны коллег (64%). Для коллег те же самые респонденты материальный фактор в карьере определяют гораздо более значимым (63%) по сравнению с уважением в коллективе (42%) и самоуважением (26%). Самой редко называемой целью карьеры «для других» оказалась самореализация (ее отметили только 15% опрошенных). Вместе с тем для себя лично в качестве цели карьерного продвижения самореализацию выбрали 45% респондентов. Следует отметить, что наполненная гражданским и социальным звучанием цель — высокая общественная значимость выполняемого дела, потребность быть нужным людям — занимает далеко не самые ведущие позиции в иерархии карьерных целей (только треть респондентов указывают ее в ряду значимых и для себя, и для коллег). Анализируя и интерпретируя полученные в ходе исследования результаты, необходимо пояснить, что в методику опроса был заложен «проективный элемент» — выбор значимых целей карьеры не только для себя, но и для других. Предполагалось, что определение карьерных целей не напрямую, а для своих коллег позволит выявить более точную иерархию целей карьеры государственных и муниципальных служащих. Возможно, срабатыванием «проективного приема» и объясняется менее «приглаженная» картина при выборе значимых целей карьерного продвижения «для других». Тем не менее, важно еще раз подчеркнуть, что «первая тройка» привлекательных карьерных целей — «стабильность, материальная обеспеченность, хороший коллектив» — практически совпадает при обоих выборах («для себя» и «для других»), Глава 1. Теорий и практика карьеры 80 " 70 " 60 - £ 50 " Еж ОМ!
27 26
20 - 10- 1 23 456789 10 Ряды качеств Рис. 4. Частота выбора «для других» различных целей карьеры у государственных и муниципальных служащих (в %): Ряд 1 — стабильная работа; ряд 2 — материальная обеспеченность; ряд 3 — хороший коллектив; ряд 4 — уважение коллег; ряд 5 — высокая должность; ряд 6 — власть и влияние на людей; ряд 7 — высокая общественная значимость выполняемого дела; ряд 8 — самостоятельность; ряд 9 — самоуважение, моральное удовлетворение; ряд 10 — самореализация . -«• Ж -z: что позволяет определить ее как доминирующую в иерархии целей карьеры в системе государственного и муниципального управления. Планирование карьеры можно рассматривать в контексте конкретных кадровых процессов в организации, например, в формировании резерва руководителей. Рассмотрим технологию планирования деловой карьеры на примере формирования кадрового резерва руководителей среднего управленческого уровня (заведующие кафедрами, деканы факультетов, директора институтов, начальники отделов и управлений). Данная технология была разработана и апробирована во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) группой специалистов под руководством начальника Управления персоналом Н. Н. Богдан и автора книги. В процедуре участвовало 60 кандидатов в кадровый резерв (46 сотрудников учебных подразделений и 14 работников административно-управленческого аппарата). По итогам работы было условно сформировано три группы. В первую (4 кандидата) вошли те, в чьих характеристиках профессионально-деловые и организационно-управленческие качества оказались превалирующими, что свидетельствовало о способности этих сотрудников проектировать деятельность и решать проблемы в конкретной ситуации, достигать оптимальных результатов деятельности, проявлять сверхнормативную активность (делать больше, чем приказано). Данные работники напрямую, без зачисления в кадровый резерв, рекомендовались к занятию вышестоящей должности. Во вторую группу (31 сотрудник) вошли кандидаты, рекомендованные к зачислению в резерв на вышестоящую должность, которые после дополнительного обучения и развития отдельных организационно-управленческих и (частично) профессионально-деловых качеств могли бы занимать резервируемые должности. 1 .2. Целеполагание в карьере и карьерное планирование Третью группу (25 человек) составили сотрудники, в чьих характеристиках выявилось значительное количество проблемных зон (направлений, точек, областей. — Е. М.), в то время как качеств, необходимых для управленческой работы, было явно недостаточно. Эти работники не рекомендовались к зачислению в кадровый резерв. Таким образом, 58% состава кадрового резерва были признаны условно соответствующими требованиям должностного стандарта руководителя среднего звена университета, что подтверждало готовность сотрудников к занятию новых должностей. Результаты данной аттестации кадрового резерва позволили приступить к планированию карьерного роста работников университета. Основное внимание при этом было сосредоточено на двух направлениях: 1) выявление молодых сотрудников с лидерскими задатками, управленческим потенциалом и целенаправленная подготовка их к руководящей работе; 2) подготовка ближайшего резерва (так называемых преемников) руководителей к занятию реальной руководящей должности через короткий промежуток времени. Сама технология формирования кадрового резерва включала несколько этапов. На предварительном этапе (но не менее важном, чем остальные, поскольку именно качество подготовки к реализации кадровой технологии во многом определяет ее общий успех и результативность) проводились следующие процедуры: П определение категории и составление списка сотрудников, планируемых в кадровый резерв и подлежащих деловой оценке; □ подготовка приказа о проведении деловой оценки сотрудников с указанием П формирование группы экспертов (подготовка списка); следует отметить, что в группу экспертов отбираются сотрудники по специальной методике, позволяющей быть уверенными в их способности профессионально и адекватно оценить кандидатов; □ проведение установочной лекции для объяснения целей и задач исследования, О проведение совещания руководителей по составлению должностного стандарта (определения перечня профессиональных качеств и их значимости) — предварительный список разрабатывается и формируется Управлением персоналом с привлечением необходимых специалистов (руководителей структурных подразделений вуза, психологов, социологов); П выработка экспертных оценок и профиля «идеального» работника: составляется должностной стандарт сотрудника оцениваемой категории, с которым и будут сравниваться результаты, полученные всеми кандидатами в кадровый резерв; П разработка процедуры и подготовка к проведению оценки (составление бланка опросника) — образец перечня деловых характеристик приводится в Приложении 1. На следующем — основном — этапе сформированной экспертной группой проводилась деловая оценка кандидатов в кадровый резерв, включавшая: Глава 1. Теория и практика карьеры □ ознакомление экспертов со словарем-перечнем деловых характеристик — экс □ заполнение экспертами специально разработанных оценочных форм — инст На заключительном этапе проводились такие процедуры, как: □ компьютерная обработка результатов (создание статистических таблиц, П составление индивидуальных психологических характеристик, определение коэффициента соответствия планируемой должности и подготовка рекомендаций для каждого участника программы на основании оценок экспертов (образец приводится в Приложении 3); □ доведение результатов оценки до сотрудников, принимавших участие в тех □ составление итогового отчета по формированию кадрового резерва; □ проведение итогового совещания с анализом качества реализации техноло Технологическая схема проведения оценочных процедур по формированию кадрового резерва включает в себя ряд структурных групп, количество и взаимосвязи между которыми показаны на нижеприведенной схеме (рис. 5). Подобная технология планирования деловой карьеры основана на современных методах деловой оценки персонала (составление должностных стандартов, экспертный опрос, определение рейтинга), требует меньших организационных, материальных и финансовых ресурсов, чем, например, такая популярная сейчас в кадровом менеджменте технология, как Ассессмент-центр, и применима в крупных организациях, предприятиях (с численностью свыше 500 сотрудников). Заказчик экспертной оценки Руководство вуза <—*■ Разработчик и организатор экспертной оценки Управление персоналом Экспертная группа Специально отобранные оценщики Оцениваемые Кандидаты в кадровый резерв
50 Обратная связь Рис. 5. Схема проведения оценочных процедур 1.3. Основные модели и стратегии карьеры 1.3. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ И СТРАТЕГИИ КАРЬЕРЫ В этом разделе книги рассматриваются наиболее часто встречающиеся в практике современного менеджмента модели карьеры с позиций самого работника (на производстве, в сфере государственного и муниципального управления, в бизнес-организациях), а также базовые карьерные стратегии с позиции организации, увязанные с особенностями корпоративной культуры. ТЕОРИЯ Человек в той мере является субъектом своей карьеры, в какой он видит возможные варианты, альтернативы своего продвижения, самостоятельно и осознанно выбирает те или иные модели карьеры. В современной литературе по вопросам карьеры приведен ряд подобных моделей применительно к различным сферам деятельности: на производстве, в политике, в бизнесе, в системе государственного и муниципального управления, в высшей школе. Отечественный специалист по управлению персоналом А. П. Егоршин (1997), опираясь на обширный опыт исследования реальных карьер руководителей на предприятии (изучено свыше 1000 карьер) и исходя из характера самого их продвижения, описывает четыре модели карьеры: «лестница», «трамплин», «змея» и «перепутье» [Егоршин А. П., 1997]. «Лестница» характеризует последовательное прохождение этапов служебной иерархии. Работник продвигается по службе, растет его опыт и квалификация. Он занимает высокую должность в период максимальной реализации профессионального и личностного потенциала, достигая своего «акме» и удерживаясь на этой должности в течение 8-12 лет. Затем происходит постепенный «спуск» по служебной лестнице, когда человек занимает менее ответственные должности, выполняя менее интенсивную работу, не требующую принятия сложных решений в экстремальных ситуациях или управления большими производственными коллективами. И, наконец, перед пенсией он, как правило, занимает пост консультанта или советника. При этом вклад работника в качестве такого специалиста также ценен для организации. Карьера советника становится в последнее время достаточно распространенной не только на Западе, но и в крупных отечественных компаниях. В ходе реализации данной модели карьеры каждая иерархическая ступенька представляет собой определенную должность, которую работник занимает в течение фиксированного периода времени (как правило, 4-5 лет). Такого срока вполне достаточно, чтобы войти в должность и проработать в ней с максимальной отдачей. «Трамплин» характеризуется длительным подъемом по служебной лестнице до высшей управленческой должности с постепенным ростом профессиональных и управленческих знаний, навыков и пребыванием на этой должности в течение мак- Глава 1. Теория и практика карьеры симально возможного периода времени (20-25 лет). А затем — своего рода «прыжок с трамплина» ввиду ухода на пенсию. Негативный момент, связанный с данной моделью карьеры, определяется тем, что «никто не хочет уходить на пенсию». А это, в свою очередь, ведет к кадровому застою, особенно когда к власти приходит руководитель в 40-45 лет и до пенсии ему — еще не один десяток лет работы. Модель карьеры «змея» предусматривает последовательную и сравнительно быструю смену работником разных функциональных должностей по горизонтали (в каждой должности специалист пребывает, как правило, не более 1 -2 лет) с периодическим продвижением по вертикальной лестнице. Подобная карьера характерна для сотрудника, «выросшего» из руководителя конкретного структурного подразделения до заместителя руководителя организации, проработавшего в течение нескольких лет в должностях заместителя по различным направлениям и, наконец, занявшего пост руководителя всей организации. Пример модели карьеры «змея»: начальник цеха —> 5-6 лет работы заместителем по кадрам, маркетингу, коммерческой деятельности, экономике —> директор предприятия. Или другой пример той же модели карьеры: заведующий выпускающей кафедрой —> декан —> проректор по науке, по учебным вопросам, по связям с регионами —> ректор высшего учебного заведения. Модель «перепутье» означает пребывание работника в каждой должности в течение ограниченного срока (до 5 лет) с последующим прохождением комплексной аттестации, включая оценку потенциала, по результатам чего принимается решение о повышении, сохранении или понижении его должностного уровня. Например, после пяти лет работы сотрудника — менеджера среднего уровня управления по итогам аттестации и комплексной оценки кадрового потенциала, а также после анализа его индивидуального вклада возможны три ситуации развития карьеры: О первая ситуация (если «созрел») — работник становится руководителем высшего уровня; О вторая ситуация (наличие хорошей квалификации, но «должность директора в силу тех или иных обстоятельств не для него») — перевод специалиста «по горизонтали» на другой функциональный участок при сохранении достигнутого должностного уровня (как вариант — назначение начальником другого структурного подразделения); такое назначение, поданным А. П. Егоршина (1997), нередко приводит к росту эффективности работы; П третья ситуация (повышенная конфликтность, серьезные проблемы со здоровьем, отсутствие стремления к повышению квалификации) — понижение работника в должности. 1.3. Основные модели и стратегии карьеры На практике возможны сочетания рассмотренных базовых моделей карьеры. Так, работник начал двигаться по «лестнице», попал на должность руководителя среднего звена, а дальше возможен вариант «перепутье». Преимущества и недостатки каждой модели карьеры и область их применения отражены в таблице 6. Та блица 6 Характеристика основных моделей карьеры на производстве (по А. П. Егоршину, 1997)
Date: 2015-09-19; view: 715; Нарушение авторских прав |