Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Селективное восприятие
Точно так же, как мы видим то, что ожидаем увидеть, мы воспринимаем то, что ожидаем воспринять. Узнавая о каком-либо объекте (о человеке, группе, социальном слое, предмете и т.д.), мы формируем у себя ожидания относительно этого объекта. Подобные ожидания, которые часто ассоциируются с убеждениями, стереотипами, установками, эмоциями и ощущениями, «подготавливают определенную реакцию на объект нашего восприятия. Чем сильнее наши ожидания, тем меньше вероятность альтернативной реакции». В одном из первых проводившихся в Соединенных Штатах экспериментов в этой области испытуемым предложили три разных сообщения, посвященных вопросу перевозки школьников на автобусах в другие районы. В то время эта проблема вызывала большие споры. Суть ее заключалась в том, что с целью достижения расовой или социальной интеграции школьников из одного района перевозили на автобусах в школу в другом районе. Одно из этих сообщений содержало аргументы в пользу перевозки детей, другое против, а в третьем аргументы за и против были сбалансированы. Эти высказывания приписывались поочередно Мартину Лютеру Кингу или губернатору штата Джорджия Джорджу Уоллесу, расисту и известному стороннику сегрегации. Когда утверждение в пользу доставки школьников автобусами приписывалось Мартину Лютеру Кингу, его воспринимали с большим одобрением, чем когда оно приписывалось Уоллесу. Аналогичным образом, высказывание, в котором содержались возражения против доставки школьников автобусами, воспринималось с большим неодобрением, когда оно якобы исходило из уст Уоллеса, а не Кинга. Но самые интересные выводы получились при обращении к третьему, сбалансированному высказыванию. Приписываемое Мартину Лютеру Кингу, оно воспринималось как сильный аргумент в пользу перевозки школьников автобусами; если же предполагалось, что оно принадлежит Уоллесу, его считали направленным против этой практики. Не забывайте, что сами сообщения оставались неизменными, — менялось лишь их восприятие получателями. Чтобы проверить влияние ожиданий на собственное восприятие, попробуйте выполнить следующее упражнение. Закройте помещенные ниже числа листом бумаги. Передвигайте лист вниз, открывая числа по одному, одновременно считая их сумму и произнося ее вслух: «Одна тысяча, две тысячи, две тысячи двадцать, три тысячи двадцать» и т.д. 1000 1000 20 1000 40 1000 30 1000 В результате у вас получилось 6000? Если да, то ваша реакция совпадает с реакцией большинства людей, которым предлагали выполнить эти вычисления. Правильный ответ — 5100. Почему же ошибается такое большое количество людей? Потому что за несколько секунд, которые требуются для выполнения операции сложения, ваш мозг привыкает оперировать тысячами. Поэтому совсем неудивительно, что ожидания, обусловленные жизненным опытом, оказывают еще более сильное воздействие на наше восприятие. Резюме Несмотря на то, что теория «волшебной пули» кажется всего лишь отражением здравого смысла, она выступает в роли препятствия на пути эффективного общения. Она заставляет нас верить, что, если мы понимаем то, что намерены сказать, и говорим это другим, они будут интерпретировать наши слова точно таким же образом. Эта теория также предполагает, что если сообщение не доходит, то мы должны искать некоторое простое объяснение из ряда «причина—следствие». Однако реальная ситуация слишком сложна, чтобы подобный упрощенный анализ дал нам удовлетворительные ответы. Не забывайте, что внимание и восприятие в высшей степени избирательны и субъективны. При необходимости убедить или проинформировать слушателей сделайте так, чтобы в вашем сообщении содержался мощный WIIFM фактор и чтобы аудитория легко и быстро осознавала этот фактор. Чем раньше вы объясните, каким образом и почему ваше сообщение затрагивает интересы слушателей, тем выше вероятность, что они обратят внимание на это сообщение. ГЛАВА 3 ВСЕПОБЕЖДАЮЩАЯ СИЛА СЛОВ «Разве ты еще не понял, что я вкладываю в свои речи кое-что еще, кроме виски?» Уинстон Черчилль своему сыну Рэндольфу Несколько лет назад ясным майским утром мой друг Энди Гиббенс пересекал нью-йоркский Центральный парк, направляясь на Медисон-авеню, где он должен был пройти собеседование при приеме на работу. Несмотря на чудесный день и красоту окружающей природы, настроение Энди оставалось мрачным, а голова его была полна забот. Вокруг распускались цветы и листья, солнечные лучи отражались от глади озера, но Энди ничего этого не видел. Его мысли были заняты предстоящим собеседованием. За несколько месяцев до этого Энди, одаренный и опытный дизайнер, которому еще не исполнилось тридцати, был уволен по сокращению штатов из престижного рекламного агентства. Поначалу он не особенно волновался из-за растущей горы неоплаченных счетов и тающих сбережений. Талантливый и трудолюбивый Энди не сомневался, что быстро найдет другую работу. Но экономический спад больно ударил по рекламному бизнесу, и, несмотря на большое количество собеседований и сотни телефонных звонков, полгода спустя он все еще оставался безработным. Энди был по уши в долгах и понимал, что если это собеседование окончится неудачей, то его ждут серьезные финансовые проблемы: Когда мой друг поднимался по ступенькам на выходе из Центрального парка, его внимание привлекла сценка, на время отодвинувшая его собственные проблемы. У стены парка сидел мужчина примерно его возраста и просил милостыню. Рядом с ним стоял плакат, представлявший собой надпись от руки на обломке доски: «Я СЛЕПОЙ». Эта мольба явно не трогала сердца жителей Нью-Йорка и туристов, торопливо проходивших мимо. Если не считать нескольких монеток по пять и десять центов, миска для сбора подаяния была пуста. Тронутый этим печальным зрелищем, мой друг подумал о том, чего лишен этот несчастный молодой человек в такой чудесный день, и подошел к нищему. — Я не могу дать вам денег, — виновато объяснил Энди, — потому что сам несколько месяцев без работы. Но, если вы не против, я могу помочь вам другим способом. Я бы хотел внести кое-какие изменения в вашу просьбу о помощи. Удивленный нищий некоторое время колебался, а затем пожал плечами: — Ладно, делайте что хотите. Но должен вам сказать, что вряд ли найдутся слова, способные пробудить жалость у жителей этого города к очередному попрошайке. Энди извлек из кармана маркер, приписал на плакате несколько елок и продолжил свой путь. Три часа спустя он возвращался домой и опять проходил через Центральный парк. На этот раз походка его была легкой и быстрой. Собеседование прошло удачно, он получил работу, и скоро все его финансовые проблемы останутся в прошлом. Проходя мимо нищего, он с удовлетворением отметил, что новый плакат доказал свою эффективность в раскрытии сердец и кошельков прохожих. Миска была полна денег, причем не только мелких монет, но даже пяти- и десятидолларовых купюр. — Дела у вас пошли гораздо лучше, — сказал он нищему. — Точно, — ответил тот, а затем, узнав голос Энди, озадаченно спросил: — Что вы сделали с моим плакатом? — Я всего лишь добавил несколько слов, — объяснил Энди. — Теперь там написано: «Я СЛЕПОЙ - А НА УЛИЦЕ ВЕСНА...». Я часто вспоминаю эту историю на семинарах, посвященных общению, потому что она служит иллюстрацией не только огромной силы слов в смысле побуждения и мотивации, но также важности создания таких сообщений, которые не только информируют, но и убеждают, апеллируя к отделам мозга, отвечающим за эмоции, а не только к зонам, ответственным за логические и аналитические функции. Готовя любое важное сообщение, всегда начинайте со следующих трех вопросов, которые нужно задать самому себе: 1. Какую цель я ставлю перед собой, передавая это сообщение; чего я хочу достичь? 2. Что мои слушатели должны узнать, чтобы эта цель была достигнута? 3. Сколько времени мне потребуется для изложения своих идей? Возвращаясь к слогану нищего, мы можем видеть, что второй вариант сообщения оказался успешным, тогда как первый, информативный, потерпел неудачу. 1. Какую цель я ставлю перед собой, передавая это сообщение; чего я хочу достичь? Совершенно очевидно, что целью сообщения является пробудить сочувствие к слепому человеку, убедить занятых, поглощенных своими мыслями и, возможно, циничных прохожих раскрыть ему свои сердца и кошельки. 2. Что мои слушатели должны узнать, чтобы эта цель была достигнута? Явно недостаточно просто знать об увечье просящего. Сухой медицинский диагноз: «Я СЛЕПОЙ» — ничего не говорит о том, что это значит, быть слепым, как чувствует себя человек, лишенный того, что другие считают само собой разумеющимся. Сообщение должно быть изменено таким образом, чтобы, во-первых, привлечь внимание прохожих, а во-вторых, вызвать у них сочувствие. Наиболее эффективная фраза может быть найдена только при ответе на третий вопрос. 3. Сколько времени мне потребуется для изложения своих идей? В данном случае ответ ясен — всего лишь несколько секунд. Столько времени потребуется передвигающимся пешком жителям Нью-Йорка — они считаются одними из самых быстрых пешеходов в мире, — чтобы пройти мимо. Поэтому не стоит писать длинные жалобы, повествующие о том, что чувствует человек, погруженный в мир абсолютной темноты, и приводить отрывок из стихотворения слепого поэта семнадцатого века Джона Мильтона. Несмотря на все красноречие такого сообщения, шансы на то, что оно вообще будет прочитано, крайне невелики, не говоря уже о его способности убедить, сбитых с толку и потерявших интерес прохожих, протянуть просящему руку помощи. Вряд ли можно сформулировать более короткую и емкую фразу, чем приписка Энди. Всего лишь несколько слов, «А НА УЛИЦЕ ВЕСНА...», изменили информацию, регистрировавшуюся только разумом, и превратили ее во фразу, которая берет за душу. Это сообщение как нельзя лучше передавало мольбу слепого человека. Этот пример — превосходная иллюстрация трех компонентов, которые Должен учитывать овладевший мастерством общения человек, который принимает решение о способе изложения своих мыслей. ТРИ ПЕРВЕЙШИХ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ Для эффективного общения вы должны обладать: • Осведомленностью — о потребностях аудитории. • Вниманием — к структуре своего сообщения. • Способностью справиться с волнением — навыками, которые помогут вам оставаться спокойным и уверенным в себе, даже когда ваше сообщение вызывает полемику, а аудитория инертна или враждебна. Без учета этих факторов у вашего сообщения повышаются шансы либо вообще не дойти до слушателей, либо не оказать на них желаемого воздействия. В данной главе будет рассмотрен первый из этих компонентов. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ О ПОТРЕБНОСТЯХ АУДИТОРИИ Как узнать, какой тип сообщения окажет наиболее сильное воздействие на вашу аудиторию? В большинстве случаев ответ прост — смотреть и слушать. Предпочтительно сделать это до структурирования своего сообщения, чтобы убедиться, что сообщение стимулирует WIIFM фактор аудитории. Разумеется, вы должны смотреть и слушать и во время передачи своего сообщения, чтобы обеспечить обратную связь, которая позволит вам узнать, доходит ли ваше сообщение до аудитории'. Вы можете продолжить свои наблюдения и позже, например, при ответах на вопросы. Далее в этой главе будут рассмотрены некоторые невербальные сообщения, которые могут многое рассказать о том, как люди воспринимают то, что им говорят. В главе 12 раскрываются некоторые малозаметные, относящиеся к языку тела сигналы, позволяющие распознать интерес или невнимание собеседника. Но начнем мы с того, что обратимся к искусству, которое многие считают утраченным в нашем быстро меняющемся и напряженном мире, — искусству слушать. Date: 2015-09-19; view: 849; Нарушение авторских прав |