Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЛЕКЦИЯ I. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 2 page
Такова политико-правовая суть брахманизма в религиозно-философских и правовых сборниках Древней Индии. Господствовавшая брахманская идеология политического, социального и духовного гнета и подчинения вызвала неприятие и критику со стороны основателя буддизма в VI в. до н.э. Сиддхартхи Гаутамы, прозванного Буддой (Просветленный). Согласно легенде, молодой царевич, однажды столкнувшись со страданиями, болезнями других, отказался от жизни в роскоши, стал странствующим монахом, аскетом, мучительно искал ответы на вопросы о причинах страданий, смысле жизни и смерти. Найденные ответы на них и составили сущность просветления Будды, постижения двоякой ис- тины: жизнь в мире полна страданий и есть причина этих страданий, молено прекратить страдания и есть путь, ведущий к прекращению страданий, к нирване. Судьба человека зависит от него самого, от его усилий. Только познание истины и постижение Вечного закона, праведный путь жизни и постоянное самосовершенствование ведут человека к перерождению, счастью. Кто руководствуется в жизни справедливостью, тот уже не знает смерти. Таким образом, в буддийском учении совершен поворот от бога к человеку. Он может выбирать: быть свободным «через осознание истины» или, преступив закон, «склоняться ко всему злому». Восхваление законности, законного пути в жизни, проповедь гуманизма, уважения и любви человека к другим, ко всему живому, непротивление злу злом и насилием — нравственно-правовая основа буддизма. Признание буддизмом нравственно-духовного равенства всех людей отрицало брахманский принцип неравенства сословий в обществе. «Не по рождению надо отличать образованных, знатных и низких, а по жизни их», — подчеркивается в буддийских писаниях. Отрицалась и мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. В отличие от традиционно-теологического брахманистского толкования дхармы, буддизм трактовал ее как управляющую миром природную закономерность, естественный закон («Вечный Закон»), Он ограничивает роль и масштабы наказания, подчеркивает недопустимость применения наказания без вины, утверждает: путь законности — путь справедливости, истины, добра. Нравственно-духовное и политико-правовое содержание учения Будды привлекало все большее число его сторонников, оказало влияние на государственную политику и законодательство. С объединением Индии в III в. до н.э. буддизм был признан государственной религией. Буддийская религия и философия с течением времени распространилась на Цейлон, Бирму, Сиам, Тибет, Китай, Монголию, Японию и Корею. Буддизм и важнейшие догматы брахманизма явились впоследствии основой для новой религии — индуизма. 3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ВОЗЗРЕНИЯХ ДРЕВНЕКИТАЙСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ Китай — страна истории, высокочтимых предков, тщательно изучавшихся преданий старины. Культ прошлого, воспевание древних мудрецов, отношение к истории как учителю жизни объясняет тщательное сохранение большого количества жизнеописаний, хроник, исторических записок, древних книг песен и преданий. В «Книге песен» (конец II тыс. — I тыс. до н.э.) записаны предания о происхождении Земли, людей, о первых прародителях. Предания приписывают Небу появление народа, предки которого во исполне- ние воли Неба назначили правителей. Божественное происхождение верховной власти утверждалось и в «Книге преданий» (VIII в. до н.э.). В ее текстах Высший предок (верховное божество) защищал и жалел народ, вмешивался в земные дела, в действия царей. «Небо наводит порядок в народе», — говорилось в «Книге». Правитель — «Сын Неба». Мнение Неба можно узнать из мнения народа. Царь — сосуд, народ — вода. Какую форму имеет сосуд, таков и народ. В древнекитайской «Книге о дао и дэ» (VI в. до н.э.) — собрании изречений Лао-цзы изложены взгляды основателя даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли. В отличие от традиционных толкований дао как проявления «небесной воли», здесь дао — независимая от небесного владыки естественная закономерность, правильный путь. «...Человек следует земле, — отмечалось в «Книге». — Земля следует небу. Небо следует дао, а дао следует естественности». Таким образом, в трактовке Лао-цзы дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении дао все равны. Социально-политическое неравенство, бедственное положение народаЛао-цзы приписывает отклонению от подлинного дао. «Поэтому знать и государи, которые сами себя возвышают, прочного (положения) не имеют....Это ложный путь». Возвращение к дао восстанавливает справедливость, умеренность во всем. «Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято». Итак, в трактовке Лао-цзы совершенно лишь небесное дао. Человеческие установления — основа несправедливости. Законы Неба здесь выступают как естественная справедливость, законы непосредственного действия. Государство по Лао-цзы — естественное образование, развивающееся своим путем, но зависящее от воли человека. Все несчастия в государстве происходят из-за нарушения естественного закона дао. Для того чтобы этот закон не нарушать, люди должны находить удовлетворение в спокойствии, постоянстве, а не в действии. Отсюда Лао-цзы выводил важный принцип даосизма — принцип недеяния, воздержания от активных действий, угрожающих государству или разрушающих его. Все должно быть предоставлено самому себе. Древнекитайский философ осуждал активизм властителей и богатых, призывал воздержаться от притеснений народа. «Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов... Трудно управлять народом оттого, что власти слишком деятельны». Лао-цзы резко критиковал всякого рода насилие, войны, армию. «Где побывали войска, там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы... Победу следует отмечать похоронной процессией». Все неестественное -- искусственные человеческие установления в сфере управления, законодательства, культуры, прогресса, согласно даосизму, это — ложный путь, отклонение от дао. Лао-цзы призывал к простоте, элементарным формам социальной организации (каждое село — государство, где слышен лай собак из соседнего «государства»), отказу от достижений цивилизации. В этом его учение представляло собой консервативную утопию. Большое влияние на развитие общественно-политической, правовой и философской мысли в Китае оказало учение Конфуция (ок. 551—479 гг. до н.э.). Его основы изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), составленной учениками и последователями мыслителя. Центральным понятием учений Конфуция является гуманность (жень), определяющая отношения между людьми, конечную цель нравственного самосовершенствования. Жень выступает как закон, совокупность этических й социальных норм. На вопрос о назначении жень древнекитайский мудрец ответил: «Чего не желаешь себе, того не делай людям». Методом осуществления высшего этического закона жень является понятие «ли» — норма общежития, социальный регламент, ритуал. Сфера его действия весьма широка: она охватывает всю общественную жизнь от семьи до государства. Более подчиненная роль в учении отводится понятиям «и» (чувство долга) и «синь» (верность, искренность), как признакам достоинств «благородного мужа». Все они постигаются путем воспитания, обучения. Высокие моральные качества благородных, овладевших знаниями и добродетелью, предопределяют их власть над простыми людьми, которые не учатся, их удел — тяжелый физический труд. «Добродетели благородного мужа — ветер, добродетели простолюдина — трава. Ветер непременно пригибает траву». Социально-политическая иерархия у Конфуция строится на принципе неравенства людей, однако, взаимоотношения между правителем «совершенномудрым», чиновниками и подданными подчиняются добродетели. Добродетель, гуманность, а не насилие — метод управления государством. Он говорил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым». Государственная власть, учил Конфуций, должна пользоваться доверием народа: «без доверия народа (правитель) не устоит». По его мнению, правители должны наставлять народ личным примером, управлять на основе добродетели, а не законов. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, — подчеркивал он, — народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится». На смену обычному праву и законодательству Конфуций стремился поставить нормы поведения, все управление страной и наро- дом осуществлять на основе «ли» — комплексе правил, соблюдение которых обязательно для всех, б том число и правитетя. Главное в его политической программе -- следование дсбродетети, строгое и четкое определение прав и обязанностей каждого: царь должен быть царем, вельможа — вельможей, отец — отцом, сын — сыном, подданный — подданным. «...Какое же будет тогда государство, если не будет разницы между благородными и простыми людьми?» Политический идеал Конфуция — правление аристократов добродетели и знаний, а не родовой знати и богатых„ Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья= Власть императора («Сына Неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие почитают старших и слушаются их. Гражданский мир достигается и преодолением поляризации богатства и бедности. «Когда богатства распределяются равномерно, — учил мудрец, — то не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочислен: когда царит мир, не будет опасности свержения (правителя)» Тогда «народ перекует мечи на орала» без страха и боязни. Влага гражданского мира выше бунтов, борьбы за власть, войн. Он осуждал завоевания, советовал «людей, живущих далеко и не подчиняющихся», завоевывать с помощью «образованности и морали», В дальнейшем китайские императоры использовали этот тезис для морального оправдания агрессии, «культурной экспансии». Конфуцианская теория государства в наиболее стройном виде была изложена в книге «Го юй» («Речи царств») (V в. до н.э.) — речи видных деятелей 8 царств Китая, Основными слагаемыми этой теории являются Небо, правитель и его слуги. Небо выступает в качестве верховной силы, строго наблюдающей за происходящим на земле. Его власть безгранична. Небо награждает добродетельных правителей и ниспосылает им счастье, порицает и наказывает злых, делает людей счастливыми в зависимости от их добродетели. Для правителя добродетель и соблюдение правил поведения — залог доверия и преданности подданных, без чего невозможно укрепление владения и успешное руководство им. Оказание помощи народу, забота о его благе привлекают к правителю сердца людей. Третьим слагаемым конфуцианской теории государства являются слуги, под которыми понимаются все, начиная от высокопоставленных чиновников и кончая простыми людьми. Чиновники разных рангов — ближайшие помощники правителя, его «руки и ноги». Они °оязаны верно служить своему правителю, ибо «жизнь людям дают три человека, которым он служит одинаково. Отцы рождают, учителя учат, правитель кормит, давая жалование». Без отца — не родиться, без пищи не вырасти, без учения не приобрести знаний. Важная роль в конфуцианской теории государства отводится народу. Как великое Небо наблюдает за правителем сверху и может либо дать, либо отнять у него престол в зависимости от его добродетелей, точно так же может лишить его престола и народ. Народ — огромная сила, ибо «то, что любит весь народ, редко не осуществляется, и то, что ненавидит народ, редко не уничтожается■>. Это связано с тем, что «Небо непременно следует тому, чего хочет народ». Другими словами, чаяния народа освящаются волей Неба. Со страниц «Го юй» конфуцианская теория государства предстает стройной, отличающейся, несмотря на внешнюю простоту, удивительной логичностью. Все ее составные части — Небо, правитель, слуги народ — тесно связаны между собой и взаимно контролируют друг друга. Однако в ней есть известная слабость: теория построена на понятии добродетели, т.е. на моральном принципе, требующем от всех соблюдения строго установленных правил поведения, она призывает к человеколюбию. К сожалению, это слишком слабый фундамент политической теории. Невозможность установить порядок на основе добродетели, по-видимому, и вызвала к жизни иные политические подходы и программы. Тем не менее, конфуцианство стало влиятельным течением этической и политической мысли в Китае и во II в. до н.э. было признано официальной идеологией, играло роль официальной религии вплоть до начала XX в. Ряд политико-правовых проблем по-новому решались основателем моизма Мо-цзы (479—400 гг. до н.э.). Основным принципом в системе его взглядов был принцип всеобщей любви и взаимной выгоды. «Небо придерживается всеобщей любви и приносит всем пользу». — говорил он. Всеобщность, присущая Небу, играет в моизме роль об По мнению Мо-цзы в древности люди, убедившись в необходимости управления и старшинства, выбрали самого добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его «Сыном Неба», создавшего «образец справедливости» и воцарившего порядок. В этом — смысл договорной концепции Мо-цзы о происхождении верховной власти и ее прерогативе устанавливать единый и общеобязательный образец справедливости. Идея единой справедливости и единой законодательной власти была направлена и против «больших людей — ванов, гунов», прибегавших к жестоким наказаниям и насилию. Важное место в учении Мо-цзы занимает требование учета интересов и мнений простого народа в управлении государством. Он подчеркивал — в управлении страной следует исходить из интересов простолюдинов. У Мо-цзы мнение народа рождает истину. В его учении истиной является: 1) то, что основывается на опыте прошлого; 2) то, что соответствует пользе народа; 3) то, что является истиной в понимании народа. Он упрекал сторонников Конфуция: «они много размышляют, но не могут помочь простолюдинам», энергично выступал за их освобождение от гнета, страданий и нищеты: «бедность — это корень беспорядков в управлении». Мо-цзы выступал против войн: «нельзя нападать на соседние царства, убивать народ, захватывать скот и грабить богатства». Итак, в моизме впервые были сформулированы идеи о равенстве людей, договорном происхождении государства, демократическом характере управления. Иных взглядов на методы управления народом и государством, на роль закона и правителя придерживались легисты (законники) в IV— III вв. до н.э. Они отрицали принципы гуманности, долга, ритуала, на основе которых, согласно Конфуцию, строится государственное управление. В качестве основы общественного порядка легисты признавали закон, а гуманность и долг они считали гибельным для государства. Наиболее значительным представителем легистов был Гунь-сунь Ян, известный под именем Шан Ян (390—338 гг. до н.э.), правитель области Шан, осуществивший ряд радикальных реформ. Традиция приписывает ему авторство «Книги правителя области Шан». В отличие от конфуцианцев он исходил из идеи о врожденной порочности человека, абсолютизации централизованной власти и создании мощного государства, способного поглотить своих соседей. «Если государством управляют при помощи добродетельных методов, — говорится в «Книге», — в нем непременно появится масса преступников... Если (правитель) добивается хорошего управления с помощью закона, (его государство) станет сильным...». Шан Ян обосновывал управление, опирающееся на законы и жестокие наказания — единственный метод управления порочными людьми, из которых состоит народ. «Там, где (к людям относятся) как к Добродетельным, поступки скрываются; там же, где (к людям относятся) как к порочным, преступления жестоко караются. Когда проступки скрываются, — народ победил закон; когда же преступления строго наказываются, — закон победил народ». Ключевую роль в Управлении он отводит наказанию: «хорошее правление осуществляется путем наказания». При этом Шан Ян отказывается признать наличие какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью преступления. Он считал, что необходимо жестоко карать Даже за малейшее нарушение приказов царя, в противном случае невозможно управлять народом. «Коль наказываешь, — писал Шан Ян, — то карай сурово за мелкие проступки, и тогда исчезнут наказания, дела увенчаются успехом, а государство усилится». Стремясь усилить роль наказаний, он вводит в свою концепцию систему круговой поруки, взаимной слежки, предлагая связать ими не только родственников, соседей, но и общину, армию. Широкое распространение такой системы, по его мнению, позволит правителю держать всех подданных в страхе pi полном подчинении. Идея такого контроля над поступками и мыслями людей была одной из «лучших» находок, существенным вкладом в теорию управления тоталитарным государством. Другим средством для процветания государства Шан Ян считал земледелие и войну — «Единое», на чем должны быть сосредоточены усилия народа и государства. Правителю нужен был ограниченный, но преданный подданный, живущий земледелием и войной. «Когда (знания) пресекаются и не поощряются, люди искренни и просты». Таким образом, Шан Ян один из первых в мировой истории создал модель деспотического, тоталитарного государства. В дальнейшем развитии политико-правовая мысль Древнего Китая стремилась сблизить легистский закон (фа) с конфуцианским ли, наполнить их новым содержанием. Так, известный теоретик легизма Хань Фэй (III в. до н.э.) выступал за дополнение законов искусством управления, в частности, искусством управления чиновниками, мудрым правителем. Помимо тщательно разработанного метода наград и наказаний, он предложил правителям ряд способов воздействия на чиновников с учетом психологических особенностей бюрократии: предоставлять им высокие оклады, но постоянно держать их в страхе за свою судьбу; чиновники должны постоянно помнить, кому они обязаны своим благополучием и как следует себя вести, чтобы не лишиться всех благ; ввести шаньянов-скую систему взаимной слежки, поощрения доносов и т.п. Хань Фэй выдвинул систему единства трех категорий в государственном управлении: «законы», «искусство правителей», «авторитет». Но им признавалось, что законы должны приносить пользу народу, являться благом для всех. В свою очередь, нередко в острой борьбе с легизмом, испытывает его влияние и конфуцианство. Его сторонники начинают открыто признавать наряду с моральным воздействием роль законов и наказаний в управлении, ставить под сомнение концепцию ранних конфуцианцев об извечной дифференциации людей на этически полноценных и неполноценных. В результате уже в I в. до н.э. исчезла существенная разница между легистами и конфуцианцами. Но, обогатив конфуцианство, легистское учение не исчезло. Учение Шан Яна продолжало привлекать к себе внимание многих государственных и политических деятелей, мечтавших о создании сильной централизованной империи. Таким образом, первые цивилизации на Древнем Востоке начали осваивать правовое и политическое измерение человека, общества сначала стихийно, а затем целенаправленно, создавая этико-полити-ческие доктрины. Постепенно зарождается рациональное представ ление о власти, государстве, законе, сама наука политики. Поворот от бога к человеку в буддизме, утверждение нравственно-духовного равенства людей, роли естественного закона, нравственных критериев в политике — стали заметным прогрессом знаний и гуманизма. В воззрениях древнекитайских мыслителей утверждается ответственность человека за систему власти, человеческое измерение государственной власти (Конфуций). Идеи распространения моральных знаний и обучения людей независимо от их сословной принадлежности, просветительская деятельность Конфуция и его учеников сыграли громадную роль в развитии китайской культуры. В социально-этическом плане лейтмотивом даосизма проходит требование соответствия общественных установлений естественной закономерности. Легисты, впервые жестко связавшие закон и наказание с управлением государством, разработали учение о технике отправления власти, программу тотальной централизации государства. Все это имеет и сегодня не только познавательное, но и теоретическое значение. ЛЕКЦИИ III—IV. УЧЕНИЯ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 1. Ранние учения в древнегреческой философии. 2. Период расцвета политико-правовой мысли. 3. Учения в условиях кризиса древнегреческой государственности. Мыслители Древней Греции сыграли выдающуюся роль в истории формирования и развития всей духовной культуры человечества. Огромен их вклад и в историю политической и правовой мысли. Они стоят у истоков теоретического подхода к проблематике права, государства, политики, формирования юриспруденции. В теоретическом плане становление политической и правовой теории в Древней Греции происходило в русле общего процесса человеческого познания — от мифа, религиозных представлений, к рациональным, научным. Право и закон опираются на одобряемый религией порядок частной, общественной и государственной жизни, законодательство в целом возводится к божественному первоисточнику. Законы приписываются или прямо богам, или их представителям на земле — правителям. Смена верховных богов (Уран — Крон — Зевс) сопровождалась сменой принципов их правления и властвования. Именно с утверждением богов-олимпийцев во главе с Зевсом древнегреческие мифы связывают начало справедливости, законности и полисной жизни. С момента возникновения государственности в Древней Греции в начале I тыс. до н.э. история развития политико-правовой мысли может быть условно разделена на три периода: ранний, «досокра-товский» (IX — VI вв. до н.э.) период, характерен заметным отходом от религиозно-мифологических представлений к рациональным (в творчестве Гомера, Гесиода и особенно знаменитых «семи мудрецов»), развитием философии и философским подходом к проблемам государства и права (Пифагор и пифагорейцы, Гераклит, Демокрит). Второй, «сократовский» период (V — первая пол. IV в. до н.э.), — время расцвета древнегреческой политической и философской мысли, поворот к проблеме человека (софисты, Сократ, Платон, Аристотель). Третий период (втор. пол. IV—II в. до н.э.) — время упадка греческой государственности, зависимости от Македонии, а затем Рима (Эпикур, стоики, Полибий). Особенности древнегреческой политико-правовой мысли в значительной мере определялись геополитическими и географическими факторами, потребностями укрепления обороны от многочисленных нашествий «варваров» с Востока, развития широких международных связей. Древние греки создали удивительную цивилизацию, обогатившую человечество громадным опытом создания разных моделей государственности, подготовившую почву для европейской континентальной системы права. По богатству политического опыта, достижений философской, политической и правовой мысли, вкладу в науку и культуру античная цивилизация сыграла роль своеобразной лаборатории, обогатившей знания всего человечества. И еще об одной особенности. Здесь субъектами политики (т.е. полисной жизни) были только свободные, граждане полиса — полноправные члены полисного коллектива небольших, иногда крошечных, государств, ограниченных территорией города и прилегающих к нему селений. Политика и связанные с нею практические и интеллектуальные занятия (shole) считались делом свободных, физический труд — уделом рабов. Отношения господина и раба, главы семьи и остальных ее членов рассматривались, как отношения неполитические. Активное участие граждан в делах полиса, многообразие политического опыта, особенно демократического, вызвали кризис мифологических представлений и побуждали искать новые объяснения политических и правовых явлений. Политико-правовые концепции начинают разрабатываться в рамках общефилософских учений. 1. РАННИЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Литература и искусство Древней Греции донесли до нас религиозно-мифологические представления греков о мире, событиях прошлого, началах полисной жизни, справедливости и законах. Их установление связывалось с волей богов-олимпийцев во главе с Зевсом. В поэмах Гомера (VIII в. до н.э.) «Илиаде» и «Одиссее», на которых воспитывалось много поколений эллинов, Зевс выступает как верховный заступник всеобщей справедливости, сурово карающий насилие и творящих неправый суд. Автор «Илиады» использует употребляемые в его время понятия «дике» (справедливость), как основу и принцип права, «темпе» (обычай, право), «тиме» (честь, права). При этом право понимается, как совокупность индивидуальных (неравных, в зависимости от достоинств и заслуг) прав, освященных принципом справедливости и соответствующих сложившимся обычаям. Право выступает, как конкретизация вечной справедливости, ее проявление и соблюдение в отношениях как между богами, так и людьми. У древних греков уже в ранний период, исходя из поэм Гомера, было сильно развито чувство права, нравственных и безнравственных деяний. Идеи права и справедливого общественного устройства находят развитие в поэмах Гесиода (VII в. до н.э.) «Теогония» (Происхождение богов) и «Труды и дни». Боги выступают в его толковании как олицетворение различных нравственно-правовых принципов и сил. По Гесиоду правление Зевса знаменуется установлением основ справедливости, законности и общественного блага. От Зевса (олицетворение всего совершенного) и его жены Фемиды (олицетворяющей вечный порядок), родилось две дочки-богини: Дике (справедливость) и Эвномия (благозаконие). Первая охраняет естественно-божественную справедливость и карает неправду. Вторая — законность в общественном устройстве, полисной жизни. Гесиод отстаивает идеалы патриархального (догосударственного) строя, когда люди «золотого века» жили счастливо, не зная ни трудов, ни забот. Порча нравов людей и их уход от божественных установлений приводят, по словам Гесиода, к тому, что «правду заменит ку-. лак», «где сила, там и будет право». Такую подмену он клеймил, как извращение представлений о правде и справедливости. Очевидно, современники Гесиода четко различали право по природе (божественно-естественное право) и право по человеческому установлению — номос. Чрезвычайно плодотворные идеи благо-закония и различия естественного и позитивного права были восприняты и развиты следующими поколениями древнегреческих мыслителей. Рационализация этических и нравственно-правовых представлений особенно ярко выступает в творчестве т.н. «семи мудрецов» (VII —VI вв. до н.э.). К ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. Их мудрость — сплав мысли и опыта, ибо некоторые из них были правителями, законодателями, реформаторами. Их мудрость облекалась в форму кратких афоризмов и выражений («гномов»). Они утверждали: благоустроенный полис — это соблюдение законов. «Повинуйся законам» (Хилон). «Не делай сам того, что ты осуждаешь в других» (Фалес). «Подчиняйся тому закону, который ты установил для себя», «Повелевай не прежде, чем сам научишься подчиняться» (Питтак). «Не Довольствуйся наказанием преступника, но предупреждай преступ- ления>>, «Употребляй законы старые, а зелень молодую» (Периандр). Как видим, смысл афоризмов — в почтении к законам, их стабильности, восхваление нравственного превосходства. Афоризмы мудрецов пережили века. Знаменитый афинский реформатор и законодатель Солон (ок. 638— 559 гг. до н.э.), избранный первым архонтом, реформировал афинский полис, ввел умеренную демократию, основанную на компромиссе знати и демоса. Государство, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке: порядок и закон — наибольшее благо для полиса, беззаконие и междоусобица — наибольшее зло. Закон, власть закона в полисе — сочетание права и силы. Позже Аристотель заметит, что именно с реформ Солона «началась демократия». Date: 2015-09-19; view: 742; Нарушение авторских прав |