Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЛЕКЦИЯ I. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 3 page
Среди древнегреческих мудрецов выделялся и Пифагор (ок. 580— 500 гг. до н.э.), «величайший эллинский мудрец» по словам Геродота. Испытав на себе власть тирана на родном о-ве Самос, Пифагор много путешествовал, жил в полисе Кротон с аристократическим правлением и навсегда остался приверженцем такой формы правления. Сначала в Кротоне, а затем во многих других полисах Южной Италии и остальной Греции последователи его учения организовали геттерии — аристократические по духу тайные религиозно-политические союзы пифагорейцев. Пифагор называл себя философом, возможно, первым употребившим понятие философии (любви к мудрости) в отличие от самой мудрости (софии). Скорее не мистикой, а любовью к математике как основе.наук, было продиктовано его стремление обьяснить начала всего сущего с помощью чисел — «числа от природы суть первое». Все свойства и соотношения в мире, объяснял Пифагор, выразимы в числах. Справедливость — число, умноженное на самое себя, — это первый квадрат. Сущность справедливости состоит в воздаянии равным за равное (добром — за добро, злом — за зло). Равенство, столь существенное понятие для права, у пифагорейцев выступает всеобщим принципом справедливости, «мерой надлежащего». Жизнь людей должна быть реформирована (частная и публичная) и приведена в соответствие с выводами философского разума. Человек должен провести свою жизнь достойно, утверждали пифагорейцы, стремясь к прекрасному и заботясь о гармонии души, которую ждет потусторонний суд за прошлый земной путь. Власть богов содействует прочному существованию справедливости, ее воплощению в государственном устройстве, законах, правосудии. Идеалом пифагорейцев являлся полис, в котором господствуют справедливые законы. В своих беседах Пифагор учил: после божества более всего следует уважать родителей и законы, повинуясь им по убеждению, а не внешне и притворно; законопослушание — высокая добродетель; законы — большая ценность. Склонность к законодательным нововведениям пифагорейцы противопоставляли пребыванию «в отцовских обычаях и законах». Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию (безвластие): человек по своей природе не может обойтись без руководства и начальства. Рассуждая о правителях и управляемых, Пифагор говорил, что «правители должны быть не только знающими, но и гуманными, а управляемые не только послушными, но и начальстволюбивыми». Цель воспитания и управления — в упорядочении индивидуальных и общих дел, в гармонизации человеческих отношений, поскольку «порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок и асимметрия же безобразны и вредны». Пифагорейцы были сторонниками аристократии — правления лучших, знающих, а не родовой знати. Их аристократические симпатии и антипатии к демократии отмечены интеллектуальным недоверием к «мнению толпы». «Неразумно обращать внимание на мнение всякого и в особенности на мнение толпы. Ибо немногим свойственно прекрасно полагать и думать. Ведь очевидно, что это свойственно (только) знающим». Пифагорейские нравственно-правовые и политические представления и идеалы пережили их первоначальные союзы, повсеместно подвергшиеся разгрому. Значительное влияние их воззрений испытали многие последующие греческие мыслители, в т.ч. Гераклит (ок. 530 — ок. 470 гг. до н.э.) — знаменитый философ-диалектик. Происходил он из аристократического рода города Эфес. Исходя из его философии, в мире царят необходимость и закономерность — всеобщий логос (всеуправляющий разум), проявления которого в вечном изменении, движении, борьбе и обновлении. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, поскольку все течет и изменяется. В этом вечном потоке изменений единое состоит из противоположностей, а противоположности переходят друг в друга и составляют единое. Жизнь полиса и его законы должны, по Гераклиту, следовать логосу. Этот божественный закон — источник человеческого закона, который определяет разумную природу закона полиса. Поэтому народ должен сражаться за закон, как за свои стены, своеволие же следует гасить скорее, чем пожар. Большинство людей не понимают всеобщего логоса, которому необходимо следовать. Гераклит различает мудрых и неразумных, лучших и худших. Социально-политическое неравенство — правомерный и справедливый результат всеобщей борьбы. Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление духовной аристократии. «Один для меня — десять тысяч, если он — наилучший», «И воле одного повиновение — закон». По его мнению, согласование всей Жизни людей, в т.ч. их государственной жизни, законов с велениями логоса, сохраняет свою силу во всех формах и типах политического правления. Аристократические взгляды Пифагора и Гераклита существенно отличались от демократических воззрений Демокрита (ок. 460— 370 гг. до н.э.) Происходил он из знатного и богатого рода. Его отец мог принять у себя в качестве гостя персидского царя Ксеркса. С раннего детства и до глубокой старости Демокрита не покидала страсть к познанию, он был энциклопедическим мыслителем и плодовитым автором, к сожалению, сохранились лишь отдельные фрагменты его многочисленных сочинений. В своем социально-политическом учении Демокрит одним из первых в истории античной мысли рассматривал возникновение и становление человека и человеческого общества как часть естественного процесса мирового развития. В ходе этого процесса, полагал Демокрит, люди постепенно под влиянием нужды, подражая природе и опираясь на свой опыт, приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни. Полис, законодательства созданы искусственно, а не даны по природе. Отсюда — несовершенство полисной жизни, законов. Соответствие природе, «правде» философ расценивает, как критерий в этике, политике, законодательстве. «То, что считается справедливым, — не есть справедливое: несправедливо же то, что противно природе». Государство у Демокрита олицетворяет собой «общее дело» граждан и служит его «опорой». «Дела государственные, — подчеркивал он, — надо считать много более важными, чем все прочие; каждый должен стараться, чтобы государство было благоустроено, не добиваясь больших почестей, чем ему приличествует, и не захватывая большей власти, чем это полезно для общего дела. Ибо государство, идущее по верному пути, — величайшая опора. Ив этом заключается все: когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно гибнет, все гибнет». Апология демократически устроенного государства предполагает решение проблемы благоустроенного государства как сообщества свободных людей с правильным полисным порядком. По Демокриту единение свободных граждан, взаимопомощь и братство — черта истинной демократии. Ей не противоречит и «правление лучших»: «Приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству». Возможные упреки во всеобщей бедности при демократии он отводил возражением: «Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства». Он высказывался за свободное полисное общение, отвергал бесправие и рабство граждан. Правления лучших требует «искусство управления государством», которое Демокрит характеризует, как «наивысшее из искусств». Он рекомендует тщательно его изучать и допускать к правлению лишь тех, кто сведущ в этом деле, обладает соответствующими знаниями и достоинствами: «Дурные граждане, получая почетные должности, ведут государственные дела небрежно, глупо и нагло». Они палки на лесть it угодничество, приносящие вред <> общему делу» и благополучию полиса. Законы, по Демокриту, призваны обеспечить бла1 оустроенную жизнь в полисе, но для достижения этих результатов необходимы соответствующие усилия и со стороны самих граждан, их повиновение закону: «Закон стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закон — только свидетельство их собственной добродетели». Добродетель сама по себе ценнее закона, который лишь средство, причем не самое лучшее, для приобщения к добродетели. «Тот, кто воспитывает в добродетели убеждением и доводами рассудка, окажется лучше, чем тот, кто применяет закон и принуждение». Ибо «тот, кто воздерживается от несправедливости, только подчиняясь закону, будет, вероятно, грешить втайне; тот же, кого побуждают поступить должным образом его убеждения, вряд ли станет делать что-либо неподобающее, все равно тайно или явно». Именно в этом смысле надо понимать слова Демокрита о том, что законы — «дурная выдумка», что «мудрец не должен повиноваться законам, но жить свободно», что «для мудреца открыта вся земля, ибо мир — родина для высокого духа». Мудрец достаточно добродетелен, чтобы не нуждаться в нравственной опеке государства и законов. Законы нужны собственно для обычных людей, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, тягу к причинению вреда другому. Отсюда — необходимость наказаний: «Должно во что бы то ни стало убивать все, что приносит вред и попирает справедливость. Тот, кто это делает, сохраняет при всяком государственном строе спокойствие духа, право, мужество и имущество скорее, чем тот, кто этого не делает». Само наказание должно опираться на писаный закон или устоявшийся правовой обычай. Воззрения Демокрита получили широкое распространение среди античных мыслителей уже при его жизни и оказали заметное влияние на последующую политико-правовую мысль. 2. ПЕРИОД РАСЦВЕТА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ Развитие и расцвет древнегреческих полисов, особенно афинской демократии, во второй половине V в. до н.э. обусловили возрастание роли политики, спрос на знания. Уровень знаний, подготовки к государственной деятельности стали критерием при отборе кандидатов на государственные посты. Эти обстоятельства и стали причиной появления школы софистов — платных учителей мудрости, которые готовили слушателей к политической деятельности, учили Умению управлять частными и общими делами, выступать в Народном собрании, суде, приемам доказательств и ораторского искусства. Многие из софистов были выдающимися просветителями своего времени, глубокими и смелыми новаторами в риторике, этике, логи- ке, праве, политике. Они не составляли какой-нибудь единой школы и развивали различные философские, политические и правовые взгляды. Уже в древности различали два поколения софистов: старших — Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.; младших — Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др. Многие из старших софистов придерживались в целом демократических взглядов. Среди младших же софистов были как сторонники демократии, так и аристократии и тирании. Что было нового, наиболее примечательного в политико-правовых воззрениях софистов? Во-первых, для них характерен еще больший поворот к проблеме человека, его общественного бытия, поиску естественных основ права и закона. Основатель школы софистов, пользовавшийся славой много знающего софиста, великого спорщика и блестящего оратора, Протагор (481— 411 гг. до н.э.) основной тезис многих софистов сформулировал так: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Так заявил Протагор-философ о субъективизме, текучести всех вещей (по Гераклиту), относительности человеческих знаний. Так заявила о себе эпоха расцвета демократии: не только человек для полиса, но и полис для человека, о равенстве всех людей. Человек, по Протагору, сначала отличался от животных только умением пользоваться огнем. Этому его научил Прометей. Но люди не умели жить сообща. Тогда боги ввели стыд и правду, наделив ими всех людей, и каждый стал причастен к справедливости и политике (полисной жизни). Никакое государство не устоит, если политикой, политическим искусством не будут заняты все его граждане. Что на самом деле истинно, мы не знаем, заявлял Протагор. «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать это: и неясность вопроса, и краткость человеческой жизни». А то, что для нас полезно, об этом нам говорят естественное право и государственные законы. Законы так же текучи, как и все существующее. Но пока существует данный закон, ему необходимо повиноваться. Поэтому он придавал важное значение воспитанию граждан в духе законов. «Государство, — учил Протагор, начертав законы — изобретение славных древних законодателей, — соответственно им заставляет и повелевать, и повиноваться. А преступающего законы государство карает и название этой каре — исправление, потому что отплата исправляет». Он энергично отстаивал принципы справедливости, законности и общественного порядка, как объективной ценности в жизни человека и государства. Каждый гражданин, считал этот мудрец, должен иметь развитое чувство справедливости, рассудительности, благочестия. Во-вторых, и старшим, и младшим поколениями софистов разрабатывалась концепция личных прав человека. Государство, зако- ны они рассматривали, как их гарантию, политический и юридический механизм их реализации. Личные права человека, свобода трактовались как неотчуждаемое естественное право, для гарантии которого и устанавливается соглашение о государственной общности. Так, Ликофрон считал закон простым договором, «просто гарантией личных прав». В основе его концепции лежит представление о естественном равенстве людей, равенстве их личных прав. Некоторые софисты, как Алкидам Элейский, Гиппий, распространяли эти права и на рабов: «Божество создало всех свободными, а природа никого не сотворила рабом». В-третьих, Гиппий, Антифонт, Горгий первыми осуществили основательную разработку ествественно-правовой теории. Естественное право первый трактовал как неписаные законы, «которые одинаково исполняются в каждой стране». Истинное, естественное право противостоит искусственному, полисному закону (номос). «...Люди родственны по природе, законы же, властвуя над людьми, принуждают ко многому, что противно природе». Естественное право воплощает справедливость. Он аргументировал это тем, что писаные законы — условны, текучи, зависят от смены законодателей. «Кто станет думать о законах и про следование им, как о деле серьезном, когда нередко сами законодатели не одобряют их и изменяют». Молодые софисты Фрасимах, Пол Агригентский, ученик Гор-гия, считали: законы закрепляют выгоду сильнейших, тут сила — основа права. Воспитание людей в духе требований природы Антифонт расценивал, как необходимое условие достижения единства граждан в вопросе о государственных порядках и законах. Но большинство софистов не противопоставляли естественное право и писаные законы полиса, считая их достижением человеческой культуры. По Протагору, «закон есть выражение согласованной, взаимной справедливости». Горгий считал «писаные законы, этих стражей справедливости» искусным человеческим изобретением: они охраняют справедливость. Гиппий под законом понимал «то, что граждане по общему соглашению написали, установив, что должно делать и от чего н^до воздерживаться». Таким образом, старшее поколение софистов развивали учение о законе в духе требований окрепшей рабовладельческой демократии, утверждали, что законы, по сути дела, являются той высшей справедливостью, на которую не может претендовать ни один человек. В-четвертых, мыслители Древней Греции и особенно софисты дали в принципе научное объяснение происхождению общества, государства, природы власти и политики. Протагор, Ликофрон трактуют происхождение «взаимного союза», как результат соглашения для защиты личных прав, стремления людей к миру и благо-законию. Политика, по Фрасимаху, область проявления человеческих сил и интересов, сфера человеческого, а не божественного дей-Ствования. Реальный критерий практической политики и принцип властвования Фраспмах вплел в пы'идс сильнейшего: «справедливость, утверждаю я, это то, что прпголно сильнейшему». В каждом государстве, развивал он свою мысль, власть устанавливает законы ц свою пользу: демократия — демократические законы, тирания — тиранические и т.д. Установив подобные законы, власти объявляют их справедливыми. Обладание властью дает большие преимущества. Несправедливость в политических отношениях оказывается целесообразнее и выгоднее справедливости. По Фрасимаху понятие «сильнейшие» одинаково характеризует правителей всех форм. Он заметил роль насилия в деятельности государства, авторитарный характер политики и законов. С ним не соглашался Калликл. «По-моему, — говорил он, — законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы, расточая и похвалы, и порицания». Он был сторонником аристократического правления. По природе, утверждал Калликл, справедливо то, что лучший выше худшего и сильный выше слабого. В этом он видел «природный признак справедливости» и с позиции такого понимания естественного права критиковал демократические законы и лежащий в их основе принцип равноправия граждан. Таким образом, софисты внесли существенный вклад в теоретическую разработку проблем государства, права, политики, в политическое и правовое воспитание граждан греческих полисов. Однако постепенно слова «софист», «софистика» приобрели одиозное звучание в связи с присущим многим софистам стремлением выиграть спор путем жонглирования понятиями, логических ухищрений, умением делать слабые доводы сильными и т.п. Многие положения софистов о праве, государстве, политике развил и пересмотрел Сократ (469 — 399 гг. до н.э.). Один из основателей диалектики, величайший мыслитель древности, уже при жизни был провозглашен в Дельфах в храме Аполлона мудрейшим из всех людей. Родился Сократ в семье скульптора, рано сам начал ваять, служил гоплитом, участвовал в Пелопонесской войне, позже входил в Совет 500. Он не писал трактатов, формой познания, исследования явлений и фактов были его рассуждения, беседы, методом — ирония, сомнения в прописных истинах, поиск настоящей истины. Диалектика для Сократа — искусство вести беседу с целью выяснения истины, понятий, искусство аргументации, наука логики. В условиях затяжного политического кризиса и падения нравов после окончания Пелопонесской войны этот бескорыстный искатель истины пришел к выводу: никакая реформа общества невозможна без оздоровления личности. Поиск и определение позитивного смысла жизни, призвания человека, путей и способов его самореализации, достижение высокого нравственного идеала — главное в* сократовском учении о человеке. Он верит в возможность дости- доения человеком такого идеала через разум, знания, добродетель. В этом смысл его призыва —- «Познай себя!» Человек счастлив, если он морален, добродетелен и овладел знаниями. Диоген Лазртский вспоминал о Сократе: «он говорил, что есть только одно благо — знания, одно только зло -- невежество». Овладение знаниями без нравственной подготовки вредно и нецелесообразно. Люди без морали более несправедливы и способны делать зло другим. Обществу нужны счастливые люди, считал Сократ. Счастливые люди — благополучное общество. Ибо общество — это совокупность индивидов, у них одна и мораль, и цель. Достичь индивидуального счастья без или вопреки обществу невозможно. Созданный великим мудрецом позитивный социальный идеал — значительный шаг по сравнению с философией софистов. Государство. У Сократа, как и в этике, в политике знания являются критерием правления и законодательства. Править и законодательствовать должны знающие. Поэтому формы правления для Сократа несущественны: существующая государственно-правовая практика(демократия,аристократия, олигархия,тирания) — не соответствует разумным и справедливым началам государства. Его благополучие прямо зависит от разумной деятельности правителей и законодателей. Из всех достоинств правителя главное — делать счастливыми тех, кого он ведет. Некомпетентность, невежество афинской демократии вызывали у него саркастические замечания, едкую иронию. Сократ первым предложил критерии и оценки форм правления: царская власть — власть по согласию народа и на основе законов. Тирания — власть против воли народа и на беззаконии, произволе правителя. Аристократия — где должностные лица избираются из «знающих» и они исполняют предписания законов. Плутократия (олигархия) — правление на основе ценза, в угоду богатым. Демократия — правление всех граждан на основе законов. Таким образом, критериями здесь выступают воля народа, компетентность правящих, законность. В теоретическом плане это плодотворная попытка выявить и сформулировать нравственно-разумную природу и сущность государства, его формы. Законы и законность. По Сократу, нравственная организация полисной жизни (политика) невозможна без законов. Законы — Устои полиса. Как и софисты, он различал естественное право и закон полиса, но в отличие от них считал, что и то, и другое восходит к разумному началу. Сказывалось его стремление отразить и сформулировать именно эту разумную природу нравственных, политических и правовых явлений. По его мнению, и неписаные божественные законы и писаные имеют одну цель — справедливость. «законное и справедливое -- одно и то же. Сократ соглашался с иппием: под законами «нужно понимать то, что граждане по обще-У согласию написали, установив, что можно делать, а от чего нужно воздерживаться•>. Но не соглашался с ним в том, что несовершенство законов их обесценивает. Сократ отвечал: то, что войны ведутся время от времени, еще не означает, что следует ставить под сомнение значение воинской дисциплины и мужества. Закон — цементирующая общество норма. Они обязательны, поскольку не отменены, иначе неминуемы беззаконие и хаос в обществе. И патриотическая обязанность гражданина — исполнять соответствующие законы полиса. На ссылки о несправедливости закона или суда отвечал: их волю, даже несправедливую, нужно терпеть так, как терпят волю родителей. Преданность граждан полиса законам — это и есть единомыслие, договорная и правовая связь гражданина и государства. Итак, Сократ был принципиальным сторонником законности. Его положение о совпадении законного и справедливого, восхваление законности имели в виду идеальное, а не реально существующее. Основные пороки афинской демократии он видел в тяге граждан к стяжательству, в некомпетентности, коррупции правителей, вызывавшие у него едкую иронию. Но ущербная совесть и невежество всегда зло мстят своим противникам. Семидесятилетний Сократ был обвинен в безбожии, нарушении законов, развращении молодежи своими беседами. Осужденный на смерть, он остался верен своим принципам — не нарушать законов, подчиняться их предписаниям и решениям суда и спокойно выпил яд из рук палача. Учение Сократа с его культом закона, сама жизнь и смерть великого мудреца произвели неизгладимое впечатление на современников, учеников, последователей своей гармонией, соответствием с нравственностью. Благотворное влияние Сократа испытал на себе его восторженный ученик Платон (427—347 гг. до н.э.), прозванный так в шутку Сократом за могучую фигуру и широту плеч (Платон — «ширина»). Настоящее его имя — Аристокл, доводился правнучатым племянником Солона. Расправа над его учителем потрясла Платона. Она показала — политическая карьера, к которой он себя готовил, в тех условиях невозможна. Вместе с другими учениками казненного мудреца он покинул Афины. Много путешествовал и только спустя 12 лет вернулся в Афины. Тут, в роще Академа основал свою знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни. Академия просуществовала до 529 г. н.э. Аристократ по происхождению и духу Платон не воспринимал все виды тирании, аристократические тюрьмы, смертные казни демократии за инакомыслие. Под влиянием Сократа увлекся постижением истины, диалектикой, политическими и правовыми проблемами. Его перу принадлежат знаменитые диалоги «Апология Сократа», «Протагор», «Критон», «Тимей», «Государство» и «Законы». Основной наукой, определяющей собой все другие, для Платона является диалектика, которая именно и состоит в рассмотрении са- yioro принципа наук. Для Платона диалектика есть умение беседовать, спрашивать и отвечать, среди смутных споров находить истину. умение мыслить логически, получать искомый предмет в расчлененном, понятийном виде. При помощи диалектики, считал Платон, знание становится максимально истинным. Знания позволяют определить идею блага, полезность справедливости и всего остального в человеке и государстве. Платон развивает идею Сократа о взаимосвязи личности и общества и приходит к выводу: идеальному, нравственному, справедливому человеку соответствуют идеальное, справедливое государство и законодательство. «Справедливое государство и справедливый человек...ничем не отличаются». Они схожи в своем устройстве, в целях достижения блага. Природа справедливости, как и природа законодательства, имеет естественное происхождение. Когда люди и поступали несправедливо, и страдали от несправедливости, — пишет Плафон, — тогда они «нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы не творить несправедливость, и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор». Из потребностей людей он выводит и происхождение государства, его сущность: «...Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства....Его создают наши потребности». Нынешние типы государственного устройства, считает Платон, несовершенны, как несовершенен человек, правители государства. Свойствам человеческой души, по его мнению, соответствуют пять типов государственного устройства. Человеку хорошему и справедливому соответствует аристократическое правление лучших. Остальные типы государственного устройства — следствие прогрессирующей болезни государства (несоблюдение справедливости и разумности). Тимократия своим появлением обязана раздорам и перерождению аристократического строя и государства. В ней уже боятся ставить мудрых людей на государственные должности. Здесь господствует честолюбие, яростный дух. Такое государство будет вечно воевать. Его болезнь приводит к олигархии, строю, основанному на имущественном цензе, у власти там стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении, там менее всего ценятся добродетель и ее обладатели. Демократия осуществляется тогда, когда бедняки, совершив переворот, всех уравняют в гражданских правах. Демократию Платон расценивал, как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. «Когда во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведется встать дурным виночерпиям, — говорится в диалоге «Государство», — государство это сверх должного опьяняется свободой в неразбавленном виде». Здесь кончат тем, что перестанут считаться со справедливостью и законами. Чрезмерная "вобода оборачивается чрезмерным рабством тиранией, самым тяжким заболеванием государства. Главной его причиной Платон считал порчу человеческих нравов, выздоровление связывал с возвращением к правлению мудрых, соблюдением справедливости вместе с разумностью. В диалоге «Политик» Платон продолжил анализ этой проблемы. Кроме образцового государства, правитель которого руководствуется истинным знанием, он выделяет здесь еще три типа правления — монархия, власть немногих и власть большинства, каждый из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности, делится надвое. Законная монархия — это царская власть, противозаконная — тирания; законная власть немногих — аристократия, незаконная — олигархия; демократия с законами и без законов. Итого 7 форм государства, где критерием на этот раз выступают знания и законность. Политика, согласно Платону, — царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Если такие данные есть у правителей, будет уже неважно — правят они по законам или без них. Во всех иных государствах, во главе которых нет истинных правителей, правление должно осуществляться через законы, начертанные мудрыми законодателями. Такие государства даже «не государства, а попросту сожительство граждан, где одна их часть владычествует, а другая рабски повинуется». Поэтому здесь так необходимы законы. Законность, по Платону, — повиновение правильным законам. Иное дело — идеальное государство, две модели которого предложил Платон. В «Государстве» Платон предлагает свою модель идеального справедливого государства. В нем устранены богатство и бедность — порок всех обычных государств, где существует как бы «два враждебных между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей». Четырем добродетелям человека соответствуют четыре добродетели идеального государства: оно мудро, мужественно, рассудительно и справедливо. Мудро, потому что здесь осуществляются здравые решения на основе знаний, управляют им «знающие». Мужественно — это гражданское свойство. Рассудительно —- здесь ограничены вожделения правителей и подвластных. Справедливость — во имя целого, когда сословия «делают каждое свое дело». Трем началам человеческой души — разумному, яростному и вожделеющему — соответствуют, поясняет Платон, три рода начал в государстве: совещательное, защитное и деловое. Их реализуют три сословия — правители, воины и производители (земледельцы и ремесленники). Они действуют без взаимного вмешательства во имя целого — блага государства. Date: 2015-09-19; view: 843; Нарушение авторских прав |