Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реформирование железных дорог мира в конце XX в
Современный этап развития железнодорожного транспорта, начавшийся в 1980-х годах – этап модернизации и совершенствования железных дорог, их подъема. Чтобы завоевать утраченные транспортные рынки, железные дороги проделали большую работу по расширению влияния железнодорожного транспорта на развитие экономики своих стран, адаптации к новым требованиям, внедрению современных технологий. В 1990-е гг. стабилизировалось сокращение железнодорожной сети в высокоразвитых странах. Продолжается строительство железных дорог в странах с недостаточной сетью, в районах вечной мерзлоты, в пустынях; сооружение железнодорожных тоннелей через морские проливы; организация высокоскоростного пассажирского движения. Общая длина мировой сети железных дорог в 1991 г. составила 1234,9 тыс. км. Наиболее густую сеть железных дорог имели такие страны, как Бельгия – 191,2 и Швейцария – 121,1 км на 1000 кв.км. По протяженности сети, приходящейся на 10 тыс. человек, приоритет имели железные дороги Новой Зеландии – 30,8 км, Канады – 25,9 км, Австралии – 24,3 км. В 2012 г. мировая железнодорожная сеть составляла около 1300 тыс. км. По эксплуатационной длине железных дорог первое место занимают США (272 тыс. км.), второе место – Китай (протяженность обычных железных дорог – 98 тыс. км и высокоскоростных – 9356 км); на третьем месте – Россия (87 тыс. км). С 1980-х годов в целях преодоления экономических трудностей, вызванных недостатком капиталовложений для модернизации и развития технических средств, потерей доходов из-за конкуренции с другими видами транспорта, во многих странах началось реформирование железных дорог. В США, где железные дороги всегда находились в акционерной собственности, проходил процесс укрупнения железнодорожных компаний и централизация управления в создаваемых новых транспортных объединениях. «Американская модель» реформирования железных дорог предполагает наличие несколько вертикально интегрированных компаний, конкурирующих на пересекающихся сетях. Государственные органы в США осуществляют регулирование и контроль за деятельностью частных железнодорожных компаний путем принятия соответствующих законов, предоставления необходимых государственных субсидий. Контроль за деятельностью компаний осуществляет специальная организация – Междуштатная коммерческая комиссия, которая также контролирует деятельность компаний и решает вопросы по перевозкам в междуштатном сообщении. Федеральные и штатные власти выделяют бюджетные средства на покрытие убытков от пассажирских перевозок. Эти реформы привели к росту производительности труда и повышению качества услуг. По «американской модели» реформированы железные дороги Японии. В конце 1980-х годов Япония реконструировала структуру сети железных дорог. С 1987 г. прекратили свое существование национальные железные дороги (JNR). Правительство разделило сеть государственных дорог на семь региональных компаний, которые были приватизированы и работают независимо друг от друга. Общенациональная сеть «Синкансен» разделена между тремя компаниями – Западная японская железная дорога, Центральная линия и Восточная линия. Правительство Японии независимо от приватизации железных дорог приняло решение развивать и далее сеть железных дорог «Синкансен». В большинстве стран Европы, где железные дороги находились в государственной собственности, реформирование железных дорог проходило по так называемой «европейской модели». Реформы проводились в целях учета требований рынка, совершенствования организации грузовых и пассажирских перевозок, развития высокоскоростного движения. Объединение стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) вызвало потребность в интеграции железнодорожных систем, осуществлении единой транспортной политики. В июне 1991 г. Европейским Советом была принята директива о развитии железнодорожной системы ЕЭС, ориентированная на приватизацию железных дорог. Сутью «европейской модели» реформирования железнодорожного транспорта является отделение инфраструктуры от перевозочной деятельности. В соответствии с данной моделью национальным железнодорожным системам придают полную хозяйственную самостоятельность, инфраструктура (постоянные сооружения) отделяется от эксплуатационной деятельности, перевозчики конкурируют либо «на путях», либо за право доступа к инфраструктуре. Для обеспечения единого железнодорожного пространства предоставляется право доступа к железнодорожным сетям государств ЕЭС предприятиям, осуществляющим международные перевозки грузов, включая транзит через третьи страны. Для управления железными дорогами в соответствии с рекомендациями ЕЭС во многих странах Европы были созданы специальные общества: Железные дороги Германии, Национальное общество железных дорог Франции, корпорация «Бритиш Рейл» в Англии, которые наделены широкими полномочиями по использованию подвижного состава и инфраструктуры. Общества работают на коммерческой основе, но под контролем и при финансовой поддержке государства. Национальное общество железных дорог Франции (SNCF), являясь государственной компанией, в 1990–1994 гг. передало частным компаниям строительство новых линий, подвижного состава, погрузку грузов, уборку пассажирских вагонов и помещений вокзалов, организацию питания пассажиров. В 1997 г. была создана компания инфраструктуры железных дорог Франции (RFF). С начала 2000-х гг. SNCF – это холдинг со статусом государственного и торгового предприятия, которое осуществляет транспортное обслуживание, пользуется инфраструктурой. Государство принимает участие в оплате затрат на инфраструктуру и компенсирует затраты на коммунальное обслуживание. В Германии после объединения государственных железных дорог ФРГ и бывшей ГДР в 1994 году была образована компания «Железные дороги Германии" (DB) в форме акционерного общества, 100% акций которой принадлежали государству. С 1999 г. DB – это холдинг железных дорог, состоящий из пяти акционерных компаний местных и дальних пассажирских перевозок, грузовых перевозок и инфраструктуры. Реформа предусматривала разделение функций управления и предпринимательства. За 20 лет проведения реформы были достигнуты ее основные цели – выросли перевозки железнодорожным транспортом, снижена нагрузка на федеральный бюджет. Холдинг DB работает успешно, является первым в Европе по пассажирским и грузовым перевозкам, наземному транспорту и железнодорожной инфраструктуре. В Великобритании от приватизации железных дорог ожидали роста частных инвестиций в области закупок подвижного состава. На практике за прошедшие 20 лет реформирования железнодорожного транспорта было несколько периодов спада в этой области. В 2013 г. разработана долгосрочная стратегия развития пассажирского подвижного состава. В ходе реформирования европейских железных дорог выявились следующие тенденции: · в ряде стран увеличилась производительность труда, что привело к снижению цен; · возросли или перестали сокращаться объемы перевозок; · удалось снизить уровень субсидий государства железным дорогам. В Китае ведущей силой значительного роста железнодорожной сети в стране является централизованный государственный менеджмент. В то же время Государственный совет КНР стремится усилить роль частных инвестиций в инфраструктуру, строительство железных дорог. В результате в 2013 г. протяженность обычных дорог превысила 100 тыс. км, высокоскоростных линий – 10 тыс. км. Построены Цинхай-Тибетская высокогорная железная дорога и на юге Синьцзян-Уйгурского автономного района, самая длинная в мире высокоскоростная магистраль Пекин – Шэньчжэнь. В 2013 г. в Китае в соответствии с проводимыми реформами было ликвидировано министерство железных дорог. Функции планирования и формирования политики развития железных дорог переданы министерству коммуникаций (МОС) и Администрации государственных железных дорог (SRA); коммерческая деятельность перешла в ведение новой корпорации China Railways (CRC) – государственной компании, подчиненной непосредственно центральному правительству. К 2015 г. Китай планирует эксплуатировать сеть высокоскоростных линий в 19 тыс. км; к 2020 г. увеличить протяженность железнодорожной сети до 120 тыс. км. Чтобы завоевать транспортные рынки, железные дороги проводят крупные работы по внедрению новых высоких технологий и совершенствованию транспортных средств. Железнодорожный транспорт использует последние достижения научно-технического прогресса – лазерную технику, спутниковую связь, компьютерные системы, принципиально новые материалы.
Date: 2015-09-19; view: 1930; Нарушение авторских прав |