Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Распад СССР
Углубление межнациональных проблем. К середине 80-х годов резко проявился кризис национально-государственного устройства СССР. Ослабление центральной партийно-государственной власти, опасение за свое дальнейшее положение заставили местную партийно-государственную элиту искать союза с национальной интеллигенцией, начавшей борьбу за доминирование в общественном сознании населения союзных и автономных республик. Контуры будущего объединения, способного взорвать всю структуру СССР, приняли явственные очертания уже на начальном этапе перестройки. 1986 г. стал годом межнациональных столкновений. В марте-апреле произошли стычки в Якутске между студентами якутами и русской молодежью. 17-19 декабря в Алма-Ате под предлогом того, что на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана вместо Кунаева был назначен Колбин тысячи молодых казахов устроили беспорядки. Погибли двое русских дружинников, свыше тысячи человек обратились за помощью в медицинские учреждения. Для восстановления порядка впервые были применены войска. В январе 1987 г. на Пленуме ЦК М. Горбачев подчеркнул, что в условиях расширения демократии и самоуправления, когда происходит бурный рост национального самосознания всех наций, «особую важность приобретает своевременное и справедливое решение возникающих вопросов... в интересах расцвета каждой нации и народности, в интересах всего общества». Интернационализм в доперестроечное время означал де-факто советизацию и русификацию. Интернационализм в новых условиях означал поощрение национальных движений при определившейся роли центра, который претендовал на роль некоего наднационального образования, но в республиках ассоциировался с русской властью. Не являясь властью русских и не формулируя их интересы, центр, тем не менее, давал добро на национализм местных титульных наций. Наднациональный центр, оставшись без наднациональной идеи, объективно работал против единого государства. Борьба за «неотъемлемые права народов» неизбежно превращалась в борьбу против единого государства. Одной из форм борьбы за национальную независимость стала критика советской истории. В августе 1987 г. в связи с годовщиной заключения советско-германского пакта о ненападении в Прибалтике прошли демонстрации с требованием опубликования секретных протоколов, восстановления правды о массовых депортациях в сталинские времена. Первой проверкой прочности государства, его способности решать сложные межнациональные проблемы в новых условиях стали события в ИКАО (Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана). В октябре 1987 г. армяне, проживавшие в Нагорном Карабахе, потребовали воссоединения с Арменией. В феврале 1988 г. в области прошли студенческие забастовки под лозунгами отделения Карабаха от Азербайджана. А 20 февраля сессия областного Совета обратилась к Верховному Совету Азербайджанской ССР с просьбой передать область из состава Азербайджана в состав Армении, одновременно сессия просила Верховный Совет СССР поддержать это решение. В Степанакерте и Ереване прошли националистические митинги. Большинство азербайджанцев, проживавших в Армении, вынуждено было бежать. 27-29 февраля в Сумгаите, где скопились тысячи азербайджанцев, бежавших из Армении, произошли погромы, в результате которых, только по официальным данным, погибли 32 чел. Всего пострадало 197 чел. 24 марта ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление «О мерах по ускорению социально-экономического развития Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР в 1988-1995 гг.». На нужды области было выделено 400 млн. руб. Это был первый конфликт, связанный с произвольно установленными административными границами. Уже тогда наметилась будущая тенденция превращения административных границ в государственные. Борясь против унитаризма, республики фактически закладывали основу для будущих территориальных конфликтов. Центральная власть уже не могла и не хотела решать вопрос территориального переустройства. Республики, которые в результате существовавшего административно-территориального деления приобрели дополнительные территории, стремились закрепить существовавшие границы. Центральная власть стала заигрывать с республиками, обрушиваясь с критикой на союзные министерства и ведомства, упрекая их в том, что они не считаются с мнением субъектов федерации. Фактически был выбран курс умиротворения сепаратистов. Чем больше союзная власть делала уступок, чем больше она занималась самокритикой, тем требовательней и настойчивей становились республики. На состоявшейся 28 июня 1988 г. XIX Всесоюзной партконференции была поставлена задача привести «в соответствие с радикальной экономической реформой права союзных республик», «оценить многие нормативные акты, регулирующие взаимодействие Союза и республик», «уточнить положение, права и обязанности союзных, автономных республик, других национальных образований». Связывая обострение национальных проблем с недостатками развития Союза ССР, власти пошли не по пути усиления централистских начал с опорой на большинство населения, а по пути расширения прав республик, утверждая, вслед за националистами, что все беды идут не от порочного принципа национально-государственного устройства Союза, а от недостаточного его развития (был выбран путь поощрения децентрализации, передачи республикам целого ряда управленческих функций, перехода на принципы хозрасчета, установления прямых хозяйственных связей. Фактически была поддержана идея придания языкам титульных наций статуса государственных. 18 мая в Баку состоялся митинг протеста против изгнания азербайджанцев из Армении. 22 мая началась забастовка в Степанакерте, вызванная слухами о том, что якобы Е. Лигачев, находясь в Баку, заявил, что вопрос Нагорного Карабаха решений больше обсуждаться не будет. В июне, почти одновременно, Верховный Совет Армении дал согласие на вхождение НКАО в состав Армянской ССР, а Верховный Совет Азербайджана принял решение о сохранении автономной области в составе Азербайджана. Сессия областного Совета НКАО еще раз обратилась в Верховный Совет СССР с просьбой рассмотреть решение Верховного Совета Армении. 12 июля областной Совет Нагорного Карабаха принял решение о выходе из состава Азербайджанской ССР. На заседании 18 июля 1988 г. Президиум Верховного Совета СССР, рассмотрев решения Верховных Советов Армянской ССР и Азербайджанской ССР, пришел к выводу о невозможности передачи НКАО в состав Армении. Выступавший на заседании М. Горбачев возложил вину за события в Нагорном Карабахе на некие кланы, «которые хотят держать все главные сферы жизни в республике в своих руках», в то время как перестройка выводит на политическую арену трудящихся. Нагорный Карабах, по его мнению, был использован как повод для того, чтобы подстегнуть национальные чувства, скрыть накопившиеся проблемы. Он обвинил антидемократические силы в организации давления на органы власти, в том числе и на Президиум Верховного Совета СССР. 18-21 сентября в Нагорном Карабахе произошли вооруженные столкновения между армянами и азербайджанцами. В Степанакерте и Агдамском районе было введено особое положение. Обвиняя некие коррумпированные, антиперестроечные силы в разжигании националистических страстей, союзные власти решили опереться на «широкие слои общественности в республиках в поддержку перестройки». Фактически они выступили покровителями создания так называемых народных фронтов. Особенно ярко это проявилось в Прибалтике, где летом 1988 г. национальное движение стало приобретать организованные формы. В августе 1988 г. член Политбюро А. Яковлев посетил Литву и Латвию. Он поддержал идею создания народных массовых организаций в поддержку перестройки. В октябре в Таллинне и Риге состоялись учредительные съезды Народных фронтов Эстонии и Латвии, организации «Саюдис» в Литве, образовался оргкомитет Народного Фронта Белоруссии. В своих программных документах «народные фронты» провозглашали борьбу за полный суверенитет республик, за пересмотр решений 1939 г. В октябре были опубликованы проекты законов «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народных депутатов СССР», которые были использованы народными фронтами для усиления кампании борьбы за суверенитет. 16 ноября 1988 г. Верховный Совет Эстонской ССР утвердил изменения и дополнения к Конституции республики, позволяющие ее высшим органам власти приостанавливать действие законодательных актов Союза ССР. Также была принята Декларация о суверенитете. 17-18 ноября Верховный Совет Литовской ССР принял дополнение к Конституции о придании литовскому языку статуса государственного. В начале декабря аналогичное решение принял и Верховный Совет Эстонии. 1 декабря было объявлено о создании рабочей группы по подготовке предложений о разграничении компетенции Союза и республик. Механизм организованного распада был запущен. В это же время резко обострилась обстановка в Закавказье. Десятки тысяч беженцев устремились из Армении в Азербайджан и из Азербайджана в Армению. В Азербайджан из Армении бежали от националистов 165 тыс. чел., из Азербайджана в Армению - более 140 тыс. Даже страшное землетрясение в Армении, унесшее жизни более 45 тыс. чел., не остановило вражду. В Баку начался многодневный митинг, вскоре охвативший всю республику. Положение осложнилось настолько, что Президиум Верховного Совета СССР вынужден был издать указ о неотложных мерах по наведению порядка в Азербайджанской ССР и Армянской ССР. 24 ноября в Баку, Нахичевани и Кировабаде было введено особое положение 5 декабря ночью войска очистили от митинговавших площадь Ленина в Баку. В городе начались массовые беспорядки. 12 января 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР ввел особую форму управления в Нагорном Карабахе, подчиненную напрямую союзным органам. В конце 1988 г. в Прибалтийских республиках стали формироваться общественные организации, пытавшиеся противостоять национал-сепаратизму. В Эстонии был создан Объединенный совет трудовых коллективов (ОСТК), в Латвии прошел учредительный съезд Интернационального фронта трудящихся. В апреле на площади перед Домом правительства в Тбилиси начался многодневный несанкционированный митинг под лозунгами «Независимость - Грузии» и «Долой Российскую империю». Растерявшись перед мощным национальным движением, Бюро ЦК Компартии Грузии обратилось в ЦК КПСС с просьбой ввести чрезвычайное положение, и на состоявшемся совещании в ЦК было решено направить в Тбилиси войска. В ночь с 8 на 9 апреля 1989 г. во время вытеснения войсками митингующих с площади погибли 16 чел. Стали распространяться слухи, что солдаты убивали безоружных, в том числе женщин и детей саперными лопатками. В действительности, большинство, как позже было установлено, погибли в результате давки. Эти события дали мощный толчок развитию националистического движения в Грузии. 18 мая 1989 г. Верховные Советы Литвы и Эстонии осудили советско-германский договор 1939 г., потребовав признать незаконность его с момента подписания. Чуть позже к этому требованию присоединился и Верховный Совет Латвии. В мае 1989 г. Верховный Совет Латвии принял закон о придании латышскому языку статуса государственного и Декларацию о государственном суверенитете республики, а в июле соответствующий закон. На проходившем в Москве 25 мая - 9 июня 1-м Съезде народных депутатов СССР было решено создать комиссию для политической и правовой оценки советско-германского договора 1939 г. Для Прибалтийских республик принятие такого решения съездом означало подготовку условий для признания незаконности вхождения этих стран в СССР, т.е. фактической оккупации их Советским Союзом. На 1-м Съезде впервые устами писателя В. Распутина было сказано о возможности выхода из СССР Российской Федерации. Русофобия, сопровождавшая деятельность национальных движений во всех республиках, стимулировала защитную реакцию русского национализма. Подталкивала к казалось бы логичному решению - обретению независимости от центра. Однако центр и был русским государством. Но отсутствие воли в защите территориальной целостности неизбежно выставляло его как некое антирусское имперское образование. Вспышки национализма, сопровождавшиеся убийствами и погромами в мае-июне, произошли вУзбекистане (в Фергане), в Казахстане (Новый Узень). 29 мая Верховный Совет Армянской ССР принял указ о признании 28 мая 1918 г. Днем восстановления армянской государственности. В августе в Латвии был опубликован закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Латвийской ССР», объявлявший о суверенитете Латвии. 22 августа накануне годовщины подписания пакта Молотова-Риббентропа было опубликовано заключение комиссии Верховного Совета Литовской ССР. Комиссия пришла к выводу, что, поскольку эти договоры незаконны, то они не имеют юридической силы, Декларация о вступлении Литвы в СССР и Закон СССР о принятии Литовской ССР в состав СССР не действуют. В ответ ЦК КПСС 27 августа принял жесткое заявление «О положении в республиках Советской Прибалтики», а 30 августа Постановление «О кризисных явлениях в общественно-политической жизни Литовской ССР». Но в начале сентября на встрече с руководителями Прибалтийских республик Горбачев назвал заявление ЦК вынужденной мерой, подчеркнув, что надо «искать пути решения вопросов суверенитета республик». 19 сентября был созван Пленум ЦК по национальному вопросу. На Пленуме предлагалось значительно расширить права союзных республик, разграничить полномочия союзного центра и республик, придать новый статус автономным образованиям. После Пленума Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о первоочередных мерах по совершенствованию законодательства СССР в области межнациональных отношений. Верховным Советом СССР были предоставлены широкие права в экономике Прибалтийским республикам, Белоруссии и Свердловской области. На Политбюро вновь звучало предложение о новом Союзном договоре. Конец 1989 г. не принес перемен. Сепаратизм после Пленума не угас, а усилился. 23 сентября закон о суверенитете принял Верховный Совет Азербайджанской ССР. Верховный Совет Литвы признал присоединение республики к СССР в 1940 г. незаконным. В ноябре Верховный Совет Грузии принял поправку кКонституции о праве вето на союзные законы. Начавшийся 1990 г. принес новое обострение обстановки в Закавказье. 31 декабря - 2 января в Нахичеванской АССР {Азербайджан) прокатилась волна массовых беспорядков.Толпы людей разгромили инженерно-технические сооружения на азербайджано-иранской границе. В результате сотни километров обустроенной границы были разрушены. Центр ответил рядом постановлений, осуждавших акты вандализма, а заодно отмечавших несоответствие Конституции СССР законов, принятых Верховными Советами Армении и Азербайджана по Нагорному Карабаху. 13 января 1990 г. в Баку произошли армянские погромы. В Армении комитет «Карабах» объявил мобилизацию. Верховный Совет СССР ввел чрезвычайное положение в НКАО и других районах. 19 января объявила о своей независимости Нахичеванская АССР. В Баку в связи с обострением обстановки было введено чрезвычайное положение. Был отстранен от должности первый секретарь ЦК КП Азербайджана А.-Р. X. Везиров. Руководство Бюро ЦК возглавил А. Муталибов. В ночь с 19 на 20 января в Баку были введены войска. Боевики Народного фронта открывали огонь, войска были вынуждены отвечать. В результате при восстановлении порядка погибли десятки мирных граждан. Так же, как и в случае с разгоном митинга в Тбилиси, ввод войск стал поводом для роста сепаратизма в Азербайджане. 22 января Верховный Совет Азербайджанской ССР объявил Указ Президиума Верховного Совета СССР о введении чрезвычайного положения в Баку актом агрессии против республики. В Молдавии организация «Единство» объявила об отделении Тирасполя от Молдавской ССР и его присоединении к России. В начале февраля массовые националистические беспорядки, сопровождавшиеся убийствами и погромами, произошли в Душанбе. В марте в Литве, Латвии и Эстонии победу на выборах в республиканские парламенты одержали сторонники независимости. Первыми же документами, принятыми литовским парламентом, стали акт «О восстановлении независимого Литовского государства», отмена действия на территории республики Конституции СССР и Конституции Литовской ССР, утверждение временного Основного закона Литовской Республики на основе Конституции 1938 г. 16 марта Верховный Совет Грузии принял декрет о гарантиях защиты суверенитета республики, первым денонсировав Договор 1921 г. и Союзный договор 1922 г. Проходивший в марте Съезд народных депутатов СССР объявил недействительными решения Верховного Совета Литвы о провозглашении ее независимости до установления законного порядка выхода республики из состава Союза ССР. 30 марта Верховный Совет Эстонии принял закон «О государственном статусе Эстонии», в котором отрицал законность государственной власти СССР и провозглашал курс на восстановление независимости Эстонии. В мае 1990 г. Верховный Совет Латвии принял декларацию о восстановлении независимости Латвийской Республики. Главным событием, повлиявшим на все последующее развитие страны, стал открывшийся 16 мая 1990 г. 1-й Съезд народных депутатов России, в повестку дня которого был включен вопрос «О суверенитете России, Союзном Договоре и народовластии». 29 мая Б. Ельцин был избран Председателем Верховного Совета РСФСР, а 30 мая он на пресс-конференции уже заявил о том, что после принятия Декларации о суверенитете России, она станет во всем самостоятельной и ее законы будут выше союзных. Б. Ельцин предложил начать переговоры с республиками о новом Союзном договоре без каких-либо предварительных условий. 12 июня 1990 г. 1-м Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России. В этот же день Совет Федерации решил создать рабочую группу по подготовке Союзного договора из представителей всех республик. Совет предложил создать Союз суверенных государств, сочетающий элементы федерации, конфедерации и сообщества. Вслед за Россией в течение нескольких месяцев декларации о суверенитете приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан. Пока речь шла о суверенитете в составе СССР. Но логика развития национального движения подталкивала к радикальному решению - полной независимости. Национальные движения на своих съездах принимали решения о курсе на независимость. Так, проходивший 27-28 октября второй конгресс «Руха» на Украине заявил об отказе от поддержки перестройки и взял курс на достижение государственной независимости Украины. Суверенизация России положила начало двусторонним связям республик в обход союзного центра. 28 июля на встрече в Юрмале с российской делегацией лидеры Прибалтийских государств заявили об отказе участвовать в переговорах о заключении Союзного договора, но готовы вести переговоры о двустороннем договоре с Россией. Свою позицию они подтвердили 1 августа, приняв заявление Совета Балтийских государств о том, что не считают возможным участвовать в разработке нового Союзного договора. Б. Ельцин говорил даже о едином фронте Прибалтийских государств и России против Центра. 1 сентября было заключено соглашение о всестороннем сотрудничестве между РСФСР и Грузией. 22 сентября подписан Договор о принципах межгосударственных отношений РСФСР и ССР Молдова. Ельцин в августе совершил поездку по России, побывав в Татарии, Башкирии и ряде российских городов. Ему важно было заручиться поддержкой автономий, стремившихся добиться для себя повышения статуса. В это время уже обозначились контуры роста национал-сепаратизма в российских автономиях. Провозглашение независимости республик в составе СССР подталкивало автономии к одностороннему решению о повышении своего статуса. Рассматривая себя как равноправные субъекты в составе будущего Союза, они, видя рост национализма в новых государствах, вовсе не хотели подвергнуться ассимиляции. Суверенные же республики, за исключением России, вовсе не спешили строить свою государственность на основе реализации национально-территориального принципа. В ряде новых независимых государств появились самопровозглашенные республики. Так, в Молдавии была провозглашена Гагаузская Республика, в Грузии декларации о суверенитете приняли Абхазия и Южная Осетия. В августе состоялись консультации между рабочими группами Верховных Советов РСФСР и СССР по подготовке Союзного договора, а также консультативные встречи с представителями 12 союзных республик. 30-31 августа проходило совместное заседание Совета Федерации и Президентского совета, на котором обсуждались итоги этих консультаций. Было решено создать Подготовительный комитет по разработке нового Союзного договора в составе полномочных делегаций республик во главе с их высшими руководителями и при участии Президента СССР. Дискуссия шла вокруг двух концепций договора. Сторонники первой исходили из того, что союзные структуры ликвидируются, а республики устанавливают между собой горизонтальные связи и на этой основе создают Союз. Приверженцы второй исходили из необходимости сохранения существующей союзной вертикали управления, но при условии ее реформирования. «Реальные политические условия и общественное мнение было на стороне первых. В общественном сознании уже было сформировано негативное отношение к союзным структурам. Процесс двусторонних договоров, выбивающих почву из-под Союзного центра, уже начался. Этот процесс стимулировался переходом к рыночным отношениям. В преддверии предстоящего передела собственности власть над конкретной территорией (а, следовательно, распоряжение находящимся там имуществом) стала гораздо привлекательней принципов интернационального единства. 18-19 августа проект нового Союзного договора был направлен в Верховные Советы СССР и республик для обсуждения. В декабре 1990 г. 4-й Съезд народных депутатов СССР обсудил проект Союзного договора и принял постановление, в котором назвал Союзный договор важнейшим фактором стабилизации обстановки в стране, признал целесообразным, чтобы дальнейшую работу по подготовке и заключению договора проводил Подготовительный комитет из числа высших должностных лиц республик. Верховному Совету СССР и Президенту СССР было поручено определить меры по обеспечению нормального функционирования всех органов власти в Союзе до заключения нового Союзного договора. 24 декабря Съезд принял решение провести референдум по вопросу о сохранении Союза ССР. Фактически населению предлагалась обсудить целесообразность сохранения целостности своего государства! 16 января 1991 г. Верховный Совет СССР принял постановление об организации референдума по вопросу о сохранении СССР. 17 марта вопрос, вынесенный на референдум, был сформулирован следующим образом: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свобода человека любой национальности». Из принявших участие в голосовании 148,6 млн. чел. (80 % имевших право голоса) 113,5 млн. высказались за сохранение Союза (76,4 %). Вывод, который был сделан руководством страны из итогов референдума, не предполагал прямого обращения за поддержкой к народу в отстаивании территориальной целостности. Напротив, с еще большей силой стали говорить о необходимости скорейшего подписания Союзного договора. 23 апреля 1991 г. в загородной резиденции Президента СССР Ново-Огарево состоялась встреча — руководителей девяти республик и М. Горбачева, во время которой было сделано «Совместное заявление», названное журналистами заявлением «9+1». В нем говорилось о том, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является заключение с учетом итогов референдума нового Союзного договора. Правда, итоги трактовались не столько в пользу государственного единства страны, сколько в пользу обновления, понимаемого как закрепление суверенитета республик. Республики присматривались к центру, точнее, к его способности контролировать ситуацию. Малейшее колебание тут же использовалось для продвижения к полной независимости. Во главе почти всех республик уже стояли президенты, избранные народом и, следовательно, не зависевшие от ЦК КПСС, тогда как реально в стране действительно наднациональной властной структурой оставалась партия. В заявлении предполагалось, что после подписания и ратификации (процедура, характерная для фактически независимого государства) не позднее чем через 6 месяцев должна быть принята новая Конституция, куда Союзный договор войдет составной частью. 22 мая, усмотрев противоречия в проекте Союзного договора, Верховный Совет СССР потребовал привести текст договора в соответствие с итогами референдума 17 марта 1991 г. 24 мая в Ново-Огареве состоялось первое заседание Подготовительного комитета, созванного в соответствии с решением 4-го Съезда народных депутатов СССР для работы над проектом нового Союзного договора. В заседании приняли участие руководители всех союзных и автономных республик. 17 июня Подготовительный комитет закончил подготовку текста Союзного договора и направил его Верховным Советам республик и парламенту Союза. Проект был опубликован в печати. Вокруг проекта разгорелись споры. Одни связывали с его подписанием разрешение кризиса в стране, другие видели в нем еще один шаг на пути к полной дезинтеграции Союза. Согласованный в конечном итоге проект предусматривал, что государства, образующие Союз, являются полноправными членами международного сообщества, равно как и Союз является субъектом международного права. Государства могут входить в состав Союза непосредственно, или в составе другого государства. В последнем случае отношения между ними регулируются договорами, Конституцией государства, в состав которого они входят, и Конституцией Союза. Для РСФСР была применена особая формула: отношения между Россией и республиками регулируются федеративным договором и Конституцией СССР. Конституция России не упоминалась. Это было достижением автономий. Участники договора признавали границы друг друга, что в условиях, когда республики становились субъектами международного права, вело к международно-правовому закреплению их как межгосударственных. С учетом свободы выхода из состава Союза это означало, что Союзный договор обеспечивал благоприятные условия становления национальной государственности республик. Договор закреплял собственность республик на землю, недра, воды. В пределах своих полномочий республики могли приостанавливать действия союзных законов, самостоятельно определять государственные языки. Языком межнационального общения объявлялся русский. Таким образом, Советский Союз как единое государство фактически переставал существовать. Но вместе с ним распадалась и Российская Федерация. Этот проект было решено опубликовать. На 20 августа было назначено его подписание. Август 1991 г. До этого события М. Горбачев собирался отдохнуть в Крыму на только что отстроенной даче в Форосе. Незадолго до отъезда, 29 июля, он в конфиденциальной обстановке в Ново-Огареве встретился с Б. Ельциным и Н. Назарбаевым. Три лидера обсудили возможные кадровые перестановки в высшем руководстве СССР после подписания Союзного договора. Конкретно речь шла о смещении премьера В. Павлова, министра обороны Д. Язова, министра внутренних дел Б. Пуго и председателя КГБ В. Крючкова. Выступив 2 августа по телевидению с сообщением о предстоявшем подписании Союзного договора, 5 августа Горбачев отправился в Форос. Тем временем в Москве шла интенсивная подготовка к введению чрезвычайного положения. 18 августа в Форос приехали Бакланов, Шенин, Болдин, Варенников и Плеханов. Они показали М. Горбачеву предполагаемый состав будущего ГКЧП и предложили подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения. Но неожиданно для себя получили категорический отказ. Это сразу же превращало всех инициаторов в заговорщиков. По возвращении в Москву они объявили о недееспособности Президента. Утром 19 августа, за день до подписания нового Союзного договора, по каналам ТАСС было передано заявление высшего руководства страны, в котором говорилось о том, что в связи с «невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей Президента СССР», его полномочия переходят к вице-президенту Г.Янаеву. В целях преодоления угрожавших суверенитету страны политической, межнациональной и гражданской конфронтации, хаоса и анархии, исходя из результатов всенародного референдума о сохранении Советского Союза, «идя навстречу требованиям широких слоев населения» о необходимости принятия решительных мер по предотвращению сползания общества к общенациональной катастрофе» в отдельных местностях страны вводилось чрезвычайное положение. Для управления страной в условиях режима ЧП образовывался государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) в составе: О. Бакланов - первый заместитель председателя Совета обороны СССР, В. Крючков - председатель КГБ СССР, В. Павлов - премьер-министр СССР, Б. Пуго - министр внутренних дел СССР, В. Стародубцев - председатель Крестьянского союза СССР, А. Тизяков - президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР, Д. Язов - министр обороны СССР, Г. Янаев - и.о. Президента СССР. Своими постановлениями ГКЧП объявил о приостановлении деятельности политических партий и общественных организаций, препятствующих нормализации обстановки, о расформировании действовавших вопреки Конституции СССР структур власти, запрете митингов и демонстраций, установлении контроля над средствами массовой информации. Для того чтобы успокоить население, предполагалось осуществить целый ряд экономических и социальных мер: снизить цены на отдельные товары, оказать помощь селу и др. В ответ на заявление ГКЧП в своем обращении «К гражданам России» Президент РСФСР Б. Ельцин, исполнявший обязанности Председателя Верховного Совета РСФСР Р. Хасбулатов и Председатель Правительства РСФСР И. Силаев назвали действия ГКЧП «реакционным, антиконституционным переворотом», объявив все его действия незаконными и не подлежащими исполнению. Призвав граждан России к всеобщей бессрочной забастовке, а военнослужащих не участвовать в перевороте, они потребовали немедленного созыва Чрезвычайного съезда народных депутатов СССР. Началось открытое противостояние ГКЧП и российского руководства. Б. Ельцин издал указ, в котором квалифицировал действия Комитета как государственный переворот, а все его решения незаконными на территории Российской Федерации; должностные лица, исполняющие решения ГКЧП предупреждались об уголовной ответственности. Другим указом Б. Ельцин переподчинил себе все органы исполнительной власти Союза ССР, находящиеся на территории России, в том числе КГБ СССР, МВД СССР, Министерство обороны СССР. В обращении к солдатам и офицерам он выразил уверенность, что они не пойдут против своего народа. В ответ исполнявший обязанности Президента СССР Г. Янаев объявил указы Президента РСФСР противоречащими Конституции СССР, а, следовательно, не имеющими юридической силы. По решению ГКЧП в Москву были введены войска. Улицы города были наводнены солдатами и боевой техникой. В целом население страны сохраняло спокойствие. Призыв российских руководителей к всеобщей забастовке остался без ответа. Лишь вокруг Дома Советов собрались несколько десятков тысяч москвичей, в основном интеллигенция и студенты, готовых защитить Президента. В ночь с 20 на 21 августа в туннеле на пересечении Садового кольца и Калининского проспекта возбужденная толпа попыталась задержать колонну боевых машин, двигавшихся в сторону Смоленской площади. В результате несчастного случая погибли трое молодых людей. 21 августа в Форос вылетели Д. Язов, В. Крючков, О. Бакланов, А. Лукьянов и др. М. Горбачев отказался встретиться с ними. Спустя несколько часов в Форос прибыла уполномоченная Верховным Советом РСФСР делегация во главе с вице-президентом А. Руцким и премьером И. Силаевым. Лидеры ГКЧП были арестованы. Горбачев вернулся в Москву, полностью отмежевавшись от своих соратников. 23 августа на встрече с депутатами Верховного Совета РСФСР Горбачеву фактически было предъявлено ультимативное требование о роспуске КПСС, которое он принял. Ельцин подписал Указ о приостановлении деятельности Компартии РСФСР. Бывшая партийная собственность была конфискована. Были закрыты коммунистические газеты «Правда», «Советская Россия», «Гласность», «Московская правда», а также газета «День». Августовские события привели к усилению дезинтеграции страны. На пути к беловежскому соглашению. 20 августа парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости республики, а днем позже Конституционный закон о государственном статусе республики принял парламент Латвии. 24 августа Верховный Совет Украины провозгласил республику независимым государством. В постановлении говорилось, что этот шаг предпринят «исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворотом в«СССР 19 августа 1991 года». 25 августа о своей независимости объявила Белоруссия. До конца месяца ее примеру последовали Молдова, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан. Руководство России в полной мере воспользовалось благоприятной ситуацией, возникшей в результате провалившегося путча для укрепления российской государственности. 22 августа Б. Ельцин издал указ «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР», которым предусматривалась передача всех предприятий и организаций союзного значения, находящихся на территории республики, в собственность России. Под юрисдикцию России переводились целые отрасли хозяйства. Было прекращено финансирование союзных министерств, за исключением Министерства обороны, МПС и Минатома. 28 августа 1991 г. Россия установила контроль над Государственным банком СССР и Внешэкономбанком СССР. Союз распадался на глазах. М. Горбачев, видя как власть ускользает ив рук, предпринимал лихорадочные усилия для возобновления процесса подписания Союзного договора. На проводимых им совещаниях руководителей республик формально подтверждалась необходимость подписания договора. Однако реальные действия политических элит союзных республик шли в направлении их дальнейшей суверенизации. Для закрепления успеха им было необходимо устранить препятствие в лице Съезда народных депутатов СССР, сохранявшего свою конституционную легитимность. 1 сентября М. Горбачев провел совещание с руководителями республик. 2 сентября на открывшемся внеочередном,5-м Съезде народных депутатов СССР с заявлением от имени Президента СССР и высших руководителей союзных республик выступил П. Назарбаев. В заявлении предлагалось, в целях недопущения дальнейшего распада структур власти и до создания новой государственной системы, образовать Совет представителей народных депутатов от союзных республик, Государственный Совет в составе Президента СССР и высших должностных лиц союзных республик, а для координации управления народным хозяйством - Межгосударственный экономический комитет. Предполагалось подписать Союзный договор, заключить экономический союз. В заявлении говорилось о подготовке Конституции, проект которой должен быть рассмотрен и утвержден парламентами союзных республик, а окончательное принятие осуществлено на съезде уполномоченных представителей союзных республик. Руководители республик просили Съезд народных депутатов о поддержке обращения союзных республик в ООН с просьбой о признании их субъектами международного права. Съезд одобрил предлагаемые меры, приняв постановление «О мерах, вытекающих из совместного заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сессии Верховного Совета СССР». А также принял Закон СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период». 5 сентября Съезд завершил работу. Фактически произошел его самороспуск. Одним из первых шагов Госсовета СССР стало признание независимости Латвии, Литвы и Эстонии вопреки недавно принятому закону о порядке выхода из СССР. 1 октября в Алма-Ате состоялась встреча руководителей 13 республик, на которой обсуждался проект Договора об экономическом сообществе в рамках СССР. 4 октября парафированный текст Договора был опубликован. 11 октября на заседании Госсовета обсуждались проблемы Союзного договора и Договора об экономическом сообществе. 18 октября Договор об экономическом сообществе был подписан Президентом СССР и руководителями 8 республик (кроме Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана). В то же время процесс суверенизации продолжился. 27 октября была провозглашена независимость Туркмении. 4 ноября 1991 г. состоялось заседание Государственного Совета, на котором обсуждались вопросы ускорения экономической реформы, а также сохранения Союза. Более конкретно обсуждались судьбы армии, МИДа, КГБ и других структур Союза государств. На заседании Б. Ельцин поддержал маршала Е. Шапошникова, высказавшись за единые вооруженные силы. С резкой критикой он выступил против МИДа за поддержку путчистов. Через день М. Горбачев направил членам Госсовета проект Договора о Союзе Суверенных Государств с учетом поступивших замечаний. Союз в документе определялся как «Союз Суверенных Государств (ССГ) - союзное демократическое государство, осуществляющее государственную власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники Договора». Однако Украина, парафировавшая Договор об экономическом сообществе, не намерена была создавать союзное государство. Л. Кравчук, на пресс-конференции 8 ноября, после возвращения из Москвы заявил, что самое главное - провести референдум о независимости Украины, создать национальную армию, ввести собственную валюту. Что же касается Союза, то Украина, по его словам, не ратифицирует Договор, если за ним будут стоять какие-либо центральные органы власти. По его словам, «никакого центра вообще быть не должно, кроме координационных органов». 25 ноября главы государств собрались в Ново-Огареве для парафирования текста Договора. Однако под предлогом того, что на Украине 1 декабря проводился референдум, а без Украины ни о каком государстве не может быть и речи, парафирование не состоялось. Решили направить текст Договора Верховным Советам государств и Верховному Совету СССР для рассмотрения и подготовки окончательного текста. 27 ноября был опубликован пятый и последний проект Договора о Союзе Суверенных Государств. В этот же день состоялось последнее заседание Госсовета СССР, на котором обсуждалась ситуация в Нагорном Карабахе. 1 декабря на Украине состоялся референдум. 90,3 % голосовавших высказались за независимость Украины. Л. Кравчук был избран президентом Украины. 2 декабря Б. Ельцин заявил о признании независимости Украины. Одновременно в Казахстане президентом был избран Н. Назарбаев (98,8 % голосов). 3 декабря Верховный Совет СССР одобрил проект Договора. На следующий день Горбачев обратился к Верховным Советам республик с призывом поддержать проект. Беловежское соглашение. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще Б. Ельцин, Л.Кравчук и С. Шушкевич объявили: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Соглашение об образовании СНГ было ратифицировано 10 декабря Верховными Советами Украины и Белоруссии. 11 декабря о своем присоединении к СНГ заявили Армения и Киргизия. 12 декабря Соглашение о создании Содружества Независимых Государств ратифицировал Верховный Совет РСФСР. Выступая на четвертой сессии Верховного Совета РСФСР, Б. Ельцин заявил: «Главный итог состоит в следующем. Три республики, которые выступали учредителями СССР, приостановили процесс стихийного, анархичного распада того общего пространства, в котором живут наши народы. Была найдена единственно возможная формула совместной жизни в новых условиях - Содружество Независимых Государств, а не государство, где никто не имеет независимости». «Соглашение, - продолжал он, - является базой для динамичного развития нового типа связей между суверенными государствами. Положен конец самому главному препятствию к этому - союзному центру». На следующий день в Ашхабаде состоялась встреча глав государств Средней Азии и Казахстана, на которой идея СНГ была в основном одобрена. 16 декабря Верховный Совет Казахстана принял закон о государственной независимости республики. 18 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР принял заявление, в котором выразил понимание соглашения России, Белоруссии и Украины о создании СНГ. В течение последующих двух дней были упразднены МИД СССР и Госбанк СССР. 21 декабря в Алма-Ате состоялось подписание Декларации глав одиннадцати государств в поддержку беловежского соглашения, в которой говорилось, что с образованием СНГ Союз Советских Социалистических республик прекращает свое существование. 25 декабря в 19 час. М. Горбачев выступил по телевидению с заявлением: «В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР». В 19 час. 38 мин над Кремлем красный флаг СССР был заменен трехцветным российским. Date: 2015-09-05; view: 643; Нарушение авторских прав |