Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-экономическое положение страны в 70-е - первой половине 80-х годов
Снижение динамики хозяйственного развития СССР. Курс на укрепление социально-экономической стабильности советского общества, заложенный в основание политических решений с начала 70-х годов, обернулся отказом от обновления производительных сил. От пятилетки к пятилетке падали главные экономические показатели. Не радовала среднегодовая производительность труда по группе ведущих отраслей: 8-я пятилетка - 6,8 %, 9-я - 4,4 %, на исходе 10-й - уже 3,8 %. Статистика сигнализировала о замедлении в 70-е годы темпов роста национального дохода. Но и такая нисходящая поступательность сопровождалась снижением качества роста. Ударное финансирование «решающих» участков хозяйства в ущерб всем прочим деформировала экономику: производственная сфера подавляла хозяйственную периферию, тяжелая промышленность - легкую и т.д. Практически все товары попали в разряд дефицитных. Доля неудовлетворенного спроса в приросте личных сбережений увеличилась в 70-е годы примерно в 2,5 раза. «Пустые», или «горячие» деньги убивали торговлю, девальвировали ту часть труда, которая по определению не могла превратиться в товарные ценности Л Через 10-15 лет либеральные публицисты скажут, что денежные сберегательные вклады старших поколений, якобы не заработаны. В конце 70-х годов натужное дыхание экономики было услышано специалистами, был составлен реалистический доклад правительству, но «опытные хозяйственники», 40 лет просидевшие в правительстве, вынесли по нему вердикт - анализ не состоятелен и не может быть взят за основу для директивных решений. Неудовлетворенность состоянием экономики вылилась в еще одну попытку обновления хозяйственного механизма методом частных реформ. Документом, определившим систему таких мер, стало принятое 12 июля 1979 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усиления воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Хотя провозглашалась ориентация производителей на конечный результат и на запросы потребителя, директивные задания руководящих инстанций остались краеугольным камнем планирования. Наиболее серьезным структурным изменениям в конце 70-х - начале 80-х годов был подвергнут аппарат управления аграрным сектором экономики. В феврале 1979 г. Совет Министров СССР утвердил положение о производственном объединении в сельском хозяйстве. Реально они стали функционировать с 1982 года. Суть изменений заключалась в том, чтобы объединить промышленные и сельские организации и предприятия и тем самым повысить производительность труда в сельском хозяйстве, уменьшить ведомственную разобщенность. Агропромышленные объединения напоминали в снятой форме совнархозы рубежа 50-х - 60-х годов. Как и большинство экспериментов того периода, они не смогли разрешить насущных проблем сельского хозяйства и к 1985 г. практически прекратили свое существование. Просчеты экономической политики 70-х годов со всей очевидностью выявились в 11-й пятилетке, когда, даже по официальным данным, национальный доход стал сокращаться. Неэффективность советского экономического механизма отразилась на структуре экспорта СССР. За 1970-1985 гг. доля топлива и энергоносителей в общем экспорте страны возросла с 15 до почти 53 %. Целое десятилетие ежегодные поступления в казну от реализации нефти и нефтепродуктов колебались на уровне 16 млрд. долл. Ресурсы нефтедолларов были исчерпаны в середине 80-х годов. Падение мировых цен на углеводородное топливо лишило отечественную экономику крупной валютной подпитки. Негативные последствия изменения международной хозяйственной конъюнктуры отягощались почти двукратным падением доли экспорта машин и оборудования в суммарном вывозе товаров из СССР за тот же пятнадцатилетний период. Функции теневой экономики. Некоторые компенсирующие функции в народном хозяйстве СССР выполняла так называемая теневая («черная») экономика. Экономическая «тень» в СССР существовала всегда, однако наиболее заметна она стала после «оттепели» конца 50-х - начала 60-х годов. В 60-70 годы начала складываться прослойка врачей, помогавших больным по месту своей службы за дополнительную плату, укрепился рынок репетиторских услуг в сфере образования, распространилась практика предоставления услуг по повышенным тарифам, в товарный оборот включался принадлежавший гражданам жилищный фонд. К середине 80-х годов треть спроса населения СССР на услуги погашалась частными лицами. При этом только четвертую часть незарегистрированных услуг специалисты относили к уголовно наказуемым. Остальные компенсировали неразвитость бытового и других секторов обслуживания населения. Тем не менее параллельная система поставила под сомнение одно из достижений советского строя - бесплатность образования, здравоохранения и жилья. В данном случае государство само генерировало эту часть теневого хозяйства, поскольку доля потребления в СССР в валовом национальном продукте была на треть ниже, чем в других странах. Восполнялась эта недостача доступными населению методами в основном без капитализации дополнительного заработка. Более того, само государство также было заинтересовано в существовании скрытых экономических форм поощрения и поддержки. С помощью приписок, составлявших по сведениям контрольных органов 1,5-3 % объема производства, выводиловки и других элементов фиктивной экономики проводились доплаты за тяжелые условия труда, его непрестижность, повышался минимальный уровень заработка. В «тень» были сдвинуты многие номенклатурные привилегии. Для себя и для других государство поставило строгий запрет: материальные средства и ценности, выведенные за рамки публичного хозяйства, не должны делать новые деньги и распространяться на средства производства. Посягательства на монополию в области финансов, предметов и орудий труда сурово карались по ст. 153 УК РСФСР до пяти лет лишения свободы с конфискацией имущества. Несмотря на это, директора предприятий укрывали от учета сотни тысяч тонн металла, дефицитных труб, тысячи километров кабельных изделий, создавали многомиллионные запасы оборудования. В обменные фонды хозяйственников входили топливо, кирпич, продовольствие, услуги. Неформальные отношения придавали гибкость системе карточного фондированного снабжения, повышали мобильность производства. Оперативные хозяйственные связи вне государственного контроля способствовали также росту нетрудовых доходов, превращению служебных кабинетов высоких должностных лиц в доходные места, выпуску и реализации «левой» неучтенной продукции, перераспределению доходов между социальными группами. Наряду с использованием деформаций хозяйственного механизма, теневые структуры занимались целенаправленной формовкой таких изъянов в аппарате управления, которые способствовали их обогащению. В полной мере результаты этой деятельности проявились в 80-е годы, когда накопления теневиков стали экспортно исчисляться суммами, сравнимыми с отдельными статьями годового дохода государства. По приблизительным оценкам капиталы теневой экономики в начале 80-х годов оценивались в 80 млрд. руб. Естественным продолжением происходивших в социально-экономической и духовной сферах процессов стал рост преступности. Только с начала восьмидесятых годов цифра преступлений возросла почти вдвое, в том числе разбоев и грабежей - в 2 раза, взяточничества - в 3. Наиболее пораженными коррупцией оказались торговля и сфера обслуживания. Пик преступности в доперестроечное время отмечается в 1984 г. Между тем в прессе и официальных документах шла речь о сокращении преступности. Социальные процессы. Болезненные явления в сфере экономики непосредственно отражались на социальных процессах. Ручным и малоквалифицированным трудом было занято свыше 50 млн. чел., усиливалась уравниловка в зарплате и распределении материальных благ. Так, уровень оплаты квалифицированного и неквалифицированного труда к середине 80-х годов почти сравнялся, тогда как еще в 50-е годы внутриотраслевой разрыв между двумя категориями работников составлял в среднем три-четыре раза. Наблюдалось падение престижа сложного квалифицированного труда. Рост реальных доходов населения сокращался и к концу 70-х годов прекратился. Недостаточные усилия были в области улучшения жилищных условий, продовольственного снабжения, организации транспорта, медицинского обслуживания, образования. При росте с середины 60-х до середины 80-х годов национального дохода примерно в 3 раза, реальные доходы населения выросли чуть более чем в 2 раза. По неофициальным данным, средняя реальная заработная плата с 1970 по 1985 гг. снизилась на 20 %. Попытки увязать ее рост с повышением производительности труда гасились низким товарным наполнением рубля. Опережающими темпами росли общественные фонды потребления. Однако если в 1970 г. заработная плата рабочих и служащих и выплаты и льготы из общественных фондов потребления соотносились как 74:26, то к 1987 г. это соотношение было равно 70:30. На практике это означало расширение сферы административного их распределения, у работника изымалось право самостоятельно распоряжаться заработанными средствами. В 70-е - 80-е годы советский рабочий получал в виде заработной платы лишь около трети стоимости созданного им продукта. Средства, отторгнутые из фонда потребления, направлялись в военно-промышленный комплекс, на «стройки века», вкладывались в «интернациональную помощь», «незавершенку». Набравшая темпы урбанизация вела к росту количества городов и укрупнению масштабов городских поселений. Так, численность городского населения выросла со 136 млн. в 1970 г. до 180 млн. чел. в 1985 г. при сокращении за те же годы сельского населения со 105,7 млн. до 96,2. Горожане составляли уже почти 2/3, в отдельных республиках и регионах страны - до 3/4 всего населения. Менялась социальная структура общества, увеличивались численность и удельный вес рабочих и служащих при соответствующем сокращении колхозного крестьянства. Так, рабочие в 1970 г. составляли 57,4 % населения, служащие - 12,1, колхозное крестьянство - 20,5 в 1987 г. - соответственно 61,8; 16,2; '12 %. При том, что к середине 80-х годов около 70 % населения имело высшее и среднее образование, качество подготовки специалистов часто не отвечало общественным потребностям. Партия и общественные организации. Партия, этот становой хребет советской социально-экономической системы, продолжала разрастаться. Число ее членов к 1985 г. достигло 19 млн. В 70-е годы практически не оставалось промышленных предприятий и строек, колхозов и совхозов, учреждений и учебных заведений, в которых не было бы первичных партийных организаций. С 1971 по 1986 гг. их количество выросло с 369,7 тыс. до 440,4 тыс. По сути, все они были инструментом прямого вмешательства партии во все сферы общественной жизни, средством политического и идеологического контроля. Разрастались не только партийные, но и государственные структуры. Новые министерства и ведомства появлялись почти каждый год. Если в октябре 1965 г. было образовано 29 общесоюзных и союзно-республиканских министерств, то уже к 1975 г. их насчитывалось 135, к середине 1980-х около 160. Каждое из них обладало разветвленным аппаратом. Увеличение аппарата управления, в котором работало к середине 80-х годов около 18 млн. чел. или около 1/7 части всего трудоспособного населения СССР, привело к тому, что он стал самым настоящим оплотом бюрократии. Составным элементом этой системы были общественные организации. В 60-е - 80-е годы их число быстро увеличивалось. Наряду с профессиональными союзами и комсомольской организацией появилось много новых или «обновленных» объединений общественности. Это - Комитет советских женщин, Советский комитет защиты мира, Комитет молодежных организаций, советский Красный Крест и другие. В большинстве своем они являлись бюджетными организациями, а руководящие посты в них бронировались за партийно-государственной номенклатурой. Утрата элементов демократизма четко обозначилась и в профсоюзах, и в комсомоле, членство в них постепенно становилось формально-обязательным. Кризис доверия к внешней и внутренней политике партии нарастал. Этот процесс несколько приостановился в связи со смертью в 1982 г. Л. Брежнева. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю. Андропов, долгие годы возглавлявший КГБ. Генеральный секретарь ЦК КПСС обладал, по сути, неограниченной властью, поэтому смена политического лидера страны означала чрезвычайно много. Жесткие административные меры по наведению элементарного порядка и возрождению на всех участках производства дисциплины труда были положительно восприняты широкими слоями трудящихся. Критическое отношение Ю. Андропова к наследию Брежнева объяснялось желанием оздоровить, укрепить и модернизировать советский строй. В центр своей непродолжительной деятельности на посту Генерального секретаря ЦК КПСС Ю. Андропов поставил преодоление догматических наслоений в марксизме-ленинизме, определение исторического места советского социализма, проблему реализации трудящимся прав хозяина в условиях государственной собственности.
Date: 2015-09-05; view: 1586; Нарушение авторских прав |