Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Межнациональные отношения
Взаимоотношения России с республиками. После распада СССР начался новый этап в развитии российского федерализма. Российское руководство попыталось отойти от разработки Федеративного договора и сделать упор на разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти республик в составе Российской Федерации. Однако республики, утратив возможность стать субъектами Союза, встали на защиту Федеративного договора. Татарстан и Башкортостан выступили за подписание прямого договора с Российской Федерацией, тринадцать республик выступили за подписание Федеративного договора, и только четыре республики согласились подписать вместо Федеративного договора Соглашение «О разграничении полномочий...» В конце 1991 - начале 1992 г. в ряде республик прошли съезды национальных движений под лозунгами борьбы за национальную независимость. В Татарстане Курултай татарского народа образовал альтернативный Верховному Совету республики орган - меджлис. Острая обстановка сложилась в Чечено-Ингушетии. Начавшиеся в России реформы, суть которых заключалась в переделе государственной собственности, подхлестнули активность местных этноэлит в борьбе за суверенитет. Руководство Татарии, Башкирии и Якутии взяли на себя инициативу передела собственности в пользу местной элиты. Эта инициатива была поддержана в Карелии, Коми, Чувашии, Туве и других республиках. Местные власти требовали, чтобы Россия стала федерацией национальных государств с преимущественными правами титульных национальностей на территорию, ресурсы, производственные мощности, официальный статус языка. 31 марта 1992 г. Федеративный договор был подписан. Однако он не устранил противоречия в государственном устройстве страны. Сохранилось неравенство субъектов Федерации, необязательность по отношению к федеральным налогам, политике центра. Татарстан и Чечня вообще не подписали Договор, Башкортостан подписал, оговорив для себя особые права в установлении международных и внешнеэкономических связей, в налогообложении, организации законодательной и судебной систем, прокуратуры и адвокатуры. А сама республика определялась как самостоятельный субъект Российской Федерации. Руководство семи республик провели на сессиях Верховных Советов решения о верховенстве республиканских Конституций над российской, закрепив за собой право выхода из Федерации, а Татарстан, Якутия, Башкортостан - право самостоятельно определять внутреннюю политику республики, Чечня и Тува - объявлять военное положение. В 1992-1993 гг. Татарстан, Башкортостан, Чечня, Тува, Саха (Якутия) перестали отчислять налоги в федеральный бюджет. И это тогда, когда центр помогал стабилизировать экономику 43 субъектам Российской Федерации, в том числе 19 республикам, среди которых - Якутия, Карелия, Тува, Алтай, Бурятия, Ингушетия, Калмыкия и др. В то же время все решительней стали возражать против ущемления своих прав края и области. В Вятке и Туле были предприняты попытки принять свои конституции, в печати был опубликован проект объединения Иркутской области с Красноярским краем. Свердловская область объявила о создании Уральской республики. Давление областей оказало воздействие на процесс подготовки новой Конституции, предусматривавшей выравнивание прав субъектов Федерации. Эта Конституция была одобрена большинством принявших участие в голосовании граждан России. В 1991-1993 гг. в Татарстане происходили массовые выступления национал-сепаратистов под лозунгами независимости. В Казани и Набережных Челнах даже были предприняты попытки создания отрядов народного ополчения. Однако избранному президентом Татарстана М. Шаймиеву удалось, умело маневрируя между национал-сепаратистами и ориентированной на Москву парламентской оппозицией, сохранить в республике мир. Татарстан первым принял Декларацию о суверенитете и провел референдум, благодаря которому оговорил свой особый статус как суверенного государства, субъекта международного права, ассоциированного с Российской Федерацией. Конституционный суд Российской Федерации не признал это решение. Республика начала проводить самостоятельную экономическую политику, оставляя у себя практически все налоги, ранее отправлявшиеся в центр, используя созданные за многие десятилетия производственные мощности, запасы нефти, и добилась существенных результатов. 15 февраля 1994 г. между Россией и Татарстаном был подписан договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Обе стороны рассматривали договор как свой успех. Федеральная власть видела в договоре путь сохранения целостности государства. Татарстан - закрепление своего особого статуса. Договор положил начало процессу превращения России в договорную федерацию. Примеру Татарстана последовали большинство республик и некоторые области. Республики, столкнувшись с экономическими трудностями, быстро поняли большую привлекательность для себя нахождения в большом государстве, но при фактически полной власти на своей территории. В России возникли острые конфликты по территориальному вопросу. Поводом послужило принятие Верховным Советом Российской Федерации закона о реабилитации репрессированных народов. В конце 1992 г. произошел вооруженный конфликт между осетинами и ингушами в Пригородном районе Республики Северная Осетия. Там было введено чрезвычайное положение. В 1993 г. в районе был убит вице-премьер России В. Поляничко. В декабре 1993 г. Б. Ельцин подписал Указ о порядке возвращения беженцев-ингушей в Северную Осетию, который, однако, практически оказалось невозможно выполнить. Но особенно острый характер приобрела борьба за независимость в Чечне. Еще осенью 1990 г. в Чечено-Ингушетии прошли съезды и сходы местных родовых тейпов. Созданы были военизированные формирования. Из представителей тейпов был сформирован Чеченский национальный съезд, состоявшийся 23-25 ноября 1990 г. в Грозном. На съезде был избран Исполком, председателем которого стал генерал Д. Дудаев, бывший в то время командиром дивизии ВВС, расквартированной в Эстонии. 27 ноября 1990 г. Верховный Совет тогда еще Чечено-Ингушской республики под председательством первого секретаря Чечено-Ингушского обкома КПСС Д. Завгаева принял декларацию о государственном суверенитете республики. Чеченская проблема. В Исполкоме Общенационального конгресса чеченского народа победили радикальные слои, поддержанные Д. Дудаевым. Последний призвал к роспуску Верховного Совета, как выполнившего свою задачу после принятия декларации о суверенитете. Состоявшийся в мае-июне 1991 г. второй Общенациональный конгресс чеченского народа, избравший Д. Дудаева председателем Исполкома, провозгласил независимость Чеченской республики и ее выход из состава РСФСР и СССР. Единственным законным органом власти был объявлен Исполнительный комитет Общенационального конгресса чеченского народа. После августовских событий 1991 г. под предлогом борьбы со сторонниками путчистов 3-я сессия Конгресса объявила о низложении Верховного Совета Чечено-Ингушской республики. Вооруженные отряды захватили здания республиканского Совета министров, радио и телецентра, и распустили Верховный Совет, при этом был убит председатель городского совета г. Грозного В. Куценко. Четыре члена Совета во главе с Д. Дудаевым издали ряд законов и постановлений, создававших правовую базу для деятельности Исполкома Общенационального конгресса чеченского народа как верховного органа власти, и объявили от имени Совета о разделении Чечено-Ингушской республики на суверенные Чеченскую Республику и Ингушскую Республику в составе РСФСР. Когда 5 октября оставшиеся 7 членов Совета попытались отменить решения «четырех», Исполком Конгресса распустил Временный Высший совет «за подрывную и провокационную деятельность» и принял на себя функции «революционного комитета на переходный период со всей полнотой власти». Общенациональный конгресс чеченского народа постановил провести выборы президента и парламента Чеченской Республики 27 октября 1991 г. Президентом был избран Д. Дудаев, одновременно был избран и парламент Чеченской Республики. 2 ноября Внеочередной 5-й Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление «признать проведенные в Чечено-Ингушской республике 27 октября 1991 года выборы в высший орган государственной власти (Верховный Совет) и Президента республики незаконными, а принятые ими акты не подлежащими исполнению». В соответствии с постановлением Съезда вице-президент А. Руцкой издал распоряжение о создании Оперативного штаба по кризисной ситуации в Чечне, который подготовил указ о введении в Чечне чрезвычайного положения. Однако реализация указа натолкнулась на сопротивление союзных властей. Посланный в г. Грозный ОМОН был блокирован вооруженными боевиками и оказать сопротивление не смог. Верховный Совет РСФСР вынужден был отменить решение о введении чрезвычайного положения в Чечне. Новый режим в Чеченской Республике устоял и стал укрепляться. Первым указом Д. Дудаева стал указ об объявлении суверенитета Чечни. В конце 1991 г. в республике захватываются государственные и военные объекты, склады с вооружением Северо-Кавказского военного округа, начинают формироваться собственные регулярные воинские части. В апреле 1993 г. Дудаев распустил парламент. 5-6 июня 1993 г. президентская гвардия разогнала митинг сторонников парламента. В Чечне окончательно утвердился авторитарный режим. Между тем продолжалось финансирование республики из федерального бюджета. Крупные суммы в валюте перечислялись в Чечню некоторыми частными банками. Чеченские власти исправно получали квоты на вывоз за рубеж больших партий нефти и нефтепродуктов. Российское правительство не контролировало поступление денежных средств от торговли нефтью и нефтепродуктами Чечней. С прекращением Центральным Банком России с июня 1992 г. расчетов с Чеченским национальным банком государство и вовсе утратило контроль над прохождением огромных денег. Особым промыслом в Чечне стало изготовление фальшивых российских денег и проведение незаконных финансовых операций с так называемыми фальшивыми «авизо» (платежные бумаги), по которым было получено более 4 трлн. руб. Фактически Чечня превратилась в особую зону России, в которой осуществлялся беспошлинный ввоз и вывоз товаров, незаконная торговля нефтепродуктами, нелегальная торговля оружием, финансовые спекуляции. На территории республики осуществлялся прямой разбой и грабеж на участке Грозненского отделения Северо-Кавказской железной дороги. В 1993 г. нападению подверглись 559 поездов, разграблено около 4000 вагонов. В 1992-1994 гг. погибли 26 железнодорожников. Чечня стала крупным производителем и перевалочным пунктом торговли наркотиками. Преступники со всей страны могли спокойно укрываться в Чечне от уголовного преследования. Указом Дудаева от 26 октября 1991 г. все вооружение и военная техника воинских частей Российской Федерации на территории Чечни были объявлены ее собственностью. К маю 1992 г. боевиками Дудаева было захвачено 80 % боевой техники и 75 % стрелкового оружия. 6 июня 1992 г. Дудаев потребовал вывести с территории Чечни все российские войска на этот раз уже без вооружения и техники. Во избежание кровопролития военнослужащие и члены их семей были спешно эвакуированы. Дудаев приступил к созданию регулярной армии. Законом от 24 декабря 1991 г. была введена обязательная служба в армии всего мужского населения. К июню 1992 г. численность регулярных войск составила до 15 тыс. чел. Готовясь к неизбежному конфликту с федеральной властью России, дудаевцы создали вокруг Грозного три линии обороны, в горах были организованы партизанские базы. Еще до прихода к власти Дудаева в Чечено-Ингушской республике происходило вытеснение русских, которые своим трудом создали основу промышленной базы этой республики. За годы правления Дудаева этот процесс принял характер неприкрытого геноцида. Русские составляли в Чечне до 1991 г. 30 % населения. С 1991 по 1995 г. республику покинули свыше 200 тыс. чел., главным образом русские. В то же время около 40 % чеченцев проживали вне Чечни. Чечня при режиме Дудаева переживает острый социально-экономический кризис. В республике закрывались школы, больницы, вузы, остановилось производство, не выплачивались пенсии, безработица достигла 70 % трудоспособного населения. К лету 1994 г., когда влияние Дудаева в результате кризиса стало ослабевать, при поддержке федеральных государственных структур в Чечне активизировалась антидудаевская оппозиция. 29 ноября 1994 г. состоялось заседание Совета безопасности России, на котором было принято решение о начале военных действий. 30 ноября Президент Б. Ельцин подписал секретный Указ «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики». В соответствии с указом была создана группа руководства действиями по разоружению и ликвидации вооруженных формирований, введению и поддержанию режима чрезвычайного положения. Однако чрезвычайное положение так и не было введено, что лишило российские вооруженные силы и войска МВД правовой основы их нахождения в Чечне и было использовано для дискредитации действий российского руководства. Восстановление конституционного порядка предполагалось завершить в течение 25 дней. Но операция оказалась плохо подготовленной. Когда российские федеральные войска подошли к г. Грозный, там находились до 15 тыс. боевиков, до 60 орудий и минометов, 30 установок «Град», 50 танков и др. Численность же штурмующих составляла около 5 тыс. чел. Боевая техника оказалась совершенно не подготовленной к боям в условиях города, в результате 1 января 1995 г. за четыре часа была полностью уничтожена 131 особая мотострелковая бригада. Благодаря невероятным усилиям к 22 февраля город был взят. В течение марта-июня 1995 г. федеральные войска очистили от боевиков почти все крупные населенные пункты Чечни, загнав их в горы. Поскольку в этих населенных пунктах не была создана федеральная администрация, села снова превращались в опорные пункты дудаевцев. Большой урон федеральным войскам нанесли назначаемые из Москвы временные прекращения огня, в ходе которых дудаевцам удавалось перегруппироваться и восстановить свои силы. Во время одного такого «перемирия» в честь дня Победы было убито более 150 солдат и офицеров российской армии. Война в Чечне расколола российское общество. Средства массовой информации в большинстве своем развернули невиданную кампанию травли собственных вооруженных сил, выполнявших приказ по восстановлению в Чечне конституционного порядка. СМИ занялись не просто критикой правительства России за непродуманную акцию, а фактической дискредитацией государства. Приводя чеченскую точку зрения на действия российских войск в Чечне, они героизировали дудаевцев, давая западным странам повод для оказания финансового и политического давления на Россию. Летом 1995 г. дудаевские формирования находились на грани окончательного разгрома. Дальнейшие операции по уничтожению террористических групп с успехом могли решать подразделения внутренних войск. Однако произошло событие, которое радикально изменило ход действий. В июле 1995 г. группа чеченских боевиков во главе с Ш. Басаевым захватила небольшой город Буденновск в Ставропольском крае в 150 км от границы с Чечней. Были захвачены свыше 1500 заложников, в том числе дети и женщины. Убиты 93 чел., 234 ранены. На спецподразделения, начавшие плохо подготовленный штурм городской больницы, куда террористы загнали заложников, оказывался постоянный моральный прессинг. Штурм был неожиданно прерван и правительство России пошло на переговоры с террористами, фактически выполнив все их требования. После событий в Буденновске в Чечне начались переговоры с представителями Дудаева. Переговоры парализовали действия силовых ведомств и спецслужб, привели к проникновению в села и города Чеченской Республики дудаевских боевиков, а также способствовали полной утрате достигнутой победы в Чечне над сепаратистами. В Грозном было совершено покушение на секретаря Совета безопасности О. Лобова и командующего контингентом войск в Чечне генерала Романова. Русские, оставшиеся в Чечне, опасаясь своего окончательного истребления, стремились к одному - уехать из республики. Строители, приехавшие восстанавливать объекты в Чечне, подвергались нападениям боевиков. За лето-осень 1995 г. было убито несколько десятков строителей. Федеральная власть продемонстрировала неспособность довести подавление вооруженного мятежа до конца. Весной 1996 г. федеральные войска и части МВД продолжали блокировать боевиков в горных селениях. Одновременно федеральные власти совместно с правительством. Национального возрождения Чечни во главе с Д. Завгаевым пытались наладить мирную жизнь в республике, восстановить ее хозяйство. Создавались органы самоуправления в освобожденных от дудаевских боевиков районах. Стала функционировать местная милиция. Но провокации и убийства российских солдат не прекращались. Под видом мирных жителей в города и села равнинной части Чечни, в том числе в Грозный, практически беспрепятственно проникали боевики. Погибшего Д. Дудаева сменил вице-президент Чечни 3. Яндарбиев. В российском обществе зрело недовольство неспособностью властью разрешить конфликт. Стало очевидным, что военное разрешение конфликта в создавшихся условиях невозможно. В августе 1996 г. боевики, проникшие в Грозный, захватили город. Российские войска и части МВД неожиданно получили приказ отступить. В сентябре в Дагестане в поселке Хасавюрт секретарь Совета безопасности А. Лебедь и начальник штаба чеченских боевиков А. Масхадов подписали соглашение о прекращении войны, в котором договорились о выводе российских войск, начале переговоров о статусе Чечни. Чеченские лидеры рассматривали это соглашение как фактическое признание независимости республики. В ноябре 1996 г. Президент Б. Ельцин подписал Указ о выводе из Чечни остававшихся там частей внутренних войск МВД. Чеченская кампания завершилась.
Date: 2015-09-05; view: 475; Нарушение авторских прав |