Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Межнациональные отношения





 

Взаимоотношения России с республиками. После распада СССР начался новый этап в развитии российского федерализма. Российское руководство попыталось отойти от разра­ботки Федеративного договора и сделать упор на разграничение полномочий между федеральными органа­ми власти и органами государственной власти республик в составе Российской Федерации. Однако республики, утратив возможность стать субъектами Союза, встали на защиту Фе­деративного договора.

Татарстан и Башкортостан выступили за подписание пря­мого договора с Российской Федерацией, тринадцать респуб­лик выступили за подписание Федеративного договора, и толь­ко четыре республики согласились подписать вместо Федеративного договора Соглашение «О разграничении пол­номочий...» В конце 1991 - начале 1992 г. в ряде республик прошли съезды национальных движений под лозунгами борь­бы за национальную независимость. В Татарстане Курултай татарского народа образовал альтернативный Верховному Со­вету республики орган - меджлис. Острая обстановка сложи­лась в Чечено-Ингушетии. Начавшиеся в России реформы, суть которых заключалась в переделе государственной собственности, подхлестнули ак­тивность местных этноэлит в борьбе за суверенитет. Руко­водство Татарии, Башкирии и Якутии взяли на себя иници­ативу передела собственности в пользу местной элиты. Эта инициатива была поддержана в Карелии, Коми, Чувашии, Туве и других республиках. Местные власти требовали, что­бы Россия стала федерацией национальных государств с пре­имущественными правами титульных национальностей на территорию, ресурсы, производственные мощности, офици­альный статус языка. 31 марта 1992 г. Федеративный договор был подписан. Од­нако он не устранил противоречия в государственном уст­ройстве страны. Сохранилось неравенство субъектов Федера­ции, необязательность по отношению к федеральным налогам, политике центра. Татарстан и Чечня вообще не подписали Договор, Башкортостан подписал, оговорив для себя особые права в установлении международных и внешнеэкономичес­ких связей, в налогообложении, организации законодательной и судебной систем, прокуратуры и адвокатуры. А сама республика определялась как самостоятельный субъект Рос­сийской Федерации. Руководство семи республик провели на сессиях Верховных Советов решения о верховенстве республиканских Конститу­ций над российской, закрепив за собой право выхода из Феде­рации, а Татарстан, Якутия, Башкортостан - право самостоя­тельно определять внутреннюю политику республики, Чечня и Тува - объявлять военное положение. В 1992-1993 гг. Та­тарстан, Башкортостан, Чечня, Тува, Саха (Якутия) переста­ли отчислять налоги в федеральный бюджет. И это тогда, ког­да центр помогал стабилизировать экономику 43 субъектам Российской Федерации, в том числе 19 республикам, среди которых - Якутия, Карелия, Тува, Алтай, Бурятия, Ингуше­тия, Калмыкия и др. В то же время все решительней стали возражать против ущемления своих прав края и области. В Вятке и Туле были предприняты попытки принять свои конституции, в печати был опубликован проект объединения Иркутской области с Красноярским краем. Свердловская область объявила о со­здании Уральской республики. Давление областей оказало воз­действие на процесс подготовки новой Конституции, предус­матривавшей выравнивание прав субъектов Федерации. Эта Конституция была одобрена большинством принявших учас­тие в голосовании граждан России.

В 1991-1993 гг. в Татарстане происходили массовые выс­тупления национал-сепаратистов под лозунгами независимо­сти. В Казани и Набережных Челнах даже были предприня­ты попытки создания отрядов народного ополчения. Однако избранному президентом Татарстана М. Шаймиеву удалось, умело маневрируя между национал-сепаратистами и ориен­тированной на Москву парламентской оппозицией, сохранить в республике мир. Татарстан первым принял Декларацию о суверенитете и провел референдум, благодаря которому ого­ворил свой особый статус как суверенного государства, субъек­та международного права, ассоциированного с Российской Федерацией. Конституционный суд Российской Федерации не признал это решение. Республика начала проводить самостоятельную экономичес­кую политику, оставляя у себя практически все налоги, ранее отправлявшиеся в центр, используя созданные за многие десятилетия производственные мощности, запасы нефти, и добилась существенных результатов. 15 февраля 1994 г. между Россией и Татарстаном был под­писан договор «О разграничении предметов ведения и взаим­ном делегировании полномочий между органами государствен­ной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Обе стороны рассматривали договор как свой успех. Федеральная власть видела в догово­ре путь сохранения целостности государства. Татарстан - зак­репление своего особого статуса.

Договор положил начало процессу превращения России в до­говорную федерацию. Примеру Татарстана последовали большин­ство республик и некоторые области. Республики, столкнувшись с экономическими трудностями, быстро поняли большую при­влекательность для себя нахождения в большом государстве, но при фактически полной власти на своей территории. В России возникли острые конфликты по территориальному вопросу. Поводом послужило принятие Верховным Советом Российс­кой Федерации закона о реабилитации репрессированных на­родов. В конце 1992 г. произошел вооруженный конфликт между осетинами и ингушами в Пригородном районе Республики Се­верная Осетия. Там было введено чрезвычайное положение. В 1993 г. в районе был убит вице-премьер России В. Поляничко. В декабре 1993 г. Б. Ельцин подписал Указ о порядке возвра­щения беженцев-ингушей в Северную Осетию, который, одна­ко, практически оказалось невозможно выполнить. Но особенно острый характер приобрела борьба за незави­симость в Чечне. Еще осенью 1990 г. в Чечено-Ингушетии про­шли съезды и сходы местных родовых тейпов. Созданы были военизированные формирования. Из представителей тейпов был сформирован Чеченский наци­ональный съезд, состоявшийся 23-25 ноября 1990 г. в Гроз­ном. На съезде был избран Исполком, председателем которо­го стал генерал Д. Дудаев, бывший в то время командиром дивизии ВВС, расквартированной в Эстонии. 27 ноября 1990 г. Верховный Совет тогда еще Чечено-Ин­гушской республики под председательством первого секрета­ря Чечено-Ингушского обкома КПСС Д. Завгаева принял дек­ларацию о государственном суверенитете республики.

Чеченская проблема. В Исполкоме Общенационального конгресса чеченского на­рода победили радикальные слои, поддержанные Д. Дудае­вым. Последний призвал к роспуску Верховного Совета, как выполнившего свою задачу после принятия декларации о су­веренитете. Состоявшийся в мае-июне 1991 г. второй Общена­циональный конгресс чеченского народа, избравший Д. Дуда­ева председателем Исполкома, провозгласил независимость Чеченской республики и ее выход из состава РСФСР и СССР. Единственным законным органом власти был объявлен Ис­полнительный комитет Общенационального конгресса чечен­ского народа. После августовских событий 1991 г. под предлогом борьбы со сторонниками путчистов 3-я сессия Конгресса объявила о низложении Верховного Совета Чечено-Ингушской республи­ки. Вооруженные отряды захватили здания республиканско­го Совета министров, радио и телецентра, и распустили Вер­ховный Совет, при этом был убит председатель городского совета г. Грозного В. Куценко.

Четыре члена Совета во главе с Д. Дудаевым издали ряд законов и постановлений, создававших правовую базу для де­ятельности Исполкома Общенационального конгресса чеченс­кого народа как верховного органа власти, и объявили от име­ни Совета о разделении Чечено-Ингушской республики на суверенные Чеченскую Республику и Ингушскую Республику в составе РСФСР. Когда 5 октября оставшиеся 7 членов Совета попытались отменить решения «четырех», Исполком Конг­ресса распустил Временный Высший совет «за подрывную и провокационную деятельность» и принял на себя функции «революционного комитета на переходный период со всей пол­нотой власти». Общенациональный конгресс чеченского наро­да постановил провести выборы президента и парламента Че­ченской Республики 27 октября 1991 г. Президентом был избран Д. Дудаев, одновременно был избран и парламент Че­ченской Республики. 2 ноября Внеочередной 5-й Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление «признать проведенные в Чечено-Ин­гушской республике 27 октября 1991 года выборы в высший орган государственной власти (Верховный Совет) и Президен­та республики незаконными, а принятые ими акты не подле­жащими исполнению». В соответствии с постановлением Съезда вице-президент А. Руцкой издал распоряжение о создании Оперативного шта­ба по кризисной ситуации в Чечне, который подготовил указ о введении в Чечне чрезвычайного положения. Однако реализа­ция указа натолкнулась на сопротивление союзных властей. Посланный в г. Грозный ОМОН был блокирован вооруженны­ми боевиками и оказать сопротивление не смог. Верховный Совет РСФСР вынужден был отменить решение о введении чрезвычайного положения в Чечне. Новый режим в Чеченской Республике устоял и стал ук­репляться. Первым указом Д. Дудаева стал указ об объявле­нии суверенитета Чечни. В конце 1991 г. в республике захва­тываются государственные и военные объекты, склады с вооружением Северо-Кавказского военного округа, начинают формироваться собственные регулярные воинские части. В ап­реле 1993 г. Дудаев распустил парламент. 5-6 июня 1993 г. президентская гвардия разогнала митинг сторонников парла­мента. В Чечне окончательно утвердился авторитарный режим.

Между тем продолжалось финансирование республики из федерального бюджета. Крупные суммы в валюте перечисля­лись в Чечню некоторыми частными банками. Чеченские вла­сти исправно получали квоты на вывоз за рубеж больших партий нефти и нефтепродуктов. Российское правительство не контролировало поступление денежных средств от торгов­ли нефтью и нефтепродуктами Чечней. С прекращением Цен­тральным Банком России с июня 1992 г. расчетов с Чеченс­ким национальным банком государство и вовсе утратило контроль над прохождением огромных денег. Особым промыс­лом в Чечне стало изготовление фальшивых российских де­нег и проведение незаконных финансовых операций с так на­зываемыми фальшивыми «авизо» (платежные бумаги), по которым было получено более 4 трлн. руб. Фактически Чечня превратилась в особую зону России, в которой осуществлялся беспошлинный ввоз и вывоз товаров, незаконная торговля нефтепродуктами, нелегальная торгов­ля оружием, финансовые спекуляции. На территории респуб­лики осуществлялся прямой разбой и грабеж на участке Гроз­ненского отделения Северо-Кавказской железной дороги. В 1993 г. нападению подверглись 559 поездов, разграблено око­ло 4000 вагонов. В 1992-1994 гг. погибли 26 железнодорожников. Чечня стала крупным производителем и перевалоч­ным пунктом торговли наркотиками. Преступники со всей страны могли спокойно укрываться в Чечне от уголовного преследования. Указом Дудаева от 26 октября 1991 г. все во­оружение и военная техника воинских частей Российской Фе­дерации на территории Чечни были объявлены ее собственнос­тью. К маю 1992 г. боевиками Дудаева было захвачено 80 % боевой техники и 75 % стрелкового оружия. 6 июня 1992 г. Дудаев потребовал вывести с территории Чечни все российс­кие войска на этот раз уже без вооружения и техники. Во избежание кровопролития военнослужащие и члены их се­мей были спешно эвакуированы. Дудаев приступил к созда­нию регулярной армии. Законом от 24 декабря 1991 г. была введена обязательная служба в армии всего мужского населе­ния. К июню 1992 г. численность регулярных войск состави­ла до 15 тыс. чел. Готовясь к неизбежному конфликту с феде­ральной властью России, дудаевцы создали вокруг Грозного три линии обороны, в горах были организованы партизанс­кие базы.

Еще до прихода к власти Дудаева в Чечено-Ингушской рес­публике происходило вытеснение русских, которые своим трудом создали основу промышленной базы этой республики. За годы правления Дудаева этот процесс принял характер неприкрытого геноцида. Русские составляли в Чечне до 1991 г. 30 % населения. С 1991 по 1995 г. республику покинули свы­ше 200 тыс. чел., главным образом русские. В то же время около 40 % чеченцев проживали вне Чечни. Чечня при режиме Дудаева переживает острый социально-экономический кризис. В республике закрывались школы, больницы, вузы, остановилось производство, не выплачива­лись пенсии, безработица достигла 70 % трудоспособного на­селения. К лету 1994 г., когда влияние Дудаева в результате кризи­са стало ослабевать, при поддержке федеральных государствен­ных структур в Чечне активизировалась антидудаевская оп­позиция. 29 ноября 1994 г. состоялось заседание Совета безопасности России, на котором было принято решение о начале военных действий. 30 ноября Президент Б. Ельцин подписал секретный Указ «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Респуб­лики». В соответствии с указом была создана группа руковод­ства действиями по разоружению и ликвидации вооруженных формирований, введению и поддержанию режима чрезвычай­ного положения. Однако чрезвычайное положение так и не было введено, что лишило российские вооруженные силы и войска МВД правовой основы их нахождения в Чечне и было использовано для дискредитации действий российского руко­водства. Восстановление конституционного порядка предпо­лагалось завершить в течение 25 дней. Но операция оказа­лась плохо подготовленной.

Когда российские федеральные войска подошли к г. Гроз­ный, там находились до 15 тыс. боевиков, до 60 орудий и минометов, 30 установок «Град», 50 танков и др. Числен­ность же штурмующих составляла около 5 тыс. чел. Боевая техника оказалась совершенно не подготовленной к боям в условиях города, в результате 1 января 1995 г. за четыре часа была полностью уничтожена 131 особая мотострелко­вая бригада. Благодаря невероятным усилиям к 22 февраля город был взят. В течение марта-июня 1995 г. федеральные войска очисти­ли от боевиков почти все крупные населенные пункты Чечни, загнав их в горы. Поскольку в этих населенных пунктах не была создана федеральная администрация, села снова превра­щались в опорные пункты дудаевцев. Большой урон федераль­ным войскам нанесли назначаемые из Москвы временные прекращения огня, в ходе которых дудаевцам удавалось пере­группироваться и восстановить свои силы. Во время одного такого «перемирия» в честь дня Победы было убито более 150 солдат и офицеров российской армии. Война в Чечне расколола российское общество. Средства мас­совой информации в большинстве своем развернули невидан­ную кампанию травли собственных вооруженных сил, выпол­нявших приказ по восстановлению в Чечне конституционного порядка. СМИ занялись не просто критикой правительства России за непродуманную акцию, а фактической дискредита­цией государства. Приводя чеченскую точку зрения на дей­ствия российских войск в Чечне, они героизировали дудаев­цев, давая западным странам повод для оказания финансового и политического давления на Россию. Летом 1995 г. дудаевские формирования находились на гра­ни окончательного разгрома. Дальнейшие операции по унич­тожению террористических групп с успехом могли решать подразделения внутренних войск. Однако произошло событие, которое радикально изменило ход действий. В июле 1995 г. группа чеченских боевиков во главе с Ш. Ба­саевым захватила небольшой город Буденновск в Ставрополь­ском крае в 150 км от границы с Чечней. Были захвачены свыше 1500 заложников, в том числе дети и женщины. Уби­ты 93 чел., 234 ранены. На спецподразделения, начавшие плохо подготовленный штурм городской больницы, куда тер­рористы загнали заложников, оказывался постоянный мо­ральный прессинг. Штурм был неожиданно прерван и пра­вительство России пошло на переговоры с террористами, фактически выполнив все их требования. После событий в Буденновске в Чечне начались переговоры с представителями Дудаева. Переговоры парализовали действия силовых ведомств и спецслужб, привели к проникновению в села и города Че­ченской Республики дудаевских боевиков, а также способ­ствовали полной утрате достигнутой победы в Чечне над се­паратистами. В Грозном было совершено покушение на секретаря Совета безопасности О. Лобова и командующего контингентом войск в Чечне генерала Романова. Русские, оставшиеся в Чечне, опасаясь своего окончательного истреб­ления, стремились к одному - уехать из республики. Строи­тели, приехавшие восстанавливать объекты в Чечне, подвер­гались нападениям боевиков. За лето-осень 1995 г. было убито несколько десятков строителей. Федеральная власть продемонстрировала неспособность до­вести подавление вооруженного мятежа до конца. Весной 1996 г. федеральные войска и части МВД продол­жали блокировать боевиков в горных селениях. Одновремен­но федеральные власти совместно с правительством. Нацио­нального возрождения Чечни во главе с Д. Завгаевым пытались наладить мирную жизнь в республике, восстановить ее хо­зяйство. Создавались органы самоуправления в освобожден­ных от дудаевских боевиков районах. Стала функциониро­вать местная милиция. Но провокации и убийства российских солдат не прекращались. Под видом мирных жителей в горо­да и села равнинной части Чечни, в том числе в Грозный, практически беспрепятственно проникали боевики. Погибшего Д. Дудаева сменил вице-президент Чечни 3. Яндарбиев.

В российском обществе зрело недовольство неспособностью властью разрешить конфликт. Стало очевидным, что военное разрешение конфликта в создавшихся условиях невозможно. В августе 1996 г. боевики, проникшие в Грозный, захвати­ли город. Российские войска и части МВД неожиданно полу­чили приказ отступить. В сентябре в Дагестане в поселке Хасавюрт секретарь Сове­та безопасности А. Лебедь и начальник штаба чеченских бое­виков А. Масхадов подписали соглашение о прекращении вой­ны, в котором договорились о выводе российских войск, начале переговоров о статусе Чечни. Чеченские лидеры рассматрива­ли это соглашение как фактическое признание независимости республики. В ноябре 1996 г. Президент Б. Ельцин подписал Указ о выводе из Чечни остававшихся там частей внутренних войск МВД. Чеченская кампания завершилась.

 

Date: 2015-09-05; view: 441; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию