Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Курсом реформ





 

Начало десталинизации общества. 5 марта 1953 г. умер Сталин. Спустя 9 дней, Г. Маленков сдал свои полномочия секретаря ЦК и занял пост председателя Совета Мини­стров. В секретариат ЦК КПСС были избраны Н. Хрущев, М. Суслов, П. Поспелов, Н. Шаталин, Н. Игнать­ев. После смерти Сталина вновь стали собираться пленумы ЦК; иногда они проводились совместно с заседаниями Совета Министров и Президиума Верховного Совета СССР. В марте МГБ и МВД преобразуются в единое МВД и принимается указ об амнистии осужденных «бытовиков» и других заключен­ных, кроме «контрреволюционеров», крупных расхитителей, бандитов и злостных убийц. 4 апреля газеты сообщили, что 15 осужденных «врачей-отравителей» реабилитированы.

Весной-летом у Маленкова и других «наследников» зазву­чали первые нотки критики Сталина, пока еще в безличной форме. В июле 1953 г. на Пленуме ЦК КПСС с докладом о преступлениях Л. Берия выступил Г. Маленков. За антипар­тийные и антигосударственные действия Берия и его подруч­ные были осуждены в порядке, установленном законом 1 де­кабря 1934 г. по ст. 58 УК РСФСР. После смены верхушки МВД начался демонтаж ГУЛАГа. В 1953 г. Дальстрой передается Министерству горнорудной промышленности; на базе Главного управления шоссейно-до­рожного строительства МВД образовано общесоюзное мини­стерство автотранспорта и шоссейных дорог. Новое руковод­ство стремилось отмежеваться от насилия и репрессий конца 20-х - начала 50-х годов. Большую роль в проведении этого курса играли Г. Маленков и избранный в сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС Н. Хрущев. Многие меропри­ятия проводились исподволь, без огласки. Именно так в 1953 г. были ликвидированы Особое совещание при министре внут­ренних дел и прокуратура войск МВД, Верховный суд полу­чил право пересматривать постановления по делам спецпод­судности («троек», Особого совещания и коллегии ОГПУ). В 1953 г. отменили обязательный минимум выработки трудодней в колхозах, введенный в мае 1939 г. С 1954 г. военные прокуроры приступили к реабилитации незаконно осужден­ных. Были подвергнуты ревизии «ленинградское дело» и про­цесс Еврейского антифашистского комитета. По отдельным категориям правонарушений вводилось условное досрочное освобождение после отбытия половины срока. Крупнейшим событием на пути десталинизации общества явился XX съезд партии. На закрытом заседании в ночь с 24 на 25 февраля 1956 г. с докладом о культе личности высту­пил Н. Хрущев. На основе подлинных документов он резко осудил массовый террор, развязанный Сталиным в 30-50-е годы, нарушение принципов коллективности руководства, злоупотребление властью, утрату государственного контроля за деятельностью органов внутренних дел и госбезопасности. Сделанные разоблачения в определенной мере оздоровили морально-политическую атмосферу в советском обществе. Непоследовательность и противоречивость критики культа личности выразилась в главном акценте на преступлениях Сталина против партии, а не народа, в жестком противопо­ставлении Сталина Ленину, половинчатости разоблачений. Всю ответственность за негативные явления в жизни социа­листического общества Н. Хрущев возложил на Сталина. Ком­плекс основополагающих черт культа личности представля­ется ныне обширнее, чем во времена Хрущева. Преувеличение роли конкретной личности невозможно без создания массы «безличностей». Избыточная концентрация власти привела к исчезновению властных полномочий в среднем и низшем звеньях управления, превратила их в «приводные ремни». Несменяемость и отсутствие ротации руководящих кадров породили не просто замкнутость управленческих структур -сформировалась иерархия, система вождей (главный вождь, вождь Красной Армии, вождь железнодорожников, тяжелой промышленности и т.д.). Власть приобрела облик харизма­тической организации. Связь партии с массами осуществ­лялась через посредников, наделенных правом толковать, разъяснять, наделять благодатью. Необходимыми условия­ми культа личности были формирование чрезвычайных об­стоятельств, форсированный тип развития народного хозяй­ства, нераздельность ветвей власти при выводе репрессивного аппарата из-под общественного контроля. Культовый строй игнорировал объективные закономерности в области материальной заинтересованности, разделения труда, широко опи­рался на внеэкономическое принуждение. Все эти черты уси­ливали тенденции к самоизоляции режима, сравнения и со­поставления были губительны для него. Наряду с нарушением связей в международном пространстве, узкоклассовая поли­тика прервала их и во времени, искусственно расчленив рос­сийскую историю, отказавшись от преемственности ее основ­ных проблем. После XX съезда была создана комиссия по расследованию нарушений законности в период культа лич­ности, которую возглавил В. Молотов, сняты огульные обви­нения против чеченского, ингушского, балкарского, калмыц­кого народов, месхетинцев, курдов, немцев Поволжья, крымских татар и греков, облегчен режим проживания спецпереселенцев в Средней Азии, Казахстане, Сибири, Якутии, на Сахалине, в Заполярье, восстановлено (1957-1958) четыре автономии из шести утраченных при Сталине. Осенью 1956 г. исправительно-трудовые лагеря были реорганизованы в ко­лонии. Отмена в апреле 1956 г. постановлений от 1 декабря 1934 г. и 14 сентября 1937 г. об особом порядке ведения дел о политическом терроризме резко ограничила пополнение тю­рем и лагерных зон. Рабочих и служащих перестали судить за самовольный уход с работы и прогулы. 11 сентября 1957 г. указ Президиума Верховного Совета СССР запретил присваи­вать при жизни имена государственных и общественных дея­телей. В особых случаях это могло иметь место только по­смертно, всякого рода наименования в честь здравствующих деятелей отменялись.


Оздоровление общества протекало неоднозначно, с часты­ми отступлениями от провозглашенных норм, с умеренной дозой критики, дабы не обнажать перед внешним врагом «на­ших язв». Очень многое здесь зависело от того, кто персо­нально будет стоять у руля государства. Борьба за чистоту марксизма-ленинизма объективно сопровождалась соперни­чеством за конкретный вариант дальнейшего развития стра­ны, иногда принимая форму схватки за власть. В разряд пре­ступлений Л. Берии зачислялась его попытка замириться с югославскими ревизионистами, в 1955 г. в число идейных отступников записали Г. Маленкова. Его обвинили в демаго­гических уступках крестьянству по снижению размеров на­логов на личные подворья, ориентации на изменение межот­раслевых пропорций в пользу производства товаров народного потребления, выдвижении антимарксистского тезиса о невоз­можности победы в ядерной войне. В июне 1957 г. из руково­дящих органов партии за противодействие «исправлению ошибок и недостатков, порожденных культом личности», были выведены Г. Маленков, Л. Каганович, В. Молотов и «примк­нувший к ним» Д. Шепилов. Через четыре месяца Хрущев и Булганин, занявший место Маленкова, добились снятия с поста министра обороны Г. Жукова с освобождением его от работы в Президиуме ЦК КПСС и в самом ЦК якобы за ли­нию на свертывание партийной работы и руководства КПСС в армии и флоте. «Персональные дела» возникали одно за другим, власть все больше концентрировалась в одних ру­ках. С марта 1958 г. Хрущев начал совмещать высшие посты в партии и государстве; с политической сцены ушел Н. Бул­ганин. Отсутствие авторитетных соратников сослужило в дальнейшем Н. Хрущеву плохую службу - рядом с ним по­чти не осталось людей, или готовых сказать «нет», или хотя бы поправить «первого». В номенклатурной среде вызывали раздражение попытки ликвидации «конвертов» высокопос­тавленным чиновникам со второй зарплатой (содержимое кон­вертов удалось срезать только наполовину), снятие доплат «за погоны» сотрудникам МВД, отказ от награждения орденами и медалями за выслугу лет, установление норм кадровой ро­тации на всех уровнях партийной иерархии. Вместе с тем, значительное обновление руководства и сосредоточение власт­ных полномочий в руках одного лица создавали предпосыл­ки для дальнейшего продвижения реформ.


Реформирование законодательства. Крупным успехом внутренней политики 50-х годов явилось доведенное до конца преобразование советской юстиции. Этапной для об­щества стала декабрьская сессия Верховного Совета СССР в 1958 г., утвердившая Основы уголовного зако­нодательства СССР и союзных республик. «Основы» закре­пили ослабление централизации в законотворчестве и зало­жили фундамент разработки уголовных кодексов в каждой из союзных республик, так как прежде многие субъекты Со­юза ССР следовали статьям УК РСФСР. Были приняты зако­ны об отмене лишения избирательных прав по суду, об уго­ловной ответственности за уголовные и воинские преступления и другие законодательные акты. Из перечня наказаний ис­ключались «объявление врагом народа» и временное удаление за пределы СССР. В соответствии с УК РСФСР 1960 г. количество статей об ответственности за политические преступ­ления снизилось с 17 до 10, в том числе «расстрельных» ста­тей - с 12 до 7. Максимальный срок лишения свободы сокра­тился с 25 до 15 лет с последующей 5-летней ссылкой. Отменялась смертная казнь для лиц до 16 лет, вводились ис­ключительно меры принудительного воспитательного воздей­ствия в отношении подростков до 14 лет, устанавливался осо­бый список правонарушений 14-16-летних, за которые они могли подвергнуться уголовному наказанию - заключению в специальные колонии. Трудовые коллективы и общественные организации получили право ходатайствовать об условном осуждении и передаче правонарушителя на перевоспитание. Если раньше судимости могли погашаться только по незначи­тельным преступлениям, то с 1958 г. допускалась реабилита­ция по всем их видам. Подчеркивалось, что вынесение уголов­ных наказаний производилось только судом, провозглашался еще недавно считавшийся буржуазным принцип презумпции невиновности, по которому запрещалось перелагать на подсу­димого обязанность доказывания собственной безвинности, все уголовные дела должны были разрешаться только на ос­новании закона. Архаичные юридические нормы 20-х годов о частной собственности на торговые и промышленные пред­приятия с наемным трудом, о несостоятельности частных лиц, об ответственности предпринимателей за недобросовестную конкуренцию, давно исчезнувшем праве содержать частные медицинские, просветительские и научно-исследовательские организации были пересмотрены. Правила рассмотрения про­изводственных конфликтов 1928 г. заменялись положением о трудовых спорах 1957 г. Прекратились судебные преследова­ния рабочих и служащих за самовольный уход с работы или прогулы, после XX съезда были отменены обязательные по­ставки сельхозпродуктов со дворов колхозников и трудящих­ся совхозов.


Социальные преобразования. Законодательная реформа переплеталась с преобразова- ниями в социальной сфере. Государство сначала значительно сократило подписку на займы, а потом и вовсе отказалось от них, подняло зарплату низкооплачиваемым работникам, повыси­ло размер необлагаемого налогом минимума зарплаты, зна­чительно увеличило пенсии по инвалидности и старости. Рабочий день вновь сокращался до 6-7 ч, подросткам устанав­ливался 6-часовой рабочий день. В предпраздничные и празд­ничные дни продолжительность рабочей смены сокращалась. Рабочая неделя уменьшилась на 2 ч. Было отменено уголовное преследование за аборты. С 1958 г. казна перестала брать с одиноких женщин за бездетность - Президиум Верховного Совета СССР отменил взимание налога на холостяков, одино­ких и малосемейных граждан, имевших детей. В мае 1960 г. принимается закон об отмене с 1 октября 1962 г. всех налогов с зарплаты рабочих, служащих, однако накануне его введения в действие, в связи с дополнительными расходами бюджета по обеспечению населения продовольствием, товарами широкого спроса и укреплению обороноспособности, сроки освобожде­ния от налогов были перенесены впредь «до особого распо­ряжения». С конца 50-х годов началась продажа товаров дли­тельного пользования в кредит. В июле-ноябре 1964 г. был принят комплекс мер по пенсионному обеспечению колхозни­ков. Символично, что июльское представление проекта закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов» было последним вы­ступлением Н. Хрущева на сессии Верховного Совета. Другое решение законодателей повышало зарплату работников, заня­тых непосредственным обслуживанием населения на 21 %, в том числе просвещенцам - на 25 %, медикам - на 23 % и т.д. Одновременно предусматривалось завершить повсеместное введение минимальной заработной платы до уровня, близко­го к прожиточному минимуму.

Причины непоследовательности реформ 1953 – 1964 гг. Деятельность Н. Хрущева часто делят как бы на два периода. Даже такой художественный прием, как черный и белый камни в памятнике скульптора Э. Неизвестного на могиле Хрущева подчеркивает неоднозначность его политической биографии, противоречивость и непоследовательность Хрущева как государственного деятеля. Очевидно, о последовательности можно говорить тогда, когда последующие лозунги не отрицают предыдущих. С этой точ­ки зрения, политика Сталина, Хрущева, Брежнева является традиционной, основанной на ортодоксальных представлени­ях о социализме как первой фазе коммунистической форма­ции, производственных отношениях, скроенных «на вырост», противоречиях, разграниченных по линии борьбы старого с новым, передового с отсталым, лучшего с хорошим и пр. Десятилетиями сохранялась вера в беспредельность концент­рации общественного производства, в основной экономичес­кий закон социализма, приоритетность тяжелой индустрии, особенность товарно-денежных отношений и т.д. Теорети­чески Хрущев следовал за Сталиным в определении социа­лизма от противного, противопоставляя стихийности, заг­ниванию и углублению кризиса у одних, планомерность, восходящую и динамичную линию развития - у других. Кон­трапунктом тезиса о несовместимости капитализма с новей­шей техникой было утверждение о глубоком внутреннем единстве науки и производства при социализме, равнознач­ности экономического и социального прогресса в условиях советской демократии. Со времен XVIII съезда ВКП(б) (1939) Н. Хрущев ставил знак равенства между победой над глав­ными капиталистическими странами в размерах промыш­ленного производства на душу населения и переходом от пер­вой фазы коммунизма ко второй. При Хрущеве страна вышла на намеченные Сталиным рубежи: по нефти - в 5-й пятилет­ке, стали и углю - в 6-й, чугуну - еще через 5 лет. Однако перелома в социально-экономическом развитии не произош­ло. Сталинский вывод, что все в конечном итоге зависит от производства чугуна, оказался ошибочным. Тем не менее в 1958 г. Н. Хрущев повторно поставил задачу «в ближайшие 15 лет не только догнать, но и превзойти крупнейшие капи­талистические страны по производству важнейшей продук­ции на душу населения». Вновь был дан прогноз 2-3-крат­ного роста. Из расчетов С. Струмилина, А. Засядько и других плановиков скороспелые экономические выкладки на 10-ти и 20-летние периоды с выводом о построении коммунизма в 80-е годы перекочевали в программу КПСС. Вместе с тем были отвергнуты предложения о включении в теоретичес­кий партийный документ директив о завершении в 60-х го­дах полной электрификации аграрного сектора экономики и всего народного хозяйства страны, ряд других радикаль­ных экономических проектов. Первый секретарь ЦК партии заявил на XXII съезде, что «неправильно было бы включать в Программу то, чего мы еще не можем сделать. Такими обязательствами и посулами мы бы только дискредитирова­ли Программу». В программные документы коммунистичес­кой партии был включен «моральный кодекс строителя ком­мунизма», в раскассированном виде представленный уже в материалах XVIII съезда ВКП(б). Несомненным новаторским решением начала 60-х годов стало включение в программу и устав КПСС мер по предотвращению возникновения нового культа - введение норм систематического обновления соста­ва партийных органов разных уровней (ротация кадров), ус­тановление предельных сроков их созыва, регламентирова­ние порядка замещения номенклатурных должностей в партии и т.д.







Date: 2015-09-05; view: 413; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию