Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Курсом реформ
Начало десталинизации общества. 5 марта 1953 г. умер Сталин. Спустя 9 дней, Г. Маленков сдал свои полномочия секретаря ЦК и занял пост председателя Совета Министров. В секретариат ЦК КПСС были избраны Н. Хрущев, М. Суслов, П. Поспелов, Н. Шаталин, Н. Игнатьев. После смерти Сталина вновь стали собираться пленумы ЦК; иногда они проводились совместно с заседаниями Совета Министров и Президиума Верховного Совета СССР. В марте МГБ и МВД преобразуются в единое МВД и принимается указ об амнистии осужденных «бытовиков» и других заключенных, кроме «контрреволюционеров», крупных расхитителей, бандитов и злостных убийц. 4 апреля газеты сообщили, что 15 осужденных «врачей-отравителей» реабилитированы. Весной-летом у Маленкова и других «наследников» зазвучали первые нотки критики Сталина, пока еще в безличной форме. В июле 1953 г. на Пленуме ЦК КПСС с докладом о преступлениях Л. Берия выступил Г. Маленков. За антипартийные и антигосударственные действия Берия и его подручные были осуждены в порядке, установленном законом 1 декабря 1934 г. по ст. 58 УК РСФСР. После смены верхушки МВД начался демонтаж ГУЛАГа. В 1953 г. Дальстрой передается Министерству горнорудной промышленности; на базе Главного управления шоссейно-дорожного строительства МВД образовано общесоюзное министерство автотранспорта и шоссейных дорог. Новое руководство стремилось отмежеваться от насилия и репрессий конца 20-х - начала 50-х годов. Большую роль в проведении этого курса играли Г. Маленков и избранный в сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС Н. Хрущев. Многие мероприятия проводились исподволь, без огласки. Именно так в 1953 г. были ликвидированы Особое совещание при министре внутренних дел и прокуратура войск МВД, Верховный суд получил право пересматривать постановления по делам спецподсудности («троек», Особого совещания и коллегии ОГПУ). В 1953 г. отменили обязательный минимум выработки трудодней в колхозах, введенный в мае 1939 г. С 1954 г. военные прокуроры приступили к реабилитации незаконно осужденных. Были подвергнуты ревизии «ленинградское дело» и процесс Еврейского антифашистского комитета. По отдельным категориям правонарушений вводилось условное досрочное освобождение после отбытия половины срока. Крупнейшим событием на пути десталинизации общества явился XX съезд партии. На закрытом заседании в ночь с 24 на 25 февраля 1956 г. с докладом о культе личности выступил Н. Хрущев. На основе подлинных документов он резко осудил массовый террор, развязанный Сталиным в 30-50-е годы, нарушение принципов коллективности руководства, злоупотребление властью, утрату государственного контроля за деятельностью органов внутренних дел и госбезопасности. Сделанные разоблачения в определенной мере оздоровили морально-политическую атмосферу в советском обществе. Непоследовательность и противоречивость критики культа личности выразилась в главном акценте на преступлениях Сталина против партии, а не народа, в жестком противопоставлении Сталина Ленину, половинчатости разоблачений. Всю ответственность за негативные явления в жизни социалистического общества Н. Хрущев возложил на Сталина. Комплекс основополагающих черт культа личности представляется ныне обширнее, чем во времена Хрущева. Преувеличение роли конкретной личности невозможно без создания массы «безличностей». Избыточная концентрация власти привела к исчезновению властных полномочий в среднем и низшем звеньях управления, превратила их в «приводные ремни». Несменяемость и отсутствие ротации руководящих кадров породили не просто замкнутость управленческих структур -сформировалась иерархия, система вождей (главный вождь, вождь Красной Армии, вождь железнодорожников, тяжелой промышленности и т.д.). Власть приобрела облик харизматической организации. Связь партии с массами осуществлялась через посредников, наделенных правом толковать, разъяснять, наделять благодатью. Необходимыми условиями культа личности были формирование чрезвычайных обстоятельств, форсированный тип развития народного хозяйства, нераздельность ветвей власти при выводе репрессивного аппарата из-под общественного контроля. Культовый строй игнорировал объективные закономерности в области материальной заинтересованности, разделения труда, широко опирался на внеэкономическое принуждение. Все эти черты усиливали тенденции к самоизоляции режима, сравнения и сопоставления были губительны для него. Наряду с нарушением связей в международном пространстве, узкоклассовая политика прервала их и во времени, искусственно расчленив российскую историю, отказавшись от преемственности ее основных проблем. После XX съезда была создана комиссия по расследованию нарушений законности в период культа личности, которую возглавил В. Молотов, сняты огульные обвинения против чеченского, ингушского, балкарского, калмыцкого народов, месхетинцев, курдов, немцев Поволжья, крымских татар и греков, облегчен режим проживания спецпереселенцев в Средней Азии, Казахстане, Сибири, Якутии, на Сахалине, в Заполярье, восстановлено (1957-1958) четыре автономии из шести утраченных при Сталине. Осенью 1956 г. исправительно-трудовые лагеря были реорганизованы в колонии. Отмена в апреле 1956 г. постановлений от 1 декабря 1934 г. и 14 сентября 1937 г. об особом порядке ведения дел о политическом терроризме резко ограничила пополнение тюрем и лагерных зон. Рабочих и служащих перестали судить за самовольный уход с работы и прогулы. 11 сентября 1957 г. указ Президиума Верховного Совета СССР запретил присваивать при жизни имена государственных и общественных деятелей. В особых случаях это могло иметь место только посмертно, всякого рода наименования в честь здравствующих деятелей отменялись. Оздоровление общества протекало неоднозначно, с частыми отступлениями от провозглашенных норм, с умеренной дозой критики, дабы не обнажать перед внешним врагом «наших язв». Очень многое здесь зависело от того, кто персонально будет стоять у руля государства. Борьба за чистоту марксизма-ленинизма объективно сопровождалась соперничеством за конкретный вариант дальнейшего развития страны, иногда принимая форму схватки за власть. В разряд преступлений Л. Берии зачислялась его попытка замириться с югославскими ревизионистами, в 1955 г. в число идейных отступников записали Г. Маленкова. Его обвинили в демагогических уступках крестьянству по снижению размеров налогов на личные подворья, ориентации на изменение межотраслевых пропорций в пользу производства товаров народного потребления, выдвижении антимарксистского тезиса о невозможности победы в ядерной войне. В июне 1957 г. из руководящих органов партии за противодействие «исправлению ошибок и недостатков, порожденных культом личности», были выведены Г. Маленков, Л. Каганович, В. Молотов и «примкнувший к ним» Д. Шепилов. Через четыре месяца Хрущев и Булганин, занявший место Маленкова, добились снятия с поста министра обороны Г. Жукова с освобождением его от работы в Президиуме ЦК КПСС и в самом ЦК якобы за линию на свертывание партийной работы и руководства КПСС в армии и флоте. «Персональные дела» возникали одно за другим, власть все больше концентрировалась в одних руках. С марта 1958 г. Хрущев начал совмещать высшие посты в партии и государстве; с политической сцены ушел Н. Булганин. Отсутствие авторитетных соратников сослужило в дальнейшем Н. Хрущеву плохую службу - рядом с ним почти не осталось людей, или готовых сказать «нет», или хотя бы поправить «первого». В номенклатурной среде вызывали раздражение попытки ликвидации «конвертов» высокопоставленным чиновникам со второй зарплатой (содержимое конвертов удалось срезать только наполовину), снятие доплат «за погоны» сотрудникам МВД, отказ от награждения орденами и медалями за выслугу лет, установление норм кадровой ротации на всех уровнях партийной иерархии. Вместе с тем, значительное обновление руководства и сосредоточение властных полномочий в руках одного лица создавали предпосылки для дальнейшего продвижения реформ. Реформирование законодательства. Крупным успехом внутренней политики 50-х годов явилось доведенное до конца преобразование советской юстиции. Этапной для общества стала декабрьская сессия Верховного Совета СССР в 1958 г., утвердившая Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик. «Основы» закрепили ослабление централизации в законотворчестве и заложили фундамент разработки уголовных кодексов в каждой из союзных республик, так как прежде многие субъекты Союза ССР следовали статьям УК РСФСР. Были приняты законы об отмене лишения избирательных прав по суду, об уголовной ответственности за уголовные и воинские преступления и другие законодательные акты. Из перечня наказаний исключались «объявление врагом народа» и временное удаление за пределы СССР. В соответствии с УК РСФСР 1960 г. количество статей об ответственности за политические преступления снизилось с 17 до 10, в том числе «расстрельных» статей - с 12 до 7. Максимальный срок лишения свободы сократился с 25 до 15 лет с последующей 5-летней ссылкой. Отменялась смертная казнь для лиц до 16 лет, вводились исключительно меры принудительного воспитательного воздействия в отношении подростков до 14 лет, устанавливался особый список правонарушений 14-16-летних, за которые они могли подвергнуться уголовному наказанию - заключению в специальные колонии. Трудовые коллективы и общественные организации получили право ходатайствовать об условном осуждении и передаче правонарушителя на перевоспитание. Если раньше судимости могли погашаться только по незначительным преступлениям, то с 1958 г. допускалась реабилитация по всем их видам. Подчеркивалось, что вынесение уголовных наказаний производилось только судом, провозглашался еще недавно считавшийся буржуазным принцип презумпции невиновности, по которому запрещалось перелагать на подсудимого обязанность доказывания собственной безвинности, все уголовные дела должны были разрешаться только на основании закона. Архаичные юридические нормы 20-х годов о частной собственности на торговые и промышленные предприятия с наемным трудом, о несостоятельности частных лиц, об ответственности предпринимателей за недобросовестную конкуренцию, давно исчезнувшем праве содержать частные медицинские, просветительские и научно-исследовательские организации были пересмотрены. Правила рассмотрения производственных конфликтов 1928 г. заменялись положением о трудовых спорах 1957 г. Прекратились судебные преследования рабочих и служащих за самовольный уход с работы или прогулы, после XX съезда были отменены обязательные поставки сельхозпродуктов со дворов колхозников и трудящихся совхозов. Социальные преобразования. Законодательная реформа переплеталась с преобразова- ниями в социальной сфере. Государство сначала значительно сократило подписку на займы, а потом и вовсе отказалось от них, подняло зарплату низкооплачиваемым работникам, повысило размер необлагаемого налогом минимума зарплаты, значительно увеличило пенсии по инвалидности и старости. Рабочий день вновь сокращался до 6-7 ч, подросткам устанавливался 6-часовой рабочий день. В предпраздничные и праздничные дни продолжительность рабочей смены сокращалась. Рабочая неделя уменьшилась на 2 ч. Было отменено уголовное преследование за аборты. С 1958 г. казна перестала брать с одиноких женщин за бездетность - Президиум Верховного Совета СССР отменил взимание налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, имевших детей. В мае 1960 г. принимается закон об отмене с 1 октября 1962 г. всех налогов с зарплаты рабочих, служащих, однако накануне его введения в действие, в связи с дополнительными расходами бюджета по обеспечению населения продовольствием, товарами широкого спроса и укреплению обороноспособности, сроки освобождения от налогов были перенесены впредь «до особого распоряжения». С конца 50-х годов началась продажа товаров длительного пользования в кредит. В июле-ноябре 1964 г. был принят комплекс мер по пенсионному обеспечению колхозников. Символично, что июльское представление проекта закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов» было последним выступлением Н. Хрущева на сессии Верховного Совета. Другое решение законодателей повышало зарплату работников, занятых непосредственным обслуживанием населения на 21 %, в том числе просвещенцам - на 25 %, медикам - на 23 % и т.д. Одновременно предусматривалось завершить повсеместное введение минимальной заработной платы до уровня, близкого к прожиточному минимуму. Причины непоследовательности реформ 1953 – 1964 гг. Деятельность Н. Хрущева часто делят как бы на два периода. Даже такой художественный прием, как черный и белый камни в памятнике скульптора Э. Неизвестного на могиле Хрущева подчеркивает неоднозначность его политической биографии, противоречивость и непоследовательность Хрущева как государственного деятеля. Очевидно, о последовательности можно говорить тогда, когда последующие лозунги не отрицают предыдущих. С этой точки зрения, политика Сталина, Хрущева, Брежнева является традиционной, основанной на ортодоксальных представлениях о социализме как первой фазе коммунистической формации, производственных отношениях, скроенных «на вырост», противоречиях, разграниченных по линии борьбы старого с новым, передового с отсталым, лучшего с хорошим и пр. Десятилетиями сохранялась вера в беспредельность концентрации общественного производства, в основной экономический закон социализма, приоритетность тяжелой индустрии, особенность товарно-денежных отношений и т.д. Теоретически Хрущев следовал за Сталиным в определении социализма от противного, противопоставляя стихийности, загниванию и углублению кризиса у одних, планомерность, восходящую и динамичную линию развития - у других. Контрапунктом тезиса о несовместимости капитализма с новейшей техникой было утверждение о глубоком внутреннем единстве науки и производства при социализме, равнозначности экономического и социального прогресса в условиях советской демократии. Со времен XVIII съезда ВКП(б) (1939) Н. Хрущев ставил знак равенства между победой над главными капиталистическими странами в размерах промышленного производства на душу населения и переходом от первой фазы коммунизма ко второй. При Хрущеве страна вышла на намеченные Сталиным рубежи: по нефти - в 5-й пятилетке, стали и углю - в 6-й, чугуну - еще через 5 лет. Однако перелома в социально-экономическом развитии не произошло. Сталинский вывод, что все в конечном итоге зависит от производства чугуна, оказался ошибочным. Тем не менее в 1958 г. Н. Хрущев повторно поставил задачу «в ближайшие 15 лет не только догнать, но и превзойти крупнейшие капиталистические страны по производству важнейшей продукции на душу населения». Вновь был дан прогноз 2-3-кратного роста. Из расчетов С. Струмилина, А. Засядько и других плановиков скороспелые экономические выкладки на 10-ти и 20-летние периоды с выводом о построении коммунизма в 80-е годы перекочевали в программу КПСС. Вместе с тем были отвергнуты предложения о включении в теоретический партийный документ директив о завершении в 60-х годах полной электрификации аграрного сектора экономики и всего народного хозяйства страны, ряд других радикальных экономических проектов. Первый секретарь ЦК партии заявил на XXII съезде, что «неправильно было бы включать в Программу то, чего мы еще не можем сделать. Такими обязательствами и посулами мы бы только дискредитировали Программу». В программные документы коммунистической партии был включен «моральный кодекс строителя коммунизма», в раскассированном виде представленный уже в материалах XVIII съезда ВКП(б). Несомненным новаторским решением начала 60-х годов стало включение в программу и устав КПСС мер по предотвращению возникновения нового культа - введение норм систематического обновления состава партийных органов разных уровней (ротация кадров), установление предельных сроков их созыва, регламентирование порядка замещения номенклатурных должностей в партии и т.д. Date: 2015-09-05; view: 413; Нарушение авторских прав |