Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Международное положение и внешняя политика Советского Союза
Истоки и причины «холодной войны». Исход второй мировой войны: разгром мощных военных монстров Германии и Японии свидетельствовал и об изменении соотношения сил в мире. Союзные войска четырех держав - СССР, США, Великобритании и Франции оккупировали территорию Германии и Австрии в соответствии с решениями Потсдамской конференции. Политическое влияние Советского Союза распространялось на Польшу, на оккупированную советскими войсками часть Германии, Чехословакию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Румынию. Страна, истощенная войной, нуждалась в мире, восстановлении экономики и людских ресурсов, укреплении и защите своих границ. Вопреки утверждениям ряда американских историков, СССР не разрабатывал планы агрессии против других стран, в частности США, у него не было для этого необходимого флота (авианесущих кораблей всех классов, десантных судов); до 1948г. практически не обладал стратегической авиацией, до августа 1949 г. - атомным оружием. Разработанный в конце 1946 г.- начале 1947 г. «План активной обороны территории Советского Союза» имел исключительно оборонительные задачи. С июля 1945 г. по 1948 г. численность советской армии сократилась с 11,4 до 2,9 млн. чел. В отличие от СССР США стали господствующей мировой державой, обладающей огромной экономической, воздушной, морской и атомной мощью. В результате эффективной стратегии - получение материальных выгод «с большими прибылями и минимальной ценой» - Соединенные Штаты Америки увеличили валовой 'национальный продукт в 1,7 раза (без учета инфляции}. В войну они потеряли всего 300 тыс. убитыми. Доллар стал самой устойчивой валютой, а Нью-Йорк -самым большим финансовым рынком мира. В стране не только быстро завершился перевод экономики на выпуск мирной продукции, но была преодолена инфляция, поднята заработная плата рабочим, сохранено технологическое производство и самая высокая в мире производительность труда. Экономическое могущество США, развившаяся за годы войны промышленная и финансовая экспансия в другие страны способствовали претензиям Соединенных Штатов на роль мирового гегемона. В 1945 г. в послании президента Трумэна конгрессу говорилось, что победа во второй мировой войне поставила американский народ перед необходимостью править миром. В последующих планах Белого дома предусматривалось прекращение союзных отношений с СССР. В сентябре 1945 г. Объединенный комитет начальников штабов одобрил идею нанесения США первого удара по потенциальному противнику. Тогда же был разработан меморандум с предложением «отобрать приблизительно 20 наиболее важных целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки в СССР и на контролируемой им территории». В 1949 г. американским планом войны с Советским Союзом («Дропшот») намечалось сбросить на 100 городов нашей страны 300 атомных бомб в первом ударе. Как свидетельствуют рассекреченные документы, американские военные планы второй половины 40-х годов основывались на следующих положениях: война с СССР - реальность, если не удастся «отбросить» мировой социализм; СССР и его союзники не должны достигнуть уровня США в военном и экономическом отношении; США должны быть готовы первыми использовать ядерное оружие. В западной историографии начало «холодной войны» связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая якобы носила агрессивный характер. В последнее время сторонники этой версии появились в нашей стране. Данная точка зрения восходит к послевоенным выступлениям западных политиков, в частности, У. Черчилля. Миф об агрессивных устремлениях СССР использовался на Западе для идеологической обработки населения в угодном для властей направлении. В своих мемуарах Черчилль пишет, что разгром Германии повлек за собой коренное изменение отношений между коммунистической Россией и западными союзниками, поскольку война против общего врага была «почти единственным звеном, связывающим их союз. Отныне русский империализм и коммунистическая доктрина не видели и не ставили предела своему продвижению и стремлению к окончательному господству». За этими словами ясно проглядывает неприятие того факта, что в результате победы и создания в Восточной Европе политических режимов, дружественных СССР, была похоронена мечта западных стран, направленная на «возведение» вокруг нашей страны «санитарного кордона» с целью изоляции ее от Европы. Советский Союз занял на международной арене подобающее ему место, которое Россия утратила в результате поражения в первой мировой войне, и не он вернулся к политике «русского империализма», а отставной премьер-министр пытался после второй мировой войны повлиять на общественное мнение в нужном ему направлении, чтобы продолжить традиционную для Англии антирусскую политику. В марте 1946 г., выступая в американском колледже в Фултоне в присутствии президента Г.Трумэна, У. Черчилль сформулировал цели «братской ассоциации народов, говорящих на английском языке», направленной против растущей опасности для «христианской цивилизации» со стороны «коммунистических или неофашистских государств». Для этого, как он считал, необходимо, чтобы США и их западные союзники (Англия и Канада) сохраняли монополию на секретные сведения или опыт в отношении атомной бомбы, объединили под единым руководством и для совместного использования свои военно-морские силы, авиацию и базы. Основную угрозу мировому сообществу Черчилль видел в росте влияния коммунистических партий в странах Европы, которые, по его мнению, «действуют в полном единении и абсолютном повиновении указаниям, получаемым от коммунистического центра». Поскольку, отмечал Черчилль, русские уважают только военную силу, западные страны должны отказаться от прежней доктрины равновесия сил и перейти к созданию значительного перевеса в военной мощи над Советским Союзом. Речь Черчилля удачно камуфлировала тот простой факт, что к этому времени ударная военная сила США и Англии уже значительно превосходила советскую. Они имели 167 авианесущих кораблей и 7700 палубных самолетов (у нас их не было), в 2,3 раза больше подводных лодок, в 9 раз - линкоров и больших крейсеров, в 19 раз - миноносцев, а также четыре воздушные армии стратегической авиации, в составе которой имелись бомбардировщики с дальностью полета 7300 км (радиус действия советской авиации не превышал 1500-2000 км). В заключение Черчилль сказал: «Я не верю в то, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин». Речь отставного премьера получила незамедлительную реакцию. В феврале того же года в ответ на запрос госдепартамента США временный поверенный в делах США в СССР Д. Кеннан направил в Вашингтон секретный доклад. В нем Советский Союз обвинялся в агрессивных намерениях по отношению к США, в стремлении «разрушить наш традиционный образ жизни, ликвидировать международное влияние нашего государства с тем, чтобы обеспечить безопасность советской власти». После этого Кеннана отозвали в Вашингтон, где он возглавил отдел политического планирования госдепартамента США. Политические планы западных стран, и в первую очередь Соединенных Штатов Америки, разработанные для руководства но взаимоотношениях с Советским Союзом, получили в историографии название «доктрины сдерживания». По оценке бывшего президента США Буша, его страна проводила эту политику до конца 80-х годов. В этой необъявленной «холодной войне» использовались все средства. По свидетельству бывшего директора ЦРУ С. Тернера, «К 1953 г. машина тайных операций была запущена на полный ход, определяя политические и военные события и распространяя пропаганду в 48 странах». В самой Америке, чтобы погасить доброе отношение населения к народам Советского Союза конгресс США устраивает специальное расследование «коммунистической подрывной деятельности» (уже к 1949 г. в картотеке комиссии по расследованию антиамериканской деятельности значился 1 млн. американцев). Разгар «холодной войны». В 1946 г. разгорелись острые дискуссии между бывшими союзниками по вопросам послевоенного устройства мира: в ООН, где начал обсуждаться вопрос о контроле над атомной энергией (СССР отверг американский план Баруха и предложил свой, который не был принят США); на Парижской конференции по вопросу о мирных договорах со странами - бывшими союзницами гитлеровской Германии - Румынией, Венгрией, Болгарией, Италией (компромисс был достигнут на сессии совета министров иностранных дел в Нью-Йорке в ноябре того же года). В Германии разгорался конфликт в связи с сепаратным объединением американской и английской оккупационных зон (создание «Бизоний») и закрытием их границы с советской. В сентябре 1946 г. госсекретарь США Бирнс поставил под сомнение незыблемость границы по Одеру-Нейсе, что вызвало серьезную озабоченность советской стороны. Как свидетельствуют рассекреченные документы, советское руководство было готово принять западную концепцию политического устройства Германии (отказ от диктатуры одной партии и возможность допущения вновь на территории советской зоны социал-демократической партии, прекратившей там свою деятельность после создания СЕПГ, апрель 1946 г.)- В обмен Запад должен был признать законность такой формы репараций с Германии для советской стороны, как поставки из текущей продукции, т.е. за счет поставок в СССР товаров народного потребления и промышленной продукции, произведенной немецкими предприятиями преимущественно в советской оккупационной зоне, а частично и западной. На состоявшейся в декабре 1947 г. лондонской сессии (СМИД) (совет министров иностранных дел) новый госсекретарь США Дж. Маршалл сделал от имени своего правительства заявление, направленное на немедленное прекращение репарационных поставок Советскому Союзу из Германии. К этому заявлению присоединились министры иностранных дел Англии и Франции. Позиция западной стороны аргументировалась тем, что репарации из текущей продукции «понизят жизненный уровень немцев до такой степени, что Германия превратится в очаг беспокойства в центре Европы». Это, по их мнению, могло навсегда задержать восстановление германской и европейской экономики. Попытки Молотова привести контраргументы не имели успеха. Согласно оценкам, всего по репарациям СССР получил оборудования и материалов на 3,7 млрд. долларов, что почти в три раза меньше предполагаемого. Позиция США, поддерживаемая полностью зависимыми от них западноевропейскими державами, соответствовала выдвинутым ранее доктрине Трумэна и плану Маршалла. В связи с гражданской войной в Греции и отказом Англии в дальнейшей поддержке правых сил этой страны, Трумэн в марте 1947 г. потребовал от конгресса выделить 400 млн. долларов на помощь Греции, заявив, что «всеобщий мир требует американского лидерства в борьбе против тотальной агрессии, прямой или косвенной в любом районе земного шара». Ни для кого не осталось секретом, что под тотальным агрессором подразумевался Советский Союз. Составной частью американской политики, направленной на интеграцию европейских государств в новую мировую экономическую систему под покровительством США, стал разработанный летом 1947 г. план Маршалла, согласно которому выделенные за 1949-1952 гг. для промышленной реорганизации Европы американские кредиты, займы и субсидии составили более 20 млрд. долларов. Этот план не только помог стабилизации европейской экономики, но и закрепил разделение мира на две части - Восток и Запад. План Маршалла продолжал и политику, начатую на Бреттон-Вудской конференции в июле 1944 г., тогда СССР отказался от вступления в созданные Международный Валютный Фонд (МВФ) и Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) по политическим соображениям. Советское правительство понимало, что в условиях финансового превосходства США Советскому Союзу отводится в этих организациях второстепенная роль, с чем он согласиться не мог (планировалось, что США будут иметь в них 38,1 % голосов, Англия - 15,6, СССР - 12,4). Тем более, что под видом экономической помощи США создавали в Европе мощный бастион против «советского экспансионизма». Именно план Маршалла сделал возможной денежную реформу в западных оккупационных зонах Германии. Американцы печатали новые денежные знаки и торопили немцев с подготовкой новой конституции. Когда 17 июня 1948 г. было официально объявлено о денежной реформе, СССР 24 июня закрыл железнодорожное и автотранспортное сообщение с Западным Берлином. По соглашению между странами-победительницами район так называемого Большого Берлина выделялся в особый и занимался войсками четырех держав (СССР, США, Англии и Франции), для чего им выделялось по одному сектору. В городе действовала союзная комендатура, управляющая жизнью города. Берлин находился на территории советской оккупационной зоны, поэтому его блокада нашими войсками ставила союзников перед острой проблемой обеспечения жизнедеятельности подчиненных им секторов Берлина, в том числе продовольствием. На этом и строился советский расчет. Однако американцы решили проблему снабжения города воздушным путем. Сталин в сложившейся ситуации предложил снять блокаду в обмен на отказ союзников от идеи создания отдельного западногерманского государства. Предложение не было принято (блокада была снята только в мае 1949 г.). 23 мая 1949 г. последовало соглашение между верховными комиссарами трех оккупационных зон - США, Англии и Франции - о создании Федеративной Республики Германии со столицей в Бонне (официальная дата - сентябрь 1949 г.). А в октябре этого же года была провозглашена Германская Демократическая Республика на территории советской оккупационной зоны. Берлинский кризис завершился расчленением Германии. Следующим шагом западных держав, способствующим расколу мира и закреплению этого раскола в военном отношении, стало подписание в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. Атлантического пакта (НАТО) между США, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и рядом других европейских стран, согласно которому каждая из сторон обязалась оказывать немедленную помощь, «включая применение вооруженной силы», любой участнице пакта в случае «вооруженного нападения против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке». В 1952 г. в НАТО вступили Турция и Греция. Таким образом, компромисс между двумя политическими системами, сложившийся в результате войны с фашизмом, был окончательно разрушен. В августе 1949 г. в Советском Союзе было успешно проведено испытание первой атомной бомбы. А в сентябре американские самолеты, патрулирующие Аляску, зарегистрировали следы радиации, исходящие из Сибири. Это известие (наряду с заявлением ТАСС о том, что Советский Союз располагает атомным оружием) вызвало в американской администрации разногласия в вопросах о ядерной политике. Физик Р. Оппенгеймер, руководивший созданием американской атомной бомбы и главный консультант комиссии по атомной энергии США, выступил против создания термоядерного оружия; решительным противником создания водородной бомбы был руководитель отдела политического планирования госдепартамента США Кеннан, который в знак протеста ушел в начале 1950 г. в отставку. Его преемник П. Нитце разработал документ о национальной безопасности, который основывался на следующем положении: «СССР стремится к мировому господству, советское военное превосходство все более увеличивается, в связи с чем переговоры с советским руководством невозможны». Отсюда делался вывод о необходимости наращивания американского военного потенциала (в 1949 г. в распоряжении США было около 250 атомных бомб, в 1950 - свыше 400). Доклад был одобрен Трумэном, а военный бюджет США за 1951-1953 гг. вырос с 13 до 50 млрд. долларов. Таким образом СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений. Участие СССР в корейской войне. Кульминационным пунктом противостояния двух держав стало участие обеих в корейской войне войне (25 июня 1950 г. - 28 июля 1953 г.). После победы коммунизма в Китае и образования в 1949 г. Китайской Народной Республики, соотношение сил в Юго-Восточной Азии коренным образом изменилось. К тому же Япония в результате поражения перестала играть в этом регионе доминирующую роль. Ее место заняли Соединенные Штаты. В январе 1950 г. госсекретарь Д. Ачесон заявил, что «периметр обороны» США на Тихом океане проходит от Алеутских островов через Японию и Окинаву к Филиппинам, т.е. минуя Корею. Советские и американские войска находились на территории Кореи по обоюдному соглашению для принятия акта капитуляции японской армии (советские,- к северу, американские - к югу от 38-й параллели). В конце 1948 г. советские части были полностью выведены из Северной Кореи. Летом 1949 г. США вывели свои войска из Южной Кореи, оставив там около 500 советников, предварительно оснастив южнокорейскую армию вооружением. Причины корейской войны и участие в ней Советского Союза по-разному освещаются в историографии. Западные историки рассматривают эту проблему с позиций «борьбы между СССР и США за влияние в Азии», а саму войну - как стратегическое соперничество сверхдержав, переросшее из локального конфликта между Северной и Южной Кореей по поводу того, кому править страной. Отечественные историки тоже склоняются к такой точке зрения. Вопреки утверждениям Северной Кореи (ее версия была в свое время принята за основу и в нашей стране), именно она, а не Южная Корея, первой начала военные действия. Решение о нападении на своего соседа северокорейский лидер Ким Ир Сен принял после того, как заручился поддержкой со стороны Сталина и Мао Цзэдуна, о чем сообщает в своих мемуаpax H. Хрущев, свидетельствует большое количество архивных документов на эту тему. По мнению большинства западных историков, позиция Сталина в корейском конфликте строилась с учетом ряда важнейших фактов: обладание СССР атомной бомбой, рост национально-освободительного движения в Юго-Восточной Азии, заявление американской стороны о том, что ее мировые оборонительные рубежи обходят Корею. Президент Трумэн полагал, что Москва сознательно стремилась втянуть США в вооруженный конфликт на Дальнем Востоке, чтобы развязать себе руки в других стратегически важных районах мира и прежде всего в Европе. 25 июня 1950 г. северокорейские войска пересекли 38-ю параллель, быстро разбили южнокорейцев (американский генерал Дин был пленен) и прижали остатки войск к морю в районе Пусана. В результате чего госдепартамент заявил, что отныне США «будут считать Россию ответственной за войну коммунистической Северной Кореи против Южной Корейской Республики». В разразившемся конфликте проблема собственно корейская занимала Запад меньше всего, поскольку он рассматривал войну как возможность проверки того, «во что обойдется сохранение Южной Кореи как оплота против коммунизма в Азии». США заявили, что «с СССР нельзя вести переговоры, пока он не согласится со своим поражением на всех фронтах холодной войны». Совет Безопасности ООН единогласно (с начала 1950 г. СССР ВЦ бойкотировал СБ в знак своего протеста против участия в нем представителя Тайваня вместо законного представителя КНР) принял резолюцию, обвинившую КНДР в агрессии. В этой связи США не только послали свои сухопутные войска для.войны с Северной Кореей, блокировав авиацией северокорейское побережье, но и, под эгидой «войск ООН», использовали для ведения боевых действий вооруженные силы 15 союзных государств (2/3 «войск ООН» составляли американцы). Советское правительство сначала оказывало КНДР помощь вооружением, боевой техникой, материальными ресурсами, а в конце ноября 1950 г. перебросило в северо-восточные районы Китая несколько авиадивизий, участвующих в отражении налетов авиации США на территорию Северной Кореи и Китая (в октябре 1950 г. в Корею были отправлены китайские добровольцы). В небе Кореи воевал Иван Кожедуб. Самолеты корейской народной армии все были советского производства, в том числе и самые современные - МиГ-15 и МиГ-I5 бис. Советским летчикам пришлось столкнуться с большими трудностями в этой войне: незнакомый театр военных действий, преимущество американцев в системе радиолокации (их посты наведения были расположены почти на всех корейских островах вплоть до китайской границы), огромное превосходство в численности истребительной авиации американцев и их союзников. Согласно официальным данным, общие потери советских частей и соединений составили 299 чел., в том числе 138 офицеров. По сообщениям иностранной прессы в ходе корейской войны советские суда осуществляли десант на восточном побережье центральной Кореи, а советские бомбардировщики совершали налеты на Сеул. Война шла с переменным успехом. В сентябре 1950 г. США произвели мощный десант в тылу северокорейской армии - 50 тыс. пехоты с танками, артиллерией, надежным авиационным прикрытием, и вдвое превосходящими силами «войск ООН» нанесли контрудар на пусанском плацдарме. В октябре южнокорейские и американские силы вышли к пограничным с Китаем рекам Ялу и Тумынь. Вступление в войну КНР -отрядов китайских добровольцев численностью до 200 тыс. чел., оснащенных советским оружием, заставило войска противника отступить, что способствовало активизации правых сил в политических кругах США, которые требовали использовать события в Корее для «превентивной войны» против КНР и СССР. Президент Г. Трумэн не пошел на это. В июне 1951 г. представитель СССР в Совете Безопасности ООН заявил, что прекращение огня и взаимный отвод войск от 38-й параллели был бы в интересах обеих сторон; в ноябре была достигнута в этом плане некоторая договоренность. Однако война не прекратилась. В июле 1952 г. американская авиация (в соответствии с планом «Насос») развернула бомбовый террор КНДР и ее столицы Пхеньяна (всего за войну ВВС США совершили в Корее более одного миллиона вылетов, т.е. почти столько, сколько во время второй мировой войны). 28 июля 1953 г. в Корее установился мир. По предварительным оценкам, потери ПИТА составили около 140 тыс. чел., их союзников — 13 тыс. Южнокорейская армия потеряла около 200 тыс. Потери китайцев и северокорейцев составили около 2 млн. чел. Из 20-миллионного населения Южной Кореи около 1 млн. чел. стали инвалидами, свыше 10 млн. жителей остались без крова. Корейская война преподала миру серьезный урок: она показала не только пределы силы мощнейшей в мире державы, но и непримиримость двух противоборствующих систем. Процесс нормализации отношений между США и СССР после корейской войны не мог быть ни быстрым, ни простым. Выступая на XIX съезде партии, Маленков заявил: «Позиция СССР в отношении США, Англии, Франции и других буржуазных государств ясна... СССР и сейчас готов к сотрудничеству с этими государствами, имея в виду соблюдение мирных международных норм и обеспечение длительного и прочного мира». Однако Сталин в работе «Экономические проблемы социализма в СССР», которую можно рассматривать как своеобразное завещание его политическим преемникам, предостерегал: «Империализм все нее сохраняется, остается в силе, следовательно, остается в силе также неизбежность войн. Чтобы устранить неизбежность войн, нужно уничтожить империализм». СССР и страны народной демократии. Внешнеполитические шаги Советского Союза в послевоенный период носили в известной степени вынужденный характер. Экономическому и финансовому давлению, западных стран, открыто заявивших о себе как вершителях судеб всего мира, СССР противопоставил политику консолидации тех стран Восточной Европы, где были сильны позиции коммунистов и где он мог бы единолично контролировать ситуацию. Экономической, политической и общественной моделью развития стал для этих стран Советский Союз. Во-первых, он обладал опытом ведения планового хозяйства, во-вторых, конфронтация с Западом вынуждала советское руководство к быстрым и решительным действиям по отношению к новым союзникам; нередко эти действия носили необоснованный характер, противоречили природно-экономическим условиям партнеров, нарушали сложившиеся в них до войны экономические и культурные традиции. В годы войны коммунисты стран Восточной Европы играли важную роль в движении Сопротивления. После войны задачи борьбы за национальное освобождение и возрождение государственности они сочетали с задачами изменения характера власти, коренных перемен в социально-политическом строе общества и внешней политике, что порождало внутренний конфликт и противоборство с теми силами, которые ориентировались на эмигрантские правительства и западные державы. 11 апреля 1945 г. заключен договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве СССР с Югославией, 2\ апреля договор с Польшей, в последующем - с другими странами народной демократии. Становление нового политического режима в Румынии происходило при полном контроле из Москвы; под прямым воздействием ее чехословацкая делегация отказалась в 1947 г. от участия в Парижской конференции. Одновременно Советский Союз брал на себя обязательства перед Чехословакией «восполнить ущерб, связанный с ее обособлением от Запада». Помимо продукции тяжелого машиностроения и металлургии, Сталин обещал ей (как и болгарам, югославам и полякам) поставки зерна. В декабре 1948 г. был проведен V съезд болгарской компартии, в программе которого индустриализация, коллективизация и культурная революция выступали как основа преобразования общества, а марксизм-ленинизм как его идеологические скрепы. Многопартийная система увязывалась с наличием партий социалистической ориентации, безоговорочно признававших руководящую роль коммунистов. В сентябре 1947 г., по инициативе Советского Союза, коммунистические и рабочие партии 9 стран - Болгарии, Венгрии, Италии, Польши, Румынии, СССР, Франции, Чехословакии, Югославии - учредили Информационное бюро (Коминформ). Во время советско-болгарской встречи в Москве в июне 1946 г. Сталин заявил, что возрождать Коминтерн в какой бы то ни было форме не целесообразно, что нужен совершенно новый, информационный орган, который бы периодически собирался для обмена опытом и принимал решения необязательного характера. Затем под воздействием острой конфронтации с Западом этот принцип международного сотрудничества был отброшен, поскольку противоположный лагерь не дремал и тут. Чтобы оторвать страны Восточной Европы от Советского Союза, им было предложено участвовать в плане Маршалла, но при одном условии - отказа от ориентации на СССР. Одновременно с этим министры иностранных дел Англии и Франции в своих публичных заявлениях настаивали на привлечении СССР к плану Маршалла, разумеется, надеясь «на отказ Советов сотрудничать». Советский Союз эту тактику, конечно, понимал и если поначалу, отказавшись от участия в Европейской экономической конференции (Париж, июль 1947 г.), рекомендовал своим восточноевропейским союзникам послать туда делегации, то затем воспротивился этому. Например, чехословакам Сталин заявил: «своим участием в Париже вы продемонстрируете, что позволяете использовать себя как орудие против СССР». На первом совещании Коминформа, состоявшемся в целях конспирации в Польше (сентябрь 1947 г.) Жданов дал подробный анализ расстановки политических сил в мире, подчеркнул, что в послевоенный период образовались два лагеря -«лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей основной целью установление мирового господства и разгром демократии, и лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей основной целью подрыв империализма, укрепление демократии и ликвидацию остатков фашизма». Он подверг при этом критике французских и итальянских коммунистов за неумение работать с народными массами, за утрату влияния в своих странах. Наметившимся кризисом в отношениях Москвы со странами Восточной Европы стал советско-югославский конфликт, разразившийся в 1948 г. До этого отношения между двумя странами отличали редкое взаимопонимание и координация действий еще со времен сотрудничества в военные годы. Советское руководство рассматривало компартию Югославии как наиболее «зрелую», «выдержанную в идейно-политическом отношении» организацию, оказывая этой стране большую помощь в развитии экономики и укреплении обороноспособности. А в июне 1948 г. в «Правде» была опубликована резолюция Информбюро о положении в компартии Югославии, в которой утверждалось, что КПЮ «за последнее время проводит в основных вопросах внешней и внутренней политики неправильную линию, представляющую отход от марксизма-ленинизма», что югославское руководство заимствует «клеветническую пропаганду о перерождении ВКП(б) и СССР» и что «здоровые силы» КПЮ должны сменить своих руководителей, если те не смогут «честно признать свои ошибки и исправить их». По мнению большинства историков, одной из причин, повлиявших на резкое изменение в позициях Моек-ям, стало негативное отношение Сталина к стремлению ком-партии Югославии стать «руководящей» партией на Балканах; его также настораживала возможность объединения болгар и югославов в федерацию, что, по его мнению, могло вызвать ослабление позиций СССР в этом регионе. На советско-болгарских переговорах (февраль 1948 г.) Сталин оказал откровенный нажим на союзников с целью направить процесс югославо-болгарского объединения в устраивающее СССР русло. Чтобы избежать сталинского варианта федерации, И. Броз Тито заявил, что условия для этого еще не созрели. В дальнейшем отношения сторон все ухудшались, и 29 ноября 1949 г. была опубликована вторая резолюция Информбюро под названием «Югославская компартия во власти убийц и шпионов». Положение резко обострилось: руководство КПЮ сменило оборонительную позицию, которую оно до того занимало, и развернуло кампанию против СССР, стран народной демократии и коммунистического движения. В результате нормальные дипломатические отношения Югославии со странами Восточной Европы были прерваны, на югославских границах с соседями возникла напряженность, сопровождавшаяся демонстрацией силы и отдельными вооруженными стычками. В ООН также начались столкновения между югославской и делегациями социалистических стран. А с 1950 г. полностью прекратились экономические связи СССР и стран народной демократии с Югославией. В советско-югославском конфликте историки придают первостепенное значение прежде всего политическому аспекту и личности Сталина. Возможно, они и правы. А возможно, более близок к истине И. Ильин, по мнению которого «Европа создала тип человека и культуры, не подходящий для коммунизма», и как только Тито понял, что «оборонять страну, враждуя с крестьянством, невозможно, и что коллективизация хороша лишь за столом в беседах с марксистским идеологом Моше Пияде..., (он) вводит в Югославии что-то вроде нэпа». В политическом плане советско-югославский конфликт определялся более серьезными мотивами. В январе 1949 г. из шести стран - Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В задачи его входили: обмен хозяйственным опытом, техническая взаимопомощь, вопросы снабжения сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием и др. Формально таможенных пошлин на торговлю не было, но практически имел место крайний протекционизм. СССР имел огромный внутренний рынок; в экспорте его преобладало сырье, вследствие чего советское хозяйство было менее чувствительно к изменениям за его пределами. Другие члены СЭВ располагали узким рынком сбыта, основную долю их экспорта составляла готовая продукция. С самого начала европейские страны, находившиеся после войны под советским влиянием, вынуждены были принять жесткие нормы советской экономической модели (первоочередное развитие тяжелой промышленности). В отношениях с СЭВ Советский Союз руководствовался не столько экономическими, сколько политическими мотивами. СССР и КНР в первые годы сотрудничества. После образования КНР отношения между Китаем и Советским Союзом на протяжении длительного времени были самыми дружественными. 14 февраля 1950 г. между обеими странами был подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. По воспоминаниям тогдашнего замминистра иностранных дел СССР Н. Федоренко, присутствовавшего при переговорах в качестве переводчика, «согласование основных положений договора между Сталиным и Мао Цзэдуном проходило спокойно, без каких-либо расхождений. Собеседники понимали друг друга с полуслова». Одна из статей договора содержала взаимные гарантии по оказанию военной или иной помощи в случае, «если одна из сторон подвергнется нападению Японии или ее союзников». Именно это обстоятельство заставило американское правительство ограничить в то время размах войны в Корее. «Бели бы мы напали на коммунистический Китай, - писал в своих воспоминаниях Г. Трумэн, - то должны были ожидать русского вмешательства». Помимо договора были согласованы положения Соглашения между СССР и КНР о китайской чаньчунской железной дороге (так стала именоваться КВЖД), Порт-Артуре и Дальнем. Советский Союз исходил при этом из тех положительных изменений, которые произошли в Китае (создание народного правительства, объединение страны, политика дружбы и сотрудничества с СССР, способность государства отстоять свою независимость и территориальную целостность). Сталин высоко оценивал значение победы революции в Китае для судеб мира. По свидетельству И. Ковалева - личного представителя Сталина при Мао Цзэдуне, советский вождь так отреагировал на просьбу китайцев о помощи: «Мы, конечно, окажем новому Китаю всю возможную помощь. Если социализм победит и в Китае и наши страны пойдут одним путем, то победу социализма в мире можно считать обеспеченной. Нам не будут угрожать никакие случайности. Поэтому мы не можем жалеть сил и средств для помощи китайским коммунистам». Поначалу отношения между обеими странами складывались довольно непросто. Так, еще до подписания в 1950 г. договора Мао Цзэдун поднял перед Москвой вопрос о присоединении Монголии к Китаю; сложным был вопрос с предоставлением кредита Китаю. Советское правительство соглашалось передать КНР все права на управление дорогой, включая принадлежащее ей имущество (предусматривалось, что передача прав будет совершена сразу после заключения мирного договора с Японией). На тех же условиях планировался вывод советских войск с территории совместно используемой морской базы Порт-Артур и передача порта Дальнего (Дальний был передан Китаю, несмотря на то, что мирный договор с Японией подписан не был). Была достигнута договоренность о предоставлении 1-процентного кредита Китаю в сумме 300 млн. долларов. Вопрос о ядерном оружии, вопреки ныне распространенной точке зрения, не затрагивался. По свидетельству Федоренко, «Мао Цзэдун во время переговоров со Сталиным вообще не поднимал вопрос о ядерном оружии. Об этом зашла речь значительно позже, не в 1950 г., а в 1958 г. в Пекине, когда Хрущеву, возглавлявшему правительственную делегацию, пришлось вести переговоры с Мао Цзэдуном». Date: 2015-09-05; view: 569; Нарушение авторских прав |