Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об­су­ж­де­ние по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов и их ин­тер­пре­та­ция





Экс­пе­ри­мен­таль­ные дан­ные по­ка­за­ли, что все уча­ст­ни­ки тре­нин­га во вре­мя на­строй­ки вхо­дят в тран­со­вое со­стоя­ние, что мож­но объ­яс­нить воз­дей­ст­ви­ем на­стро­ек.

Мож­но за­клю­чить (по от­ве­там на во­про­сы ин­тер­вью и сво­бод­ным вы­ска­зы­ва­ни­ям), что при по­мо­щи на­стро­ек мож­но по­лу­чить дос­туп к про­блем­но­му по­лю, внут­рен­ним ре­сур­сам, ока­зы­вать влия­ние на кон­текст ра­бо­ты в тре­нин­ге, улуч­шить са­мо­чув­ст­вие и вли­ять на груп­по­вую ди­на­ми­ку.

Дос­тиг­ну­тый эф­фект мож­но объ­яс­нить осо­бен­но­стя­ми по­строе­ния на­стро­ек.

Струк­тур­ный ана­лиз со­дер­жа­ния тек­ста на­стро­ек по­ка­зал:

I. Все тек­сты, в на­чаль­ной час­ти, по­строе­ны та­ким об­ра­зом, что ори­ен­ти­ру­ют слу­ша­те­лей на рас­слаб­ле­ние и вхо­ж­де­ние в тран­со­вое со­стоя­ние: при­ня­тие оп­ре­де­лен­ной по­зы, сни­же­ние кон­так­та с ре­аль­но­стью, кон­цен­тра­ция на внут­рен­них пе­ре­жи­ва­ни­ях, ощу­ще­ни­ях, чув­ст­вах, мыс­лях, за­дей­ст­во­ва­ние всех мо­даль­но­стей. Это важ­но, т.к. на тре­нин­гах по ин­тен­сив­ным ин­те­гра­тив­ным пси­хо­тех­но­ло­ги­ям ве­дет­ся ра­бо­та с из­ме­нен­ны­ми со­стоя­ния­ми соз­на­ния и, при­об­ре­тая спо­соб­ность вхо­дить в со­стоя­ние тран­са, че­ло­век ста­но­вит­ся дос­та­точ­но гиб­ким, для то­го что­бы глу­бо­ко из­ме­нить­ся и, тем са­мым, при­спо­со­бить­ся к жиз­ни, про­дол­жить свой путь че­рез пе­ре­ход­ное со­стоя­ние к но­во­му.

Из по­строе­ния при­ве­ден­ных ни­же час­тей на­стро­ек вид­но, что они на­прав­ле­ны на про­из­воль­ное дос­ти­же­ние тран­со­во­го со­стоя­ния. Для это­го ис­поль­зу­ют­ся ор­га­нич­но со­еди­нен­ные в тек­сте тех­ни­ки:

1. НЛП (вни­ма­ние че­ло­ве­ка на­прав­ля­ет­ся во внут­рен­нюю ре­аль­ность; ак­тив­ность до­ми­нант­но­го по­лу­ша­рия сни­жа­ет­ся, для че­го ис­поль­зу­ют­ся му­зы­ка; идет за­груз­ка всех ка­на­лов вос­при­ятия (зре­ния, слу­ха, ки­не­сте­ти­ки) с по­сте­пен­ным пе­ре­во­дом их во внут­рен­нюю ра­бо­ту; пол­ная за­груз­ка в ки­не­сте­ти­ку; ис­поль­зу­ют­ся обоб­щен­ные по­ня­тия, но­ми­на­ли­за­ции; про­во­дит­ся дис­со­циа­ция соз­на­ния и бес­соз­на­тель­но­го. Че­рез соз­да­ние ус­той­чи­вой свя­зи с бес­соз­на­тель­ным осу­ще­ст­в­ля­ют­ся ин­дук­ция и ве­де­ние, что об­лег­ча­ет дос­туп к че­ло­ве­че­ским ре­сур­сам и вы­тес­нен­ным в бес­соз­на­тель­ное и сфор­ми­ро­ван­ным там эмо­цио­наль­но зна­чи­мым кон­флик­там и раз­ре­ше­ние их на об­раз­но-сим­во­ли­че­ском уров­не);

2. Ме­ди­та­ции. «Со­стоя­ние ме­ди­та­ции – это, пре­ж­де все­го, со­стоя­ние уг­луб­лен­ной со­сре­до­то­чен­но­сти пси­хи­ки и ума, ко­то­рое вы­зы­ва­ет­ся и про­ис­хо­дит в оп­ре­де­лён­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ских фак­тов, скла­ды­ваю­щих­ся в еди­ный, це­ло­ст­ный и не­пре­рыв­ный про­цесс. Пер­вич­ным эта­пом во всех ва­ри­ан­тах прак­ти­ки яв­ля­ет­ся дос­ти­же­ние ме­ди­ти­рую­щим со­стоя­ния рас­слаб­лен­но­сти, по­ни­жен­ной чув­ст­ви­тель­но­сти к внеш­ним объ­ек­там, от­ре­шён­но­сти от них, а так­же от дру­гих, вто­ро­сте­пен­ных внут­рен­них пе­ре­жи­ва­ний» [79].

 

Пред­ше­ст­вую­щие са­мой ме­ди­та­ции фа­зы – ус­та­нов­ле­ние кон­тро­ля за ды­ха­ни­ем и рас­слаб­ле­ние – при­зва­ны син­хро­ни­зи­ро­вать сер­деч­ную дея­тель­ность с ды­ха­тель­ны­ми дви­же­ния­ми, умень­шить час­то­ту пуль­са и по­сте­пен­но све­сти к ми­ни­му­му дея­тель­ность фи­зи­че­ско­го те­ла. Тем са­мым, все энер­ге­ти­че­ские рас­хо­ды на под­дер­жа­ние фи­зи­че­ской дея­тель­но­сти, на «пав­лов­ские реф­лек­сы» сво­дят­ся к ми­ни­му­му (но от­ве­чаю­ще­му прин­ци­пу дос­та­точ­но­сти), и весь энер­ге­ти­че­ский по­тен­ци­ал ор­га­низ­ма мо­жет быть «пе­ре­клю­чён» на пси­хи­че­ские и ум­ст­вен­ные про­цес­сы. Но под­го­тов­ка к ме­ди­та­ции на этом не за­кан­чи­ва­ет­ся, на сле­дую­щем эта­пе энер­ге­ти­че­ский по­тен­ци­ал по­пол­ня­ет­ся за счёт от­клю­че­ния чувств от вто­ро­сте­пен­ных объ­ек­тов. В ко­неч­ном ито­ге, соз­да­ёт­ся ог­ром­ный из­бы­ток энер­гии, ко­то­рый пе­ре­клю­ча­ет­ся при кон­цен­тра­ции на объ­ект ме­ди­та­ции. Та­ко­во чис­то фи­зио­ло­ги­че­ское объ­яс­не­ние в об­щих чер­тах про­цес­са вхо­ж­де­ния че­ло­ве­ка в со­стоя­ние ме­ди­та­ции

На­прав­лен­ные ви­зуа­ли­за­ции (ви­де­ние и пе­ре­жи­ва­ние об­ра­зов – один из пси­хо­ло­ги­че­ских при­зна­ков тран­са, и воз­дей­ст­вие ин­тен­сив­но­сти, зна­чи­мо­сти и ле­чеб­но­го дей­ст­вия ви­де­ния об­ра­зов мож­но срав­нить с пси­хо­ана­ли­зом [8]. При­ве­ден­ные ни­же от­рыв­ки де­мон­ст­ри­ру­ют вы­ше­из­ло­жен­ное:


«Про­сто сядь­те, и за­тем мяг­ко, мяг­ко и рас­слаб­лен­но за­крой­те гла­за…

И вой­ди­те во внут­рен­нее про­стран­ст­во Ва­ше­го те­ла Ва­шим осоз­на­ни­ем. И по­чув­ст­вуй­те Ва­ше те­ло ог­ром­ным океа­ном жиз­ни, … и в этом океа­не су­ще­ст­ву­ют очень силь­ные по­то­ки, ог­ром­ной энер­гии, жар­кие, … и су­ще­ст­ву­ют по­то­ки та­кой же ин­тен­сив­но­сти, но хо­лод­ные. … Су­ще­ст­ву­ют уча­ст­ки в океа­не, где пол­ная ти­ши­на и штиль, … И где-то в Ва­шем внут­рен­нем про­стран­ст­ве есть мес­та уди­ви­тель­но­го ком­фор­та, … где кра­си­во, при­ят­но, звон­ко…»

«... По­чув­ст­вуй­те, как сту­чит Ва­ше серд­це, … как взды­ма­ют­ся и опус­ка­ют­ся лёг­кие, … по­чув­ст­вуй­те те­п­ло в Ва­шем жи­во­те, … по­чув­ст­вуй­те Ва­ши но­ги. … За­крой­те гла­за и по­чув­ст­вуй­те своё те­ло.... На­правь­те фо­кус Ва­ше­го осоз­на­ния во внут­рен­нее про­стран­ст­во Ва­ше­го те­ла.... И с ка­ж­дым вдо­хом и вы­до­хом про­сто рас­слаб­ляй­тесь.... Пусть вдо­хам бу­дет по­ток энер­гии рас­слаб­ле­ния, а вы­до­хом – на­пря­же­ние. Вды­хай­те рас­слаб­ле­ние, вы­ды­хай­те на­пря­же­ние.... Нач­ни­те пу­те­ше­ст­вие во внут­рен­нем про­стран­ст­ве Ва­ше­го те­ла. И про­сто от­ме­чай­те при­сут­ст­вие то­го, что про­ис­хо­дит в по­ле Ва­ше­го осоз­на­ния, ощу­ще­ния воз­ни­каю­щие в ды­ха­нии,... про­сто рас­слаб­ляй­тесь ещё боль­ше и вот уже от­ку­да-то при­хо­дят вос­по­ми­на­ния, мыс­ли, … и Ва­ше осоз­на­ние на­чи­на­ет вы­све­чи­вать то, что при­хо­дит: то ощу­ще­ние, то мысль, то ос­ко­лок пе­ре­жи­ва­ний, … и уже как буд­то сон."

«... За­тем по­про­буй­те на­пра­вить Ва­ше осоз­на­ние на са­мые силь­ные ощу­ще­ния, ко­то­рые пря­мо сей­час су­ще­ст­ву­ют в Ва­шем те­ле. За­крой­те гла­за и на­правь­те фо­кус Ва­ше­го осоз­на­ния в ру­ки, про­сто за­крой­те гла­за и на­правь­те фо­кус Ва­ше­го осоз­на­ния в ру­ки. … Най­ди­те на­пря­же­ние, ко­то­рое су­ще­ст­ву­ет в Ва­ших ру­ках, по­про­буй­те от­сле­дить сте­пень это­го на­пря­же­ния. … По­про­буй­те по­смот­реть на Ва­ше ды­ха­ние и по­про­буй­те не де­лать ды­ха­ние. Рас­слабь­тесь по по­во­ду ды­ха­ния. … Пусть Ва­ше ды­ха­ние со­вер­ша­ет­ся са­мо. Ни од­но су­ще­ст­во в про­яв­лен­ном не де­ла­ет ды­ха­ния, кро­ме че­ло­ве­ка. … От­пус­ти­те Ва­ше ды­ха­ние, пусть оно сей­час бу­дет, как у кош­ки, ко­то­рая гре­ет­ся на сол­ныш­ке, мяг­кое, неж­ное, рас­слаб­лен­ное. … Пусть Ва­ше ды­ха­ние бу­дет, как у сло­на, ко­то­рый гу­ля­ет по пре­рии и про­сто ды­шит. … Пусть Ва­ше ды­ха­ние бу­дет, как у ста­рой го­рил­лы, ко­то­рая си­дит, смот­рит на свою боль­шую се­мью и про­сто ды­шит. … Пусть Ва­ше ды­ха­ние бу­дет, как у ма­лень­ко­го ре­бен­ка, ко­то­рый ув­ле­чен и со­вер­шен­но не зна­ет, что та­кое ды­ха­ние. Ды­ха­ние про­сто де­ла­ет­ся са­мо…»

«По­смот­ри­те на са­мые силь­ные ощу­ще­ния в Ва­шем те­ле и при этом смот­ри­те на них, как ста­рый муд­рец смот­рит на ре­ку, вот есть по­ток, … вот боль­шая ры­ба, … вот от­ку­да-то при­нес­ло брев­но… Про­сто те­чет ре­ка, и в этой ре­ке есть са­мое силь­ное, са­мое за­мет­ное…»

В вы­ше при­ве­ден­ных тек­стах боль­шое вни­ма­ние, как мож­но за­ме­тить, уде­ля­ет­ся ори­ен­та­ции на пре­бы­ва­ние в со­стоя­нии со­сре­до­то­чен­но­сти, вни­ма­ния и осоз­на­ния. Один из ос­нов­ных эле­мен­тов Сво­бод­но­го Ды­ха­ния – объ­ем­ное вни­ма­ние. По на­ше­му оп­ре­де­ле­нию: «вы­со­ко на­тре­ни­ро­ван­ный уро­вень ор­га­ни­зо­ван­но­сти вни­ма­ния-осоз­на­ния по­зво­ля­ет на­ме­рен­но и плав­но про­дви­гать­ся в про­стран­ст­ве из­ме­нен­ных со­стоя­ний соз­на­ния» [79]. По Ф. Пер­лзу: «Для то­го что­бы быть спо­соб­ным фор­ми­ро­вать и за­вер­шать геш­таль­ты, че­ло­век дол­жен пол­но­стью осоз­на­вать са­мо­го се­бя в на­стоя­щий мо­мент. Ос­нов­ное зна­че­ние сло­ва «геш­тальт» мож­но оп­ре­де­лить как спе­ци­фи­че­скую ор­га­ни­за­цию час­тей, со­став­ляю­щих оп­ре­де­лён­ное це­лое, ко­то­рою нель­зя из­ме­нить без её раз­ру­ше­ния. Геш­тальт-об­ра­зо­ва­ния воз­ни­ка­ют толь­ко на ка­ком-то фо­не или с оп­ре­де­лён­ным зад­ним пла­ном. Мы вы­би­ра­ем из фо­на то, что важ­но или зна­чи­мо для нас, и это важ­ное или ин­те­рес­ное нам ста­но­вит­ся геш­таль­том. Как толь­ко по­треб­ность удов­ле­тво­ре­на, геш­тальт за­вер­ша­ет­ся, то есть те­ря­ет свою зна­чи­мость. Он от­сту­па­ет на зад­ний план, ос­во­бо­ж­дая ме­сто для фор­ми­ро­ва­ния но­во­го геш­таль­та. Ко­гда по­треб­ность нель­зя удов­ле­тво­рить геш­тальт ос­та­ёт­ся не­за­вер­шён­ным. Та­кое не­от­реа­ги­ро­ван­ное или не­вы­ра­жен­ное чув­ст­во ста­но­вит­ся при­чи­ной мно­гих не­раз­ре­ши­мых про­блем и че­рез не­ко­то­рое вре­мя ока­зы­ва­ет воз­дей­ст­вие на те­ку­щие пси­хи­че­ские про­цес­сы. Осоз­на­ние и со­сре­до­то­чен­ность на на­стоя­щемяв­ля­ют­ся клю­че­вы­ми по­ня­тия­ми геш­тальт-тео­рии (157).


Ос­нов­ной про­це­ду­рой геш­тальт­ме­то­да яв­ля­ет­ся рас­ши­ре­ние осоз­на­ния (уп­раж­не­ние, на­прав­лен­ное на рас­ши­ре­ние осоз­на­ния то­го, что при­над­ле­жит внут­рен­ней и внеш­ней зо­нам, ори­ен­та­ция на по­ве­де­ние по прин­ци­пу «здесь и те­перь»).

II. Тек­сты на­стро­ек на­сы­ще­ны об­ра­ще­ния­ми к ре­сурс­ным пла­стам внут­рен­ней пси­хи­че­ской ре­аль­но­сти: «ме­сто» си­лы; вы­бор ме­ж­ду си­лой и бес­си­ли­ем; те­ло как про­стран­ст­во жиз­ни; рас­пус­каю­щий­ся цве­ток осоз­на­ния и так да­лее. Дос­туп к ре­сурс­ным со­стоя­ни­ям пси­хи­ки и бес­соз­на­тель­но­го мо­жет обес­пе­чи­вать­ся вхо­ж­де­ни­ем и пре­бы­ва­ни­ем в тран­со­вом со­стоя­нии, что, как бы­ло ука­за­но вы­ше, обу­слов­ле­но осо­бен­но­стью по­строе­ния на­стро­ек, а так­же пе­ре­жи­ва­ни­ем за­дан­ных в на­строй­ках об­ра­зов и ме­та­фор. Это об­ра­зы уг­луб­лен­но­го са­мо­по­зна­ния; об­ра­зы уг­луб­лен­но­го по­зна­ния «Сверх Я»; на­прав­ляе­мые об­ра­зы не­су­щие об­щую цен­ность; на­прав­ляе­мые об­ра­зы с оп­ре­де­лён­ны­ми те­ра­пев­ти­че­ски­ми це­ля­ми; на­прав­ляе­мые об­ра­зы с сим­во­ли­че­ским ото­жде­ст­в­ле­ни­ем. Воз­мож­ность дос­ту­па к ре­сурс­ным со­стоя­ни­ям пси­хи­ки мо­жет ме­нять са­мо­чув­ст­вие и со­стоя­ние уча­ст­ни­ков груп­пы.


III. За­да­ние в на­строй­ках вы­ше пе­ре­чис­лен­ных об­ра­зов и их пе­ре­жи­ва­ние, а так­же на­прав­ле­ние вни­ма­ния во внут­рен­нюю ре­аль­ность и са­мо­на­блю­де­ние соз­да­ют воз­мож­но­сти для са­мо­уг­луб­лен­но­го ана­ли­за и са­мо­ди­аг­но­сти­ки.

IV. Ка­ж­дая на­строй­ка об­ла­да­ет сво­ей смы­сло­вой и про­блем­ной на­прав­лен­но­стью, кон­так­ти­ро­ва­ние с ко­то­рой для че­ло­ве­ка, про­ис­хо­дит в со­стоя­нии тран­са (на­при­мер, пе­ре­жи­ва­ние си­лы и бес­си­лия, вос­по­ми­на­ние и пе­ре­жи­ва­ние пре­ды­ду­ще­го жиз­нен­но­го опы­та и так да­лее), что мо­жет за­тро­нуть, ак­ти­ви­зи­ро­вать оп­ре­де­лен­ный пласт пси­хи­ки, а это по­вы­ша­ет, де­ла­ет бо­лее ве­ро­ят­ным уча­стие и про­яв­ле­ние дан­ной час­ти пси­хи­че­ско­го в ды­ха­тель­ном про­цес­се. Мож­но го­во­рить о том, что на­строй­ки мо­гут за­да­вать кон­текст тре­нин­га, по­мо­гать в ра­бо­те с людь­ми, имею­щи­ми сход­ные про­бле­мы.

V. Все на­строй­ки на тре­нин­гах по Сво­бод­но­му Ды­ха­нию и ин­тен­сив­ным ин­те­гра­тив­ным пси­хо­тех­но­ло­ги­ям име­ют груп­по­вой ха­рак­тер. По­сле ка­ж­дой на­строй­ки сле­ду­ет ри­ту­ал при­вет­ст­вия, кон­текст ко­то­ро­го за­да­ет­ся в кон­це тек­ста ка­ж­дой на­строй­ки по­сле ус­та­нов­ки на вы­ход из тран­са. Эта часть на­строй­ки мо­жет ока­зы­вать влия­ние на груп­по­вую ди­на­ми­ку и ра­бо­ту груп­пы.

Вы­во­ды по ра­бо­те

В дан­ной ра­бо­те про­из­ве­де­на по­пыт­ка тео­ре­ти­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния на­стро­ек, ис­поль­зуе­мых в ин­тен­сив­ных ин­те­гра­тив­ных пси­хо­тех­но­ло­ги­ях, а так­же про­ве­де­но экс­пе­ри­мен­таль­ное ис­сле­до­ва­ние воз­дей­ст­вия этих на­стро­ек на уча­ст­ни­ков груп­пы тре­нин­га по ин­тен­сив­ным ин­те­гра­тив­ным пси­хо­тех­но­ло­ги­ям.

Ре­ше­ние за­дач ис­сле­до­ва­ния вы­яви­ло:

- вхо­ж­де­ние в тран­со­вое со­стоя­ние уча­ст­ни­ков груп­пы под воз­дей­ст­ви­ем на­стро­ек;

- их по­ло­жи­тель­ное влия­ние на со­стоя­ние уча­ст­ни­ков и груп­по­вую ди­на­ми­ку;

- воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния на­стро­ек для ди­аг­но­сти­ки (при ус­ло­вии об­рат­ной свя­зи) и са­мо­ди­аг­но­сти­ки;

- на­строй­ки мо­гут обес­пе­чи­вать дос­туп к внут­рен­ним ре­сурс­ным со­стоя­ни­ям пси­хи­ки и бес­соз­на­тель­но­го;

- мож­но пред­по­ло­жить воз­мож­ное воз­дей­ст­вие на­стро­ек на кон­текст ра­бо­ты в тре­нин­ге.

 

 







Date: 2015-09-19; view: 334; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию