Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ре­зуль­та­ты тео­ре­ти­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния, экс­пе­ри­мен­та и их ин­тер­пре­та­ция





Ана­лиз тео­рии ме­ди­та­ции и ме­ди­та­тив­ных тех­ник, тех­ник ви­зуа­ли­за­ции, тран­со­вых тех­ник, геш­тальт­ме­то­да Ф. Пер­лза – пси­хо­ло­ги­че­ских тео­рий и тех­ник, на ко­то­рых ба­зи­ру­ют­ся эле­мен­ты на­стро­ек, по­зво­лил вы­де­лить ос­нов­ные мо­мен­ты, важ­ные с точ­ки зре­ния на­стро­ек:

1. Ме­ди­та­ция – это спо­соб са­мо­ре­гу­ля­ции, ос­но­вы­ваю­щий­ся на управ­ле­нии вни­ма­ни­ем для из­ме­не­ния пси­хи­че­ских про­цес­сов;

2. Ме­ди­та­ция мо­жет вы­сту­пать как оп­ре­де­лён­ная тре­ни­ров­ка вни­ма­ния;

3. Про­цесс ме­ди­та­ции вклю­ча­ет три ста­дии: рас­слаб­ле­ние; со­сре­до­то­че­ние; соб­ст­вен­но ме­ди­та­ци­он­ное со­стоя­ние;

4. Во вре­мя ме­ди­та­ции за­ни­маю­щий­ся по­рой ис­пы­ты­ва­ет силь­ные пе­ре­жи­ва­ния, ко­то­рые вы­све­чи­ва­ют его жизнь, за­став­ля­ют взгля­нуть на неё по-но­во­му, по­зво­ля­ют уви­деть её смысл, по­ста­вить пе­ред со­бой но­вые це­ли и ус­та­но­вить но­вые от­но­ше­ния с дру­ги­ми людь­ми и со сво­им ок­ру­же­ни­ем.

Тех­ни­ки ви­зуа­ли­за­ции яв­ля­ют­ся од­ним из на­прав­ле­ний ме­ди­та­тив­ной прак­ти­ки.

Об­зор этих ме­то­дов по­ка­зал, что они ра­бо­та­ют с пе­ре­жи­ва­ни­ем об­ра­зов как со слу­чай­ны­ми и сти­хий­ны­ми ре­ак­ция­ми, так и с тре­ни­руе­мой ре­ак­ци­ей.

Це­ли­тель­ным и влияю­щим на из­ме­не­ния в пси­хи­ке че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся пе­ре­жи­ва­ние об­ра­зов. Наи­боль­шая те­ра­пев­ти­че­ская цен­ность ви­дит­ся в яс­но ощу­ти­мой сим­во­ли­ке пе­ре­жи­вае­мых об­ра­зов. При воз­ник­но­ве­нии ви­ди­мых об­ра­зов от­ме­ча­ет­ся ре­шаю­щее уча­стие эмо­ций.

Тех­ни­ки на­ве­де­ния тран­са слу­жат для то­го, что­бы соз­дать бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия, в ко­то­рых па­ци­ен­та мож­но на­пра­вить к бо­лее оп­ти­маль­но­му ис­поль­зо­ва­нию его соб­ст­вен­ных по­ве­ден­че­ских спо­соб­но­стей. По­треб­ность в со­стоя­нии тран­са ма­ло по­нят­на. Но имен­но в тран­се под­соз­на­ние мо­жет про­из­ве­сти ту внут­рен­нюю ре­ор­га­ни­за­цию пси­хи­ки, в ко­то­рой че­ло­век ну­ж­да­ет­ся, что­бы при­спо­со­бить­ся к столь бы­ст­ро ме­няю­щей­ся в на­ше вре­мя дей­ст­ви­тель­но­сти.

Че­ло­ве­че­ская пси­хи­ка ор­га­ни­зу­ет се­бя в со­от­вет­ст­вии с глу­бин­ны­ми об­раз­ами дос­ти­же­ния, оп­ре­де­ляю­щи­ми на­прав­ле­ние жиз­ни че­ло­ве­ка.

Как пра­ви­ло, эти глу­бин­ные об­ра­зы об­ла­да­ют ус­той­чи­во­стью. Они мо­гут быть из­ме­не­ны в двух ти­пах си­туа­ций. Пер­вая по­зво­ля­ет че­ло­ве­ку на­хо­дить­ся в со­стоя­нии ре­лак­са­ции, не­под­виж­но­сти и на­пра­вить вни­ма­ние внутрь се­бя. Вто­рой путь к из­ме­не­нию этих об­ра­зов пред­по­ла­га­ет рит­ми­че­ское дви­же­ние (тан­цы, ходь­ба, бег). Од­ной из важ­ных це­лей на­ве­де­ния тран­са яв­ля­ет­ся соз­да­ние фи­зио­ло­ги­че­ско­го со­стоя­ния, в ко­то­ром че­ло­век мог бы на­чать соз­да­вать но­вые об­ра­зы дос­ти­же­ния, что, в свою оче­редь, по­зво­ли­ло бы ему по-но­во­му на­пра­вить свою жизнь, что­бы са­мо­осу­ще­ст­вить­ся в ми­ре дез­ор­га­ни­за­ции и стрес­са.

Ис­поль­зуе­мые в ин­те­гра­тив­ных пси­хо­тех­но­ло­ги­ях на­строй­ки яв­ля­ют­ся «клю­чом», ко­то­рый по­зво­ля­ет сра­зу на­чать ра­бо­ту с уча­ст­ни­ком груп­пы, за­це­пить за «чис­тое» про­стран­ст­во пси­хи­ки, за то, что су­ще­ст­ву­ет пря­мо сей­час, здесь и свя­за­но с опы­том.

И этот эле­мент на­стро­ек, ба­зи­ру­ясь на пре­ды­ду­щих ме­то­дах, не­со­мнен­но, опи­ра­ет­ся и на геш­тальт­ме­тод Ф. Пер­лза.

Ре­зю­ми­руя вы­ше­из­ло­жен­ное, мож­но пред­по­ло­жить, что на­строй­ки, ис­поль­зуе­мые на тре­нин­гах по ин­те­гра­тив­ным пси­хо­тех­но­ло­ги­ям, по­мо­гут дос­тиг­нуть по­став­лен­ных на тре­нин­гах це­лей, ес­ли бу­дут вклю­чать в се­бя все пе­ре­чис­лен­ные вы­ше тех­ни­ки или их эле­мен­ты, так как ка­ж­дая из них в от­дель­но­сти име­ет бо­лее уз­кое или от­лич­ное от на­зван­ных вы­ше це­лей на­зна­че­ние.

Эле­мен­ты ме­ди­та­тив­ных тех­ник спо­соб­ст­ву­ют со­сре­до­то­че­нию вни­ма­ния на внут­рен­нем ми­ре, что са­мо по се­бе со­про­во­ж­да­ет­ся тран­со­вы­ми со­стоя­ния­ми, ко­то­рые вме­сте с на­прав­лен­ным ви­зуа­ли­зи­ро­ва­ни­ем и эле­мен­та­ми тран­со­вых и геш­тальт­тех­ник по­зво­ля­ют пе­ре­жить и при­бли­зить­ся в об­раз­ах и сим­во­лах к про­блем­но­му по­лю че­ло­ве­ка, воз­мож­но­стям и цен­но­стям, вы­явить внут­рен­ние ре­сур­сы и не­реа­ли­зо­ван­ные воз­мож­но­сти.

По­сле­до­ва­тель­ное ис­поль­зо­ва­ние на­зван­ных тех­ник при­во­дит к ка­че­ст­вен­но ино­му ре­зуль­та­ту, вы­хо­дя­ще­му за рам­ки при­ме­не­ния од­ной тех­ни­ки.


Ме­ди­та­тив­ные тех­ни­ки и тех­ни­ки на­прав­лен­ной ви­зуа­ли­за­ции тре­бу­ют дли­тель­но­го вре­ме­ни для их ос­вое­ния, а ис­поль­зо­ва­ние их эле­мен­тов в на­строй­ках в со­че­та­нии с не­ди­рек­тив­ны­ми тран­со­вы­ми тех­ни­ка­ми, пре­одо­ле­ваю­щи­ми фильтр сло­вес­но­го по­лу­ша­рия и сни­жаю­щи­ми его ак­тив­ность, по­зво­ля­ет соз­дать ус­той­чи­вые внут­рен­ние ка­на­лы свя­зи с бес­соз­на­тель­ным и бы­ст­рее дос­ти­гать же­лае­мо­го ре­зуль­та­та.

Со­че­та­ние этих тех­ник по­зво­ля­ет дос­тичь за­дач тре­нин­га наи­бо­лее эф­фек­тив­но в крат­чай­шее вре­мя, что весь­ма важ­но при ог­ра­ни­чен­ном вре­ме­ни про­ве­де­ния тре­нин­га.

Экс­пе­ри­мен­таль­ные дан­ные, по­лу­чен­ные в ре­зуль­та­те вклю­чён­но­го на­блю­де­ния, све­де­ны в гис­то­грам­ме 3, где для ка­ж­до­го фи­зио­ло­ги­че­ско­го при­зна­ка тран­са по­ка­за­на в про­цент­ном со­от­но­ше­нии час­то­та его фик­са­ции.

При­зна­ки 1-3 (гис­то­грам­ма 3) не на­блю­да­лись у ис­сле­дуе­мых, т.к. они за­кры­ва­ли гла­за в на­ча­ле на­строй­ки.

В гис­то­грам­ме 4 (по дан­ным ин­тер­вью) в про­цент­ном со­от­но­ше­нии по­ка­за­но для ка­ж­до­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го при­зна­ка тран­са ко­ли­че­ст­во за­фик­си­ро­вав­ших его ис­пы­туе­мых к об­ще­му ко­ли­че­ст­ву ин­тер­вьюи­ро­ван­ных

Наи­бо­лее час­то в ин­тер­вью упо­ми­на­лись та­кие ощу­ще­ния, как по­кой – 100%; ком­форт в те­ле – 100%; ра­дость – 100%; от­кро­ве­ния – 100%; мак­си­маль­ная го­тов­ность к ра­бо­те, плав­ное пе­ре­те­ка­ние в ра­бо­ту – 100%; на­ли­чие внут­рен­них об­ра­зов – 93%; по­лёт – 79%; при­ят­ное пе­ре­жи­ва­ние об­ра­зов – 78%; на­строй­ка за­ря­жа­ет на весь день – 71%; сво­бо­да – 64%; но­вые не­зна­ко­мые ощу­ще­ния – 36%; ощу­ще­ние те­ла из­нут­ри – 29%; рас­те­ка­ние – 21%; ак­ти­ви­за­ция всех ка­на­лов ин­фор­ма­ции – 7%; вы­сво­бо­ж­де­ние эмо­ций – 7%.

Гис­то­грам­ма 3. Циф­ра­ми 1-10 обо­зна­че­ны фи­зио­ло­ги­че­ские при­зна­ки тран­са: 1 – рас­ши­ре­ние зрач­ков; 2 – фик­са­ция взгля­да; 3 – за­мед­ле­ние ми­га­тель­ных дви­же­ний; 4 – за­мед­ле­ние гло­та­тель­ных дви­же­ний; 5 – по­за ста­но­вит­ся не­под­виж­ной; 6 – мыш­цы рас­слаб­ля­ют­ся; 7 – ды­ха­ние за­мед­ля­ет­ся, ста­но­вит­ся брюш­ным и бо­лее рит­мич­ным; 8 – рас­слаб­ля­ют­ся мыш­цы ли­ца, ли­цо раз­гла­жи­ва­ет­ся, в осо­бен­но­сти щё­ки, лоб, гу­бы; 9 – ме­ня­ет­ся цвет ли­ца; 10 – по­яв­ля­ют­ся спон­тан­ные иде­о­мо­тор­ные ре­ак­ции – под­ра­ги­ва­ние рук, дро­жа­ние век, вздра­ги­ва­ние.

При­сут­ст­во­ва­ли сле­дую­щие вы­ска­зы­ва­ния о на­строй­ках:

Уча­ст­ни­ца В., 45 лет: «Хо­ро­шо дей­ст­ву­ет, со­стоя­ние по­сле на­строй­ки очень хо­ро­шее. Во вре­мя од­ной из на­стро­ек при­шло со­стоя­ние – не мог­ла ды­шать, ощу­ще­ние ве­рёв­ки на шее. По­до­шёл ве­ду­щий, по­ло­жил ру­ку на пле­чо. По­чув­ст­во­ва­ла ог­ром­ное об­лег­че­ние. По­сле – со­стоя­ние очень хо­ро­шее».

Гис­то­грам­ма 4. Циф­ра­ми 1-11 обо­зна­че­ны пси­хо­ло­ги­че­ские при­зна­ки тран­са: 1 – от­ме­ча­лось ли сни­же­ние кон­так­та с ре­аль­но­стью; 2 – бы­ла ли кон­цен­тра­ция на внут­рен­них пе­ре­жи­ва­ни­ях; 3 – от­ме­ча­лось ли сни­же­ние оце­ноч­ной ак­тив­но­сти; 4 – бы­ло ли рас­слаб­ле­ние; 5 – от­сут­ст­вие или ис­ка­же­ние вре­ме­ни; 6 – из­ме­не­ние ощу­ще­ния гра­ниц те­ла; 7 – по­те­ря реа­ли­стич­но­сти вос­при­ятия про­стран­ст­ва; 8 – сни­же­ние спо­соб­но­сти к са­мо­иден­тич­но­сти; 9 – яр­кость, лёг­кость про­цес­сов, 10 – сни­же­ние ак­тив­но­сти мыш­ле­ния; 11 – лёг­кость об­раз­но­го мыш­ле­ния и вхо­ж­де­ние в раз­лич­ные ро­ли.


 

Уча­ст­ни­ца Л., 38 лет: «На­ча­ла за­ме­чать во внут­рен­нем ми­ре то, что рань­ше не за­ме­ча­ла. Пе­ре­жи­ва­ния во внут­рен­нем про­стран­ст­ве про­те­ка­ют как бы за пре­де­ла­ми объ­ек­тив­ной ре­аль­но­сти. По­гру­жа­ясь внутрь под­пи­ты­ва­юсь энер­ге­ти­че­ски. Про на­строй­ку «ви­зуа­ли­за­ция за­ча­тия»: «...я бы­ла в этом ми­ре же­лан­ным ре­бён­ком, ре­бён­ком ко­то­ро­го хо­те­ли. Хо­те­ли де­воч­ку, я чув­ст­во­ва­ла се­бя ком­форт­но, но я как-то не хо­те­ла ид­ти, по­то­му что ожи­да­ли не ме­ня, ожи­да­ли де­воч­ку. Ко­гда я во­пло­ти­лась, я чув­ст­во­ва­ла се­бя хо­ро­шо. Эта те­ма ме­ня так за­тро­ну­ла, что в ды­ха­тель­ном про­цес­се я ра­бо­та­ла с от­но­ше­ния­ми с ро­ди­те­ля­ми, с от­но­ше­ния­ми с ма­те­рью. Я по­ня­ла, что от­но­ше­ния глу­бо­кие, лю­бовь, но я ухо­ди­ла от люб­ви ро­ди­те­лей, от­во­ра­чи­ва­лась. Я по­ня­ла, что мож­но ина­че, что мо­гу пой­ти на­встре­чу с от­кры­тым серд­цем».

Во вре­мя ин­тер­вью и бе­сед 50% оп­ро­шен­ных ука­за­ли на то, что «под­ня­тая» во вре­мя на­строй­ки те­ма при­сут­ст­во­ва­ла в ды­ха­тель­ном про­цес­се. «На­строй­ка за­дер­жа­лась на весь день»; «на­строй­ка влия­ла це­лый день»; «влия­ние на­строй­ки ощу­ща­лось в те­че­ние все­го дня» – 36%. Не за­ме­ти­ли ни­ка­кой свя­зи ме­ж­ду на­строй­кой, про­цес­сом и те­ку­щим днём 21% оп­ро­шен­ных.

В ин­тер­вью встре­ча­лись сле­дую­щие оп­ре­де­ле­ния на­стро­ек: спо­соб ди­аг­но­сти­ки се­бя и кли­ен­та; встре­ча со сво­ей сущ­но­стью и раз­го­вор с нею; тех­ни­ка об­ще­ния с са­мим со­бой; од­но­вре­мен­но иг­ра и ра­бо­та; не­что дос­та­ёт­ся из бес­соз­на­тель­но­го с по­мо­щью на­прав­лен­ной ви­зуа­ли­за­ции и из­ме­ня­ет­ся на бо­лее при­ят­ное и при­ем­ле­мое; не для че­го-то, а про­сто зай­ти во внут­рен­ний мир и там на­хо­дить­ся; пря­мой дос­туп к ре­сур­сам.

Уча­ст­ни­ца Л., 35 лет: «На­строй­ка – са­мое глав­ное на тре­нин­ге. Она соз­да­ет об­щее про­стран­ст­во. Про­стран­ст­во во­круг ме­ня­ет­ся, лю­ди на­чи­на­ют жить как бы в ти­ши­не, раз­го­во­ры мед­лен­нее, ду­шев­нее. Вы­хо­дишь за рам­ки «при­выч­ной тро­пин­ки» и смот­ришь на се­бя со сто­ро­ны, при­вы­ка­ешь это де­лать и по­яв­ля­ют­ся но­вые при­выч­ки, но­вые взгля­ды на мир, внут­рен­ний мир рас­ши­ря­ет­ся, рас­ши­ря­ет­ся и внеш­ний».

Уча­ст­ни­ца Н., 21 г.: «Во вре­мя на­строй­ки я или «рас­те­ка­юсь», «раз­ле­та­юсь» на не­сколь­ко кус­ков, а по­том со­би­ра­юсь но­вой, или иду за на­строе­ни­ем – чер­паю на­строе­ние, ре­сур­сы, со­стоя­ние. Опыт впол­не ре­аль­ный».


Уча­ст­ник А., 36 лет: «По­сле ка­ж­дой на­строй­ки всё по-раз­но­му, раз­ные ве­щи мо­гут быть. От­да­юсь это­му и на­чи­наю плыть. У Коз­ло­ва мне нра­вит­ся все­гда, у дру­гих ве­ду­щих бы­ва­ет ка­кая-то часть ума де­ла­ет ком­мен­та­рии: «я бы ска­зал по-дру­го­му», то­гда бы­ва­ет дис­ком­форт­но. У Коз­ло­ва я та­ких ве­щей не пом­ню. На­строй­ка – это на­строй на ра­бо­ту и ре­сур­сы, что­бы прой­ти че­рез неё с по­ло­жи­тель­ным ра­до­ст­ным на­стро­ем. В на­строй­ке при­сут­ст­ву­ет ме­ди­та­ция».

79% уча­ст­ни­ков от­ме­ча­ют в бе­се­де на­строй­ку «Ост­ро­ва».

Уча­ст­ни­ца Т., 21 г.: «Про­сто пу­те­ше­ст­ву­ешь и воз­вра­ща­ешь­ся. За­гля­ну­ла в се­бя и на­шла, что су­ще­ст­ву­ют чув­ст­ва, они все­гда есть, и ты вы­би­ра­ешь уже сам, на ка­ком «ост­ро­ве» на­хо­дить­ся. Внут­ри су­ще­ст­ву­ют и муд­рость, и ин­туи­ция, но ты ту­да не за­гля­ды­вал».

Уча­ст­ни­ца Л., 38 лет: ««ОСТ­РОВ» дет­ст­ва – жар­кие стра­ны, све­тит солн­це, жи­вот­ные, пти­цы, кра­си­вая рас­ти­тель­ность, дом пол­ный иг­ру­шек, не вид­но лю­дей, кто-то обо мне за­бо­тит­ся, всё для ме­ня, но я их не ви­жу, они как те­ни. «ОСТ­РОВ» юно­сти – суе­та, до­ма пя­ти­этаж­ные, нет удобств. Ци­ви­ли­за­ция, нау­ка, тех­ни­че­ский про­гресс, очень бы­ст­ро но­сят­ся ма­ши­ны, ин­тен­сив­ное дви­же­ние. Нуж­но учить­ся, ка­кие-то кни­ги, я са­ма по се­бе, лю­ди во­круг ме­ня, но я не мо­гу най­ти ме­сто в этой суе­те, я ищу своё ме­сто, ни­кто ко мне не по­во­ра­чи­ва­ет­ся, ни­кто не зо­вёт к се­бе. «ОСТ­РОВ» – на­стоя­щая жизнь. Уви­де­ла бо­ло­то, за­мед­лен­ная жизнь, как в клет­ке, я хо­чу из неё вы­рвать­ся. Ви­жу свою ра­бо­ту – пыль­но, душ­но. В те­че­ние дня час­то воз­вра­ща­юсь к под­ня­тым про­бле­мам».

Она же че­рез два ме­ся­ца по­сле тре­нин­га: «Из­ме­ни­лось по­ве­де­ние в при­сут­ст­вии дру­гих лю­дей, лег­ко ста­ло об­щать­ся с дру­ги­ми, лег­ко го­во­рю то, что хо­чу, лег­ко при­вле­каю вни­ма­ние к се­бе, хо­ро­шо при этом се­бя чув­ст­вую».

Во вре­мя ин­тер­вью все уча­ст­ни­ки от­ме­ча­ли, что по­сле на­строй­ки «идёт» подъ­ём, ко­то­рый про­дол­жа­ет­ся во вре­мя и по­сле ри­туа­ла при­вет­ст­вия.

Часть (29%) груп­пы от­ме­ча­ла дис­ком­форт во вре­мя ри­туа­ла при­вет­ст­вия от про­це­ду­ры ри­туа­ла.

Ни­кто из при­сут­ст­вую­щих на тре­нин­ге не от­ме­тил ухуд­ше­ния со­стоя­ния по­сле на­стро­ек.

 







Date: 2015-09-19; view: 296; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию