Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Л. 3. НЕМИРОВСКАЯ 1 pageСтр 1 из 18Следующая ⇒
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОСОФИЯ: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ
Москва Немировская Л.З. Философия: История и теория. Учебное пособие.. М.: РосНОУ, 2007 – 376 с.
Рецензент: Пономарева Г.М., доктор философских наук, профессор МГУ.
Данное учебное пособие по философии включает в себя методические материалы: основные термины, контрольные вопросы и задания к темам, тематику рефератов, литературу. Учебник составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта второго поколения. Автор рассматривает основные исторические типы философии, концепции и школы, роль философии в жизни человека и общества, основные проблемы онтологии, гносеологии, аксиологии и др. В книге можно выделить два основных раздела: историю и теорию философии. Интерес автора к историко-философскому аспекту отражен в главах о древнеиндийской и древнекитайской философии, школах античной философии, учениях средневековых схоластов и мыслителей Нового времени и последующих учениях. В книге рассматривается также проблематика и основные направления современной философии. Книга предназначена для студентов высших и средних учебных заведений, аспирантов, преподавателей вузов и колледжей, для всех, интересующихся философией.
(с) Л.З. Немировская, 2007
ВВЕДЕНИЕ
В учебнике по философии в доступной форме дается общее представление об этапах развития философской мысли, о специфике философского знания, рассматриваются основные философские термины и категории, их происхождение и современный смысл. Дисциплина "Философия" является базовой для бакалавров и дипломированных специалистов вузов и колледжей России. Несмотря на наличие многих учебников и учебных пособий по философии, все они представляют тот или иной взгляд на развитие философской науки. В данном учебнике особое внимание уделено историко-философским представлениям, сформировавшим и современную философию. Учебник преследует цель систематизации философских учений в истории человеческой мысли. Данная логика книги призвана способствовать формированию навыка ориентации в истории философии, различения типов мировоззрений, самостоятельного анализа мировоззренческой проблематики. К каждой теме учебного пособия даны контрольные вопросы и задания, которые призваны помочь студенту, аспиранту проверить свои знания по данному разделу курса. В конце пособия приведены и другие дидактические материалы: литература, экзаменационные вопросы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ п\п Название темы Часы (ауд.) лекция семинар 1. Предмет и предназначение философии. 6 4 2. Исторические типы философии. Ранняя философская мысль Древнего Востока. 10 4 3. Античная философия. 12 4 4. Средневековая философия. 6 4 5. Философия Возрождения и Нового времени. 14 4 6. Философия Просвещения ХУШ в. и классическая немецкая философия. 10 4 7. Русская философия. 8 4 8. Западноевропейская философия. 8 4 9.Философские проблемы бытия и материи. Онтология. 4 2 10.Проблема сознания в философии. 2 2 11. Философские проблемы познания. Гносеология 6 2 12. Философия в контексте мировой культуры. 10 2
Итого: 96 час. лекций, 40 час. сем.
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ 1. Что такое философия? Понятие философского знания. 2- Мировоззрение, его формы и исторические типы. 3. Предмет философии. Структура, основные функции и предназначение философии.
Основные термины. Контрольные вопросы и задания к теме
1. Что такое философия? Понятие философского знания. Философия включается в себя концепции о жизни и мире, в котором живет человек. По выражению известного английского философа Бертрана Рассела, философия является продуктом двух факторов: традиции и научных исследований. Слово “философия” употребляется в различном смысле, широком и узком. Можно сказать также, что философия является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она рассуждает о предметах, точное знание относительно которых недостижимо. Подобно науке, она обращается к разуму, а не к авторитету, и пытается дать ответ на сложнейшие вопросы бытия. Наука и теология соотносятся между собой так, как более или менее точное знание и догматика. Вместе с тем, между теологией и наукой есть область знания, подвергаемая критике и со стороны той и другой, это и есть философия.[1] Взаимосвязь философии и частных наук состоит в том, что философия дает предельно общее знание. Физика же или математика – это частное знание науки. Философия – знание о всеобщем мире, частная наука – знание об одной из сторон этого мира. Философия – знание об объективной реальности, не зависящей от нас. По мысли Х. Ортега-и-Гассета, современного европейского мыслителя, философия формирует мысль об объективной реальности и учит человека строить свою деятельность в зависимости от нее. "В отличие от физики и наук, ей подобных, философия ищет такой реальности, которая не зависела бы от наших действий, а способствовала тому, чтобы наши действия зависели от нее"[2]. Человек живет в мире и так или иначе его воспринимает. Он может руководствоваться обыденным сознанием, или житейским, меняя свое мнение в зависимости от очередных авторитетов, а может иметь свое собственное мнение и свою позицию. Выработать свою позицию, независимую от обстоятельств и авторитетов, трудно. И таких людей — с собственной позитивной установкой—называют самостоятельными, им, как правило, симпатизируют. Многие писатели и ученые, вспоминая о прожитых годах формирования, говорили о важности такого процесса становления личности. Людей, обладающих особой внутренней цельностью, умением противостоять невзгодам и жизненным неурядицам, нередко называют философами. Есть ли такие философы рядом с нами? Кого мы могли бы назвать в своей обычной жизни философами? Видимо, тех, к кому сами нередко обращаемся за житейским советом. Сознаем мы это или нет, но обращаемся не к каждому, а к разумному человеку. Как писал Б.Рассел, философия – это одновременно и следствие, и причина. Она есть следствие социальных обстоятельств, политики и политических институтов; времени, к которому принадлежит. И она есть причина убеждений, определяющая, в свою очередь, политику и социально-политические институты последующих веков. Невозможно рассматривать философов вне времени. Начиная с древнейших времен, философия была не просто делом школ или споров между отдельными группами ученых, а – неотъемлемой частью жизни общества. Философия есть совокупность концепций о жизни и мире. Главный (основной) вопрос философии – вопрос об отношении знания к бытию, духа к природе. Философия есть размышление о том, что в мире преобладает: духовное или материальное. Каково соотношение между ними? Познаваем ли мир? Если мир познаваем, то – насколько? Насколько наше знание может быть адекватным реальности? Эти и многие другие вопросы и являются философскими вопросами. Философия включает в себя и религиозные, и этические, и эстетические концепции, и естественнонаучные гипотезы. Философия в широком смысле этого слова есть мудрость вообще. Философия в узком смысле слова есть теория философствования. Что предполагает философская разумность? Ясно, что это не возрастное состояние мудрого старца. Ведь и старый человек может быть глупцом, а юный—мудрецом. Так что же такое мудрость? Попробуем спросить об этом у одного старого философа — Аристотеля (4 в. до н. э.). Аристотель — древнегреческий мыслитель, известен тем, что основал Ликей (школу философов) и что был учителем великого полководца Александра Македонского. Что же он нам ответит на наш вопрос? “Во-первых,...мудрый, насколько это возможно, знаетвсе, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека... В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлениюпричин ...” [3]. Особенностью философского знания является мудрость, отличная от житейской мудрости. Аристотель называл эту особенность: философии “ знаниемобщего ”. Онполагал, что не обязательно для человека знать много, но важно понимать многое. А добиться этого можно не умножением знания, а умением постигать причины. Это умение дает способность предвидеть события, а значит и - правильно действовать. Аристотель называл философом того, кто способенудивляться, ибо удивляющийся размышляет, философствует. Думает о смене положения Луны, Солнца и звезд, о происхождении Вселенной, о себе и своей судьбе. Важно, что этот удивляющийся человек считает себя незнающим. Потому что тот, кто уверен в своем всезнайстве, никогда не станет философом. И не о нем речь. Чему же удивляется человек-философ? Да всему: миру, звездам, детям, людям. Он очень любят сказки и мифы, он находит в них массу удивительной информации. Он хочет много знать. Но не ради какой-то конкретной пользы, а ради того, чтобы понять явление. Аристотель говорил; “ради разумения”. И именно потому Аристотель называл такого человека свободным (не связанным, не скованным каким-то обязательством), а науку философию — единственно свободной, существующей не с прагматической (полезной) целью, а как бы ради себя самой, “ради разумении”. В философском знании нет прямого утилитарного смысла, какой-либо выгоды и корысти. Путь философского знания — это путь разумного мышления. И формируется это знание вместе с формированием человека разумного (homo sapiens). Вы знаете, что появлению человека разумного предшествовали многие и многие годы, столетия и тысячелетия варварства. Основным типом человека этих времен был человек-хищник, внутривидовой агрессор. Он уничтожен историей, но потомки его остались в человеческом роде, осталась и агрессивность по отношению к людям. Каннибализм — признак этого человеческого прошлого. Сохранившаяся у некоторых индивидов ежедневная потребность в насилии — явление того же порядка. У кого-то эта потребность сублимировалась (претворилась) в удовлетворении атрибутами жестокой политической власти. Современный макиавеллизм (т. е. политика, пренебрегающая нормами морали)—наиболее полное воплощение духовной позиции подобных людей-агрессоров, главным способом жизни которых является жестокость и обман. Время появления разумного человека, руководствующегося в своей жизни не сиюминутной пользой и т. п., а — знанием, мудростью, это время немецкий философ Карл Яснерс называл “ осевым временем ”. Осевое время, начавшееся почти одновременно в течение от 800 до 200 гг. до н. э. в Китае, Индии и на Западе, способствовало развитию философского мировоззрения человека.. Именно тогда произошло формирование того, что позже стало называться личностью. Человек осознавал свое бытие и себя как личность. Осевое время мировой культуры способствовало рождению “Великих Посвященных” — Моисея, Иисуса Христа, Будды, Мухаммеда. С точки зрения философского знания, различаются не “добро-зло”, не “доброе-злое”, а — “ ум - недоумие ”, “ разумность - неразумность ”. Агрессивность опасна, прежде всего, для самого агрессора. У агрессивных, злобных людей нет, чаще всего, психического нарушения, у них нет разума. Это “нелюди”, близко стоящие к приматам, потому они “невменяемы морально”, и добру их не научить. Философское знание — это культура разумного мышления. Такая культура предполагает мышление основательное, научное, но и не допускающее произвола, насилия, умеющее отстаивать свою правоту и мышление свободное, творческое, предполагающее знание бесконечным. Конечно, культура разумного мышления не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Культура разумного мышления — не в том, чтобы зазубрить те или иные законы и примеры, подтверждающие их действие. Культура состоит во многом в способности к самообразованию и осмыслению, в готовности к интеллектуальной работе. В противном случае человек остается на уровне обыденных представлений, и в своей обыденной жизни он не отличается от других обычных людей, не знающих философии. Культура разумного мышления – это, прежде всего, разумность по отношению к самому себе. На этот счет есть одно интересное суждение древнегреческого поэта и драматурга Еврипида (5 в. до н. э.), которое любил повторять великий римский император Александр Македонский (4 в. до н. э). “Противен мне мудрец, что для себя не мудр”. Еврипид - один из трех великих афинских трагиков (наряду с Эсхилом и Софоклом), автор известной трагедии “Медея”, оказавший значительное влияние на европейскую философию и драматургию. Философия – это и психология. Об этой стороне философии писал немецкий мыслитель и поэт И. В. Гете. Как известно, Гете - автор великого сочинения—трагедии “Фауст”, посвященной важнейшей философской проблеме смысла жизни. Гете полагал, что “каждому возрасту человека соответствует определенная философия”. По мысли Гете, такая " возрастная философия " состоит в следующем. “Ребенок является реалистом: он также убежден в существовании груш и яблок, как и в своем собственном. Юноша, обуреваемый внутренними страстями, должен следить за собою. Забегая со своими чувствами вперед, он превращается в идеалиста. Напротив, у мужчины все основания стать скептиком. Он хорошо делает, когда сомневается, надлежащее ли средство выбрал он для своей цели. Перед поступком и во время поступка у него все основания сохранять подвижность рассудка, чтобы не сетовать потом на неправильный выбор. Старик же всегда будет тяготеть к мистицизму. Он видит, как много вещей зависит от случая; неразумное удается, разумное идет прахом, счастье и несчастье неожиданно уравновешивают друг друга. Так есть, так было,— и преклонный возраст находит успокоение в Том, который был, и есть и будет...”[4]. Как мы видим, Гете говорил о периодической смене философского мировоззрения с изменением возраста человека. Он назвал, по крайней мере, четыре типа мировоззрения. Во-первых, - реализм, подобный мировоззрению ребенка, наиболее простое и понятное мироощущение. Во-вторых, - сенсуализм, подобный мироощущению юноши, обуреваемого чувствами, и идеализм. В-третьих, - скептицизм, ироничность по отношению к жизни. В-четвертых, - мистицизм, представление о реальности как недоступной разуму. Согласно мистицизму возможно только интуитивно-экстатическое восприятие мира. Все названные Гете четыре типа мировоззрения мы находим и в личностной философии, и в философских школах. Есть философские школы реализма и материализма, сенсуализма и идеализма, скептицизма и агностицизма, мистицизма и иррационализма. С этими терминами мы ни раз встретимся в нашем курсе философии. Философское знание отражает культуру своего времени. Модно сказать, что всякому времени соответствует своя философия. Так, авторитарные государственные режимы, как правило, сопровождаются догматическим мировоззрением, или догматической философией, Недаром сталинская эпоха отражалась в мировоззрении господством формализма и догматизма, на чем был основан “Краткий курс” и его жесткие формулы. Напротив, демократические формы государственного правления отражаются и своеобразием, свободой в мировоззрении. Философское знание – это поиск и решение проблем, на которые нет сиюминутного ответа и которые не предполагают такового. Это не прагматические вопросы. Это так называемые “ открытые ” или “ вечные ” вопросы. В связи с этим, Георг Зиммель (1858—1918)—немецкий социолог и культуролог писал о “трагедии творчества” и вечных противоречиях между объективацией творчества и застывшими формами культуры: “Одни только филистеры могут полагать, что конфликты и проблемы существуют для того, чтобы быть разрешенными”.[5] Каждое новое поколение, каждый новый человек в своей жизни снова и снова обращается к ним и ищет решения. Каждый проходит свою школу жизни, и опыт прошлого поколения мало, что ему дает. Важнейшие вопросы жизни встают перед людьми в новых, неповторимых формах. Решение проблем связано с индивидуальным опытом и спецификой взгляда именно этого индивида. Но при этом весьма важен весь предшествующий опыт. В опыте людей есть общечеловеческое содержание, общее, присущее всем людям, хотя каждый выбирает свое индивидуальное решение. Для того, чтобы сделать этот свой выбор, человек и обращается к мировому опыту, общечеловеческой культуре — к мифологии, религии, философии. Философское знание – это учение о нравственных ценностях. Одна из проблем, имеющих философское общечеловеческое содержание, это проблема экологической этики, или экологической совести. Проблема экологии вообще относится к разряду аксиологических (ценностных) проблем. Что наиболее ценно в этом мире? Именно философия ставит этот вопрос и отвечает. Она заявляет о моральной ценности природы. Благодаря своей способности к обобщению, философия позволяет понять мир как сложную экосистему. Экосистема — органичное целое. Все ее элементы о взаимно определяют и взаимно дополняют друг друга. Философское знание оптимистично и жизнеутверждающе. Оно признает необходимость интеграции человека и природы, гармонизации их отношений. О проблеме единения человека и природы и о принципе "благоговения перед жизнью" писал немецко-французский философ ХХ в. А.Швейцер. Экологическое мышление было важнейшим для самых различных философских учений. Итак, каковы же основные черты философского знания? Это не столько многознание, сколько "разумение", понимание, осмысление мира. Это умение постигать причины явления, "смотреть в корень", и потому — предвидеть дальнейший ход событий. Это постоянное сомнение и готовность к поиску, открытость к познанию ("способность удивляться"). Кто уверен в своем всезнании, нечего делать в философии. Это не агрессивное, ненасильственное отношение к людям, к миру, а руководствующееся только разумом. Это мудрость, проявляющаяся и в житейских делах. Наконец, для философского знания характерно обращение к " вечным " смысловым вопросам человеческого бытия, на которые нет сиюминутного ответа, но без которых не обходится ни один человек: Кто я? Для чего живу? В чем смысл моей жизни? А Вселенной? Кем мне приходятся другие люди, животные? Что означает для меня природа и ее смерть? Философия хотя и не дает однозначного ответа, но учит думать, размышлять. Она как бы формирует совесть, в том числе и — экологическую совесть, поскольку позволяет ощутить мир как единую экосистему и место в нем человека. Нередко в литературе можно встретить выражение " философский камень ". Найти философский камень, – значит, найти истину, узнать суть того или иного явления, понять его причину и значимость. Философия, как и, впрочем, все другие науки, использует в своем анализе особый язык и терминологию. Философский язык отличается от обыденного языка, хотя и пользуется теми же словами (бытие, материя, сознание и др.).
2. Мировоззрение, его формы и исторические типы. Мировоззрение можно определить как воззрение на мир, размышление о мире, обществе, человеке. Мировоззрение может быть различным. Оно различается по формам, уровням и историческим типам. По ф орме мировоззрение может быть социально дифференцированным, региональным, профессиональным и т п. По уровню мировоззрение может быть обыденно-практическим или научно-теоретическим. Может опираться на жизненный опыт или – на научную логику. В соответствии с этим, человек обосновывает и необходимые действия. Человек стремится к профессиональному знанию. Это естественно. Но ему необходимо и нечто большее, чтобы решить конкретную задачу. Кругозор, умение видеть тенденции и перспективы развития мира, конкретного явления, понимать суть. Представления о мире и месте в нем человека и называют мировоззрением. Русский философ В.С.Соловьев дал свое оригинальное определение мировоззрению. Мировоззрение — это “умственное окошко”. В работе "Идея "сверхчеловека" Соловьев сравнил три формы мировоззрения: экономический материализм К. Маркса, “отвлеченный морализм” Льва Толстого и теорию “сверхчеловека” Ф. Нипше. В.Соловьев писал: “В окошко экономического материализма мы видим один задний, или как французы говорят, “нижний” двор истории и современности; окно отвлеченного морализма выходит на чистый, но уж слишком, до совершенной пустоты чистый двор бесстрастия, опрощения, непротивления, неделания и прочих без и не; ну а из окна ницшеанского “сверхчеловека” прямо открывается необъятный простор для всяких жизненных дорог, и если, пускаясь без оглядки в этот простор, иной попадает в яму, или завязнет в болоте, или провалится в живописную, величавую, но безнадежную пропасть, то ведь такие направления ни для кого не представляют безусловной необходимости, и всякий волен выбрать вон ту верную и прекрасную горную дорожку, на конце которой уже издалека сияют средь тумана озаренные вечным солнцем надземные вершины”[6]. Мировоззрение зависит и от ориентации личности, и от многих иных факторов: исторических условий, социальных перемен. На том или ином историческом этапе возможно общее убеждение и идеалы, нормы жизнедеятельности. Тогда и говорят: “вот в наше время...”. Но при этом в реальной действительности мировоззрение имеет не только общие, типичные для времени черты, но и преломляется во множестве индивидуальных вариантов. Мировоззрение, отражая свое время, имеет также социальные, профессиональные и иные особенности. Кроме того, каждый человек может обладать и собственным, индивидуальным мировоззрением. Мировоззрение отличается особой ценностной ориентацией личности. Конечно, речь идет отнюдь не об утилитарной стоимости или полезности вещи, а о духовной “переоценке ценностей”, т. е. понимании того, что есть ценности, поважней сиюминутных забот. Это добро, красота, мир и т. п.; то, без чего вообще невозможна жизнь. Таким образом, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация. Мировоззрение — это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на дорожку застоя, в "болото". Фанатичное, безоговорочное следование избранной доктрине, срастание с ней — без критики и собственного анализа, принятие на веру раз и навсегда какой-то идеологии (социальной установки, религиозной идеи или научной концепции) называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Мифологическоемировоззрение. Слово " мифология" происходит от греч. mifos — предание, сказание и logos — слово, учение. Это тип общественного сознания, способ понимания мира, характерные для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. В мифологии древней Греции мы находим сведения о происхождении мира и богов. “Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и.богиня Земли — Гея... Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь — Эрос. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак — Эреб и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру и стали сменять друг друга ночь и день”[7]. Мифы — это древние сказания разных народов о богах и героях. Они различны. Это индийская легенда “Рамаяна” о приключениях Рамы и о любви Рамы и Ситы. Древнегреческое, гомеровское сказание “Илиада” и “Одиссея” о троянской войне и путешествиях Одиссея. Есть ли в них что-то общее? Да, это тема единства человека и космоса, человека и богов; поиски разгадок тайн жизни, ее происхождения; поиски ответов на затаенные вопросы об устройстве мира и назначении человека. Вот, скажем, миф Древней Греции “Нарцисс”. О чем он? О прекрасном и гордом герое — Нарциссе, который не любил никого, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви. В лесу он слушал свой голос, отзывавшийся эхом. В лесном озере с любовью рассматривал свое отражение. Настолько Нарцисс был поражен собственным отражением, что не ел и не пил, а только глядел. Глядел до тех пор, пока он не упал, обессиленный, на прибрежную траву и умер. А на том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок смерти, нарциссом зовут его[8]. Так боги наказали юношу. Нам же от той легенды осталось название — нарциссизм. Оно довольно известно и в психологии, и в философии и служит для обозначения самовлюбленности. Миф — это наиболее раннее проявление духовной культуры человечества. В нем отражена мудрость различных народов. В мифе многие природные явления приобретали человеческий облик. Поэтому миф сродни детской сказке. В самом деле, это детство человечества в причудливой форме постигало мир. Народный эпос, сказки, мифы и легенды, былины и сказания вошли в гуманитарную культуру разных народов — в литературу, искусство, музыку. Мифы использовали в своих произведениях Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Пушкин, П. Чайковский. В мифах отражены важнейшие мировоззренческие вопросы: о происхождении мира, человека, о жизни и смерти, о судьбе, добре и зле. Другие формы мировоззрения — религия и философия— унаследовали от мифологии те же вопросы, хотя и искали ответы другими путями. Религиозное мировоззрение. Слово "религия" происходит от лат. religio—благочестие, набожность. Это такой тип мировоззрения, в котором освоение мира основано на вере в сверхъестественное. Религиозное мировоззрение строится на религиозных представлениях, которые различны в разных формах религий. Христианство, буддизм, ислам — мировые религии. Им соответствуют христианское, буддийское, исламское (мусульманское) миропонимания. Они являются плодом исторического развития и представляют собой различные типы культур. Религиозное мировоззрение выражено в форме притч, сказаний, которые оказывали и оказывают, по сей день, большое влияние на массовое сознание разных стран и регионов. Религиозное мировоззрение помогает человеку в тяжелые минуты жизни и дает ответы на его вопросы о жизни и смерти и т. п. Например: Притча И. Христа “О сеятеле”. Это рассказ о крестьянине, засеявшем поле. Иисус учил примерами. "Один крестьянин вышел в поле сеять. Когда он разбрасывал семена, то несколько зерен упало у самой дороги. Прилетели птицы и склевали их. Другие зерна упали на мелкую каменистую почву; они взошли быстро, но когда наступил зной, ростки увяли и засохли, потому что глубоких корней у них не было. Другие упали в сорную траву, и сорняки не дали им прорасти, заглушили. Но семена, которые упали на плодородную почву, дали прирост в тридцать, а то и в шестьдесят и даже в сто крат!". Позже, когда народ разошелся, и с Иисусом остались только его ученики, они спросили “Что значит эта притча?” Иисус ответил: "Сеятель сеет слово. Есть люди, которые очень похожи на семя при дороге. Как только они услышат слово, то приходит Сатана и похищает его из них. Другие – как семена на каменистой почве, они слышат слово и сразу же принимают его. Но так как корней глубоких у них нет, то они весьма недолговечны. Когда из-за принятого ими слова они встречают трудности и преследования, они не выдерживают. Другие – как семена в сорняках. Они слышат слов, но повседневная суета, ложь, богатство и суетные желания приходят и заглушают в них слово, делая его бесплодным. Другие же – как семя, посеянное на плодородной почве. Они слышат слово, принимают его и приносят плод — в тридцать, шестьдесят, а то и во сто раз больше посеянного”. Нужна ли религия человеку? Как любое явление человеческого духа, она дает человеку знание и дает повод к размышлению, учит нравственности, помогает найти свою судьбу. Как соотносятся религия и философия? Философия — наука, это рационально - теоретическое мировосприятие. Религии же опирается, прежде всего, на веру. Философская мысль нуждается в свободе, она не ограничена каким-то авторитетом. Религия — нуждается в авторитете церкви, вероучения. Философия невозможна без образования, она предполагает знание истории (в частности, истории религии и культуры). Религия более всего опирается на интуицию. Date: 2015-09-18; view: 821; Нарушение авторских прав |