Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа с книгой





О книге как источнике знаний написано много добрых слов, и она их заслуживает. Развитие компьютерных технологий привело к появлению электронной версии книги, которая существует в Интернете, на компакт-дисках или в памяти персонального компьютера.

В Интернете сегодня функционируют целые библиотеки, располагающие десятками тысяч электронных текстов. К ним, например, относится электронная www-библиотека Максима Мошкова (электронный адрес lib.ru) - самая большая в русскоязычном Интернете. Она ежедневно пополняется новыми произведениями художественной литературы, книгами по проблемам политики, истории, философии. Однако основное количество электронных книг находятся за границей, и те, кому подвластен английский либо другие иностранные языки, могут пользоваться всеми этими богатствами. Одна из лучших систем поиска электронных книг расположена по адресу digital.library.upenn/edu/books/search/html.

Интернет особенно полезен как источник оперативной информации. В рамках программы «Электронная Россия», которая работает с начала 2002 г., в Интернете формируются официальные сайты центральных и региональных органов государственной власти и управления, которые представляют интерес для студентов значительного числа специальностей как источники свежей и достоверной информации из органов государственной власти и управления.

Так, большие и разноплановые возможности открывает обращение к сайту Правительства России, запущенному с декабря 1999 г. Сайт содержит четыре модуля. В первый входит основная информация о работе правительства, министерств и ведомств, справочные материалы и новости о работе кабинета министров. Второй модуль – нормативные документы. Третий – каталог сетевых ресурсов, Интернет-сайты других государственных органов власти и средств массовой информации. Причем, как обещают хозяева правительственного сайта, в этом модуле количество проиндексированных сайтов будет расти. Последний модуль - «интерактивные сервисы». Благодаря этому модулю можно обращаться к Правительству России и министерствам в электронном виде. Пользователи сайта правительства по мере его развития получат возможность выхода в информационные базы всех министерств и ведомств, региональных органов власти вплоть до местного самоуправления. Новости из жизни правительства сопровождаются новостями из жизни министерств. (Адрес сайта www/government/ru; www/pravitelstvo/gov.ru).

Одно время в обществе, пребывавшем в эйфории от возможностей компьютерных технологий, даже появилось мнение, что печатная книга изживает себя. Со временем пришло понимание, что, в сущности, книга и ее компьютерный текст дополняют друг друга. В тексте гораздо легче ориентироваться, искать какую-то фразу, подсчитывать статистику слов, составлять словарь и т.д. Очень удобно осуществлять поиск литературы в библиографических информационных сборниках на CD-ROM. Используя электронный вариант книги, можно значительно быстрее подготовить на его базе реферат, контрольную работу, подогнать текст своей работы под требуемый учебным заданием объем. Возможно, в будущем по крайней мере научные книги, учебники будут существовать парал­лельно с их электронными вариантами, и каждая книга будет продаваться вместе с компакт-диском, что позволит объединить достоинства печатного и электронного издания в учебе и научной работе.

Работая с книгой, студенты сталкиваются с рядом проблем: на какой книге остановиться, когда у тебя есть выбор; как эффективнее усваивать прочитанное; как решить проблему между необходимостью прочитать большой объем литературы и ограниченностью времени на ее изучение и т.д.

Ответ на первый вопрос достаточно прост: в первую очередь целесообразнее всего обратиться к той литературе, которую рекомендует преподаватель. Нельзя пренебрегать и мнением студентов старших курсов, работников библиотеки. Другой вариант решения проблемы выбора литературы предполагает чтение аннотации на первых страницах книги, в которой указано, кому и для каких целей она может быть полезна. Возможны и другие варианты

Ответ на последующие вопросы, очевидно, необходимо начать с проверенного не одним поколением студентов вывода, что доля усвоенного учебного материала и его объем существенно зависят от манеры прочтения. Можно выделить пять основных приемов работы с литературой, позволяющих повысить ее эффективность, исходя из задач подготовки к занятию, бюджета времени студента, навыков работы с литературой: чтение-просмотр, выборочное чтение, сканирование, углубленное чтение, быстрое чтение.


Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с книгой, оценки ее ценности. Это обязательный элемент работы с книгой. Он предполагает ознакомление с аннотацией, предисловием, оглавлением, заключением книги, поиск по оглавлению наиболее важных мыслей и выводов автора произведения.

Выборочное чтение предполагает избирательное чтение отдельных разделов текста. Читатель как бы видит текст полностью и при чтении ничего не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах, которые ему необходимы. Этот метод используется, как правило, после предварительного просмотра книги, при ее вторичном чтении. Скорость такого чтения очень велика, поскольку только нужный раздел или сюжет книги читается углубленно.

Сканирование представляет быстрый просмотр книги с целью поиска фамилии, факта, оценки и т.д.

Углубленное чтение предполагает обращение внимания на де­тали содержания текста, анализ и оценку фактов и сюжетов содержания источников и литературы. По своей сути - это критический, аналитический, творческий способ чтения, сопровождающийся самостоятельным толкованием фактов, положений и выводов книги, статьи и пр. Скорость подобного вида чтения составляет ориентировочно до 7-10 страниц в час. Она может быть и выше, если читатель уже обладает определенным знанием по теме книги или статьи. Отсюда можно сделать вывод: чем больше студент читает, тем больший объем литературы ему будет подвластен.

Работая с книгой методом углубленного чтения, нужно уяснить себе, какая при этом преследуется цель: чтение ради развлечения? Для того чтобы поделиться с кем-нибудь своими впечатлениями? Чтобы получить нужную информацию? Углубить свои познания? Установка будет влиять на выбор методики запоминания и на степень необходимости структурной организации материала. Углубленное чтение предполагает предварительное использование других видов работы с книгой, включая следующие этапы:

• общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

• беглый просмотр всего содержания;

• чтение в порядке последовательности расположения материала;

• выборочное чтение какой-либо части произведения;

• выписка представляющих интерес материалов;

• критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущего выступления или контрольной работы.

Общие правила углубленного чтения предполагают выполнение определенных условий.

1. Добейтесь концентрации внимания, устраняя отвлекающие факторы и помехи.

2. Не ограничиваясь простым аккумулированием фактов и данных, поразмышляйте над ними и постарайтесь их понять. Современные исследования подтвердили гипотезу о том, что понимание является одной из основ обучения и памяти. Без понимания смысла информации ее очень трудно запомнить.

3. При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания. Возможно, что часть полученных данных окажется бесполезной: очень редко они используются полностью. Поэтому необходим их тщательный отбор и оценка.


4.Читая, проявляйте активность, мысленно отмечайте ключевые слова, идеи и образы. Вникайте в логику изложения материала, стремясь раздробить учебный материал на логические блоки и представить его план, отделить главные идеи от второстепенных. Если вы имеете дело с личной книгой, то можно подчеркнуть карандашом ключевые слова и мысли. По мнению некоторых специалистов, подчеркивания, которые обыкновенно делаются при первом чтении текста, зачастую носят случайный, непродуманный характер, и поэтому не только не помогают пониманию материала, а скорее мешают.

5.Целесообразно составлять конспект изученного материала. Однако не следует начинать конспектирование сразу, по ходу чтения. Сначала надо разобраться в содержании материала. Если статья или раздел книги по объему небольшой, то целесообразно приступить к конспектированию, прочитав текст полностью. В других случаях желательно прочитать смысловые блоки до 7-10 страниц.

6.По ходу изучения материала полезно пользоваться подсобными черновыми записями на особом листке, на котором отмечать обратившие на себя внимание вопросы, факты и т.д., то есть все то, что понадобится для составления окончательного конспекта. Черновую рукопись желательно выполнять на стандартных листах писчей бумаги. Такие листы надо заполнять только с одной стороны, чтобы в случае необходимости можно было делать различные текстовые вставки или, наоборот, выкидки, не переписывая страницу заново.

Не следует исписывать всю страницу. Желательно оставить место для последующих дополнений и изменений. Располагать записи на странице целесообразнее так, чтобы с одного взгляда было ясно, какие идеи или понятия являются основными. Чтобы выделить важную часть текста, полезно использовать цвет, обвод, маркер и другие способы.

7.Одновременно с регистрацией собранного материала следует его анализировать, сопоставлять, сравнивать полученные цифровые и другие данные, классифицировать их и т.п. Во всех случаях следует отбирать только проверенные данные, использовать самые авторитетные источники, обязательно указывая, откуда взяты те или иные материалы. Если есть возможность, то наиболее важные факты желательно перепроверить, пользуясь разными источниками. К аргументам и выводам авторов книг и статей также необходимо подходить критически. Книги пишут люди, и они могут тоже ошибаться, иметь свою особую точку зрения, существующую только в виде гипотезы. Нельзя забывать, что жизнь не стоит на месте, а вместе с ней развиваются и научные знания. То, что считалось абсолютно точным вчера, сегодня может оказаться неточным и даже ошибочным.

8.В окончательном виде в конспекте целесообразно записывать: тему, название проблемы, с которой связано содержание книги; библиографические данные книги, использованные страницы, план изученного материала и заинтересовавшую вас информацию; встречающиеся в книге понятия с относящимися к ним определениями и объяснительными схемами; оценки изученного материала.


Методика углубленного чтения газет может иметь определенные особенности, обусловленные характером этих печатных изданий. Вызывает интерес метод, используемый на курсах журналистики в США, придающий большую уверенность в том, что из поля зрения учащихся не ускользнет ни один аспект какого-либо события, отмеченного в газетах. Этот метод предполагает поиск читателем ответа на шесть простых вопросов: кто делает, что, когда, почему, где и как?

С возросшими объемами информации, которые следует переработать, осваивая учебные программы, поможет бороться методика быстрого чтения. Она позволяет извлекать из текста осмысленную информацию на повышенной скорости чтения. Существует десять золотых правил быстрого чтения:

1. Читайте текст любой сложности всегда только один раз. Возвратные движения глаз недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно повторно прочитать текст, если в этом есть необходимость.

2. Читайте, мысленно укладывая информацию в блоки интегрального алгоритма. Помните постоянное содержание его блоков. В процессе чтения ищите ответы на стандартные вопросы, поставленные в блоках алгоритма.

3. Читайте без артикуляции. Проговаривание – главный враг быстрого чтения. Чтобы подавить артикуляцию, выполняются специальные упражнения, а именно: чтение про себя сопровождается выстукиванием простейших аккордов в «рваном темпе», например, ручкой по столу и т.п. Опыт показывает, что достаточно 20 часов чтения в подобном режиме, чтобы созрела и окрепла новая программа работы мозга, обеспечивающая обработку поступающей в мозг информации без ее проговаривания.

4. Читайте вертикальным движением глаз. Такой способ чтения предъявляет высокие требования к навыкам периферического зрения. Его можно развить, используя для тренировки узкие газетные колонки, затем обычные страницы книг, разделенные сплошной карандашной линией по середине. Читайте подготовленные таким образом материалы первоначально в темпе страница за 15 секунд, стараясь понять смысл прочитанного. По мере отработки движений глаз переходите к осмысленному чтению страницы за 30 секунд.

Для тренировки периферического зрения можно также исполь­зовать специальные таблицы в комплекте из 10 штук. Таблица пред­ставляет разграфленный на 25 ячеек картонный квадрат размером 20

на 20 см. В ячейку вписываются в свободном порядке цифры от 1 до 25. Методика работы заключается в том, чтобы быстро отыскать по порядку возрастания все 25 чисел в каждой таблице. Читатели с хо­рошими параметрами внимания и полем видения затрачивают на одну таблицу 25-30 секунд. По мере тренировок время работы с таблицей может быть сокращено до 10-12 секунд.

5.При чтении будьте внимательны. Быстрое чтение требует повышенного внимания. Концентрации внимания способствует относительная, но не полная тишина, отсутствие отвлекающих факторов. Продуктивность внимания определяется также общим состоянием человека, его эмоциональной настроенностью. Если он утомлен или чем-то расстроен, ему трудно добиться хорошей концентрации внимания. Поэтому рекомендуется читать на свежую голову и под хорошее настроение, а если это невозможно, то предварительно немного отдохнув.

6.Старайтесь понять прочитанное. При чтении выделяйте ключевые слова, смысловые опорные пункты - пункты внимания. Помните, что чтение - это поиск и обработка смысла и значения.

7.Используйте при чтении основные приемы запоминания. Целью чтения определяются установки и характер запоминания. Запоминается только то, что понятно. Запоминайте не отдельные слова и фразы, а мысли и идеи автора.

8.Читайте с переменной скоростью.

9.Постоянно тренируйтесь, чтобы закрепить приобретенные навыки.

10. Читайте ежедневно норму – две газеты, один журнал по специальности и 50-100 страниц книжного текста1.

Как можно заметить, сравнивая разные методики работы с книгой, в них немало общего.







Date: 2015-09-18; view: 385; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию